Пояснительная записка в настоящее время взаимосвязь между обществом и природой настолько усложнилась, что породила глобальную проблему, получившую название экологической проблемы



Скачать 271.75 Kb.
Дата01.05.2016
Размер271.75 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский эколого-биологический центр»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан







РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

протокол №1

от «29» августа 2013 года




УТВЕРЖДАЮ

Директор


МБОУ ДОД «ДЭБЦ» ЕМР РТ

/_________/ Ахтямова А.Я.

Приказ № 34

от «29» августа 2013 г.




МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

объединения «Юный эколог»

срок реализации: 2 года

возраст обучающихся: 9 – 14 лет
Усманова Галия Саитовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г.Елабуга, 2013 год.







Пояснительная записка

В настоящее время взаимосвязь между обществом и природой настолько усложнилась, что породила глобальную проблему, получившую название экологической проблемы, которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей природной среды. Состояние окружающей природной среды является одной из наиболее острых социально-экологических проблем, прямо или косвенно затрагивающей интересы каждого человека. Современная экономика и развитие общества ориентированы на увеличение уровня потребления природных ресурсов, следовательно, на дальнейшее ухудшение состояния окружающей среды. Сейчас экологическое образование становится фактором, обеспечивающим развитие народного хозяйства, и должно рассматриваться в качестве основы для формирования нового образа жизни, когда человек находится в гармонии с окружающей средой. В связи с этим уже сегодня возникла необходимость в ускорении формирования нового мышления и мировоззрения, обязательным становится личное участие каждого человека в решении проблем окружающей среды.

Актуальность программы «Юный эколог» заключается в том, что в системе государственных мер по охране окружающей среды природоохранное воспитание, и формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями и практическими умениями и навыками по оптимизации воздействий на окружающую среду в различных видах деятельности. Главной целью экологического образования является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры - длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в детском саду, в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии непрерывного экологического образования и воспитания по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранной деятельности.

Программа «Юный эколог» - модифицированная, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Программа «Юный эколог» составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, издательства «Просвещение» 1983 года. С учетом экологической направленности и регионального компонента, в соответствии с возрастными особенностями, интересами и потребностями учащихся, программа корректируется на 10-15%.

Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющейся программы с экологической направленностью (типовая программа «Юный эколог») развернутостью, личностной ориентаций, практической природоохранной направленностью и экологическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.


Цель и задачи программы
Цель программы «Юный эколог» - формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования, воспитание у учащихся убежденности в необходимости изучения и охраны природы.

Задачи программы:
Образовательные. Способствовать усвоению и расширению научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатств, осознанию ценности природы для общества и человека.
Развивающие. Способствовать развитию потребности общения человека с природой, активизировать практическую природоохранную деятельность по улучшению состояния природной и окружающей среды.
Воспитательные. Воспитание экологической культуры бережного, ответственного отношения к природе, к ее богатствам и обитателям, культуры здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, на дорогах.

Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу реализации программы положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и наблюдений. Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.

Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, аншлагов, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями.

Особое место в программе занимает  организация воспитательной работы в эколого-просветительском направлении. Программа «Юный эколог» предусматривает участие детей в муниципальных, республиканских, всероссийских мероприятиях:

- экологических акциях и операциях: «Марш парков», «Ель», «Белая береза», «Первоцвет», «Встреча пернатых друзей», «Зимующие птицы», «День воды», «Поможем животным вместе»;

- экологических декадах и тематических беседах: «Экономия электричества», «Здоровый образ жизни», «Экология города, в котором я живу», Растения и животные Красной книги Республики Татарстан», «Свалка по имени Земля»;

- в экологических слетах, научно-практических конференциях, выставках, конкурсах.

В целях формирования  культуры безопасного поведения на улицах и дорогах, в конце каждого занятия повторяются правила дорожного движения, для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Программа «Юный эколог» предназначена для учащихся 3-7 классов и рассчитана на два года обучения, 288 часов, по 2 часа, два раза в неделю.

Основой первого года занятий является раскрытие понятий среды, экологических факторов и их взаимодействия, поэтому последующий год полнее раскрывает действие экологических факторов на живой организм, а также влияние самих организмов на среду. Во второй год занятий обобщается взаимосвязь организмов, их влияние друг на друга, позволяет подойти к рассмотрению этих аспектов на уровне популяций, т.е. совокупности особей одного вида.

Для реализации программы необходимо проводить встречи со специалистами и учеными, занимающимися вопросами охраны природы, приглашать их на защиту рефератов, конференций. Научно-исследовательские задания можно получить на кафедрах биологии в университетах, пединститутах, городских обществах охраны природы, лесничествах и лесопарковых хозяйствах.

Результатом реализации программы являются углубление знания экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение лекторской, пропагандистской и инструкторской работой по охране природы, овладение туристскими навыками.
Условия реализации программы
Материально-технические условия

Для успешной реализации программы необходима материально-техническая база, включающая:

- кабинет для проведения занятий;

- мини-лаборатория для проведения лабораторных исследований;

- гербарий;

- определители растений и животных;

- современные информационные технологии: проектор, компьютер.
Внешние условия

Работа по программе предполагает сотрудничество педагогов и учащихся:

со специалистами национального парка «Нижняя Кама», Министерства экологии и природных ресурсов, администрацией парковых зон, лесничествами; средствами массовой информации.
Методическое обеспечение программы
Разработки эколого-познавательных игр и бесед «Зимующие птицы», «Свалка по имени Земля», «Кругом вода», «Что? Где? Когда?», «Экологический калейдоскоп», «Войди в лес другом», «Первоцветы, их значение и охрана», «Живая планета», «Береги свой подъезд» и др.;

Методические рекомендации по проведению школьного экологического мониторинга.


Предполагаемые результаты
Учащиеся должны знать:

- определение основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потока энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддержания экосистем);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов экосистем;

- о экологическом мониторинге (глобальный, региональный, локальный; физико-химические и биологические методы исследования компонентов природной среды);

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); природоохранные организации города и республики;

- современные экологические проблемы Республики Татарстан (причины и последствия, пути решения);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газа в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

- о современном состоянии и охране водных ресурсов; вода, ее значение и свойства, качество воды; рациональное использование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

- о современном состоянии и охране почв (почва, ее главные функции; рациональное использование, причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией); характеристика почв Татарстана;

- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП, России и Республики Татарстан, и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги в охране редких и исчезающих видов);

- об особо охраняемых природных территориях (основные задачи, национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы); Волжско-Камский Государственный Заповедник, национальный парк «Нижняя Кама»;

- особенности городской экосистемы и роль в ней хозяйственной деятельности человека; проблемы экологии городов;

- основные понятия экологии человека, о приспособлениях организма к окружающей среде, о влиянии антропогенных факторов на здоровье человека;

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- строить графики простейших экологических зависимостей;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем взаимоотношений природы и общества;

- проводить описания природных территориальных комплексов родного края;

- поставить эксперимент в природе и провести его анализ4

- проводить весовые, колориметрические, титриметрические методы исследования проб почвы и воды;

- общаться с химическими реактивами, лабораторной стеклянной и фарфоровой посудой, нагревательными приборами;

- определять уровень загрязнения воздуха, воды, почвы;

- подготовить доклад для научно-практических конференций и олимпиад;

- вести пропагандистскую и лекторскую деятельность (подготовка лекций, бесед, устных журналов, разработка листовок, плакатов, издание стенных и печатных газет, оформление выставок, проведение тематических вечеров и праздников), предупреждать негативные поступки по отношению к природе;

- участвовать в практических делах по озеленению улиц, парков, восстановлению и охране родников, городских зон отдыха и т.д.


Механизмы контроля за знаниями и компетентностями
Контроль знаний и умений обучающихся проводится в виде аттестации.

1 год обучения:

Стартовая аттестация (сентябрь): проводится первичное тестирование с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора ребёнка.

Текущая аттестация (декабрь): оценивается качество усвоения знаний за первое полугодие освоения программы дополнительного образования.

Промежуточная аттестация (май): проводится контроль теоретических и практических навыков за весь период обучения по основным разделам программы.



2 год обучения:

Текущая аттестация (декабрь): оценивается качество усвоения знаний за первое полугодие освоения программы дополнительного образования 2 года обучения

Итоговая аттестация (май): проводится комплексное тестирование воспитанников.
Формы проведения аттестации:

- контроль базовых знаний и умений (устный опрос, экологический диктант, выполнение тестовых и творческих заданий, работа с дидактическим материалом);

- подготовка рефератов, отчетов о наблюдениях в природе (составление карт, схем);

-выполнение учебно-исследовательских работ;

- участие в итоговых научно-практических конференциях, олимпиадах городского и регионального масштаба;

-составление отчетов по материалам экологических экскурсий и наблюдений.



Учебно- тематический план

1 год обучения


№ п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

2

4

2.

Предмет и задачи экологии.

2




2

3.

Охрана природы

8

2

10

4.

Проблема бездомных животных.

2




2

5.

Осенние явления

2

2

4

6.

Основные формы организации жизни.

8

4

12

7.

Проблема бытового мусора.

2




2

8.

Среды жизни на Земле и экологические факторы.

6




6

9.

Свет как абиотический фактор.

6

2

8

10.

Температура как абиотический фактор.

6




6

11.

Зимующие птицы.

3

3

6

12.

Операция «Ель»

3

1

4

13.

Вода как абиотический фактор.

9

1

10

14.

Здоровый образ жизни.

2




2

15.

Экология города.

2




2

16.

Эдафогенные факторы.

9

5

14

17.

Биотические факторы.

6

2

8

18.

Международный День воды.

2




2

19.

День птиц.

3

1

4

20.

Антропогенные факторы.

14

2

16

21.

Дни защиты от экологической опасности.

7

7

14

22.

Весенние работы на учебно-опытном участке.

2

2

4

23.

Итоговое занятие.

2




2




ИТОГО

108

36

144


Учебно-тематический план

2 год обучения


№ п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

3

1

4

2.

Экологические системы

33

5

38

3.

Учение о биоценозе

6

-

6

4.

Зимующие птицы.

8

2

10

5.

Операция «Ель»

3

1

4

6.

Биосфера

8

4

12

7.

Здоровый образ жизни.

4

-

4

9.

Популяция. Общее представление и понятия.

10

2

12

10.

Динамика популяций

10




10

11.

Международный День воды

3

1

4

12.

Встреча перелетных птиц

4

2

6

13.

Дни защиты от экологической опасности

12

14

26

14.

Практическая работа на учебно-опытном участке.

2

2

4

15.

Аттестационное мероприятие

2

-

2

16.

Выпускное мероприятие.

2

-

2




ИТОГО

110

34

144


Содержание программы

1 год обучения



1. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Знакомство с планом работы объединения. Организационные вопросы по методике работы в объединении, лаборатории, и природе. Инструктаж по технике безопасности, ПДД, правила поведения в живом уголке, транспорте.

Практическая часть. Экскурсия в ЦЭБ, в живой уголок.

2. Предмет и задача экологии.

Теоретическая часть. Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле.



3.Охрана природы

Теоретическая часть. Охрана природы – одна из важнейших задач нашего государства. Закон об охране природы Российской Федерации и Республике Татарстан, постановления правительства об охране окружающей среды. Красная книга. Особо охраняемые природные территории. Национальный парк «Нижняя Кама». Волжско-камский заповедник. Участие в международных организациях по защите окружающей среды, МСОП и ЮНЕСКО. Экологический подход к охране редких видов и мест их обитания. Понятие «Экосистема»

Практическая часть. Экскурсия в музей природы, в парк.

4. Проблема бездомных животных.

Теоретическая часть. История происхождения международного дня защиты животных.



5. Осенние явления.

Теоретическая часть. Признаки осени. Подготовка растений и животных к неблагоприятным условиям среды.

Практическая часть. Экскурсия «Изменения в природе».

6. Основные формы организации жизни.

Теоретическая часть. Биологический круговорот кислорода и углерода – результат деятельности организмов. Границы биосферы. Отличия живого и неживого. Биологические системы. Биосфера, биоценоз, популяции, организм – ступени организации жизни. Их характеристика и свойства. Обмен веществ и энергии. Оболочка как среда жизни человека.

Практическая работа. Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка. Определение живых организмов, растений и животных на пробных площадках.

Экскурсия. Знакомство с растительными сообществами луга, леса.



7. Проблема бытового мусора.

Теоретическая часть. Загрязнение воды, воздуха, почвы.



8. Среды жизни на Земле и экологические факторы.

Теоретическая часть. Вода, суша, почва и организм как среды жизни. Воздействие среды на организм. Экологические факторы. Понятие о прямом и косвенном воздействии экологических факторов. Диапазон действия фактора: эврибионты (организмы, способные существовать при широких изменениях факторов окружающей среды). Средообразующая деятельность живых организмов. Совокупность действия экологических факторов. Схема действия экологического фактора.



9. Свет как абиотический фактор.

Теоретическая часть. Свет – основной источник в живой природе. Влияние солнечного спектра, продолжительности, периодичности, интенсивности, освещенности на рост и развитие организмов. Роль хлорофиллоносных растений. Приспособление к поглощению световой энергии у растений и животных. Светолюбивые, теневые, теневыносливые виды. Активность животных, ведущих дневной, ночной, сумеречный образ жизни. Миграция, отлеты, перелеты. Сезонные явления. Понятия о биоритмах.

Практическая работа. Влияние освещенности на рост побегов древесных (кустарниковых растений, комнатных декоративно-цветочных культур). Изучение естественной освещенности классного кабинета.


10. Температура как абиотический фактор.

Теоретическая часть. Температура (тепловой режим) и физиологические процессы в организме. Теплолюбивые (термофилы) и холоднолюбивые (криофилы) организмы. Влияние температуры на рост и развитие организмов, их распределение и поведение.

Экскурсия. Выяснение влияния снежного покрова на животных.

11.Зимующие птицы.

Теоретическая часть. Виды зимующих птиц, особенности. Зимующие птицы нашего края. Оседлые птицы. Кочующие птицы. Различные виды кормушек. Виды кормов для различных видов зимующих птиц.

Практическая часть. Изготовление кормушек. Наблюдения за зимующими птицами, подкормка птиц.

12. Операция «Ель».

Теоретическая часть. Значение хвойных насаждений.

Практическая часть. Технология и приемы изготовления новогодних композиций.

13. Вода как абиотический фактор.

Теоретическая часть. Вода в составе живых организмов. Физическое состояние воды, распределение влаги в течение сезонов, характер осадков и влияние их продолжительности на организмы. Приспособление организмов к условиям водного режима (влажности): морфологическое, физическое и поведенческое. Организмы-эфемеры. Разделение организмов на гигрофильные (влаголюбивые наземные организмы) мезофильные (умеренно влаголюбивые), ксерофильные (пониженной влажностью).

Практическая работа. Свойства воды.

14.Здоровый образ жизни.

Теоретическая часть. Беседа о здоровом образе жизни, о вреде алкоголя и курения.



15. Экология города.

Теоретическая часть. Экология города, в котором я живу. Дискуссия на тему «Что необходимо для экологического благополучия нашего города?



16. Эдафогенные факторы.

Теоретическая часть. Эдафогенные факторы – факторы, влияющие на почву. Почва и воздействие на организмы. Структура почвы и ее состав. Типы почв. Экологические группы растений по отношению к почве, их приспособления. Воздух. Его состав и его влияние. Роль ветра в рельефе.

Практическая работа. Определение структуры и механического состава почвы.

Экскурсия. Определение степени вытаптывания и дегрессии. Антропогенная нагрузка.

Экскурсия. Выяснение влияния уплотнения почвы на состав обитателей почв.

17.Биотические факторы.

Теоретическая часть. Преобразующая роль животных организмов. Влияние растительных организмов. Фотосинтетическая деятельность зеленых растений.

Практическая работа. Описание видового состава различных лесных сообществ.

18.Международный День воды.

Теоретическая часть. История Дня воды. Значение воды. Экологические проблемы.



19.День птиц.

Теоретическая часть. История праздника. Виды перелетных птиц. Причины перелетов.



20.Антропогенные факторы.

Теоретическая часть. Раскрытие понятия. Влияние различных видов деятельности человека на биотические и абиотические факторы среды. Выбросы от автотранспорта. Свинцовое отравление. Шумовое загрязнение. Парниковый эффект. Озоновый слой.

Практическая работа «Расчет количества выхлопных газов».

Экскурсия. Влияние фактора вытаптывания.



21.Дни защиты от экологической опасности.

Теоретическая часть. Международный экологический праздник «День Земли». История праздника. Международная акция «Марш парков». История акции. Беседа об охране природы, о заповедниках, заказниках, Красной книге РТ и РФ. Первоцветы, их значение и охрана. Экологическая операция «Белая береза».

Практическая часть. Экологический десант по очистке лесопосадки. Изготовление и развешивание листовок по экологическим акциям и операциям. Практическая помощь березам.

Тематическая экскурсия «Влияние человека на экосистему лесопосадки».



22.Весенние работы на учебно-опытном участке.

Отделы учебно-опытного участка. Инструктаж по технике безопасности. Правила посева ухода за посевами.

Практическая работа на учебно-опытном участке.

23. Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения. Конкурсная программа «В союзе с природой»
Содержание программы

2 год обучения



1. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Знакомство с планом работы 2 года обучения в объединении, темами научно-исследовательских работ, с календарем массовых мероприятий муниципального, регионального, республиканского и Всероссийского уровня.

Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсия на учебно-опытный участок школы.



2. Учение об экологических системах.

Теоретическая часть. Определение экологической системы, типы экосистем. Биологические свойства экосистемы. Элементы экосистемы и их взаимосвязи. Устойчивость экологической системы. Понятие о внутренних и внешних связях. Экосистема, биогеоценоз, экологическая матрешка, цепь питания, продуценты, консументы, редуценты, трофическая группа, трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы.

Город как экосистема. Промышленное загрязнение городской среды. Загрязнение поверхности почвы Виды рекреационных нагрузок. Проблема бытового мусора. Зеленые насаждения в городе. Квартира как экосистема

Лесные экосистемы, их значение. Принципы рационального использования. Видовое разнообразие живых организмов. Национальный парк «Нижняя Кама». Степные, луговые экосистемы.

Экосистемы тундры.

Пресноводные, морские, болотные экосистемы.

Практическая работа. Оценка экологического состояния пробных площадок. Составление таблиц по видовому составу и количественной оценке пробных площадей исследования.

Экскурсия. Роль зеленых насаждений для улучшения городской среды.



3. Учение о биогеоценозе.

Теоретическая часть. Биогеоценоз — элемент биосферы. В.Н.Сукачев — основоположник учения о биогеоценозе. Компоненты биогеоценоза: почва, фитоценоз (растительное сообщество), зооценоз (совокупность животных в биоценозе), энтомоценоз (сообщество различных насекомых). Внешние черты биогеоценозов. Смены и причины, их вызывающие. Звенья биогеоценозов (продуценты, консументы, редуценты).



4.Зимующие птицы.

Теоретическая часть. Виды зимующих птиц нашего края, их повадки, особенности. Причины перелетов. Виды оседлых птиц. Виды кочующих птиц.

Практическая работа. Экскурсия. Развешивание кормушек. Наблюдение и подкормка зимующих птиц.

5. Операция «Ель».

Теоретическая часть. Значение хвойных насаждений. Виды хвойных деревьев, их отличительные особенности.

Практическая работа. Технология и приемы изготовления новогодних хвойных композиций.

6. Биосфера.

Теоретическая часть. Учение Вернадского В.И. о биосфере. Современное состояние науки. Взаимосвязь биогеоценозов. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Устойчивость биосферы. Ионосфера (ионизированный слой верхней атмосферы. Деятельность человека и экология биосферы. Международные аспекты охраны биосферы.

Практическая работа. Определение предельно допустимых рекреационных нагрузок для каждого типа природного комплекса. Изучение форм и видов отдыха на территории исследования. Социологический опрос и подсчет количества отдыхающих на определенной площади. Регламентация массового отдыха Устройство стоянок и мест отдыха, составление экскурсионной тропы для отдыхающих, разработка аншлагов, призывов и других наглядных материалов.

7.Здоровый образ жизни.

Теоретическая часть. Беседа о здоровом образе жизни, о вреде алкоголя и курения. Значение здорового образа жизни



8. Популяции. Общее представление и понятие.

Теоретическая часть. Многообразие видов, структура вида. Популяция (совокупность особей одного вида в пределах однородного участка). Видовой ареал (область распространения одного “ила растений или животных организмов).

Неравномерное распределение особей в пределах ареала. Биологическое разнообразие (разнообразие видов растений, разных групп животных, грибов и микроорганизмов).Половой и возрастной составы. Численность и плотность популяции. Иерархия особей. Индивидуальная активность.

Практическая работа. Заложение пробных площадок. Учет численности гнездящихся птиц на пробных площадках.



9. Динамика популяции.

Теоретическая часть. Взаимосвязи особей в популяции. Виды взаимосвязей агрессия, конкуренция, паразитизм, симбиоз и др. Колебания численности Пути регуляции численности и охрана природы. Устойчивое воспроизводство — важное свойство популяции. Рациональное и нерациональное использование популяции.

Практическая работа. Геоботаническое исследование двух лесных участков одного типа. Сравнение по указанным признакам Выявление роли подлеска. Описание двух участков на пробных площадках — с подлеском и без подлеска. Подсчет количества гнездящихся птиц. Выявление роли подлеска. Обследование участков с сорными растениями. Составление таблицы по биологическим группам, встречаемости их в различных культурах и численности Выявление меры борьбы с сорными растениями.

10.Международный День воды.

Теоретическая часть. История праздника. Значение воды. Экологические проблемы. Источники загрязнения воды. Последствия.



11. День птиц.

Теоретическая часть. История праздника. Виды перелетных птиц. Причины перелетов. Значение птиц. Правила развешивания искусственных гнездовий.



12.Дни защиты от экологической опасности.

Теоретическая часть. Беседа об охране природы, о заповедниках, заказниках, Красной книге РТ и РФ. Международный экологический праздник «День Земли». История праздника. Международная акция «Марш парков». История акции. Первоцветы, их значение и охрана. Экологическая операция «Белая береза» Экологическая акция «Родничок». Последствия лесных пожаров Обобщающее занятие по экологическим акциям и операциям.

Практическая работа. Экологический десант по очистке лесопосадки. Изготовление и развешивание листовок по экологическим акциям и операциям. Выявление и паспортизация произрастающих видов берез. Практическая помощь березам.

Тематическая экскурсия «Влияние человека на экосистему лесопосадки».



13.Практическая работа на учебно-опытном участке. Весенние работы на учебно-опытном участке. Посев семян. Уход за посевами.

14.Аттестационное мероприятие. Подведение итогов работы объединения. Конкурсно-игровая программа

15.Выпускное мероприятие.

Список литературы для педагога


  1. Алексеев С.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. АО МДС, М.,1996.

  2. Ашимхина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие, М., АГАР,2000.

  3. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации. Волгоград. Учитель, 2010.

  4. Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в школе. Волгоград. Учитель, 2008.

  5. Высоцкая М.В. Экология. 9 класс: элективные курсы. Волгоград. Учитель, 2008.

  6. Гальшина Л.А. Методика оценки экологического состояния водоемов по организмам зообентоса, М., 1994.

  7. Гимадеев м.М. Словарь терминов по охране природы

  8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

  9. Кравченко М.В., Боголюбов А.С. Методика описаний лишайниковых сообществ. Методическое пособие. М., 1996.

  10. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? Санкт-Петербург, Союз, 2001.

  11. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Экология России. М., АОМДС, Юникам, 1995.

  12. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами С-П, Крисмас,1998.

  13. Мухутдинов А.А. Основы и менеджмент промышленной экологии,2000.

  14. Небел Б. Наука об окружающей среде. «Мир», М.,1993.

  15. Популярная экология /Полезные советы в повседневной жизни/. Казань,1997.

  16. Ремнева Г.В. Методические указания для прохождения учебной практики по ботанике, М., 1987.

  17. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками. Волгоград, Учитель,2009.

  18. Тарчевский И.А. Актуальные экологические проблемы Республики Татарстан, Казань, 1995.

  19. Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе.

  20. Фадеева Г.А. Физика и экология. Волгоград, Учитель,2003.

  21. Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе. Волгоград. Учитель, 2007.

  22. Чернова Н.М., Галушин В.М. Основы экологии. М.,1997.


Список литературы для учащихся


  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Экология России. Хрестоматия. М., АОМДС, Юникам, 1995.

  2. Муратов С.Р., Муратова С.С. Как оформить научно-исследовательские работы учащихся, готовить доклады и тезисы к публикациям. Методическое пособие. Казань, 1997.

  3. Тарчевский И.А. Актуальные экологические проблемы Республики Татарстан, Казань, 1995.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал