Пояснительная записка в процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой



Скачать 114.42 Kb.
Дата24.04.2016
Размер114.42 Kb.
ТипПояснительная записка
Введение

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России. Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Значимость подобного опыта для детей неоценима. Научить детей сохранять и охранять окружающую среду, научить их чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше время. Трогательные отношения с окружающим нас миром должны закладываться в ребенке с детства и распространяются в дальнейшую взрослую жизнь.



Пояснительная записка

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Данный элективный курс позволяет учащимся расширить свои знания по экологии и способствует формированию ответственного отношения к окружающей природной среде, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Актуальность данного курса обуславливается все возрастающим воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и как следствие этого крайней необходимостью экологического образования и воспитания. Экологическая ситуация в современном мире обязывает формировать у детей ответственное отношение к природе, а это сложный и длительный процесс, результатом которого должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Учащиеся, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем районе и в целом в стране. Данный элективный курс способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах. Элективный курс «Биосфера как глобальная экосистема» разработан для учащихся 10 класса и рассчитан на 19 часов в год.



Цель курса:

Углубить знания и представления учащихся о биосфере и влиянии деятельности человека на глобальные изменения в биосфере, а также создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи:

Обучающие:

Повысить качество знаний учащихся об окружающем мире, научить применять на практике знания, полученные в ходе изучения курса, для анализа различных экологических ситуаций, способствовать формированию навыков использования справочной литературы, интернет - ресурсов для приобретения новых знаний.



Развивающие:

Способствовать формированию научно-мировоззренческой картины мира, развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы, повышать общий интеллектуальный уровень детей.



Воспитательные:

Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру, т.е. сформировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде; воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к природе; способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;



Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

К дальнейшему углублению знаний в сфере интересов; к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение; к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.



Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания:

Принцип добровольности (посещение занятий по желанию учащихся).

Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию учащимся).

Принцип обратной связи (впечатления учащихся от занятия).

Принцип ориентации на успех.

Принцип взаимоуважения.

Принцип связи обучения с жизнью (витагенный подход)

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.



Учебно-познавательная компетенция

По окончании элективного курса «Биосфера как глобальная экосистема» учащиеся должны знать и уметь:

характеризовать биосферу как глобальную биосистему и экосистему, иметь представления о влиянии хозяйственной деятельности человека на биосферу и знать меры, направленные на ее сохранение; знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ; знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями, характеризуя состояние окружающей среды; уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией; знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ; определиться в выборе дальнейшего курса обучения.

Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения итоговых реферативных работ, их защита в группе; занятия в игровой форме;



Учебно-тематический план по элективному курсу «Биосфера как глобальная экосистема»

п/п

Тема занятия

Формируемые и развиваемые понятия

1

Биосфера – биологическая оболочка Земли

Экосистема, биосфера, озоновый экран, живое вещество, учение В.И.Вернадского о биосфере

2

Живое вещество и его функции

Живое вещество, биокосные тела, органогенные породы, биомасса Земли

3

Биогеохимический круговорот веществ и энергии в биосфере

Круговорот фосфора, серы, азота, углерода; цикл кислорода

4

Цивилизация - начало борьбы с природой

Взаимоотношения первых цивилизаций с природой; нарушение равновесия в природе

5

Человек изменяет Землю

Масштабы влияния человека на биосферу, загрязняющие факторы

6

Глобальные изменения в биосфере

Эволюция биосферы, экологический мониторинг: глобальный, локальный

7

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости биосферы

Биологическое разнообразие, охрана биоразнообразия, конвенция о биологическом разнообразии

8

Природные ресурсы и их использование

Неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы, охрана природных ресурсов

9

Загрязнение воздуха, пресных вод и Мирового океана

Парниковый эффект, кислотные дожди, ядохимикаты, меры борьбы

10

Антропогенное изменение почвы и радиоактивное загрязнение биосферы

Эрозия, терриконы, ядерная зима и ее последствия, охрана почв

11

Ноосфера

Разумная оболочка Земли

12

Глобальные экологические проблемы человечества

Народонаселение, демографический процесс, продовольственная безопасность

13

Экологизация производств и промышленных техносистем

Ресурсосбережение, энергосбережение, рециклинг, нанотехнологии

14

Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды

Охрана биосферы, конвенции по охране конкретных природных объектов

15

Создание природных заповедников: выбор места и организация

Биосферный заповедник, национальный парк, заповедники России

16

Экологическая культура

Потребительство, экологический менталитет, экологическое право, общественные экологические движения

17

Состояние экологии в России


Экология в современной России, природоохранная деятельность в России


18

Состояние экологии в Костромской области и Красносельском районе (изучение заказников, заповедников своего региона)

Природоохранная деятельность в Костромской области и Красносельском районе

19

Подведение итогов




Ключевые моменты занятий:

Тема № 1 Биосфера – биологическая оболочка Земли

Биосфера как оболочка Земли, заселенная живыми организмами; биосфера самая большая экосистема; эволюция биосферы, ее структура и функции.



Тема № 2 Живое вещество и его функции

Живое вещество и его биогеохимические функции (энергетическая, газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, деструктивная, средообразующая, транспортная); биогеохимическая функция человечества (техногенез по А.Е.Ферсману – новая, в геологическом смысле, форма созидания и превращения веществ в биосфере); свойства и распределение живого вещества на Земле, биомасса планеты.



Тема № 3 Биогеохимический круговорот веществ и энергии в биосфере

Биосферные круговороты веществ: круговорот фосфора, серы, азота, углерода; цикл кислорода; микроорганизмы-азотфиксаторы, деятельность бактерий-денитрификаторов; ежегодная продукция живого вещества в биосфере; влияние человека на круговороты веществ в биосфере.



Тема № 4 Цивилизация - начало борьбы с природой

Первые цивилизации – начало борьбы с природой. Взаимоотношения первых цивилизаций с природой. Нарушение равновесия в природе. Истребление растений и животных. Роль разума в дальнейшем отчуждении человека от природы. Опасность глобальной экологической катастрофы.



Тема № 5 Человек изменяет Землю

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЕЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию.



Тема № 6 Глобальные изменения в биосфере

Зависимость всего живого от деятельности человечества, роль экологии в осознании и решении глобальных проблем современности; экологический мониторинг: глобальный, локальный; нормирование антропогенной нагрузки.



Тема № 7 Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости биосферы

Биологическое разнообразие, определяющие факторы биоразнообразия; биологическая индикация; взаимозаменяемость и взаимодополняемость видов в биоценозах; обеднение разнообразия; ценность биоразнообразия.



Тема № 8 Природные ресурсы и их использование

Неисчерпаемые ресурсы: космические, климатические, водные (кислород атмосферы – условно неисчерпаемый ресурс); исчерпаемые ресурсы: возобновляемые (растительный и животный мир, плодородие почвы) и невозобновляемые (полезные ископаемые); альтернативные природные ресурсы.



Тема № 9 Загрязнение воздуха, пресных вод и Мирового океана

Защита атмосферы, пресных вод и Мирового океана; контроль над перемещением особо опасных веществ; соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.



Тема № 10 Антропогенное изменение почвы и радиоактивное загрязнение биосферы

Антропогенные эрозии почв, агроэкосистема; рекультивация земель; проблема радиоактивного загрязнения биосферы; атомные бомбы, ядерное оружие и их испытание; ядерная зима и ее возможные последствия.



Тема № 11 Ноосфера

Ноосфера – сфера человеческого разума (Э. Леруа); процесс становления общества; ранние стадии эволюции человека характеризуются добычей пищи, в дальнейшем все большее значение приобретает процесс производства пищи, сопровождающийся глубоким воздействием на природу; антропоценозы.



Тема № 12 Глобальные экологические проблемы человечества

Рождаемость, плотность населения, продолжительность жизни и возрастной состав; экономические и политические меры регулирования численности народонаселения; обеспечение человечества полноценным питанием; продовольственная безопасность в странах мира; здоровье населения;



Тема № 13 Экологизация производств и промышленных техносистем

Принципы экологизации производств и техносистем: ресурсосбережение. Энергосбережение, малоотходность; промышленный симбиоз предприятий; комплексное использование сырья; материальная революция, нанотехнологии; биологическая очистка сточных вод.



Тема № 14 Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды

Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения – СИТЕС; конвенция о биологическом разнообразии; конвенции по охране конкретных природных объектов



Тема № 15 Создание природных заповедников: выбор места и организация

Обустройство охраняемых природных территорий; создание экологических сетей; заповедники, национальные и природные парки; памятники природы, природные заказники; объекты всемирного наследия; Красные книги; разведение видов под контролем человека; создание генетических банков.



Тема № 16 Экологическая культура

Экологическая нравственность, экологическое образование, экологическая этика; общественные экологические движения («Зелёные»- чем занимается и что пропагандирует данная организация); проблема преодоления потребительства.



Тема № 17 Состояние экологии в России

Состояние экологии в России. Природоохранная деятельность. Выступление ребят с докладами о проблемах экологии в России. Беседа о состоянии экологии в современной России.



Тема № 18 Состояние экологии в Костромской области и Красносельском районе (изучение заказников, заповедников своего региона)

Основные экологические проблемы нашего региона и пути их решения. Кологривский заповедник. Природоохранная деятельность в Костромской области и Красносельском районе. Составление экологической карты – схемы окрестности.



Тема № 19 Подведение итогов

Защита рефератов и презентаций по выбранным темам.



Список литературы:

  1. Аллен Р.Д. Наука о жизни М. – 2002г.

  2. Андруз Дж., Бримблекумб П., Джикелз Т., Лисс П. Введение в химию окружающей среды. М.: Мир, 1999

  3. Биология в школе (журналы 2009г, № 6, 7, 9, 10).

  4. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. С.-Пб., 2000.

  5. Биология в школе (журналы 2009г, № 6, 7, 9, 10).

  6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера, М.: Наука - 1999г.

  7. Д.Эттенборо Живая природа. Пер. с англ. – М., ООО «Мир книги» 2001г.

  8. Камшилов М. М. «Эволюция биосферы», М.: Наука, 2000г.

  9. Кашапов Р. Ш. «Живая оболочка Земли», М.: Просвещение, 2002г.

  10. Маврищев В. В. «Основы общей экологии», Мн.: Высш. шк., 2000

  11. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда, человек. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

  12. Рузалин Г.И. "Концепция современного естествознания" М. 1997г.

  13. Чернова Н.М. и др. Основы экологии: учеб. для 10-11кл. общеобразоват. учеб. Заведений – М.: Дрофа, 2004г.

  14. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

  15. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал