Практикум по изучаемой теме (контрольное задание с возможностью его выполнения в процессе диалога с компьютером и обязательным составлением отчета)



Скачать 37.98 Kb.
Дата30.04.2016
Размер37.98 Kb.
ТипПрактикум
РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В ПРЕПОДАВАНИИ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

Г.К. Зальцман, О.И. Тихомиров


Петербургский государственный университет путей сообщения

Кафедрой "Охрана труда и окружающей среды" ПГУПС накоплен определенный опыт разработки и использования компьютерных программ по охране труда и экологии. Развитие получили два направления - это создание компьютерных программ, предназначенных для автоматизации труда инженеров, а также разработка компьютерных учебных программ (КУП) непосредственно для целей обучения.

Наш опыт показал, что в большинстве случаев использовать в учебных целях существующие инженерные программы малоэффективно. При работе с ними от пользователя, как правило, скрыт порядок расчетов, механизм принятия решений, отсутствуют необходимые пояснения. А на этапе обучения все это неприемлемо. Инженерные программы могут использоваться в учебном процессе, если уже на этапе программирования предполагалось их двойное назначение. Например, при разработке программы для автоматизации работ по аттестации рабочих мест мы изначально предполагали возможность ее использования в учебном процессе, включив в нее большое количество пояснений, иллюстраций и справок. Практически по каждому разделу в программе имеется обучающий блок, что позволяет изучить едва ли не все разделы курса охраны труда.

Однако чаще используются программы, разработанные на кафедре специально для целей обучения. По сути они представляют собой комплексные учебные пособия, включающие в себя три основных компонента: собственно электронное пособие (блок для изучения теоретического материала), систему самоконтроля знаний (блок, включающий в себя контрольные вопросы, оценку правильности ответов и пояснения по ошибкам), практикум по изучаемой теме (контрольное задание с возможностью его выполнения в процессе диалога с компьютером и обязательным составлением отчета).

В курсе "Экология" используются три программы по основным темам: "Водоотведение и выпуск сточных вод предприятиями", "Охрана атмосферного воздуха и разработка проекта нормативов ПДВ", "Плата за загрязнение окружающей природной среды". При выполнении практического задания программы выдают оперативные сообщения о правильности каждого ответа или решения и поясняют, в чем заключается ошибка. Таким образом, вне зависимости от уровня начальных знаний по рассматриваемому кругу задач, каждый студент сможет успешно выполнить задание.

В курсе "Охрана труда" широко используется комплекс мультимедийных программ "Практическая техника безопасности в иллюстрациях", включающий в себя полтора десятка тем (безопасность труда при работе на компьютере, электробезопасность, пожарная безопасность, техника безопасности грузоподъемных работ, безопасность труда при сварочных работах и др.). Большое количества иллюстраций, звукового сопровождения и фрагментов видеофильмов облегчает усвоение учебного материала.

Еще одна обучающая программа по охране труда - это "Анализ травматизма". Известно, в большинстве случаев виновником травматизма оказывается сам пострадавший. Поэтому важным фактором психологического воздействия на обучающихся может быть полное и подробное информирование их о несчастных случаях, происходящих на определенных объектах, для чего и была разработана данная КУП. Ее особенностью является то, что она включает в себя реальную базу данных обо всех несчастных случаях на Октябрьской железной дороге за несколько лет. По каждому случаю учтено несколько десятков факторов, что позволяет производить подробный анализ.

В чем заключаются преимущества компьютерных технологий и почему наиболее быстрыми темпами у нас развивается именно такая форма обучения? Во-первых, это помогает разрешить противоречие между ростом объема и сложности учебного материала и сокращением времени, отведенного на обучение. Во-вторых, как известно, пропускная способность зрительного анализатора, с помощью которого человек получает информацию от компьютера, значительно выше, чем пропускная способность, например, слухового анализатора. Не случайно инженерная психология утверждает, что 80-90% информации человек получает с помощью зрения. Использование изображений способствует переводу информации в подсознательную память. Кроме того, появляется возможность индивидуализации обучения, повышается активность студентов, возникает дополнительный интерес к самому процессу получения знаний; повышается сосредоточенность обучающегося по сравнению со слуховым восприятием.



За несколько лет использования КУП в компьютерном классе кафедры побывало, причем по несколько раз, несколько тысяч студентов. Конечно, для точной сравнительной оценки эффективности различных методов обучения необходим педагогический эксперимент. Однако уже сейчас можно утверждать, что любая другая форма обучения потребовала бы значительно больше времени для усвоения рассматриваемых вопросов. Правда, это справедливо при соблюдении ряда условий, например, высокого уровня дизайнерской проработки программ, их занимательности (для обучающих программ "все жанры хороши, кроме скучного"). Не оправдано в таких программах использование развитой системы гиперссылок, т.к. в этом случае обучающая программа становится похожей на справочную систему, что обеспечивает пользователю свободу перемещения по программе, но ухудшает четкость восприятия и затрудняет усвоение материала. Целесообразней, когда работа с программой происходит по определенному сценарию, предусмотренному разработчиком, а возможность "перемещения" по программе ограничена.

Косвенно правильность выбранного кафедрой направления подтверждает факт приобретения описанных выше компьютерных учебных программ различными университетами.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал