Практикум по курсу Менеджмент Для студентов экономического факультета



страница1/8
Дата02.05.2016
Размер0.54 Mb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4   5   6   7   8
И.К. Макарова



Практикум
по курсу

Менеджмент


Для студентов экономического факультета


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2006

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой менеджмента

Макарова И.К.

Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 32 с.
Подготовлен на экономическом факультете.

© Макарова И.К., 2006




Введение

В современных условиях развития рыночной экономики особенно велика потребность российских организаций в специалистах, обладающих глубокими управленческими знаниями и практическими навыками. Профессиональные навыки менеджмента являются ключевым фактором достижения успеха для современных компаний и играют важную роль в экономическом развитии России в целом. В этой связи, возрастает значимость и ответственность вузов в области подготовки высококвалифицированных менеджеров, способных готовить и принимать решения в сложной рыночной среде.

В настоящее время важное место в менеджмент-подготовке занимают активные методы обучения, направленные на активизацию интеллектуального, творческого потенциала студентов, повышение их мотивации в саморазвитии и самореализации. Среди прогрессивных образовательных технологий получают широкое распространение тренинги, метод конкретных ситуаций (кейсы), компьютерные учебные программы, видеофильмы, деловые игры и т. д.

Активные формы обучения позволяют актуализировать приобретенные студентами теоретические знания, увязать их с реальной практикой, развить профессиональные умения, навыки и способности. Как известно, традиционные формы обучения предполагают целенаправленное внешнее воздействие на обучаемого со стороны преподавателя, в то время как активные методы обучения стремятся к практикующему научению, то есть освоению новых навыков, умений, ролей будущего профессионального поведения.

Суть пособия, его основная идея состоит в том, чтобы доказать, что профессиональная подготовка менеджеров – это не просто передача знаний, передового опыта, а прежде всего тренировка новых навыков и качеств, необходимых для успешной работы в меняющейся конкурентной среде. Интерактивные методы дают возможность объединить процесс передачи знаний с формированием управленческих навыков.

Предлагаемое учебное пособие, являясь важной составляющей комплекса учебно-методических материалов по дисциплине «Менеджмент», нацелено на вооружение будущих управленцев знаниями и навыками по избранной специальности. Его структура отражает программу дисциплины «Менеджмент», содержание известных учебников по менеджменту, а также соответствует основным положениям государственного образовательного стандарта специальности «Менеджмент организации» и квалификационным требованиям к специалисту-менеджеру.


Раздел 1. Метод конкретных ситуаций
в обучении менеджменту


Метод конкретных ситуаций еще только начинает применяться в преподавании управленческих дисциплин в российских вузах. Поэтому необходимо уточнить некоторые методические и методологические вопросы для эффективного проведения занятий с использованием данного метода.

В основе концепции метода конкретных ситуаций (кейс-метода) является практикующее научение, нацеленное на формирование у студентов управленческих качеств, навыков и умений через моделирование практических действий в условиях учебного занятия.

Разбор конкретных ситуаций дает возможность не только определить и проанализировать ситуационную проблему, но и ознакомиться с многочисленными подходами к ее решению. Также в ходе обсуждения кейсов и дискуссии со своими коллегами у будущих менеджеров вырабатываются навыки эффективной межличностной и групповой коммуникации, умения задавать правильные вопросы, аргументировано на них отвечать.

Кейс-метод учит студентов действовать, принимать обоснованные решения, и главное, ведет к развитию одного из решающих качеств управленцев – умению брать ответственность за принятое решение.



Схема метода бизнес-ситуаций


  1. Прочтение варианта бизнес-ситуации.

  2. Определение проблемы.

  3. Анализ информации.

  4. Корректировка проблемы.

  5. Формулирование альтернатив.

  6. Оценка альтернатив.

  7. Разработка плана решения проблемы.

  8. Подготовка письменного отчета.

  9. Обсуждение в микрогруппе.

  10. Обобщение итогов в аудитории.



Бизнес-ситуация (кейс) – это эффективный способ моделирования управленческих ситуаций. Проблематика кейсов близка к проблемам, с которыми будущим менеджерам придется столкнуться в реальной жизни (схема метода бизнес-ситуации).




Шаг 1. Прочитайте


Важным стартовым условием успешного анализа бизнес-ситуации является внимательное прочтение предложенного варианта, уделяя особое внимание глубокому пониманию сути описанных событий и выделяя при этом ключевую информацию.


Шаг 2. Определите проблему, по которой надо принять управленческое решение


В большинстве бизнес-ситуаций проблема четко не обозначена, установление проблемы является решающим шагом, обусловливающим эффективность принимаемого решения.

Определение проблемы должно быть отражено письменно в отчете. Оно должно быть ясным, кратким, недвусмысленным. Не следует обозначать более двух проблем, чтобы не усложнять анализ и разработку программы действий по их реализации. Если выделено несколько проблем, то рекомендуем их распределить по приоритетности.

При определении проблемы попытайтесь занять место менеджера данной ситуации, которому предстоит принять конкретное управленческое решение.

Помните, что поверхностная постановка проблемы не позволит приблизиться к корням ситуации, а значит принять правильное решение и выработать конкретную программу действий.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал