Практикум «Здоровьесберегающий фитодизайн»



Скачать 73.96 Kb.
Дата01.05.2016
Размер73.96 Kb.
ТипПрактикум
ПРОГРАММА Спецкурс – практикум «Здоровьесберегающий фитодизайн»

Ксенофонтов Я.И., МОУ Урожайная ООШ Зональный район, Алтайский край



Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.

Н.К. Смирнова

Фитодизайн - это использование растений для улучшения среды обитания в искусственных системах.

А.М. Гродзинский
Цель: Активное вовлечение учащихся в создание здоровьесберегающей среды учреждения для сохранения, укрепления и восстановления здоровья участников образовательного процесса; формирование устойчивой мотивации и ответственного отношения в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Задачи: Изучение фитонцидных свойств растений, агротехнических приемов ухода за комнатными растениями.

Разработка и формирование фитомодулей для учебных кабинетов и других помещений учреждения, с использованием фитонцидной активности специально подобранных растений для оздоровления микросреды и через это – положительное влияние на психическое и соматическое здоровье участников образовательного процесса.

Знакомство с навыками работы по контролю за состоянием среды, размножение растений для озеленения учреждения и последующей реализации.

Распространение самостоятельно выращиваемых растений среди учащихся, родителей и иных заинтересованных лиц с пояснительной информацией о полезных свойствах растений, их агротехнических особенностях.

Распространение полученных знаний среди учащихся, родителей, жителей населенного пункта и за его пределами через организацию фотовыставок, выставок комнатных растений и экскурсий; разработку и внедрение исследовательских проектов; представление собственных печатных и интерактивных материалов просветительского и практико-ориентированного содержания; участие в различных форумах экологической и валеологической направленности.
Актуальность

Динамика процесса деловой активности человека меняет среду его обитания далеко не в лучшую сторону, человек стал заложником собственной технократической цивилизации. В этой проблеме экологические и валеологические аспекты вступают в, неразрывную связь.

В связи с этим эколого - валеологическое образование обучающихся становится особенно актуальным.

Комнатные растения благоприятно влияют на микроэкологические условия и здоровье человека. Знания, полученные в процессе освоение программы, практическая деятельность обучающихся, направленная на их реализацию, ведут к решению вышеуказанных проблем.


Краткое содержание

Спецкурс-практикум «Здоровьесберегающиего фитодизайна» рассчитан на учащихся 1-9 классов, изучается за счет часов отведенных в учреждении на кружковую работу или за счет времени воспитательной деятельности классного руководителя.

К функциональным возможностям спецкурса-практикума «Здоровьесберегающиего фитодизайна» относятся:


  • Бактерицидное и антимикробное действие специально подобранного видового состава растений на патогенную среду;

  • Положительное влияние на воздушную среду (обогащение органическими и минеральными веществами, повышение отрицательной ионизации воздуха);

  • Нормализация сердечного ритма, улучшение обменных процессов, увеличение защитных сил организма, сопротивляемости заболеваниям, особенно в период эпидемий;

  • Оптимизация процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, что особенно важно в период бурного развития ребенка, который приходится на дошкольные и школьные годы;

  • Повышение работоспособности и выносливости к физическим и умственным нагрузкам, снижение утомляемости, улучшение функций внимания (переключение), что актуально для современных образовательных учреждений с их стремлением к инновационному поиску;

  • Положительное влияние эстетического аспекта здоровьесберегающиего фитодизайна, так как зеленые растения, особенно в период цветения, в условиях замкнутого пространства учреждения создают психопрофилактический эффект, развивают чувство прекрасного, эстетического наслаждения, способствуют гармонизации личности, снятию напряжения, которое возникает в образовательной деятельности.

Самостоятельное ухаживание за растениями вовлекает ребенка в деятельность, в которой он всегда имеет возможность пережить успех, увидеть реальный результат, имеющий практическую общественную значимость, чего, в значительной степени, лишена учебная деятельность.


Ожидаемые результаты

Активное участие воспитанников в осознанном сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Оздоровление воздушной среды помещений, снижение числа патогенных микроорганизмов. Снижение числа инфекционных заболеваний в учреждении.

Использование навыков, приобретенных учащимися в процессе обучения для озеленения своих жилищ. Распространение практики здоровьесберегающиего фитодизайна в окружающий социум.

Расширение общественно полезного производительного сектора и исследовательской деятельности в образовательном учреждении.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


п/п

Тема

Содержание

Часы

1

2

3

4

1

Видовое разнообразие комнатных растений

Классификация и систематизация комнатных растений

1

2

Географическое распространение изучаемых видов

Цветы и комнатные растения по своему происхождению очень разнообразны. Родина одних - влажные тропические леса, другие обитают в жарких безводных пустынях, третьи - уроженцы субтропиков и т. д.

1

3

Цветовая гамма растений

Цветовая гамма комнатных растений.

Цвет источник электромагнитных излучений различной частоты. Он самым тесным образом связан со здоровьем и благополучием.

Влияние разнообразия цвета и цветовых сочетаний, на стабилизацию общего тонуса организма.


1

4

Растения, обладающие антибактериальными и анти микробными свойствами

Агапантус, алоэ древовидное, амариллис, гибискус, гипеаструм, драцена душистая, диффенбахия пестрая, зиферантес, каланхоэ, пеларгония, фикус карликовый, хлорофитум хохлатый, цитрусовые и др.

1

5

Растения, поглощающие химическое загрязнение и загазованность

Драцена душистая, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая, спатифиллюм, фикус Бенжамена, фикус каучуконосный, хлорофитум хохлатый, и др.

1

6

Растения, поглощающие тяжелые металлы

Аспарагусы и др.

1

7

Растения, улучшающие водно–газовый обмен

Антуриум, гибискус диффенбахия, китайская роза, спатифиллюм Уэллиса, филодендроны, циперусы, и др.

1

8

Растения, восстанавливающие ионный состав воздуха

Криптомерия, можжевельник, сосна, циперусы, кодиеумы и др.

1

9

Растения стимуляторы нервной системы

Лимон, пеларгония и др..

1

10

Растения, потенциально опасные для размещения в общественных местах и образовательных учреждениях

Растения, содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тис ягодный, молочай).

1

11

Агротехнические особенности выращивания комнатных растений

Цветы и комнатные растения по своим экологическим особенностям очень разнообразны. Даже цветы и растения, происходящие из одной географической зоны, могут различаться по своим требованиям к условиям внешней среды, что связано с их разным положением в растительных сообществах.

Для нормального роста и развития цветов и растений необходимы свет, тепло, почва и вода. Успех выращивания комнатных растений зависит от умения регулировать количество и качество этих факторов.



2

12

Разработка здоровьесберегающих фитомодулей.

Подбор и сочетание комнатных растений для различных по функциональному назначению помещений.

2

Размножение комнатных растений и уход за ними.

Практическая деятельность по размножению и уходу за комнатными растениями (распределяется в течение учебного года).

20

Всего

34


Источники и литература

  1. Н.В.Косова//«Аэрофитомодуль»; МОУ СОШ №97 г. Москвы, ЗАО//

  2. К.Попова, руководитель О.И.Поповой//Реферат «Растения в школе – для уюта и здоровья»; МОУ СОШ №11, г. Новокуйбышевск, Самарской области, 2005 г.//

  3. Программа «Исцели себя сам»; ЦСБС СО РАН г. Новосибирск

  4. http://Vazon.info

  5. http://flowers.nm.ru




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал