Правила учета и хранения дизельного топлива и моторных масел при эксплуатации дизельных электростанций С. А. Филин



страница1/4
Дата02.05.2016
Размер0.53 Mb.
ТипПравила
  1   2   3   4
Правила учета и храненияd:\документы\dsc_1168 (2).jpg

дизельного топлива и моторных масел при эксплуатации дизельных электростанций
С.А.Филин

 В любой отрасли экономики существует необходимость строгого учета всех затрат предприятия, в том числе транспортных расходов, включая дизельное топливо.



Оборудование топливного хозяйства электростанции должно надежно обеспечивать приемку, слив, хранение, подготовку и бесперебойную подачу топлива к дизельным агрегатам.

Качество поставляемого электростанции топлива должно соответствовать требованиям ГОСТ и техническим условиям на поставку топлива.

Основа снабжения - ДОГОВОР ПОСТАВКИ. Как обеспечить качество?

В договорах на поставку должны быть указаны:

- физико-химические свойства топлив, допускаемых к использованию для данного типа дизелей;

- график поставки топлива в зависимости от емкости топливохранилища ДЭС и интенсивности расхода топлива.

Основные физико-химические показатели дизельного топлива ГОСТ-305-82

 

Показатель

Л

З

А

Плотность при 20°С кг/м3, не более

860

840

830

Цетановое число, не менее

45

45

45

Вязкость при 20°С мм2/с, (сСт)

3,0-6,0

1,8-5,0

1,5-4,0

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже °С

40

35

30

Общее содержание серы, % не более

0.5

0,5

0,2

Плотность, мг КОН/100 см3 не более

5

5

5

Содержание механических примесей, % не более

отсутствие

Содержание воды, % не более

тоже

Зольность, % не более

0,01

0.01

0.01

Для оценки степени соответствия характеристик топлива установленным ГОСТом пределам, достаточно определять температуру вспышки, содержание воды и механических примесей.

Остальные физико-химические показатели определяют для выяснения причин отклонений в работе дизелей (нарушение протекания рабочего режима, интенсивного износа его деталей и т.д.).

Топливо подлежит обязательному строгому учету в соответствии с действующими “Правилами учета топлива на электростанциях”.

Для ведения учета топлива электростанции должны быть оснащены необходимым оборудованием, устройствами и приборами по контролю его качества и количества.

Ответственность за организацию и постановку учета топлива на электростанции несет ее начальник и бухгалтер.

На каждой электростанции специальным приказом начальника станции должно быть утверждено, в зависимости от суточного расхода топлива и штатного расписания, лицо ответственное за приемку, хранение и учет.



Все топливо, поступающее на электростанции, подлежит 100%-му контролю:

- масса топлива, поступающая по железной дороге или автотранспортом в цистернах, определяется методом взвешивания или ее обмера (объемно-массовый метод), а при поступлении водным транспортом и по трубопроводам - путем обмера в резервуарах или судах;

- приемка топлива по качеству заключается в контроле соответствия сорта, марки и характеристики поступающего топлива данным указанным в удостоверениях о качестве и паспортах, техническим условиям поставки, предусмотренным в договорах (температуры вспышки, содержание серы, зольность, вязкость);

- при приемке топлива объемно-массовым методом измеряют объем и плотность топлива и определяют его массу как произведение этих двух значений;

- объем топлива определяется при поступлении в железнодорожных цистернах - по таблицам калибровки железнодорожных цистерн;

- в автоцистернах - по их паспортной вместимости с проверкой уровня налива (автоцистерны должны быть проверены территориальными органами Госстандарта);

- по трубопроводам или водным транспортом - по калибровочным таблицам резервуаров нефтебазы или калибровочным таблицам наливного судна.

Контроль качества поступившего топлива производится путем отбора проб по ГОСТ-2517-85 и их химического анализа.

Для хранения топлива электростанции должны иметь топливные склады (топливохранилища). На топливных складах применяются стальные цилиндрические резервуары. По способу размещения резервуары могут быть подземными (заглубленными или полузаглубленными) и наземными, а по своей конструкции - вертикальными или горизонтальными.

Устройство топливохранилища, общая его емкость, размещение на территории определяются проектом ДЭС.



c:\users\филин\desktop\наз эстакада.jpg

Рис.1. Размещение емкостей на эстакадах.

Обвалование резервуаров должно поддерживаться в полной исправности.

Резервуары, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодическому обследованию и дефектоскопии для определения их действительного технического состояния.



Сроки проведения обследования при хранении дизтоплива:

- полное с выводом из эксплуатации - 4 года;

- частичное без вывода из эксплуатации - 2 года.

Срок эксплуатации резервуара - 25 лет.

Эксплуатация резервуаров заключается в систематическом наблюдении за всеми узлами и своевременной ликвидации обнаруженных неисправностей. При эксплуатации резервуаров и их оборудования необходимо:

- проверять плотность всех соединений (фланцев, сальников арматуры, мест примыкания арматуры к корпусу резервуара);

- следить за состоянием окраски;

- следить за осадкой резервуара, принимая немедленные меры в случае неравномерной осадки;

- поддерживать чистоту на территории установки резервуаров, очищая ее в зимнее время от снега;

- наполнение и опорожнение резервуаров производить постепенно;

- не допускать вибрации трубопроводов, соединенных с резервуаром;

- перед пуском пара в подогреватели, установленные в резервуаре, производить их дренаж во избежание гидравлических ударов;

- систематически контролировать качество конденсата подогревателей, установленных в резервуаре, чтобы своевременно выявить неплотность в подогревателях;

- при переходе на новый резервуар сначала полностью открыть задвижку, установленную на трубопроводе от резервуара к насосу, и только после этого отключить действующий резервуар;

- при наполнении или опорожнении резервуара производить измерение уровня топлива в нем не реже чем_ через два часа; при подходе к верхнему уровню снизить подачу мазута до минимальной, установив непрерывный контроль во избежание переполнения резервуара.

При эксплуатации резервуаров необходимо периодически производить их очистку от осадков, которые образуются при хранении мазута. Очистка резервуаров чаще всего производится вручную. Однако такая очистка очень трудоемка и опасна. В последнее время начал применяться механизированный способ очистки с применением препаратов МЛ. Моющие препараты значительно облегчают труд и позволяют обойтись без предварительной пропарки очищаемого резервуара.

Ремонт резервуаров бывает осмотровой, текущий и капитальный. Осмотровой ремонт производится без опорожнения резервуара не реже двух раз в год. Он заключается в проверке состояния корпуса, кровли, находящегося снаружи оборудования и в ликвидации выявленных дефектов.

Текущий ремонт производится не реже одного раза в 2 года и заключается в очистке внутренней поверхности, ремонте корпуса и днища, замене или ремонте оборудования, испытании на прочность и плотность отдельных узлов, окраске резервуара. Капитальный ремонт производится по мере необходимости в зависимости от состояния резервуара по данным осмотрового и текущего ремонтов.



c:\users\филин\desktop\наземные емкости.jpg

Рис.2. Частично заглубленные резервуары.



Резервуары для хранения топлива согласно ГОСТ-1510-84 должны подвергаться периодической зачистке один раз в два года, а расходные - не реже одного раза в год.

Резервуары подлежат первичной и периодическим поверкам. Межповерочный интервал - не более 10 лет.

Поверка заключается в определении их вместимости, соответствующей данной высоте наполнения.

Каждый резервуар, независимо от марки хранящегося в нем топлива должен быть оборудован согласно “Правил технической эксплуатации резервуаров”.

Для подачи топлива из резервуаров склада в расходные баки ДЭС или в отделение топливоподготовки должно быть установлено не менее двух насосов, каждый из которых обеспечивает при работе в течение 8 часов максимальную суточную потребность электростанции в топливе. На всасывающих линиях насосов должны быть установлены фильтрующие сетки.

Все вентили, задвижки и элементы оборудования топливного хозяйства должны быть занумерованы, а номера их указаны в схеме. К схеме топливного хозяйства электростанции должно быть приложено описание порядка действия при переключениях.

    Многие хозяйственники и главные инженеры предприятий сталкиваются с вопросом размещения емкостей с топливом для обеспечения нужд систем гарантированного электроснабжения объектов. Такого четкого и многостороннего документа, как НТПД -90 ныне не существует. Чем же руководствоваться при проектировании, монтаже и эксплуатации топливных ёмкостей? Как сделать всё «по закону», не попасть в сферу пристального внимания Ростехнадзора и судебных органов?

         Вопрос сводится к тому, относится ли объект к категории опасных производственных объектов, этим определяется правоприменение. 

          При идентификации производственных объектов и отнесении их к категории опасных производственных объектов необходимо учитывать следующее:

"Согласно пункту 16 Приложения № 8 к Административному регламенту Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённого приказом Ростехнадзора от 04.09.2011 № 606, при осуществлении идентификации производственной площадки как опасного производственного объекта опасные вещества в количестве, равном или менее 2 % от предельно допустимого для горючих жидкостей в технологическом процессе, установленном в Приложении № 2 к указанному закону, можно не учитывать, если нормативными документами на конкретное вещество не установлено другое и, если их размещение на территории эксплуатирующей организации таково, что не может стать причиной возникновения крупной аварии. При этом расчёт количества опасного вещества, обращающегося на опасном производственном объекте, производится на основании проектной ёмкости всех имеющихся резервуаров исходя из значения строки «Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе…"

       Таким образом, в случае если на объекте в соответствии с проектной ёмкостью всех резервуаров возможно обращение опасных веществ в количестве менее 2 % от предельно допустимого для горючих жидкостей в технологическом процессе, установленного в Приложении № 2 к указанному закону, при этом их размещение на территории объекта таково, что не может стать причиной возникновения крупной аварии, и нормативными документами на конкретное вещество не установлено иное, при идентификации указанного объекта признак опасности 2.1 (получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ) не учитывается. Если других признаков опасности, установленных Приложением № 1 к указанному закону, не производственном объекте нет, указанный объект не относится к категории опасных производственных объектов.

         Нехитрый расчёт:

  (200 тонн / 100) х 2 = 4 тонны

позволяет получить цифру:  4 (четыре тонны).

         Однако, господа, хотя НТПД - 90 ныне не действует, старайтесь не делать баки  емкостью более одной тонны, а если решились - предусматривайте аварийный противопожарный сброс топлива в подземный резервуар.

 

   Рекомендуемые сорта топлива.



   С заправкой отечественных агрегатов впросов нет, существуют соответствующие стандарты, а  какое топливо рекомендуют к использованию зарубежные производители? Рассмотрим рекомендации компании F.G.Wilson.

Дизельное топливо должно соответствовать спецификации BS 2869: Part 2 1998 Class A2 Параметры топлива: -сера не более 0,2%, -цетановое число – не менее 45, -вода и присадки 0.05%, -вязкость 2.0 / 4.5 сантистоксов при температуре 40 °C, -плотность 0,835 / 0,855 кг/литр.

Компания F.G.Wilson рекомендует использовать следующие сорта отечественного дизельного топлива: Л -0.2-40 (летнее, высший и первый сорт), Л-0.2-62 (летнее, высший и первый сорт), З-0.2 минус 35 (зимнее, высший и первый сорт), З-0.2 минус 45 (зимнее, высший и первый сорт), А-0.2 (арктическое, высший и первый сорт) в соответствии с ГОСТ 1667-68.

 

   Нерекомендуемые сорта топлива


Не рекомендуется применять следующие сорта отечественного дизельного топлива: Л-0.5-40 (летнее), Л-0.5-62 (летнее), З-0.5 минус 35 (зимнее), З-0.5 минус 45 (зимнее), А-0.4 (арктическое) в соответствии с ГОСТ 305-82; ДТ (высший и первый сорт) в соответствии с ГОСТ 305-82.

 

   Запрещенные сорта топлива


Категорически запрещено использование дизельного топлива марки ДМ в соответствии с ГОСТ 1667-68 для малооборотистых дизельных двигателей.

 


   Заправка электростанции топливом.

Меры безопасности. При заправке дизельного топлива необходимо строго соблюдать меры безопасности при обращении с горючими жидкостями. При заправке из передвижного топливозаправщика, перед установкой пистолета в заправочную горловину, необходимо обеспечить выравнивание потенциалов между корпусом заправщика и топливным баком ДГ.

 

Учет расхода топлива.

c:\users\филин\desktop\счетчик.jpg

... Он выволок  на   свет  и   приволок

Подколотый, подшитый материал,

Никто  поделать  ничего не смог...

Рис.3. Счетчик.



Учёт расхода топлива двигателями электростанции дело кропотливое и требующее педантичности. Основа любого учёта - документальное фиксирование любых изменений. В нашем случае необходимо фиксировать ещё и причины этих изменений (ответственных лиц, нормативных документов, причин срабатывания автоматическмх устройств). Подходите к учёту скурпулёзно: рано или поздно появится человек, задающий неприятные вопросы.

На все резервуары топливного склада должны быть составлены калибровочные таблицы.

Во избежание ошибок на замерном люке каждого резервуара должно быть отмечено краской или насечкой постоянное место замера.

Для наблюдения за деформацией резервуара должен быть определен его “трафарет”, т.е. высота резервуара от днища до места постоянного замера на замерном люке. Трафарет наносится масляной краской на внутренней стороне крышки замерного люка и проверяется не реже одного раза в год.

Кроме оперативных замеров, связанных с приемкой топлива от поставщика, по истечении каждого месяца производятся контрольные замеры для определения остатка топлива в резервуарах. Одновременно с контрольными замерами отбираются пробы топлива (из каждого резервуара) для анализа на содержание воды и определения плотности.

Перед началом контрольных замеров необходимо заполнить до верхних уровней все расходные баки и отстойники. Время замера при этом должно быть выбрано так, чтобы после замера следующая приемка от поставщика и выдача топлива со склада электростанции были не ранее 1 -го числа следующего месяца.



Результаты контрольных замеров топлива оформляются актом.

Что есть акт? Подписанный несколькими участниками (членами комиссии) информационный документ об обстоятельствах и времени события.



Замерные люки емкостей должны плотно закрываться и запираться на замки.

Для оперативного учета количества топлива, выдаваемого со склада в машинный зал, применяется объемновесовой способ или устанавливается жидкостный счетчик (расходомер). После счетчика топливопровод должен иметь гильзу для замера температуры и кран для отбора пробы топлива.

Учет расхода топлива отдельными агрегатами может осуществляться установкой перед каждым двигателем расходомера (счетчика). В этом случае должен быть обводной трубопровод (байпас) с соответствующим набором кранов для переключения.

Все топливо должно учитываться по маркам.

Оперативный учет расхода топлива на производство за смену или сутки оформляется ведомостью.

Начальник смены или лицо, его заменяющее, кроме оформления получения топлива со склада должен принять и сдать одновременно с приемом и сдачей смены топливо в расходных баках, а также отметить в журнале расход топлива каждым агрегатом за смену.

Окончательным документом о движении топлива за месяц является акт, утвержденный начальником электростанции. Сведения о движении топлива за смену, сутки, пятидневку или другой период являются оперативным.

Следует утвердить нормы списания ГСМ и дизельного топлива приказом руководителя и внести соответствующую запись в учетную политику учреждения. Основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм могут служить техническая документация завода изготовителя, результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией (Письмо Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/223).

Документальное фиксирование номинального расхода топлива

Итак, учет расхода топлива дизельной электростанцией. Порядок документооборота устанавливает сама компания. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Первое, что нужно сделать, это определиться с нормами расхода. Нормирование расхода топлива – это установление его допустимой величины в определенных условиях эксплуатации для конкретной модели (модификации) механического транспортного средства. Нормы расхода дизельного топлива рассчитываются путем применения базовой нормы (базового расхода) и соответствующих установленных величин повышений (снижений), а также величин дополнительного расхода топлива.

Большинство министерств и ведомств имеют утверждённые локальными нормативными актами нормы расхода. Если они у Вас есть – Вам повезло. В любом случае нужно убедиться в их наличии или отсутствии.

Если документ такой есть, составляем приказ по предприятию:

OOO «____________________________» 

ПРИКАЗ № ____ 

__._________.20__г. г.__________

 

Об установлении норм расхода топлива и других горюче-смазочных материалов на (наименование изделий)



_________________

ПРИКАЗЫВАЮ:

На основании норм расхода, установленных … (приказом и т.п.).

Установить норму расхода дизельного топлива на:

- Изделие … _______ 00 литров в час

- Изделие …. _______ 00 литров в час

В холодное время года с 1 ноября по 15 апреля увеличить установленные нормы на 12%

Другие горюче-смазочные материалы, используемые при техническом обслуживании (масла, смазки, охлаждающая жидкость и т.д.) нормировать в соответствии с периодичностью технического обслуживания, указанного в … (нормативный документ).

Списание расхода дизельного топлива производить один раз в месяц актом списания, ответственным назначить ….. (должность ФИО).

Генеральный директор ООО «_____________» ________________

Главный бухгалтер ООО «__________» _____________________

 



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал