Правительство Свердловской области Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства материалы II отраслевой конференции энергетиков свердловской области «стратегия развития топливно-энергетического комплекса свердловской области»



страница1/4
Дата26.04.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3   4
Правительство Свердловской области

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства

МАТЕРИАЛЫ II ОТРАСЛЕВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЭНЕРГЕТИКОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

15 декабря 2010 года,

КМД-сообщество «Навигация»

ООО «СоюзПромЭкспо»

Екатеринбург 2011г.

Материалы II отраслевой конференции энергетиков

Свердловской области «Стратегия развития топливно-

энергетического комплекса Свердловской области»,

15.12.2010г., Екатеринбург, ул. Громова, 145.

Редакционная группа: Соколов А.Е., Радун И.Н., Кузьмина А.П., Осинцев Д., Калашников  Ф., Проников И., Уткевич И.

В сборнике представлены материалы конференции энергетиков, состоявшейся при поддержке и участии Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. К участию в конференции в качестве экспертов были приглашены руководители энергетических компаний области, ученые и специалисты по проблемам развития энергетики и экономики, а также представители областных и федеральных органов власти. Участниками конференции был высказан целый ряд замечаний, предложений относительно проекта «Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Свердловской области до 2020г.», которые публикуются в данном сборнике и которые будут приняты во внимание в процессе доработки предлагаемого проекта стратегии. Значительную работу по организации конференции и подготовке материалов настоящего сборника выполнили участники Уральского молодежного энергетического форума. В сборник включены несколько статей, написанных нашими молодыми коллегами как пример и результат их личного участия в развитии дискуссии и движения общественной мысли по вопросам развития энергетики Свердловской области. Надеемся, что форумы экспертного сообщества по вопросам развития Уральской энергетики станут хорошей, плодотворной традицией.



Оглавление

Аннотация

Оглавление

Пресс-релиз конференции

Вступительное слово министра энергетики и ЖКХ

Свердловской области Шевелёва Ю.П

Выступление с презентацией проекта стратегии начальника отдела

стратегического развития и аналитического обеспечения

Министерства энергетики Свердловской области Ружникова Е.А

Стенограмма выступления эксперта-сопредседателя секции

«Экономические ориентиры энергостратегии Свердловской области»

Петрова М.Б

Стенограмма выступления эксперта-сопредседателя секции

«Развитие генерирующих мощностей в Свердловской области»

Комякова А.Б

Стенограмма выступления эксперта-сопредседателя секции

«Развитие электросетевого комплекса Свердловской области » Бартенева А.О.

Стенограмма выступления эксперта-сопредседателя секции

«Развитие топливно-ресурсной базы энергетики Свердловской области»

Щеклеина С.Е

Стенограмма выступления эксперта-сопредседателя секции

«Стратегические задачи повышения энергоэффективности

в ТЭК Свердловской области» Богатовой Т.Ф.

Стенограмма выступления эксперта-сопредседателя секции

«Техническая политика и механизмы внедрения инноваций

в ТЭК Свердловской области» Бродова Ю.М

Стенограмма выступления эксперта-сопредседателя секции

«Экологические аспекты и аспекты энергобезопасности

в энергостратегии Свердловской области» Еремина А.Ю

Проект решения конференции (с приложениями).

Статьи участников Уральского молодежного энергетического форума

(30 октября – 6 ноября 2010г., г.Верхний Тагил)

Список участников конференции.

О конференции энергетиков Свердловской области

С 15 по 17 декабря 2010 года при поддержке Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области и Правительства Свердловской области в Екатеринбурге прошёл форум «Энерго-ПромЭкспо 2010», посвященный профессиональному празднику Дню энергетика.

Главным мероприятием Форума стала конференция «Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Свердловской области», в которой приняли участие представители органов государственной власти, руководители энергетических компаний, ученые и эксперты по проблемам развития энергетики и экономики, а так же представители нового энергетического поколения – участники Уральского молодежного энергетического форума. Экспертное сообщество обсудило проект документа, важного для электроэнергетического комплекса и всей экономики Свердловской области, - Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Свердловской области на период до 2020 года.

На открытии конференции выступил министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Юрий Петрович Шевелёв, который наградил почётными грамотами представителей экспертного сообщества – участников выездной экспертной сессии 1-3 апреля 2010 г. по разработке программы развития электроэнергетического комплекса Свердловской области на период до 2020-го года.

После презентации проекта стратегии начальником отдела стратегического развития и аналитического обеспечения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Ружниковым Евгением Анатольевичем, все участники разделились на 8 секций, в которых велась интенсивная экспертная работа по представленному проекту энергетической стратегии.

В каждой секции было предусмотрено не только очное обсуждение проблем и тенденций развития энергетики: организаторами было обеспечено участие через Интернет всем экспертам, вынужденным остаться на рабочих местах и всем интересующимся проблемами развития энергетики.

В результате эффективного диалога специалистов в различных областях, органов власти, широкого экспертного обсуждения проблемы была выработана экспертная позиция по каждому пункту стратегии, которую на общем пленарном заседании высказал представитель каждой секции.

От секции № 1 «Экономические ориентиры в энергостратегии Свердловской области» доклад представил руководитель Центра развития и размещения производственных сил Института экономики УрО РАН Петров Михаил Борисович. В этой секции был затронут важный вопрос сопряжения энергостратегии с экономической стратегией Свердловской области и её встраиваемость в энергетическую стратегию России. Так же широко обсуждалась идея понятности и экономической привлекательности стратегии широким слоям общества. Секция внесла предложения увеличения сроков или горизонтов построения стратегии и расширения области её стратегических приоритетов.

Секция № 2 «Развитие генерирующих мощностей в Свердловской области» представила совместный доклад с 4 секцией «Развитие теплоснабжения в Свердловской области». Докладчиком здесь выступил главный инженер ПИЦ УралТЭП Александр Васильевич Комяков. Этот доклад вызвал наиболее бурное обсуждение и выявил вопросы, являющиеся дискуссионными, например о перспективе угольных электростанций в Свердловской области. Эксперты высказались о том, что стратегия должна быть краткой, а её разработка основываться на диалоге между Правительством области и представителями частных компаний, на профессиональной основе с рассмотрением различных вариантов развития энергетики области.

От секции «Развитие электросетевого комплекса Свердловской области» докладчиком выступал директор Свердловского регионального диспетчерского управления Артем Олегович Бартенев. В числе своих предложений в Стратегию развития топливно-энергетического комплекса Свердловской области он внес пункт о необходимости внедрения интеллектуальных сетей, адаптивных систем управления, а так же разработку совместного пилотного проекта по реализации элементов «умной» сети на территории Свердловской области.

Секция №5 «Развитие топливно-ресурсной базы энергетики Свердловской области», докладчиком от которой был заведующий кафедры «Атомная и возобновляемая энергетика» УрФУ им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина Сергей Евгеньевич Щеклеин, представила на общий пленум предложения по стратегии от каждого эксперта. В секции обсуждались вопросы комплексного освоения торфяных месторождений, освоение технологии газификации торфа, применения альтернативных источников энергии, а так же вопрос отсутствия в стратегии такого ресурса энергетики как лес. Озвучены были и предложения по развитию атомной энергетики, в том числе о перспективах сооружения АЭС средней мощности на базе судовых реакторов для обеспечения электро- и теплоснабжения городов Свердловской области.

В докладе от 6 секции «Стратегические задачи повышения энергоэффективности в топливно-энергетическом комплексе Свердловской области», представленном заместителем заведующего кафедры «Тепловые электрические станции» УрФУ им. Первого Президента России Б.Н.Ельцина Богатовой Татьяной Феоктистовной, был поднят вопрос создания единой нормативно-правовой базы для всех субъектов энергетической политики, для повышения энергоэффективности в ТЭК региона, а так же вопросы использованием возобновляемых энергетических ресурсов и развития когенерации.

В секции «Экологические аспекты и аспекты энергобезопасности в энергостратегии Свердловской области» пришли к выводу о необходимости более глубокой проработки экологических аспектов в энергостратегии. Доработать предложения секции вызвались директор Уральского центра энергосбережения и экологии Ануфриев Валерий Павлович и первый заместитель министра природных ресурсов Свердловской области Еремин Александр Юрьевич. В своем докладе замминистра сообщил, что Рефтинская ГРЭС является вторым в России загрязнителем окружающей среды после комбината «Норильский никель» и эта проблема должна быть решена в обозримой перспективе.

Заведующий кафедрой УрФУ им. Первого Президента России Б.Н.Ельцина «Турбины и двигатели» Юрий Миронович Бродов, представляя доклад секции «Техническая политика и механизмы реализации стратегии» предложил по аналогии с планом «ГОЭЛРО» сделать основной текст стратегии кратким и легко воспринимаемым, а все необходимые выкладки перенести в приложения. Особую важность докладчик придал необходимости подготовки кадров для развития энергетики.

В ходе дискуссии генеральный директор ОДУ Урала Петр Михайлович Ерохин предложил опубликовать проект стратегии в сети Интернет и организовать широкое обсуждение и доработку стратегии.

Таким образом, авторитетное экспертное сообщество обозначило узкие места представленного проекта энергетической стратегии и внесло свои предложения по ее доработке. На базе этих предложений в последствии был сформирован проект решения конференции с рекомендациями по доработке проекта энергостратегии:



  • Сократить основной объём энергетической стратегии, при этом составив достаточно широкое приложение к ней;

  • Учесть необходимость сопряжения энергостратегии области с другими важными существующими стратегическими документами;

  • Продолжить дальнейшую разработку Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Свердловской области с участием экспертного сообщества и с учетом замечаний конференции;

  • Считать актуальным проведение экспертных совещаний, тематических круглых столов и прочих мероприятий, открытых для широких профессиональных и межпрофессиональных дискуссий по вопросу энергетической стратегии региона. Признать полезным в этой связи ежегодное проведение отраслевой экспертной конференции энергетиков и Уральского молодежного энергетического Форума для дальнейшего формирования экспертного сообщества;

  • Разместить вариант стратегии в открытом доступе сети Интернет, для широкого обсуждения и доработки.

Участники конференции договорились в ближайшее время оформить и обобщить озвученные в ходе конференции конкретные замечания и предложения и направить их в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.

Таким образом, отраслевая конференция подчеркнула важность при разработке стратегических вопросов и принятии решения пользоваться поддержкой и помощью компетентного и уважаемого экспертного сообщества, которая позволяет повысить продуктивность и авторитет решения, тем самым сделав более эффективной работу Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области в процессе регионального управления и общественного рассмотрения актуальных вопросов развития энергетики.



ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МИНИСТРА ЭНЕРГЕТИКИ И ЖКХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ШЕВЕЛЁВА ЮРИЯ ПЕТРОВИЧА

Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде всего, поздравляю Вас с наступающим праздником Днём энергетика. Для нас этот праздник всегда значимый, особенно в этом году. Именно в этом году мы отмечаем 90 лет со дня начала реализации Государственного плана по электрификации всей страны. Сегодня у нас важный и ответственный этап, который мы должны пройти. Безусловно все мероприятия сегодняшнего дня в рамках предстоящих праздников и юбилейных мероприятий, затрагивают тему развития электроэнергетического комплекса Свердловской области. Вы знаете, что основные стратегические ориентиры по развитию и модернизации экономики страны, экономики Свердловской области заданны нашим президентом Д.А. Медведевым и губернатором Свердловской области А.С. Мишариным. В недавнем послании отражены моменты, связанные с тем, что экономика преодолела кризисные явления, экономика находится на инновационном пути развития.

Естественно, вопросы развития электроэнергетики как основной части составляющей экономики очень волнуют всех. Те стратегические документы, о которых было сказано, которые были приняты в 2006 году и откорректированы уже в 2009, 2010 году, безусловно носят амбициозный характер. Те кризисные явления, которые имели место быть в экономике Свердловской области в 2008 - 2009 гг. повлияли на сроки реализации ряда мероприятий, в частности по строительству новых генерирующих мощностей. В то же время устойчивый рост электропотребления сегодня, (а именно по электропотреблению можно судить о том, в какой стадии находится экономика) свидетельствует о том, что кризисные явления прошли. За девять месяцев рост электропотребления по Свердловской области, в сравнении с прошлым годом, составляет 8,2%. Если посмотреть по Екатеринбургу, то никакого спада электропотребления ни в 2008, ни в 2009 году не было. На сегодняшний день Екатеринбург нагрузка города составляет 1000 МВт, это та нагрузка, которая уже сложилась, стабильная нагрузка. Мы перешагнули исторический максимум.

По электросетевому комплексу сделано очень много. Объекты, заявленные в планах, достаточно серьёзно и успешно реализуются, огромное спасибо МРСК и ФСК МЭС Урала за реализацию данных планов. И последний объект, который совсем недавно был введён в эксплуатацию - это подстанция 110 кВ «90 лет ГОЭЛРО», которая позволит, и можно сказать уже позволила, обеспечить продолжение строительства социально-значимых объектов части города, новых районов и улучшить электроснабжение всего Екатеринбургского энергоузла.

Сегодня перед нами стоят очень большие задачи с точки зрения развития. Это очень важные объекты по сети 220 кВ. В следующем году планируется ввод одного из таких объектов - подстанция «Надежда». Так же стоят задачи по развитию генерации. Сегодня утром у председателя правительства Свердловской области А.Л. Гредина была встреча с Е..Н. Ольховиком. Одним из обсуждаемых вопросов стали перспективы развития генерации КЭС холдинга на территории Свердловской области. Работа там идёт в те скорректированные сроки, в соответствии с которыми уже заключены и подписаны договоры предоставления мощности. Они, безусловно, будут очень чётко отслеживаться, для того, чтобы все намеченные им объекты были введены именно в эти сроки без каких бы то ни было отступлений.

Стратегия ТЭК – это важный стратегический документ. Нам очень важно Ваше мнение, мнение экспертов как по содержанию данной стратегии, так и по её реализации. Тем более, что в этой стратегии отражен ряд моментов, связанных, в том числе и с возобновляемыми источниками энергии. Хотелось бы усилить надёжность топливно-энергетического баланса, который сложился сейчас на территории Свердловской области, в том числе за счёт тех мероприятий, которые будут Вам предложены в стратегии.

Я ещё раз поздравляю Вас с наступающим праздником, очень рассчитываю и надеюсь на Вас, на Ваше компетентное мнение, мнение экспертов, в обсуждении данной стратегии. Желаю Вам всего наилучшего, всего доброго, и, безусловно, реализации всех наших намеченных планов. Спасибо.

Подготовила Анна Кузьмина.



ВЫСТУПЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И ЖКХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ РУЖНИКОВА ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ

Уважаемые коллеги, гости!

Рад приветствовать вас на конференции посвященной рассмотрению проекта Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Свердловской области до 2020 г., в преддверии празднования “Дня энергетика”.



Предпосылки, необходимость и значимость документа

В рамках курса определенного президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, направленного на оздоровление и модернизацию российской экономики, внедрение современных и инновационных технологий, а также повышение качества услуг предоставляемых гражданам РФ возникла необходимость формирования собственного курса развития ТЭК Свердловской области с учетом поставленных задач.



Для решения поставленных задач в соответствии с Энергетической стратегией РФ и стратегией социально-экономического развития Свердловской области министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области разрабатывается Стратегия развития ТЭК до 2020 года.

Настоящая Стратегия разрабатывается как документ, направленный на реализацию долгосрочной энергетической политики Российской Федерации с целью определения основных направлений и приоритетов развития энергетики Свердловской области.

При этом главное в стратегии не сами цифры, а приоритеты и ориентиры, задающие долгосрочный курс развития топливно-энергетического комплекса, ведь стратегия в конечном счете – это не прогноз, а система утверждений.

Основная идея Стратегии

Основной идеей Стратегии является достижение и поддержание лидирующего положения Свердловской области в развитии энергетики.

Обладая избыточным балансом мощности Свердловская область может и в рассматриваемой перспективе поддерживать его избыточность путем систематического ввода генерирующих мощностей и реализации программ энегоэффективности и энергосбережения.

Предпосылки к энергетическому лидерству видятся в следующем:

наличие на ее территории достаточно современных крупных электростанций с диверсифицированным топливным балансом;

центральное положение Свердловской области в ОЭС Урала;

концентрация развивающихся в области энергоемких производств;

наличие потенциала добычи местных и возобновляемых видов топлива.

концентрация в области инвестиционных ресурсов;

Концепция лидерства предполагает активное привлечение ресурсов развития в межрегиональных масштабах и участие области в межрегиональных энергетических проектах.

Цели, задачи и приоритеты

Настоящая Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса Свердловской области на период до 2020 года, а также приоритеты, ориентиры и механизмы ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Топливно-энергетический комплекс является основой экономики Свердловской области.

К числу основных приоритетов развития топливно-энергетического комплекса относятся:

повышение надежности, безопасности электро и теплоснабжения потребителей области;

модернизация и создание новой энергетической инфраструктуры на основе масштабного технологического обновления энергетического сектора области;

создание условий для перехода на энергосберегающий путь развития и организации системы рационального использования топливно-энергетических ресурсов;

диверсификация структуры топливно-энергетического баланса Свердловской области за счет развития атомной энергетики и вовлечения в топливный баланс местных энергоресурсов, в первую очередь торфа и отходов лесной промышленности;

создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов в топливно-энергетический сектор.

повышение экологической безопасности энергетики.

Разработана следующая структура документа, состоящая из 6 основных разделов:



  1. Концептуальные положения Стратегии

  2. Цель, задачи и приоритеты Стратегии

  3. Основные тенденции и прогнозные параметры социально-экономического развития Свердловской области

  4. Состояние и перспективы развития ТЭК Свердловской области до 2020 года

4.1. Традиционные виды топлива

4.2. Местные топливные ресурсы

4.3. Электроэнергетика

4.4. Развитие тепловых сетей

4.5. Малая энергетика

4.6. Возобновляемые источники энергии

4.7 Текущее состояние топливно-энергетического баланса СО


  1. Энергетическая политика Свердловской области

5.1. Энергетическая безопасность

5.2. Энергетическая эффективность

5.3. Формирование рационального ТЭБ СО

5.4. Социальная политика в ТЭК

5.5.Научно-техническая и инновационная политика


  1. Ожидаемые результаты и система реализации Стратегии

6.1. Основные ожидаемые результаты реализации Стратегии

6.2. Проблемы в реализации Стратегии

6.3. Система реализации Стратегии

5. Целевые показатели Стратегии

При этом достижение целевых показателей является неотъемлемой частью стратегии развития топливно-энергетического комплекса Свердловской области.

В Стратегии за основу были приняты следующие целевые показатели до 2020 года:

-снижение энергоемкости ВРП не менее 40% по отношению к уровню 2007 года;

-среднегодовой темп роста ВРП 107,3% в соответствии со стабилизационно-инерционным сценарием и 109,6% по индустриально-модернизационному сценарию в соответствии со стратегией социально-экономического развития Свердловской области;

потребление электроэнергии на уровне 62 млрд.кВт.ч по инновационному сценарию в соответствии с разработанным ЗАО “АПБЭ” прогнозным балансом электроэнергии;

- снижение эмиссии парниковых газов на 15-25 % по отношению к уровню 1990 года.

6. Энергетическая политика Стратегии

Главными стратегическими ориентирами долгосрочной энергетической политики являются: безопасность, эффективность и экологичность, включая формирование рационального топливно-энергетического баланса, социальную, инновационную и научно-техническую политику в энергетике.



Механизмами осуществления энергетической политики служат:

разработка и реализация региональных проектов освоения местных топливно-энергетических ресурсов, программ энергоэффективности и энергосбережения;

разработка и реализация производственных программ энергетических компаний с учетом позиции Правительства Свердловской области (таких как внедрение интеллектуальной электроэнергетической системы активно-адаптивной сети);

создание научно-производственных объединений;

организация областных центров науки и высоких технологий, связанных с разработкой и внедрением наиболее перспективных технологий;


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал