Преамбула 3 Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда 5



страница1/9
Дата24.04.2016
Размер1.6 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


стратегия социально-экономического развития

городского округа «Город Калининград»

на период до 2025 года

Оглавление:

Преамбула 3

Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда 5

SWOT-анализ 5

Внешние вызовы развития 8

Анализ социально-экономического положения 8

Ключевые проблемы развития Калининграда 25

Оценка качества жизни жителями города 27

Сценарии социально-экономического развития 29

Стратегическая доктрина (видение) и приоритеты развития Калининграда 36

Концепция пространственного развития 39

Цели, задачи и контрольные показатели Стратегии 51

Цели и задачи первого этапа реализации Стратегии 52

Второй этап реализации Стратегии 72

Организация системы стратегического планирования и механизмы реализации Стратегии развития города 73

Приложение 1. Перечень показателей для мониторинга эффективности реализации Стратегии 78

Приложение 2. Конкурентоспособность отраслей промышленности Калининграда 88

Приложение 3. Проекты, реализация которых возможна в Калининграде в рамках стратегии социально-экономического развития города 91


Преамбула


Главным стратегическим документом, определяющим основные направления развития Калининградской области в долгосрочной перспективе, является Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу. Подготовка Стратегии была вызвана необходимостью формирования эффективной региональной системы управления стратегическим развитием, ориентированной на достижение стратегических целей развития Российской Федерации и обеспечивающей решение системных проблем регионального развития. Разработка стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований Калининградской области в рамках единой методологии, с увязкой по целям, задачам и приоритетам является одним из ключевых элементов создаваемой системы управления стратегическим развитием региона.

Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на период до 2025 года является инструментом достижения стратегических целей развития Калининградской области и Российской Федерации. В Стратегии учтены существующие бюджетные, организационные и иные ограничения в отношении базовых направлений экономического и социального развития города: улучшения качества жизни населения, развития человеческих ресурсов, развития инфраструктуры и создания благоприятной деловой среды.

Актуальность разработки Стратегии обусловлена поиском подходов к решению ключевых социально-экономических проблем города в средне- и долгосрочной перспективе, а также необходимостью адаптации действующей экономической, бюджетной, финансовой, инвестиционной, социальной системы муниципального управления к новым экономическим условиям, закрепленным в Стратегии социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Также одной из задач ключевого документа стратегического планирования является консолидация местного сообщества (органов власти муниципального образования, хозяйствующих субъектов и гражданского общества) в вопросах развития города, его будущего.

Структура и содержание Стратегии разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке стратегии и программы социально-экономического развития муниципального образования Калининградской области, положениями Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, положениями Федерального закона №131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В настоящей Стратегии были учтены: вступление Российской Федерации в ВТО, проведения в городе финального этапа Чемпионата Мира по футболу в 2018 году, малое приграничное сотрудничество с Польшей и Литвой, утверждение Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года», прекращение с 2016 года ряда преференций Особой экономической зоны Калининградской области, реализация Приоритетных национальных проектов «Доступное жилье», «Качественное образование», «Эффективное сельское хозяйство», реформа местного самоуправления, административная реформа, повышение эффективности бюджетных расходов, вопросы инновационного развития, и ряд других государственных задач, обозначенных Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.

Кроме того, на ранних этапах разработки Стратегии к обсуждению стратегических приоритетов развития города привлекались экспертное, бизнес- и профессиональные сообщества города. Таким образом, данная Стратегия представляет собой согласованное представление городского сообщества об основных целях и задачах развития города, а также предполагает вовлечение городского сообщества в реализацию основных направлений Стратегии.


Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда

SWOT-анализ


В результате SWOT-анализа были выявлены ключевые, как благоприятные, так и неблагоприятные внешние события и условия, которые влияют или могут существенно повлиять на ситуацию в области и городе, то есть определяют «возможности» и «угрозы» для развития Калининграда.

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

  • Выгодное геоэкономическое положение области и города.

  • Режим особой экономической зоны в Калининградской области.

  • Один из незамерзающих портов на Балтике с развитой портовой инфраструктурой.

  • Строительство Приморского кольца – современной автомагистрали, связывающей между собой Калининград, аэропорт, прибрежные города региона в единую транспортную сеть.

  • Предпосылки (наличие объектов историко-культурного наследия) для развития исторического и познавательного туризма.

  • Наличие искусственно созданного в досоветский период ландшафта, а также набережных, обладающих рекреационным потенциалом.

  • Приход в город ряда крупных национальных/транснациональных компаний и финансовых институтов.

  • Развитые торговые сети, конкурентоспособные не только на региональном, но и на национальном рынке.

  • Развитый относительно других регионов России малый и средний бизнес.

  • Развитый потребительский рынок.

  • Обслуживание населения по принципу «одного окна» в социальной сфере.

  • Развитая инфраструктура спорта.

  • Развитая система профессионального образования (вузы).

  • Высокий образовательный и культурный уровень значительной части населения города.

  • Высокая толерантность городского сообщества к различным конфессиям, политическим, этническим и другим социальным группам, уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

  • Высокий уровень общественной активности.

  • Энергетическая независимость (строительство Балтийской АЭС).

  • Анклавность (эксклавность) территории области и возникающие в этой связи таможенные и визовые проблемы для развития туризма, развития товаропроизводителей, ориентированных на российский рынок, низкая продовольственная безопасность.

  • Высокие железнодорожные тарифы по транспортировке грузов на российскую территорию.

  • Территория города подвержена воздействию ряда природно-техногенных процессов – затоплению нагонными паводками, подтоплению грунтовыми водами и др. Данные явления и процессы осложняют ведение хозяйственной деятельности на территории города и требуют комплекса защитных инженерно-технических мероприятий.

  • Нерешенность вопросов, связанных с экологией и безопасностью проживания, а также безопасностью и удобством пребывания в Калининграде российских и иностранных туристов (отсутствие навигации, сервисных информационных пунктов (информационные стенды, указатели с дублированием на латинице) высокая степень загрязнения воздуха и водоемов).

  • Отсутствие комфортной городской среды: слабое благоустройство города, отсутствие пешеходных прогулочных зон, недостаточное количество озелененных пространств, зон отдыха, прогулок и развлечений для горожан и туристов, значительная доля заброшенных территорий. Низкий уровень доступности городской среды для инвалидов.

  • Нескоординированное развитие городских инженерных инфраструктур.

  • Отсутствие инженерно подготовленных площадок под строительство жилья, развития инновационных производств.

  • Высокая степень изношенности зданий жилого и нежилого фондов.

  • Отсутствие продуманной внутригородской транспортной системы.

  • Потеря предприятиями Калининграда, оставшимися от советских времен, традиционных рынков сбыта.

  • Отсутствие важных условий для создания благоприятного инвестиционного климата, необходимого для развития бизнеса и его инфраструктуры.

  • Нестабильность законодательной базы для предпринимательской деятельности.

  • Недостаток кадров необходимой квалификации (особенно квалифицированной рабочей силы и инженерных кадров, способных обеспечить развитие инновационной экономики).

  • Отсутствие развитой системы подготовки персонала в секторе гостеприимства.

  • Высокие темпы старения населения, сокращение трудоспособного населения.

  • Вступление Российской Федерации в июле 2012 года во Всемирную торговую организацию.

Возможности (O)

Угрозы (Т)

  • Развитие транспортно-транзитных функций города.

  • Развитие постиндустриальной экономики.

  • Интеграция в культурную жизнь Балтийского макрорегиона, формирование общего с Европой и Россией календаря культурных событий.

  • Возможность участия в международных инфраструктурных и спортивных проектах.

  • Развитие туризма (включая водный туризм, велотуризм, познавательный туризм, бизнес-туризм).

  • Развитие ярмарочной и выставочной деятельности.

  • Формирование собственной торговой и сервисной специализации города.

  • Интеграция в рынки сбыта Восточной Европы, Балтийского макрорегиона.

  • Развитие янтарной промышленности.

  • Проведение финального этапа Чемпионата Мира по футболу в 2018 г.

  • Ужесточение визового и таможенного режима со стороны ЕЭС.

  • Окончание в 2016 году режима таможенных преференций по Федеральному Закону от 10.01.2006 г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

  • Ухудшение рекреационного потенциала Калининградской области вследствие обострения экологических проблем.

  • Дестабилизация мировой экономики, возможное продолжение мирового кризиса.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал