Предмет и задачи социальной психологии



страница1/7
Дата30.04.2016
Размер1.39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Введение

Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология — отрасль психологического зна­ния, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологиче­ской науки, она существует менее ста лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитар­ной дисциплине. Интересно отметить, что один учебник вы­шел в Америке, другой в Европе, один был написан социо­логом, другой — психологом. И по настоящий день можно говорить о существовании американской и европейской тра­диции рассмотрения социально-психологических явлений, а также о социологизаторском и психлогизаторском подхо­дах к их анализу.

В процессе своего развития социальная психология про­шла нелегкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном кон­центрировался на изучении общественной психологии, массо­вых социальных явлении (толпа, заражение в массах, на­ция и ее психический склад и другое), то в середине века все внимание было отдано исследованию малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микрокли­мат группы и отношения между различными людьми. В настоящее время перед социальной психологией остро стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Такой теории пока нет, так как поведение челове­ка в социуме — чрезвычайно сложно и в плане изучения и в плане прогнозирования. То, как именно будет вести себя человек или группа в той или иной ситуации определяется большим количеством различных факторов, учесть которое очень сложно.

Сегодня еще не существует окончательного, принятого всеми определения предмета социальной психологии. Наибо­лее распространено представление о том, что социальная психология — это отрасль психологического знания, изучающая закономерности общения и деятельности людей, вклю­ченных в различные социальные группы, а также психоло­гические характеристики самих групп. Таким образом, со­циальная психология пытается дать ответ на ряд важней­ших психологических вопросов: что такое человеческое об­щение, в чем его особенности и механизмы? Что происходит с человеком, как меняется его поведение и личностные струк­туры, когда он вступает в общение с другими людьми, ста­новится членом определенной социальной группы? что опре­деляет поведение человека в группе: его внутренние психи­ческие особенности или характеристики той группы, в дея­тельность которой он включился? Что представляет собой сама группа: является ли она простой суммой составляющих ее людей или может быть представлена как целостная си­стема, живущая и развивающаяся по своим законам? Как, наконец, соотносятся различные группы между собой, что определяет правила и закономерности межгруппового взаи­модействия?

Можно сказать, что существует несколько сфер, или на­правлений социально-психологического анализа, каждая из которых в своих исследованиях пытается ответить на неко­торые из поставленных выше вопросов:

1. Взаимодействие в системе «Я» — «Другой». Речь идет об изучении межличностных отношений, возникающих меж­ду людьми в процессе общения, исследования механизмов познания и понимания людьми друг друга, способов орга­низации их общей деятельности. Кроме того, сюда же отно­сятся исследования, направленные на выявление средств и возможностей влияния одного человека на другого.

2. Исследование влияния различных социальных условий на поведение личностные особенности человека. Прежде всего сюда относится проблема социализации человека как процесса усвоения социальных норм и ценностей своего общества входе всей жизни (и особенно на ранних этапах— в дошкольном и школьном возрасте). Изучаются социальные установки человека, существующие у него социальные пред­почтения, исследуется, какими именно путями группа и об­щество в целом оказывают воздействие на формирование и изменение человеческой личности.

3. Влияние «Я» на социальные условия. Речь идет, об изучении социально-психологичеокой истории человека не только, с точки зрения тех социальных условий, которые оп­ределяли возможности человека, но и со стороны активного влияния личности на окружающий ее социальный мир. Здесь человек рассматривается как автор собственной жизни, системы своих социальных связей, создатель тех ролей и позиций, которые он реализует в ходе взаимодействия с дру­гими людьми.


4. Взаимодействие в системе «Группа» — «Группа». Со­циальная психология рассматривает группу как целостную социальную систему, живой самоорганизующийся и само­развивающийся организм, имеющий определенные цели в своей деятельности, обладающий определенными уникаль­ными чертами. Естественно, что группа способна вступать в контакты, как с отдельными людьми, так и с другими со­циальными сообществами. Такое взаимодействие не всегда протекает гладко, часто межгрупповые отношения сопро­вождаются взаимной агрессией, непониманием, неприятием другой группы. Социальная психология изучает механизмы межгруппового взаимодействия, занимается поиском средств и методов повышения эффективности общения различных социальных групп.

Таким образом, интерес современной социальной психоло­гии сосредоточен вокруг изучения проблем человеческого об­щения в его межличностных и межгрупповых формах, иссле­дования механизмов образования и функционирования групп, формирования социально-психологических свойств и качеств личности.

Социальная психология — это и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение. Социальная психология имеет широкое прикладное значение, так как вся сфера че­ловеческой жизни пронизана общением, внутри- и межгруп­повым взаимодействием. В частности, эта наука имеет ко­лоссальное значение для практики обучения и воспитания, организации педагогического взаимодействия. Ниже мы ос­тановимся на характеристике важнейших понятий социаль­ной психологии, имеющих прикладное, психолого-педагогическое значение.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Дайте определение предмета социальной психологии.

2. Как Вы поняли, какие основные задачи ставит перед собой социальная психология?

3. Как бы Вы определили задачи социальной психологии в педагогической сфере? Чем могут помочь знания по этому предмету педагогу-практику или школьному психологу?



Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Избранные психологические труды. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.

3. Социальная психология (Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова) — Л.: ЛГУ, 1979.

4. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. — М.: Наука, 1985.
Тема для самостоятельного изучения:
Методы эмпирического исследования и активного обуче­ния в социальной психологии.

Какие методы сбора социально-психологических данных Вы узнали? В чем суть каждого из них? Чем они отличают­ся по форме и содержанию от похожих методов общей пси­хологии? Какие Вы можете назвать специфические социально-психологические методы? Что подразумевается под мето­дами активного социально-психологического учения? На­зовите и охарактеризуйте важнейшие из них.



Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980.

2. Методы социальной психологии. Под ред. Е. С. Кузь­мина, В. Е. Семенова Л.: ЛГУ, 1977.

3. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. - Л.: ЛГУ, 1987

4. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива.— Минск, 1984.

5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. М., 1985

РАЗДЕЛ 1
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ
Гл. 1. Общая характеристика человеческого общения
§ 1. Общение и его функции.
Общение является одним из важнейших понятий в психоло­гии. Вне общения невозможно понять и проанализировать про­цесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития. По словам Г. М. Андреевой, общение выступает как способ цементирования индивидов и вместе с тем, как способ раз­вития самих индивидов.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам и видам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, не­посредственном и опосредованном. При этом под непосредст­венным общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика). Непосредственное общение является исторически первой формой общения лю­дей друг с другом, на его основе и на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредо­ванного общения. Опосредованное общение может рассмат­риваться как неполный психологический контакт при помо­щи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи меж­ду участниками общения. Очевидно, что появление письмен­ности, книгопечатания, а затем и различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников усвоения человеческого опыта, многократно ус­ложнило систему человеческого общения.

Далее, различают межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участни­ков. Оно подразумевает известную психологическую бли­зость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

Массовое общение — это множественные, непосредствен­ные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. К важным видам массового общения следует отнести так же искусство как эстетическое общение. Эстетическое общение, с одной стороны, разворачивается как своеобразное массовое общение (театральный спектакль, литературные вечера и так далее), с другой стороны, искусство само часто представляет собой особое художественное моделирование общения лю­дей и является как бы заменителем некоторых других его форм.

Необходимо также отметить возможность выделения межперсонального и ролевого общения. В первом случае, участниками общения являются конкретные личности, об­ладающие уникальными индивидуальными качествами, ко­торые раскрываются другому по ходу общения и организа­ции совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники могут быть рассмотрены как носители опреде­ленных социальных ролей (учитель—ученик, покупатель— продавец). Выполняемая в данный момент роль фиксирует то место, которое занимает человек в системе общественных, социальных отношений. Можно сказать, что в ролевом обще­нии человек лишается определенной спонтанности своего по­ведения, так как те или иные его шаги и действия диктуют­ся исполняемой ролью. Конечно, сама по себе социальная роль не определяет поведение человека в деталях. Многое зависит от понимания своей роли и ролей других участни­ков общения, от отношения самого человека и его окружения к данной роли, от сложившихся традиций. Кроме того, каж­дый человек вносит в исполнение роли свою неповторимость.

Таким образом, в общении люди проявляют, раскрывают для себя и других свои психологические качества. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они возникают и формируются. Общаясь с другими людьми, че­ловек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сло­жившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность. То есть, общение выступает важнейшим фактором психиче­ского развития человека. В самом общем виде можно опре­делить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются и существуют в течение всей жизни психиче­ские процессы и поведение человека.

По своему значению общение многофункционально. Мож­но выделить, по крайней мере, пять важнейших функций об­щения.

Прежде всего, общение выполняет в коллективной человеческой деятельности связующую роль. Эта функция может быть условно названа «прагматической». В этой функции общение выступает как важнейшее условие объединения лю­дей в процессе любой совместной деятельности. О том, ка­кие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повествуется в знамени­том библейском сюжете о строительстве Вавилонской башни.

Второй по порядку, но не по значению может быть на­звана «формирующая» функция общения. Здесь общение, как это уже отмечалось выше, выступает как важнейшее ус­ловие формирования и изменения психического облика че­ловека. Известно, что на определенных стадиях детского развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе опосредовано его общением со взрослым. Как отмечал Д. Б. Эльконин: «Ребенок — это всегда два человека — Он и взрослый». В ходе развития внешние опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произволь­ную внешнюю деятельность ребенка.

Важно также отметить, что на ранних этапах онтогене­за общение играет почти витальную функцию в жизни де­тей. Вот как еще в средние века об этом говорил один ис­панский епископ, описывая состояние домов призрения; «... в приюте дети начинают скучать и от скуки они уми­рают».

Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется и в следующем примере. В тридцатых годах в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых дети ле­чились от серьезных, плохо излечимых заболеваний. Усло­вия в обеих клиниках были одинаковые: квалифицированный персонал, внимательный уход, но в одном они различались: в одной больнице родственников к малышам не пускали— опасались инфекции, а в другой пошли на нарушение предпи­саний, и в определенные часы пускали в специально отве­денную комнату членов семьи. В этой комнате они могли немного пообщаться или поиграть с ребенком. Через несколь­ко месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении коэффициент смертности приблизился к одной трети, не смотря на все усилия врачей. Во втором же отделении, где малышей лечили теми же средствами и мето­дами, за это время не умер ни один ребенок! Им в прямом смысле слова помогло выжить общение с близкими и доро­гами людьми.

При анализе формирующей роли общения важно избе­жать «технократического» ее понимания. Нельзя думать, что развивающаяся личность ребенка является объектом пря­мого влияния со стороны родителей и воспитателей, так ска­зать сосудом, открытым всем воздействиям, всем мнениям и предписаниям взрослых. Общение ребенка и взрослого — это не процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный про­цесс взаимного влияния взаимного обогащения и изменения. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, непротиворечиво вплетая его 'в свой собст­венный внутренний мир.

В качестве третьей может быть названа т. н. «подтверж­дающая» функция общения. Иначе говоря, в процессе обще­ния с другими людьми человек получает возможность по­знать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвер­диться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Еще У. Джеймс отме­чал, что для человека «не существует более чудовищного на­казания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно не замеченным». Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фик­сируется в понятии «неподтверждение». Причем, в отличии от отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения (пусть и с негативной оценкой), неподтверж­дение означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь».

Известный английский психиатр Р. Д. Лейнг видел в не­подтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего — шизофрении. Согласно его на­блюдениям, подкрепленным многими другими исследовате­лями, эндогенным психозом чаще всего заболевают дети, чье «Я» подвергается со стороны родителей едва заметному, но неотвратимо преследующему ребенка отвержению.

Интересно, что повседневный опыт человеческого обще­ния изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей «подтверждающей терапии»: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности».

Четвертая функция общения состоит в организации и под­держании межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от ин­тимно-личностных до сугубо деловых) для любого, человека неизменно сопряжено с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо позитив­ных, либо негативных по своему знаку. Эмоциональное от­ношение к другому человеку практически всегда может быть выражено в терминах «симпатии — антипатии», «нравится—не нравится». Конечно, эмоциональные межличностные отношения — не единственный вид социальной связи, доступ­ный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

Наконец, может быть названа и пятая функция обще­ния — внутриличностная. В данном случае общение челове­ка с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога) может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Л. С. Выготский отмечал в связи с этим, что «...человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

Таким образом, мы рассмотрели виды, формы и функции общения. При этом нужно отметить, что наибольшее внима­ние в социальной психологии традиционно уделяется (меж­личностному, непосредственному общению, которое на на­стоящий момент наиболее глубоко изучено по сравнению с другими видами. Остановимся на нем более подробно.


§ 2. Виды межличностного общения
В соответствии с установившейся традицией, в отечествен­ной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: импера­тив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью дости­жения контроля над его поведением и внутренними установ­ками, принуждения к определенным действиям или реше­ниям. В данном случае партнер по общению рассматривает­ся как объект воздействия, выступает пассивной, «страдатель­ной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирова­на. В качестве средств оказания влияния используются при­каз, указания, предписания и требования.

Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых использование императивного вида общения впол­не оправдано и с целевой и с этической точек зрения. К ним, несомненно, относятся военные уставные отношения, отно­шения «начальник-подчиненный» в сложных и экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Вместе

с тем, можно точно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично. Прежде всего, речь идет о интимно-личностных от­ношениях, супружеских и детско-родительских контактах, а также всей системе воспитательных, педагогических отноше­ний. Возможности применения императивного общения в пе­дагогической практике крайне ограничены, причем не столько по чисто этическим мотивам, сколько по причине его крайней не эффективности. Известно, что с помощью команд, прика­заний и безусловных запретов можно добиться внешнего по­слушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Однако, нормы и ценности, правила и общественные предписания, передаваемые ребенку или подростку в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко ис­чезающим содержанием его сознания.

Манипуляция — это распространенная форма межличност­ного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, которой ис­пользуется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мысля­ми другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются дру­гими.

В отношении - манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она впол­не уместна, и где она категорически недопустима. Сфе­рой «разрешенной манипуляции», несомненно, является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере как правило заканчивается для человека широким перено­сом таких навыков в остальные области своих взаимоотно­шений. Сильнее всего «страдают» от манипуляции отноше­ния, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанно­сти. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны,

В манипулятивном процессе партнер по общению вос­принимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако, человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стерео­типные формы поведения, руководствуется ложными моти­вами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.

Как уже отмечалась выше, манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родители и их дети, педагоги и их воспитанники. В целом, профессию пе­дагога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и так далее). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, дока­зать. Уместная в области предметного обучения, эта установ­ка может пагубно сказаться в сфере воспитания и на меж­личностных отношениях учителя с другими людьми.

Сравнение императивной и манипулятивной форм обще­ния, позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рас­сматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как сказал по этому поводу А. А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

В качестве реальной альтернативы такому типу отноше­ний между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксиро­ванной на себе установки к установке на собеседника, реаль­ного партнера по общению. Диалог — это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаимное по­знание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально других началах, чем

монологическое общение. Он возможен лишь в случае соб­людения следующих неприложных правил взаимоотношений:

1. Психологический настрой на актуальное состояние со­беседника и собственное актуальное психологическое состоя­ние. В данном случае речь идет об общении по принципу «здесь и сейчас», с учетом тех чувств, желаний и физическо­го состояния, которые партнеры испытывают в данный мо­мент.

2. Безоценочное восприятие личности партнера, априор­ное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Персонификация общения — разговор от своего име­ни, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Диалогическое или как его еще называют, гуманистиче­ское общение, позволяет достичь большой глубины взаимо­понимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров. Невозможно представить себе общение такого типа в деловой, профессио­нально заданной ситуации. Вместе с тем, способность к та­кому общению — величайшее благо для человека так как оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджерса, об­ладает психотерапевтическими свойствами, приближает че­ловека к большему психическому здоровью, уравновешенно­сти и целостности.

Продемонстрируем различия монологического и диалоги­ческого общения на примере взаимоотношений учителя и учеников.

Современная школа (и это, кстати, относиться не только к отечественной практике) превратилась в своеобразный полигон для использования различных форм монологическо­го взаимодействия. Причина, по мнению многих исследователей, кроется в том, как педагогами понимается основная цель и важнейшие средства образования и воспитания. На на­стоящий момент в качестве важнейшего средства поддержа­ния хорошей успеваемости и мотивации учения детей используется принудительная дисциплина и усреднение учеников. Вспомним основные способы воздействия на возмутителей спокойствия в классе: пристальный взгляд, резкое замечание, наказание, угроза вызвать родителей или выгнать из шко­лы, изоляция ребенка, вызов к директору, издевки и т. д. К сожалению, гораздо реже педагог подходит к проблеме мотивирования детей с точки зрения интереса. Учитель — манипулятор (или диктатор) считает, что мотивы учения у всех учеников совпадают и являются именно таковыми, ка­ковые предписаны школой (заслужить похвалу, стать цен­ным для общества работником, много зарабатывать и др.). Считается, что интересы ребенка совпадают с предлагаемы­ми ему знаниями, а если нет — то они менее важны, менее значимы, чем материал учителя. Тем самым постепенно от­бивается интерес ребенка не только к данному предмету, но и к школе вообще, так как для ребенка, как и для любого человека, его собственный интерес всегда важнее, даже если он не совпадает с интересом учителя и темой урока.

Э. Шостром предлагает несколько советов учителям, же­лающим уйти от монологической формы общения с деть­ми. Один из советов рекомендует очень уважительно и бе­режно относиться ко всем вопросам и содержательным вы­сказываниям ученика, так как именно в них проявляется интерес ребенка и так как только через эти интересы мож­но привлечь его к активному сотрудничеству на уроке. Как же надо реагировать на вопросы учеников?

Во-первых, надо терпеливо и до конца выслушать воп­рос. Очень часто людей подводит иллюзорное ощущение то­го, что вопрос и так ясен после первых ключевых слов и можно смело останавливать собеседника и немедленно начи­нать отвечать. Это не так. Вопрос необходимо выслушать до конца; при любом сомнении в правильности его понимания очень полезно переспросить («Извини, я видимо не совсем понял»...); обязательно надо ответить на вопрос, а не пере­ложить его на следующий раз («Это будет на следующем уроке»).

Во-вторых, ответ должен быть всегда шире вопроса, по­зволять посмотреть на проблему еще с одной стороны. От­вет не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным.

Наконец, в-третьих, ученики не всегда задают вопрос за­тем, чтобы получить на него точный ответ. Чаще им важно показать свое умение думать, свои знания ребенок может задать вопрос, на который вчера он уже получил ответ от отца, и теперь хочет похвастаться своими знаниями. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то длительный раз­говор, мало относящийся к вопросу. Например, ребенок, на­ходящийся в конфликте с матерью из-за ее непомерных тре­бований, может опросить учителя «Вы знаете, что ребенок всегда должен слушать мать?» Если учитель ответит «Да», он рискует навсегда лишить себя доверия ребенка. Ответив «Нет», он оправдает действия ребенка. Поэтому лучшим от­ветом может стать такой: «Ты хочешь, наверное, узнать, как и когда нужно повиноваться взрослым». Такой ответ позво­лит создать доверительную обстановку, даст ребенку шанс на откровенный разговор с учителем, от которого он с само­го начала ждал помощи.

Анализ общения показывает, насколько данный феномен сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. В целом, можно отметить, что разнообразие форм и видов общения связано с множественностью его функций, а много­функциональность общения в свою очередь обусловлена его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. Мы можем охарактеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: ком­муникативной, перцептивной и интерактивной. Такое рас­членение целостного и внутренне единого процесса общения правомерно лишь в научных целях — для более глубокого и всестороннего анализа феномена. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым. Коммуникативная сторона общения, или ком­муникация с узлом смысле этого слова, состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств. Интерактивная сто­рона общения (от слова «интеракция»—взаимодействие) за­ключается в обмене действиями между общающимися сто­ронами, то есть организации межличностного взаимодейст­вия. Наконец, перцептивная сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличност­ных отношений.

Ниже мы остановимся на характеристике каждой из вы­деленных сторон общения.
Вопросы и задания для самопроверки.
1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека. Какие вы знаете виды и формы чело­веческого общения?

2. Перечислите функции общения, попробуйте самостоя­тельно подобрать примеры, раскрывающие смысл каждой из них.

3. Какие виды межличностного общения Вы знаете? На­зовите цель и специфические черты каждого вида.

4. В чем состоит сходство императивного и манипулятивного общения? Чем они принципиально отличаются от диа­лога?

5. Охарактеризуйте диалогический тип межличностного общения.
Литература
1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1993.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.

3. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика об­щения. ЛГУ, 1990.

4. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987.

5. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек — манипуля­тор. М., 1992.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал