Предмет, метод, источники и объекты экологического права



страница1/6
Дата26.04.2016
Размер1.05 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5   6
Задания для практических занятий по дисциплине «Экологическое право»

для студентов 2 курса заочной сокращенной формы обучения

(Лето 2014 учебный год)
Тема 1

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ИСТОЧНИКИ

И ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
1. Общая характеристика экологического права как отрасли. Предмет экологического права и метод правового регулирования экологических отношений.

2. Конституционные основы экологического права.

3. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие экологические отношения: общая характеристика.

4. Роль и место подзаконных нормативных правовых актов органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в системе источников экологического права.

5. Значение судебной практики и актов нормативно-технического регулирования для охраны окружающей среды.

6. Международные договоры как источники экологического права Российской Федерации: общая характеристика.

7. Понятие, признаки и виды объектов экологического права.
Задания для практических занятий
Задача 1

Законом субъекта Российской Федерации воздушный столб в пределах границ региона и озоновый слой над ним был объявлен собственностью этого субъекта Российской Федерации. Как следствие, за пользование этой частью воздушного бассейна в качестве природного ресурса законом субъекта Российской Федерации была установлена плата, а в целях охраны озонового слоя – полный запрет на производство и использование в пределах региона веществ, нарушающих состояние озонового слоя Земли.



Правомерно ли такое решение региональных властей? В чьей компетенции в Российской Федерации находятся вопросы охраны природы и природопользования?
Задача 2

Прокуратура потребовала от руководства химического завода приведения в соответствие с санитарными нормами и правилами границ санитарно-защитной зоны предприятия, которая на момент проверки составляла всего 11−25 метров по периметру. За пределами санитарно-защитной зоныс западной стороны начиналась территория летнего кафе, земельный участок под которое арендовал предприниматель у этого же химического завода.

Юрисконсульт подготовил ответ прокурору, в котором было указано на возможность ограничения гражданских прав только федеральными законами (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). По мнению юрисконсульта, нормативные технические акты, в частности, санитарные нормы и правила, источниками права вообще не являются.

Есть ли у прокурора основания для применения мер прокурорского реагирования? Что такое техническое регулирование и какое оно имеет значение в сфере охраны окружающей среды?
Задача 3

В постановлении регионального правительства одной из областей Российской Федерации было отменено в части действие Красной книги Российской Федерации в связи с большой распространенностью указанных в последней животных и растений на территории региона. Как следствие, были выданы разрешения на сбор некоторых видов лекарственных растений и любительский лов нескольких ценных видов рыб.

Прокурор области обратился в суд с иском о признании постановления регионального правительства незаконным. В своем отзыве на иск правительство субъекта указало, что экологическое право – это сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов, а Красная книга Российской Федерации – это не нормативный документ.

Какое решение должен принять суд по данному делу? Является ли источником экологического права Красная книга РФ или ее субъектов?
Задача 4

В канун новогодних праздников сотрудниками правоохранительных органов были задержаны граждане со срубленными молодыми елями без документов об их покупке. В ходе выяснения обстоятельств приобретения елей один из задержанных пояснил, что срубил деревце возле заброшенного дома в деревне по дороге в город, второй якобы приобрел ель у неизвестного лица на вокзале, когда выходил из электрички, третья вырастила ель у себя возле частного дома и несла ее к дочери на праздник, а четвертый срубил ель в городском дендрарии, где он же ее и посадил восемь лет назад, когда там работал.



Имеются ли в действиях кого-либо из этих граждан признаки посягательства на объекты экологического права и, как следствие, признаки экологического правонарушения?
Задача 5

Гражданин на территории городского зоопарка убил из самодельного ружья лебедя.



Является ли это экологическим правонарушением? Изменится ли решение, если лебедь был убит на территории регионального заказника?
Задача 6

Группа граждан была задержана при попытке хищения крупной партии рыбы, которая была ими выловлена на территории частного карпятника. Часть этой рыбы выращивалась под заказ регионального министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды для ее последующего перемещения в среду естественного обитания для восстановления нарушенной браконьерами популяции.



Является ли это экологическим правонарушением?
Задача 7

Орган местного самоуправления сдал в аренду под организацию базы отдыха часть водоохранной зоны озера Байкал. Данная территория была частично заасфальтирована и застроена. Данное решение местных властей опротестовал прокурор округа.



Правомерно ли решение органов местного самоуправления? Выскажите свои соображения относительно пределов антропогенного воздействия на природные объекты, подлежащие особой охране.
Задача 8

На одном из заводов произошел неконтролируемый выброс отравляющих веществ в опасной для человека концентрации в атмосферу рабочей зоны внутри производственного корпуса. Комиссия по расследованию инцидента квалифицировала произошедшее как нарушение правил охраны труда.



Права ли комиссия либо же имело место экологическое правонарушение? Изменится ли решение, если часть вредных веществ попала в атмосферу за пределами корпуса через окна, которые стали открывать работники?
Задача 9

В результате выхода из строя давно подлежащих списанию очистных сооружений нефтеперерабатывающего комбината большое количество жителей города обратились в медицинские учреждения с жалобами на ухудшение самочувствия. Прокуратура потребовала от руководства комбината приостановления деятельности до устранения недостатков в системе очистки и направила в суд иски о компенсации морального вреда и возмещении затрат на лечение в интересах нескольких пожилых горожан. Юридическим основанием исков было указано нарушение руководством комбината норм экологического законодательства.

Ответчик исков не признал и пояснил, что здоровье граждан объектом экологического права не является, поэтому прокурором не доказано нарушение руководством комбината каких-либо законодательных запретов.

Относятся ли жизнь и здоровье граждан к объектам экологического права? Предложите свой вариант решения суда.
Задание

Классифицируйте объекты экологического права по различным основаниям. Обоснуйте ценность классификации по каждому из предложенных вами оснований.


Деловая игра

Семинарское занятие по теме «Предмет, метод, источники и объекты экологического права» может проводится дополнительно в форме деловой игры на тему «Систематизация экологического законодательства России», о чем преподаватель заранее сообщает студентам.

В рамках деловой игры по обозначенной тематике студентам будет предложено на основе изученных правовых актов высказать позиции о необходимости систематизации экологического законодательства России и формы такой систематизации. Студентам будет предложено выступить в роли законодателя и представить свой вариант систематизации (для удобства работы студентов можно разбить на группы), возможно представить проект по какому-то отдельному экологическому институту по согласованию с преподавателем. Представленные проекты должны быть обсуждены студентами совместно с преподавателем.

Деловую игру по обозначенной теме целесообразно проводить последним занятием, после изучения всего нормативного материала, что позволит студентам в полной мере ориентироваться в массиве законодательных актов, обоснованно формулировать предложения по его систематизации. Кроме того, предполагается использование в ходе деловой игры проектора в целях демонстрации разработанных студентами проектов для удобства их обсуждения.


Нормативные правовые акты к теме 1
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее «с послед.изм. и доп.» // Российская газета. 1993. № 237.

Венская конвенция об охране озонового слоя (заключена в г. Вене 22 марта 1985 г.) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 692−700.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. с послед.изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ). 2002. № 30. Ст. 3012.

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1.

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 5 августа 2000 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ.2007. № 31. Ст. 4017.

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. «О недрах» с послед. изм. и доп. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации (далее Ведомости СНД и ВС РФ). 1992. № 16. Ст. 834.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г.  «О животном мире» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»с послед.изм. и доп. // СЗ РФ.2009. № 30. Ст. 3735.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г.«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5270.

Федеральный закон от 02 июля 2013 г. «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3440.

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г.«О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г.«Об особо охраняемых природных территориях» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г.«Об охране озера Байкал» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.

Федеральный закон от 05 июня 2012 г. «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике»// СЗ РФ. 2012. № 24. Ст. 3067.

Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г., с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 52 (часть 1). Ст. 5140.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г.«Об отходах производства и потребления» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г.«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.

Федеральный закон от 9 января 1996 г.«О радиационной безопасности населения» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г.«Об использовании атомной энергии» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2011. № 29. Ст. 4281.

Федеральный закон от 19 июля 1997 г.«О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.

Федеральный закон от 10 июля 2001 г. «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2947.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г.«Об экологической экспертизе» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

Федеральный закон от 19 июля 1998 «О гидрометеорологической службе» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ.1998. № 30. Ст. 3609.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2007. № 1 (часть 1). Ст. 27.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5276.

Закон Омской области от 6 октября 2005 г.«Об охране окружающей среды в Омской области» с послед.изм. и доп. // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2005. № 3 (часть 2). Ст. 2651.

Закон Омской области от 20 декабря 2004 г.  «О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2004. № 4. Ст. 2403.

Закон Омской области от 27 декабря 2006 г.  «Об отходах производства и потребления в Омской области» // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2006. № 4 (часть 1). Ст. 3116.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 808.

Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (вместе с Порядком) // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 807.

Постановление Правительства РФ от 06 января 1997 г. «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов» (вместе с Правилами) // СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 385.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов», с послед.изм. и доп., и утвержденные им Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств // СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 604.

Приказ Минприроды России от 19.03.2012 № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» (вместе с Порядком) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 30.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 12.

Рекомендованная литература к теме 1
Анисимов А.П. Институты экологического права: комплексное исследование // Журнал российского права. 2011. № 3.

Бажайкин А.Л. Нормы-принципы в законодательстве об охране окружающей среды и земельном законодательстве // Экологическое право. 2013. № 1.

Бажайкин А.Л. Принципы охраны окружающей среды как основополагающие идеи (руководящие положения) экологического права и законодательства, государственной экологической политики // Экологическое право. 2012. № 1.

Байдаков С.Л., Серов Г.П. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. М., 2003.

Боголюбов С.А. Земля − природный ресурс и объект права собственности // Экологическое право. 2009. № 5/6.

Боголюбов С.А. Право и единая государственная экологическая политика // Журнал российского права. 2011. № 3.

Боголюбов С.А. Проблемы и задачи Экологического кодекса // Экологическое право. 2010. № 6.

Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник для вузов. М.: Юристъ, 2004.

Болтанова Е.С. Природные объекты: фикция в праве // Экологическое право. 2013. № 1.

Бринчук М.М. Внешние методологические основания развития экологического права: закономерности развития природы, положения общественных наук о взаимодействии общества и природы, потенциал природы // Экологическое право. 2011. № 1.

Бринчук М.М. Внешние методологические основания развития экологического права: общие закономерности развития общества, положения Конституции Российской Федерации и общей теории права, мировоззренческие положения // Экологическое право. 2011. № 2.

Бринчук М.М. Особое место и особая роль экологического права в правовой системе России // Экологическое право. 2010. № 5.

Бринчук М.М. Соотношение экологического права с другими отраслями: проблемы теории и практики // Экологическое право. 2009. № 5/6.

Бринчук М.М. Человек как объект экологических отношений // Экологическое право. 2005. № 3.

Бринчук М.М. Экологическое право: учебник для вузов. М.: Юристъ, 2003.

Васильева М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2009. № 2/3 (специальный выпуск).

Васильева М.И. Особенная часть экологического права как объект кодификации // Экологическое право. 2010. № 6.

Голиченков А.К. Эколого-правовой словарь // Экологическое право. 2003. № 3, 4, 5, 6; 2004. № 1, 2, 3, 4, 6; 2005. № 1, 2, 3, 4.

Гуляев Я.А. К вопросу о некоторых факторах, определяющих развитие экологического законодательства на современном этапе // Экологическое право. 2011. № 2.

Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М.: Велби, Проспект, 2003.

Ежов Ю.А. Конституционные основы экологических правоотношений // Новый юридический журнал. 2012. № 3.

Иващук И.С. Почвы как объект правовой охраны // Экологическое право. 2011. № 6.

Игнатьева И.А. Кодификация экологического законодательства: современные проблемы и условия применения // Экологическое право. 2008. № 1.

Игнатьева И.А. Систематизация экологического законодательства иэкологизация иных отраслей российского законодательства // Экологическое право. 2007. № 1.

Кичигин Н.В., Пуляева Е.В., Хлуденева Н.И., Черепанова Е.В., Чертков А.Н. Прогнозирование развития эколого-правового регулирования // Журнал российского права. 2010. № 9.

Комментарий к Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2002.

Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / под ред. С.А. Боголюбова. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2002.

Красильникова К.О. Об относимости постановлений Конституционного Суда Российской Федерации к системе источников российского экологического права // Экологическое право. 2011. № 2.

Крассов О.И. Экологическое право: учебник. М.: Норма, 2004.

Малая Т.Н. Природные ресурсы как объекты права собственности: о соотношении природоресурсного и гражданского законодательства в определении их режима // Экологическое право. 2009. № 5/6.

Никишин В.В. Судебные акты Европейского союза как источники экологического права // Экологическое право. 2011. № 2.

Петров В.В. Экологическое право России: учебник. М.: Изд-во БЕК, 1996.

Петрова Т.В. Нормативные документы в области охраны окружающей среды: понятие, проблемы принятия и применения // Экологическое право. 2012. № 5.

Петрова Т.В. Техническое регулирование как часть системы правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды // Экологическое право. 2005. № 1.

Платонов Ю.Н. Экологическая сфера и ее международно-правовой статус // Журнал российского права. 2010. № 3.

Пуряева А.Ю. Человек в системе объектов охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2007. № 5.

Сиваков Д.О. О правовой охране озер // Журнал российского права. 2012. № 2.

Фефелова И.А. История возникновения и развития экологического права // История государства и права. 2010. № 10.

Хлуденева Н.И. Границы правового регулирования охраны окружающей среды // Экологическое право. 2011. № 6.

Хлуденева Н.И., Кичигин Н.В. Право и экология // Журнал российского права. 2013. № 8.

Чубуков Г.В. Экологическое право – развивающаяся отрасль отечественного законодательства // Журнал российского права. 2001. № 7.

Экологическое право: от идей к практике / М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик, Н.Г. Жаворонкова, О.С. Колбасов. М.: РАН, 1997.

Экологическое право: учебник для вузов / под ред. С.А. Боголюбова. М.: Высшее образование, 2007.

Яковлев В.Н. Компоненты окружающей природной среды – не «вещь» и не «имущество», отношения по их использованию и охране – предмет регулирования экологической и природоресурсных отраслей права // Российская юстиция. 2010. № 8.

Тема 2

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Система экологических прав граждан и организаций в Российской Федерации.

2. Право граждан и организаций на экологически значимую информацию. Состав экологической информации и требования, предъявляемые к ней.

3. Соотношение экологической информации со сведениями, составляющими охраняемую законом тайну (государственную, военную, коммерческую, врачебную и т.д.).

4. Экологические обязанности граждан и организаций в Российской Федерации.

5. Система государственных мер по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Задания для практических занятий
Задача 1

Прокурор области в интересах государства и граждан предъявил иск к акционерному обществу о понуждении к исполнению обязанности по перекладке коксовой батареи № 3 принадлежащего обществу металлургического комбината. В процессе проверки, проведенной прокуратурой области, было установлено, что коксохимпроизводство на этом комбинате затрагивает интересы жителей региона, так как при производстве кокса в окружающую среду поступает большое количество химических соединений, вредных для здоровья населения, вызывающих онкологические и другие заболевания.

Ответчик по делу (акционерное общество) иск не признал, указав, что 1) прокурор не имеет права подавать иск в защиту интересов взрослых дееспособных граждан; 2) у общества имеется положительное заключение экологической экспертизы на прокладку коксовой батареи; 3) вредное влияние кокса на граждан прокурором не доказано.

Правомерно ли обращение прокурора в суд с указанным заявлением? Как следует решить дело?
Задача 2

Смольнинский суд Центрального района Санкт-Петербурга отказал в принятии искового заявления межрегионального общественного движения «Экологическая безопасность» к Правительству Санкт-Петербурга о признании недействительным решения о снятии статуса городской парковой зоны с земельного участка в центре Санкт-Петербурга, предполагавшегося под застройку.

Мотивом отказа в принятии искового заявления было отсутствие у общественного движения статуса юридического лица, а также нечеткость формулировок устава общественного движения, целями деятельности которого устав называет «защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия». Отказ в принятии иска был обжалован в городской суд Санкт-Петербурга.

Каким должно быть решение суда второй инстанции? Каковы различия в юридическом статусе некоммерческих экологических объединений, являющихся и не являющихся юридическими лицами?
Задача 3

При авиаобработке посевов в одном из сельских поселений сотрудниками авиапредприятия была грубо нарушена технология распыления пестицидов. Из-за неверно рассчитанного времени обработки и концентрации пестицидов были испорчены или уничтожены посевы зерновых на площади 20 га, погибли пчелы на деревенской пасеке. Также пострадали 7 га леса, птицы, насекомые, лесная и полевая растительность. Несколько жителей сельского поселения попали в больницу.

Общественное объединение «Экомир» обратилось в суд с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также в защиту интересов двух граждан, пострадавших от действий авиапредприятия. Остальные граждане обратились в суд самостоятельно, просили возместить вред их здоровью (расходы на лечение), имуществу (пчелы), компенсировать моральный вред и возместить вред окружающей среде.

Суд удовлетворил иски граждан, обратившихся самостоятельно, за исключением требования о возмещении вреда окружающей среде, указав, что взыскать сумму компенсации в их пользу как истцов у суда нет никаких оснований. В иске общественного объединения «Экомир» судом было отказано полностью, так как права этого объединения как истца, по мнению суда, нарушены не были. Суд указал, что право обращаться в защиту интересов государства имеет только прокурор.



Согласны ли вы с решением суда? Какследовало решить дело?
Задача 4

Предприниматель взял в аренду часть озера, изолировав его дамбой и установив ограждение. Целью аренды водного объекта было разведение нескольких видов рыб для организации любительского рыболовства, для чего обособленной части озера компетентными органами был присвоен статус рыбопромыслового участка.

Граждане близлежащего поселка обратились в прокуратуру с заявлением о сносе ограждения и допуске их на территорию рыбопромыслового участка, поскольку у них есть гарантированное законодательством право пользования водными объектами в форме свободного доступа к ним, купания и рыбной ловли.

Предприниматель, возражая против допуска посторонних лиц на территорию своего рыбопромыслового участка, указал, что он несет затраты на приобретение мальков рыб, их кормежку и содержание части озера в требуемом договором аренды санитарном состоянии.



Решите спор. Какоерешение должна принять прокуратура по жалобе жителей поселка?
Задача 5

Товарищество собственников жилья «Дружба» оформило в собственность земельный участок и на собрании приняло решение о его благоустройстве – высадке пяти сосен по периметру дома с его внешней стороны и десяти кустов сирени во внутреннем дворике возле подъездов. Через несколько лет жильцы первых этажей поставили на собрании членов ТСЖ вопрос о вырубке сирени, так как она закрывает им обзор двора и затеняет окна. Большинством голосов членов ТСЖ просьбу жильцов первых этажей отклонили.

В то же время гражданин Лавров – собственник квартиры на первом этаже – принял решение о ее переводе в нежилой фонд, что по проекту предполагало организацию отдельного входа в это помещение и строительство крыльца. Оформив все требующиеся по Жилищному кодексу Российской Федерации документы, Лавров нанял бригаду рабочих, которые приступили к строительству, для чего срубили и выкорчевали две сосны. Увидев это, жильцы первых этажей попросили у строителей инструменты и избавились от надоевшей им сирени. ТСЖ обратилось в природоохранную прокуратуру с жалобой на всех, кто участвовал в вырубке деревьев, указывая, что ими нарушено право собственников жилья на благоприятную окружающую среду.

Предложите свой вариант ответа прокурора на эту жалобу. Изменится ли решение, если строители вырубили деревья городского парка, не имея разрешения на строительство жилого дома; если был вырублен древесный массив заказника?
Задача 6

Фадеева проживала в городе Череповце, одном из российских центров металлургической промышленности. В 1982 г. ее семья переехала в предоставленную ее мужу от работы квартиру, расположенную приблизительно в 450 метрах от территории металлургического комбината «Северсталь».

Металлургический комбинат «Северсталь» был построен в советское время и принадлежал Министерству черной металлургии РСФСР. Чтобы ограничить территорию, на которой загрязнение, вызванное металлургическим производством, могло быть чрезмерным, власти в 1965 г. установили санитарно-защитную зону шириной 5000 метров вокруг территории предприятия. Хотя данной зоной теоретически предполагалось отделить предприятие от жилых районов города, на практике тысячи людей (включая семью Фадеевой) проживали в этой зоне.

Вокруг территории предприятия регулярно фиксируется превышение среднегодовых ПДК в отношении пыли, формальдегида и бензопирена. В этой связи в 2013 г. Фадеевой был установлен диагноз: профессиональная прогрессирующая/сенсомоторная невропатия верхних конечностей с параличом обоих средних нервов на уровне запястного канала (первичный диагноз), остеохондроз позвоночника, деформирующий артроз коленных суставов, умеренная степень дегенерации оболочки миелина, хронический гастрит, гиперметропия глаз 1-ой степени и пресбиопия. Хотя причины этих заболеваний были квалифицированы как профессиональные, врачи отмечали, что причиной перечисленных заболеваниймогла быть «работа в условиях вибрации, токсичных загрязнений и неблагоприятного климата».

Фадеева обратилась в суд с иском о компенсации причиненного ей вреда, приостановлении деятельности металлургического комбината и о предоставлении нового жилья за пределами санитарно-защитной зоны предприятия.

Имеется ли в данном случае нарушение экологических прав гражданки Фадеевой? Как следует решить дело? Изменится ли решение, если жилые дома были построены после формирования санитарно-защитной зоны предприятия?
Задача 7

С 1970 г. Власова проживала в собственном доме. В конце 70-х гг. вблизи ее дома началось строительство завода по хранению и переработке отходов, которые классифицировались как опасные и неопасные. Деятельность предприятия началась в 1982 г.

С середины 80-х гг. ХХ в. Власова начала болеть, стала инвалидом. Во время очередного обследования врачи предположили связь состояния ее здоровья с функционированием завода.

Власова обратилась к руководству завода с заявлением о предоставлении ей информации о состоянии окружающей среды на территории предприятия с расшифровкой состава воздуха и почвы. В получении информации ей было отказано со ссылкой на коммерческую тайну предприятия. Власова обратилась в орган государственного экологического контроля, но в предоставлении требующейся информации ей вновь было отказано, но теперь уже со ссылкой на служебную тайну.

Власова обратилась в суд с иском к заводу о предоставлении ей информации о состоянии окружающей среды на территории предприятия и прилегающей к ней местности, об используемых заводом технологиях производства, а также о возмещении (компенсации) причиненного ей вреда.

Ответчик от явки в суд уклонялся и запрошенные судом сведения о состоянии окружающей среды в месте его размещения не представил.



Решите дело. В каких пределах граждане могут требовать предоставления им экологически значимой информации? Какие проблемы вы видите в реализации права граждан на получение информации о состоянии окружающей среды?
Задача 8

Член регионального общественного экологического объединения «Зеленый мир» был исключен из него за то, что жестоко обращался со своей собакой и был уличен в незаконной охоте на уток в межсезонье. Он обратился в суд с заявлением об отмене решения о его исключении.



Какое решение примет суд? Какие экологические обязанности имеются у граждан?
Задача 9

16 июля 2013 г. на одной из насосных станций города Барнаула в результате возгорания кабеля произошло отключение насосов с 12 до 17 часов. Из-за остановки насосов произошло переполнение приемной камеры и попадание сточных вод объемом 680 кубометров в близлежащий водоем общего пользования, что было подтверждено соответствующим актом проверки. Несколько детей и подростков, которые купались в водоеме, попали в больницу с брюшным тифом и кишечной инфекцией.



Какую ответственность и кто должен понести в данном случае? Какие экологические права граждан города Барнаула не были соблюдены?
Задача 10

Антонов, который работал лесничим, обнаружил в тайге курган, возле которого не было никакой растительности. Он также заметил множественные мутации животных и растений в этой местности. Обратившись к руководству лесхоза за получением информации по вопросу о происхождении и безопасности кургана, он получил отказ в ее предоставлении со ссылкой на государственную тайну. Попросив у знакомого счетчик Гейгера, Антонов пошел к кургану измерять радиационный фон в этой местности, но был задержан директором лесхоза и вызванными им сотрудниками полиции.



Дайте правовую квалификацию действий всех названных в задаче лиц. Как соотносятся право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и охраняемые законом виды тайны?
Задача 11

Дежурный врач городской больницы № 3 Игнатьев передал в местные СМИ информацию о значительном количестве пострадавших от употребления питьевой воды местного водозабора, которые обратились в больницу за медицинской помощью, и предупредил граждан о необходимости употреблять воду только после ее кипячения. Впоследствии было установлено, что вода была загрязнена из-за аварии, произошедшей на химкомбинате, расположенном выше по течению в 35 километрах от города. Главный врач привлек Игнатьева к дисциплинарной ответственности за разглашение врачебной тайны.



Кто прав? Решите дело.
Задача 12

Активисты международной общественной экологической организации «GREENPEACE» провели акцию «Спаси Арктику» у нефтяной платформы «Приразломная», расположенной в Печорском море. В ходе акции два человека попытались высадиться на платформе. Остальные члены «GREENPEACE» находились на судне «ARCTICSUNRISE» рядом с платформой. В результате инцидента 30 членов экипажа судна представители 18 стран, были задержаны. Им было предъявлено обвинение в «организованном пиратстве» (ст. 227 УК РФ).



Какими правами наделены общественные объединения в области охраны окружающей среды?Каков статус международных экологических организаций? Дайте правовую оценку ситуации.
Задание

Проведите сравнительный анализ системы экологических прав и обязанностей граждан и системы экологических прав и обязанностей специализированных некоммерческих организаций; сделайте выводы о целесообразности объединения лиц для целей охраны окружающей среды.


Нормативные правовые акты к теме 2
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с послед.изм. и доп. // Российская газета. 1993. № 237.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. // СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5493.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1.

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 5 августа 2000 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г.«О континентальном шельфе Российской Федерации» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г.«О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть 1). Ст. 3448.

Федеральный закон от 19 июля 1998 «О гидрометеорологической службе»с послед.изм. и доп. // СЗ РФ.1998. № 30. Ст. 3609.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г.«О государственной тайне» с послед.изм. и доп. // Российская газета. 1993. № 182.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г.«О коммерческой тайне» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.«О средствах массовой информации» с послед.изм. и доп. // Российская газета. 1992. № 32.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г.«Об общественных объединениях» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930 (с учетом поправки, опубликованной в СЗ РФ. 1995. № 47).

Федеральный закон от 12 января 1996 г.«О некоммерческих организациях» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г.«Об экологической экспертизе» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г.«О недрах» с послед. изм. и доп. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834.

Федеральный закон от4 мая 1999 г.«Об охране атмосферного воздуха» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г.«О животном мире» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г.«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5270.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г.«Об охране озера Байкал» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г.«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009; 2001. № 1(часть 2). Ст. 21.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г.«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

Федеральный закон от 9 января 1996 г.«О радиационной безопасности населения» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г.«Об использовании атомной энергии» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552; 1997. № 7. Ст. 808; 2001. № 29. Ст. 2949; 2002. № 1 (часть 1). Ст. 2; 2002. № 13. Ст. 1180; 2003. № 46 (часть 1). Ст. 4436; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 52 (часть 1). Ст. 5498; 2007. № 7. Ст. 834; 2007. № 49. Ст. 6079; 2008. № 29 (часть 1). Ст. 3418.

Федеральный закон от 19 июля 1997 г.«О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

Закон Омской области от 6 октября 2005 г.«Об охране окружающей среды в Омской области» с послед.изм. и доп. // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2005. № 3 (часть 2). Ст. 2651; 2006. № 2. Ст. 2908.

Закон Омской области от 20 декабря 2004 г.  «О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2004. № 4. Ст. 2403; Омский вестник. 2007. № 67.

Закон Омской области от 6 октября 2005 г. «Об охране окружающей среды в Омской области» с послед.изм. и доп. // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2005. № 3 (часть 2). Ст. 2651.

Закон Омской области от 20 декабря 2004 г.  «О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2004. № 4. Ст. 2403.

Закон Омской области от 27 декабря 2006 г.  «Об отходах производства и потребления в Омской области» // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2006. № 4 (часть 1). Ст. 3116.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды»// СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5410.
Рекомендованная литература к теме 2
Анохин С.А. Правовое регулирование субъективных экологических прав и способы их защиты // Административное и муниципальное право. 2009. № 12.

Архипов А.М. Реальные гарантии права граждан РФ на экологическую информацию // Правовые вопросы связи. 2009. № 2.

Баскакова С.И. Защита прокурорами экологических прав граждан в судебном порядке // Законность. 2010. № 8.

Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан // Журнал российского права. 2005. № 7.

Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник для вузов. М.: Юристъ, 2004.

Бринчук М.М. Экологическое право: учебник для вузов. М.: Юристъ, 2003.

Васильева М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. № 1.

Велиева Д.С. Понятие конституционных экологических прав и их значение в системе действующего правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3.

Вершило Н.Д. Экологическая функция Российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право. 2005. № 4.

Выпханова Г.В. К вопросу об информационном обеспечении природопользования и охраны окружающей среды: концептуальные и правовые аспекты // Экологическое право. 2006. № 5.

Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М.: Велби, Проспект, 2003.

Ефимова Е.И. Развитие института экологических прав и обязанностей в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2004. № 2, 3; 2005. № 2.

Казанцев В. Право граждан на информацию об окружающей среде // Российская юстиция. 2000. № 1.

Клинов В.В. О понятии экологических обязанностей граждан // Экологическое право. 2005. № 4.

Крассов О.И. Экологическое право: учебник. М.: Норма, 2004.

Кутузов В.И., Попов А.А. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию // Журнал российского права. 2002. № 8.

Матвеева Е.В. Правовой механизм реализации экологических прав граждан в России и Германии: вопросы терминологии // Экологическое право. 2010. № 2.

Мисник Г.А. Право на доступ к экологической информации // Журнал российского права. 2007. № 2.

Никишин В.В. О естественном праве на благоприятную окружающую среду // Экологическое право. 2011. № 5.

Петров В.В. Экологическое право России: учебник. М.: Изд-во БЕК, 1996.

Седов А.И. Конституционные и правовые основы формирования экологического права в Российской Федерации // Российская юстиция. 2012. № 1.

Слепенкова О.А. Правовое регулирование использования наилучших существующих технологий // Юрист. 2013. № 3.

Тулуш Д.М. Права человека и гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду: некоторые проблемы теории и практики // Правоведение. 2006. № 4.

Шадрина О.В. Физические лица как субъекты права доступа к экологической информации по законодательству Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. № 1.

Щербич Л.А. Обеспечение конституционного права гражданина на благоприятную экологическую среду // Экологическое право. 2009. № 1.

Экологическое право: учебник для вузов / под ред. С.А. Боголюбова. М.: Высшее образование, 2007.

Тема 3

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И НАДЗОР ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. Понятие, функции и субъекты экологического управления.

2. Система государственных органов управления экологией и их компетенция.

3. Организация государственного кадастрового учета объектов экологических отношений.

4. Участие некоммерческих экологических объединений в управлении отношениями в области охраны окружающей среды.

5. Экологическое планирование.

6. Понятие, формы, виды и принципы экологического контроля и надзора. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

7. Государственный экологический надзор в области охраны окружающей среды.
Задания для практических занятий
Задача 1

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Краснодарского края передало в пользование нескольким предпринимателям участки береговой полосы Черного моря. При оспаривании его распоряжения в суде министерство указало, что его функцией является управление в области охраны окружающей среды, а у регионального бюджета недостаточно средств для поддержания санитарного состояния пляжей, следовательно, его действия направлены на реализацию его компетенции, целей и задач.



Правы ли представители министерства? Какие органы осуществляют управление в области охраны окружающей среды и какова их компетенция?
Задача 2

Управление лесного хозяйства передало в аренду открытому акционерному обществу участок леса в курортной зоне Чернолучинскогосельского поселения Омской области площадью 10 га. Проигравший аукцион на право заключения договора аренды предприниматель Елисеев обратился в суд с заявлением о признании действий лесничества об организации аукциона незаконными, так как данный участок леса не сформирован в конкретных межевых границах, не поставлен на кадастровый учет и при определении его границ с учетом площади лесного участка происходит наложение данного участка на его собственный.

Кроме того, Елисеев указал, что участок леса, взятый в аренду Обществом, сдан в аренду без указания на его целевое использование, в связи с чем сейчас там идет активная вырубка леса и застройка участка, а проход по нему для того, чтобы попасть на пляж возле реки Иртыш, для граждан невозможен.

Законна ли аренда леса? Какие цели преследует государственный кадастровый учет природных объектов? В каких экологически значимых целях используются сведения государственных кадастров природных объектов?
Задача 3

Руководство СМУ «Жилстрой» города Дубинска, чтобы избежать убытков из-за простоя цистерн с эмульсолом, дало указание рабочим сливать эмульсол в овраг, по дну которого течет ручей, впадающий в пруд, который, сообщается с рекой Волгой. В результате загрязнения реки Волги ущерб по оценке экспертов составил 22 млн. руб.

Выявив эти факты, администрация города Дубинска решила направить обращение в соответствующие государственные органы, осуществляющие надзор за водопользованием и размещением отходов производства.

Куда следует обратиться администрации города? Какие органы государственной власти осуществляют надзор в области охраны окружающей среды и какова их компетенция?
Задача 4

Пока администрация города Дубинска решала, куда ей следует обратиться (см. задачу 3), соответствующий надзорный орган пришел с проверкой в СМУ «Жилстрой» по собственной инициативе. Руководство СМУ воспрепятствовало проведению проверки, сообщив инспектору, что 1) руководитель организации в длительной командировке без указания даты ее окончания и его нет в России; 2) год назад в организации уже проводилась плановая проверка соблюдения требований экологического законодательства и срок новой проверки еще не наступил; 3) инспектор не имеет всех требуемых документов и разрешений на проведение проверки; 4) его служебное удостоверение просрочено; 5) работники, которые сливали эмульсол в овраг, уволены, проверять уже нечего и привлекать к ответственности некого.



Есть ли основания для проведения мероприятий по надзору в области соблюдения норм действующего экологического законодательства? Каков порядок проведения надзорных проверок и требования к их организации? Какими полномочиями наделены инспектора надзорных органов?
Задача 5

Открытое акционерное общество «Гидроатом» было привлечено к ответственности за нарушения в технологии производства атомной энергии по итогам надзорной проверки, проведенной государственным инспектором Герасимовым на основании распоряжения регионального органа по технологическому и экологическому надзору.



Законны ли действия инспектора? Как разграничиваются полномочия по надзору в области охраны окружающей среды между органами власти Российской Федерации и ее субъектов?
Задача 6

Индивидуальный предприниматель Марин обратился в Арбитражный суд Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания, датированного 20 января 2013 года, которое было вынесено старшим государственным инспектором Ленинградской области по охране природы Савченко. Указанным предписанием Савченко обязал Марина как владельца рынка представить сведения о количестве твердых бытовых отходов, принятых на территории городского рынка Ивангорода и вывезенных на городскую свалку, информацию об арендаторах городского рынка Ивангорода, а также копии платежных документов о внесении платы за загрязнение окружающей среды.

По мнению заявителя, оспариваемое предписание создает ему препятствия для осуществления законной предпринимательской деятельности. Также не учтен тот факт, что в сентябре 2012 г. деятельность Марина уже подвергалась внеплановой проверке по тому же вопросу, в ходе которой Марин представлял инспекции заключенные им договоры на вывоз бытового мусора и на отпуск воды и прием сточных вод, а также счета-фактуры на вывоз бытового мусора.

Кто прав – предприниматель Марин или инспектор Савченко? Решите дело.
Задача 7

Обществу с ограниченной ответственностью «Селена» было выдано предписание, в котором Общество было обязано в срок до 03.02.2013 г. представить в надзорный орган Положение о производственном экологическом контроле, а также сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля в обществе, и принять меры по проведению инвентаризации всех видов отходов и обеспечить организацию полного учета образующихся на предприятии отходов производства и потребления в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Общество обжаловало предписание, указав, что выполнять работу за органы государственного надзора оно не считает возможным; оно платит налоги и никакой самоконтроль их деятельности законодательством не предусмотрен. Учет отходов они не производят, этим занимается организация, которая по договору вывозит и утилизирует эти отходы.

Решите спор.
Задача 8

В феврале 2013 г. Управление Росприроднадзора по Свердловской области вынесло постановление № 02-357 о приостановке производственной деятельности акционерного общества, осуществляемой с нарушением законодательства в области природопользования.Согласно постановлению обществу было предписано приостановить промышленный розлив минеральной воды с 1 марта 2013 года. Акционерное общество обратилось в суд, указав, что постановление вынесено с нарушением действующего законодательства, неуполномоченным органом и неуполномоченным лицом. Также было указано на то, что минеральная вода поставляется преимущественно в городскую здравницу, в которой проходят реабилитацию инвалиды, ветераны и местная хоккейная команда, что исключает возможность требовать приостановления деятельности общества.



Прав ли заявитель? Решите дело.
Задача 9

В одном из районов Крайнего Севера было обнаружено крупное нефтяное пятно на поверхности водоема. Проверка, инициированная природоохранной прокуратурой, показала, что пятно образовалось в результате течи одной из цистерн склада горюче-смазочных материалов.

При этом все цистерны были установлены согласно проекту, и проведенная за два месяца до инцидента плановая проверка никаких нарушений экологических требований не выявила. Владелец склада был привлечен к административной ответственности.

Оспаривая наказание в суде, владелец склада указал, что 1) прокуратура не имеет права проводить проверки, отнесенные к компетенции иных органов государственного контроля; 2) одна из задач государственного экологического контроля – предупреждение подобного рода нарушений, которая при проведении плановой проверки выполнена не была. Также он потребовал от прокурора привлечь к ответственности инспектора, который проводил плановую проверку.



Решите дело. Какова роль прокуратуры в системе отношений государственного экологического контроля и надзора? Чем различаются контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды?
Нормативные правовые акты к теме 3
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.с послед.изм. и доп. // Российская газета. 1993. № 237.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1.

Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 5 августа 2000 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2008. № 52 (часть 1). Ст. 6249..

Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» с послед.изм. и доп. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»с послед.изм. и доп.  // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.

Указ Президента Российской Федерацииот 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

Указ Президента РФ от 27 июня 2012 г. № 906 «О функциях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 27. Ст. 3683.

Указ Президента РФ от 23 июня 2010 г. № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» с послед.изм. и доп.// СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3445.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» с послед.изм. и доп.// СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2581.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3262.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3347.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401«О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3348.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2564.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2669.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2868.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2575.

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (вместе с Положением)с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3526.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450«О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2008. № 25. Ст. 2983.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327«Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» с послед.изм. и доп. // Российская газета. 2004. № 150.

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (вместе с Положением)с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 5068.

Постановление Правительства РФ от 05 июня 2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Положением о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха, Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, Положением о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, Положением о государственном ветеринарном надзоре, Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре) // СЗ РФ. 2013. № 24. Ст. 2999.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» // СЗ РФ. 2009. № 14. Ст. 1668.

Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. № 114 «О межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 28; 2008. № 21.
Рекомендованная литература к теме 3
Бринчук М.М. Государственное управление как эколого-правовая категория // Экологическое право. 2006. № 1.

Астафьева О.Е., Вишняков Я.Д., Новоселов А.Л. О возможностях повышения эффективности управления природоохранной деятельностью // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6.

Бринчук А.С. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. 2001. № 2.

Бринчук М.М. Экологическое право: учебник для вузов. М.: Юристъ, 2003.

Брославский Л.И. Государственный экологический контроль в США // Журнал российского права. 2010. № 4.

Васильева М.И. О совершенствовании системы и структуры органов государственного экологического управления // Экологическое право. 2006. № 5.

Винокуров А.Ю. Административно-правовое регулирование государственного экологического контроля // Административное и муниципальное право. 2009. № 5.

Выпханова Г.В. Информационное содержание эколого-правовых мер и экологического управления // Административное и муниципальное право. 2009. № 10.

Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государства // Экологическое право. 2012. № 1.

Дарбинян А.А. Прокурорский надзор за законностью административно-юрисдикционной деятельности подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральных органов // Юридический мир. 2012. № 7.

Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М.: Велби, Проспект, 2003.

Ергашев Е.Р., Мирошниченко М.Н. К вопросу о средствах прокурорского реагирования в сфере экологического законодательства // Экологическое право. 2007. № 5.

Ефимова Е.И. Правовой институт «экологическое управление» в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2006. № 1.

Заславская Н.М. Анализ правоприменительной практики в сфере государственного экологического надзора и контроля // Экологическое право. 2012. № 5.

Заславская Н.М. Правовое регулирование государственного экологического контроля: методология исследования // Экологическое право. 2010. № 2.

Заславская Н.М. Правовой статус должностных лиц органов государственного экологического контроля // Экологическое право. 2011. № 3.

Заславская Н.М. Проблемы построения современной функциональной организации государственного экологического контроля // Экологическое право. 2010. № 3.

Кичигин Н.В. Совершенствование экологического контроля // Экологическое право. 2007. № 3.

Кичигин Н.В., Хлуденева Н.И. Правовая охрана окружающей среды на местном уровне // Экологическое право. 2011. № 4.

Кокорев П.Б. Морской контроль как основная экологическая функция государственной контрольно-надзорной деятельности в морских водах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 6.

Крассов О.И. Экологическое право: учебник. М.: Норма, 2001 или 2004.

Круглов В.В., Осинцев Д.В. К вопросу об экологических функциях федеральных органов исполнительной власти // Экологическое право. 2008. № 6.

Мальцева Н.Н. О некоторых вопросах, возникающих у государственных инспекторов по охране природы, при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Экологическое право. 2010. № 1.

Мисник Г.А. О единстве системы исполнительной власти в области охраны водных объектов // Экологическое право. 2012. № 1.

Петров В.В. Экологическое право России: учебник. М.: Изд-во БЕК, 1996.

Помещикова С.А. Публичность и экологический контроль при осуществлении градостроительства // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8.

Русин С.Н. Экологическая функция государства. Детерминанта развития // Экологическое право. 2012. № 6.

Савин А.В. Административно-правовой статус субъектов государственного экологического контроля в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. № 11.

Сидоренко В.Н. Развитие кадастров в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на федеральном и региональном уровнях // Экологическое право. 2007. № 2.

Слепенкова О.А. Государственное экологическое управление // Административное право и процесс. 2011. № 5.

Трофимец С.С. Обращение с отходами: вопросы государственного контроля // Экологическое право. 2007. № 1.

Экологическое право: учебник для вузов / под ред. С.А. Боголюбова. М.: Высшее образование, 2007.

Юнкина О.П. Особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в экологической сфере // Административное право и процесс. 2013. № 4.

Тема 4


ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА



                  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал