Предотвращение загрязнения водной среды с судов Ю. Н. Дубов, А. С. Матвеева гп «Черноморниипроект»



Скачать 82.57 Kb.
Дата02.05.2016
Размер82.57 Kb.
Предотвращение загрязнения водной среды с судов
Ю.Н.Дубов, А.С. Матвеева

ГП «ЧерноморНИИпроект»
Морской и речной транспорт, который представлен судами государственных, акционерных и частных судоходных компаний, а также береговыми предприятиями, расположенными на побережье Черного, Азовского морей, реках Дунай, Днепр и Южный Буг, является одной из ключевых отраслей национальной экономики Украины.

Постановлением Верховной Рады Украины утверждены «Основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности», которые в работе объектов морского и речного транспорта Украины предусматривают обязательное выполнение природоохранного законодательства Украины всеми объектами морского и речного транспорта Украины, выполнение природоохранных требований, установленных международными конвенциями, законодательством Украины и законодательством стран, в порты которых заходят суда под флагом Украины; участие в деятельности международных и национальных организаций по охране окружающей среды с целью своевременной подготовки предприятий морской отрасли к выполнению новых природоохранных требований.

Основным международным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships, 1973/78 – MARPOL.

Стандарты предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, охватывают технические и эксплуатационные характеристики судовых конструкций и оборудования, а также правила сброса вредных веществ, которые регламентируются национальным законодательством, положениями Международной конвенции MARPOL 73/78 и других документов, которые являются инструментами этой конвенции.

Согласно используемой в конвенции терминологии, вредное вещество–это любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря.

Под термином мусор (Garbage) понимаются все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, перечисленных в МАРПОЛ-73/78.

Если раньше мусор просто сбрасывался за борт, то в настоящее время возникла актуальная проблема предотвращения загрязнения мирового океана мусором с судов. Не стоит забывать также, что мировой океан не только служит источником доходов, т.е. как способ грузовых перевозок и источник рыбных или природных ресурсов, но и является источником жизни на земле. Мировой океан формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков, более половины кислорода поступает в атмосферу из океана, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток. Причём засорённость мирового океана не становится меньше с каждым годом.

Для предотвращения загрязнения морей мусором с судов в конвенцию МАРПОЛ 73/78 было введено приложение V "О правилах предотвращения загрязнения мусором с судов", которое в частности установило требования об оборудовании судов специальными устройствами для сбора, безопасного сохранения и утилизации судовых отходов.

Международные конвенционные и национальные требования по ограничению сброса судового мусора в море распространяются на все суда, вне зависимости от их размера, численности экипажа, сроков постройки, флага судна, формы его собственности и ведомственной принадлежности.

Выбрасывание в море мусора производится в том случае, если расстояние до ближайшего берега составляет не менее:

25 миль - для обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов;

12 миль – для пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы;

3 мили – для мусора, прошедшего через измельчитель или мельничное устройство и прошедшего через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.

При обращении с судовым мусором более жесткие требования установлены для "Особых районов " Мирового океана.


В особых районах запрещается выбрасывать любой мусор, за исключением пищевых отходов на расстоянии не менее 12 миль от ближайшего берега.

К таким районам относятся:

Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Северное, Ирландское, Карибское, Южно-Китайское, Внутреннее Японское моря;

Персидский, Мексиканский заливы;

Английский канал;

Малаккский пролив;

районы Антарктики, расположенные к югу от 600 южной широты.

В таких районах, по признанным причинам, относящимся к океанографическим и экологическим условиям, а также специфике судоходства там, необходимы особые ограничения для предотвращения загрязнения моря.


Существуют четыре зоны действия правил по предотвращению загрязнения мусором с судов:

- открытое море (согласно Конвенции об открытом море 1958 г. понятие «открытое море» определяется как части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды);

- особые районы открытого моря;

- исключительная экономическая зона (район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима, устанавливаемого государством в соответствии с нормами морского права);

- морские внутренние и территориальные воды (морское пространство, простирающееся до 12 миль от береговой линией, границы которого определяются в соответствии с положениями Конвенцией ООН по морскому праву).

Запрещается выбрасывать в море вне зависимости от расстояния до ближайшего берега все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Для их сбора на судне устанавливается закрываемая крышкой емкость, а по приходу в порт этот мусор сдается на берег.

Любой образующийся на судне мусор подлежит сбору в специально предназначенные для этого емкости с последующей обработкой на борту судна (измельчение или сжигание), или с сохранением его до момента сдачи на приемные сооружения, или со сбросом в море с соблюдением условий, установленных приложением V к конвенции МАРПОЛ 73/78.

Каждое морское судно валовой вместимостью 100 регистровых тонн и более и каждое судно, предназначенное для перевозки 15 человек и более, должно иметь Судовой план операций с мусором. План операций с мусором разрабатывается в соответствии с Руководством, принятым резолюцией МЕРС 70/38 от 10.07.1996г. В плане должны быть отражены следующие вопросы:

• процедуры сбора, хранения, обработки и удаления мусора;

• состав судового оборудования для операций с мусором;

• мероприятия по уменьшению количества мусора на судне;

• ответственное лицо за выполнение плана.

План оформляется на рабочем языке команды судна.
В соответствии с приложением V конвенции МАРПОЛ (“О правилах предотвращения загрязнения мусором”), в зависимости от категории мусора запрещается или ограничивается его сброс в различных районах моря.

Поэтому мусор следует собирать раздельно:

- пищевые отходы (включающие мусор, загрязнённый такими отходами).

- изделия из пластмасс, как чистые, так и смешанные с другим мусором.

- бытовой мусор, разрешённый к сбросу в море.

- мусор, обладающий плавучестью (сепарационный, обшивочный и упаковочный материал).

- отходы, образующиеся при техническом обслуживании.

- нефтесодержащая и загрязнённая ветошь.

Несмотря на то, что сброс пищевых отходов разрешён в Особых районах, за 12-мильной зоной, на ходу судна, ряд государств применяют правила контроля за распространением заболеваний человека, растений и животных, которые могут переноситься в пищевых отходах или в пищевой упаковке, посуде разового пользования из-за границы. Эти правила могут требовать инсинерацию (сжигание) или иную обработку мусора для уничтожения болезнетворных организмов. Такой мусор должен накапливаться отдельно с последующей сдачей его в порту в соответствии с законоположениями государства порта.

В соответствии с требованиями Приложения V конвенции МАРПОЛ 73/78 можно выделить два способа утилизации судовых отходов: сбор мусора на судне и обработка мусора на судне.


 


Для сбора мусора на судне могут быть предусмотрены съемные устройства (контейнеры), мешки, встроенные в корпус мусоронакопительные емкости (бункеры) или бункеры установок для уплотнения мусора.

Устройства для сбора мусора, в которых он должен собираться и храниться, должны быть надежно закрыты и размещены, как правило, в зоне действия судовых грузоподъемных средств для обеспечения возможности погрузки и выгрузки их с учетом удобства сбора мусора.

Съемные устройства для сбора мусора должны надежно крепиться к корпусу судну.

Категорически запрещается смешивать пищевые отходы с бытовыми и нефтесодержащими отходами.

Пищевые отходы и смешанный с ними мусор, которые могут стать источниками болезней и инфекций и подлежащие сдаче на берег, должны храниться в отдельных от остальных пищевых отходов плотно закрытых, специально промаркированных емкостях.

При подходе судна к Особым районам и другим районам моря, где сброс мусора запрещен, администрация судна обязана оповестить об этом экипаж и пассажиров. Все устройства для сбора периодически сбрасываемого в море мусора должны быть заблаговременно опорожнены и приготовлены для приема мусора.

Судно может быть оснащено устройствами для обработки и уничтожения мусора такими как:

-   установка для сжигания судовых отходов (инсинераторы);

-   измельчитель мусора (грохот);

-  установка для прессования мусора.


Наибольшее распространение получили инсинераторы, т.к. они способны уничтожать почти все виды бытового мусора, накапливающегося на судне, а также стерильность обработанных отходов позволяет сбрасывать их за борт. Недостатками данного устройства являются вредные выбросы в атмосферу, что не позволяет использовать исинераторы в порту, а также высокая пожароопаснсть связанная с большими температурами и давлением выше нормального.

Измельчители и прессы не получили широкого применения вследствие того, что они требуют дополнительных устройств по утилизации мусора, таких как контейнеры. Также определённую часть времени судно проводит в прибрежных зонах, на акватории портов, а также во внутренних водоёмах, где запрещён сброс любых отходов, даже измельчённых.

Бытовые отходы могут быть переносчиками инфекционных болезней человека: брюшного тифа, дизентерии, холеры. Твердые бытовые отходы часто являются причиной аварий в судоходстве, опутывая гребные винты судов, засоряя трубопроводы систем охлаждения двигателей. Известны случаи гибели крупных морских млекопитающих из-за механической закупорки легких кусками синтетической упаковки. Подсчитано, что в прибрежной зоне Гавайских островов, весьма посещаемых туристами мест, плавает несколько миллионов всякого рода полиэтиленовых пакетов, которые могут существовать от десяти до двадцати лет, если не попадут под пресс для пластика. Изделия из нейлона растворяются через тридцать-сорок лет, а консервная банка через пятьсот! Только через тысячу лет исчезнет обычная стеклянная бутылка!

В наше время защита окружающей среды выдвигается на первый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой.

Морская среда одной из первых стала объектом охраны. Соответствующие положения содержатся в общих конвенциях по морскому праву.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов – МАРПОЛ-73/78 вступила в силу 02 октября 1983 года и применяется к судам всех государств, в том числе и не участвующих в Конвенции, чтобы для их судов не создавались более благоприятные условия. Конвенция содержит 6 Приложений.


Список литературы

1. Приложение V к Международной конвенции МАРПОЛ 73/78.

2. Резолюция МЕРС.65(37) «Поправки к Приложению V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, изме­ненной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78)».

3. Правила Регистра Судоходства Украины относительно предотвращения загрязнения с судов (2012, год бюллетень № 4).

4. Пимошенко А.П. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов. – М.: Мир, 2004. - 320 с.

5. Зубрилов С.П. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов.



С-Петербург: Судостроение, 1989. – 256 с.

6. Торский В.Г. «МАРПОЛ 73/78» - М.: Экология, 2005. – 64 с.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал