Презентация по теме. Ход урока: Постановка



Скачать 131.51 Kb.
Дата25.04.2016
Размер131.51 Kb.
ТипПрезентация
МОУ ООШ п. Северный

учитель химии и информатики.

АминоваО.А
«Соединения азота»

"Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно".

(Д.Менделеев).

Цели урока:

1. Выяснить положительное и отрицательное влияние азота и его соединений на живые организмы.

2. Изучить методы определения содержания нитратов в растениях и их влияние на человека;

3. Способствовать развитию логического, последовательного мышления, рефлексии и познавательного интереса;



Задачи:

  • Изучение теоретического материала об азоте и его соединениях (строение, химические и физические свойства).

  • Выяснить историю названия элемента.

  • Определить пути поступления азота в организм человека.

  • Выяснить воздействие азота и его соединений на развитие живых организмов.

  • Сделать вывод об отрицательном или положительном влиянии азота и его соединений на живые организмы

Методы урока: рассказ, беседа, демонстрация презентации

«Азот и его соединения», сообщение учащихся.



Оборудование: Компьютеры, презентация по теме.
Ход урока:

  1. Постановка цели урока. Проверка домашнего задания.

Мы с вами сегодня должны изучить теоретического материал об азоте и его соединениях (строение, химические и физические свойства).

Выяснить историю названия элемента.

Определить пути поступления азота в организм человека.

Выяснить воздействие азота и его соединений на развитие живых организмов.

Сделать вывод об отрицательном или положительном влиянии азота и его соединений на живые организмы.

Ответить на вопрос: «Азот - жизнь отрицающий или жизнь утверждающий элемент?

Проверим домашнее задание
II. План изучения материала.

1. История названия азота

2. Строение азота.
3. Физические свойства азота.
4. Химические свойства азота.
5. Влияние нитратов на организмы.

6. Соединения азота (оксид азота, азотная кислота, соли азотной кислоты, аммиак, соли аммония).



III. Работа над материалом урока

1. История названия азота

Азот – элемент необыкновенный. Порою кажется, что чем больше мы о нем узнаем, тем непонятнее он становится. Противоречивость свойств элемента №7 отразилась даже в его названии.

В средние века особо почитались три языка: латинский, греческий и древнееврейский. И слово «азот» алхимики составили из первой буквы «а» (а, альфа, алеф) и последних букв: «зет», «омега» и «тов» этих трех алфавитов. Таким образом, это таинственное синтетическое слово означало «начало и конец всех начал».

Лавуазье предложил назвать азот азотом после того, как не первым и не последним получил и исследовал не поддерживающую дыхания и горения часть воздуха. Согласно Лавуазье, «азот» означает «безжизненный», и слово это произведено от греческого «а» – отрицание и «зоэ» – жизнь.



2. Строение азота.

Относительная атомная масса Ar = 14


Заряд ядра атома = +7 (см. порядковый номер!)
Число протонов в ядре = 7р+
Число электронов в атоме = 7е-
Семь электронов расположены на двух электронных слоях (уровнях).

3. Физические свойства азота

Вы знаете, что воздух на 3/4 состоит из азота. Азот - главный компонент воздуха. При комнатной температуре азот находится в газообразном состоянии. Азот не имеет запаха и цвета, плохо растворяется в воде. При очень низких температурах азот переходит в жидкое, а затем твёрдое агрегатное состояние.



4. Химические свойства азота

Азот является инертным веществом, поэтому реакции с ним проходят при высоких температурах. Как неметалл, азот может реагировать с металлами и другими неметаллами. Все эти реакции окислительно-восстановительные, в них азот может выступать в роли как окислителя, так и восстановителя



5. Влияние нитратов на организмы.

а) Сам азот в воде малорастворим и неопасен для рыб.

Азот присутствует в молекулах белка, который содержится в экскрементах рыб, остатках корма, отмерших частях растений, погибших улитках и других отходах. При разложении этой органической субстанции гете-ротрофными бактериями образуют-ся аминокислоты и затем аммиак и аммоний, которые оказывают вредное воздействие на рыб, замедляя их рост и развитие эмбриона.



б) Влияние азотных соединений на растения

Нитраты, являются элементом питания растений. Их высокая концентрация в почве абсолютно не токсична для растений, напротив, она способствует усиленному росту надземной части растений, более активному протеканию процесса фотосинтеза, лучшему формированию репродуктивных органов и в конечном итоге – более высокому урожаю.



в) Влияние на человека

Нитраты - соли азотной кислоты - являются источником азота, имеющего большое значение в жизни растений. Азот входит в состав белков, нуклеиновых соединений, хлорофилла, витаминов и других биологически важных веществ..

Овощи нам необходимы, без них не обойтись. Но попадающие на наш стол капуста, картошка, редис или огурцы, как правило, содержат азотнокислые соли-нитраты. В желудочно-кишечном тракте они превращаются в соли азотистой кислоты - нитриты, которые отравляют организм. Это выражается в нарушении поведенческих реакций, снижении работоспособности, головокружении, потере сознания. Если же доза очень велика - исход может быть и летальным.

г) норма потребления

Человек употребляет в пищу продукты животного и растительного происхождения.

Допустимое суточное потребление нитратов для человека не должно превышать 5 мг на 1 кг массы тела, т. е. не более 350 мг в сутки для человека массой 70 кг.

В организм человека нитраты поступают (в %): с овощами – 70, с водой – 20, с мясными, молочными и консервированными продуктами – 6.



д) Рассмотрим сколько нитратов вы съедаете в день.

Теперь скажите, кто из вас употребляет в день нитратов больше нормы, а кто меньше? (больше-



е) Влияние нитратов на организм человека:

У животных и человека высокие дозы нитратов могут вызвать отравление и даже привести к смерти. Токсическое действие нитратов связано с восстановлением их до нитритов и аммиака. Употребление в течение долгого времени пищи и воды с высоким содержанием нитратов вызывает аллергию, нарушение деятельности щитовидной железы, приводит к возникновению многочисленных болезней в результате нарушения обмена веществ, опорно-двигательного аппарата и нервной системы.



6. Соединения азота (оксид азота, азотная кислота, соли азотной кислоты, аммиак, соли аммония).

  1. Как взаимодействует азот с другими веществами

  2. Азот основа жизни или жизнь-основа азота

IV. Закрепление материала

1. Карточка:


1. С какими из перечисленных веществ может взаимодействовать азот:
2. Перечислите способы получения азота.
3. Составьте структурные формулы важнейших соединений азота.
4. Составьте уравнения реакций характеризующие химические свойства азотной кислоты.
2. Тест (проверочная работа):
Фамилия ___________________

Имя ________________________

Класс _____
1. Как переводится слово азот

а) дающий жизнь;

б)забирающий жизнь;

в) безжизненный;

2. Кто назвал азот азотом

а) Менделеев

б) Лавуазье

в) Франкланд

3.Какое из перечисленных свойств позволяют азоту быть составной частью воздуха?

а) высокая реакционная способность;

б) инертность;

в) высокая температура кипения.

4. С каким из перечисленных металлов азот реагирует при обычных условиях?

а) кальций

б) серебро

в) литий


5. В каком из перечисленных овощей содержание нитратов больше?

А) картофель

Б) морковь

В) капуста

6. В какое время суток нужно сорвать плод, для того, чтобы максимально снизить содержание нитратов?

а) утром


б) днем

в) вечером

7. Как влияет недостаток азота на рост растений?

а) снижает темпы роста

б) увеличивает темпы роста

8.Как влияет избыток азота и его соединение на развитие рыб?

а) закупоривают кровеносные сосуды

б) активируют деятельность нервной системы

в) снижает защитные функции организма

9. На какой из планет (помимо Земли) обнаружен чистый азот?

а) Юпитер

б) Марс


в) Юпитер

10. Где обнаружено самое большое содержание азота?

а) в атмосфере

б)гидросфере



в) литосфере
3. Кроссворд













5.

























 




7.



















 




 
















4.

 

6.

 

8.




1.

2.

3.

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 




 




 

 

 

 

 

 




 




 

 

 

 










 




 

 

 

 










 







 

 

 






















 

 
















1. Металл 1 группы реагирующий с азотом.








































































































































2. Название соединения формула которого








































































































































3. Самый легкий газ. Азот взаимодействует с ним как окислитель.



















































































































4. Французский химик, академик, один из основоположников научной агрохимии.













Он установил, что все растения извлекают азот из почвы, а бобовые обогащают почву азотом.

5. Название солей азотной кислоты.

















































































































































6. Соединение образующееся при разложении нитрата аммония.






















































































































7. Розово-красный металл, соли которого применяются как удобрения, способствующие

росту и развитию растений.





























































































8. Реагент используемый для определения катиона аммония.































4. Доклады учащихся

V. Итог урока

Рассмотрев тему «Азот и его соединения мы можем ответить на вопрос: «Азот - жизнь отрицающий или жизнь утверждающий элемент?

Рассмотрев влияние нитратов, что мы можем сказать? Азот и его соединения в допустимых нормах являются друзьями живым организмам.

Недостаточное или избыточное содержание азота в организме человека, животного или растения может привести к различного рода заболеваниям.



VI. Домашнее задание:

Урок проводится в форме презентации.



Информационные ресурсы:

Материалы на печатной основе

  1. Сгибнева Е. П. Скачков А. В. Современные открытые уроки химии 8-9 классы (Серия “Школа радости”). - Ростов н/Д : изд-во “Феникс”, 2002. -320 с.

  2. Химия. 9 класс. Поурочные планы по учебнику “Химия. 9 класс” О. С. Габриеляна. Часть 1.- М.: Дрофа, 2002 / Cост. С. В. Бочарова.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 96 с.

  3. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четвертое издание – Ростов н/Д: изд-во “ Феникс “,- 768 c.

Другие принадлежности Химическая посуда, исследуемые образцы, реагенты.

Интернет, ресурсы.

  1. Азот и его соединения. – Сайт «Зооклуб все о животных». www.zooclub.ru/aqua/110.shtml

  2. Азот и фосфор. - Сайт «Все рефераты, курсовые, дипломные – найди любой реферат». www.biology.superreferat.ru/view/detail15070.html

  3. Азот. Сайт «Мир химии». www.chemistry.narod.ru/tablici/Elementi/N/N.HTM

  4. Азот. Сайт «Наука и техника». www.n-t.org/ri/ps/pb007.htm








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал