Приказ №02/68 от 28. 08. 2014г. Принято педагогическим советом



страница1/29
Дата27.04.2016
Размер7.03 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ № 16

________________ Н.А. Ким

Приказ №02/68 от 28.08.2014г.







ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МОБУ СОШ № 16

Протокол №1 от 27.08.2014г.












ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Муниципального общеобразовательного

бюджетного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

городского округа «город Якутск»

на 2014 – 2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - 4-5


II. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОБУ СОШ № 16 – 5-8


  1. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – 10 - 153

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ.

1.1. Пояснительная записка – 10-12

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО – 13-43

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО – 43-52
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

2.1. Программа развития универсальных учебных действий – 52-79

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов - 70-104

2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Планета Друзей» - 104-123

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – 123-129

2.5. Программа коррекционной работы – 129-141


РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

3.1. Учебный план начального общего образования – 141-153





  1. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – 155 - 239

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ.



    1. Пояснительная записка - 155-159

    2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО -160-168

      1. Формирование универсальных общих способов действий -168-172

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО-172-178

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

2.1. Программа развития универсальных общих способов действий. Общие умения, навыки и способы деятельности - 178

2.2. Программы отдельных учебных предметов -179

2.2.1. Основное содержание учебных предметов -180-213

2.4. Программа коррекционной работы -213-233

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

3.1. Учебный план основного общего образования -233-239




  1. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – 241-294

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ.

1.1. Пояснительная записка -241-244

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО-244-262

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО-262-267

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

2.1. Формирование универсальных общих способов действий-267-269

2.2. Программы отдельных учебных предметов- 269-290

2.3. Программа работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья - 290

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

3.1. Учебный план среднего общего образования - 291-294


  1. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО и СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – 294-324



VII. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОБУ СОШ №16

3.2.1. Кадровое обеспечение -325-326


3.2.2. Организация методической работы - 326-328
3.2.3. Психолого-педагогические условия реализации ООП -328 -329
3.2.4. Материально-технические условия -329-330
3.2.5. Информационно-методические условия -330-332
3.2.6. Финансовое обеспечение реализации основой образовательной программы основного общего образования 332-335

Общая пояснительная записка.

Основная образовательная программа МОБУ СОШ №16 включает в себя образовательную программу начального общего образования, образовательную программу основного общего образования и образовательную программу среднего общего образования.

Основная образовательная программа МОБУ СОШ №16 разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Конституция Российской Федерации

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273- ФЗ.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. Примерная основная образовательная программа начального и основного общего образования.

5. Санитарно – эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениям», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189.

6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

8. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования

(утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413)

9.«Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089

10. «Федеральный базисный учебный план общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 с изменениями от 30.08.10 № 889 , 03.06.11 № 1994 и от 01.02.2012 №1312.

10.Государственная программа развития образования РС(Я) на 2012-2016 гг.

11. Устав МОБУ «СОШ № 16» г. Якутска

12. Программа развития школы на 2014-2019 год.


Основная образовательная программа каждого уровня образования содержит целевой, содержательный и организационный разделы.

Общим разделом для всех программ является подраздел «Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта» раздела «Организационный», включающий кадровое обеспечение, организацию методической работы, психолого-педагогические условия реализации ООП основного и среднего общего образования, материально-технические условия, информационно-методические условия и финансовое обеспечение реализации основой образовательной программы общего образования.



Целевой раздел каждой образовательной программы по уровням определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФКГОС и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

— пояснительную записку;

— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования школы.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение предметных результатов, в том числе:

— программу развития универсальных общих способов действия на ступени основного общего образования, включающую формирование компетентностей в решении проблем (задач), учебной (образовательной), информационной, коммуникативной и компетентности взаимодействия обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно - исследовательской и проектной деятельности;

— программу воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

— программу коррекционной работы.



Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы школы.

Организационный раздел включает:

— учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

— систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.


Краткая характеристика МОБУ СОШ №16

Школа №16 была открыта в 1940 году в деревянном двухэтажном здании на 280 мест. С 1940 г. по 1961 г. - семилетняя школа; с 1962г. по 1984г. – восьмилетняя школа; с 1985г. по 1990г. – девятилетняя школа; с 1991г. по настоящее время - средняя школа.

В 1991 году школа переехала из ветхого здания в каменное , в котором занимает в настоящее время 4 этажа из 5. Хотя здание не является типовым, школа имеет санитарно-эпидемиологическое заключение №14.01.01.000.М.000790.10.09 от 09.10.2009 г. о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Школа с 2007г. включена в проект ассоциированных школ ЮНЕСКО, целью которого является развитие межкультурных коммуникаций и создание условий для творческого и научного развития учащихся и учителей.

По статистическим данным ОШ-1 на 05.09.2014г. в СОШ №16 существует 32 классов-комплектов, из них начальные классы - 15, средние – 15, старшие - 2. Общее количество учеников школы – 828.

Характеристика социума

Школа располагается в так называемом «рабочем районе» города Якутска, в непосредственной близости к таким крупным промышленным предприятиям как Якутский комбинат строительных материалов и конструкций, ОАО «Якутский молокозавод», ОАО «Якутский хлебокомбинат», ГУП ФАПК «Якутия». Рядом со школой находятся Государственный республиканский архив, служба судебных приставов, ОБЭП. В микрорайоне также находится ряд учебных заведений: профессиональный лицей, технологический институт СВФУ, Якутский индустриально-педагогический колледж, физико-технический лицей, колледж культуры. Близость к учебным заведениям стимулирует школу в рамках социального партнерства к созданию условий, направленных на обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Культурных и спортивных учреждений на территории микрорайона нет, поэтому для школьников МОБУ «СОШ №16» является центром спортивной и культурной жизни.

Значительную часть родителей составляют рабочие и служащие предприятий города, работники Столичного рынка. Разнообразен национальный состав микрорайона. Как и во всем обществе, здесь существуют факторы, влияющие на развитие личности учащихся школы. Это невысокий уровень благосостояния населения, превалирование материальных интересов над духовными, национальные разногласия, чрезмерная занятость и недостаточная педагогическая грамотность родителей, наркомания и алкоголизм. Большинство семей проживает в частично благоустроенных и частных домах, малогабаритных квартирах, в общежитиях. Многие ученики не имеют комфортных условий для проживания, выполнения домашних заданий.

Так как частично благоустроенные квартиры, частные дома и комнаты в общежитиях являются недорогим съёмным жильём, это делает их очень привлекательными для мигрантов из социально неблагополучных регионов России и ближнего зарубежья. В основном, это семьи из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии. В работе с детьми из таких семей часто возникают языковые проблемы и проблемы, связанные с их национальными обычаями и традициями, религией. Так как дети из этих семей совсем не понимают и не говорят по-русски или очень плохо владеют русским языком, возникают проблемы с их обучением.

Последние 5 лет микрорайон застраивается многоквартирными жилыми домами, что способствует притоку большого количества обучающихся.

В июле 2012г. распоряжением главы Окружной администрации г. Якутска была проведена реорганизация школы путем присоединения к ней ООШ №4, в результате которой коллектив обучающихся увеличился почти на 200 человек. Микрорайон, закрепленный за присоединённой школой №4, в основном состоит из частных и частично благоустроенных деревянных домов. Условия проживания на данной территории не являются комфортными и не способствуют процессу обучения. В течение 2012-2013 уч.г. проведен мониторинг по определению уровня знаний прибывших учеников по основным предметам, выявлены пробелы и проблемы в их обучении. А также по результатам обследования ПМПК центра ППКиРиКП из числа прибывших из ООШ №4 выявлена группа детей, подлежащих обучению в коррекционной школе 7 и 8 видов. Из числа данной группы детей в 2013-2014 уч.г. создан класс адаптированного обучения в параллели 2-х и 6-х классов. В 2013-2014 уч.г. организованы 3 класса адаптированного обучения: 3г, 5г и 7г.

Основной целью работы педагогического коллектива МОБУ «СОШ № 16» в 2012-2014 г.г. являлось создание условий для развития школы в соответствии с социальным заказом и с учетом современных тенденций российского образования.

Результаты внутреннего мониторинга деятельности школы выявили необходимые условия для реализации этой цели:



  • Существенно обновлена материально-техническая база школы.

  • Используются традиционные и инновационные (новые) образовательные технологии для получения образования, формируется технологическая преемственность. Т.е. развивается интеллектуальная культура.

  • Работают квалифицированные учителя и педагоги дополнительного образования (из 54 педагогических работников – 14 (26%)высшей категории, 25 (46%) первой категории, 5 (9%)- второй категории, СЗД – 4)7%), 6 (12%) не имеют категорий; таким образом, 89% имеют категорийность.

  • Создается единое образовательное информационное пространство: используются информационно – коммуникационные технологии, происходит информатизация управления школой (это инновационное развитие школы). Создана современная инфраструктура: компьютерные классы; локальная сеть, выход в интернет, школьный сайт активно освещает жизнь школы. Т.е. формируется медийная грамотность (новая медиакультура образования) педагогов и учащихся.

  • Введен электронный документооборот с использованием программы «Сетевой город. Образование» (электронный журнал). Расширено использование электронных носителей в управлении школой, переведен учет всей информации в электронную форму.

  • Реализуя образовательную программу школы, педагогический коллектив внедряет в повседневной практике инновационные-развивающие технологии: Л.В Занкова, «Школа -2100», начато использование проектных технологий, интегрированное обучение, ИКТ, дистанционное обучение (Томский университет).

  • Внедрены ФГОС в начальных классах.

  • Формируется интегративная система основного и дополнительного образования в начальных классах (совместно с детским подростковым центром).

  • Начинает складываться социально - психологическое сопровождение образовательного процесса, становится традиционным День профилактики.

  • Физическое развитие детей становится приоритетным направлением работы школы (Дни здоровья, спортивные соревнования, традиционная спартакиада с переходящим кубком ко дню рождения школы).

  • Начато формирование общекультурного направления в общем и дополнительном образовании: начато эстетическое развитие детей (танцевальные ансамбли, ритмика, хореография, уроки музыки и вокального кружка, уроки технологии у мальчиков; создан и действует военно-патриотический клуб «Отечество» (гражданское воспитание), стал традиционным ежегодный фестиваль «В семье единой».

  • Возрожден международный статус ассоциированной школы ЮНЕСКО.

  • Проведен мониторинг по определению уровня знаний обучающихся, прибывших из ООШ №4, по основным предметам, выявлены пробелы и проблемы в их обучении и воспитании и на основании заключений ПМПК определены пути решения данного вопроса – создание классов адаптированного обучения.

В 2012-2013 уч.г. были проблемы, требующие решения:

  • ЗУНовский подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся. Недостаточное оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками.

  • Отсутствие системы в учебно-воспитательном процессе: отсутствуют программы (проекты) в воспитательной системе, не развивается детское движение, недостаточно работает классное и школьное самоуправление детей.

  • Недостаточная мотивация к познанию и творчеству у учащихся, низкий охват дополнительным образованием в школе.

  • Готовность педагогического коллектива школы к реализации основной образовательной программы, обеспечивающей достижения результатов, соответствующих требованиям ФГОС нового поколения.

  • Расширение возможностей информационной среды школы, обеспечение модернизации инфраструктуры школы.

  • Вовлечение как можно большего числа родителей к активному взаимодействию с классными коллективами и педагогами, участию в управлении образованием.

  • Обеспечение непрерывного развития кадрового потенциала, реализация возможностей педагогов в управлении образовательным процессом.

  • Интеграция общего и дополнительного образования с точки зрения единства целей и механизмов их реализации.

  • Результаты ЕГЭ выпускников 2013 года выявили низкий уровень знаний по математике, физике, истории и обществознанию, который не соответствует государственным образовательным стандартам.

  • Наличие детей «группы риска», состоящих на учете в КДН, ВШУ. Недостаточный уровень психолого-педагогической компетенции и навыков практической работы классных руководителей по вопросам ранней профилактики.

На основании анализа деятельности школы были сделаны следующие выводы:

Выявленные сильные и слабые стороны жизнедеятельности школы позволяют сформулировать противоречия (прежде всего разрозненность в целом мероприятий учебно-воспитательного процесса школы), разрешение которых требует поиска эффективных путей и подходов к дальнейшему развитию и совершенствованию целостного педагогического процесса в образовательном пространстве нашей школы. Программные документы по модернизации российского образования, федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения определяют сегодня образовательную политику школы, ориентированную на развитие личности ребенка.

Стратегия модернизация образования ставит новые ориентиры в образовательных и воспитательных целях школы. Главным ориентиром является новое качество образования и успешная социальная адаптация учащихся после окончания школы. Поэтому нужны кардинальные перемены, направленные на организацию целостного педагогического процесса и, вместе с тем, обновление всей школьной образовательной системы за счет самых разнообразных интегративных связей.

Исходя из вышесказанного, в 2013-2014 уч.г. начато создание такого образовательного пространства, в котором все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. создание интегративного образовательного процесса. 2013-2014 уч.г. стал подготовительным этапом моделирования интегративного образовательного пространства. Решением педагогического совета от 30.08.2013г. пр. №1

за основу работы школы принята методическая тема «Создание интегративного образовательного пространства школы как фактора повышения качества образования в условиях введения ФГОС».

Образовательная программа
начального общего образования


Раздел 1. Целевой.

1.1. Пояснительная записка

Назначение программы

Образовательная программа НОО разработана на основе проблемно-ориентированного анализа результатов работы школы за 2012-2014 годы, Устава школы, научно-педагогических концепций о процессе образования и управления школой, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Определяет содержание и организацию образовательного процесса на начальном уровне образования.

Программа является руководством к действию для педагогического коллектива МОБУ СОШ №16 на 2014-2015 учебный год.
Общие положения.

Образовательная программа предназначена для определения перспективных направлений деятельности школы в связи с имеющимся социальным заказом и прогнозом его изменений.



Социальный заказ на образование.

Социальный заказ на образование в школе складывается из следующего:



  • государственного заказа, который определяется государственным образовательным стандартом, социальным запросом города и региона;

  • потребностей учащихся;

  • ожиданий родителей;

  • профессионально-педагогической потребности и возможностей учителей школы;



Государственный заказ выражен в федеральном государственно образовательном стандарте начального общего образования: в результатах освоения ООП НОО, структуре ООП НОО и обеспечении условий ее реализации.

Школа выполняет муниципальное задание учредителя - Окружной администрации г.Якутска по следующим показателям: в части требования к персоналу, к зданию; к оборудованиям и материалам; процесса и результата оказания услуги.



Учащиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно учиться;

  • имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

  • была возможность получить качественное среднее образование и начальные знания о профессиях;

  • имелись условия для освоения современных информационных технологий.

Родители обучающихся хотят, чтобы школа:

  • обеспечила возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

  • осуществляла работу с позиции личностно-ориентированного обучения, создавая тем самым наилучшие условия для развития и максимальной реализации обучающихся в настоящем и будущем;

  • качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

  • интересный досуг детей;

создавала условия для:

  • удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

  • формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

  • сохранения и укрепления здоровья детей.

Педагоги ожидают:

  • создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

  • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;


Целями реализации основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ №16 являются:

  • подготовка учащихся к обучению в основной школе;

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

  • овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественно-научном, гражданском, технологическом);

  • формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

Задачи:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

  • расширение опыта самостоятельного выбора;

  • формирование учебной самостоятельности (желание и умение учиться, связанные с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство), его духовное развитие;

  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, использование инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство), его духовное развитие;

  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, использование инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).


ООП начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:



  • смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

  • формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

  • выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

  • эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

  • приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

  • усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на

  • основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются прежде всего взрослые (особенно учитель).

Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения. Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

  • учебном сотрудничестве (в том числе взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

  • индивидуальной учебной деятельности (в том числе самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам);

  • творческой и проектной деятельности (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • учебно-исследовательской деятельности;

  • трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными репродуктивными.



1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.


Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты).

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.



Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.



Выпускник получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.



Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


1.2.1.2. Формирование ИКТ- компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно_практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

• организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.



Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

• вводить информацию в компьютер с использованием

различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

• рисовать изображения на графическом планшете;

• сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.



Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

• описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

• собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

• редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео_ и аудиозаписей, фотоизображений;

• пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

• заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:

грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.



Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

• создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

• создавать диаграммы, планы территории и пр.;

• создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

• размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

• пользоваться основными средствами телекоммуникации;

участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.



Выпускник получит возможность научиться:

представлять данные;

создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

• создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах;

• определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

моделировать объекты и процессы реального мира.
1.2.2. Русский язык.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык, как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших ООП, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на ступени начального общего образования:

• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для

дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.


1.2.2.1. Содержательная линия «Система языка»



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал