Приказ №87 от «01»сентября 2015г. Рассмотрено на заседании шмо руководитель шмо е. В. Шандренкова



страница1/3
Дата24.04.2016
Размер0.51 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Омарская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан



Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель ШМО __________________

Е.В. Шандренкова

Протокол № 1 от

« 24» августа 2015 г.


Согласовано

Заместитель директора

школы по УР

_________________

Н.С. Кирина

.


Утверждаю

Директор МБОУ

«Омарская СОШ»

__________________

А.Н. Мусин

Приказ №87 от

«01»сентября 2015г.




Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель ШМО __________________

Е.В. Шандренкова

Протокол № 1 от

« 24» августа 2015 г.


Согласовано

Заместитель директора

школы по УР

_________________

Н.С. Кирина

.


Утверждаю

Директор МБОУ

«Омарская СОШ»

__________________

А.Н. Мусин

Приказ №87 от

«01»сентября 2015г.




Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель ШМО __________________

Е.В. Шандренкова

Протокол № 1 от

« 24» августа 2015 г.


Согласовано

Заместитель директора

школы по УР

_________________

Н.С. Кирина

.


Утверждаю

Директор МБОУ

«Омарская СОШ»

__________________

А.Н. Мусин

Приказ №87 от

«01»сентября 2015г.





Рабочая программа

по биологии

для 11 класса

учителя биологии

первой квалификационной категории

Филиппова Андрея Александровича

Рассмотрено и принято

на заседании

педагогического совета

протокол №1от

« 26 » августа 2015 г.

2015 г.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и составлена на основании следующих документов:


  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ «Об образовании»

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089)

  • Инструктивно-методических писем Министерства образования и науки Республики Татарстан № 1532/9 от 11. 03. 09 «Об особенностях преподавания биологии в условиях перехода на компетентностный подход».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 (с изменениями, приказ МО РФ от 8.06.2015 № 576)

  • Учебный план МБОУ “Омарская СОШ” на 2015 – 2016 учебный год.

Сивоглазов В.И, Агафонова И. Б., Захарова Е. Т, Общая биология. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2012г

Для изучения курса биологии в 11 классе по учебному плану отведено 1 часов в неделю.

Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по биологии. Рабочая образовательная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

На изучение биологии на базовом уровне отводится в 11 классе - 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования.
Содержание программы учебного курса

Вид (21 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие

членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.



Демонстрации

Критерии вида

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Лабораторные и практические работы


  1. Описание особей вида по морфологическому критерию

  2. Выявление изменчивости у особей одного вида

  3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

  4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

  5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

  6. Экосистемы (13 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы . Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Лабораторные и практические работы



  1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

  2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

  3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

  4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

  5. Решение экологических задач

  6. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Текущий контроль знаний

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

11







КР (тест)


ПА(тест)


2

ЛР

ЛР


ЛР

ЛР


ЛР

ЛР

ЛР



ЛР(

ЛР

ЛР



ЛР

11

Календарно-тематическое планирование учебного курса биологии для 11 класса

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту




Тема 1. Вид (21часа)

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея













2

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка













3

Предпосылки развития теории Ч.Дарвина













4

Эволюционная теория Ч.Дарвина













5

Вид. Критерии вида.













6

Популяция как элементарная единица эволюции.













7

Элементарные факторы эволюции.













8

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции













9

Адаптации организмов к среде обитания













10

Видообразование













11

Сохранение многообразия видов













12

Доказательства эволюции органического мира.













13

Зачет №1 «Основные закономерности эволюции»














14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.













15

Современные представления о возникновении жизни.













16

Развитие жизни на Земле.













17

Гипотезы происхождения человека.













18

Положение человека в системе животного мира..













19

Эволюция человека













20

Человеческие расы.













21

Зачет №2 «Происхождение человека»













Экосистемы (13 часа)

22

Организм и среда. Экологические факторы.













23

Абиотические факторы













24

Биотические факторы среды.













25

Структура экосистем













26

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.













27

Причины устойчивости и смены экосистем.













28

Влияние человека на экосистемы.













29

Биосфера-глобальная экосистема.













30

Роль живых организмов в биосфере.













31

Биосфера и человек













32

Основные экологические проблемы современности, пути их решения.













33

Зачет №3 «Экосистема»













34

Роль биологии в будущем













ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать


Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

НОРМЫ ОЦЕНОКЗНАНИЙ УМЕНИЙ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА

Устный ответ

Письменная работа

Контрольная работа

Тестовая работа

Лабораторная работа

Практическая работа



Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильные определения;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практик 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм предмета.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, тем же требованиям, что и для оценки «5» , но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но

1).излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2)умеет достаточно глубоко и не доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл. Беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


Оценка « 5» ставится за работу, написанную без ошибок.

Оценка «4» ставится, если в работе имеется 2-3 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и сделано менее половины других знаний.




  Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

1) нет ошибок — оценка «5»;

2) одна ошибка - оценка «4»;

3) две ошибки — оценка «З»;

4) три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

1) 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

2) 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

3) 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

4)меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


Отметка «5»: работа выполнена полностью; сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»: работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»: ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»: допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.






Ресурсное обеспечение программы
Материалы учебно-методического комплекта:

1. Сивоглазов В.И, Агафонова И. Б., Захарова Е. Т, Общая биология. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2012г 2014

3. ЕГЭ 2015. Биология: тематические тренировочные задания/ Г.И.Лигер.- М.: Эскимо,2014

Литература для учителя:

1. Сивоглазов В.И, Агафонова И. Б., Захарова Е. Т, Общая биология. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2012г 52с.: ил.

1.Билогия. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад.РАЕН, проф.В.Б.Захарова. 3-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2010

2. Биология. Пособие для подготовки к ЕГЭ/ А.А.Каменский. -2-е изд., стереотип.- М.: Издательство «Экзамен», 2014

3. ЕГЭ 2015.Биология: тематические тренировочные задания/ Г.И.Лигер.- М.: Эскимо,2014

Литература для обучающихся:

1. Сивоглазов В.И, Агафонова И. Б., Захарова Е. Т, Общая биология. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2012г 2014

3. ЕГЭ 2015. Биология: тематические тренировочные задания/ Г.И.Лигер.- М.: Эскимо,2014

Цифровые образовательные ресурсы:

1.http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

2.www.bio.nature.ru - научные новости биологии

3.www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

4.www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

5.http://zavuch.info/ - завуч инфо- методические разработки для учителя

6.http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

7.http://rospedclub.ru/ клуб учителей «Доживем до понедельника»



Оценочные средства и методические материалы

Лабораторная работа №1

Лабораторная работа №1

Описание особей вида по морфологическому критерию”.

Цель работы. (Учащиеся формулируют самостоятельно).

Оборудование: гербарий цветковых растений, учебники по ботанике.

Ход работы (работа в группах, заполнение таблицы по плану морфологического описания растения):


морфологические признаки

Объект №1

(видовое название растения)



Объект №2

(видовое название растения)



 

 

 

План морфологического описания растения

(выдается на карточках для каждой группы).



Жизненная форма: дерево, кустарник, травянистое растение.

Тип корневой системы: мочковатый, стержневой.

Побег: прямостоячий, цепляющийся, ползучий, вьющийся.

Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое.

Листья
а) черешковые или сидячие;
в) простые или сложные.

Жилкование: сетчатое, дуговое, параллельное.

Соцветие: простой колос, зонтик, кисть, головка, корзинка, метелка, сложный колос, сложный зонтик.

Вывод: роль морфологического критерия для определения вида.

Лабораторная работа №2

Выявление изменчивости у особей одного вида среди растений

1.сравнить 2 растения одного вида, найти признаки сходства в их строении. объяснить причины сходства. 
2. выявить у исследуемых растений признаки различия. ответить на вопрос : какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида.
3. раскрыть значения этих св-в организмов для эволюции. какие, на ваш взгляд различия обусловлены наследственной изменчивостью? объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида?

Лабораторная работа № 3

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».



Приспособленность организмов и её относительность

Таблица 1 *



Название

вида


Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности







































2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

tmpjmk8se_html_m1699e4de

Лабораторная работа № 4

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

  2. Заполнить таблицу:

Теории и гипотезы

Сущность теории или гипотезы

Доказательства










3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

«Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

1. Креационизм.

Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений. Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане признают, что Библия — это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, существуют разногласия. Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом. Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.



2. Теория стационарного состояния.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда. Современные методы датирования дают все более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности — либо изменение численности, либо вымирание. Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб — латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться неверным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением численности его популяции или перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков.



3. Теория панспермии.

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине XIX века. Согласно гипотезе панспермии жизнь существует вечно и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от простейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганизмов, заброшенных из космоса. Для обоснования этой теории используются многократные появления НЛО, наскальные изображения предметов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сообщения якобы о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» — такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соединения, которые, возможно, сыграли роль «семян», падавших на голую Землю. Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелевской премии Ф. Крик, Л. Оргел. Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах:

• универсальности генетического кода;

• необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сейчас на планете крайне редко.

Но если жизнь возникла не на Земле, то как она возникла вне ее?

4. Физические гипотезы.

В основе физических гипотез лежит признание коренных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским. Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого вещества требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания. В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного вещества, которое больше не повторилось. Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникновение самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.



5. Химические гипотезы.

Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.

• У истоков истории химических гипотез стояли воззрения Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под действием химических и физических причин появились соединения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появилась безъядерная клетка — исходная форма для всех живых существ на Земле.

• Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922—1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина представляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действительное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется решенном загадки возникновения жизни.

Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно возникшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохимическая жизнь без организмов, осуществляющая самовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.

• В качестве последней химической гипотезы возникновения жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ переносится в космическое пространство. В специфических условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в метеоритах — углеводы, углеводороды, азотистые основания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не исключено, что в космических просторах могли образоваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большинстве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подходящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое вещество появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.



Лабораторная работа № 5

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Цель: познакомиться с различными гипотезами происхождения человека.

Ход работы.

1. Прочитать текст «Гипотезы происхождения человека» на стр.282-284.

2.Заполнить таблицу:

Ф.И.О. ученого или философа

Годы жизни

Представления о происхождении человека

Анаксимандр







Аристотель







К.Линней







И.Кант







А.Н.Радищев







А.Каверзнев







Ж.Б.Робине







Ж.Б.Ламарк.







Ч.Дарвин.






3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?



Лабораторная работа №6

«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Цель: определить причины и степени воздействия деятельности человека на экосистемы

1.Сравните данные двух диаграмм. Какие изменения произошли в возрастном составе популяций дуба черешчатого за 18 лет?

О чем это говорит?

Какие прогнозы развития популяции вида на будущее?



Диаграмма 1«Исследование состояния дубравы Буковского пруда»1991г.



.


p

j

im

v

g1

g2

g3

s

среднее число особей

0

0

7

16

4

36

21

4

11

Обозначения:

p – проростки (с 2 семядолями)

j – ювенильные растения (одноостные побеги)

im – имматурные растения (ветвящиеся)

v – виргинильные растения (растения с треугольной кроной)

g1 – молодые генеративные растения (треугольная крона, начало цветения)

g2 – средневозрастные генеративные растения (округлая крона, обильное цветение)

g3 – старовозрастные генеративные растения (усеченная крона, частичное цветение)

s – сенильные растения(мертвеющие побеги без цветения).

Диаграмма 2:«Исследование состояния дубравы Буковского пруда» весна 2009г.




p

j

im

v

g1

g2

g3

s

среднее число особей

0

0

0

0

6

19

7

7

4,9

2. Какой процесс происходит в экосистеме дубравы Буковского пруда и к чему он приведет?

Назовите причины, вызвавшие изменения в биоценозе.

Какие действия можно предпринять для замедления негативного процесса?

Лабораторная работа № 7

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Цель:

Ход работы.

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:



tmpjmk8se_html_3348114

  1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.



  1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

  2. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Лабораторная работа №8

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Цель: выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

Ход работы:



1. Дать оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы.

Движущие силы


Природная экосистема


Агроэкосистема


Естественный отбор








Искусственный отбор








· Действует на экосистему

· Не действует на экосистему

· Действие направленно на достижение максимальной продуктивности

· Действие на экосистему минимально

2. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем.




Природная экосистема


Агроэкосистема


Видовой состав








Продуктивность








· Меньше

· Больше


3. Сравнить природную экосистему и агроценоз, выбирая правильные характеристики из предложенных вариантов.

Общие характеристики


Характерно только для

природной экосистемы


Характерно только для

агроэкосистемы






















  • Наличие в цепях питания редуцентов

  • Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека

  • Наличие в цепях питания продуцентов

  • Наличие в цепях питания консументов



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал