"Природа: храм или мастерская? " 10 класс



Скачать 160.28 Kb.
Дата01.05.2016
Размер160.28 Kb.
ТипМетодическая разработка
Экология-наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей
средой. В настоящее время экологическая проблема является одной из
глобальных проблем человечества, и одним из способов привлечь внимание к
этой проблеме можно считать экологизацию учебного процесса. Цель
экологизации обучения состоит в том, чтобы приобщить детей к экологической
культуре, заложить основы доброго, заботливого отношения к природе.
Процесс обучения представляет собой тесную взаимосвязь входящих в него
учебных предметов, поэтому, говоря об экологизации, нельзя останавливаться
только на предметах естественнонаучного цикла. Интегрированные уроки
имеют целью не только сообщение новых сведений, здесь главное-поставить
проблему, заставить учащихся задуматься над ней, высказать свое отношение.
Богатую почву для проведения таких уроков дают предметы гуманитарные,
особенно уроки литературы, на которых мы учим не только анализу
художественных текстов, но и прививаем любовь к родному слову, к родному
краю, к родной природе. Именно это дало возможность для интеграции и
проведения данного урока.

Методическая разработка авторского
интегрированного урока
на основе системно-деятельностного подхода

учителя школы № 930 Александровой В.П.

Тема: "Природа: храм или мастерская? " 10 класс.

Цели:

предметная: Составить описание природы и сформулировать понятие «устойчивое развитие» на основе данных науки и произведений русской литературы, произведений художников, композиторов, русского фольклора.

развивающая и воспитывающая: Используя логическое и образное мышление, провести рефлексию целесообразного применения этих приёмов познания действительности.
Тип урока: урок - деловая игра.

Материалы и оборудование: Тексты художественных произведений И.С. Тургенева ("Отцы и дети", "Стихотворения в прозе", "Записки охотника"), произведения русской
литературы и устного народного творчества, Красная книга Московской
области, репродукции картин (И.И. Левитан "Золотая осень"), запись "Времен
года" ПИ Чайковского, слайды или рисунки животных и растений , ТСО
(магнитофон, диапроектор).

Предварительные задания группам учащихся. 1) Подобрать материал к устному сочинению-миниатюре «Осенний день»; 2) Составить научное описание животного по предлагаемому плану. 3) Подготовить сообщения на тему «Редкие и исчезающие виды растений и животных»; 4) Сформулировать принципы устойчивого развития;

Ход урока.
«Охранять природу - значит охранять родину»

М. М. Пришвин.



Организационный момент (приветствие, сообщение темы урока,
постановка целей и задач).

Вступительное слово. Постановка проблемы урока, выделение
основных направлений работы (используется текст стихотворения в прозе И.С.
Тургенева "Деревня ",стихотворение К.Я. Ваншенкина "В красном лесу
поределом....").
К. Я. Ваншенкин.
"Вечные темы"

Жизнь и смерть,


Любовь, природа.
Вот и впредь
Такого рода
Темы

Будут у меня


Все мы
Возле их огня.

В красном лесу поределом


Здесь добывали сырье
И на ходу, между делом,
Все распугали зверье.

Этим гордились вначале,


Что человек посильней
И что успехи венчали
Спешку строительных дней.

И неожиданно сами


Около хвойной стены
Собственными голосами
Были слегка смущены

Почему темы, указанные в стихотворении, вечны? Они являются


сквозными, проходят через все литературные произведения «от Ромула до
наших дней», а тема природы, родной, привычной с детства, неразрывно
связана в нашем сознании с темой родины, России.


И.С.Тургенев «Деревня».



Последний день июля месяца, на тысячу верст. Кругом Россия - родной

край. Ровной синевой залито все небо, одно лишь облачко на нем - не то
плывет, не то тает. Безветрие, теплынь, воздух-молоко парное. Жаворонки
звенят; воркуют зобастые голуби, молча реют ласточки, лошади фыркают и
жуют; собаки не лают, смирно повиливают хвостами...

Глубокий, но пологий овраг... По берегу бежит ручей, на дне его мелкие
камешки, словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце — края земли и
неба, синеватая черта большой речки.
Тургеневское отношение к России известно всем. Достаточно хотя бы
вспомнить его слова из письма Панаеву: «Поклонитесь от всей души моему
молодому дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, уже не увижу...».

Вдруг появляется в его произведении герой, произнесший такую фразу:


«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». И еще:
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Нам известно, кто
сказал эти слова: нигилист, отрицавший все и вся, студент-естественник
Евгений Базаров. Но самое страшное то, что к словам его прислушались,
сделали их своим девизом, начали воплощать в жизнь.

Предположим, что природа - храм. Тогда почему человек, входя в него,


разрушает строение, если же это мастерская, то как объяснить тот факт, что ею
восхищались поэты, художники, музыканты, которые не только любовались
природой, воспевали ее, запечатлевали на своих полотнах, но еще умели
слушать, а самое главное - слышать ее.
Задание: определить время года по магнитофонной записи "Времен года" ПИ.
Чайковского и обосновать свой выбор.

Учитель иллюстрирует каждое время года поэтическими


отрывками:

Осень.


Опускается под вечер

Небо низко над поляной,

И висят на влажных ветках

Клочья белого тумана.

Журавли, трубя, промчались,

Унесли на крыльях лето.

-Это осень,-повторяет

Эхо за рекою где-то. (Н Берендгоф)


Лето.

Красное в разгаре лето

В знойной тишине

Дятла дробь в бору прогретом

В небе на сосне.
Зима.

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шел ночью снег густой и белый-

От снега в комнате светло. (А. Твардовский).

Весна.
Ликует, буйствует апрель-первоцвет! Лучезарная благодать. Куда ни ступи в


лесном просторе, безбрежно осиянном небесной лазурью, благоухает
необозримое первоцветье! (М. Пришвин).
Следующий этап нашего урока - составление текста-описания на тему "Осенний
день", (использована репродукция картины И. И. Левитана "Золотая осень",
раздаточный материал). Учащиеся указывают на то, какие выразительные
средства языка они использовали при составлении своего сочинения-
миниатюры. Затем учитель литературы читает отрывок из рассказа "Лес и
степь" И. С. Тургенева *. Беседа об индивидуальном писательском стиле И. С.
Тургенева.

Определение идиостиля И. С. Тургенева. Учащимся предлагается
вставить эпитеты в текст литературного произведения (использован эпизод из романа "Отцы и дети" "Дуэль Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым").
Цель работы - показать роль эпитетов в качестве выразительных средств языка, беседа с учащимися о назначении пейзажа в литературных произведениях.
Задание: «Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных под чертой, тургеневские. Какие детали пейзажной картины наиболее ярко передают авторское видение природы? Охарактеризуйте функции пейзажа в романе.
Утро было славное, свежее, маленькие …пёстрые …тучки стояли барашками на ……бледно-ясной …лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная …. тёмная…. земля, казалось, ещё хранила след ….. румяной …. зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.
Слова для справок: румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-чёрный, тёмный.

Изучение разных стилей в описании природы.

Для выполнения следующих заданий класс необходимо разделить на группы, дать задание вписать ключевые слова логического и образного описания, моральных и эстетических чувств и ценностей. По окончании работы проверить какие более естественнонаучны, а какие более гуманитарны.


Задание: сделайте научное описание животных (волка и лошади) по следующему плану:

- место в систематике (вид, род, класс);.

- среда обитания, внешнее строение;

- питание;

- особенности внутреннего строения;

- роль в природе.


Предлагаемые животные: лошадь, волк.


После проделанной работы учитель литературы предлагает сравнить два
разностилевых описания (научное и художественное), сделать выводы.

Лошадь.

Как хороша лошадь, когда она, дожидаясь хозяина, нетерпеливо бьет


твердым копытом о землю, поводит черным, умным глазом и раздувает ноздри!
Как хороша лошадь, вся покрытая пеной, она после долгого бега вернется
домой и, самодовольно фыркая, мотает головой и ждет, чтобы ее отвели в
теплый денник, где ее ждет свежая подстилка и душистое сено! Как прекрасна
лошадь, когда она вольно несется по полю, распустив хвост и вытянув гибкую
шею... Лошадь прекрасна всегда-и в движении, и в покое, и на работе, и на
отдыхе! (Л. Н. Толстой).

Волк.

Голодная волчиха встала. Чтобы идти на охоту. Волчиха была слабого


здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том,
как бы дома без нее кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных
следов, пни, сложенные дрова и темная дорога пугали ее; ей казалось, будто за
деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки. Она была уже
немолода, и чутье у нее ослабело, так что, случалось, лисий след она принимала
за собачий и иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги, чего с нею
никогда не бывало в молодости... Ее мучил голод, она думала о том, с какой
жадностью она будет есть ягненка, и от таких мыслей зубы у нее щелкали и
глаза светились в потемках, как два огонька. (А. П. Чехов).

Это был первый шаг по мастерской. Но и в мастерской, и в храме работники должны быть грамотными. Следующий этап - проведение работы с трудными словами. Учащимся предлагается словарный диктант на доске, состоящий из названий растений и животных. Гиппопотам, росомаха, опоссум, вертишейка, выхухоль, жар-птица, муха-цокотуха, можжевельник, мать-и-мачеха, горицвет, иван-чай, иван-да-марья, брюссельская капуста, цветик-семицветик .


Обращаем внимание на эпиграф к уроку, написанный на доске: «Охранять


природу - значит охранять родину» (М. М. Пришвин). Но деятельность человека в мире природы может быть разной: и созидающей, и разрушительной.
Объяснение новой темы.
Задание. При освоении нового материала, применить сочетания логического и образного мышления, моральных и эстетических чувств.
Глобальные и региональные экологические проблемы современности.

С момента появления человека и по сегодняшний день взаимоотношения


человека и природы резко изменились. Будучи частью биосферы и ее
продуктом, человек стал источником ее разрушения. Мы рассмотрим основные

экологические проблемы современности, возникшие в связи с деятельностью


человека и ростом народонаселения (5,5 млрд. человек, за последние сорок лет
население выросло вдвое, к 2025 году население составит 8-9 млрд.).
Изменение состава атмосферы и климата. В атмосферу поступают СО, С02,
S02, CH4,NO, N02 (оксиды) в результате сжигания топлива. Соединяясь с
водой, они образуют растворы кислот, которые затем выпадают в виде
«кислотных дождей». «Кислотные дожди» вызывают уничтожение некоторых
видов растений (более чувствительных ) и угнетение развития остальных,
отрицательно влияют на развитие животных, особенно полезных насекомых, и
здоровье человека.

Смог-результат сложных химических реакций смеси газов (окислов азота и углеводородов, содержащихся в выхлопных газах автомобилей), протекающих в нижних слоях атмосферы под действием солнечных лучей.


Смог стал ужепривычной картиной многих крупных городов. Все эти вещества, находящиеся в воздухе, вызывают заболевание дыхательных путей у человека. «Парниковый эффект» образуется из-за содержания в атмосфере метана и углекислого газа. Пропуская солнечный свет, они задерживают тепло. Это сопровождается глобальным повышением температуры . Это может привести к повышению уровня мирового океана на 0,5-1,5 метра и изменению климата. Уже сейчас в Африке и Северной Америке участились катастрофические засухи, связанные с глобальным потеплением.
Разрушение озонового слоя вызвано появлением в атмосфере
фторхлоруглеродов. В нижних слоях атмосферы они сохраняются в течение
десятилетий. Отсюда они поступают в стратосферу, где в настоящее время их
содержание ежегодно увеличивается на 5%.

Загрязнение природных вод. В настоящее время водным ресурсам грозит истощение, Человечество почти полностью зависит от поверхностных вод суши ~ рек и озер. Эта ничтожная часть водных ресурсов подвергается


наиболее интенсивному воздействию. Вода рек и озер покрывает потребности
человечества в питьевой воде, используется на орошение в сельском хозяйстве
( на это уходит 73% всей пресной воды ), в промышленности, служит для
охлаждения атомных и тепловых электростанций. Потребление воды
постоянно растет, и одна из опасностей - исчерпание ее запасов. Так, забор воды на орошение из рек Средней Азии привел к обмелению Аральского моря,
которое фактически перестало существовать, Соль со дна высохшего моря
разносится ветром на сотни километров, вызывая засоление почв. С полей в
водоемы попадают соли тяжелых металлов (ртути, свинца, цинка). Они
накапливаются в иле, что приводит к отравлениям человека и животных.
Морские воды тоже подвергаются загрязнению. С реками и стоками
промышленных предприятий ежегодно выносятся млн. тонн химических
отходов. Из-за аварий танкеров в океан попадает млн. тонн нефти в год,
Истощение и загрязнение почвы. Почва-еще один ресурс, подвергающийся
чрезмерной эксплуатации и загрязнению. Распаханный плодородный слой
часто смывается осадками или реками (водная эрозия) или разносится ветром
(ветровая эрозия). Распашка обширных степных площадей стала причиной
пыльных бурь и гибели млн. га плодородных земель. В почве также оседают
вредные химические вещества и радиоактивные элементы.

Сокращение природного многообразия. За последние триста лет с лица Земли


исчезло больше видов птиц и млекопитающих, чем за последние десять тысяч
лет Так. к 1900 году исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц.

Результат деятельности человека - исчезновение целых видов растений и


животных. Характеристика основных видов, занесенных в Красную книгу
Московской области (сообщения учащихся).
Обобщение по теме урока и выводы учащихся по основной проблеме урока.

Что для нас природа? Как необходимо к ней относиться: как к храму или как к мастерской? (Обсуждая вместе с учениками эти вопросы, учитель постепенно подводит их к выводам о рациональном использовании природных ресурсов, принципах устойчивого развития).

Как вы понимаете принципы устойчивого развития? Приведите свои образные примеры (домашнее задание).
Описать новое понятие с использованием образного и логического мышления.

Некоторые ответы учеников:



«Устойчивое развитие – это лестница, по которой за тобой должны подниматься и другие люди».

«Устойчивое развитие – это весы, на одной чаше которых находится человечество, а на другой чаше природа».

«Устойчивое развитие – это дружба человека и природы».

Подведение итогов урока, выставление оценок, комментирование результатов. При подведении итогов урока, необходимо провести рефлексию целесообразности использования применяемых на уроке методов в познании природного окружения и формировании мировоззрения учащихся.

В заключение урока использовано стихотворение Р. И.


Рождественского:

Кромсаем лед,

меняем рек теченье,

твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы еще придем

просить прощенья


у этих рек,
барханов
и болот,
у самого гигантского

восхода,
у самого мельчайшего

малька...
Пока об этом
думать неохота
Сейчас нам не до этого
пока.
Аэродромы,

пирсы


и перроны,
леса без птиц
и земли без воды...
Все меньше-
окружающей природы.
Все больше-
окружающей среды.
.

Каждый учащийся отвечает на вопросы:


С каким настроением ты

пришёл (пришла) на урок?

С каким настроением ты

уходишь с урока?

Как изменилось твоё настроение

и почему?

Какие вопросы, рассмотренные на уроке

огорчили тебя, а какие порадовали?

Природное окружение


Познание художественными Познание естественнонаучными

средствами средствами


Учащиеся заполняют таблицу:


1Как тебе интереснее изучать окружающую природу – используя художественные средства или естественнонаучные?




2. Как ты думаешь, познанию мира помогает образное мышление или мешает? Приведи пример.




4. Как повысить ответственность человека за свои действия в окружающей природе?




5. Как ты относишься к высказыванию: «Устойчивое развитие – это лестница, по которой за тобой должны подниматься и другие люди»?




Поскольку работа на уроке проводилась в группах, то попробуйте оценить, какие качества личности вы считаете полезными для успешности совместных действий, а какие – мешающими. Оценить уровень развития этих качеств у себя и в целом у членов вашей группы вы можете по таблице.




Качество личности

Полезность (+)

Неполезность (-)



Уровень развития качества (1-3 балла)

у меня

у группы

Подчинение личных интересов общественным










Общительность










Готовность к взаимопомощи










Критичность при доброжелательности и тактичности










Эгоизм





























































































Мой вклад в общую работу я оцениваю на ______ баллов, так как



________________________________________________________________.

Моя оценка эффективности сотрудничества нашей группы в целом я оцениваю на ____, так как _________________________________________ .



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал