Природа и общество. Цели урока



Дата02.05.2016
Размер46.2 Kb.
Природа и общество.

Цели урока:

  • сформировать представление о роли природы в становлении и развитии человека;

  • показать взаимосвязь природы и общества как основы единства мира; значение экологии и экологических проблем;

  • развивать навыки устной речи, умения анализировать и делать выводы;

  • воспитание личной ответственности за состояние окружающей среды.


Терминология: природа, общество, экология.
Ход урока: 1. Орг. момент.

2. Изучение нового материала.



План: 1.Природа и общество.

2. Что такое экология?

3. Экологические проблемы.
1) О ком идёт речь в данном четверостишии?

Природы лучшее создание

К тебе мой обращаю стих!

К тебе стремлю своё внимание,

Ты лучше всех существ других!

?? Что объединяет человека с другими живыми существами?

Вывод: человеческое тело, с которым он рождается и умирает- часть природы. Другими словами человек живёт природой, и в таком качестве как всякое другое живое существо, включен в ее процессы. Но вместе с тем человек живёт не только по законам природы. Он выделяется из неё постоянно, совершенствуя и творя свой собственный искусственный мир.

?? А чем ещё человек отличается от других живых существ? (способность мыслить, передавать информацию посредством речи.)

Пример: в 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, её назвали Камалой, прожила 10 лет. Через 2 года Камала научилась, и то плохо, стоять, через 6 лет ходить, но бегала по прежнему на четвереньках. В течение 4 лет она выучила только 6 слов, а через 7 лет – 45. К семнадцати годам её умственное развитие было, как у 4-летнего ребёнка.

?? В чем причина , почему у этих девочек отсутствовали черты присущие человеку? (способность говорить и мыслить развивается у человека только в обществе.)

Вот мы и вспомнили ещё одну сущность человека, без которой он невозможен как человек , - общественную.

Об этих двух составляющих сущности человека и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Откройте тетради тема урока « Природа и общество». Своё знакомство мы начнём с природы.



Задание: прослушав сообщение подготовьте ответы на два вопроса:

  1. Что такое природа?

  2. В паре природа-общество, что старше и на сколько?

Определение природа - это весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений, в широком смысле слова вся Вселенная.

Учитель: человек вершина эволюции живой природы, а вместе с человеком возникло и общество.

?? Как вы думаете , а что такое общество?

Общество - это определённая группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

Общество неоднородно по своему составу оно состоит из групп, слоёв, классов.



?? Кому обязано общество своим появлением? ( природе)

Учитель: Т.е. сказанное даёт нам представление о первой стороне связи между природой и обществом, которые совместно представляют единство мира. Едва возникнув, общество стало оказывать воздействие на природу, приспосабливая её к своим потребностям человека, это вторая сторона связи между природой и обществом.



Вывод: Таким образом природа и общество связаны между собой и оказывают друг на друга влияние. По мере развития человеческого общества возрастает степень воздействия людей на природу. Природа , состояние которой постепенно ухудшалось, отвечает на эти процессы по-своему.

?? Как ? Приведите примеры? (состояние здоровья больших масс людей и среды обитания ухудшилось, качество жизни снижается).

Учитель: Ныне в ходе производственной деятельности стало нарушаться динамическое равновесие в природе. Многократно превышается естественное поступление химических соединений в атмосферу. Нарушаются геологический и биологический круговороты и многое другое. В результате наша чудесная зелено- голубая планета постепенно превращается в свалку отходов человеческой жизнедеятельности. Природа заболела . Болезнь получила название экологического кризиса , а наука изучающая воздействие человеческой деятельности на окружающую природу, меры по защите окружающей среды – экологией.

Физминутка.

Мы должны осознать хрупкость планеты и не позволять себе её опустошать. Конкретные действия не так уже затруднительны.



?? Что все мы вместе и отдельно каждый из нас можем сделать для природы?

Прислушаемся к классикам:

«Охранять природу - значит охранять родину»

М.М.Пришвин.

Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин». Ф.М.Достоевский.

А для тех кто не осознал и продолжает варварски относиться к природным богатствам, в ныне действующем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьёзная ответственность за такие экологические преступления:

а) как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

б) загрязнение вод;

в) загрязнение атмосферы;

г) загрязнение морской среды;

д) порча земли;

е) незаконная охота, рыбалка;

ж) незаконная порубка деревьев и кустарников (Новый год).



Отрывок из мультфильма.

?? Какие статьи УК РФ по охране природы были нарушены?

?? Куда обращаться, если вы столкнулись с фактами губительного, варварского отношения к природным богатствам? ( прокуратура, органы милиции, администрация – представитель Министерства Сар. области.
Вывод: Коллективные формы охраны природы весьма действенны, но основную пользу приносят индивидуальные усилия каждого из нас. Надо стремиться к пониманию природы как важнейшей общечеловеческой ценности.
Закрепление.

  1. Природа – это …

  2. Определенная группа людей , объединившихся для общения и совместного выполнения какой – либо деятельности - это?

  3. Общество состоит из ?

  4. В паре «природа – общество» старше ?

  5. Экология – это?

  6. К экологическим преступлениям относятся?

  7. Какое высказывание точнее характеризует современные взаимоотношения человека и природы:

а) «Природу легче всего подчинить, повинуясь ей»,

б) « Мы не можем ждать милости от природы, взять их у неё - наша задача».


Д/з �� 13 .

а) Придумайте для рекламного ролика телесюжет, пропагандирующий бережное отношение к природе;



б) сочините четверостишие в защиту окружающей среды .



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал