Природные ресурсы и их использование



Скачать 97.12 Kb.
Дата27.04.2016
Размер97.12 Kb.
ТипСценарий
БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

Тема: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Цели: выявить место и роль человека в биосфере, рассмотреть природные ресурсы, проблемы их использования.

Задачи:

образовательная: показать место и роль человека в биосфере, условность классификации ресурсов, найти способы решения проблемы их использования;

развивающая: формировать умения и навыка групповой работы, анализировать, сравнивать, выделять главное;

воспитательная: экологическое воспитание.



Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, самостоятельная работа в группах. Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление об учении В. И. Вернадского о ноосфере;

знать понятия: «биосфера», «ноосфера», «антропогенный фактор»;

уметь: объяснять место и роль человека в биосфере, характеризовать природные ресурсы, приводить примеры их использования. Междисциплинарные связи: экология, география.



Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.

Сценарий урока

I. Фронтальный опрос

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели.

Сегодня на уроке мы будем говорить о взаимоотношениях человека и биосферы. Выявим место и роль человека в ней.



III. Открытие новых знаний.

1. Биосфера, место и роль в ней человека.

- Вспомните, какими факторами обусловлена эволюция биосферы.

(- Развитие нашей планеты как космического тела и протекающими в её недрах химическими преобразованиями.

- Биологическая эволюция живых организмов.

-Развитие человеческого общества.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о взаимоотношениях человека и биосферы.

Человечество представляет собой часть биомассы биосферы. Если на заре своего становления человек полностью зависел от окружающей среды и оказывал небольшое влияние на природу, то с развитием мозга человек сам становится мощным фактором (антропогенный фактор) дальнейшей эволюции на Земле. Овладение человеком различными формами энергии - механической, электрической и атомной - способствовало значительному изменению земной коры и биогенной миграции атомов.

В. И. Вернадский подчеркивал в своих трудах, что воздействие человека на остальную биосферу усилилось после появления науки, что человечество стало главнейшей силой, изменяющей процессы в биосфере.

Понятие о ноосфере (греч. «ноос» - разум; «сфера» - шар)

впервые появилось в начале XX в.



Ноосфера первоначально представлялась как своеобразная «мыслящая» оболочка Земли, которая, зародившись в конце третичного периода, разворачивается над растительным и животным миром - вне биосферы. Ноосфера, по Вернадскому, - это биосфера, преобразованная трудом человека и измененная научной мыслью. В. И. Вернадский рассматривает переход от биосферы к ноосфере («сфере разума») как естественный процесс. Он писал: «...Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом. В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление... Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера"...».

Учитель отмечает, что на сегодняшний день выделяют самые различные ресурсы. Называет их и даёт им краткую характеристику.





Сегодня на уроке мы будем подробно говорить о природных ресурсах.

Среди них условно можно выделить неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы. Здесь необходимо пояснить условность этого разделения.


2. Неисчерпаемые ресурсы.

К этой группе относятся ресурсы космического масштаба: солнечная радиация, энергия морских приливов и др. То есть их источник не подвержен влиянию со стороны человека. Можно лишь говорить о количественных изменениях, вносимых его деятельностью (например снижение притока солнечной радиации к поверхности Земли, связанное с загрязнением атмосферы).

К неисчерпаемым относятся и водные ресурсы планеты. В масштабе всей гидросферы запасы воды остаются неизменными, но в конкретных регионах проблема пресной воды стоит на первом месте. Практически неисчерпаемые ресурсы вод Мирового океана подвергаются крупномасштабному изменению в результате загрязнения нефтью и другими веществами, что вносит существенные изменения в состав и структуру водных экосистем.

Нередко говорят о климатических ресурсах, также относя их к неисчерпаемым. По-видимому, трактовка климата как ресурса не точна; правильнее говорить о комплексе климатических факторов, также подверженном определённым влияниям промышленной и иной деятельности человека.



3. Исчерпаемые ресурсы.

Приведите примеры исчерпаемых ресурсов. Сравните темпы их использования со скоростью их естественного накопления.

На основании этого исчерпаемые природные ресурсы делят на

невозобновимые и возобновимые.

Далее организуется самостоятельная работа учащихся

с учебником.

Одна часть класса работает над вопросами:

- Какие ресурсы называют невозобновимыми?

- Что вы можете предложить для решения данной проблемы? (Рациональное отношение: разумное ограничение их эксплуатации, разработка альтернативных форм энергии и материалов.)

Вторая часть класса работает над аналогичным заданием по возобновимым ресурсам.

После завершения работы проводится обсуждение её результатов.
IV. Закрепление.

Совместная формулировка вывода.

Для того чтобы эксплуатация биологических ресурсов была разумной и способствовала действительному прогрессу социальной, культурной, и научно-технической жизни человечества, нужно чётко представлять себе механизмы влияния различных сторон деятельности человека на природные системы, знать закономерности реакции биологических объектов на антропогенные воздействия и на этой основе переходить к управлению экосистемами с целью поддержания их устойчивости и продуктивности.


V. Рефлексия.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащимися своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности.


Приложение:

чапва 002

чапва 003

чапва 004

чапва 005


чапва 006

чапва 007

чапва 008

чапва 009

чапва 010

чапва 001


c:\users\anna\pictures\2013-05-12 чапва\чапва 011.jpg

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал