Природные ресурсы и условия как фактор развития. Теоретические основы устойчивого развития



страница1/7
Дата25.04.2016
Размер1.26 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Приложение 5.

Лекции № 1 – 10 учебного курса

"Экономика природных ресурсов и условий"
Лекция № 1
Тема: Природные ресурсы и условия как фактор развития. Теоретические основы устойчивого развития
Под природными условиями понимается совокупность важнейших естественных характеристик территории, отражающих основные особенности компонентов природной среды или местных природных феноменов.

Природные условия, воплощенные в телах и силах природы, непосредственно влияют на жизнь и хозяйственную деятельность населения. От них непосредственно зависят расселение населения, развитие и размещение производительных сил, их специализация. Они определяют себестоимость, а следовательно, и конкурентоспособность производимой продукции, что особенно важно для стран со значительным распространением экстремальных природных особенностей, к числу которых относится и Россия.

В числе компонентов природной среды в качестве характеристик природных условий рассматриваются, как правило, климат, геологическая среда, поверхностные и подземные воды, почвы, биота. Синтезом покомпонентного рассмотрения природных условий является оценка ландшафтов или ландшафтных условий в целом.

Дополнительной, но весьма важной характеристикой природных условий является распространенность местных естественных феноменов — неблагоприятных и опасных явлений природы (НОЯ), к числу которых относятся стихийные природные бедствия и природные очаги инфекций.

Специфика природных условий местности зависит от ее расположения в той или иной природной зоне, наличия в ней определенного сочетания природных ландшафтов. Названные понятия определяются в географии следующим образом.

Природные зоны — это крупные подразделения географической оболочки, выраженные в виде широких поясов земной поверхности, объединенные сходством таких характеристик, как количество солнечной радиации, увлажнение, тип почв, растительности и животного мира. Основным при выделении природных зон является соотношение тепла и влаги.

Природные ландшафты — это категории низшего в сравнении с природными зонами территориального ранга, но также относительно однородные участки географической оболочки, отличающиеся закономерным сочетанием ее компонентов и явлений, характером их взаимосвязей. Наряду с природными выделяют также антропогенные, или культурные ландшафты, характеризующиеся той или иной степенью целенаправленной или стихийной трансформации изначальных естественных природных комплексов. В последние годы в профессиональной лексике активно используются такие понятия, как политический ландшафт, конфессиональный ландшафт, хозяйственный ландшафт и т.п., подразумевающие, как правило, закономерно проявляющуюся дифференциацию социальных и экономических явлений территории.

В управлении вообще и в региональной политике в частности ландшафты рассматриваются как природная основа жизни и хозяйственной деятельности людей. При этом учитываются такие их особенности, как генезис, тип, устойчивость к антропогенным воздействиям, эстетические достоинства, степень нарушенности или сохранности, характер антропогенных воздействий.

В основе выделения природных зон и ландшафтов лежат климатические особенности территории, проявляющиеся прежде всего в соотношении тепла и влаги.

Климат — это средний многолетний режим погоды в той или иной местности. Будучи результатом разнообразных природных процессов, непрерывно протекающих в атмосфере, климат Земли и отдельных ее регионов постоянно изменяется, заметно сказываясь на жизни людей.

Инженерно-геологические условия местности отражают состав, строение и динамику верхних горизонтов земной коры в связи с хозяйственной (инженерной) деятельностью человека. Инженерная геология разрабатывает прогнозы процессов и явлений, возникающих в грунтах (горных породах) при строительстве и эксплуатации различных сооружений. На основании инженерно-геологических исследований определяют наиболее благоприятные места для размещения разного рода хозяйственных объектов, проводят расчеты устойчивости горных пород при строительных работах, переработки берегов после заполнения водохранилищ, устойчивости плотин, определяют требования к возведению сооружений в условиях многолетней мерзлоты, избыточного увлажнения поверхности в сейсмических, закарстованных, оползневых районах и т.п. Адекватный учет горно-геологических условий жизненно важен едва ли не во всех сферах хозяйственной деятельности, но особенно в градостроительстве, транспортном и гидротехническом строительстве.

Для сельского хозяйства и ряда других сфер экономики важнейшее значение имеют почвенные условия. Почва — это особое природное тело, формирующееся в результате преобразования поверхностного слоя земной коры под воздействием воды, воздуха и биоты и сочетающее в себе свойства живой и неживой природы. Ценностные свойства почвы отражаются в ее плодородии — способности обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами и влагой и создавать условия для получения урожая. Выделяется естественное плодородие — для территорий с естественной растительностью (лесные, горные, степные, пустынные и т.д.) и эффективное — для сельскохозяйственных ландшафтов — агроценозов. В агроценозах и других культурных ландшафтах условия роста и развития растений улучшены за счет проведения агротехнических, мелиоративных и других мероприятий.

Под биотой в естественных науках понимают исторически сложившуюся совокупность живых организмов, обитающих на какой-либо крупной территории, т.е. фауну и флору этой территории. В характеристику при-родных условий местности входит также оценка растительности и животного мира.

Растительность (растительный покров) — это совокупность растительных сообществ (фитоценозов) Земли или отдельных ее регионов и участков. Фитоценоз представляет собой систему взаимодействующих растительных организмов, характеризующуюся определенным видовым составом, структурой, отношением к окружающей среде и территорией.

Среди различных типов растительности особое место принадлежит лесам. Их высокая экологическая и хозяйственная ценность, равно как и уникальная средообразующая роль на планете, предопределила интенсивное развитие лесоводческой науки, сформировавшей круг понятий, необходимых для характеристики лесов в региональной политике.



Животный мир (животное население) - эти совокупность сообществ животных, обитающих в пределах какой-либо конкретной территории.

Природные ресурсы — категория историческая, имеющая тенденцию к расширению числа видов, понимаемая как совокупность тел и сил природы, используемых в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека и общества в целом.

В сфере управления используются следующие основные классификации природных ресурсов:



  • по природному генезису, минеральные, или ископаемые, и ресурсы биосферы, включающие земельные, водные и биологические ресурсы;

  • по признаку исчерпаемости: исчерпаемые, в том числе возобновляемые (земельные, видные, биологические) и невозобновляемые (минеральные) ресурсы и неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия текучих вод и пр.);

  • по способу использования: ресурсы материального производства (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и ресурсы непроизводственной сферы (в том числе рекреационные).

В связи с ограниченностью пригодных для использования свободных пространств возникло представление о территории как специфическом виде природных ресурсов, рассматриваемом в качестве носителя определенного природно-ресурсного потенциала и места, пространственного базиса человеческой деятельности, ее специфического резерва.

Природно-ресурсный потенциал — это очень важная для каждой страны или ее регионов характеристика, под которой понимается совокупность природных ресурсов, используемых (фактически или потенциально) в народном хозяйстве, его величина представляет собой сумму потенциалов отдельных видов ресурсов.

В управлении природные ресурсы рассматриваются в следующих аспектах:


  • размещение природных ресурсов — от отдельных их видов до природно-ресурсного потенциала территории в целом;

  • обеспеченность ресурсами отдельных отраслей народного хозяйства;

  • анализ природных ресурсов как фактора формирования хозяйственной специализации и пространственной организации территории;

  • прогнозирование природно-ресурсной базы народного хозяйства;

  • оптимизация использования, охрана и воспроизводство природных ресурсов.

Самостоятельное значение имеет хозяйственная оценка природных ресурсов, состоящая в определении эффекта от использования в хозяйстве рассматриваемых ресурсов и включающая кадастровую оценку (определение свойств природных благ, обусловливающих возможные направления их использования) и экономическую оценку (определение ценности природных благ в денежном выражении). Используемые кадастровые оценки заимствуются из физико-географических и технических дисциплин, а экономические оценки осуществляются обычно индивидуально на основе экономических и экономико-географических методик.

Природные ресурсы и природные условия являются основой материального производства и жизнедеятельности населения. Состояние окружающей среды, качественный уровень использования, охраны и воспроизводства её ресурсов во многом определяют темпы экономического роста и эффективности производства в целом. Поэтому задача улучшения состояния окружающей среды, сохранения и приумножения природных богатств имеет важное народнохозяйственное значение.

Современный этап взаимодействия общества и природы характеризуется резким усилением противоречий между развивающимися производительными силами, их воздействием на состояние окружающей среды и способностью природы противостоять отрицательному воздействию производства. В этих условиях принципиальной особенностью современной НТР является её ресурсосберегающий характер. Переход к ресурсосберегающему типу производства стал настоятельной потребностью экономического развития.

Концепция устойчивого развития стала известной с начала 80-х годов. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро 1992) концепция устойчивого развития получила официальное признание, и в её основном документе – «Повестке дня на 21 век» - была принята рекомендация о разработке всеми странами национальных стратегий устойчивого развития. В Декларации Рио-де-Жанейро, отмечается, что право на развитие должно быть реализовано таким образом, чтобы удовлетворить потребности в развитии и сохранении окружающей среды нынешнего и будущего поколений. Речь идёт об ориентации экономического роста таким образом, чтобы совмещать последствия воздействия человеческой деятельности с её безопасностью.

Понятие устойчивого развития включает в себя:


  • признание того, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

  • охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом развития и не может рассматриваться в отрыве от него;

  • право на развитие должно реализовываться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды;

  • уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира.

Выделяются следующие основные теоретико-методологические подходы к формированию концепции устойчивого развития: антропоцентрический, биосферно-центрический и ноосферный.

Первый подход предусматривает возможность выживания современной цивилизации и дальнейшее её развитие с помощью технического прогресса. «Антропоцентрический» или утилитарный подход к проблеме базируется на требованиях человека к качеству среды обитания и ориентируется на потенциальную полезность природных объектов для человека и удовлетворения его потребностей.

Усиление интеграции экономических и экологических процессов в мире привело к более широкому пониманию устойчивого развития, к расширению его социально-экономической составляющей. В соответствии с данным подходом достижение устойчивого социально-экономического развития требует согласования стратегий, нацеленных на ускорение экономического роста, ликвидацию бедности и охрану окружающей среды. Экологические требования, согласно данному подходу, должны быть включены в систему экономического планирования, что в свою очередь требует поиска новых форм вмешательства в процесс природопользования.

Возможности поддержания темпов экономического роста за счёт увеличения масштабов использования природных ресурсов уже практически исчерпаны. Всё очевиднее становится ограниченность энергетических, водных, лесных, земельных и других естественных ресурсов. Их возрастающий дефицит обусловлен прежде всего преимущественно экстенсивным характером развития природопользования. В этих условиях в целях интеграции экономических и экологических интересов у общества нет иного пути как повышение эффективности использования сырьевых и минеральных ресурсов, ресурсосбережения, внедрения прогрессивных малоотходных и природосберегающих технологий.

Второй подход предусматривает сохранение биосферы, как естественной основы жизни на Земле в процессе её эволюции. Согласно биосферно-центрическому или «экоцентрическому» подходу приоритет должен быть отдан природным экосистемам, которые обладают независимой от человека самоценностью (но от которых зависит качество среды обитания человека, значительная часть хозяйственных ресурсов). Данный подход предполагает ориентацию главным образом на сохранение и поддержание имеющихся экологических систем. При этом поддержание экологического равновесия можно рассматривать в территориальном и социально-экономическом аспектах проблемы.

Третий подход базируется на учении В.И.Вернадского о ноосфере и заключается в следующем: человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу. Биосфера перерабатывается научной мыслью социального человечества, переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу, а задача науки состоит в сознательном направлении организованности ноосферы, распределении богатств, связанных с осознанием единства и равенства всех людей, единства биосферы.

Становление ноосферы связано с изменением системы общественных ценностей, с переходом от утилитарно-прагматического отношения к природе к типу отношения, в рамках которого природа рассматривается как одно из высших ценностей общественного бытия. Это предполагает переориентацию целеполагающей деятельности человечества, превращения её в экологически адекватную.

В 1992 г. Россия совместно со 178 государствами подписала на Конференции ООН по окружающей среде и развитию ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития и сохранению экосистемы Земли.

Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к Устойчивому развитию. Под устойчивым развитием в концепции понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы. Эта концепция предполагает осуществление в Российской Федерации последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

На основе данной концепции в России разработана стратегия устойчивого развития. В ней предпринята попытка дополнить понятие устойчивого развития, вводя в его содержание моменты, ориентирующие на дальнейший прогресс общества в рамках, определяемых законами развития биосферы.

Реализация государственной стратегии устойчивого развития страны и отдельных её регионов предполагает усиление экологической составляющей экономики и гармонизацию экологических и экономических интересов общества. Однако переход к устойчивому развитию нельзя осуществить, сохраняя нынешние стереотипы мышления и потребительское отношение к природе. Для принципиального решения экологических проблем необходимы радикальные изменения во взглядах на развитие экономики и цивилизации в целом, что должно найти отражение в рационализации структуры потребностей и развитии собственно экологических потребностей как новой экономической категории.

Мировой опыт показывает, что во внутренней политике государство должно уделять особое внимание формированию системы экологического образования и просвещения как одному из приоритетных направлений формирования экологических потребностей общества. В свою очередь отсутствие и незрелость экологических потребностей приводит к тому, что природные ресурсы получают экономическую оценку только в случае их хозяйственного использования. Исследование роли и места экологических потребностей населения в системе производственных отношений предполагает формирование экологического поведения потребителей товаров, работ и услуг. Для достижения приоритета экономических и экологических ценностей и интересов в условиях перехода на принципы сбалансированного, экологически устойчивого природопользования важное значение имеет более полный учёт состояния и тенденций развития потребительского рынка. Основные идеи устойчивого развития получили конкретизацию в Экологической доктрине Российской Федерации (2002). В этом документе государственная экологическая политика России основывается на следующих основных принципах:



  • устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим. Признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

  • справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;

  • приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию её ресурсов;

  • упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учёт отдалённых экологических последствий;

  • платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

  • открытость экологической информации;

  • предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надёжно.

Экономика и экология находятся в неразрывном единстве и взаимосвязи.
Лекция № 2
Тема: Подходы к определению экономической ценности природных ресурсов

Методология оценки национального богатства, в особенности относительно его «материальной» части, может базироваться на измерении стоимости любых элементов богатства с позиций их полезности. Относительно оценки «природной составляющей» национального богатства вопрос до последнего времени остается остро дискуссионным. Значительную активность в этом направлении проявляют представители научной школы, которая базируется на принципах рентообразующих факторов. Производственные основные фонды могут быть оценены по их совокупной капитализированной отдаче, рассматривая их как производственный потенциал.

Осознание необходимости экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов и одновременно с этим практические работы по этой проблеме начались во многих странах мира несколько десятилетий назад. Отставание нашей страны в решении этих проблем очевидно, так как только с развитием рыночных отношений возникла реальная необходимость стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала. Указанная проблема тем более очевидна, что поддержание современного экономического уровня страны в значительной мере зависит от степени рациональности использования, вовлечения в хозяйственный оборот, в том числе и от сдачи в аренду природных ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов представляет собой определение их ценности в денежном выражении в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную или иную деятельность. Экономическая оценка природных ресурсов применяется для:


  • определения стоимости природных ресурсов;

  • выбора оптимальных параметров их эксплуатации (использования);

  • определения экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный комплекс;

  • определения убытков от нерационального и некомплексного использования природных ресурсов;

  • отражения оценки доли природных ресурсов в структуре национального богатства;

  • установления платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;

  • определения залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;

  • прогнозирования и планирования использования природных ресурсов;

  • определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресурсов;

  • решения других задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.

С учетом анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта можно отметить, что государственная политика в области оценки природных ресурсов, прежде всего, должна быть направлена на:

1) экономическую реализацию полномочий государства как собственника природных ресурсов;

2) обеспечение совершенствования методов оценки эффективности инвестиционных программ и проектов в сфере природопользования, особенно в условиях дальнейшего развития процесса приватизации;

3) формирование рынка экологических товаров, работ и услуг, в том числе — риэлтерских услуг по экономической оценке природных ресурсов;

4) создание рынка экологического страхования и экологического аудита в сфере природопользования;

5) создание механизма предоставления лицензий на природопользование на платной и конкурсной основе.

Система стоимостных оценок природных ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных задач: создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны; разработать принципы инвестирования природоэксплуатирующих отраслей; внедрить методы управления запасами природных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения; обеспечить сбалансированное развитие территорий; разработать единую систему платежей за пользование природными ресурсами, разработать методологию оценки объектов недвижимости и др.

Ряд задач возможно решить, используя конкретные стоимостные оценки как отдельных видов ресурсов, так и их совокупности (для целей комплексного использования), в том числе:



  • разработка системы показателей национального богатства с учетом природных ресурсов на основе их рыночной стоимости (позволит сопоставить объемы ресурсов, качество, их ценовую структуру, определить приоритеты рентабельности использования ресурсов на всех уровнях управления);

  • усовершенствование системы показателей контроля экономической безопасности страны и регионов (т. е. наряду с показателями физических объемов и соотношений между структурными составляющими минерально-сырьевой базы или прироста запасов и объемов их добычи и погашения, рассматривать стоимостные показатели, позволяющие оперировать новыми критериями и категориями: инвестиционная активность, защита от рисков и природно-ресурсное страхование, эффективность деятельности природоэксплуатирующих предприятий, в том числе - средоохранной и внешнеторговой; соотношения между собственниками природных ресурсов, например, государством и другими собственниками);

  • внедрение программных и экономических методов управления природными ресурсами (формирование фондов на восстановление, охрану, изучение ресурсов, определение залоговой стоимости природных ресурсов, обоснование капитальных вложений и регулирование инвестиционных потоков, оценка эффективности инвестиционных проектов и программ, сопоставление с мировыми стандартами).

Оценка природных ресурсов — сложная междисциплинарная, межведомственная задача, которая становится первоочередной в условиях рыночной экономики. Основные проблемы в этом вопросе возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов ресурсопотребление и соответствующей правовой и нормативно-методической базы. Разработку методов денежной оценоки природных ресурсов длительное время сдерживала недостаточная обоснованность теоретических посылок. Более того, природные ресурсы зачастую рассматривались в отрыве от проблем оценки элементов национального богатства и их воспроизводства. Именно отсутствие до настоящего времени единых согласованных методических подходов по социально-экономической оценке природных ресурсов (стоимости земли, недр, лесов и др.) не позволяет их учитывать и отражать в составе национального богатства страны, наряду со стоимостью основных производственных фондов, зданий и сооружений и др.

В этой связи главная задача состоит в разработке общей концепции экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей оценки разнообразных природообразующих компонентов, оптимальных с точки зрения согласования интересов экономики и природопользования.

В настоящее время работы по стоимостной оценке природных ресурсов в современном ее понимании находятся в самой начальной стадии. Значительный интерес к вопросам экономической оценки природных ресурсов и оценки ущерба от загрязнения и нерационального природопользования был проявлен в связи с формированием в стране в конце 80-х — начале 90-х годов системы платного природопользования. Этому способствовало принятие ряда законов «О плате за землю», «О недрах» и Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), а также Водного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Закона РФ «О животном мире», Закона РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации», которые заложили основу перехода на рыночные отношения в сфере природопользования. Однако сложность практического применения указанных экономических оценок, отсутствие должной информационной и нормативной базы не привели к реальному использованию оценок.

Критически осмысливая проделанную работу, следует отметить, что введение платы за пользование природными ресурсами и отчислений на их охрану и воспроизводство практически строились без учета экономических оценок, хотя проработки в этом направлении велись различными министерствами и ведомствами при отсутствии общего государственного подхода и единой методологии.

Наибольшее развитие получили подходы к ее определению исходя из:

1) общей экономической стоимости (ценности) ресурса;

2) затратного подхода и его модификации;

3) воспроизводственного подхода;

4) оценки ресурсов, основанных на дифференциальной ренте.

В последние годы интенсивно развиваются подходы, которые основываются на учете косвенной стоимости использования природного ресурса, например, через измерение эффекта от сохранения биоразнообразия, через «косвенную стоимость использования» или через определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова (углеродный кредит).

В настоящее время в экономической науке получили развитие следующие основные подходы социально-экономической оценки природных ресурсов для их отражения в структуре национального богатства (по рыночной стоимости).

Затратный подход. В соответствии с этим подходом оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование. Отметим, что на этом принципе основано установление платы за забор воды промышленными предприятиями, действующее в настоящее время. Основным недостатком рассматриваемого подхода для целей использования данной оценки в национальном богатстве страны является то, что природный ресурс более высокого качества, расположенный в более удобном для освоения месте, получит меньшую стоимость, в то время как его потребительская стоимость будет выше «плохого» ресурса. Таким образом, данный подход менее применим для стимулирования рационального природопользования.

Указанный метод основывается на определении общей совокупности всех элементов затрат живого и овеществленного труда (непосредственно трудовых затрат, средств производства и иных составляющих) на освоение, разведку, вовлечение в хозяйственный оборот, количественное воспроизводство и качественное возобновление, а также на охрану и защиту различных видов природных ресурсов. Исчисление такого рода затрат может производится при этом в ценах как на какой-либо исходный момент (по величине и структуре издержек), так и в существующих ценах на момент проведения расчетов.



Результативный подход. Согласно этому подходу экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Другими словами, стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от эксплуатации природного ресурса, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами. Такой подход также имеет много недостатков. Во-первых, не для любого природного ресурса можно определить стоимость первичной продукции. К примеру, сырая нефть, добытая из скважины, имеет вполне определенную товарную стоимость, в то время как определение дохода от воды в первичном продукте представляет сложную проблему, например, если это не товарная (минеральная) вода, используемая для непосредственного потребления (как питье). Во-вторых, доход от использования ресурса может быть как прямым, так и косвенным, который очень сложно оценить. Это относится, в частности, к использованию природных объектов в рекреационных целях, к климатическим ресурсам территории и т. д. В-третьих, при таком подходе не учитывается фактор времени. Неиспользуемый ресурс, не имеющий в соответствии с данным подходом стоимости, может быть востребован и даже стать дефицитным в процессе освоения территории, развития новых технологий и производств в целом.

Наряду с экономической оценкой непосредственно природных ресурсов Р. Костанзой и другими представителями школы экологической экономики предпринимаются попытки оценить в стоимостном выражении отдельные экосистемные функции природного капитала. Хотя на практике выполнить это довольно сложно, так как большая часть этих услуг (чистый воздух и вода, регулирование климата, ассимиляция отходов, эстетическая привлекательность ландшафта и т. д.) предоставляется и формируется без участия рынка.



Затратно-ресурсный подход. В этом подходе при определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования. Данная концепция имеет то достоинство, что социально-экономическая оценка природного ресурса, полученная таким способом, будет выше, чем в предыдущих случаях, что стимулирует рациональное природопользование. Однако, ему присущи недостатки первых двух подходов.

Воспроизводственный подход. Данный подход является сравнительно новым, поскольку связан с обострением экологической обстановки в стране. Суть его состоит в следующем. Совокупность возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на определенной территории и состояние окружающей среды, приближенное к естественному (заданному) уровню, рассматривается как некий стандарт, отправной уровень. Использование какого-либо природного ресурса должно подразумевать его восстановление в прежнем качестве (для возобновляемых ресурсов) и количестве, либо (для невозобновляемых) компенсации с учетом неухудшения качества окружающей среды в данном месте. Стоимость природного ресурса будет в данном случае определяться как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории. Однако подобный подход предполагает потенциальную дефицитность природных ресурсов и во многих случаях может привести к завышенным оценкам природных ресурсов. Принимая во внимание тот факт, что в ряде регионов резервы экстенсивного использования природных ресурсов практически исчерпаны, а состояние окружающей среды близко к критическому, именно подобный подход представляется наиболее актуальным и целесообразным.

Следует отметить, что с точки зрения обеспечения экологически устойчивого развития воспроизводственный подход представляется наиболее приемлемым, однако из-за высоких компенсационных затрат сфера его применения ограничивается (применительно к задачам сохранения биоразнообразия - в основном редкими и исчезающими видами и особо охраняемыми территориями). Оценки, проводимые методом восстановительной стоимости, наиболее приемлемы в условиях отсутствия данных о рыночных ценах на биологические объекты. По оценкам, стоимость охотничьих ресурсов Московской области составляет порядка 31 млн долл. США или 7,4 долл./га. Аналогично по условным затратам на воспроизводство определяется стоимость органических веществ определенной экосистемы, фаунистических ресурсов. Так, к примеру, по экспертным оценкам стоимость фаунистических ресурсов Московской области составляет 131 долл./га, а восстановительная стоимость животного мира — 375 долл./га. Таким образом, общая эколого-экономическая оценка ресурсов животного мира в данном регионе составляет 1572 млн долл. США. Данные расчеты выполнялись в 1995—1996 гг. в рамках проекта Глобального экологического фонда «Сохранение биологического разнообразия России».



Подход на основе такс возмещения ущерба. Данный подход является разновидностью перечисленных выше подходов и предполагает экономическую оценку природных ресурсов (преимущественно биологических) и отдельных их видов на основе

такс (нормативов) возмещения ущерба, убытков и потерь, связанных с нарушением режимов природопользования, незаконного изъятия ресурсов из экосистемы, нарушением природоохранных норм и правил, законодательства в области охраны окружающей среды и т. д.

Достаточно достоверные данные о стоимостных оценках биологических природных ресурсов могут быть получены на основе такс для исчисления взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира, т. е. на основе прямого ущерба ресурсам.

Подход по оценке биопродукции на основе метода анкетного опроса населения. По оценкам, стоимость ежегодно извлекаемой биопродукции (рыболовство, сбор грибов, дикорастущих плодов и ягод) составляет в Московской области 234 млн долл. США.

Кроме того, при экономической оценке природных ресурсов могут использоваться и другие подходы, например, по оценке ресурса на основе его рыночной стоимости, которая определяется по результатам аукционов, торгов; на основе готовности населения платить за пользование (рекреационные цели, повышение образования и экологической культуры и т. п.) определенными природными ресурсами и территорией и др. Последний подход получил достаточно широкое развитие в последнее время за рубежом в связи с рекреационным использованием территорий природных национальных парков.



Кадастровый подход. Данный подход к оценке природных ресурсов базируется на совокупности информации о конкретном виде природного ресурса, включая характеристики его количества (запасов), возраста, качественного состава и структуры, местоположения и множества иных показателей (индикаторов). Кадастровые группы, на которые разбиваются те или иные природные ресурсы, например, земельные, приводятся, как правило, в баллах (например, от 1 до 100). По данным имеющихся кадастров должны определяться условия получения самого высокого чистого дохода и самых низких затрат по освоению, использованию, воспроизводству и охране данного вида естественных активов, Кадастровый метод обеспечивает более детализированную оценку природных ресурсов по сравнению с упрощенными затратным и рентным методами и может быть использован в совокупности с каждым из них.

Рентный подход. Трактовки теории ренты очень разнообразны, а предлагаемые способы ее исчисления достаточно сложны и для многих ресурсов не разработаны. Эта неопределенность затрудняет внедрение в практику рентных оценок и платежей. Дифференциальная рента является основой экономических отношений в сфере природопользования. Это обусловлено тем обстоятельством, что переход к рыночным условиям хозяйствования, происходящий в нашей стране в настоящее время, требует создания системы природопользования, основанной на налогообложении недвижимости. В основе современных концепций налогообложения недвижимости лежит принцип изъятия в пользу общества дифференциальной ренты. Она должна явиться важнейшим источником доходов бюджетов различных уровней, а также регулятором распределения различных видов деятельности в территориальном разрезе. Это обуславливает необходимость более подробного рассмотрения теории дифференциальной ренты.

В последнее время получили развитие оценки природных ресурсов через «косвенную стоимость использования» или через определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова (углеродный кредит). Последний подход может найти реальное применение при регулировании глобального использования природных ресурсов и управлении выбросами парниковых газов на основе торговли правами на загрязнение. В данном случае как раз и используется экономическая интерпретация понятия «ассимиляционный потенциал окружающей среды».



Теория дифференциальной ренты и ее развитие в современных условиях.

Дифференциальная рента возникает при последовательных вложениях капитала. Затраты равновеликих капиталов, последовательно вкладываемых в эксплуатацию данного участка земли, могут иметь различную эффективность. Ввиду того, что общественная цена производства продукции в сельском хозяйстве определяется ценой производства от наименее производительной затраты капитала (в худший участок земли), более эффективные затраты капитала приносят помимо обычной средней прибыли еще сверхприбыль, образуя дифференциальную ренту II, которая присваивается собственником земли при заключении нового арендного соглашения. Дифференциальная рента II может образовываться и на самой плохой из обрабатываемых земель. Это бывает в случаях отсутствия неиспользованных земель, когда спрос на сельскохозяйственную продукцию превышает предложение и когда дополнительная продукция, полученная на имеющихся землях за счет вложений капитала, оказывается более дорогой, чем на худшей земле. В таком случае общественная цена производства сельскохозяйственной продукции повысится до цены производства продукции, полученной от наименее производительной из дополнительных затрат капитала, и худшие земли начнут приносить дифференциальную ренту. Общественная цена производства может также понижаться, когда получение продукции за счет дополнительных вложений капитала становится более эффективным, чем на худшей земле А.

Учение о дифференциальной ренте неразрывно связано с эффективностью применяемого капитала, а, следовательно, и с эффективностью производства. По существу, дифференциальная рента I выражает различную эффективность равновеликих капиталов, обусловленную различиями в степени использования естественного плодородия разных участков земли, и характеризует экстенсивное развитие сельского хозяйства. Дифференциальная рента II выражает такие различия в производительности равновеликих капиталов, вкладываемых последовательно в один и тот же участок, которые обуславливаются изменением экономического плодородия земли, и характеризует интенсивность развития сельского хозяйства. При рассмотрении дифференциальной ренты К. Маркс показал, что в сельском хозяйстве объективно существует общественно оправданный предел затрат капитала на прирост производства продукции. Это имеет ключевое значение для теории оценки экономической эффективности хозяйственных мероприятий, поскольку любое из них может быть оценено путем сопоставления предельно допустимых и индивидуальных затрат на производство продукции. Если индивидуальные затраты при этом не будут превышать предельно допустимых, то такое мероприятие является эффективным, а внедрение его в производство обеспечивает рост дифференциальной ренты. Как указывал К. Маркс, до тех пор, пока дополнительные капиталы затрачиваются на одной и той же земле с относительно более высокой Производительностью, пусть даже убывающей, рента с акра как хлебная, так и денежная, абсолютно возрастает. Пределом здесь служит дополнительный капитал, который приносит лишь среднюю прибыль или для продукта которого индивидуальная цена производства совпадает с общей ценой производства.

При дальнейшем развитии данной теории необходимо учитывать экологический фактор, особенности выбора хозяйственных решений в современных условиях, а также технический прогресс. Учет экологического фактора при определении дифференциальной ренты учитывается посредством экологических ограничений на хозяйственную деятельность, установленных режимов природопользования в зависимости от статуса природного объекта и степени его загрязнения, а также платежей за загрязнение окружающей среды и другие виды антропогенных воздействий. Например, если при использовании ресурса антропогенные воздействия на окружающую среду превышают предельно допустимые нормативы, то такой ресурс не должен вводиться в хозяйственный оборот. В случае превышения региональных квот на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты природный ресурс может вводиться в эксплуатацию при условии снижения аналогичных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ на такую величину другими предприятиями данного региона. При этом дополнительные затраты на их снижение должны учитываться при определении дифференциальной ренты от использования данного вида ресурса.

Степень загрязнения природного ресурса (объекта) также влияет на уровень дифференциальной ренты через его потребительские свойства, например, рыба, зараженная тяжелыми металлами сверх допустимых норм, не может потребляться в пищу; пахотные земли в силу высокого загрязнения вредными веществами нельзя использовать для производства продуктов питания, их необходимо выводить из сельскохозяйственного оборота или использовать для других целей (выращивания технических культур и др.). В зависимости от направлений дальнейшего использования загрязненных земель должна изменяться их ценность, с вытекающими отсюда экономическими последствиями.

Использование водных объектов также в определенной мере зависит от степени их загрязнения вредными веществами. Например, при высоком загрязнении они не могут использоваться в лечебных, курортных и оздоровительных целях, а также рыбного хозяйства.

В современных условиях на выбор хозяйственных решений в природно-ресурсном комплексе оказывает влияние стоимость сырьевых товаров в условиях свободного рынка, налоговая и финансово-кредитная политика государства, фактор времени, а также платность природопользования. В условиях широкой интеграции экономик отдельных стран в мировой рынок в настоящее время представляется возможность частичного замещения отдельных сырьевых товаров собственного производства более дешевыми импортными товарами при соблюдении условий экономической безопасности государства. В этом случае в качестве предельной цены на сырьевые товары могут быть приняты цены мирового рынка с учетом транспортных расходов до потребителя и необходимым размером импортных пошлин. В условиях существующей налоговой и финансово-кредитной политики государства эффективность использования природных ресурсов характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов на получение продукции из них.

Различаются следующие показатели эффективности использования природных ресурсов:



  • показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия использования природных ресурсов для непосредственных участников, владеющих этими ресурсами;.

  • показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия использования природных ресурсов для федерального, регионального и местного бюджета;

  • показатели народнохозяйственной эффективности, учитывающие затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников использования природного ресурса и допускающие стоимостные изменения.

Впервые в отечественной практике теория рентной оценки природных ресурсов была использована при разработке Временной типовой методики экономической оценки месторождений полезных ископаемых, разработанной Государственным комитетом по науке и технике бывшего СССР в 1979 г. В соответствии с данной методикой основной показатель расчетной денежной оценки месторождения (R) определяется как разность между ценностью добываемой продукции и суммарными (эксплуатационными и капитальными) затратами на ее получение за период отработки запасов с учетом фактора времени.

Для определения была предложена следующая формула:



где Т — расчетный период, исчисляемый от года проведения оценки месторождений (t = 1) до года отработки запасов (t = Т);



Zt — ценность годового выпуска продукции (включая все попутно извлекаемые компоненты), исчисленная в замыкающих затратах (или оптовых ценах,) t -го года;

St — сумма капитальных и эксплуатационных (без отчисления на реновацию) затрат, осуществляемых в t-м году эксплуатации (освоения) месторождений;

Ен.п — норматив для приведения разновременных затрат.

Применяемые в расчетах замыкающие затраты представляют собой затраты на получение единицы продукции худшего (по природным условиям) из вошедших в план источников, необходимых для удовлетворения потребности общества в данном ресурсе. Определение затрат предлагалось на основе ранжирования месторождений по величине приведенных затрат на получение конечной продукции из добываемого сырья. С помощью ЭВМ составляется оптимальный план развития и размещения соответствующей отрасли (или взаимосвязанных отраслей, например, топливно-энергетического комплекса). Составление его производится исходя из существующих и перспективных потребностей и продукции данной отрасли с учетом сопоставления затрат по конкурирующим источникам и материалам. Для каждого рассматриваемого объекта определяются показатели предстоящих капитальных и эксплуатационных затрат на разведку, строительство (реконструкцию), поддержание мощностей, добычу, переработку, транспортирование продукции к потребителю, а также показатели затрат у потребителей, зависящие от качества минерального сырья.

Критерием оптимизации, которая может осуществляться стандартными методами математического программирования на ЭВМ, является минимум этих затрат в целом по отрасли с учетом фактора времени. Уровень замыкающих затрат определяется на основе двойственных оценок оптимального плана. Для определения замыкающих затрат предлагался и упрощенный метод, сущность которого заключается в следующем.

Все источники минерального сырья выстраиваются в ряд по убывающей эффективности (например, в ряд с последовательно возрастающими приведенными затратами на единицу конечной продукции). Далее отбираются, начиная с наилучших, те источники сырья, которые обеспечивают удовлетворение плановой потребности в данной продукции. Затраты по источникам, завершающим этот ряд, принимаются в качестве замыкающих. Теория дифференциальной ренты должна найти широкое применение при совершенствовании социально-экономических отношений в обществе.


Лекция № 3



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал