Проблематика периодической печати



страница1/10
Дата25.04.2016
Размер2.12 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ПРОБЛЕМАТИКА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ


Для студентов факультета журналистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова

2008

утверждено

кафедрой теории и практики периодической печати



Проблематика периодической печати: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Вычуба и Т.И. Фроловой. – М.: ИМПЭ им. А.С. Гри­боедова, 2008.  112 с.

Подготовлено на факультете журналистики.

© Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2007

Предисловие

Учебное пособие «Проблематика периодической печати» является важной составной частью процесса обучения на факультетах журналистики а, конкретно, специализации молодых журналистов в разных предметных сферах газетно-журнальной деятельности. Специализация эта касается содержания деятельности журналистов по созданию журналистских текстов, которые призваны последовательно, объективно и актуально отражать социальную практику человека и общества.

Это направление подготовки журналистов при наличии собственного предмета изучения – проблематики газетно-журнальных выступлений – тесно связано с общим процессом теоретического и практического освоения журналистики.

Первое, что важно подчеркнуть, что суть этого курса вытекает из фундаментальных свойств журналистики как информационной деятельности. Исследователи сходятся на том, что исходным моментом журналистской деятельности является текущая социальная практика людей. Перед наблюдателем она выступает в разных формах, в зависимости от нашего способа вычленения и структуризации ее: факты, ситуации, процессы, сферы осуществления, способы и формы осуществления и пр.

Одним из ключевых и значимых не только для журналистики подходов является рассмотрение социальной практики как некоей совокупности проблем, с которыми сталкивается человек в ходе ее (см., например, работы Е.И. Пронина, Г.В. Лазутиной). Которые можно определять как зафиксированные в человеческом сознании, осознанные им в той или иной мере противоречия социальной практики. Проблемы осознаются разными способами и на разных уровнях, это осознание может приближаться к реальному состоянию действительности или быть ложным, решение их может существовать в данный момент или нет, но они всегда присутствуют в социальной практике человека. Проблемность социального бытия является источником и ориентиром движения социальной практики.

Важно отметить еще одну важную роль существования проблем, они структурируют социальную практику, выделят ее «болевые точки», они в большинстве случаев придают свойство актуальности для общества различным сторонам и обстоятельствам его жизни.

Естественно, что журналистика, создающая в числе прочих институтов вторую – информационную действительность, не может в процессе деятельности не обращаться к существованию проблемы как важной категории социальной практики. Проблема становится одним из корневых понятий журналистской деятельности, она занимает важное место в структуре журналистского текста и работе журналиста по его созданию.

Здесь необходимо оговориться, что сама журналистика является в большинстве случаев лишь ретранслятором проблемного подхода к бытию. Проблемы осознаются, фиксируются, меняются в толковании и решаются в ходе социальной практики в целом. Важную роль в этом играют наука, духовная деятельность общества (вплоть до массового сознания). Определенную роль играет здесь и журналистика, через коммуникации которой различными субъектами социальной практики (в том числе и журналистами) вырабатываются или фиксируются те или иные проблемные подходы.

Но главная задача журналистики заключается в том, чтобы более адекватно и точно отражать в информационной действительности реальную проблемность социальной практики, постоянно фиксируемую обществом в целом.

Кстати, эта задача сегодня становится все более значимой для журналистики, все более сложной в исполнении. Поскольку, во-первых, современная социальная практика сталкивается с нарастающим числом проблем. Когда сотрудники одного из исследовательских центров в 80-е гг. поставили перед собой задачу определить содержательно хотя бы примерно общее количество проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество, они вынуждены были остановиться на десятке тысяч, отнюдь не исчерпав поле исследования. Сегодня это поле лишь расширилось. Во-вторых, эти проблемы усложняются, становятся комплексными, возникают в новых сферах жизнедеятельности человека. В-третьих, желание людей решить эти проблемы, уверенность современного общества в возможности осуществить это сталкиваются с тем обстоятельством, что все большее число современных проблем носят отнюдь не технологический, а гуманитарный или комплексный, сложный характер, возрастает число трудно разрешимых в обозримое время проблем.

Следует оговориться, что проблемность социальной практики выражается в журналистике согласно с ее специфическим информационным характером. Журналистский текст посвящен непосредственно конкретным обстоятельствам текущей действительности: людям, событиям, ситуациям, их описанию и анализу (тому, что Г.В. Лазутина называет конкретной рабочей ситуацией). Но осмысление всего этого читателем, зрителем, актуализация в их сознании и применение в социальной практике возможны лишь при сопоставлении этих фактов действительности с определенной актуальной проблемой. Тогда и возникает то, что мы называем темой журналистского текста.

Это взаимодействие может носить разный характер. Проблема может существовать вне текста, который, однако, подразумевает ее наличие в социальной практике. Она может кратко упоминаться в тексте. И, наконец, она может полноправно существовать в тексте, являясь способом оценки и понимания конкретных фактов социальной практики. Но в любом случае нацеленность на проблему есть способ осмысления происходящего, способ конструктивного поиска решения.

Журналистский текст отнюдь не механическое соединение фактов и проблемы. Здесь сказывается целый ряд факторов: мировоззренческие позиции автора, степень осознания и интерпретации им проблемы, умение найти и отразить в фактах ту или иную проблему и т. д. И это касается, прежде всего, начинающего журналиста, необходимости освоения им все более расширяющегося и глубокого объема знаний о той сфере, которую выбрал журналист как предмет своей информационной деятельности, ее проблемах.

Данное учебное пособие включает не всю проблематику периодической печати. Но авторам пособия представляется, что те сферы социальной практики, которые представлены здесь, несомненно, являются актуальными и важными для деятельности современной российской печати.

Учебное пособие состоит из двух разделов. В первом из них – «Глобальные проблемы современности на страницах российской печати» – рассматриваются те проблемные моменты современной социальной практики, которые носят глобальный характер. То есть, во-первых, свойственны в той или иной мере человечеству в целом, а, во-вторых, требуют от нас в России учета хода мировой социальной практики по этим направлениям, мирового опыта в целом.

Второй раздел учебного пособия – «Отражение проблематики важнейших сфер российской социальной практики на страницах печати» включает анализ конкретной проблематики и опыта деятельности российской печати в сферах внутренней политики, экономики, социальной жизни и т. д.

В подготовке учебного пособия участвовали: Г. Вычуб (предисловие, главы 1, 2, 3), Л. Сизова (глава 4), Л. Реснянская (глава 5), Т. Фролова (предисловие, глава 6), Г. Вычуб, В. Иваницкий, Д. Мурзин (глава 7).



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал