Проблемы атомной энергетики. (Заключительная научно-практическая конференция)



Скачать 51.67 Kb.
Дата30.04.2016
Размер51.67 Kb.
ТипУрок




УРОК ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ

ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ. (Заключительная научно-практическая конференция).

ЦЕЛИ:

  1. Формирование способностей теоретического прогнозирования и оценки последствий вмешательства человека в природу при решении научно – технических задач; способности определения путей оптимизации взаимодействия человека и Природы, альтернативных способов решения экологических проблем.

  2. Осмысление проблемы «Ядерная энергетика – зло или благо?».

  3. Интеграция знаний, полученных в результате усвоения материала, а также убеждений и взглядов в систему экологического мировоззрения.

  4. Воспитание умений обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

ТИП УРОКА: Урок обобщения и систематизации знаний, убеждений, взглядов.

ВИД УРОКА: Урокконференция.

МЕТОДЫ: Исследовательские задания, постановка проблем, дискуссия, творческие проекты.


ДЕВИЗ: « Наше поколение понимает, что не земной шар принадлежит нам, а мы принадлежим ему. И нам надо передать будущим поколениям чистую планету»


Ханс Бликс – Генеральный директор МАГАТЕ.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы, плакаты, видеофильм «Ядерная энергетика», видео кадры атомной войны из фильма «Терминатор – 2». Медиапроектор для показа презентации «Экологические листовки»



Х О Д У Р О К А.

I Организационный момент.

Сообщаются тема и цели урока.



II Работа над темой урока.

Часть1.

УЧИТЕЛЬ: Использование энергии атома – реальность наших дней. Будущее мировой экономики невозможно представить без развития атомной и термоядерной энергетики. Вот прогноз использования различных видов энергии, составленный до 2100 года. Развитие энергетики здесь представлено в первую очередь за счёт роста использования энергии атома. (см. табл.).

Однако атомная энергия вошла в жизнь человечества не через созидание, а через гибель сотен тысяч людей. Между первым пуском установки Энрико Ферми и пуском первой промышленной атомной электростанции Игоря Курчатова пролегла зловещая тень трагедии Хиросимы и Нагасаки. Сейчас атомные арсеналы достигли размеров, угрожающих всему живому на Земле. Пришла пора осознать, что сохранение человеческой цивилизации – дело всех государств, ибо ядерная война коснётся всех и каждого (кадры атомной войны).

Вы видели страшные картины использования ядерной энергии ради самых чудовищных целей – уничтожения всего живого, разрушения всего созданного человеческим разумом, его руками.

Однако и мирный атом таит в себе немало опасностей. Об этом свидетельствуют последствия аварий на ядерных объектах. И здесь необходимо всем странам вместе добивать сведения возможности аварий к нулю. Обе задачи и обеспечение безопасности мирного использования атомной энергии и уничтожение ядерного оружия требуют объединения усилий всех государств, всех народов. Не случайно девизом нашего урока стали слова Генерального директора МАГАТЭ Ханса Бликса.

«Наше поколение понимает, что не земной шар принадлежит нам , а мы принадлежим ему. И нам надо передать будущим поколениям чистую планету.»

Ребята, завтра вы вступаете в жизнь. От твёрдости ваших убеждений, от системы вашего экологического мировоззрения зависит будущее нашей планеты.

Часть 2. Мы с вами на уроках довольно подробно изучили проблемы ядерной энергетики. Сегодня на рассмотрение я выношу три очень важных вопроса. Прошу высказать по каждому из них свою позицию.

Вопрос 1. Многие годы официальной наукой в обществе упорно формировалось представление об атомной энергетике, как об экологически чистой отрасли энергетической промышленности, обладающей огромными преимуществами по сравнению с другими способами получения энергии. Так ли это? Как вы считаете?

Обсуждение ведётся с позиций противников и сторонников АЭС по следующим основным моментам:



  1. Экономика.

  2. Экология.

  3. Безопасность.

  4. Проблемы радиоактивных отходов.

УЧИТЕЛЬ: «АЭС – это дневные звёзды» написал в журнале «Огонёк» академик Стырикович. « Атомные реакторы – это обычные топки, операторы, ими управляющие – это кочегары.» - это слова председателя госкомитета по использованию атомной энергии СССР Синёва.

Вопрос 2. До 25 апреля 1986 года мировая общественность довольно спокойно реагировала на расширение сети АЭС. После Чернобыльской катастрофы во всём мире прокатилась волна протеста против использования АЭС. Что же такое Чернобыльская катастрофа? Случайность, или закономерность?

Обсуждение.

Доводы за «случайность»:


  1. Использование атомной энергии во Франции, Японии, Финляндии.

  2. Отношение государства к проблемам АЭС – одна из главных причин катастрофы.

  3. Действия персонала на Чернобыльской АЭС – главная причина катастрофы.

Доводы за «закономерность».

  1. Аварии в США.

  2. Аварии в России.

  3. Особенности реакторов на отечественных АЭС.

Вопрос 3. Академик А. Д. Сахаров уже после Чернобыльской катастрофы произнес: - «Лично я убеждён, что ядерная энергетика необходима человечеству и должна развиваться, но только в условиях полной безопасности, что реально требует размещения реакторов под землёй..» Значит всё – таки есть выход. Или АЭС – это пороховые бочки и лучше от них избавиться и довольствоваться другими альтернативными источниками энергии?

Обсуждение.

Доводы «за АЭС»:


  1. Строительство подземных АЭС.

  2. Ремонт.

  3. Саркофаг.

  4. Всё возрастающая потребность в энергии.

Доводы «против АЭС»:

  1. Последующие после чернобыльской аварии на Кольской и Ростовской АЭС.

  2. Саркофаг (контраргументы).

  3. Альтернативные источники энергии.



Часть 3. Подведение итогов диспута.

УЧИТЕЛЬ: Мы выслушали много аргументов «за» и «против» использования ядерной энергии. Все ваши выступления были искренними, поскольку, знакомясь с материалом, вы сами сделали выбор, какую сторону вы займёте в диалоге.

Действительно, мы несколько переоценили всевластие человека, действительно, слишком самонадеянно посчитали себя царями Природы, действительно, уверовав в научно – технический прогресс и силу разума, забыли о том, что есть на свете такие простые вещи, как порядок, квалификация инженеров и техников, ответственность учёных за свои решения, точность в исполнении разумных приказов. Когда всего этого нет,- нет и никакой гарантии безопасности нашей «власти» над Природой. Тогда-то Природа и мстит жестоко и страшно. А потому Чернобыль – это ещё и вечный укор людскому самолюбию.

А сейчас я попрошу обе стороны изложить свои позиции в виде тезисов.

Учащиеся составляют тезисы, зачитывают их и передают их учителю.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, как видно из ваших тезисов – компромисс возможен. Но этот компромисс должен быть разумным.

Предлагаю вам посмотреть экологические листовки, разработанные в виде компьютерной презентации, объединённые общей темой и общей целью. И если каждый из вас ещё раз задумается над данной проблемой, значит разговор сегодня мы вели не напрасно.

Звучит песня «Нам этот мир завещано беречь и Землю удивительную эту».

Под звуки музыки через медиапроектор демонстрируется компьютерная презентация «Экологические листовки».

Презентация прилагается.




Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Академики рассказывают. Серия «Эврика».

  2. События и уроки Чернобыля.

  3. Чернобыльский репортаж – фотоальбом.

  4. Г. Медведев «Чернобыльская тетрадь». Журнал «Новый мир» № 6 – 1989 г.

  5. Будьков «Атомная энергетика: вчера, сегодня, завтра.» «География в школе» №5 1993 г.

  6. Подземные АЭС. Журнал Физика в школе № 2 1991г.

  7. Ремонт АЭС. Журнал Физика в школе №5-6 1992г.

  8. Опасны ли атомные электростанции. Журнал Физика в школе №2 1995г.

  9. Ядерный терроризм. Газета Физика № 28 2000г.

  10. Ядерные технологии. Газета Физика № 28,31,33 – 1998г.

  11. Экология и атомная энергетика. Газета Физика № 22 1998г.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал