Проблемы рационального использования водных и лесных ресурсов



Скачать 60.96 Kb.
Дата02.05.2016
Размер60.96 Kb.


Проблемы рационального использования

водных и лесных ресурсов

Общественная палата уже не раз обращалась к различным аспектам проблемы рационального использования природных ресурсов, принимала участие в разработке нового Водного и Лесного кодексов, экспертизе этих нормативных актов.

Несмотря на то, что эти законы новые, тем не менее, любой закон, а тем более, кодифицированные законы, совершенствуются в процессе их применения.

Остановимся на Водном кодексе.

На сегодняшний день в отношении рационального использования водных ресурсов есть несколько серьезных и нерешенных моментов.

В настоящее время отсутствуют систематизированные материалы о состоянии водных объектов в России. Они являются основой практической реализации принципа целевого и комплексного использования водных объектов, закрепленного Водным кодексом.

Я имею в виду комплексные схемы использования водных объектов, которые должны определить лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод в границы речных бассейнов. Объемы водопользования, доведенные до субъектов в 2006-2007 годах, установлены на уровне 2003-2004 годов. Сегодня, они, без сомнения, уже не соответствуют фактическим и планируемым потребностям в водных ресурсах водопользователей (в том числе, бизнеса) и не позволяют органам власти реализовывать мероприятия для дальнейшего устойчивого развития территорий.

Известно, что комплексные схемы использования водных объектов должно разработать Федеральное Агентство водных ресурсов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 883 о порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов).



Для бизнеса определение условий использования объектов необходимо в связи с оформлением прав пользования водными объектами. Органам государственной власти и местного самоуправления эти схемы позволят не только планировать и осуществлять на их основе водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, но и удовлетворять фактические и перспективные потребности в водных ресурсах водопользователей, сокращая при этом антропогенное воздействие на водные объекты и негативное воздействия их вод.

Таким образом, вопрос разработки схем комплексного использования является весьма актуальным. В этой связи считаю необходимым рекомендовать Федеральному агентству водных ресурсов ускорить их разработку.

Другим проблемным моментом является отсутствие полноценной и доступной информации о каждом водном объекте. Как известно, все субъекты водопользования согласно Водному кодексу могут получать данную информацию в Государственном водном реестре, сформировать который определялось Федеральному Агентству водных ресурсов. Для чего в срок до 1 июля 2007 года более чем 10 федеральным ведомствам предписывалось передать имеющиеся сведения о водных объектах в Федеральное агентство водных ресурсов (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 №253).

Сегодня водный реестр не наполнен, что служит большим препятствием для оформления прав пользования водными объектами, особенно в отношении малоизученных водных объектов и соответственно не позволяет в должной мере их использовать и охранять.

Считаю, необходимым рекомендовать Федеральному водному агентству принять меры по выполнению положений законодательства в указанной части.

Еще один важный момент – проблема эффективной очистки сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты.

Очистные сооружения в большинстве своем физически изношены и морально устарели. Закрепленное законодательством об охране окружающей среды требование использования наилучших существующих технологий для достижения нормативов допустимых сбросов носит декларативный характер.

Так, например, применение модульных сооружений для очистки сточных вод с системой дистанционного контроля за их работой и качеством очищаемых вод зачастую возможно только в импортном исполнении, что является весьма затратным не только при их приобретении, но и при последующем «сервисном» обслуживании, необходимым для их безаварийной работы.

Отечественные схемы и технологии очистки сточных вод, имеющиеся в арсенале проектировщиков, зачастую громоздки, энергоемки и самое главное –не отвечают современным требования очистки. Несмотря на это, такие схемы получают положительные заключения государственной экспертизы и продолжают реализовываться хозяйствующими субъектами. Последствия этого сегодня налицо. Так, например, очистные сооружения шахтных и карьерных вод с применением земляных отстойников и фильтрующих дамб сегодня не только не обеспечивают требуемой очистки, но сами превратились в источники загрязнения поверхностных и подземных водных объектов.

Необходимо выяснить причины, в силу которых Государственная экспертиза, призванная обеспечивать соблюдение требований законодательства, дает заключения, не соответствующие объективной картине. Также необходимо предпринять и меры, направленные на внедрение собственниками предприятий эффективных очистных сооружений.

Несколько слов хочу сказать о тех проблемах, которые волнуют наш регион в связи с лесными правоотношениями.

В силу специфики Кузбасса, а это угольный регион, как вы понимаете, хотелось бы прокомментировать некоторые вопросы правоприменительной практики, которые возникают в связи Лесным кодексом (Федеральный закон № 200-ФЗ от 04.12.2006 года).

1. Вызывает много вопросов практическое применении положений п. 3 ст. 105 Лесного кодекса. Он устанавливает прямой запрет разработки полезных ископаемых в зеленых зонах.

Суть проблемы в том, что на территории Кемеровской области города и поселения (Новокузнецк, Прокопьевск, Киселевск, Белово, Ленинск- Кузнецкий и другие) в свое время возникали вокруг месторождений полезных ископаемых. Согласно закону, земли лесного фонда категории «зеленая зона» также сконцентрированы вокруг городов и поселений. Таким образом, практически 90 % территории, окружающей города Кемеровской области, является зеленой зоной и именно эти территории являются месторождениями, на которых осуществляется разработка полезных ископаемых.

Лесной кодекс распространяется на те отношения, которые возникли после его введения (01.01.2007 года). Однако, это в полной мере не решает всех вопросов.

Казалось бы, что горнодобывающие предприятия, работающие много лет на разведанных месторождениях, могут продолжать свою работу, ведь эти отношения возникли до введения в действие Лесного кодекса. Но в силу специфики горнодобывающей отрасли все не так просто. Зачастую возникает необходимость открытия новых предприятий, доразведки месторождений, а также возникают проблемы исчерпания определенного объема добытых природных ресурсов и необходимости согласования разрешительной документации, и многие другие вопросы. Их решение упирается в положения ст. 105 Лесного Кодекса. Следствием этого горнодобывающий бизнес, обеспечивающий работой шахтерские населенные пункты и получивший лицензии до 01.01.07 года, на значительный перспективный период может оказаться не у дел. Это будет иметь вполне прогнозируемые социальные последствия.

Возникают и сопутствующие вопросы: кто будет отзывать лицензии, какова процедура прекращения деятельности горнодобывающих предприятий и связанных с этим социально-экономических вопросов? Кто и каким образом будет, и будет ли, возмещать недропользователям связанные с этим убытки?



Понимая, что остановить и прекратить деятельность горнодобывающих предприятий Кузбасса невозможно, как по экономическим, так и политическим соображениям, становится очевидным необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство, в том числе Лесной кодекс Российской Федерации. Эти изменения должны предусматривать специфику таких регионов, как Кузбасс.

2. Другой важный вопрос – запрет на возможность перевода лесов зеленых зон в земли поселений (часть 3 пункт 5 ст. 105 ЛК). Это является серьезным препятствием в развитии территорий городов и поселений.

Лесным кодексом не регулируются вопросы, связанные с установлением границ лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (зеленых зон). Не ясно, в чьих полномочиях находится решение этого вопроса, каков порядок установления их границ.

Как разрешение этого, видимо необходимо предоставить право отнесения лесов и лесных земель к зеленым зонам субъектам Российской Федерации. Нормативы по их установлению могут относиться к полномочиям Правительства РФ.

3. Продажа права на заключение договора аренды только через аукционы является, по сути, основанием для доступа к лесным ресурсам тех, то имеет больше финансовых ресурсов. Следствием этого является последующая передача участка в субаренду для получения финансовой выгоды. Такой подход не способствует привлечению долгосрочных и цивилизованных инвестиционных проектов в указанную сферу общественных отношений.



В Лесном кодексе должна существовать конкурсная форма приобретения права аренды пользования лесными участками, в основу которой должно быть положено наличие у претендента материально-технической базы для производства лесохозяйственных и лесозаготовительных работ и реализации инвестиционных проектов с инновационным подходом.

Принятие необходимых поправок в Лесной кодекс позволит , на ваш взгляд, разрешить обозначенные проблемы.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал