Процедура проведения Стратегической экологической оценки (сэо) в процессе принятия экологически значимых решений



Скачать 318.71 Kb.
Дата02.05.2016
Размер318.71 Kb.

Проект
Процедура проведения Стратегической экологической оценки (СЭО) в процессе принятия экологически значимых решений




Введение

Осуществляя обязательства Кыргызской Республики по обеспечению экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений, Стратегическая экологическая оценка (СЭО) рассматривается как комплекс мер, регламентирующих прозрачность и учет всех групп интересов в процессе принятия решений, могущих оказать воздействие на окружающую среду. Целями стратегической экологической оценки являются:



  • предотвращение воздействия возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой деятельности на здоровье населения и окружающую среду;

  • оценка соответствия планируемой управленческой деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их реализации требованиям природоохранного законодательства, международным требованиям и нормативам обеспечения экологической безопасности.

СЭО разрабатывает (заказывает) инициатор намечаемой деятельности на самой ранней стадии разработки намечаемой деятельности, являющейся объектом Стратегической экологической оценки и обеспечивает вовлечение всех групп интересов в обсуждение и доработку проектной документации.

Наличие СЭО в составе всех видов и стадий разработки стратегических проектных документов является обязательным и служит основой для принятия итогового решения о допустимости намечаемой деятельности с учетом заключения уполномоченного государственного органа по проведению экологической экспертизы.




    1. Основные понятия

альтернативы - различные варианты достижения основной цели и необходимости предложенной деятельности (проекта или программы);

альтернатива «нулевая» - выбор варианта невовлечения в предложенное действие;

анализ альтернатив - это процесс анализа (скрининга) и оценки альтернатив;

воздействие на окружающую среду - процесс, суть которого заключается в оказании влияния деятельности, приводящей к изменениям в окружающей среде, включая здоровье и безопасность людей, флору, фауну, почву, атмосферный воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты, или взаимосвязь между этими факторами, а также последствия для культурного наследия или социально-экономических и иных условий, являющиеся результатом изменения этих факторов;

воздействие кумулятивное:

а) суммирование всех порций одного фактора с усилением общего влияния, но с сохранением характера воздействия;

б) изменение характера воздействия фактора в связи с его качественным изменением вследствие количественного увеличения;

в) усиливающееся воздействие химического вещества или другого действующего агента, связанное с их накоплением в особи, пищевой цепи, экосистеме или их совокупностях;



заключение государственной экологической экспертизы - итоговый вывод, сделанный на основании анализа материалов или умозаключений о вероятных экологических последствиях намечаемой деятельности органа, уполномоченного проводить государственную экологическую экспертизу.

изменения в окружающей среде в случае антропогенного воздействия:

а) перемена (обратимая и необратимая) в средообразующих компонентах или их сочетаниях;

б) качественные и количественные изменения химических, физических и других характеристик состояния окружающей среды, и другие, связанные с ними, в том числе социальные и экономические последствия;

в) результат привнесения в окружающую среду данного региона отдельных или совокупности химических веществ, физических излучений, тепла и т.д.



местное самоуправление - самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы;

намечаемая деятельность - любая деятельность или любое изменение той или иной деятельности, включая разработку концепций, перспективных (генеральных) планов и программ социально–экономического развития страны (административного образования, отрасли и т.д.), способные оказать воздействие на окружающую среду и требующие принятия решения по ее реализации компетентным органом в соответствии с действующим порядком, установленным национальным законодательством;

нормативный правовой акт - письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм, т.е. общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение;

общественность – означает одно или несколько физических или юридических лиц и определяемые в соответствии с национальным законодательством или практикой их ассоциации, организации или группы;

окружающая среда - естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; в широком смысле включает природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека;

отчет по стратегической экологической оценке - документ, подготовленный с учетом мнения общественности, непосредственно участвующей в процессе оценки, содержащий описание текущего состояния окружающей среды, результаты анализа, оценки и прогноза возможного негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, а также содержащий рекомендации по реализации проектов стратегий, политик, программ, стратегических планов республиканского или территориального развития, программ отраслевого развития, нормативных правовых актов и других стратегических решений органов государственного управления;

последствия антропогенного воздействия:

а) осознанные человеком изменения условий жизни людей, включая состояние их здоровья, возможность проживания на определенной территории, наличие рекреационных территорий, зон отдыха, гарантии занятости или сохранение ее традиционной формы при осуществлении хозяйственной деятельности;



б) восприятие (положительное или отрицательное) различными общественными группами изменений в окружающей среде, произошедших (или могущих произойти) в результате осуществления тех или иных действий людей, зафиксированное той или иной позицией;

рекомендация – любые совет, предложение или мнение консультативного характера, выраженные в устной или письменной форме;

решение - обязательная для исполнения программа действий, принятая правомочным субъектом в установленном порядке, содержащая цели и способы ее наилучшего достижения, набор средств (материальных, технических, финансовых, организационных и т.д.), указание на исполнителей и сроки;

стратегическая экологическая оценка - оценка вероятных экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, последствий реализации проектов нормативных правовых актов, национальных и территориальных стратегий, политик, программ, стратегических планов территориального развития, включающих инвестиционные проекты в различных секторах экономики и включает в себя определение сферы охвата экологического доклада и его подготовки, обеспечение участия общественности и получения ее мнения, а также учет в итоговом управленческом решении по намечаемой деятельности положений экологического доклада и результатов участия общественности и высказанного ею мнения;

стратегический план территориального развития - документ, включающий концептуальное обоснование стратегических приоритетов, систему мер, формализованную в виде этапных целей, а также сбалансированную систему индикаторов (показателей), необходимых для подготовки принятия решений в системе управления реализацией комплексных территориальных программ социально-экономического развития;

участие общественности - процесс, посредством которого люди могут влиять на принятие решений в сфере экологической политики. Участие общественности определяется правом людей участвовать в решениях, которые связаны с их жизнью;

экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей среды как условия и средства существования человека и общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на них;

экологические последствия - любые последствия для окружающей среды, в том числе связанные со здоровьем населения, состоянием биоразнообразия, климата, воздуха, воды, почвы, ландшафта, природных объектов, материальных активов, культурного наследия и взаимодействия этих факторов;

экологическая экспертиза - определение уровня экологического риска и опасности намечаемых решений, реализация которых прямо или косвенно окажет влияние на состояние окружающей среды и природных ресурсов, установление соответствия между намечаемой деятельностью экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий объекта экспертизы на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и других последствий.


  1. Сфера применения
    1. Сферой применения настоящей Процедуры является совокупность правоотношений, устанавливаемых в рамках процесса принятия решений между гражданами, иными заинтересованными сторонами, с одной стороны, и органами государственной власти с другой.

    2. Органы государственной власти проводят консультации с общественностью по проектам законодательных и административных актов, которые могут иметь социальные, экономические, природоохранные последствия (для образа жизни и прав человека, для культуры, здоровья и социальной защиты, для местных сообществ и общественных услуг).

    3. Положения настоящей Процедуры не применяются в процессе разработки решений и проведения заседаний в рамках органов государственной власти, когда рассматриваются сведения, отнесенные к государственным секретам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственных секретах.


  1. Цели Процедуры

    1. Процедура Стратегической экологической оценки является инструментом государственного регулирования, направленным на предупреждение угроз экологической безопасности, включая здоровье населения, которые могут иметь место при реализации экологической оценки стратегической инициативы (стратегии, политики, программы, плана).

    2. Настоящая Процедура преследует следующие цели:

- минимизация возможного вредного воздействия рассматриваемого объекта на окружающую среду и здоровье

- повышение эффективности процесса принятия решений органов государственной власти;

- повышение уровня ответственности органов государственной власти перед гражданами и обществом;

- обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти.

- обеспечение всестороннего информирования о процессе принятия решений в рамках органов государственной власти;

- обеспечение непосредственного участия общественности в процессе принятия решений.




  1. Объекты стратегической экологической оценки

    1. Объектами стратегической экологической оценки являются:

      1. проекты нормативных правовых актов;

      2. материалы, предшествующие разработке проектов развития и размещения производительных сил на территории Кыргызской Республики, в том числе:

  • проекты инвестиционных, комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных государственных программ, связанных с природопользованием;

  • проекты генеральных планов развития территорий, в том числе свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования;

  • проекты схем развития отраслей;

  • проекты государственных комплексных схем охраны природы и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, включая проекты экологической реабилитации территорий;

  • проекты международных договоров, контрактов и соглашений, связанных с природопользованием;

  • материалы обосновывающие перевод земель из одной категории в другую;

  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, зон экологического бедствия или зон чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий.

    1. Критерием допустимости объекта Стратегической экологической оценки является гарантия экологической безопасности возможных экологических последствий прогнозируемых результатов воздействия объекта Стратегической экологической оценки.




  1. Принципы проведения стратегической экологической оценки

    1. Стратегическая экологическая оценка основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, положениях международных договоров Кыргызской Республики, законодательства Кыргызской Республики, нормативах обеспечения экологической безопасности, стандартах и инструкциях, являющихся составной частью правовой системы государства в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

    1. Для проведения Стратегической экологической оценки проектов стратегических решений, являющихся объектами СЭО, относительно гарантий обеспечения экологической безопасности результатов их реализации используются следующие принципы:

  • обязательность проведения стратегической экологической оценки до принятия решений о реализации объекта оценки;

  • презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности;

  • комплексность оценки воздействия и последствий намечаемой деятельности на окружающую среду, включая здоровья населения и учета требований экологической безопасности;

  • достоверность информации, представляемой для Стратегической экологической оценки;

  • независимость экспертных органов и экспертов при осуществлении ими своих полномочий в сфере Стратегической экологической оценки;

  • гласности;

  • учет общественного мнения;

  • ответственность инициатора объекта СЭО за организацию, проведение, качество Стратегической экологической оценки.

  • научной обоснованности (научное прогнозирование возможных экологических последствий намечаемой деятельности);

  • обязательное рассмотрение показателей состояния окружающей среды в районе намечаемой деятельности во взаимосвязи природоохранных, социальных, экономических и других проектных решений;

  • обязательность рассмотрения альтернативных вариантов решений, вплоть до отказа от намечаемой программой деятельности – «нулевого варианта»;

  • доступность данных систем экологического мониторинга о загрязнении окружающей среды и достоверной информации об экологической безопасности окружающей среды с учетом прогнозируемых экологических последствий реализации мероприятий, предусмотренных в проектах объекта СЭО;

  • международное сотрудничество и партнерство в осуществлении Стратегической экологической оценки;

  • пропаганда примеров положительного опыта и достижений в подготовке и практической реализации объектов Стратегической экологической оценки на международном, национальном и региональном уровнях.



  1. Этапы проведения Стратегической Экологической оценки

    1. Процесс проведения Стратегической экологической оценки в Кыргызской Республике базируется на следующих этапах:

- Первичное рассмотрение имеющейся документации;

- Определение сферы охвата СЭО;

- Информирование об инициировании разработки СЭО;

- Разработка экологического отчета, включая анализ альтернатив;

- Консультации с природоохранными органами и органами здравоохранения;

- Трансграничные консультации (при необходимости);

- Обеспечение участия общественности;

- Решение об утверждении объекта СЭО;

- Мониторинг последствий.


  1. Первичное рассмотрение имеющейся документации

    1. Первичное рассмотрение имеющейся документации на стадии инициирования процесса разработки стратегических инициатив национального и местного значения проводится для определения природы намечаемой деятельности. На этой стадии происходит определение необходимости проведения СЭО в консультации с компетентными природоохранными органами, органами здравоохранения, ОМСУ, общественностью.

    2. Для определения необходимости проведения СЭО для любого управленческого решения, имеющего стратегическое значение, необходимо определить:

7.2.1. Разрабатывается ли данная инициатива (намечаемая деятельность) в области сельского хозяйства, лесных или рыбных ресурсов, энергетики, промышленности, включая горнодобывающую промышленность, транспорта, регионального развития, управления отходами или водными ресурсами, телекоммуникаций, туризма, городского или сельского планирования или землепользования.

7.2.2. Будет ли предлагаемая инициатива (намечаемая деятельность) иметь вероятные значимые последствия для окружающей среды, включая здоровье населения, общественные экологические интересы в краткосрочном и долгосрочном аспекте.



    1. Исходной информацией для проведения Стратегической экологической оценки являются:

  • уровень жизни населения и качество окружающей среды, обусловленные природными, техногенными и природно-техногенными факторами на различных этапах реализации объектов Стратегической экологической оценки;

  • действующие и потенциальные источники негативного воздействия на окружающую среду;

  • современное экологическое состояние экосистем и природно-хозяйственных систем, обусловленное осуществлением намечаемой деятельности в установленных территориальных границах;

  • экологическое состояние урбанизированных территорий и поселений, обусловленное поддержанием благоприятной окружающей среды в установленных территориальных границах;

  • сведения о расположении и характеристиках зон экологического риска;

  • сведения о территориальной системе обращения с отходам и результаты оценки экологического риска;

  • возможные меры предосторожности от возникновения угроз экологической безопасности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду намечаемой деятельности;

  • принятые планы действий по поэтапному ограничению и запрещению опасных видов хозяйственной и иной деятельности;

  • проектная документация по объекту Стратегической экологической оценки

  • другая информация, необходимая для принятия решения о реализации объекта СЭО.



  1. Определение сферы охвата СЭО для определения содержания экологического отчета

    1. Определение сферы охвата экологического отчета подразумевает определение сферы охвата анализа, который необходим для подготовки отчета. Определение сферы охвата позволяет сфокусировать отчет на важных вопросах для извлечения органами, принимающими решения и общественностью максимальной пользы из отчета. Оно не препятствует внесению изменений в сферу охвата отчета в случае, если такая необходимость станет очевидной на более поздней стадии. Природоохранные органы, органы здравоохранения, общественность должны быть вовлечены в переговоры в процессе определения сферы охвата.

    2. Для определения сферы охвата СЭО необходимо определить:

  • Основные цели объекта СЭО.

  • Каким образом экологические цели имеют отношение к объекту СЭО, и как они соотносятся с целями объекта СЭО. Цели должны охватывать любые последствия для окружающей среды, в том числе для здоровья населения, биоразнообразия, почвы, климата, воздуха, воды, ландшафта, природных объектов, материальных активов, культурного наследия и взаимодействия этих факторов.

  • Отношение к объекту оценки других стратегических документов (стратегий, политик, программ), их взаимодействовие с данным объектом СЭО.

  • Экологические проблемы, имеющие отношение к объекту СЭО.

  • Географические области, быть охваченные в процессе реализации объекта СЭО.

  • Аспекты окружающей среды (здоровье населения, биоразнообразие, вода, почва и т.д.),рассмотреные в ходе оценки.

  • Период времени, охваченный оценкой.

  • Методы (сбора данных, оценки воздействия, участия общественности, консультаций с уполномоченными органами и т.д.), степень «глубины» или детализации, использованные в рамках проведения СЭО.

  • Существующие потребности в данных.

  • Рассмотрены альтернативы.



  1. Информирование об инициировании разработки СЭО

    1. При инициировании процесса разработки СЭО инициатор намечаемой деятельности не позднее чем за 30 рабочих дней до рассмотрения решения размещает соответствующее объявление на официальной web-странице, направляет его по электронной почте заинтересованным сторонам, вывешивает его в общедоступном месте по месту своего нахождения и/или распространяет его в зависимости от обстоятельств через центральные или местные средства массовой информации.

    2. Инициатор намечаемой деятельности готовит информацию о намерениях по осуществлению намечаемой деятельности, которая должна содержать:

  • цели и задачи реализации и предполагаемое местоположение намечаемой деятельности и сообщение о проведении по нему процедуры СЭО;

  • дата открытия процедуры общественного участия по данному объекту;

  • информация о намечаемой деятельности;

  • порядок, сроки и пункты публичного доступа к имеющимся и разрабатываемым материалам по СЭО намечаемой деятельности;

  • возможности для участия общественности в принятии решений, включая информацию о времени и месте общественных слушаний, если они предусмотрены, указание представителя инициатора намечаемой деятельности, ответственного за вопросы взаимодействия с общественностью;

  • указание государственного органа, уполномоченного проводить государственную экологическую экспертизу проектной документации и материалов СЭО по планируемой деятельности.

    1. Инициатор информирует через СМИ, некоммерческие организации, органы местного самоуправления, общественные слушания, круглые столы и т.д. общественность о современном состоянии дел, собирает информацию для выявления всех возможных неблагоприятных факторов воздействия намечаемой деятельности (экономических, экологических, социальных, историко-археологических, культурных и т.д.).

    2. Инициатор дополнительно может использовать и иные организационные формы общественного участия в обсуждении намечаемой деятельности, соответствующие требованиям Орхусской конвенции и конвенции Эспо, а также законодательства Кыргызской Республики, включая привлечение представителей заинтересованной общественности к участию в выборе организаций-исполнителей СЭО.



  1. Экологический отчет

    1. В экологическом отчете выявляются, описываются и оцениваются вероятные экологические последствия реализации объекта СЭО на уровень жизни, разумные альтернативы намечаемой деятельности, меры по мониторингу на этапе его осуществления. Отчет призван обеспечить государственные органы и общественность, с которыми проводились консультации, информацией о последствиях предлагаемой стратегической инициативы (намечаемой деятельности) для окружающей среды, в том числе для здоровье населения. Такие последствия должны включать побочные, кумулятивные, синергетические, кратко-, средне- и долгосрочные, постоянные и временные, положительные и отрицательные воздействия. Этот этап включает консультации с соответствующими органами, участие общественности, а также, возможно, трансграничное уведомление и трансграничные консультации.

    2. Экологический отчет должен содержать:

  • информацию, которая может потребоваться, с учетом:

а) современных знаний и методов оценки;

б) содержания и уровня детализации объекта СЭО и стадии процесса принятия решения по объекту;

в) интересов общественности;

г) информационных потребностей органа, принимающего решение.



  • сведения о содержании и основных целях объекта СЭО и о его связи с другими планами или программами;

  • соответствующие аспекты существующего состояния окружающей среды, в том числе здоровья населения, и вероятное изменение этого состояния в случае неосуществления объекта СЭО;

  • характеристики состояния окружающей среды, в том числе здоровья населения, в районах, которые могут быть затронуты в существенной степени;

  • экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, проблемы, которые имеют отношение к объекту СЭО;

  • цели в области окружающей среды, в том числе связанные со здоровьем населения, установленные на международном, национальном и региональном уровнях, которые имеют отношение к объекту СЭО, а также способы учета этих целей и других экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, соображений в процессе подготовки проектной документации по объекту СЭО;

  • вероятные существенные экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, последствия в краткосрочном и долгосрочном аспекте;

  • меры по предотвращению, уменьшению или смягчению любых существенных вредных последствий для окружающей среды, в том числе для здоровья населения, которые могут быть результатом осуществления объекта СЭО;

  • краткое изложение причин для выбора рассматривавшихся альтернативных вариантов и описание хода проведения оценки, включая указание таких трудностей в предоставлении подлежащей включению информации;

  • меры, предусмотренные для мониторинга экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, последствий осуществления объекта СЭО.

  • вероятные существенные трансграничные экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, последствия.

  • резюме представленной информации, рассчитанное на широкую аудиторию.

    1. Подготовку отчета необходимо организовывать так, чтобы при необходимости можно было вернуться к предыдущим этапам или мероприятиям внутри этапа.



  1. Анализ альтернатив

    1. Важной особенностью экологического отчета является то, что он должен уделять равное внимание как предлагаемому проекту объекта СЭО, так и разумным альтернативным вариантам. Рассмотрение альтернатив рекомендуется начинать на этапе определения сферы охвата оценки. Лицам, принимающим решения, органам местного самоуправления и общественности, вовлеченным в процесс консультаций, необходимо представить достоверную информацию о существующих разумных альтернативах и о том, почему тому или иному варианту не было отдано предпочтения.

    2. Каждый альтернативный вариант должен учитывать:

  • Конкретные цели и приоритеты, в достижение которых направлена реализация объекта СЭО. Такие варианты предлагают тот или иной принципиальный подход к удовлетворению потребностей в развитии, а также общие направления желаемого развития (например, сценарии развития).

  • Деятельность, предпринимаемая для достижения выбранных целей или приоритетов объекта СЭО.

  • Финансовые прогнозы, связанные с оценкой выгод затрат на мероприятия по обеспечению экологической безопасности в рамках реализации объекта СЭО.

  • Варианты условий осуществления предлагаемой деятельности, призванных обеспечить максимально возможное положительное воздействие объекта СЭО и свести к минимуму (предотвратить, смягчить или скомпенсировать) его отрицательное воздействие. Эти условия должны быть отражены в критериях для принятия решения по предлагаемой деятельности или в проектах технических заданий для последующих экологических оценок будущих планов, программ или проектов, вытекающих из проектной документации по объекту СЭО.

  • В ходе СЭО должен быть оценен максимально возможный спектр воздействий объекта СЭО (т.е., воздействия, связанные с целями, деятельностью по достижению тих целей и условиями осуществления), что позволит получить представление об экологических последствиях объекта СЭО в целом.

    1. Независимо от источника альтернативных вариантов, все они могут быть проанализированы и сопоставлены с точки зрения:

  • Их вклада в достижение соответствующих целей объекта СЭО;

  • Связанных с ними воздействий

    1. Сравнительная оценка альтернатив в процессе разработки проектной документации по стратегической инициативе (намечаемой деятельности) содержит:

  • Прояснение контекста и целей объекта СЭО

  • Выработка альтернативных сценариев будущего развития. Могут рассматриваться различные типы альтернатив:

  • Вариант объекта СЭО, альтернативный по отношению к первоначально предложенному варианту, направленный на достижение тех же целей;

  • Альтернативные варианты отдельных элементов объекта СЭО, также направленные на достижение одних и тех же целей и задач.

  • Определение альтернативных путей достижения целей объекта СЭО. Типы возможных альтернатив могут также включать альтернативные территории, режимы землепользования, технологии, временные рамки, траектории развития и даже различные варианты целей и задач.

  • Сопоставление альтернативных вариантов мер по предотвращению, смягчению или компенсации отрицательных воздействий. В процессе разработки на основе сравнительного анализа инициатив, объекты СЭО могут эволюционировать следующим образом:

i) Исходный набор альтернатив (который может быть выявлен на этапе определения сферы охвата)

ii) Отбор и пересмотр – выбор группы предпочтительных альтернатив



iii) Утверждение – выбор окончательного варианта объекта СЭО

    1. При решении вопроса о том, какие альтернативы являются разумными, необходимо учитывать различные ограничения: географические, финансовые или связанные с целями.

    2. Краткое изложение причин для выбора рассматривавшихся альтернативных вариантов и описание хода проведения оценки, включая указание трудностей в предоставлении подлежащей включению информации. Информация о причинах выбора альтернатив важна для понимания того, почему были оценены именно эти варианты и как они соотносятся с проектом объекта СЭО.

  1. Рекомендации для мониторинга экологических последствий осуществления объекта СЭО.

    1. В отчете должно быть отражено, каким образом будет осуществляться мониторинг последствий, описанных в отчете. Если предполагается использование существующих систем мониторинга, следует отразить этот факт. Необходимо указать, каким образом результаты мониторинга будут доводиться до уполномоченных органов и общественности. На данном этапе СЭО возможно лишь предварительно наметить меры по мониторингу, однако отчет должен содержать адекватную характеристику предполагаемых мер.



  1. Резюме представленной информации

    1. Резюме предназначено для широкого распространения и обеспечения возможности ознакомления с основными положениями и выводами доклада доступным и легким для восприятия широкой общественности, а также лиц, принимающих решения языком.



  1. Участие общественности в процедуре СЭО.

    1. Консультирование с общественностью обеспечивается органом государственной власти, ответственным за разработку проектной документации по объекту СЭО, посредством следующих способов: публичное обсуждение, публичные слушания, опрос общественного мнения, референдум, запрашивание мнений экспертов в соответствующей области, создание постоянных или специальных рабочих групп с участием представителей гражданского общества, проведения общественных экспертиз проекта решения.

    2. Участие общественности в процедуре Стратегической экологической оценки можно разделить на четыре этапа.

      1. Первый этап - информирование общественности о намечаемой деятельности на стадии анализа проблемного поля и оценки потребностей.

      2. Второй этап - определение мнений общественности при подготовке оценки воздействия и последствий объекта СЭО на социально- экономическое развитие территории. Данный этап определяет порядок учета общественного мнения при проведении СЭО и государственной экологической экспертизы по намечаемой деятельности в соответствии с требованиями национального законодательства и международных договоров Кыргызской Республики.

Инициатор обязан обеспечить документирование процесса учета общественного мнения, включая:

    • текст уведомления и документы, подтверждающие его распространение;

    • список материалов СЭО, предоставленные для публичного доступа;

    • поступившие письменные предложения и замечания общественности, касающиеся намечаемой деятельности;

    • протокол общественных обсуждений;

    • результаты учета общественного мнения в материалах СЭО и проектной документации планируемой деятельности.

      1. Третий этап - проведение общественной экспертизы:.

  • общественная экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, органов местного самоуправления и общественных организаций согласно законодательству Кыргызской Республики;

  • общественная экспертиза проводиться независимо от экспертизы, проводимой министерствами и ведомствами;

  • некоммерческие организации, граждане и их объединения запрашивают у инициатора проектной документации объекта СЭО необходимую для экспертизы информацию о планируемой деятельности в необходимом объеме;

  • изучают действующую нормативно-правовую документацию по рассматриваемому объекту;

  • готовят заключение общественной экспертизы, которое направляется органу, осуществляющему государственную экологическую экспертизу СЭО, инициатору намечаемой деятельности, а также органу принимающему решение о принятии проекта;

  • результаты общественной экспертизы могут быть опубликованы в средствах массовой информации;

  • заключение общественной экспертизы должно быть обоснованным и подкреплено необходимыми обосновывающими документами;

  • заключение общественной экспертизы носит рекомендательный характер и должно учитываться при подготовке принятии решения о принятии объекта экспертизы органом в пределах своей компетенции;

  • финансирование проведения общественной экспертизы может осуществляться за счет грантов, средств граждан и их объединений, общественных и других фондов, целевых добровольных средств инициаторов намечаемой деятельности и иных средств;

      1. Четвертый этап - мониторинг и контроль

а) Мониторинг и контроль за ходом реализации объекта СЭО включает в себя следующее:

  • проверка выполнения требований высказанных при рассмотрении СЭО на общественных слушаниях;

  • проверка выполнения требований природоохранного законодательства;

  • осуществлять проверку внедрения принятого объекта СЭО на местах.

б) Общественный послеэкспертный контроль за ходом реализации деятельности может осуществляться общественностью самостоятельно или совместно с представителями государственного экологического контроля.

в) При проведении общественного мониторинга и контроля, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики общественность имеет право:



  • осуществлять общественный мониторинг и контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды;

  • участвовать в проверках по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, проводимых органами государственной власти;

  • вносить предложения об отмене в административном или судебном порядке решений о намечаемой деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду, здоровье человека, противоречащей общественным экологическим интересам, международным обязательствам и законодательству Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • предъявлять претензии и иски в области охраны окружающей среды к предприятиям, организациям и учреждениям, должностным лицам и гражданам о возмещении ущерба, нанесенного государству, природе, здоровью и имуществу граждан, а также личным не имущественным правам;



  1. Консультации с природоохранными органами и органами здравоохранения

    1. Консультации с природоохранными органами и органами здравоохранения должны иметь место на нескольких этапах процесса СЭО:

- Первичное рассмотрение имеющейся документации;

- Определение сферы охвата СЭО;

- Обсуждение экологического доклада.



  1. Трансграничные консультации

    1. В случае, если объект СЭО может иметь значительные последствия в трансграничном контексте, затронутая Сторона или Стороны могут быть проинформированы и приглашены к участию в консультациях в соответствии с процедурами конвенции Эспоо.

    2. В ходе этих трансграничных консультаций, которые могут проводиться одновременно с участием общественности и консультациями с государственными органами, заинтересованной общественности, природоохранным органам и органам здравоохранения затронутой Стороны должна быть предоставлена возможность выразить свое мнение по поводу проекта плана или программы и экологического отчета.



  1. Решение об утверждении объекта СЭО.

    1. Инициаторы объекта СЭО в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке обязаны:

  • представлять на государственную экологическую экспертизу документацию в объеме, необходимом для принятия решения о допустимости намечаемой деятельности;

  • предоставлять при необходимости органам, организующим проведение экологической экспертизы, любым заинтересованным сторонам дополнительные материалы по объекту СЭО;

  • осуществлять намечаемую деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

    1. При принятие решения об утверждении объекта СЭО необходимо учитывать выводы экологического отчета и мнения заинтересованной общественности и государственных органов, включая заключение государственной экологической экспертизы.

    2. Органы государственной власти обеспечивают доступ к принятым решениям путем их размещения на официальной web-странице, вывешивания в общедоступном месте по месту своего нахождения и/или распространения в зависимости от обстоятельств через центральные или местные средства массовой информации, а также другими установленными законом способами.



  1. Послеэкспертный мониторинг последствий реализации объекта СЭО

    1. При реализации объекта СЭО с целью выявления непредвиденных неблагоприятных последствий и принятия мер по их устранению должен проводиться мониторинг последствий реализации объекта СЭО для окружающей среды, в том числе для здоровья населения

    2. Результаты мониторинга должны быть сделаны доступными для государственных органов и общественности.

    3. Мониторинг может быть использован для:

  • Сравнения ожидаемых и фактических последствий реализации объекта СЭО;

  • Получения информации, которая может быть использована для улучшения будущих оценок (мониторинг как инструмент контроля качества СЭО);

  • Проверки соблюдения экологических условий, установленных при прохождении экологической экспертизы;

  • Проверки того, что объект СЭО выполняется в соответствии с утвержденным документом, включая предусмотренные меры по предотвращению, сокращению или смягчению неблагоприятных последствий.




  1. Виды правонарушений в области СЭО, за которые устанавливается ответственность

    1. Ответственности за несоблюдение настоящих Процедур, иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области обеспечения экологической безопасности подлежат:

    2. Инициатор объекта СЭО и заинтересованные лица, виновные:

  • в реализации объекта СЭО без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

  • в не предоставлении и (или) фальсификации сведений и данных по СЭО, представляемых на государственную экологическую экспертизу;

  • в принуждении эксперта к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;

  • в создании препятствий в организации и проведении экологической экспертизы СЭО;

  • в уклонении от представления экспертным органам необходимых материалов, сведений и иных данных;

  • в реализации объекта экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

  • в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

  • в создании препятствий для общественного участия в СЭО.

    1. Руководители специально уполномоченного государственного органа по экологической экспертизе и руководители экспертных комиссий:

  • за нарушение установленных настоящими Процедурами положений и порядка проведения экологической экспертизы;

  • за нарушение порядка создания и организации деятельности экспертных комиссий экологической экспертизы;

  • за неисполнение обязанностей, установленных настоящими Процедурами для специально уполномоченного государственного органа по экологической экспертизе;

Приложение

Контрольный список для оценки качества процесса СЭО

1. Цели и контекст

-Ясно сформулированы основное назначение и цели плана или программы.

-Экологические проблемы и ограничения, включая международные обязательства и законодательство Кыргызской Республики, учтены при выработке целей и задач.

-Цели СЭО ясно сформулированы и подкреплены механизмами реализации, индикаторами и соответствующим бюджетом.

-Выявлены и разъяснены связи с прочими планами, программами и политиками.

-Выявлены и описаны существующие конфликты между целями СЭО, между целями СЭО и целями объекта СЭО, а также между целями СЭО и целями других стратегических инициатив (политик, программ, планов, нормативных правовых актов).



2. Определение сферы охвата

-Консультации относительно содержания и сферы охвата экологического отчета с соответствующими органами, имеющими полномочия в области охраны окружающей среды и здоровья населения, проведены надлежащим образом в надлежащее время.

-Оценка сосредоточена на существенных проблемах.

-Описаны возникшие в ходе оценки трудности научно-технического, процедурного и иного характера; в явном виде указаны принятые допущения и неопределенности в анализе.

-Приведены основания для исключения проблем из дальнейшего рассмотрения.

Альтернативы

-Рассмотрены реалистичные альтернативы для основных решений; описаны основания для их выбора.

- Если это уместно, в число альтернатив включены сценарии «минимума действий» и «ведения деятельности обычными методами».

- Выявлены и сопоставлены экологические последствия (как положительные, так и отрицательные) реализации каждой из альтернатив.

- Выявлены и пояснены несоответствия между рассмотренными альтернативами и другими стратегическими инициативами (планами, программами и политиками), имеющими отношение к разрабатываемому объекту СЭО.

- Приведены основания для выбора или исключения альтернативных вариантов.



Информация об исходном состоянии окружающей среды

- Описаны значимые аспекты существующего состояния окружающей среды и их возможная эволюция в случае неосуществления объекта СЭО.

- Описаны характеристики окружающей среды территорий, которые могут быть существенно затронуты, включая территории за физическими пределами области реализации объекта СЭО, если они могут быть затронуты последствиями его осуществления.

- Описаны трудности, возникшие при изучении исходной ситуации, включая недостаток данных и методов анализа.



Прогноз и оценка вероятных существенных воздействий на окружающую среду

- Там, где это уместно, выявленные воздействия включают воздействие на биоразнообразие, население, здоровье населения, почву, воду, воздух, климатические факторы, материальные ценности, культурное наследие и ландшафт); также рассмотрены прочие вероятные существенные воздействия на окружающую среду.

- Рассмотрены как положительные, так и отрицательные последствия, а также их временные рамки (кратко-, средне- или долгосрочные).

- Там, где это возможно, рассмотрены вероятные вторичные (косвенные), кумулятивные и синергетические воздействия.

- Там, где это возможно, рассмотрены взаимосвязи между воздействиями.

- При прогнозе и оценке воздействий использованы принятые стандарты, нормативные документы и предельные значения.

- Описаны методы, использованные при оценке воздействий.

Меры по смягчению воздействий

- Указаны меры, разработанные для предотвращения, сокращения или компенсации любых существенных негативных воздействий осуществления объекта СЭО.

- Выявлены вопросы, которые должны быть учтены при выдаче разрешений на осуществление проектов, подразумеваемых реализацией объекта СЭО.

Экологический отчет

- Является ясным и компактным с точки зрения структуры и представления информации.

- Использует простой, ясный язык, избегая использования научно-технических терминов или разъясняя их.

- Там, где это уместно, использует карты и другие иллюстрации.

- Разъясняет использованные методы оценки.

- Указывает, с кем проводились консультации, и какие методы были при этом использованы.

- Указывает источники информации, включая экспертные суждения и мнения по спорным вопросам.

- Содержит резюме для широкой аудитории (резюме нетехнического характера), отражающее общие подходы СЭО, цели объекта СЭО, основные варианты, рассмотренные в ходе оценки, а также любые изменения в плане, являющиеся результатом СЭО.



Консультации

- Консультации по вопросам СЭО интегрированы с процессом разработки объекта СЭО.

- Консультации с соответствующими органами, имеющими полномочия в области охраны окружающей среды и здоровья населения, а также с общественностью, которая может быть затронута осуществлением объекта СЭО, или имеет заинтересованность в этом процессе, организованы таким образом и в такое время, чтобы предоставить им своевременную и эффективную возможность в разумные сроки выразить мнение относительно объекта СЭО и экологического отчета.

Принятие решения и информация о решении

- Выводы экологического отчета и мнения участников консультаций учтены при окончательной доработке и утверждении решения по объекту СЭО.

- Приведено объяснение того, как именно были учтены эти выводы и мнения.

- Приведены основания для выбора окончательно утвержденного варианта объекта СЭО в свете других рассмотренных разумных альтернатив.



Меры по мониторингу

- Предложены ясные и практически осуществимые меры по мониторингу, связанные с показателями и целями, использованными в процессе СЭО.

- Там, где это необходимо, мониторинг используется в процессе осуществления объекта СЭО для восполнения пробелов в данных о состоянии окружающей среды, выявленных в процессе СЭО.

- Мониторинг позволяет своевременно обнаружить непредвиденные неблагоприятные последствия.



- Сформулированы предложения по действиям в случае обнаружения существенных неблагоприятных воздействий.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал