Проект 1 Концептуальные Положения



Скачать 221.35 Kb.
Дата26.04.2016
Размер221.35 Kb.
Проект 1
Концептуальные Положения

Программы УР РК
I. ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Декларацией по Охране Окружающей среды, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992г. и Декларацией Всемирного Саммита по устойчивому развитию, принятой в г. Йоханнесбурге в 2002г. устойчивое развитие базируется на следующих принципах:



  • улучшение качества жизни людей;

  • гарантированное здоровье людей;

  • удовлетворение основных жизненных потребностей как населения, так и будущих поколений;

  • сохранение экосистем и защита климата и озонового слоя;

  • обеспечение экологической безопасности;

  • рациональное природопользование;

  • рациональные структуры производства и потребления;

  • межсекторальное сотрудничество;

  • борьба с бедностью;

  • становление гражданского общества;

  • устранение всех форм насилия над человеком и природой (предупреждение войн, терроризма и экоцида);

  • глобальное партнерство;

  • экологическое сознание, экологическая этика.

Республика Казахстан, являясь полноправным участником мирового сообщества, приняла на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в «Повестке дня на 21 век» (г. Рио-де-Жанейро, 1992г.) и декларации Всемирного Саммита по Устойчивому Развитию (г. Йоханнесбург, 2002г.). Правительством страны, начиная с 1996 г., принято ряд мер в направлении достижения устойчивого развития: на глобальном уровне - страна является активным участником процесса «Окружающая среда для Европы» и «Окружающая среда и устойчивое развитие для Азии», на региональном уровне - участвует в подготовке Регионального Центрально-Азиатского плана действий по охране окружающей среды и активно поддерживает начатый процесс подготовки Центрально-Азиатской стратегии устойчивого развития (Субрегиональной Повестки-21) , на национальном уровне - принята Стратегия развития Казахстана до 2030г., Стратегия индустриально-инновационного развития до 2015г., Концепция Экологической Безопасности Республики Казахстан до 2015г., создан Совет по устойчивому развитию.

В то же время процессы глобализации и интеграция в мировую экономику требуют проведения активной политики в области устойчивого развития.

В этой связи настоящая Программа устойчивого развития Республики Казахстан до 2015г. (далее Программа) направлена на активизацию политики в области устойчивого развития на национальном, региональном и глобальном уровнях развития страны.
II. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
2.1 Уровень бедности и демографические предпосылки

В последние пять лет сокращению масштабов бедности в Казахстане уделяется большое внимание. После реализации Программы по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы Правительством была принята Программа по снижению бедности на 2003-2005 годы. В целом масштабы бедности в стране сокращаются. Для обеспечения устойчивости этого процесса необходимо ясно представлять причины бедности, в том числе с точки зрения самих бедных домохозяйств, а также реально оценивать возможности по дальнейшему ее сокращению.

В 1998 году 39% населения имело доходы, использованные на потребление, ниже величины прожиточного минимума, в последующем эта доля постепенно снижалась, составив в 2003 году 19,8%. Динамика индикаторов бедности на протяжении 1996-2003 гг. свидетельствует о сокращении бедности в республике во всех трех ее аспектах: масштабе распространения, глубине и остроте. Уровень безработицы за пять лет в целом по стране снизился в полтора раза: с 13,5% в 1999 году до 8,8% в 2003 году. По регионам он имеет значительную – от полутора до двух раз - дифференциацию: 7,8-16,1% в 1999 году и 7,3-11,4% в 2003 году. Неравенство в доходах также заметно сокращается: коэффициент Джини сократился с 0,347 в 1998 году до 0,300 в 2003 году.

Республика Казахстан относится к группе стран со средним уровнем развития человеческого потенциала. Однако, такие индикаторы, как – младенческая смертность, смертность детей в возрасте до 5 лет, уровень материнской смертности, продолжительность жизни населения вызывают озабоченность. Эти индикаторы на протяжении 1990 – 2003гг. остаются достаточно высокими, не смотря на положительные тенденции в последние годы. Общий коэффициент естественного прироста населения в 2003г. составил в среднем на 1000 человек 6,2 промилле, (но это более, чем в два раза ниже уровня 1990 года). Этот показатель по регионам страны колеблется с 0,2 до 16,8 промилле на 1000 человек. Средняя продолжительность жизни в 2003г. составляла 65,8 лет, в том числе 60,5 лет у мужчин и 71,5 год у женщин . Расходы государственного бюджета на социальные нужды в 1999-2003 годах находились в пределах 22-24% от объема ВВП, что значительно ниже чем в дореформенный период и в сравнении с развитыми странами.


2.2. Сохранение качества окружающей среды

Долгосрочной Стратегией развития Казахстана до 2030 года ставится задача достижения гармонизации взаимодействия общества и окружающей среды, а также создания экологически благоприятной среды обитания ныне живущих и будущих поколений.

Наряду с изменениями в обществе и экономике, идет процесс трансформации отношения к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, которое должно быть адекватно потребностям и ожиданиям общества соответствующего этапа развития. Сложившаяся в Казахстане эколого-экономическая ситуация требует проведения специфичной природоохранной политики.

К настоящему времени проведена работа по формированию природоохранного законодательства, подписан и ратифицирован ряд международных конвенций по вопросам окружающей среды, создана система управления природоохранной деятельностью. В области реальных действий снижены темпы загрязнения окружающей среды по сравнению с началом 90-х годов не только за счет падения производства, но и за счет улучшения контрольно-инспекционной работы и внедрения обязательной экологической экспертизы, разработан и реализуется ряд государственных, отраслевых, региональных программ, ориентированных на улучшение экологической ситуации, развивается общественное экологическое движение. В 2003 году принята и реализуется Концепция экологической безопасности РК, на стадии согласования в Правительстве находится Программа охраны окружающей среды РК на 2005-2007 годы.

Однако, как показывает практика, пока нет системной работы по решению важнейших экологических проблем и экологическая ситуация остается крайне сложной. Принимаемые до сих пор меры неадекватны масштабам задач, которые необходимо решить как в области оптимизации системы управления качеством охраны окружающей среды, так и в области снижения воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, восстановление и реабилитацию экосистем.
2.3 Изменение структур производства и потребления

Отличительной особенностью природно-ресурсного потенциала Казахстана является многокомпонентность природных ресурсов, их количественные и качественные характеристики, высокая востребованность на внутреннем и внешнем рынках. Страна занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. В то же время, воспроизводство минерально-сырьевой базы страны , начиная с 90-х годов ХХ века резко снизилось. Рост объемов добычи ресурсов недр не компенсирует прирост их запасов, в том числе и по стратегическим ресурсам. Отмечается процесс снижения общего объема запасов основных видов полезных ископаемых, при этом темпы сокращения имеют устойчивую тенденцию роста. Доля рентабельных предприятий по отработке запасов снизилась на 70 и более процентов. Наряду с этим приходится констатировать недостаточную эффективность использования природных богатств страны. Показатели ресурсо-, энерго- и материалоемкости на единицу производимой продукции в значительной степени превышают аналогичные показатели промышленно развитых стран мира.

Определяющее значение для решения проблем устойчивого развития играют отношения собственности на природные ресурсы и государственная система управления природопользованием. К настоящему времени природные ресурсы, в том числе и невозобновляемые практически не оценивались с точки зрения наличия природной ренты.

В условиях интеграции в мировую экономику природные ресурсы страны должны рассматриваться как составные элементы глобальных экосистем планеты.


2.4. Региональные проблемы развития

В настоящее время в Казахстане приняты и действуют Концепция регионального развития (2001 г.), Программа развития малых городов, а также различные местные и государственные региональные программы:



  1. Региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;

  2. Региональные инвестиционные программы;

  3. Региональные программы по предупреждению правонарушений среди детей и несовершеннолетних, борьбе с пьянством и наркоманией;

  4. Региональная программа по контролю за наркотиками на 1999-2000 годы;

  5. Региональные программы борьбы с преступностью и коррупцией;

  6. Региональные программы развития массового спорта;

  7. Программа развития малых городов на 2004-2006 годы;

  8. Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы;

  9. Региональные программы реабилитации инвалидов;

  10. Региональные программы развития жилищного строительства.

В приоритетах Концепции регионального развития обозначены экологизация всех видов деятельности на территории РК, рациональное использование территорий, возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, в то же время, в Концепции отсутствуют межсекторальные и межведомственные принципы.
2.5. Развитие гражданского общества

В условиях строительства правового государства в Казахстане участие общественности в принятии государственных решений является актуальной задачей. С ратификацией Казахстаном Орхусской Конвенции (Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в поросах, касающихся окружающей среды) вопросы общественного участия приобретают особое значение и придают дополнительный мощный импульс для развития сотрудничества между государствами и неправительственным сектором.

В настоящее время, в Казахстане действует 4763 официально зарегистрированных общественных объединений. Они работают по самым различным направлениям деятельности, включая экологическое образование и информацию, законодательство, деятельность по решению проблем, связанных с изменением климата, сохранения биоразнообразия, опустыниванием и т.д. В последнее время все больше НПО организуются и развиваются в сельских районах.

Особая активность гражданского общества наблюдается в кризисных экологических регионах – Приаралье, Восточный Казахстан, Семипалатинск, а также в местах осуществления международных проектов и программ – Джамбулская, Южно-Казахстанская, Алматинская и Карагандинская области. Самая высокая плотность экологических НПО наблюдается в Аральском регионе и в Алматы.

Характерной чертой нынешнего этапа в развитии неправительственного движения является то, что все больше организаций стремится участвовать в принятии значимых решений на различных уровнях и стараются сотрудничать с государственными организациями и международными организациями.
2.6. Институциональные предпосылки
2.7. Интеграция в мировую торговую систему

Казахстан имеет статус наблюдателя ВТО с 1996 г. За этот период в Секретариат ВТО направлен большой объем информационных материалов и обязательных документов по условиям вступления в ВТО. Необходимо отметить большой прогресс по гармонизации законодательства республики с правилами международной торговли. Приняты новые законы по защите внутреннего рынка, по охране селекционных достижений, стандартизации, патентам, внесены изменения в таможенное законодательство и др. Работа в этом направлении продолжается. Итогом проведенных за восемь лет работ по присоединению Казахстана к ВТО, является завершение информационного периода процесса вступления и перехода в активную фазу переговорного процесса с членами ВТО по определению условий вступления. В настоящее время, Казахстаном подготовлен и утвержден обновленный Перечень специфических обязательств по услугам, который переработан с максимально возможным учетом, исходя из экономических возможностей страны, замечаний, полученных от заинтересованных стран к первоначальным предложениям.

Учитывая, что обязательства по вступлению в ВТО стран ЕврАзЭС имеют большое значение для дальнейшего формирования таможенного союза, необходимо проведение постоянного обмена и консультаций с участниками переговорного процесса в целях гармонизации процесса присоединения к ВТО.
2.8. Международное сотрудничество

Республика Казахстан как полноправный член мирового сообщества принимает участие в международном движении за УР. Выступая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году о путях достижения УР, Президент страны Н.А. Назарбаев сказал, что надо отбросить старые стереотипы, технократические подходы и попытки достичь экономического роста любой ценой. На Всемирном саммите в Йоханнесбурге Казахстан подтвердил свою приверженность к УР. Настоящая Концепция Программы УР РК разработана с учетом Повестки Дня на 21 век, на принципах Декларации по окружающей среде и развитию, принятых в Рио-де-Жанейро, на решениях Всемирного саммита по УР в Йоханнесбурге.

С 1998 года Казахстан является членом комиссии ООН по УР.

Для развития достигнутых результатов и координации действий по внедрению принципов УР на государственном уровне в 2000 году Правительством РК совместно с ПРООН приняты «Рамки сотрудничества по УР на 2000-2004 годы», МООС РК в поддержку этого сотрудничества выполняется Программа «Институциональное усиление для УР на 2000-2004 годы». Главная цель ее - устранение межведомственных и межсекторальных барьеров через развитие институтов УР, наращивание интеллектуального, информационного, экспертного потенциала для реализации необходимых действий. В ходе реализации этой Программы привлекаются зарубежные специалисты для изучения международного опыта по формированию механизмов, определению индикаторов УР.



III. Цели и задачи (приоритеты) КОНЦЕПЦИИ УР
3.1. Цель

Целью Программы является достижение экономического, социального и экологического процветания настоящего и будущих поколений народа Республики Казахстан.

(Формирование казахстанской модели развития, обеспечивающей достойный уровень качества жизни современного и будущих поколений людей. Гармонизация социальных, экономических и экологических ценностей.).



Стратегическая цель - повышение качества жизни населения при устойчивом состоянии биосферы (определена Стратегией развития Казахстана до 2030 года);

Долгосрочная цель – формирование казахстанской модели развития, обеспечивающей устойчивость достойного уровня жизни при стабилизации состояния окружающей среды (до 2015 года);

Среднесрочная цель – создание системы управления процессом УР и достижение стабилизации качества окружающей среды (до 2010 года)
3.2. Задачи

  • внедрение принципов устойчивого развития как неотъемлемой части

  • национальной политики;

  • сбалансированность комплексных подходов к решению социальных, экономических и экологических проблем;

  • совершенствование системы управления УР путем преодоления межведомственных барьеров и усиления социальной интеграции;

  • повышение уровня благосостояния населения;

  • стабилизация и улучшение состояния окружающей среды;

  • достижение синэнергетического эффекта взаимодействия экологического, социального, экономического и институционального секторов общей системы жизнеобеспечения.


3.3. Принципы

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



4.1. Снижение уровня бедности и решение демографических проблем

В целях защиты и улучшения здоровья населения:



  • совершенствования системы образования и здравоохранения;

  • разработать национальные программы и стратегии по народонаселению и развитию;

  • обеспечить широкий доступ сельского населения к службам репродуктивного здоровья;

  • развернуть научные исследования в области демографии;

  • обеспечить полномасштабную реализацию Национальных планов действий по гигиене ОС;

  • повысить качества медицинских услуг;

  • совершенствовать инфраструктуру медицинских учреждений;

  • создать национальные службы контроля за здоровьем населения, способные контролировать и предсказывать появление или рост заразных болезней;

  • обеспечить доступ к службам здравоохранения уязвимым слоям населения;

  • улучшить деятельность структур по планированию семей;

  • создать местные системы здравоохранения, которые удовлетворяют основным потребностям населения в питьевой воде, здоровой пище и санитарии;

  • обеспечить основные услуги здравоохранения для детей, включая вакцинацию, питание.

В целях снижения уровня бедности:

  • разработать и начать поэтапное выполнение Национальной Стратегии по сокращению бедности;

  • обеспечить доступ к ресурсам, прежде всего местного населения, женщин, молодежи;

  • организовать Центры по социальной адаптации и профессиональной переподготовки;

  • развивать и поддерживать малый и средний бизнес, традиционные промыслы через создание механизмов льготного кредитования и налогообложения;

  • обратиться в международные финансовые структуры за помощью при решении проблем бедности.

Традиционно. Нет предложений об интегрированных направлениях с ООС.
4.2. Восстановление и сохранение национальных экосистем

  • определение экологических возможностей;

  • экологическое зонирование;

  • использование механизмов Киотского протокола.


4.3. Реструктуризация экономики на принципах устойчивого развития

Диверсификация экономики

В целях изменения структур потребления:


  • снизить долю экологоемких, добывающих производств;

  • внедрять прогрессивные технологии, способствующих снижению ресурсо- и энергоемкости производства;

  • обратиться к развитым странам за помощью в передаче экологически чистых технологий;

  • расширять практику нанесения экологической информации на товарные этикетки и сообщать другие сведения, информирующие людей о воздействии продуктов на их здоровье и окружающую среду;

  • обратиться к развитым странам за помощью в передаче экологически чистых технологий; обеспечить развитие сотрудничества с развитыми странами в соответствии с Планом выполнения ВСУР;

  • создание условий и развития экологического бизнеса и услуг;

  • создание условий и механизмов стимулирования развития БЧП.

Должен произойти переход к новым устойчивым формам и принципам эколого-экономической деятельности, основными видами которой являются следующие:

  • производство экологически чистых продуктов и услуг, способных удовлетворить растущие потребности населения;

  • практика внедрения принципов УР в бизнес;

  • внедрение устойчивых технологий, предусматриавющих освоение и внедрение инновационных процессов, товаров, схем и механизмов, экологически чистое производство (безотходное, рециклированное, не вызывающее загрязнений природной среды), использование нового поколения машин;

  • производство, ориентированное на потребителя;

  • высокотехничное, безопасное, экономичное строительство;

  • модальные и интермодальные системы управления транспортом;

  • новые наземные, водные и воздушные средства передвижения; повышенная эффективность систем;

  • адекватное отражение стоимости природных ресурсов в рыночных ценах;

  • изменения в налогообложении, способствующие переходу к выпуску экологически чистой продукции;

  • поощрять использование экономических инструментов, таких как экологические сборы, налоги, системы залогов и возвратов.

В области устойчивого развития сельского хозяйства и сельских районов:


  • обеспечить более широкий и справедливый доступ к земле;

  • расширить свободу выбора производителя при выращивании с/х культур;

  • совершенствовать ирригационные системы;

  • укреплять инфраструктуру и оснащение новой техникой и технологией;

  • ускорить темпы реструктуризации хозяйств и проведение реформ;

  • политика планирования землепользования должна обеспечивать поддержание здоровья экосистемы страны с одновременным обеспечением продовольственной безопасности.



Совершенствование механизмов природопользования

В целях совершенствование механизмов природопользования прежде всего необходимо:

  • определение экономической оценки природных ресурсов;

  • повышение эффективности комплексного использования добываемого сырья;

  • разработка принципов экологического районирования территории республики;

  • разработка системы управления отходами;

  • разработка эффективной системы платежей за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды регионов;

  • определение фактической потребности государства в минеральных ресурсах;

  • разработка методологических основ формирования горной, природной, экологической рент, а также методик их расчета;

  • регламентация юридических аспектов природопользования в части решения вопросов собственности на исторические загрязнения, создание основ рационального использования природных ресурсов страны;

  • экономическая оценка экологических услуг;

  • проведение работ по поиску заменителей дефицитных, опасных, труднодоступных и некондиционных видов сырья и т. д.

В области рационального использования земельных ресурсов:

  • совершенствовать и проводить в жизнь законы и мероприятия на поддержку устойчивого землепользования и ограничивать отведение плодородных пахотных угодий под другие нужды;

  • использовать экологическое планирование ландшафта в масштабах экосистем или водоразделов;

  • при управлении землепользованием сохранять соответствующие традиционные и местные способы ведения хозяйства;

  • апробировать пути возможного включения стоимости земель и экосистем в макроэкономические показатели экономического развития.

В области охраны и рационального использования ресурсов пресной воды:


  • поддерживать и развивать мероприятия по регулированию стока и качества вод;

  • разработать и применять критерии качества воды для различных водопользователей;

  • установить систему налогов и штрафов для загрязнителей трансграничных рек пропорционально их вкладу в общее загрязнение.


Внедрение устойчивых технологий

Создание технического потенциала для обеспечения устойчивого развития республики напрямую связано с внедрением устойчивых – экологически чистых и экономически эффективных – технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, водоснабжении, управлении городским хозяйством и транспорте.

Такие технологии являются комплексными системами, сочетающими рентабельные и безопасные для окружающей среды производственные схемы, необходимые коммуникативные и информационные средства, а также новые механизмы управления и отчетности (экологический маркетинг и менеджмент, страхование, учет природоохранной деятельности, система рационального природопользования и др.).

Устойчивые технологии предусматривают освоение и внедрение инновационных процессов, товаров, схем и механизмов:



  • экологически чистое производство (безотходное, рециклированное, не вызывающее загрязнений природной среды);

  • развивающиеся, качественные и ресурсосберегающие продукция и услуги, в том числе миниатюрные системы;

  • новое поколение машин, производственное оборудование и системы;

  • производство, ориентированное на потребителя, высокотехничное, быстрое, безопасное, устойчивое и экономичное строительство;

  • модальные и интермодальные системы управления транспортом;

  • новые наземные, водные и воздушные средства передвижения; повышенная эффективность систем;

  • технологии производства материалов многоцелевого использования в различных областях (медицина, биотехнология, информатика, связь, химия, промышленность);

  • улучшенные и новые функциональные материалы (магнитные, электронные, электрохимические, сверхпроводящие, биоматериалы).



4.4. Разработка локальных (региональных) Повесток 21

В целях интеграции принципов УР на региональном уровне необходима разработка и реализация локальных Программ устойчивого развития (Локальная Повестка 21). Локальные Повестки должны охватить различные мероприятия, представляющие комбинацию новых проектов и инициатив по улучшению социально-экологического пространства, изменение приоритетов развития, включение новых видов деятельности местных органов, внесение изменений и дополнений в официальные и неофициальные планы развития города и т.д. Локальные Повестки должны разрабатываться местными администрациями в сотрудничестве со всеми заинтересованными представителями общественности, сохранять единство целей настоящей Программы УР и предусматривать:



  • разработку программ сохранения и обеспечения качества жизни в регионах страны;

  • обеспечение равномерности социально-экономического развития регионов;

  • эффективное использование территории, качественное планирование, инвестиции в территориальную инфраструктуру;

  • территориальное регулирование загрязнения окружающей среды (внедрение метода «пузыря»;

  • реализацию программ реабилитации экологически кризисного состояния в регионах экологического бедствия и др.


4.5. Совершенствование межсекторального сотрудничества

Усиление роли общественности и негосударственного сектора в решении проблем окружающей среды и устойчивого развития.
Неправительственный сектор активно способствует улучшению экологической ситуации, борьбе с бедностью, защищает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, выдвигает новые инициативы, нередко дающие начало различным местным, национальным и международным процессам и проектам, привлекают внимание политиков и государственных органов к важнейшим вопросам, предлагают альтернативные пути решения проблем, используя свою информацию, опыт, знания, энтузиазм, осуществляет конкретные проекты, направленные на решение проблем УР.
К  основным группам  негосударственного сектора, согласно Повестке дня на 21 век, относятся:

- Женщины;


- Молодежь;
- Неправительственные организации;
- Местные власти;
- Научные и технические круги;
- Бизнес;
- Профсоюзы;
- Коренные народы;
- Фермеры.


Роль негосударственного сектора РК в решении  проблем УР.
Повышение роли негосударственного сектора РК может быть обеспечено посредством:

  1. Распространение идей об УР;

  2. Информирование общественности о выполнении обязательств УР;

  3. Участие общественности о выполнении обязательств УР;

  4. Мониторинг и оценка разработки планов УР с применением индикаторов «Инициатива доступа»;

  5. Защита потребительских и экологических прав граждан в ходе осуществления локальных и региональных "Повесток 21" и права природы на возобновление ресурсов; содействовать совершенствованию законодательных и нормативных актов по вопросам устойчивого развития;

  6. Налаживание диалога между различными секторами общества и перехода к совместному межсекторальному процессу принятия решений по вопросам УР;

  7. Усиление работы среди  основных групп  негосударственного сектора в частности, научных и
    технических кругов, бизнеса, местных властей, широкого круга общественных организаций и других групп. Требуется определить ключевые сети на национальном (возможно на субрегиональном и региональном уровнях), которые смогли бы помочь эффективному
    распространению информации;

  8. Необходимо расширение партнерства и координации различных сторон в ходе осуществления программы УР РК. Представляется целесообразным содействовать процессам обмена информацией и дискуссиям как внутри отдельных  основных групп негосударственного сектора, так и между ними, а также между государственным и негосударственным секторами;

  9. Участие представителей негосударственного сектора в рабочих группах по компонентам и координационным механизмам Концепции УР могло бы повысить прозрачность и демократичность работы этих органов, а также повысить эффективность их деятельности;

  10. Работа СУР должна широко освещаться в стране, в частности среди представителей заинтересованных групп.


4.6. Совершенствование межведомственной координации и управления процессом УР

  • внедрение системы индикаторов устойчивого развития в практику стратегического и индикативного планирования;

  • реализовать НПДООС РК -?

  • и др.




    1. Использование потенциала международной торговли для устойчивого развития

Международная экономическая интеграция посредством торговли имеет серьезные экологические последствия, так как рынок вознаграждает субъектов с хорошими экологическими показателями. Потребительское общество оценивает экологическую чистоту продукции и экологические показатели производителей, отдавая предпочтение экологически безвредным товарам. Перед развивающимися странами открываются новые возможности по увеличению экспорта безопасной продукции, произведенной по чистым технологиям в соответствии с мировыми природоохранными нормами. Крупные транснациональные объединения также используют свой потенциал в интересах устойчивого развития, соблюдая нормы и принципы корпоративной социальной ответственности. Важным следствием участия Казахстана в глобальной торговле будет развитие экологической политики и законодательных институтов. Ожидается прогресс в отношении распространения процедур оценки экологического воздействия на национальном уровне, политики в области землепользования, государственных закупок, налоговой политики. Национальное экологическое законодательство должно быть приведено в соответствии с нормами международного права. Будет усовершенствована система государственных природоохранных стандартов, создана система экологической сертификации, инфраструктура экологического аудита и др. Необходимость в регулировании отношений торговли и охраны окружающей среды потребует разработки новых форм международного сотрудничества для корректировки слабых сторон рынка и диспропорций, обусловленной внутренней политикой.

В результате согласования политики и целей в области торговли и устойчивого развития либерализации торговли окажет позитивное воздействие на благосостояние человека и качество окружающей среды.


4.8. Глобальное партнерство и сотрудничество

В новом тысячелетии мир стоит перед лицом серьезных проблем и возможностей, требующих укрепления международного сотрудничества и глобальных решений. Технологический прогресс и активизация экономической деятельности привели к беспрецедентным изменениям в мире. Потребности, связанные с решением острых социальных проблем, намного превышают возможности любого отдельного государства, и эти проблемы могут быть эффективно решены только в региональном и глобальном контексте. В этой связи, сотрудничество стран в направлении координации совместных усилий в области устойчивого развития становится одной из важнейших задач.

В целях укрепления международного сотрудничества:


  • закрепить позитивные сдвиги в экономике;

  • стабилизировать валютный курс;

  • привлекать прямые иностранные инвестиции;

  • выработать общие подходы, методики, критерии и процедуры оценки качества и контроля состояния окружающей среды;

  • проводить скоординированные фундаментальные и прикладные исследования в области окружающей среды и развития путем разработки и реализации совместных проектов;

  • использование международного опыта в решении проблем экологической безопасности;

  • активизация привлечения средств международных организаций на решение конкретных программ и проектов в области гармонизации социо-эколого-экономического развития.




  1. Ресурсы и источники финансирования Программы УР


Целевые бюджетные средства — не менее 3-4% ВВП, т.к. по экспертной оценке ущерб от загрязнения окружающей среды гораздо выше.

Средства, выделяемые в рамках международной помощи для решения экологических проблем планетарного масштаба — проблема Аральского моря и т.п.

Средства фондов экологического страхования, которые нужно создать.

Важным источником финансирования не только экологизации экономики, но и устойчивого развития в целом могут стать рентные платежи за использование природных ресурсов. С этих позиций следует разработать механизм формирования и изъятия природной ренты как источника финансирования устойчивого развития:



  • предусматривать в прогнозе социально-экономического развития капитальные вложения за счет средств всех источников финансирования (централизованных, местных и предприятий) на природоохранное строительство;

  • провести реструктуризацию внешнего долга, в т.ч. по схеме «долги за природу»;

  • обратиться к развитым странам за помощью в целях поддержки мероприятий в области устойчивого развития.


VI. Ожидаемые результаты от реализации Программы
В результате реализации Программы:

  • будет достигнут высокий уровень качества жизни населения при рациональном использовании природных ресурсов;

  • будут созданы основы перехода к устойчивому развитию на республиканском и местном уровнях;

  • усовершенствована система управления УР путем преодоления межведомственных барьеров и усиления социальной интеграции;

  • повышен уровень благосостояния населения, на основе эффективного социально-экономического развития и уменьшения негативного воздействия на окружающую среду;

  • обеспечено устойчивое функционирование территорий;

  • обеспечено устойчивое функционирование отраслей;

  • будут созданы новые рабочие места в сфере развития экологического бизнеса и услуг.

  • созданы новые институциональные структуры на региональном уровне;

  • достигнуто межсекторальное сотрудничество и взаимодействие в процессах принятия решения по вопросам развития;

  • внедрены в практику национальной статистики и индикативного планирования индикаторы устойчивого развития;

  • сформирована и внедрена система мониторинга устойчивого развития;

  • достигнута интеграция в международные процессы устойчивого развития;

  • созданы механизмы достижения Целей Развития Тысячелетия и выполнения приоритетов Всемирного саммита по устойчивому развитию.



VII. План мероприятий







База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал