Проект концепции экологической политики Красноярского края до 2030 года



страница1/2
Дата25.04.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2
Проект концепции экологической политики

Красноярского края до 2030 года

Введение



Разработка настоящей концепции обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности в условиях современного высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду и значительных экологических последствий прошлой экономической деятельности, а также модернизации экономики и инновационного развития края.

Устойчивое развитие края, высокое качество жизни и здоровья населения края могут быть обеспечены при поддержании соответствующего состояния окружающей среды. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как один из ценнейших компонентов национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития края и краевая экологическая политика должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное благополучие и экологическая безопасность населения находятся в неразрывном единстве.



Настоящая Концепция определяет цели, принципы и задачи органов государственной власти Красноярского края для обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устойчивого развития края, охраны здоровья, сохранения благополучия жителей края, обеспечения экологической безопасности населения и механизмы их реализации на период до 2030 года.

Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Уставе Красноярского края, законах и иных нормативных правовых актах Красноярского края, документах долгосрочного стратегического планирования Российской Федерации и Красноярского края



Основные положения концепции разработаны с учетом социально-экономических особенностей, природно-климатической уникальности региона. Формирование и реализация экологической политики невозможны без непосредственного участия в этом процессе институтов гражданского общества. Исходя из современного состояния окружающей среды и экологической безопасности, определены механизмы и инструменты решения задач с перечнем базовых индикаторов и показателей по различным направлениям государственной природоохранной политики.

К данной концепции прилагается Пояснительная записка, в которой представлено состояние окружающей среды и экологической безопасности по каждому направлению, обоснование предлагаемых механизмов, мероприятий и т.д.




1 Цели, принципы и задачи государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Красноярского края

1.1 Современное состояние окружающей среды и экологической безопасности на территории красноярского края

По уровню воздействия на компоненты природной среды Красноярский край занимает одно из лидирующих мест, как в Сибирском федеральном округе, так и в Российской Федерации.

По общей массе выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (2516,8 тыс. т в 2011 году) Красноярский край занимает первое место среди остальных субъектов Российской Федерации, а по удельной массе (средней массе выбросов в расчете на один источник) значительно опережает все прочие регионы. Пять крупнейших промышленных предприятий края выбрасывают в атмосферный воздух почти 90 % (2210 тыс. т) от выбросов всех стационарных источников края. Города – промышленные центры края (Красноярск, Норильск, Ачинск, Лесосибирск, Минусинск) входят в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Воздействие химического загрязнения атмосферного воздуха сказалось на росте заболеваемости населения Красноярского края по классу болезней нервной системы, органов кровообращения, органов дыхания, злокачественных новообразований. На территории промышленных городов за счет наложения выбросов в атмосферу от групп предприятий создаются зоны с совокупным химическим загрязнением, наносящим ущерб здоровью населения. В настоящее время отсутствует практика установления единых санитарно-защитных зон групп предприятий, за редкими исключениями, вынос экологически опасных предприятий за пределы жилой зоны городов либо отселение жителей из опасных зон.

Качество воды поверхностных водотоков в результате ежегодного сброса 450-500 млн м3 без очистки и недостаточно очищенных загрязненных сточных вод оценивается как «загрязненная-грязная», местами «очень грязная». Значительный объем загрязняющих веществ поступает с трансграничными водами из Иркутской области, Республики Хакасия.

Несмотря на достаточно высокий уровень обеспечения населения централизованным водоснабжением (84,5 %), качество воды в местах водозабора и распределительной сети не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (более 20 % проб воды по санитарно-химическим показателям); 665 водоисточников (43,8 %) не имеют организованных зон санитарной охраны, что представляет угрозу жизнеобеспечения 134 тыс. человек.

Высокая степень износа систем водоснабжения и водоотведения (до 80 %) предопределяет высокую аварийность (до 200 аварий в год) и большие потери воды (более 24 %). Нормы водопотребления в городах края очень высокие – 300-400 л/сутки на одного человека, что указывает на нерациональность их использования. Наличие устаревших технологий не обеспечивает необходимое качество питьевых вод. Около 400 тыс. человек пьют воду ненормативного качества. Химическое загрязнение питьевой воды, передающееся пероральным путем человеку, вызывает заболевания кожи, почек, центральной нервной, сердечно-сосудистой, иммунной и гормональной систем.

Красноярский край по количеству образования отходов в год входит в десятку субъектов Российской Федерации – крупнейших производителей отходов. В 2011 году количество образованных отходов увеличилось на 14,3 %. Современная система нормирования не способствует и не обеспечивает снижение воздействия на окружающую среду в части уменьшения образования отходов. Деятельность по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей на территории края развита слабо, хотя в последние годы наметилась положительная тенденция роста количества обезвреженных отходов, снижения количества захороненных отходов на собственных объектах. В крае практически полностью отсутствуют предприятия по сортировке и переработке твердых бытовых отходов (далее – ТБО). У предприятий отсутствуют потребности и заинтересованность во вторичных ресурсах.

Количество объектов размещения отходов на территории Красноярского края явно недостаточно, особенно полигонов ТБО. По состоянию на 01.01.2012 в крае зарегистрировано всего 23 действующих полигона ТБО. Из имеющихся полигонов почти треть не отвечает действующим требованиям. Отмечается высокая степень заполнения отходами ряда ключевых полигонов. Ежегодно в крае выявляется более 300 новых мест несанкционированного размещения отходов.

В настоящее время радиационная обстановка в Красноярском крае по сравнению с предыдущими годами не изменилась и на большей части края остается благополучной. Исключение представляет зона наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» (далее – ГХК), которая загрязнена техногенными радионуклидами, включая 1000-км пойму р. Енисей от точки сброса комбината. На ГХК собрано большое количество жидких радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива в результате прошлой деятельности ФГУП «ГХК». На территории ФГУП «ГХК» появляются новые хозяйствующие субъекты Госкорпорации «Росатом», что усложняет взаимодействие органов исполнительной власти и предприятий по вопросам радиационной безопасности.

В результате испытаний ядерного оружия, проведенных на Новоземельском и Семипалатинском полигонах, потенциальному радиоактивному загрязнению подверглись территории, расположенные на севере и юге края; на территории края проведено 9 подземных ядерных взрывов в мирных целях, эти участки требуют постоянного контроля.

На территории края расположено большое количество природных радиоактивных аномалий и радоноопасных районов, проживание в которых может обеспечить необоснованное дополнительное облучение. К природному радиоактивному воздействию относится воздействие на здоровье человека питьевой воды, полученной из подземных водоисточников в южных и центральных районах края, которая характеризуется высокими значениями общей альфа-активности (≥0,2 Бк/л).

К вопросам радиационной безопасности относится также медицинское облучение населения и персонала медицинских учреждений при работе с источниками ионизирующего облучения, рентгенорадиологического медицинского оборудования. В структуре коллективной дозы медицинского облучения ведущее место занимают рентгенографические (31,4 %), рентгеноскопические (14,3 %) и прочие (27,5 %) исследования.

Около 300 организаций осуществляют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, и количество используемых источников не уменьшается.

Из 252 гидротехнических сооружений (далее – ГТС) в крае по состоянию на 01.01.2012 г. находятся 123 бесхозяйных ГТС Большинство (81 %) ГТС не имеют нормального уровня безопасности, 13 ГТС имеют опасный (аварийный уровень безопасности), на 193 ГТС водохозяйственного комплекса не выполнен расчет вероятного вреда в результате аварий на них, декларирование ГТС подтверждено не более чем на 30 объектах, на 98 % объектов отсутствуют паспорта ГТС. Экологической опасности подвергается 427 тыс. человек края.

Около 480 тыс. человек практически ежегодно подвергаются негативному воздействию вод при чрезвычайных паводковых ситуациях. Ущерб от затопления населенных пунктов при наводнениях достигает десятков миллионов рублей в год. Протяженность рек, нуждающихся в расчистке, составляет 168,9 км. Инженерная защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод является недостаточной.

За последние 10 лет следствием хозяйственной деятельности человека стало повсеместное ухудшение качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения. Более чем на 25 % площади всех сельскохозяйственных угодий в связи с ветровой и водной эрозией почв, переувлажненностью, заболоченностью и т.д. земли выведены из сельскохозяйственного оборота. На площади около 100 тыс. га неиспользуемые сельскохозяйственные земли заросли деревьями и кустарниками.

Происходит загрязнение земель химическими веществами. За период 2009–2011 гг. выявлено химическое загрязнение почв сельскохозяйственных земель на площади около 3 тыс. га веществами 1 класса опасности (водорастворимый фтор, мышьяк, бенз(а)пирен). До чрезвычайного и высоко опасного уровня загрязнена часть пригородных земель крупных городов, используемых для выращивания овощей в теплицах с привлечением иностранных граждан, использующих средства химизации, запрещенные к применению на территории Российской Федерации.

Значительные площади земель выбывают из оборота в результате разработки полезных ископаемых, проведения геологоразведочных, строительных и других видов работ. Отсутствует эффективная система реабилитации территорий, освобождаемых в результате ликвидации экологически опасных производств, несанкционированных свалок, а также контроля и приемки рекультивированных земель.

Заметный ущерб наносится лесным ресурсам лесохозяйственными работами и лесными пожарами, в результате которых происходит разрушение почв, их переуплотнение, минерализуются лесная подстилка и гумусовые горизонты, усиливаются эрозионные процессы и т.д. В 2011 году на территории Красноярского края зарегистрирован 1461 лесной пожар на общей площади 104 тыс. га, что значительно выше, чем в предыдущие годы. Объем древесины, сгоревшей на корню, составил более 2 млн м3. Выделяемые из федерального бюджета субвенции на проведение лесовосстановительных работ не покрывают потребность в финансировании в соответствии с расчетно-технологическими картами. Дефицит средств на лесовосстановление на 2013 год составляет 81,6 % от существующей потребности. Лесоустройство со сроком давности 10 и более лет характерно для 40 из 61 лесничеств края, что не позволяет в полной мере обеспечить неистощительное пользование ресурсами леса и сохранение их средообразующей функции.

Жители городов обеспечены зелеными насаждениями ниже нормативных требований. В связи с развитием г. Красноярска происходит уменьшение его пригородной зеленой зоны, выполняющей средообразующие, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Площадь особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае составляет 7,2 % от площади региона (16,8 млн га), что значительно ниже общероссийского показателя (11,8 %) и рекомендованного в 2010 году на Конференции стран-участниц Конвенции ООН по биоразнообразию (17 %).

В перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных включен 141 вид (30 % от общего числа видов фауны края без учета беспозвоночных). Характерной особенностью изменений видового состава фауны края является увеличение числа регионально редких видов животных, ранее относившихся к охотничьим ресурсам (пять субпопуляций лося, косули, марала), включенных в 2011 году в Красную книгу Красноярского края.

Перечень редких растений и грибов увеличился до 498 видов (в основном за счет присоединения северных территорий), что составляет 15 % изученного видового состава. К вероятно исчезнувшим и находящимся под угрозой исчезновения относится 58 видов.



Неуправляемый рост количества одомашненных животных в городах края, отсутствие учёта животных и персональной ответственности за них, низкая культура содержания домашних питомцев обусловили неконтролируемый рост количества безнадзорных животных, представляющих угрозу распространения болезней, опасных для населения.

В результате ведомственного подхода на территории края отсутствует порядок взаимодействия между участниками экологического мониторинга. Территориальная сеть наблюдений за состоянием окружающей среды в крае только развивается. Недостаточен перечень контролируемых показателей и постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и водных объектов, плотность стационарной сети наблюдений атмосферного воздуха в городах Красноярского края не соответствует ГОСТ 17.2.3.01-86 и требует расширения. Пространственная структура сети оперативного контроля должна обеспечивать возможность выявления источников выбросов, создающих повышенные концентрации примесей в атмосферном воздухе. Существующая государственная система мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в городах Красноярского края такими возможностями не обладает.

Отсутствует единая информационная система экологического мониторинга, объединяющая данные наблюдений, полученных федеральными, краевыми уполномоченными органами, хозяйствующими субъектами для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и населения по вопросам состояния окружающей среды, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности стимулируется слабо. Научные исследования являются фрагментарными и касаются, в основном, сохранения биоразнообразия. Комплексные фундаментальные и прикладные исследования в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата для условий Красноярского края не имеют поддержки и стимулов.

Формирование экологической культуры, развитие экологического образования, просвещения и воспитания в крае проводится в недостаточной степени, в основном, благодаря деятельности особо охраняемых природных территорий и общественных экологических организаций.

В области развитости институтов гражданского общества и их участия в охране окружающей среды и экологической политике важнейшими из проблем являются фактическое отсутствие экономических механизмов, несовершенство нормативно-правового регулирования (прежде всего вопросов общественного экологического контроля), системы управления, нечеткость разграничения полномочий различных уровней государственной власти и местного самоуправления, а также отсутствие развитых сетей экологического мониторинга, отсутствие единого банка данных экологической информации для повышения эффективной деятельности общественных организаций экологической направленности.

Переход к устойчивому природопользованию, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, биологических, минеральных и других ресурсов, на территории края осуществляется в недостаточной мере. Недостаточно научных исследований и практики внедрения инновационных, ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий в систему природопользования. Экологически ориентированная модель развития экономики края декларируется, но конкретные мероприятия в этом направлении единичны.

Экономическая заинтересованность предприятий, внедряющих высокие технологии по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, в том числе реабилитацию, использование вторичных ресурсов, сортировку и переработку отходов, производство экологически чистой продукции и др., слабо стимулируется. Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явная недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности нуждается в принятии новых и совершенствовании имеющихся законодательных и иных правовых актов Красноярского края, так как не имеет структурно-целостной и непротиворечивой системы. Это касается вопросов реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, усиления ответственности за нарушение законодательства края об охране окружающей среды и неотвратимости наказания за экологические преступления и другие.

Международное и межрегиональное сотрудничество в области охраны окружающей среды на территории края требует развития в части приоритетных направлений науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности в рамках участия Российской Федерации в международных соглашениях, включая Киотский протокол, особо охраняемые территории, Арктическую зону; соответствия законодательства Красноярского края по природопользованию и охране окружающей природной среды международным экологическим нормам, признанным в Российской Федерации; межрегионального сотрудничества в области природопользования и экологической безопасности для реализации соглашений и межсубъектных инвестиционных проектов и снижения экологических угроз, связанных с трансграничным перемещением загрязнений. Требуется активизация сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, направленного на решение проблемы межрегионального переноса веществ, загрязняющих атмосферный воздух, поверхностные водные объекты.



Система управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности требует совершенствования, прежде всего, в сфере координации действий органов государственной власти края и органов местного самоуправления; восстановления государственной и общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном (краевом) уровне; осуществления территориального планирования на основе региональных и / или местных нормативов градостроительного проектирования с обязательным учетом загрязнения атмосферного воздуха и других природных сред; совершенствования системы финансирования природоохранных проектов.

Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике, а также четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды.

Природоохранная деятельность на территории края реализуется в рамках целевых программ: «Охрана окружающей среды в Красноярском крае»; «Обращение с отходами на территории Красноярского края»; «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Красноярского края»; «Обеспечение радиационной безопасности населения края и улучшение социально-экономических условий его проживания» и др. Изначальное установление финансирования целевых программ в недостаточном объеме, расчет потребностей в финансировании целевых программ, исходя из практики предыдущих лет, а не реальной потребности, не обеспечивают эффективность бюджетного процесса в решении важнейших экологических проблем.

Необходимо создание краевого экологического фонда, средства которого формируются за счет платы за загрязнение и служат дополнительным источником финансового обеспечения экологических программ и природоохранных мероприятий. Таким образом, решение проблемы повышения эффективности платы за загрязнение как экономического стимула одновременно позволит улучшить условия финансирования природоохранной деятельности.

Природоохранная деятельность на соответствующей территории осуществляется различными министерствами, федеральными и региональными службами и агентствами, выполняющими, как правило, одновременно функции природопользования и охраны окружающей среды. Множественность уполномоченных субъектов, осуществляющих охрану окружающей среды на соответствующей территории, обусловливает объективную необходимость координации, направленной на согласование природоохранной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, граждан и их объединений.

Таким образом, современная экологическая обстановка в крае, формируемая под воздействием природных и антропогенных факторов, характеризуется проявлением совокупности острых экологических проблем, их накоплением. Проектом «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года» предусмотрено, что в случае ее реализации будет обеспечено существенное наращивание экономического потенциала края – рост валового регионального продукта в 1,6-1,7 раза. Проектом предусматривается дальнейшее увеличение добычи полезных ископаемых и связанных с этим производств по обогащению и первичной переработке руд, расширение использования лесных ресурсов. По предварительной оценке рост производства в результате реализации стратегии приведет к увеличению воздействий на окружающую среду на 20-70 % в зависимости от соответствия технологий современным требованиям. Пока что экономическая оценка проекта «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года» не осуществлена. Назрела необходимость системного решения экологических проблем в крае.



1.2 Цели, принципы и задачи экологической политики Красноярского края

Целями экологической политики Красноярского края являются обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения; охрана природных ресурсов и обеспечение рационального их использования; сохранение природных систем для устойчивого развития общества, обеспечения экологической безопасности населения края.



Основными принципами осуществления экологической политики Красноярского края являются:

  1. соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду;

  2. единство экономического, социального и экологического развития, направленное на повышение качества жизни нынешнего и будущих поколений (принцип устойчивого развития);

  3. научная обоснованность, системность и комплексность решения задач в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

  4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

  5. приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, включая территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов;

  6. ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

  7. презумпция экологической опасности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения планируемой хозяйственной и иной деятельности;

  8. запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и человека, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

  9. обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

  10. соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и негативном воздействии на здоровье населения;

  11. участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

  12. ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

  13. полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

  14. приоритет рыночных механизмов перед административным регулированием природопользования;

  15. развитие межрегионального и международного сотрудничества в решении экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Достижение целей экологической политики обеспечивается комплексным, системным и целенаправленным решением следующих основных задач:

1) совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения;

3) восстановление нарушенных естественных экологических систем;

4) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

5) совершенствование системы государственного экологического мониторинга;

6) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

7) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

8) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

9) обеспечение устойчивого природопользования;

10) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

11) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

12) развитие международного и межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал