Проект министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми основные направления развития водопользования в республике коми до 2020 года сыктывкар 2011



страница1/5
Дата24.04.2016
Размер0.95 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5


ПРОЕКТ
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ДО 2020 ГОДА

Сыктывкар 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1. Анализ состояния водных ресурсов и водопользования в Республике Коми………………………………………………………………..........................3

1.1. Обеспеченность водными ресурсами………………………………...3

1.2. Использование водных ресурсов в промышленных и бытовых целях……………………………………………………………………………….4

1.3. Оценка состояния водных ресурсов………………………………….6

1.4. Оценка современного состояния водопроводно-канализационного комплекса………………………………………………………………………….9

1.5. Анализ состояния гидротехнических сооружений………………...13

1.6. Предоставление водных объектов в пользование………………….13

1.7. Оценка реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий……………………………………………………………………...16

1.8. Мониторинг поверхностных водных объектов…………………….18

2. Основные проблемы водохозяйственного комплекса……………….19

3. Цели и задачи развития водопользования……………………………22

4. Приоритетные направления развития водопользования…………….23

4.1. Охрана и восстановление водных объектов на основе комплексного подхода к водопользованию…………………………………………………….24

4.2. Гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики на основе сокращения негативного антропогенного воздействия на водные объекты и повышения рациональности их использования……………………………………………………………………25

4.3. Основные направления совершенствования водопроводно-канализационного комплекса в Республике Коми…………………………….26

4.4. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод……………………………………………………28

4.5. Развитие системы государственного мониторинга водных объектов…………………………………………………………………………..30

4.6. Развитие инвестиционной и инновационной деятельности в области водного хозяйства……………………………………………………...31

5. Механизмы реализации основных направлений водопользования в Республике Коми на период до 2020 года……………………………………..33

5.1. Государственное управление водопользованием………………….33

5.2. Программно-целевой метод…………………………………………35

5.3. Взаимодействие с муниципальными образованиями по реализации основных направлений водопользования……………………………………...36

5.4. Основные направления развития государственно-частного партнерства………………………………………………………………………37

5.5. Просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов…………………………………….38

6. Оценка эффективности мероприятий и ожидаемые результаты……39



ВВЕДЕНИЕ

Основные направления развития водопользования в Республике Коми до 2020 года разработаны в целях реализации долгосрочной Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года (далее - Стратегия), одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года № 45 и в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р.

Республика Коми строит политику в сфере водопользования на основе Водной стратегии Российской Федерации, но в то же время направления и тактика развития водопользования разрабатываются и осуществляются с учетом местных факторов и конкретной социально-экономической ситуации.

Настоящие основные направления определяют деятельность органов государственной и муниципальной власти, хозяйствующих субъектов и общественных организаций по развитию водохозяйственного комплекса Республики Коми, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов и защиту от негативного воздействия вод.

Приоритетность задач по развитию систем водоснабжения и водоотведения, как части системы водопользования на уровне Республики Коми подтверждается одним из основных направлений Стратегии - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения, снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Основные направления развития водопользования направлены на решение задач в области использования и охраны водных объектов, принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений и повышение качества жизни населения республики.




1. Анализ состояния водных ресурсов и водопользования в Республике Коми
1.1. Обеспеченность водными ресурсами
Республика Коми входит в зону избыточного увлажнения. Значительное преобладание количества выпадающих атмосферных осадков над испарением, особенности рельефа и геологического строения определили повышенную заболоченность и развитую гидрографическую сеть.

По количеству рек и их многоводности республика занимает одно из первых мест в стране. Общая протяженность рек длиной более 10 км составляет 84 тыс. км, их количество около 3,5 тыс. Основу гидрографической сети территории составляют реки бассейнов Баренцева (р. Печора), Белого (реки Вычегда, Луза, Мезень), Каспийского (реки Кобра, Летка, Березовка), Карского (притоки рек Кара и Силоваяха) морей. В пределах границ Республики Коми эти бассейны занимают площадь 62,9 %, 35,2 %, 1,2 % и 0,7 % соответственно.

На территории Коми берут свое начало и протекают две крупные реки – Печора и Вычегда, которые наряду с их главными притоками являются основными источниками поверхностных водных ресурсов и используются в хозяйственной деятельности. Суммарный сток этих рек в пределах территории республики за год составляет 162,4 км3.

Озера на территории республики развиты слабо. Наибольшее их число сосредоточено в Большеземельской тундре, в долинах рек и на водоразделах в северных районах, поймах крупных рек. Всего в республике насчитывается около 70 тыс. озер общей площадью 4,3 тыс. км2, что составляет менее 0,5 % ее территории (Приложение №2). К сравнительно крупным озерам относятся: Ямозеро (площадь 31,1 км2), Синдорское (28,5 км2), Косминское (12,6 км2), большое Мыльское (8,8 км2), Дон-ты (4,6 км2), Кадомское (5,2 км2), Торговое (1,2 км2).

В то же время на территории Республики Коми широко распространены болота и заболоченные земли. Средняя заболоченность территории 9,6 %. Болота занимают общую площадь 3,2 млн. га (около 7,7 % территории). Наиболее крупными болотами в республике являются Усинское, Океан, Джъернюр, Тыбъюнюр, Мартюшевское. Болота имеют существенное значение для обеспечения водными ресурсами в силу того, что они являются регуляторами стока.
1.2. Использование водных ресурсов в промышленных и бытовых целях
Республика Коми имеет значительные запасы водных ресурсов, при этом в хозяйственной деятельности используется чуть более 1% процента от общего объема речного стока.

Последние 15 лет отмечается снижение объемов забираемых водных ресурсов и сбрасываемых сточных вод, что связано с сокращением промышленного производства с начала 90-х годов и общим оттоком населения из республики.

В 2009 году в Республике Коми забрано воды из водных объектов 563,27 млн. м3 (в 2008 году 582,94 млн. м3), в том числе из подземных источников 90,11 млн. м3 (в 2008 году 92,91 млн. м3), из поверхностных 473,16 млн. м3 (в 2008 году 490,03 млн. м3).

При этом было использовано 81,3 % на производственные нужды, 11,4 % на хозяйственно-бытовые, 0,2 % на нужды сельского хозяйства, 4,5 % на поддержание пластового давления, 2,6 % прочие нужды и 2,8 % от общего объема забранных водных ресурсов составили потери воды при транспортировке.

Таблица № 1
Динамика водохозяйственной деятельности



Наименование показателей

2005 (%)

2006 (%)

2007 (%)

2008 (%)

2009(%)

Использование воды, всего в том числе:

-3,4

3,3

-7,7

-7,9

-11,7

На хозяйственно-питьевые нужды

-32,3

24,7

-28,7

27,8

-39,6

На производственные нужды

0,4

-1,01

-5,4

-6,1

-8,7

На сельскохозяйственное водоснабжение

-22,2

1,6

-11,1

-11,9

-14,3

На поддержание пластового давления

1,7

-4,0

2,4

1,9

5,0

На хозяйственно-питьевое водоснабжение использовано 59,17 млн. м3, что ниже уровня 2004 года на 39,6 %. Снижение использования воды на хозяйственно-питьевые нужды произошло по следующим причинам:

- наведение порядка в учете за счет установки водоизмерительных приборов;

- отказ от расчетного метода определения объемов водопотребления населения;

- проведение налоговыми органами сверок в части использования воды на хозяйственно-питьевые нужды населения;

- снижение численности населения.

Всего на производственные нужды использовано воды – 422,22 млн. м3, по сравнению с 2004 годом водопотребление на эти цели сократилось на 8,7 %.

Сокращение объема использования воды на производственные нужды связано, в первую очередь, с уменьшением использования воды крупными предприятиями. Так ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» сократило использование воды на 15,93 млн. м3 (за счет уменьшения использования воды на единицу продукции), Сосногорская ТЭЦ ТГК-9 на 7,0 млн. м3 (за счет снижения выработки энергии) и так далее. Так же сократилось на 24,83 млн. м3 использование технической воды и составило 425,47 млн. м3 (94,49 % к уровню прошлого года).

В целом водопотребление по Республике Коми в 2009 году, в сравнении с 2004 годом уменьшилось на 11,7 %.

Основными факторами такой тенденции являются: уменьшение количества предприятий, осуществляющих использование водных ресурсов, миграционный отток населения с территории республики, установка приборов учета водопотребления, а также повышение стоимости потребляемой воды.

По отраслям забор свежей воды в 2009 году составил:

- теплоэнергетика – 265,49 млн. м3 (44,80 % от общего по Республике),

- целлюлозно-бумажная – 123,81 млн. м3 (20,89 % от общего по Республике),

- жилищно-коммунальное хозяйство – 121,34 млн. м3 (20,47 % от общего по Республике),

- топливная – 63,42 млн. м3 (10,70 % от общего по Республике),

- лесопильная и деревообрабатывающая – 10,15 млн. м3 (1,71 % от общего по Республике).

Наиболее крупными водопотребляющими районами республики являются МО ГО «Сыктывкар», МО ГО «Воркута», МО МР «Сосногорск», МО ГО «Усинск», МО ГО «Ухта», МО ГО «Инта», МО МР «Печора», поскольку в них сосредоточены основные водоемкие отрасли промышленности.

Общий объем оборотного и повторно-используемого водоснабжения по Республике в отчетном году составил 1429,94 млн. м3, что на 30,3 млн. м3 меньше предыдущего года (97,92 % к уровню прошлого года). Причем его уменьшение произошло в основном за счет сокращения объемов на объектах энергетики.

Повторное использование воды сократилось на 10,17 млн. м3 и составило 115,97 млн. м3 (91,94 % к уровню прошлого года). В первую очередь за счет общего уменьшения использования воды в ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (-10,43 млн. м3).

Оборотное использование сократилось на 20,14 млн. м3 и составило 1313,97 млн. м3 (98,49 % к уровню прошлого года).

На каждый кубический метр общего уровня водоснабжения предприятий республики приходится 2,53 м3 оборотного и повторно-используемого водоснабжения.
1.3. Оценка состояния водных ресурсов
На состояние водных ресурсов оказывают влияние как антропогенные, так и природные факторы. Характерными загрязняющими веществами, влияющими на оценку качества воды, являются соединения железа и меди в большей степени за счет природного фактора.

Наибольшая загрязненность поверхностных вод на территории Республики Коми отмечается в промышленно-развитых районах – Воркутинском, Интинском, Печорском, Сосногорском, Ухтинском и Сыктывкарском.

В 2009 году в республике сброс сточных вод в поверхностные водные объекты составил 495,18 млн. м3 (в 2008 году 425,89 млн. м3), в том числе 108,93 млн. м3 (в 2008 году 117,84 млн. м3) загрязненных сточных вод (или 22 % от общего объема сброшенных вод).

Сброс ливневых вод в водные объекты в целом по республике составил 2,67 млн. м3 (в 2008 году -2,52 млн. м3), в т.ч. загрязненных -1,74 млн. м3; нормативно-очищенных -0.93 млн. м3 (34,83 % общего сброса ливневых вод).

С 2004 года по настоящее время на территории республики наблюдалось уменьшение объема сбрасываемых сточных вод. Связано это было, прежде всего, с уменьшением забора воды как из поверхностных, так и из подземных источников.

Общий объем водоотведения в поверхностные водные объекты в 2009 году уменьшился в сравнении с 2008 годом на 31,91 млн. м3.



Основными предприятиями, на которых произошло уменьшение сброса сточных вод являются ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (-7,24 млн. м3), МУП «Сыктывкарский Водоканал» (-1,22 млн. м3), Воркутинская ТЭЦ-2 ОАО ТГК-9 (-6,39 млн. м3), Сосногорская ТЭЦ ОАО ТГК-9 (-4,79 млн. м3).
Таблица № 2
Анализ водоотведения и оборота воды (в % к 2004 году)


Наименование показателей

2005 (%)

2006 (%)

2007 (%)

2008 (%)

2009(%)

Сброшено сточных вод в поверхностные водные объекты, всего в том числе:

- 0,8

-2,9

-7,2

7,1

-12,9

Загрязненных, без очистки

17,2

22,2

-5,2

35,5

38,3

Загрязненных, недостаточно очищенные

-2,7

-8,8

-11,8

-16,9

-24,1

Нормативно-чистых, без очистки

2,0

-0,7

-4,4

3,7

-8,9

Нормативно-очищенных на СБО

-11,5

4,4

-13,5

10,1

-17,7

Нормативно-очищенных на СФХО

8,2

3,9

-6,1

5,9

-10,8

Нормативно-очищенных на СМО

-8,6

-14,4

-18,1

-21,1

20,6

Сброшено ливневых вод

-23,1

8,3

-57,1

16,8

11,9

Расход воды в системе оборотного и повторно-последовательного водоснабжения

-2,7

1,0

5,0

6,4

-4,1

Мощность очистных сооружений

-2,0

-4,7

-4,8

-5,0

-6,0

Общий объем оборотного и повторно-используемого водоснабжения составил 1429,94 млн. м3 (в 2008 году -1460,2 млн. м3), что на 30,3 млн. м3 меньше. Снижение произошло на Печорской ГРЭС (-20,63 млн. м3) по производственной деятельности, Сосногорской ТЭЦ (-7,88 млн. м3), ремонт градирен, Воркутинская ТЭЦ (-1,9 млн. м3) и другие.

Увеличение достигнуто на ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (+4,44 млн. м3), Воркутинская ТЭЦ-1 ОАО ТГК-9 (+0,16 млн. м3).

Как видно из таблицы №2 к положительным тенденциям следует отнести снижение сброшенных сточных вод в поверхностные водные объекты, увеличение нормативно – очищенных вод на СМО, к отрицательным снижение мощности очистных сооружений и большой объем сброшенных без очистки ливневых вод.

Основными причинами ухудшения качества воды в источниках являются:

- несоблюдение режима использования прибрежных защитных полос, водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников водоснабжения;

- сброс сточных вод ненормативного качества и неочищенных ливневых стоков в черте населенных пунктов;

- использование морально устаревших технологий очистки стоков.

Основными источниками загрязненных сточных вод являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и агропромышленного комплекса, производства целлюлозно-бумажной продукции и нефтепродуктов, а также предприятия угольной промышленности.

На качество водных ресурсов так же оказывает влияние негативное воздействие вод – паводки, подтопление и затопление земель, населенных пунктов и объектов экономики, интенсивное хозяйственное использование и бесконтрольная застройка частным сектором паводковых территорий. В бассейнах рек Печора, Вычегда в последние годы наблюдаются прогрессирующие размывы береговой части, оползни, угрожающие населенным пунктам, домовладениям, мостовым переходам, линиям электропередач.

Высокую степень воздействия на водные объекты оказывает рассредоточенный (диффузный) сток с селитебных территорий, площадей, занятых отвалами и отходами промышленного производства, а также связанный с разливами нефти.

Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.

Большинство из водохозяйственных участков на территории Республики Коми характеризуются высокой степенью загрязнения водных объектов и низким качеством воды.
1.4. Оценка современного состояния водопроводно-канализационного комплекса
Коммунальный комплекс республики представляет собой целый комплекс инженерных сооружений и коммуникаций, состояние которых определяет качество оказываемых услуг.

Водопроводно-канализационный комплекс включает в себя 2,6 тыс. км водопроводных сетей; 1,7 тыс. км канализационных сетей; 518 водозаборов, 148 очистных сооружений водопровода и канализации, 408 насосных станций, 334 централизованных водопровода и 123 централизованных системы канализаций. Средний износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет 58%. Коэффициент обновления основных фондов жилищно-коммунального комплекса значительно ниже, чем в среднем по всем отраслям, и составляет в целом по республике 3,4 % в год.

Из-за перегрузки очистных сооружений канализации 21 % сточных вод остается недоочищенными. Из эксплуатируемых водопроводных очистных сооружений до 50 % работают с перегрузкой и физическим износом более 65 %. Износ подземных источников (скважин) составляет 67 %, 490 скважин нуждаются в технической модернизации.

На начало 2009 года в целом по республике водопроводом не было оборудовано 26 % общей площади жилищного фонда, канализацией - 27 %. При этом в сельской местности значения данных показателей составляли 79 % и 82 % соответственно. Во всех городах уровень оборудования жилищного фонда водопроводом и канализацией превышает среднереспубликанский показатель, во всех районах - ниже среднереспубликанского показателя.

Услугами централизованного водоснабжения пользуются 80 % населения республики. 523 сельских населенных пункта и 3 поселка городского типа не имеют инженерных сооружений для централизованного водоснабжения. В 2010 году подано в сеть 107 млн. м3 воды, заменено 9 % сетей из 18 % водопроводных сетей, нуждающихся в замене.

Не имеют сооружений канализации 645 сельских населенных пунктов и 7 поселков городского типа. В 2010 году пропущено сточных вод 85,2 млн. м3, в том числе через очистные сооружения коммунальных канализаций 54,7 млн. м3, заменено 2 % сетей из 5 % канализационных сетей, нуждающихся в замене.

Сброс ливневых вод в водные объекты в целом по республике составил 2,67 млн. м3 (в 2008 году -2,52 млн. м3), в т.ч. загрязненных -1,74 млн. м3; нормативно-очищенных -0.93 млн. м3 (34,83 % общего сброса ливневых вод).

Общее количество действующих организаций коммунального комплекса по состоянию на 1 января 2010 года составило 150 организаций, из них 125 организаций или 83,3 % - организации частной формы собственности.

Организации коммунального комплекса в течение ряда лет не могут в полном объеме привлекать инвестиции на реконструкцию объектов водоснабжения и канализации, а также использовать кредитные и заемные средства, так как их дебиторская задолженность составляет 7,5 млрд. рублей, а кредиторская задолженность - свыше 8,7 млрд. рублей.

При этом организациями, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения, проведены энергоэффективные мероприятия по внедрению новых технологий и установке энергосберегающего оборудования на сумму 7,4 млн. рублей, экономическая эффективность которых составила около 1,0 млн. рублей. Организациями, осуществляющими деятельность в сфере водоотведения, проведены энергоэффективные мероприятия по внедрению новых технологий и установке энергосберегающего оборудования на сумму 7,4 млн. рублей, экономическая эффективность которых составила 0,5 млн. рублей.

Введено в действие 17,7 км водопроводных сетей и 7,0 км канализационных сетей, водопроводных очистных сооружений мощностью 6,3 тыс. м3 в сутки и канализационных очистных сооружений мощностью 47,8 тыс. м3 в сутки.
Таблица № 3

Показатели работы коммунальных сетей Республики Коми

за 2009 год в сравнении с субъектами России,

входящими в Северо-Западный федеральный округ




Утечка и неучтенный расход воды, в процентах к подаче воды

Число аварий на уличных сетях,

на 100 км сетей

водопроводных

канализационных

Республика Карелии

15,3

57

16

Республика Коми

27,5

35

4

Архангельская область

33,2

34

70

Вологодская область

19,0

46

29

Калининградская область

27,3

29

9

Мурманская область

13,7

4

1

Новгородская область

28,6

10

2

Псковская область

29,9

63

22
Разработан проект долгосрочной республиканской целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Коми» на 2011-2015 годы с подпрограммой «Содействие в осуществлении реконструкции и строительства объектов коммунальной инфраструктуры», разрабатывается проект региональной программы «Чистая вода».

Организациями коммунального комплекса осуществляется ремонт трубопроводов и прокладка трубопроводов методом разрушения без нарушения элементов благоустройства и с меньшими ограничениями движения автомобильного транспорта и пешеходов.

МУП «Сыктывкарский Водоканал» во исполнение инвестиционной и производственной программ с применением новейших технологий завершено:

- строительство четвертого блока водопроводных очистных сооружений (внедрен метод напорной флотации). Введение четвертого блока в эксплуатацию можно назвать настоящим прорывом в новой качественной очистке питьевой воды с применением самых современных технологий;

- производство и использование гипохлорита натрия вместо жидкого хлора в качестве средства дезинфекции воды, тем самым, исключается содержание хлорорганических соединений, что, несомненно, улучшает качество питьевой воды.

Вместе с тем потребность в средствах для выполнения основных работ по реконструкции и строительству объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований составляет порядка 900,0 млн. рублей.

По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, в среднем по России физический износ коммунальных сетей водопровода достиг 65%, водопроводных насосных станций - 65%, очистных сооружений водопровода - 54%.

Износ сетей водоснабжения в Республике Коми на начало 2010 года составляет 64 %, канализационных сетей - 79 %, в ветхом состоянии находятся 16 % водоводов и 19 % внутриквартальных и внутридомовых водопроводных сетей, 15 % главных канализационных коллекторов и 14 % внутриквартальных и внутридомовых канализационных сетей.

В 2010 году уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры незначительно снижен за счет реализации мероприятий целевой республиканской программы «Содействие в осуществлении проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Коми» на 2008-2012 годы» по проведению капитального ремонта внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, а также мероприятий подпрограммы «Содействие в осуществлении реконструкции и строительства объектов коммунальной инфраструктуры» целевой республиканской программы «Жилище» на 2008-2012 годы - реконструкции и строительства объектов водоснабжения, водоотведения.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми прямые потери и неучтенный расход воды составляют 24 % к поданной в сеть воды. При фактическом потреблении воды одним жителем, пользующимся услугами централизованного водоснабжения, в 93 литра, ежедневные потери составляют 73 литра воды.

По данным Управления Роспотребнадзора по Республике Коми основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды, подаваемой населению республики, являются: загрязнения источников водоснабжения, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, отсутствие на водопроводах очистных сооружениях и обеззараживающих установок, эксплуатация морально устаревших очистных сооружений. Удельный вес неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям в Республике Коми выше, чем по Российской Федерации. Неудовлетворительные показатели питьевой воды водопроводов отмечены в городах Усинск, Сыктывкар, Ухта, в Прилузском, Сыктывдинском, Княжпогостском и Корткеросском районах.
Таблица № 4
Показатели качества питьевой воды водопроводов





Доля проб, не соответствующих гигиеническим нормам,

в процентах к общему числу проб

по химическим показателям

по микробиологическим показателям

2005 год

32,4

3,4

2006 год

17,7

1,5

2007 год

23,2

1,8

2008 год

29,3

1,7

2009 год

42,6

2,4

Продолжает оставаться сложной ситуация с обеспечением водопроводов очистными сооружениями и обеззараживающими установками. По данным Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Коми 34 % водопроводов не имеют систем водоподготовки, 13 процентов - обеззараживающих установок. Неблагополучное положение сложилось в городах Инте, Печоре, Усинске, Прилузском, Сысольском, Усть-Цилемском, Сосногорском, Княжпогостском районах.

Неблагополучная ситуация с отводом и очисткой сточных вод наблюдается в городах Сыктывкаре, Печоре, в Койгородском, Корткеросском, Сыктывдинском, Троицко-Печорском, Прилузском и Усть-Вымском районах. Уровень очистки сточных вод коммунальными канализациями не доводится до нормативного в связи с заниженной мощностью коммунальных очистных сооружений канализации более чем в 2 раза по сравнению с мощностью водопроводов.
1.5. Анализ состояния гидротехнических сооружений
Гидротехнические сооружения (ГТС) – сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов (рек, озёр, морей, грунтовых вод) или для борьбы с разрушительным действием водной стихии. При помощи гидротехнических сооружений решаются на практике вопросы использования, охраны водных ресурсов, борьбы с негативным воздействием вод и т. п.

В настоящее время количество гидротехнических сооружений, расположенных на территории республики составляет 305 объектов, из них напорные ограждающие 21, водозаборные 81, водосбросные 183, портовые 2 и дюкеры 18.

Из всего комплекса гидротехнических сооружений: 119 (38,6 %) находятся в муниципальной собственности или считаются бесхозяйными ГТС, 19 (6,2 %) в государственной собственности (10 в федеральной и 9 в республиканской , 170 (55,2 %) в частной собственности.

Из 305 гидротехнических сооружений, расположенных в республике удовлетворительное техническое состояние имеют 178 (58,3%), на 127 (41,6%) объектах требуется проведение капитального ремонта, реконструкции либо нового строительства.

Частными компаниями ОАО «ТГК-9», ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «Водоканал-Сервис», МУП «Ухтаводоканал» проводятся плановые работы по обеспечению безопасности ГТС, включая строительство, реконструкцию очистных сооружений и внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий.

Неудовлетворительное техническое состояние ГТС и водохозяйственных объектов отмечается в основном в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где 55% гидросооружений требуется проведение капитального ремонта или реконструкции. Такая ситуация с состоянием гидротехнических сооружений обусловлена длительностью их эксплуатации и, вследствие этого, высоким износом.

В целом происходит ухудшение технического состояния и эксплуатации гидротехнических сооружений, многие из которых находятся в аварийном и предаварийном состоянии. Значительная часть этих сооружений в настоящее время являются бесхозяйными.
1.6. Предоставление водных объектов в пользование
С введением в действие нового Водного кодекса в Российской Федерации отменена система лицензирования водопользования, взамен введены гражданско-правовые отношения, основанные на предоставлении водных объектов в пользование на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование с обязательной регистрацией прав предоставления, изменения, прекращения пользования водными объектами в государственном водном реестре.

Порядок предоставления прав пользования водными объектами регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных объектов в пользование» и от 12.03.2008 №165 «О порядке подготовки и заключении договора водопользования». В случае использования акватории водного объекта, в том числе в рекреационных целях (отдыха, туризма, спорта), заключение договора водопользования происходит по результатам открытого аукциона. Порядок заключения такого договора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 №230 «О договоре водопользования, права на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».



За период (2007-2010 годы) осуществляемой Минприроды Республики Коми деятельности по предоставлению прав пользования водными объектами, оформлены правоустанавливающие документы на водопользование 73 предприятиям и организациям Республики Коми; оформлено 602 правоустанавливающих документа на водопользование, в том числе: заключено 96 договоров водопользования и принято 506 решений о предоставлении водных объектов в пользование. В результате проведенной работы поступило доходов от платы за пользование водными объектами 73,2 млн. рублей. Данные по годам приведены в таблице №5.
Таблица №5
Предоставление прав пользование водными объектами на территории Республики Коми в 2007-2010 годах


Показатель

Ед. изм.

2007**

2008

2009

2010

Всего

Количество предприятий и организаций, которым предоставлено право пользование водными объектами*

шт.

5

34

60

73

73

Количество оформленных правоустанавливающих документов на водопользование (всего)

шт.

19

89

250

244

602

в том числе:



















договоров водопользования

шт.

2

19

31

44

96

решений о предоставлении водных объектов в пользование

шт.

17

70

219

200

506

Поступило в федеральный бюджет доходов от платы за пользование водными объектами по заключенным Минприроды Республики Коми договорам водопользования

млн руб.

0

1,6

28,9

42,7

73,2

* Данные представленные с нарастающим итогом

** До 2007 г. предоставлялись лицензии на водопользование.


Значительная доля водопользования на территории Республики Коми осуществляется на основании принятых решений о предоставлении водных объектов в пользование (84 % от общего количества оформленных правоустанавливающих документов на водопользование). Основная часть принятых Минприроды Республики Коми решений о предоставлении водных объектов в пользование оформлены для целей строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов (61,5 % от общего числа принятых решений). Оформление данного вида решений связано с реализацией на территории республики инвестиционного проекта «Строительство системы магистральных газопроводов «Бованенково-Ухта».

Водопользование, осуществляемое на основании заключенных договоров водопользования, оформлено в основной своей массе для целей забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и составляет 90,6 % от общего числа оформленных договоров. 9,4 % - составляют договоры водопользования, заключенные в целях использования акваторий водных объектов для размещения плавательных средств.

Значительная доля поступлений в федеральный бюджет от платы за пользование водными объектами в соответствии с заключенными Минприроды Республики Коми договорами водопользования приходится на забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и составляет 99,9 % от общего объема поступлений.

В структуре поступлений доходов от платы за пользование водными объектами по видам экономической деятельности плательщиков в долевом соотношении преобладает топливно-энергетический комплекс, доля которого составляет 77,3 %, далее жилищно-коммунальное хозяйство – 14,4 %, нефтяная и газовая – 6,4 % и прочие. В связи с постепенным переходом от лицензий на водопользование к договорам водопользования отмечается рост доходов от платы за пользование водными объектами от предприятий жилищно-коммунального хозяйства, нефтяной и газовой промышленности.

Проанализировав процесс предоставления прав пользования водными объектами на территории Республики Коми на основе отчетных данных 2007 – 2010 годов, следует отметить следующие тенденции в развитии водопользования:

В ближайшей перспективе 2011-2013 годов продолжится постепенный переход от системы лицензирования водопользования к гражданско-правовым отношениям, основанным на предоставлении водных объектов в пользование по договорам водопользования и решениям о предоставлении водных объектов в пользование. Вследствие чего произойдет увеличение доходов федерального бюджета от платы за пользование водными объектами по заключенным Минприроды Республики Коми договорам водопользования.

Следует ожидать увеличение доли договоров водопользования для использования акватории водных объектов, в том числе в рекреационных целях, в случаях, когда договором водопользования предусматривается разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта – на территории Республики Коми - оформление договоров водопользования на использование акватории водных объектов с целью обустройства пляжей, иных мест отдыха, спорта и туризма.

В рамках оказания государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование наряду с оформлением правоустанавливающих документов на водопользование возрастет значимость контроля исполнения установленных в договорах и решениях условий водопользования.


1.7. Оценка реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий
Водохозяйственные и водоохранные мероприятия проводятся в целях снижения риска от негативного воздействия вод, охраны водных объектов от антропогенного воздействия и уменьшения последствий для хозяйственной и иной деятельности населения от наводнений.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации Минприроды Республики Коми осуществляет меры по охране водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод на водных объектах, расположенных на территории Республики Коми.

Данные полномочия реализуются за счет субвенций из федерального бюджета, которые предоставляются республиканскому бюджету Республики Коми при достаточном обосновании водохозяйственных мероприятий.

Предпосылками проведения таких работ является затопление (подтопление) населённых пунктов, территорий промышленных предприятий, объектов коммунального и сельского хозяйства, разрушение частичное или полное объектов хозяйственной деятельности, (жилых и промышленных объектов, линий связи и электропередач, мостов и т.д.), которые происходят в семи муниципальных образованиях, с причинением больших ущербов населению, экономики региона, составляющих сотни миллионов рублей ежегодно.

Кроме того, происходит захламление бытовыми, промышленными, сельскохозяйственными отходами, топляками и др. русел и пойм рек, котловин озёр (водохранилищ), которые необходимо чистить.

Общая протяженность водных путей, на которых требуется провести расчистку, составляет 645 км.

На охрану водных объектов и предотвращение негативного воздействия вод, начиная с 2007 года, из федерального бюджета ежегодно выделяются субвенции на вышеизложенные мероприятия в сумме не менее 10 млн. руб., которые выросли за пять лет на 29%. За счет предоставленных субвенций проведены работы по укреплению берегов и расчистке русел рек Кажым, Ухта, Ижма.

Важнейшей составляющей деятельности является обеспечение безопасности ГТС. Из 135 объектов, находящихся в собственности муниципальных образований и бесхозяйных гидротехнических сооружений, 67 % требуют проведения капитального ремонта и реконструкции. На эти цели выделяются субсидии из федерального бюджета и осуществляется долевое финансирование из республиканского бюджета Республики Коми.

По сравнению с 2007 годом размер предоставляемых субсидий вырос в 3 раза и составил 15 млн. руб. в год. За счет данных средств проведен капитальный ремонт пяти объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Для обоснования и защиты субсидий из федерального бюджета Минприроды Республики Коми проводится опережающая подготовка проектно-сметной документации по объектам капитального ремонта и капитального строительства гидротехнических сооружений.

В настоящее время разработаны проекты капитального характера по пяти объектам, расположенным в Республике Коми на реках Сысола, Колва, Локчим, Б. Инта и Кажым общей стоимостью 794 млн. руб. в текущих ценах, которые представляются в федеральные органы власти для включения в Федеральную адресную инвестиционную программу.

Существенное значение имеет предотвращение неблагоприятного развития русловых процессов рек и разрушение берегов. Такие явления, вызванные изменением основного русла реки, наблюдаются на реках Печора, Вычегда и Сысола, что может привести к серьезному ущербу. В зоны разрушения берегов рек попадают 295 жилых строений.

В этих целях выполнен сбор данных по гидрологическому состоянию русел рек Вычегда, Печора и оценке состояния их берегов, а также разработаны проекты по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на участках рек Локчим, Вычегда, Сысола.

Обследования показали, что в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах наблюдается наличие несанкционированных свалок, захламлённых бытовыми и другими отходами территорий, сбросов загрязнённых сточных вод и др.



В настоящее время разработаны проекты по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на участках реки Локчим (на участке от п. Усть-Локчим до п. Немск); реки Вычегда (на участке от Эжвы до с. Усть-Кулом), реки Сысола (на участке от г. Сыктывкара до с. Визинга). При этом протяженность установленных границ водоохранных зон составила 141,75 км.

Общий объем затрат на выполнение водоохранных мероприятий за 2007-2010 годы составил – 122151,7 тыс. руб. В 2010 году за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми выполнено работ на сумму 55522 тыс. руб., что больше выполнения 2009 году на 87,7%.




  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал