Проекта: Его Величество- карельский Лес



Дата01.05.2016
Размер91.2 Kb.
Утверждаю

директор МОУ «Лицей №40»

_______________________________ Савицкая С.В

Проект

Его Величество – Карельский Лес

Руководитель проекта:

Феклистова О.Н.,

учитель биологии МОУ «Лицей №40»

Петрозаводск

2012
Данные проекта

Название проекта: Его Величество- Карельский Лес.

Целевая группа: мини-группы учащихся 6-9 классов

Описание проекта

Республика Карелия расположена на северо-западе Европейской части России в таежной зоне (подзонах северной и средней тайги). Типичными естественными экосистемами для республики являются лес, водоем, болото. Лесами занято более 50% территории Карелии. Лесной биогеоценоз представляется наиболее доступной для изучения экологической системой. При изучении леса на конкретном краеведческом материале у учащихся формируются экологические понятия и представления.



Цели проекта:

  • экологическое образование учащихся на основе углубленного изучения лесного биогеоценоза.

  • привлечение внимания детей к возможности решения сложных экологических проблем, осознание ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.

Основные задачи проекта:

  1. Усвоение учащимися знаний о биогеоценозе леса, основных его компонентах и связях между ними.

  2. Формирование у школьников представлений о многообразии живых организмов лесов региона.

  3. Формирование у школьников понятий о рациональном, научно-обоснованном использовании лесных ресурсов с учетом особенностей лесных экосистем края.

  4. Развитие у учащихся интеллектуальных (установление причинно-следственных зависимостей, оценка, прогнозирование, проектирование) и практических умений, связанных с изучением и благоустройством местного леса. Воспитание у школьников отношения к лесам края как к универсальной ценности на основе представлений о водоохранном, почвозащитном, экономическом, гигиеническом, эстетическом, познавательном значениях леса.

  5. Овладение учащимися некоторыми практическими умениями и навыками, необходимыми для организации научно-исследовательской деятельности.

Организация работы над проектом


Задачи

Пути решения

Усвоение учащимися знаний о биогеоценозе леса, основных его компонентах и связях между ними.


  1. Изучение литературных и интернет-источников .

  2. Экскурсии в визит-центр национального парка «Ведлозерский»

  3. Экскурсии в музей леса республиканского детского-эколого биологического центра

  4. Экскурсии в Институт леса КНЦ РАН

  5. Сотрудничество с пририродоохранной организацией СПОК

Изучение многообразия живых организмов.


  1. Изучение видового состава и фенологических фаз развития растений леса.

  2. Эколого-морфологические особенности строения растений в типичных по микроклиматическим условиям участках леса: растения скальных сухих участков, растения влажных мест, растения под пологом леса.

  3. Изучение животного населения на участке леса, в том числе по следам жизнедеятельности (галлы, погрызы, экскременты, повреждения шишек и т.п.).

  4. Описание участка леса как биогеоценоза.

Изучение антропогенного воздействия на лес.


  1. Оценка экологического состояния лесных экосистем

  2. Оценка качества атмосферного воздуха с помощью методов биоиндикации.

  3. Определение степени рекреационной дигрессии

  4. Биоиндикация состояния среды с использованием морфологических признаков сосны обыкновенной




Овладение учащимися практическими умениями и навыками, необходимыми для организации научно-исследователь-ской деятельности.


  1. Формирование навыков презентации результатов собственной деятельности (работа с программами Ехсеl, Flаsh, Power Point, Publisher и др)

  2. Организация сетевого взаимодействия учащихся.

  3. Представление исследования на конференциях различного уровня результатов




Перспективный план работы над проектом на 2012 год


Срок

Организация работы

Февраль

  1. Открытие проекта

  2. Формирование групп учащихся

  3. Выбор темы исследования ( совместно со специалистами СПОК, кафедры ботаники и физиологии растений ПетрГУ, Института леса КНЦ РАН)

  4. Изучение литературных и интернет -источников .




Март

  1. Экскурсия в визит- центр национального парка «Водлозерский»

  2. Знакомство с методиками исследования.

  3. Экскурсия в музей леса РДЭБЦ

  4. Изучение литературных и интернет- источников .




Апрель

  1. Представление результатов работы с литературными и интернет- источниками .

  2. Участие в программе «Марш парков»

  3. Экскурсия в Институт леса КНЦ РАН

  4. Игра « Создание ООПТ» ( совместно с природоохранной организацией СПОК)




Май

  1. Формирование навыков работы с интернет- картами, электронными определителями, on- line досками

  2. Изучение литературных и интернет- источников

  3. Экскурсия в ландшафтный заказник «Заозерский» к самой большой ели Феноскандии




Июнь

Практические работы на базе РДЭБЦ «Маткачи»

  1. Эколого-морфологические особенности строения растений в типичных по микроклиматическим условиям участках леса: растения скальных сухих участков, растения влажных мест, растения под пологом леса.

  2. Изучение животного населения на участке леса, в том числе по следам жизнедеятельности (галлы, погрызы, экскременты, повреждения шишек и т.п.).

  3. Описание участка леса как биогеоценоза

  4. Биоиндикация состояния среды с использованием морфологических признаков сосны обыкновенной




Июльт

  1. Практические работы на базе НП « Паанаярви»




Сентябрь

  1. Обработка результатов исследования

  2. Подготовка к защите исследовательской работы




Октябрь

Конференция «Его Величество- Карельский лес»



Темы исследовательских работ учащихся

1. Оценка санитарного состояния лесных экосистем

2. Бриофлора леса

3. Лихенофлора леса

4. Микобиота леса

5. Оценка качества атмосферного воздуха с помощью методов биоиндикации.

6. Беспозвоночные животные леса.

7. Оценка возобновления леса.

8. Влияние кострищ на лесные сообщества.

9. Оценка чистоты воздуха по состоянию сосны обыкновенной.

10. Изучение рекреационного воздействия на лесное сообщество.

11. Оценка экологического состояния лесных экосистем.

12. Определение стадий рекреационной дигрессии лесных экосистем.

13. Индикация почв с помощью растений.

14. Муравьи – компонент зооценоза лесной экосистемы.

Результаты проекта

В результате работы над проектом учащиеся должны знать:

Значение леса в природном комплексе и в жизни населения края.


  • Структуру лесного биогеоценоза: основные компоненты и связи между ними.

  • Типичные (наиболее распространенные) в лесных сообществах виды растений, животных, грибов, лишайников.

  • Характерные экологические группы растений и животных в лесах края.

  • Факторы антропогенного воздействия на лесной Основные причины снижения биоразнообразия в лесных экосистемах края.

Уметь:

  • Объяснять особенности характерных экологических групп растений и животных в лесах края.

  • Оценивать значение лесных экосистем в природном комплексе и в жизни населения края.

  • Оценивать результаты антропогенного воздействия на экосистему местного леса.

  • Прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия антропогенного воздействия на лес в своей местности и на леса края в целом.

  • Распознавать в природе, по иллюстрациям и гербариям типичных представителей флоры и фауны лесов

  • Выявлять основные компоненты в структуре лесного биогеоценоза (практически, в естественных условиях).

  • Выдвигать предположения и формулировать экологические проблемы, связанные с местным лесом.

  • Оформлять результаты поисковой работы в форме гербариев, коллекций, описания, таблиц, нанесения объектов на план местности, выполнения рисунков, фотографий и т.п.

  • Проектировать меры по сохранению и улучшению экологического состояния местного леса.

  • Готовить сообщения по результатам поисковой работы (наблюдений, изучения печатных источников, бесед со специалистами), выступать с ними, участвовать в дискуссиях при обсуждении проблем.


Отчетность и представление результатов

В качестве отчета будут представлены: планы занятий ,описание организации деятельности в рамках проекта , полученная информация в виде собранных ресурсов и материалов: фото, графические изображения, звуковые файлы, текст,



По окончании реализации проекта планируется создание электронного сборника исследовательских работ учащихся


Основные направления работы

Тематический план теоретических занятий

  1. Что такое лес?

Значение леса в природном комплексе и в жизни населения края. Представители разных наук о лесе. Лес как биогеоценоз (сообщество живых организмов вместе с участком территории). Леса - источник кислорода. Водоохранное, почвозащитное значение лесов в природе. Лес - источник энергии, сырья для промышленности, пищевых продуктов, лекарственного сырья, пушнины и т.п. для человека. Лес и здоровье людей.

  1. Познавательное значение леса. Лес и народное творчество населения края: эпосы, легенды, сказки, народные игры, игрушки, вышивка, плетение из бересты, памятники деревянного зодчества и т.п.

  2. Лесной биогеоценоз. Структура биогеоценоза леса: живые (растения, животные, грибы, лишайники, микроорганизмы) и неживые (почва, атмосфера) компоненты. Роль живых организмов в круговороте веществ. Продуценты, консументы, редуценты. Цепи и сети питания. Поток энергии в биоценозе.

  3. Фитоценоз леса. Понятие о фитоценозе. Полог леса, подлесок, травянистые растения, живой напочвенный покров, мертвый напочвенный покров. Надземная и подземная ярусность растений в лесу. Доминирующие виды.

  4. Животные - компонент лесного биогеоценоза

  5. Факторы антропогенного воздействия на леса края.

Лес - возобновимый природный ресурс. Факторы антропогенного воздействия на леса региона: вырубка леса, посев и посадка леса, лесные пожары, использование химических средств, загрязнение воздуха, кислотные дожди, рекреационная нагрузка, фактор беспокойства, нерегулируемый сбор грибов, ягод, лекарственного сырья, выпас скота, осушение болот, уничтожение редких видов растений и животных. Результаты антропогенного воздействия на леса - снижение продуктивности, уменьшение видового разнообразия, истощение лесных ресурсов, ухудшение рекреационных и эстетических качеств леса.

  1. Рациональное использование ресурсов леса. Лесовосстановление. Понятие о расчетной лесосеке. Рациональное использование древесины - путь сохранения естественных лесных сообществ. Полное использование дерева - от корней до кроны. Переработка отходов лесопиления и деревообработки. Использование вторичного сырья. Создание лесных культур. Участие школьников в лесовосстановлении. Правила сбора ягод, грибов, лекарственного сырья.

Практические занятия

  1. Изучение видового состава и фенологических фаз развития растений леса.

  2. Изучение животного населения на участке леса, в том числе по следам жизнедеятельности (галлы, погрызы, экскременты, повреждения шишек и т.п.).

  3. Описание участка леса как биогеоценоза. Выявление результатов антропогенного воздействия на местный лес.


Литература

Т.А. Бабакова, А.П. Момотова. Лес - биогеоценоз - программа факультативного курса для учащихся 8-9 классов. - Петрозаводск. ЦНИТ, ПетрГУ, 1998 г.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал