«Проектная и исследовательская деятельность при изучении химии»



Скачать 302.84 Kb.
Дата26.04.2016
Размер302.84 Kb.
Российская Федерация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Михалевская средняя общеобразовательная школа

Ивановский муниципальный район Ивановская область



153534 п. Михалёво, д.25 тел. (4932) 31-78-02 e-mail: mihalevо-scoll@mail.ru

Тема инновационного опыта работы:



Проектная и исследовательская деятельность

при изучении химии и биологии.

Автор:


Налимова О.М. –

учитель химии и биологии.


2014 г.

Информационная карта.


Учреждение образования – МОУ Михалёвская СОШ
Ф.И.О. – Налимова Ольга Михайловна
Образование – высшее, ИвГУ, биолого-химический факультет, 1989г.
Педагогический стаж – 25 лет
Квалификационная категория – высшая
Должность – учитель химии, биологии
Тема работы – «Проектная и исследовательская деятельность при изучении химии».

Психолого – педагогическая цель: «Освоение новых способов педагогической деятельности, обеспечивающих профессиональный рост педагога и личностный рост учащихся».

Стаж работы в данном учреждении – 25 лет


Оглавление.

Стр.


  1. Литературный обзор ………………………………………………………………………4 -11

II. Содержание инновационного опыта

1. Исследовательская деятельность учащихся с использованием ИКТ.

«Использование ПАВ для удаления нефтяных загрязнений с поверхности тела животных»12

«Витамины в жизни человека»…………………………………………………………………..12

«Исследование органолептических свойств воды п. Михалево»……………………………..13

«Проблемы современного питания»…………………………………………………………….14

«Использование молока и молочнокислых продуктов в питании детей и подростков»……15

«Изучение показателей здоровья учащихся»…………………………………………………...16

«Санитарно-гигиеническая оценка классных комнат и её соответствие санитарно-гигиеническим нормам, обеспечивающим здоровье и безопасные условия труда учащихся». 16

2. Проектная деятельность по программе Intel «Обучение для будущего».

Проекты:

«Нефтяные загрязнения и их последствия»…………………………………………………. 17

«Использование поверхностно – активных веществ для снятия нефтяных загрязнений с поверхности тела животных»……………………………………………………………………. 18

«Научный подвиг Менделеева»……………………………………………………………… 18

«Школьное молоко»………………………………………………………………………….. 19

«Молочные реки в школьных берегах»……………………………………………………. 19

«Будь здоров, школяр!»………………………………………………………………………. 20

«Будьте здоровы!»…………………………………………………………………………….. 21



III. Заключение………………………………………………………………………………….. 22

IV. Литература……………………………………………………………………………………. 23

I. Литературный обзор.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно – технологические умения.

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».

Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование, проектная и исследовательская деятельность – новым содержанием.

    В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития.

Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

Педагогическая инноватика - сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Одной из важных задач современной педагогической инноватики, является отбор, изучение и классификация нововведений, знание которой совершенно необходимо современному педагогу.

Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.

     Урок для современного педагога - это повод для реализации себя как личности и профессионала. Каждый раз осуществляется выбор лучшего варианта метода, всегда реализуемого с учетом интересов детей.

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

Структура деятельности педагога.

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Мотивация Педагогические Предмет Педагогические Продукт

цели и задачи педагогической средства и и результат

деятельности способы решения педагогической

поставленных деятельности

задач


Химия и биология – науки, занимающие одно из центральных положений в естествознании, составляют основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Новые образовательные стандарты по химии и биологии отражают социальный заказ общества, учитывают логику наук, а также направлены на всестороннее развитие личности обучающегося.

Новые требования предъявляются и к учителю. Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Инновационная деятельность связывает воедино научно – методическую деятельность педагога и учебно – исследовательскую деятельность учащихся.

Психолого–педагогическая цель: «Освоение новых способов педагогической деятельности, обеспечивающих профессиональный рост педагога и личностный рост учащихся».

Задачи.


  1. Изучить и использовать новые информационные и педагогические технологии, принципы работы с пакетом свободного программного обеспечения.

  2. Внедрять проектно – исследовательскую деятельность учащихся при подготовке к урокам и во внеклассной деятельности по предметам.

  3. Создавать разноуровневые группы учащихся, приобщать слабых школьников к проектной деятельности

  4. Активнее применять электронные приложения к урокам.

Для достижения данной цели и выполнения поставленных задач необходимо использовать такие активные формы обучения, как: лекции с элементами беседы, семинары, ролевые игры, дискуссии, практические работы исследовательского характера. А также методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, индуктивный, дедуктивный, самостоятельная работа.

Анализ работ по проблеме исследования показал, что очень актуальной становится организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.



Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они  работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных наук.

↓ ↓ ↓ ↓


Проблемно- Экспериментальные Натуралистические Исследовательские

реферативные и описательные




Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Структура исследовательских работ для закрепления и обобщения полученных знаний.

Деятельность

Учитель

Ученик

1. Определение темы




2. Определение информационных источников без ограничения свободного выбора и поиска информации




3. Структура отчета по исследовательской работе:

1. введение в тему

2. цели и задачи работы

3. методическая часть

4. практическая часть

5. выводы

6. список информационных источников

4. Оформление работы в печатном виде (10л.), презентация (10) мин., публикации (буклеты, листовки, бюллетени)



Выполняет по указанной структуре, получая консультации учителя.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

  • представление результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.

Работа над проектом включает следующие этапы:



  1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач, выдвижение гипотез.

  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.

  3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.

  4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе).

  5. Исследование, решение конкретных задач.

  6. Обобщение результатов, выводы.

  7. Реализация проекта.

  8. Анализ успехов и ошибок.

Функции учителя при работе учащихся над проектом:

  • помогает ученикам в поиске нужной информации;

  • сам является источником информации;

  • координирует весь процесс;

  • поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь.

Результаты, к которым стремится учитель, осваивая новые способы педагогической деятельности:

  • повышение уровня активности школьников и качества знаний;

  • интеграция между предметами различных образовательных областей;

  • профессиональное самоопределение учащихся;

  • личностный рост учащихся;

  • профессиональный рост педагога.

Начиная с 2007-2008 учебного года методологической основой данного направления работы стала программа Intel «Обучение для будущего». Программа ставит целью подготовку учителей школ к организации эффективного учебного процесса с использованием учащимися информационных коммуникативных технологий. Она представляет синтез проектного исследовательского метода и возможностей компьютерных технологий. Главным действующим лицом в Программе является учащийся.

В основе учебного модуля «Обучение для будущего» положено понятие проекта, аккумулирующее новые педагогические технологии. Учебный проект – это результат самостоятельной творческой деятельности учащихся, организованный на основе использования информационных и компьютерных технологий, имеющих социально значимую и образовательную цель. При изучении модуля учителя знакомятся с анализом основных видов проектной деятельности, критерии по оценке качества проекта, с рядом методических находок по ведению проектной деятельности.


Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.

Этап проведения проекта

Содержание

Продумывание учителем темы проекта

Учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких в соответствии с программой своего учебного предмета

Выбор возрастной категории учащихся

Например, ученики начальной школы, средней, старшей, 9-классники, 8-11кл и т.п.

Формулирование основополагающего вопроса

Это самые абстрактные вопросы в цепи вопросов, служат всеобъемлющей концептуальной структурой для нескольких разделов или всего года обучения

Формулирование вопроса (-ов) учебной темы

Проблемные вопросы, задаваемые в рамках одной дисциплины, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса

Формулирование содержательного (-ых) вопроса (-ов) для исследований учащихся

Частные вопросы основываются в основном на фактах, а не на их интерпретации

Формулирование дидактических целей проекта

Формулирует учитель

Формулирование методических задач

Формулирует учитель

Формулирование проблемы

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта

Выдвижение гипотез решения проблем

Формулируют учащиеся. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследования они подвергаются проверке

Определение творческого названия проекта

Учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований

Формирование групп для проведения исследований

Мини – группы по 4-6 чел.

Обсуждение плана работы уч-ся индивидуально или в группе

Уч-ся продумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, опыты, видеозаписи, и т.п.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации

Учитель с уч-ся обсуждает как найти источники информации

Самостоятельная работа уч-ся в группах, обсуждение задания каждого в группе

План с точным указанием, кто за что отвечает и сроки исполнения

Самостоятельная работа групп

Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности уч-ся в методически нужное русло

Подготовка уч-ся презентации по отчету по проделанной работе

Форма презентации может быть любая

Защита полученных результатов и выводов

Каждой группе на представление результатов – 3-4 мин с иллюстрациями

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта

В процессе исследования используются все четыре метода: эксперимент, наблюдение, анализ (описание) и сравнение.



Эксперимент – научно поставленный опыт, целенаправленное изучение вызванного нами явления в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него с помощью разнообразных приемов и средств. Важнейшее условие эксперимента – повторяемость этого явления каждый раз, когда налицо те же самые условия и когда в этом есть необходимость..

Наблюдение – метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и обществе в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию человека.

В результате сравнения нескольких предметов или явлений имеется возможность установить общие свойства, признаки, присущие данным предметам или явлениям



Анализ метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого, для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого приема – синтеза – в целое, обогащенное новыми знаниями.

В проектной и исследовательской работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Особое внимание обращается на организацию взаимодействия школьников при проведении исследований, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы.

Таким образом, выявлены главные составляющие проектно-исследовательской деятельности.

Проектно – исследовательская деятельность.

↓ ↓ ↓ ↓

Общая цель Согласованные Согласованные Общий результат



методы способы

деятельности

Анализируя методологические и теоретические основы данного направления работы, выяснили, что представляет собой проектная и исследовательская деятельность при изучении химии в современной школе.


  1. Содержание инновационного опыта.


Будь для ученика другом, учителем,

наставником, помощником

и тогда познаешь

счастье благодарности

(педагогическое кредо)

1. Исследовательские работы учащихся с использованием ИКТ.

Начиная с 2002 учебного года, ежегодно участвуем в районных и областных научно – практических конференциях «Молодежь изучает окружающий мир». Совместно с учащимися школы, ведётся большая исследовательская работа, которая формирует у школьников мотивацию к изучению естественных дисциплин. Способствует пропаганде экологических знаний и активизирует научно - исследовательскую деятельность учащихся.

Темы исследовательских работ:

«Использование ПАВ для удаления нефтяных загрязнений с поверхности тела животных».

Цель работы: анализ эффективности использования различных марок СМС для удаления нефтяных загрязнений с поверхности тела животных (мех, перо).

Задачи: 1) изучить источники нефтяных загрязнений и их последствия;

2) изучить методики проведения очистки нефтяных загрязнений;

3) выявить наиболее значимые, дешёвые и безопасные химические методы очистки нефтяных загрязнений;

4) экспериментальным путём определить возможность использования СМС для удаления нефтяных пятен с поверхности тела животных (мех, перо);

5) пропагандировать экологические знания среди учащихся школы и жителей посёлка.
Использование работы в учебном процессе.


Проблема

Место в учебном плане

УУД предметные

УУД специфические

Нефтяные загрязнения.

Существуют ли безопасные химические методы очистки нефтяных загрязнений?

10 кл. 1 полугодие. Тема 3. «Углеводороды». Урок №1. Природные источники углеводородов. Нефть.

9 кл. 2 полугодие. Тема 7. «Химия и жизнь». Урок №4. Природные источники углеводородов.



Классификация природных источников углеводородов; состав нефти; способы её переработки; нефтепродукты.

Приобретаем: исследовательские навыки проведения хим. эксперимента.

Работа с различными информационными источниками; составление презентации.

Приобретаем: самостоятельный инструментальный эксперимент, подбор оборудования, фиксирование и анализ результатов





«Витамины в жизни человека».

Цель работы: углубление и расширение знаний учащихся о роли витаминов в жизни человека.

Задачи :


  1. На основании литературных данных выяснить значение витаминов в жизни человека.

  2. Определить содержание витамина С в различных сортах яблок.

  3. Сравнить содержание витамина С в свежих, замороженных и запеченных яблоках.

  4. Разработать рекомендации по сохранению витаминов в пище человека.

Использование работы в учебном процессе.

Проблема

Место в учебном плане

УУД предметные

УУД специфические

Витамины.

Как сохранить витамины в пище человека.

10 кл. 2 полугодие. Тема 9. «Биологически активные вещества». Урок 1. Витамины.

11 кл. 2 полугодие. Тема 5 «Химия в жизни общества». Урок 5. Химия и повседневная жизнь человека.



Химические формулы витаминов, их классификация, правила употребления.

Приобретаем: исследовательские навыки определения витамина С в продуктах питания.

Обработка источников информации, анализ и выделение нужного, структурирование информации и осмысление роли витаминов в жизни человека. Создание презентации.

Приобретаем: практическое использование знаний в повседневной жизни человека

«Исследование органолептических свойств воды с. Михалево».

Цель работы: изучение изменений органолептических свойств питьевой воды с. Михалево, отобранной в различные сезоны в разных точках отбора проб.

Задачи: 1) изучить основные методики по определению органолептических свойств воды,

2) изучить органолептические свойства питьевой воды в с. Михалево в разные сезоны года, в разных пунктах потребления.

3) изучить способы очистки питьевой водопроводной воды в домашних условиях.

Использование работы в учебном процессе




Проблема

Место в учебном плане

УУД предметные

УУД специфические

Исследование органолептических свойств воды.

Питьевую воду какого качества употребляют жители п. Михалево.

8 кл. 2 полугодие. Тема 6. «Растворение. Растворы. Урок №1. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость.

Растворы. Растворимость. Органолептические свойства воды. Значение пресной воды в жизни человека.

Приобретаем: исследовательские навыки по определению органолептических свойств воды; понятие о качестве питьевой воды.

Подбор источников информации, анализ и выделение нужного, осмысление роли воды в природе и жизни человека. Групповое взаимодействие, рефлексия деятельности, анализ и синтез знаний.

Приобретаем: использование

интегрированных знаний: установление взаимосвязи знаний о воде из различных научных областей (география, физика, биология). Значимость качества очистки питьевой воды для организма. Повседневное использование знаний.




«Проблемы современного питания»

Цель работы: изучение проблем современного питания.

Задачи: 1) изучить основы рационального питания;

2) научиться проводить первичную экологическую экспертизу продуктов питания;

3) выявить пищевые добавки, не разрешенные к применению.

Использование работы в учебном процессе.




Проблема

Место в учебном плане

УУД предметные

УУД специфические

Химия и повседневная жизнь человека.

Химия и пища - вред или польза?

9 кл. 2 полугодие. Тема 7. «Химия и жизнь». Урок №2. Химия и пища.

11 кл. «Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 11 класса». Урок №10. Химия и здоровье человека.



Калорийность белков, жиров, углеводов. Превращения белков пищи в организме. Консерванты пищевых продуктов.

Приобретаем: умение проводить первичную экологическую экспертизу продуктов питания.

Работа с информацией, умение выделять главное, опыт реферативной работы. Групповое взаимодействие, рефлексия деятельности, анализ и синтез знаний.

Приобретаем: повседневное использование знаний, возможность выбора экологически безопасного продукта питания.



«Использование молока и молочнокислых продуктов в питании детей и подростков».
Цель работы: выявление значимости молока и молочнокислых продуктов в питании детей и подростков.

Задачи: 1) Изучить основы питания молочными и молочнокислыми продуктами.

2) Выявить, какое молоко должно быть предназначено для употребления в школьных столовых.

3) Научиться определять лактозу (молочный сахар) в молоке различных производителей.

4) Научиться выделять казеиноген из молока различных производителей.

5) Изучить, как влияет тепловая обработка на содержание лактозы и казеиногена в молоке.

6) Пропагандировать культуру употребления молока среди детей и взрослого населения села Михалево.

Использование данной работы в учебном процессе.

Проблема

Место в учебном плане

УУД предметные

УУД специфические

Молоко и молочнокислые продукты в питании современных школьников.

Является ли молоко значимым продуктом питания?

9 кл. 2 полугодие. Тема 5. «Органические соединения». Урок №8. Понятие об аминокислотах и белках.

Урок №9. Понятие об углеводах.



10 кл. 2 полугодие. Тема 7. «Углеводы». Урок №1, 2. Углеводы, их состав и классификация. Моносахариды и дисахариды.

Тема 8. «Азотсодержащие органические вещества». Уроки №4-5. Белки.



11 кл. 2 полугодие. Тема 5 «Химия в жизни общества». Уроки №5-6. Химия и повседневная жизнь человека.

Состав, строение, структура, биологическая роль белков.

Состав, классификация, свойства и значение углеводов на примере сахарозы.


Классификация и номенклатура углеводов. Вещества и материалы, используемые в практике: сахароза. Строение и свойства дисахаридов.

Белки: пространственное строение белков, тип хим. связи, структура белков. Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные р-ции

Жиры, белки, углеводы в рационе питания. Превращения белков пищи в организме человека.

Развитие пищевой промышленности.



Приобретаем: исследовательские навыки выполнения хим. эксперимента по распознаванию органических веществ (способы определения лактозы и казеиногена в молоке)

Подбор источников информации, умение выделять главное, обобщение по заданной структуре, представление выводов в устном и письменном виде. Групповое взаимодействие, рефлексия деятельности, анализ и синтез знаний.

Приобретаем: способы расширения кругозора по прикладным аспектам науки и повседневное использование знаний. Умение создавать учебные проекты.


«Изучение показателей здоровья человека».

(работа по экологии человека)

Цель работы: оценка физических показателей здоровья учащихся 1, 9, 11 классов, их соответствия возрастным нормам и выработка рекомендаций по улучшению состояния здоровья школьников.

Задачи: 1) изучить показатели здоровья уч-ся 1, 9, 11 кл., характеризующие состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем организма человека, выявить возрастную динамику заболеваемости;

2) оценить показатели физического здоровья уч-ся;

3) выявить факторы, влияющие на состояние здоровья школьников;

4) прививать навыки здорового образа жизни;

5) дать рекомендации по улучшению состояния здоровья.
«Санитарно-гигиеническая оценка классных комнат и её соответствие санитарно-гигиеническим нормам, обеспечивающим здоровье и безопасные условия труда учащихся»

Цель работы: комплексная оценка санитарно-гигиенического состояния классных комнат, её соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

Задачи: 1) изучить экологические факторы, оказывающие непосредственное воздействие на организм учащихся в течение учебного дня;

2) провести санитарно-гигиеническую оценку классных комнат;

3) дать необходимые рекомендации по улучшению состояния классных комнат;

4) ознакомить администрацию школы и школьную общественность с результатами работы. Совместными усилиями устранить имеющиеся недостатки.

2. Проектная деятельность по программе Intel «Обучение для будущего».
Совместная работа, сотрудничество школьников и педагогов выходят за традиционные рамки урока и внеклассных мероприятий. Всё шире используются новые информационные компьютерные технологии. Основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность. Каждый учащийся вовлекается в процесс создания лично значимого для него общественно-полезного учебного продукта. Очень помогает в работе по этому направлению программа «Intel – обучение для будущего», которая помогает учителям глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников.

Разработаны проекты:



«Нефтяные загрязнения и их последствия».

(проект учителя)

Тезис: «Мысли глобально, действуй локально!»



Тема проекта

Дидактические цели

Методические задачи

Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы

Учебно- методический пакет проекта

Нефтяные загрязнения и их последствия

1) Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведения опытов и экспериментов.

2) Научить учащихся хим. методам очистки нефтяных загрязнений.




1)Формирование экологической грамотности учащихся.

2) Привитие навыков работы с ИКТ

3) Формирование умения работать в команде


Что нужно делать для ликвидации нефтяных загрязнений?

1)Существуют ли безопасные химические методы очистки нефтяных загрязнений?

2) Возможно ли применение ПАВ для снятия нефтяных пятен с поверхности тела животных?



Визитная карточка проекта, презентация проекта, презентация учащегося, буклет, листовка, критерии оценивания презентации и публикации, методические и дидактические материалы.



«Использование ПАВ для снятия нефтяных загрязнений с поверхности тела животных».

(проект учащихся)

Тема проекта

Цель

Задачи

Гипотеза

Результат

Оформление работы

Использование ПАВ для снятия нефтяных загрязнений с поверхности тела животных.

Выявить, какие марки СМС эффективны для удаления нефтяных загрязнений с поверхности тела животных.

1) Доказать необходимость и неизбежность увеличения объемов использования нефти и нефтепродуктов на современном этапе

2) Изучить методики очистки нефтяных загрязнений

3) Экспериментальным путем определить возможности использования СМС для данной цели.


Для удаления нефтяных загрязнений с поверхности тела животных поверхностно-активные вещества использовать можно.

Гипотеза подтвердилась частично.

Печатная работа, презентация проекта, буклет, листовка.



«Научный подвиг Менделеева»

(проблемно-реферативный проект учащихся)

Проект посвящен 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева и 140-летию открытия Периодического закона.



Тема проекта

Основопо-

лагающий вопрос



Цели проекта

Задачи

Гипотеза

Результат и оформление работы

Научный подвиг Менделеева.

Как повлиял Менделеев на развитие химической науки?

1) Изучить основные этапы становления научной теории (предпосылки, формулирование обобщения, её дальнейшее развитие)

2) Выявить, каким образом личностные качества ученого способствовали гениальному открытию.



1)Изучить и проанализировать работы предшественников Менделеева

2) Изучить труды Менделеева по химии

3) Изучить жизнь и научную деятельность Менделеева.


Открытие Менделеевым Периодического закона – научный подвиг.

Гипотеза подтвердилась.
Созданы: презентация, слайд–фильм, два буклета, листовка, газета.

Проблемные вопросы:



      1. Почему ни одному из предшественников Менделеева не удалось открыть периодический закон?

      2. Что предвидел Менделеев благодаря своей величайшей научной интуиции?

      3. Каким образом личностные качества ученого способствовали открытию закона?

      4. Каким образом открытие Периодического закона способствовало развитию химии?

«Школьное молоко».

(проект учителя)

Тезис: «Молоко – это изумительная пища, приготовленная самой природой».

И.П.Павлов.



Тема проекта

Дидактические цели

Методические задачи

Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы

Учебно- методический пакет проекта

Школьное молоко

1)Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных практических работ.

2) Научить школьников методам обнаружения лактозы и казеиногена в молоке.



1)Формирование валеологической грамотности учащихся.

2) Привитие навыков использования ИК технологий.

3) Формирование умений работать в команде.


«Школьное молоко», - что это такое?

1)Возможно ли существенное улучшение качества школьного питания?

2) Является ли молоко значимым продуктом питания школьников?

3) Можно ли использовать молоко в качестве лечебного средства?


Визитная карточка проекта, презентация проекта, презентация учащегося, буклет, листовка, критерии оценивания презентации и публикации, методические и дидактические материалы.


«Молочные реки в школьных берегах»

(проект учащихся)


Тема проекта

Цель проекта

Задачи

Гипотеза

Результат и оформление работы

Молочные реки в школьных берегах.

Выявить значимость молока в питании современных школьников.

1) Изучить основы питания молочными и молочнокислыми продуктами.

2) Выявить, какое молоко должно быть предназначено для употребления в школьных столовых.

3) Научиться определять лактозу (молочный сахар) в молоке и выделять казеиноген из молока.

4) Изучить, как влияет тепловая обработка на содержание лактозы и казеиногена в молоке.




Регулярное употребление молока в школьных столовых способствует физическому и интеллектуальному развитию учащихся.

Проверка гипотезы, создание презентации, печатные материалы работы, буклет, листовка.



«Будь здоров, школяр!»

(проект учителя,

работа по экологии человека)

Дидактические цели:

  • Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведения практических работ.

  • Научить школьников методам оценки показателей физического здоровья учащихся на соответствие возрастным нормам.


Методические задачи:

  • Формирование валеологической грамотности учащихся.

  • Привитие навыков работы с использованием информационно-компьютерных технологий.

  • Формирование умений работать в команде.

Основополагающий вопрос:

Почему ухудшается здоровье учащихся в настоящее время?



Проблемные вопросы:

1). Почему физическое развитие – один из показателей здоровья?

2). Соответствуют ли показатели физического здоровья учащихся 1, 6, 9, 11 классов их возрастным нормам?

3). Каким образом человек может улучшить своё здоровье?


«Будьте здоровы!»

(проект учащихся,

работа по экологии человека)

Цель исследования:

Оценка физических показателей здоровья учащихся 1, 6, 9, 11 классов, их соответствие возрастным нормам.



  • Задачи:

  1. Изучить показатели здоровья уч-ся 1, 6, 9, 11 классов, характеризующие состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем организма человека, выявить возрастную динамику заболеваемости

  2. Сравнить физические показатели здоровья уч-ся данных возрастных групп с ранее проведенными исследованиями (2003 г., 2009 г. и 2013 г.)

  3. Выявить факторы, влияющие на состояние здоровья уч-ся. Разработать рекомендации по улучшению состояния здоровья и довести их до сведения учащихся и их родителей.

Гипотеза: За последние 5 лет показатели здоровья учащихся улучшились.

Результат: Гипотеза не подтвердилась.

III. Заключение.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что внедрение инновационной деятельности в первую очередь – это осознанное учителем стремление к самосовершенствованию. Да, старые традиционные методы и способы обучения нами (учителями со стажем) освоены, и легче всего идти проторённой дорогой.

Но ведь ещё Леонардо да Винчи говорил: «Если какая-то работа кажется тебе лёгкой, это значит, что ты не знаешь её и не умеешь делать». Освоение же новых, нетрадиционных форм работы, конечно, требует немало душевных и физических сил, затрат времени. Но это интересно и захватывающе! А самое главное – виден результат работы: заинтересованность ребят, их желание творить вместе с учителем (а очень часто и помогать ему в овладении компьютерной техникой).

«Учитель – человек, который учится всю жизнь». Эта народная мудрость, как никогда, становится особенно актуальной в наше время.

Проработав в школе два десятка лет, осознаёшь, что нет предела человеческому познанию. Новое время выдвигает новые требования современному учителю. И именно инновационная деятельность определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска и реально способствует личностному росту школьников.

Такая работа позволяет:

- актуализировать полученные на уроке знания,

- активизирует познавательную активность,

- формирует целостную картину применения химических знаний,

-формирует следующие специфические знания, умения и навыки: информационную компетентность и оформление отчета о проделанной работе по принятым культурным нормам.
Помимо познавательного и развивающего значения проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует социально – психологической адаптации личности, формированию успешности, подготовке к самостоятельной жизнедеятельности в будущем.

Таким образом, освоение новых способов педагогической деятельности обеспечивает профессиональный рост педагога и личностный рост учащихся.


Литература.


  1. Бухаркина А.Ю., Лапшева Е.Е. Intel Обучение для будущего. Основной курс.- М. Интуит. РУ, 2007.

  2. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. – М. Глобус, 2007.

  3. Ширшина Н.В. Химия. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград. Учитель, 2008.

  4. Электронные приложения к урокам химии. 8-11 классы.

Интернет - ресурсы




  1. Anthropology.ru. Самообразование и инновационный поиск учителя.

  2. www.gumer.info. Педагогика. Передовой педагогический опыт.

  3. www.lexed.ru. Проектирование педагогических технологий.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал