Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп)



Скачать 199.65 Kb.
Дата26.04.2016
Размер199.65 Kb.
ТипГлава






Глава 8

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
8.1. Цели и задачи ППФП

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - одно из направлений системы физического воспитания, способствующее формированию прикладных знаний физических и специальных качеств, умений и навыков. ППФП решает следующие задачи: ускорение профессионального обучения, достижение высокой работоспособности и производительности труда в избранной профессии, использование средств для активного отдыха (во время работы и вне рабочего дня), предупреждение (коррекция) неблагоприятных воздействий некоторых видов труда. В программах средних специальных учебных заведений ППФП обязательна. Ее содержание зависит от профиля выпускаемых специалистов. Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в полевых условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах являются жизненно необходимыми навыками. Ясно, что занятие туризмом для таких специальностей будет подготовкой к профессиональной деятельности.

Специалистам “водных” профессий (плавсостав, гидрологи) необходимо умение плавать, грести, спасать тонущего. Занятия плаванием, подводным плаванием, парусным спортом будут подготовкой к профессии. Эти простые примеры показывают связь профессиональной деятельности с уровнем развития специальных физических качеств и навыков. Однако их связь с трудом значительно сложнее и многограннее.

Постоянное совершенствование машин и механизмов, автоматизация многих видов производства снижают долю физического труда. Возрастает нагрузка на сенсорную (чувствительную) сферу, возрастает эмоциональная нагрузка, повышаются требования к психической устойчивости. Правильно подобранные средства физического воспитания оказывают значительное влияние на эти профессии. Хорошая физическая подготовка человека проявляется в неспецифическом повышении устойчивости организма ко многим неблагоприятным факторам.

Сталевары и прокатчики работают в условиях повышенной температуры, загазованности. Эти трудности легче переносят лица с хорошо развитой силой и выносливостью.

Для подбора средств ППФП требуется точное описание профессии (профессиограмма). В профессиограмме указываются: вид труда, характер труда, условия труда, характер и динамику утомления. Вид труда - физический, умственный, смешанный. Примерами преимущественно физического труда являются профессии сталевара, горняка, трудовые действия которых связаны со значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится спортивная деятельность в большинстве видов спорта. Примерами преимущественно умственного труда являются профессии счетных работников, проектировщиков, операторов ЭВМ и программистов, ученых, студентов.

Характер труда - тяжёлый, средней тяжести, лёгкий (для физического), монотонный, разнообразный, требующий быстрой реакции, точности движений, большого объёма внимания (оператор за пультом управления сложных систем, например), напряжённого внимания (может проявляться как при контроле за многочисленными показателями приборов, так и при обработке токарем сложной детали) и пр. Условия труда - в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, в свободной или стесненной позе), воздействие высокой температуры, загазованности, запылённости, наличие перерывов в работе и др. Характер и динамика утомления. Это может быть общее утомление, локальное (спина, шея, ноги, руки), снижение внимания, точности движений, усталость глаз, головные боли, психическое напряжение.

Утомление может возникать (в зависимости от характера труда) к концу рабочей смены, в первой половине, через час-два после начала работы в первой и второй половине смены. От места (в рабочей смене) появления признаков утомления зависит и применение средств активного или пассивного отдыха.

Для определения динамики утомления, измерения объема и мощности выполняемой физической нагрузки применяются различные методы исследования, использующие как количественные показатели - почасовая производительность труда (выпуск продукции), масса поднятого груза, пройденный путь, затраченное на работу время и т.п., так и физиологические - частота сердечных сокращений (ЧСС) или суммарный пульсовой показатель, потребление кислорода организмом за единицу времени или за весь период работы, скорость реакции, точность движений.

Полученные результаты позволяют судить о тяжести труда. Если тяжесть физического труда измеряется довольно точно, то гораздо сложнее измерить и классифицировать эмоционально-психическую нагрузку, напряженность умственного труда. Лишь определение ЧСС, определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показатели позволяют дать приблизительную оценку этой напряженности. Известно, что летчик-испытатель за 1 час полета на новой машине теряет 3-4 кг веса, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 ударов минуту. Измерение же доли физического труда, показало, что она невелика.



8. 2. Средства ППФП


Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и прикладное ее значение заключается в том, что с помощью ее упражнений развивается мышечная сила, владение своим телом в различных условиях опоры или виса на руках (ловкость), гибкость и др.; воспитывается смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства характера необходимы космонавтам, летчикам, десантникам, монтажникам-высотникам, водолазам, пожарникам, водителям наземного транспорта и механизаторам сельского хозяйства и мн. др.

Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики не только для того, чтобы выполнить правильно зарядку, но и научить своих учеников правильно провести физкультурную паузу и снять у учащихся накопившееся утомление.

Медицинским работникам нужно знать гимнастические упражнения, чтобы провести сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих правильно применять упражнения для своего выздоровления.

Операторам ЭВМ и счетным работникам нужно знать гимнастику для того, чтобы избежать негативных последствий малоподвижной работы.

На основе упражнений гимнастики составляются комплексы утренней зарядки, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики.

Легкая атлетика. В основе легкой атлетики лежат естественные движения: ходьба, бег, прыжки, метания. Эти упражнения способствуют развитию жизненно важных умений и навыков. Они повышают функциональные возможности всех систем организма в особенности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной, т.е. тех, которые обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Упражнения легкой атлетики воспитывают такие физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также волевые качества - упорство, силу воли, умение преодолевать трудности (терпеть утомление). Наибольшую прикладность эти упражнения имеют в профессиях геологов, агрономов-землеустроителей, зоотехников и др.

Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко используются в военном деле, в быту и труде. Лыжный спорт способствует успешному выполнению таких дел, где человеку требуется выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительных действий. Лыжный спорт находит прикладность в ряде профессий: охотников и строителей, геологов и исследователей Арктики и Антарктики.

Спортивные игры. При занятиях спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на звуковые, световые, тактильные (чувствительные) и др. раздражители. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Эти качества необходимы у станков с программным управлением, у пунктов автоматизированных систем управления (АСУ), водителям разных транспортных средств и других профессий, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты.



Специально-прикладные виды спорта. Для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Для пожарников это пожарно-прикладный спорт, содержание которого составляют наиболее важные качества, необходимые при борьбе с огнем: бег с бухтой пожарного шланга или с огнетушителем; быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее состояние, преодоление с помощью пожарных средств и без них высоких стен, оконных проемов, лестничных маршей; имитация спасательных операций на большой высоте; пребывание в задымленном или загазованном помещении в условиях ограниченной видимости и др. упражнения.

Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин, судоводителей речного и морского транспорта, мостостроителей и др. специальностей, работа которых связана с водой, таким специальным прикладным видом спорта является подводный спорт. Погружение на заданную глубину, размещение и поиск предметов, подъем различных предметов из воды, имитация аварийных ситуаций и спасательных работ



8.3. Формы ППФП


Формы занятий по ППФП. Для решения задач ППФП применяются различные формы занятий: специально организованные учебные занятия (обязательные и факультативные), самостоятельные и самодеятельные занятия, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

ППФП на уроках проводится в форме теоретических и практических занятий. Цель теоретических занятий - вооружить будущих специалистов необходимыми прикладными знаниями, обеспечивающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии.

При проведении теоретических занятий учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку, как будущего руководителя производственного коллектива.

На практических занятиях совершенствуются профессионально необходимые физические качества и навыки. В сельско-хозяйственных техникумах студентов обучают верховой езде, умению обращаться с лошадью. В речных техникумах обучаются плаванию в одежде, нырянию, приемам спасания из воды. В ряде техникумов и училищ для занятий по ППФП построены специальные городки и площадки. Например, в строительных техникумах, готовящих монтажников-высотников, устанавливаются сооружения с горизонтальными балками для воспитания чувства равновесия, для тренировки навыков работы на высоте. Специальные полосы препятствий оборудуются в пожарных училищах.

Одной из форм ППФП являются спортивно-массовые мероприятия. Например, при проведении туристского слета, участники соревнуются в преодолении водных преград, переноске пострадавших. На спортивных праздниках, во время полевых практик, учащиеся геодезических, геологических техникумов соревнуются в специальных эстафетах, насыщенных элементами профессиональной работы.

Профессиональная направленность этих мероприятий отражается в условиях конкурсов, в положении о спартакиаде техникумов.

Производственная гимнастика. Выпускники средних специальных учебных заведений являются главной силой просвещении рабочих. Они сами являются квалифицированными рабочими, часто руководят первичными производственными коллективами (звеньями, бригадами, участками). Их отношение к научной организации труда во многом определяет и отношение рабочих. Чтобы убедить другого человека нужно обладать достаточными знаниями самому.

В любом виде человеческого труда наблюдаются три фазы: врабатываемость, стабильная работоспособность, снижение работоспособности. Это явление объясняется особенностями работоспособности центральной нервной системы.

В начале работы требуется определенное время на переключение внимания человека от домашних и прочих забот на работу, восстановление “нервных” путей рабочих движений, их ритма, т.е. восстановление стереотипа рабочих движений. Продолжительность этого периода зависит от характера труда и бывает от 10-20 мин. до 1 часа. При простых рабочих движениях он короче, при сложных, требующих значительного напряжения внимания, он длиннее.

Длительность фазы стабильной работоспособности также зависит от характера труда и длится от 2 до 6 часов. При простых разнообразных рабочих движениях она длиннее, при напряженном труде, с большими требованиями к безошибочности движений - короче. При тяжелом физическом труде она также короче. В основе лежит утомление центральной нервной системы. К этой причине добавляются и утомление мышц, глаз, и пр. рабочих органов.

В зависимости от продолжительности фаз стабильной работоспособности, в ряде профессий в течение рабочего дня наблюдаются два цикла: три фазы четко прослеживаются в первой половине рабочего дня до обеда, так и после обеденного перерыва. Эта цикличность видна как по изменению физиологических показателей (скорость реакции, точность движений, количество допускаемых ошибок и пр.), так и по часовому выходу продукции.
Вот как изменяется часовая производительность труда в одном из цехов по сборке микросхем (в % от дневной выработки). Данные автора.


Часы работы

Выход продукции в % от сменной

1

10,0

2

15,1

3

14,2

4

12,7

Обеденный

перерыв

5

11,2

6

14,4

7

13,5

8

8,9


8. 4. Производственная гимнастика


Научная организация труда призвана уменьшить периоды пониженной работоспособности, т.е. уменьшить фазу врабатываемости и фазу пониженной работоспособности. Это достигается разумным чередованием работы и отдыха, организацией рабочих мест, использованием функциональной музыки, использованием средств производственной гимнастики: вводной гимнастики и физкультурной паузы.

Производственная гимнастика среди прочих средств занимает особое положение. Кроме активного отдыха она обеспечивает и физическое совершенствование рабочих, противодействует неблагоприятным воздействиям некоторых рабочих поз и рабочих нагрузок.

С физиологической точки зрения вводная гимнастика ускоряет процесс вхождения в работу, повышая функциональное состояние центральной нервной системы.

Физкультурная пауза, проводимая в начале периода снижения работоспособности, вовлекает в работу мышцы, не участвующие в производственной деятельности. Возбуждаются их центры в коре головного мозга. По закону одновременной индукции в других участках коры головного мозга, в том числе в центрах, иннервирующих мышцы, выполнявшие основную производственную нагрузку, развивается торможение, которое и способствует быстрейшему восстановлению работоспособности утомленных центров, предупреждая их от чрезмерного истощения и предупреждая преждевременное изнашивание.

Оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц. Методическое воплощение оздоровительного воздействия физкультурных пауз зависит от подбора упражнений для больших коллективов людей одной и той же профессии. Трудовая деятельность накладывает свой отпечаток на физическое развитие человека. Посильный труд необходим для нормального функционирования человеческого организма, для его развития. Вместе с тем необходимо учитывать, что для гармонического развития человека выполнение одних рабочих операций недостаточно. Физическое развитие определенного коллектива рабочих имеет свои особенности и, в ряде случае, недостатки. Последние чаще всего зависят от рабочей позы и однообразных рабочих движений.

В зависимости от особенностей физического развития того или иного коллектива рабочих или служащих должны ставиться разные оздоровительные задачи. Например, такие: укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса (что необходимо для формирования правильной осанки), укрепление мышц, поддерживающих свод стопы, для людей работающих стоя. Должна решаться такая задача, как противодействие стойкому укорочению мышц, нередко возникающему пр выполнении тяжелой физической работы, связанной с длительным и сильным сокращением определенных мышц. Часто возникает необходимость способствовать улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Рассмотрим такой пример. Работа обрубщика (литейное производство) связана со значительными энергетическими затратами. Поскольку обрабатываются различные по размеру и весу детали, обрубку приходится выполнять в разных, по преимуществу согнутых положениях (иногда опираясь одним коленом в пол или деталь). Руки, нажимая с большой силой на рукоятку пневматического молотка, принимают обратный удар-отдачу и, благодаря этому, испытываю сильную вибрацию, передающейся всему телу. Наличие значительного мышечного напряжения при работе в неудобных позах способствует быстрому утомлению. Вибрация вызывает сокращение периферических кровеносных сосудов, особенно сосудов рук, что создает препятствия для тока крови.

Отрицательное влияние вибрации сказывается на деятельности центральной нервной системы и на вестибулярном аппарате. Проявляются симптомы укачивания: бледность, плохое самочувствие, иногда тошнота. Неблагоприятное влияние вибрации значительно уменьшается специальными техническими средствами и правильной организацией труда. Таким средством могут быть и физические упражнения, включаемые в режим рабочего дня в форме физкультурных пауз. В данном случае с их помощью должны решаться следующие задачи:

- увеличение вентиляции легких, способствующей быстрейшей ликвидации кислородной задолженности,

- укрепление сердечно-сосудистой системы с целью улучшения кровообращения,

- укрепление мышц всего тела, особенно брюшного пресса и спины, способствующее уменьшению сотрясения органов брюшной полости и грудной клетки при вибрациях;

- улучшение функции вестибюлярного аппарата.

Другой пример. Это однообразная работа сидя. Таким трудом заняты трудящиеся многих профессий: работники по сборке и регулировке электроизмерительных приборов и деталей к ним, часов, электроламп, микросхем, швеи-мотористы на швейном и обувном производстве, завёртщицы мелких изделий (конфет, лекарств и т.д.), штамповщики и мн. др. Как правило, во всех перечисленных профессиях верхняя часть туловища работающих наклонена вперед, вынесенные вперед руки выполняют движения с небольшой амплитудой вперед-назад, вправо-влево. Указанная рабочая поза и рабочие движения сказываются в известной мере неблагоприятно: позвоночник в значительной мере искривляется, растягивается и ослабляется задняя группа мышц плечевого пояса и разгибатели спины, что заметно сказывается на осанке. Постоянное расслабление мышц брюшного пресса при сидячем положении способствует их ослаблению. Как первое, так и второе препятствуют глубокому дыханию. С дыханием связана работа сердца. Известно, что длительное сидячее положение не благоприятствует кровообращению.

Особое своеобразие имеет поточно-конвейерный метод производства. Характеризуя поточно-конвейерный метод производства как

прогрессивную форму организации труда, открывающую огромные возможности для роста производительности труда, следует отметить, что с физиологической точки зрения конвейерная работа, в силу выраженной монотонности, может привести к преждевременному утомлению центральной нервной системы. Чем это объясняется?

Монотонное повторение движений каждый раз действует на одни и те же нервные клетки. По выражению И.П.Павлова это создает “...долбление в одну -клетку и ведет к тому, что эта клетка приходит в рефрактерное состояние, состояние задерживания, невозбудимости, и отсюда это состояние разливается по всем полушариям, являясь сном”. Таким образом, в конвейерной работе заложена противоречивость. С одной стороны, при выполнении производственных операций появляется тенденция к торможению, с другой стороны это же выполнение производственных операций стимулирует возбуждение рабочей системы корковых нервных центров. Происходит напряженная борьба противоположных процессов, нередко приводящая к невротическому состоянию. Преодолеть отрицательные последствия монотонности в работе можно разными путями. В частности, введением перерывов в работе и заполнением их физическими упражнениями.



Схема комплекса физкультурной паузы для трудящихся, выполняющих однообразную работу сидя
1. Упражнения в потягивании.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

3. Те же упражнения, но более интенсивные.

4. Упражнения в приседаниях, беге, прыжках, переходящих в ходьбу.

5. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

6. Упражнения на расслабление мышц рук.

7. Упражнения на координацию движений (заключительно упражнение).

Применение этой схемы может облегчит работу при составлении комплекса, но она не является жестким каноном, которому следует подчиняться безоговорочно. В силу особенностей профессий можно и нужно вносить в схему комплекса изменения, дополнения, следуя приведенным выше требованиям.



Примерный комплекс
1-е упражнение

Исходное положение - основная стойка (И.п. - о. с.)

Счет 1. Правую ногу назад на носок, руки вверх.

2. Потянуться.

3-4. Приставить ногу, руки через стороны вниз.

То же с другой ноги. Повторить 6 - 8 раз.



2-е упражнение

И.П. - стойка ноги врозь, руки за спиной, правой рукой обхватить пальцы левой.

1. Согнуть руки возможно больше.

2. Прогнуться.

3. Наклон туловища вперед.

4. И.П.


Повторить 6 - 8 раз.

3-е упражнение

И.П. - о.с.

1. Полуприсед на правой ноге, левую вперед на носок, руки вверх.

2. 2-3. Отклонить туловище назад, держа его прямым.

4. И.п.

То же с другой ноги. Повторить 8 раз.



4-е упражнение

И.П. - руки на пояс.

1. Шаг правой ногой вправо.

2. Шаг левой ногой влево.

3-4. Прыжком ноги вместе.

То же с другой ноги. Повторить 6-8 раз.



5-е упражнение

И.П. - о.с.

1. Шаг правой ногой вправо, руки за голову.

2. Наклон туловища влево.

3. Выпрямиться.

4. И.п.


То же в другую сторону. Повторить по 4-6 раз в обе стороны.

6-е упражнение

И.п. - о.с.

1-2. Наклон туловища вперед, руки в стороны, подняв их повыше.

3-4. Уменьшить напряжение мышц рук, слегка опустить их.

5-6. Расслабить мышцы, “уронить” руки.

7-8. Принять и.п.

Повторить 4 раза

7-е упражнение

И.п. - ноги врозь, руки согнуты в локтях.

Движения руками как при беге в темпе, соответствующему музыкальному сопровождению.

Схема

комплекса для прокатчиков металлургической промышленности
1. Упражнения в потягивании с акцентом на прогибание.

2. Расслабленное потряхивание рук в разных положениях. Выполняется сидя.

3. Движения ногами: махи, сгибания-разгибания, круговые движения. Выполняется сидя.

4. Движения туловищем: наклоны, повороты.

5. Маховые движения руками, способствующие расслаблению утомленных и напряженных, мало участвующих в работе мышц.

6. Приседания, выпады, прыжки.

7. Упражнения на точность и координацию движений.

Примерный комплекс

1-е упражнение

И.п. - руки на пояс.

1-2. Дугами назад, руки вверх, прогнуться.

3-4. Опустить руки, расслабить плечи.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

2-е упражнение.

И.п. - сидя на скамейке со спинкой.

1-2. Правую ногу поднять вперед повыше.

3-4. Опустить ногу.

То же с другой ноги. Темп средний. Повторить по 4 раза обеими ногами.

3-е упражнение

И.П. - руки на пояс.

1. Шаг левой в сторону.

2. Поворот туловища налево, левую руку в сторону.

3. Левую руку на пояс.

4. Приставить левую ногу.

Темп средний. Повторить по 5 раз в обе стороны.

4-е упражнение

И.п. - ноги врозь.

1.Руки вперед.

2. Наклон вперед, руки назад (махом).

3. Выпрямиться, руки вперед.

4. И.П.


Темп ближе к быстрому. Повторить 8 раз.

5-е упражнение

И.п. - о.с.

1. Глубокий присед, руки на колени.

2. Встать.

Темп средний. Повторить 8 раз.

6-е упражнение

И.п. - о.с.

1. Шаг левой вперед, руки: правую вперед, левую вверх.

2. И.п.


3. Шаг правой вперед, руки: левую руку вперед, праву. в

4. И.п.


Темп вначале медленный, постепенно ускоряется до быстрого. Повторить 8 раз.

Комплекс для прокатчиков является авторской разработкой. Его положительное влияние на работоспособность и настроение рабочих было проверено на Московском металлургическом заводе “Серп и молот”, в сортопрокатном цехе, стан 250. В оценках рабочих отмечается особенно благотворное его влияние в ночные смены.

Особенностью многих профессий, характеризующихся сидячей рабочей позой, пониженной двигательной активностью, является большая нагрузка на глаза. У каждого человека глаза работают с того момента, когда он проснулся и до дого, как снова лег спать. Это 16 - 18 часов непрерывно. А у этих профессий глаза являются основным рабочим органом и нагрузка на них значительно возрастает. К таким профессиям относятся все студенты, редакторы, корректоры, чертежники, сборщики микросхем и других мелких деталей, часто выполняющих работу под микроскопом. Широкое внедрение во многие профессии компьютеров значительно расширило этот список. Глаза, как и другие части тела, устают от работы. Они также дают Вам знать утомлением, а иногда и сильной головной болью или таким ощущением, будто в них попал песок. Помимо общих требований к производственной гимнастике для работников профессий, выполняющих работу сидя, необходимо оказывать воздействие и на глаза с целью восстановления их работоспособности. Никогда не трите глаза, Вы их можете повредить. Сделайте следующие упражнения:
1-е упражнение

И.п. - сидя в удобной позе, позвоночник прямой, взгляд устремлен вперед.

Взор направить влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо,

вниз прямо.

Выполнять упражнение (как и все последующие) легко, без малейшего напряжения. Не задерживаться в отведенных положениях. Повторить от 1 до 10 раз.

2- упражнение

Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо,

вправо-вниз-прямо. вправо-вверх-прямо,

влево-вверх-прямо.

Постепенно вводить задержки в отведенном положении. Повторить от 1 до 10 раз.

3-е упражнение

Круговые движения глаз. От 1 до 10 кругов влево, столько же вправо.

Вначале быстро, затем как можно медленнее.

4-е упражнение

Изменение фокусного расстояния:

Посмотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз (3-4).

5-е упражнение

Смотреть на кончик пальца (или карандаша), удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль. Повторить 3-4 раза.

6-е упражнение

Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, но без напряжения и не моргая. Около 1 минуты.

7-е упражнение

Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.

8-е упражнение.

Массировать веки глаза, мягко поглаживая их указательным и большим пальцами в направлении от носа к вискам.

И л и :

Закрыть глаза и наружными подушечками ладони, очень нежно проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно. Повторить 10 раз в среднем темпе.



9-е упражнение

Потереть ладони друг о друга (около 1 мин.) и легко без усилий прикрыть ими закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света. Облокотиться о стол и посидеть спокойно 3-4 минуты. Дайте “расслабиться” и мозгу. Старайтесь не занимать это время серьезными размышлениями. Всего 3-4 минуты.

Регулярное выполнение упражнений для глаз усиливает кровообращение и тонус глазных мышц, уменьшает их утомляемость и предупреждает различные заболевания глаз, задерживает процесс старения.
Контрольные вопросы

1. Что такое профессионально-прикладная физическая подготовка ?

2. Какие психофизические качества являются ведущими в вашей профессии ?

3. Какие виды спорта и физических упражнений способствуют развитию важных качеств в вашей профессии ?



4. Составьте профессиограмму вашей профессии.






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал