Программа «Биосфера и человечество»



Скачать 150.47 Kb.
Дата26.04.2016
Размер150.47 Kb.
ТипПрограмма



e:\2 основная школа 1\титульники\титульник2\сидорова экология9 кл.jpg
Пояснительная записка
Программа «Биосфера и человечество» развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 8 классе в курсе «Экология человека».
Цель: сформировать знания о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем; определить значение устойчивого развития природы и человечества.
Задачи:
1. формирование у обучающихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;

2.формирование знаний о происхождении и эволюции Земли, об основных законах, определяющих глобальные экологические процессы;


3.получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;
4. формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;

5. создание условия для развития у обучающихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей;


6. развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Обучение учащихся 9-х классов экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников практической деятельности.


Результат обучения: Ожидаемый результат изучения курса экологии «Биосфера и человечество» направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по курсу «Биосфера и человечество»

  • Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье.

  • Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.

  • Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.

  • Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.

  • Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.

  • Перечислять всеобщее и особенное во взаимоотношениях человека с окружающим миром.

  • Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.

  • Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.

  • Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.

  • Проявлять активность в организации и проведении экологических акций.

  • Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.

  • Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях.


Количество  часов  распределено  следующим  образом




Название темы

Кол-во часов




Введение

1

Тема 1

Человечество в биосфере

13

Тема 2

Человечество в социосфере

11

Тема 3

Человечество в ноосфере

8




Обобщение курса

1




Итого

34


Литература:

Для учащихся:

  1. Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера и человечество», М., изд. центр «Вентана-Граф», 2012


Для учителя:

  1. Козлова Т.А., Сухова Т.С. Экология. Книга для учителя. М., Школа-Пресс, 1996

  2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология.: Методическое пособие. М.: МД«Дрофа», 1995

  3. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Пособие для учителя. М., Новая школа, 1994

  4. Шустов С.Б. Химические основы экологии. М., «Просвещение», 1995

  5. reg-school.ru

  6. Пасечник В.В. Экология 9 кл. Школьный практикум: Методическое пособие. М., «Дрофа», 1998

  7. Практикум по экологии/Под ред.С.В.Алексеева.М.:МДС «Юнисам», 1996

  8. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологию. М., «Просвещение», 1985

  9. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М., «Дрофа», 1999

  10. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология».М., «Просвещение», 1981



Содержание программы

1.Введение (1ч)

Цели и задачи курса. Начальное знакомство с глобальными проблемами взаимодействия человечества с природой. Представление о биосфере как системе.



2.Влияние экологических факторов на развитие человечества (2ч)

Экологические (температура, влажность) факторы и их влияние на развитие человечества. Показатели состояния биосферы. Возможности человека и человечества к адаптации. Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество. Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.

Основные понятия: показатели состояния биосферы, мониторинг, устойчивость биосферы, «спринтеры» и «стайеры», активная адаптация человечества, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация.

Практическая работа. Игра «Человечество и лес».

3. Воздействие человечества на биосферу (7ч)

Потребности людей в питании, дыхании и размножении и участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества. Производство пищи как биосферный процесс. Смена источников питания человечества на протяжении его развития. Положение А.М. Уголева об адекватном питании. Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый воздух — залог выживания человечества и биосферы в целом. Показатели изменения численности человечества (развитые и развивающиеся страны). Увеличение населения на Земле. Экологическое и технологическое воздействия человечества на биосферу. Значение генетической и негенетической информации для человечества. Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере. Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как фактор эволюции биосферы. Современный масштаб деятельности человечества. Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы человечества и биосферы.

Основные понятия: несбалансированное питание, адекватное питание, экологически чистая пища, производство пищи как биосферный процесс; динамическое равновесие в атмосфере, постоянство газового состава атмосферы; продолжительность жизни, рождаемость, смертность, естественный прирост населения; техносфера; глобальный экологический кризис.

Практические работы. Игра «Альтернативные источники энергии», игра «Мировая торговля».

4.Взаимосвязи между людьми (8ч)

Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатели его устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества и плотности населения в процессе развития человечества. Техногенный и традиционный типы развития обществ. Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества. Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных потребностей. Формирование понятия о морали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества. Понятие о биоэтике как новой этике взаимоотношений человечества с окружающей средой. Война и голод — основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения, проблема голода.

Основные понятия: социосфера, глобализация; жизненные, социальные и идеальные. потребности человека; биологический, общественный и творческий уровни развития потребностей, мораль и нравственность; биоэтика, жизнь как высшая ценность; экологическая ответственность, социальный фактор.

Практические работы. Игра «Социальное разнообразие—условие устойчивости человеческого общества», игра «Я в классе, я в мире».

5.Договор как фактор развития человечества (4ч)

Эволюция механизмов договоренностей между людьми. Умение людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов.

Основные понятия: агрегация, договор, разрешение конфликтов, экологические конфликты.

Практическая работа. Игра «Составление договора «О правах природы».

6. Устойчивое развитие общества и природы (2ч)

Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития.

Основные понятия: устойчивое развитие, экологическое общество, концепция.

устойчивого развития.



Практическая работа. Игра «План устойчивого развития в XXI веке».

7. Человечество и информация о мире (4ч)

Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира и основа развития человечества. Биосферная роль человека. Картины мира. Влияние представлений человечества о мире на его взаимоотношения с окружающей средой. Основные понятия: разум, сознание, биосферная роль человека; мифологическая, религиозная, классическая естественнонаучная, вероятностная естественнонаучная, системная естественнонаучная картины мира.



Практическая работа. Дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка».

8. Познание мира и экологическое образование (6ч)

Научно-технический прогресс. Осознание человечеством масштаба своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение о развитии ноосферы. Развитие экологического сознания в человечестве. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом.

Основные понятия: научно-техническая революция, наукоемкие технологии, глобальные проблемы человечества; учение о биосфере, ноосфера; экоцентрическое, антропоцентрическое экологическое сознание.

Практическая работа. Дебаты «Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах».

9. Обобщение (1ч)

Значение экологических знаний для практической деятельности.


Результаты изучения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.



Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.



Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- называть методы изучения применяемые в экологии;

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
Использование здоровьесберегающих технологий

Согласно требованиям, предъявляемым к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий, необходимо:

1. Добиваться рациональной плотности урока.

2.В содержательную часть урока включаются вопросы, способствующие формированию у обучающихся понятия «здоровый образ жизни» и потребностей в нем.

3.Количество видов учебной деятельности в среднем от 5 до 7, смена которых осуществляется через каждые 7-10 мин.

4.Для развития мотивации используются разнообразные педагогические технологии, развивающие память, логическое и критическое мышление.

5.Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использую приемы, повышающие самооценку .

6.На с уроках создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

7.Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются в урок физкультминутки. (как правило, на 20-ой и 35-ой минутах урока), длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

В практике учебной деятельности используются здоровьесберегающие технологии:



  • по снятию утомления зрения - «глазная гимнастика» (рекомендована Министерством здравоохранения Саратовской области).

  • по профилактике нарушений опорно - двигательной системы. Цель данной технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки.

  • проведение динамических пауз, ведение урока в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5-10 минут).

  • Использование возможностей содержания темы, урока с позиции здоровье сбережения.

  • Рациональное распределение учебной нагрузки на различных этапах урока



Примерное распределение уроков по пособию для учащихся 9 класса

«Биосфера и человечество» И.М. Швец, Н.А. Добротина

Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)

Допущено министерством образования и науки РФ




Дата

Название темы

Д/з



.09

Введение (1час)




Человечество в биосфере (13 часов)

2.

.09

Важнейшие показатели взаимодействия природы и человека.

§1

3.

.09

Возможности человечества к адаптации.

§2

4.

.09

Практическая работа №1 «Человечество и лес».




5.

.10

Потребность человечества в питании и ее влияние на биосферу.

§3

6.

.10

Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу.

§4

7.

.10

Потребность человечества в размножении и ее влияние на биосферу.

§5

8.

.10

Значение информации в развитии человечества.

§6

9.

.10

Экологическое и технологическое воздействие на биосферу.

§7

10

.11

Практическая работа №2 «Альтернативные источники энергии».




11.

.11

Влияние человечества на эволюцию биосферы. Истории экологических кризисов.

§8

12

.11

Современный масштаб деятельности человечества.

§9

13.

.12

Практическая работа №3 «Мировая торговля».




14.

.12

Обобщение по теме: «Человечество в биосфере».

§1 - 9







Человечество в социосфере (11 часов)




15.

.12

Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества

§10

16.

.12

Практическая работа №4 « Социальное разнообразие – условие устойчивости человеческого общества».




17.

.01

Потребности человека и взаимодействия людей друг с другом.

§11

18.

.01

Практическая работа №5 «Я в классе, я в мире».




19.

.02

Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика.

§12

20.

.02

Социальные факторы, их влияние на человечество и биосферу.

§13

21.

.02

Договор как фактор развития человечества.

§14

22.

.02

Практическая работа №6 «Составление договора о правах природы»»




23.

.03

Перспективы устойчивого развития природы и общества.

§15

24.

.03

Практическая работа №7 «План устойчивого развития в 21 веке».




25.

.03

Обобщение по теме : « Человечество в социосфере».

§10 - 15

Человечество в ноосфере(8часов)

26.

.03

Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром.

§16

27.

.04

Практическая работа №8 «Первичное производство и вторичная переработка».




28.

.04

Развитие представления человечества о мире.

§17

29.

.04

Научно – технический прогресс. Культура отношения человечества к природе.

§18

30.

.04

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера.

§19

31.

.05

Экологическое сознание.

§20

32.

.05

Практическая работа №9 «Экологическое образование».




33.

.05

Обобщение по теме: «Человечество в ноосфеоре».

§16 - 20




34.

.05

Обобщение курса «Биосфера и человечество». Защита проектов.




35.

.05

Обобщение курса «Биосфера и человечество». Защита проектов.










База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал