Программа дисциплины «Биогеохимия и экотоксикология»



Скачать 135.92 Kb.
Дата02.05.2016
Размер135.92 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-25.1.67/

02-2014


УМКД

Программа дисциплины

«Биогеохимия и экотоксикология»

для студентов


Редакция № 2 от «___»______2014 г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОГЕОХИМИЯ И ЭКОТОКСИКОЛОГИЯ»

для специальности 5В060800 – «Экология»


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Семей


2014

Предисловие


1 РАЗРАБОТАНО


Составитель ___________ «__»_____2014 г. Артамонова Е.Н., к.х.н., доцент кафедры «Экология и защита окружающей среды»

2 ОБСУЖДЕНО

2.1 На заседании кафедры «Экология и защита окружающей среды»
Протокол от «__»_____2014 г., № 1
Заведующий кафедрой _________ Кабышева Ж.К.
2.2 На заседании учебно-методического бюро аграрного факультета
Протокол от «__»_____2014 г., № 1
Председатель _________ Тлеубаева А.В.
3 УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета


Протокол от «__»_____2014 г., № 1
Председатель УМС _________ Искакова Г.К.
4 ВВЕДЕНО ВЗАМЕН ред. 1 от «___»______2013 г.


Содержание





1

1 Общие положения




2

2 Содержание дисциплины и распределение часов по видам занятий




3

3 Методические рекомендации по изучению дисциплины




4

4 Формат курса




5

5 Политика курса




6

6 Политика выставления оценок




7

7 Литература





1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    1. Общие сведения о преподавателе и дисциплине

Артамонова Елена Николаевна, к.х.н., доцент

Кафедра «Экология и защита окружающей среды»

Контактная информация – тел.: 53-07-92, учебный корпус № 8, кабинет № 122

Место проведения занятий – аудитория № 131

Количество кредитов по данной дисциплине – 3
1.2 Краткое описание содержания дисциплины:

Важнейшая сторона экологических проблем связана с загрязнением биосферы и изменением её геохимических параметров. Основная функция биосферы - устойчивое поддержание жизни - основывается на непрерывном круговороте веществ, связанном с направленными потоками энергии, в которых активно участвуют живые организмы и абиотические процессы. Эти сложные взаимоотношения формировались на протяжении длительной геологической истории Земли. В последнее время положение резко изменилось. Главным фактором окружающей среды в настоящее время становится антропогенное воздействие, которое определяет геохимическую ситуацию в целом и отрицательно влияет на все живое, включая самого человека. Биогеохимия дает теоретические представления об экологических процессах, которые используются при решении практических проблем, связанных с минеральным сырьем, здравоохранением, сельским хозяйством, охраной окружающей среды. Экотоксикология - новая научная дисциплина, рожденная на стыке традиционной токсикологии и экологии, призвана изучать влияние ксенобиотиков как на экосистемы, так и на отдельные виды живых организмов.


1.3 Цель изучения дисциплины:

Дать студентам представление о биогеохимическом строении биосферы, основных путях миграции химических элементов и роли в этом процессе живых организмов; о ксенобиотиках, основных путях их поступления в окружающую среду и живые организмы, способах проведения экотоксикологических исследований, а также оценке последствий их влияния на биоту и окружающую среду.


1.4 Основная задача изучения дисциплины:

Изучение химического состава живых организмов и роль различных химических элементов в развитии организмов и формировании их химического состава, анализ влияния геохимической среды на формирование и жизнедеятельность живых организмов, выявление роли живого вещества в геохимических процессах зоны гипергенеза, изучение современных представлений о токсичности и канцерогенности элементов и их соединений.


1.5 Результаты обучения:

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать роль различных химических элементов в эволюции живых организмов;

- уметь анализировать биогеохимические циклы миграции химических элементов;

- иметь представление об оптимальных потребностях живых организмов в различных химических элементах;

- понимать современную методологию экотоксикологических исследований;

- владеть информацией о роли живых организмов, а также степени их участия в биологическом круговороте как агентов миграции химических элементов;

- приобрести навыки проведения достоверной оценки качества окружающей среды на приоритетные загрязнители, включающие разнообразные способы их обнаружения, изолирования и количественного определения в объектах окружающей среды.


1.6 Пререквизиты курса:

1.6.1 Экология и устойчивое развитие

1.6.2 Биологическая экология
1.7 Постреквизиты курса:

1.7.1 Мониторинг окружающей среды


2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Таблица 1



№ п/п

Название темы

Часы

Литература

ЛК

ЛБ

СПЗ

СРСП

СРС




1

2

3

4

5

6

7

8

Модуль 1. Основы биогеохимии

1

Введение: предмет, история развития и задачи биогеохимии и экотоксикологии

Определение устойчивости растений к сернистому газу, хлору и аммиаку (ЛБ 1)



2

3










7.1.1-7.1.10

2

Основы учения о биосфере

2













7.1.4, 7.2.1, 7.2.4

3

Биогеохимические функции и биогеохимические принципы живого вещества

2













7.1.6, 7.1.7

4

Формы нахождения и типы миграции химических элементов в биосфере

Определение кислотности и токсичности осадков, выпадающих в зонах загрязнения (ЛБ 2)

Биогеохимические провинции и эндемии (СРО 1)


4

3




5

15


7.1.1, 7.1.2, 7.1.5, 7.2.3, 7.2.5, 7.2.6

5

Геохимические барьеры и концентрация химических элементов

Социальные и комплексные геохимические барьеры (СРО 2)



4






5

15


7.1.1, 7.1.2

Модуль 2. Экотоксикология

6

Основные понятия экотоксикологии, принципы классификации экотоксикантов

Биотестирование летучих токсических веществ, воды, вытяжки из почвы, пестицидов по прорастанию семян (ЛБ 3)



2

3










7.1.8, 7.1.10, 7.2.11

7

Основные разделы экотоксикологии

Изменение цвета флавоноидных пигментов различных цветковых растений под влиянием рН среды, солей тяжелых металлов (ЛБ 4)

Токсикомания: механизмы возникновения зависимости, меры борьбы и лечения (СРО 3)


6

3





5

22,5

7.1.3, 7.1.10

8

Экотоксичность и экотоксический эффект

4













7.1.9, 7.2.2, 7.2.9

9

Система критериев оценки токсичности биосферы

Определение зольности листьев, хвои, почек и коры древесных растений как индикационного признака загрязнения воздушной среды тяжелыми металлами (ЛБ 5)

Уничтожение опасных отходов производства, особенности их хранения, перевозки и захоронения (СРО 4)


2

3





7,5

15

7.2.7, 7.2.8, 7.2.10

10

Качество окружающей среды и здоровье населения

2













7.2.4,




Всего

30

15




22,5

67,5





3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретический курс по дисциплине закрепляется на лабораторных занятиях. Лабораторные занятия проводятся после изучения на лекции той или иной темы. При такой организации занятий у студентов развивается умение мыслить, сопоставлять, анализировать. Формирование подобного мышления базируется на системе межпредметных связей на всех этапах обучения и во всех звеньях учебно-воспитательного процесса. Межпредметные связи необходимы для глубокого усвоения студентами основ экологической науки и активизации познавательной деятельности. Они способствуют расширению кругозора, развитию познавательных интересов, повышению активности в самостоятельном приобретении новых знаний и их применению на практике.

Студентам необходимо активно участвовать в учебном процессе, систематически выполнять домашнее задание, конструктивно поддерживать обратную связь на занятиях, содействовать коллективной работе, быть пунктуальными, обязательными, открытыми и доброжелательными к сокурсникам и преподавателям.


4 ФОРМАТ КУРСА
Формы учебных занятий – лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студента. 1 час лекции составляет 50 минут. 1 час лабораторных занятий составляет 100 минут. Занятия проводятся по расписанию. Планируются также самостоятельная работа студентов в аудитории и вне аудитории. График самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя и отчет по ней проводится по расписанию кафедры. Основной особенностью кредитной технологии обучения являются: максимальная индивидуализация обучения и повышение роли самостоятельной работы студента, которая позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки. При кредитной системе обучения предъявляются высокие требования к повышению качества организации самостоятельной работы студента, которая включает выполнение различных домашних заданий. Контроль по выполнению самостоятельной работы осуществляется в форме устного собеседования, домашних заданий с решениями задач, контрольными работами, тестовыми заданиями и др.
5 ПОЛИТИКА КУРСА

Студент должен проявлять активность и самостоятельность в процессе изучения дисциплины. Посещение занятий строго обязательно. Если по какой-либо причине студент не может посещать занятия, то он несет ответственность за весь неосвоенный материал, при этом он может работать с преподавателем по электронной почте в соответствии с программой или на текущей неделе по графику консультаций. Темы СРО обязательны для выполнения и должны сдаваться в установленные сроки. Любое списывание или плагиат (использование, копирование готовых заданий и решений других студентов) будут пресекаться в виде наказания оценкой «неудовлетворительно».


6 ПОЛИТИКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
Контроль знаний студента по дисциплине осуществляется в форме:

  • текущего контроля (проводится еженедельно);

  • рубежного контроля (7 и 15 недели);

  • итогового контроля проводится один раз в конце академического периода (экзамен).

Текущий контроль – это систематическая проверка знаний студентов, проводимая в рамках лекционных, лабораторных занятий и самостоятельной работы студента под руководством преподавателя.

Итоги рубежной аттестации проставляются с учетом посещаемости, выполнения самостоятельных работ студента, в установленные сроки, ответов на занятиях в устной или письменной форме, результатов самого рубежного контроля. Рубежный (рейтинговый) контроль знаний обучающихся проводится согласно утвержденному графику на 7-й и 15-й неделях в течение академического периода.

При проведении итоговой аттестации по дисциплине учитываются балл, полученный на экзамене (итоговом контроле), и средний балл текущей успеваемости в течение семестра по результатам проведения первого и второго рейтингов.

На дисциплину выделяется 1000 баллов:


  • 600 баллов на один академический период (1 – 7 неделя – 270 баллов и 30 баллов – посещение занятий; 8 – 15 неделя – 270 баллов и 30 баллов – посещение занятий). На проведение рубежного контроля отводится 60 баллов (из 270 баллов);

  • 400 баллов на итоговый экзамен.

Распределение баллов по неделям и видам контроля представлено в таблице 2.
Распределение баллов по дисциплине «Биогеохимия и экотоксикология»

Таблица 2



Неделя

Вид контроля

Всего баллов

Примечание

1

2

3

4




Посещение всех видов аудиторных занятий с 1 по 7 неделю

30




2

ЛБ 1 – 15 баллов

15

Письменная работа

3

ЛБ 1 – 15 баллов

СРО 1 – 55 баллов



70

Тест-контроль

Реферат


4

ЛБ 2 – 15 баллов

15

Комбинированный опрос

5

ЛБ 2 – 30 баллов

30

Тест-контроль

6

ЛБ 2 – 15 баллов

СРО 2 – 55 баллов



70

Тест-контроль

Блок-схема



7

Рубежный контроль 1 – 70 баллов

70

Тест-контроль

Итого баллов по результатам обучения с 1 по 7 неделю

300







Посещение всех видов аудиторных занятий с 8 по 15 неделю

30




9

ЛБ 3 – 15 баллов

15

Письменная работа

10

ЛБ 4 – 15 баллов

СРО 3 – 55 баллов



70

Устный опрос

Презентация



11

ЛБ 4 – 15 баллов

15

Тест-контроль

12

ЛБ 4 – 15 баллов

15

Письменная работа

13

ЛБ 5 – 15 баллов

15

Устный опрос

14

ЛБ 5 – 15 баллов

СРО 4 – 55 баллов



70

Тест-контроль

Групповой проект



15

Рубежный контроль 2 – 70 баллов

70

Тест-контроль

Итого баллов по результатам обучения с 8 по 15 неделю

300




Итого баллов за экзамен

400




Итого баллов за академический период

1000





7 ЛИТЕРАТУРА
7.1 Основная литература

7.1.1 Алексеенко В.А. Экологическая геохимия. – М.: Логос, 2000.

7.1.2 Алексеенко В.А. Эколого-геохимические изменения в биосфере. Развитие, оценка. – М.: Университетская книга, Логос, 2006.

7.1.3 Безель В.С. Экологическая токсикология: популяционный и биоценотический аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Гощицкий, 2006.

7.1.4 Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М.: Наука, 1994.

7.1.5 Войткевич Г.В., Кокин А.В., Мирошникова А.Е., Прохоров В.Г. Справочник по геохимии. - М.: Недра, 1990.

7.1.6 Добровольский В.В. Основы биогеохимии. – М.: Высш. шк., 1998.

7.1.7 Ивлев А.М. Биогеохимия. – М.: Высш. шк., 1986.

7.1.8 Исидоров В.А. Введение в химическую экотоксикологию – СПб, 1999.

7.1.9 Каплин В.Г. Основы экотоксикологии. – М.: Колос, 2006.

7.1.10 Панин М.С., Безель В.С. Экотоксикология. – Алматы: Раритет, 2008.

7.2 Дополнительная литература

7.2.1 Артамонова Е.Н. Учение о биосфере и ноосфере. – Семей, 2010.

7.2.2 Механизмы действия зоотоксинов: Сб. науч. тр. – Горький, 1982.

7.2.3 Панин М.С. Аккумуляция тяжелых металлов растениями Семипалатинского Прииртышья. – Семипалатинск, 1999.

7.2.4 Панин М.С. Химическая экология. - Семипалатинск, 2002.

7.2.5 Панин М.С. Формы соединений тяжелых металлов в почвах средней полосы Восточного Казахстана (фоновый уровень). – Семипалатинск, 1999.

7.2.6 Панин М.С. Экология Казахстана. - Семипалатинск, 2005.

7.2.7 Пурмаль А.П. Антропогенная токсикация планеты. – М.: Химия, 1998.

7.2.8 Фелленберг Ф. Загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию. – М.: Мир, 1997.

7.2.9 Флеров Б.А. Эколого-физиологические аспекты токсикологии пресноводных животных. – Л., 1989.



7.2.10 Экологическая химия / Под ред. Ф. Корте. – М.: Мир, 1997.

7.2.11 Юфит С.С. Яды вокруг нас: вызов человечеству. М.: Классикс стиль, 2002.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал