Программа дисциплины Для направления 080200. 62 «Менеджмент»



Скачать 159.55 Kb.
Дата02.05.2016
Размер159.55 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)
Кафедра «Философия»

А.Н. Чумаков


Этика и философия в глобальном мире




Рабочая программа дисциплины

Для направления 080200.62 «Менеджмент»

( программа подготовки бакалавров)


Москва 2011


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)
Кафедра «Философия»
УТВЕРЖДАЮ

Ректор


М.А. Эскиндаров

2011г.


А.Н. Чумаков


Этика и философия в глобальном мире



Рабочая программа дисциплины

Для направления 080200.62 «Менеджмент»

( программа подготовки бакалавров)


Одобрено кафедрой «Философия», протокол № 13 от 16 июня 2011 г.

УДК 17:1(073)

ББК 87я73

Ч 90


Рецензенты: А.Д. Иоселиани, доктор философских наук, профессор

М.М. Скибицкий, доктор философских наук, профессор



Чумаков А.Н.

Ч 90 «Этика и философия в глобальном мире». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров) – очная форма обучения.– М.: ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра «Философия», 2011. –17 с.

Дисциплина «Этика и философия в глобальном мире» является дисциплиной по выбору гуманитарного, социального и экономического циклов для студентов 1 курса. В программе определены цели и задачи, место дисциплины в структуре ООП, содержание тем дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Учебное издание
Чумаков Александр Николаевич

Этика и философия в глобальном мире

Рабочая программа дисциплины


Компьютерный набор, верстка

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 1,0 Изд. № ..-2011. Тираж 26 экз.


Отпечатано в «Финансовом университете»

 Чумаков А.Н., 2011

 Финансовый университет, 2011

СОДЕРЖАНИЕ
I. Цели и задачи дисциплины 4
II. Место дисциплины в структуре ООП 4
III.Требования к результатам освоения дисциплины………………………..5
IV. Объём дисциплины и виды учебной работы…………………………….6
V. Содержание дисциплины 7
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 14


  1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

  • Сформировать целостное представление об этике и философии в системе гуманитарного знания и их роли в решении актуальных проблем глобального мира;

  • Способствовать лучшему понимаю сущности современной глобализации и ее влияния на духовную сферу общественной жизни;

  • Показать место этики и философии в современной глобалистике, а также их роль в осмыслении мировых процессов и решении глобальных проблем современности.

  • На примере этики и философии пробудить и развить интерес молодежи к гуманитарному знанию и его роли в духовной жизни России.

Задачи дисциплины:

  • Показать неразрывную связь этики и философии, а также их влияние на культурное развитие общества;

  • Дать представление о современной глобалистике и месте в ней этики и философии;

  • Раскрыть характерные черты современной глобализации и ее влияние на систему ценностей современного общества;

  • Проследить эволюцию этических и философских представлений в различные исторические эпохи. Рассмотреть особенности развития этических и философских идей в условиях глобализации;

  • Дать представление об особенностях формирования и современном состоянии этики и философии в российской культуре;

  • Рассмотреть творческое наследие наиболее ярких представителей этической мысли в современной отечественной и зарубежной философии;

  • Показать реальные возможности культурно-цивилизационного диалога в современном мире, как средства разрешения противоречий в условиях глобализации.

II.Место дисциплины в структуре ООП



Предлагаемый курс «Этика и философия в глобальном мире» является дисциплиной по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла и предназначена для студентов 1 курса. Ее изучение базируется на знании общеобразовательных дисциплин, входящих в программу средней школы: обществоведения, истории, литературы, мировой художественной культуры.

Овладение курсом «Этика и философия в глобальном мире» станет хорошей основой для осмысления и правильного понимания духовных трансформаций в условиях глобализации и будет способствовать формированию активной жизненной позиции студентов. Данный курс окажет содействие в освоении таких дисциплин как «Философия», «Социология», «Политология», «Культурология» и станет одним из элементов формирования нравственной личности, обладающей широким кругозором.

Преподавание курса предполагается  во 2-ом триместре 2011-2012 уч. года в объеме 2 зачетных единиц (2 часа в неделю, 13 ч. лекций, 13 ч. семинаров, 46 ч. самостоятельной работы, 11 часов индивидуальной работы).
III.Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами вариативной части гуманитарного, социального и экономического циклов ФОГС ВПО дисциплина «Этика и философия в глобальном мире» обеспечивает формирование общекультурных компетенций бакалавров:



  • формирование нравственной позиции и овладение культурой мышления: способностью к критическому восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, анализу, обобщению, умению делать логически непротиворечивые выводы и заключения (ОК-1);

  • способность понимать и анализировать этические нормы и их трансформацию под влиянием глобализации, а также социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • умение понимать и адекватно оценивать место и роль России в глобальном мире ( на основе ОК-3);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, давать им самостоятельную оценку и прогнозировать возможность их развития в будущем (ОК-4);

  • стремление сохранять культурное наследие и исторические традиции в той мере, в какой они не противоречат объективным тенденциям глобализации; толерантно относиться к этико-философским и культурным различиям разных народов;

  • способность ценить моральные принципы и гуманистические достижения, направленные на укрепление и развитие сотрудничества в глобальном мире.

В результате изучения курса «Этика и философия в глобальном мире» студент должен овладеть следующими компетенциями:

  • иметь представление о роли гуманитарного знания в развитии современного общества и месте в нем глобалистики.

  • знать исторические типы этических и философских учений и видеть их роль в формировании мировоззрения и поведения людей;

  • осознавать первостепенную роль гуманитарного знания в современном мире глобальных отношений;

  • понимать культурно-цивилизационные различия отдельных стран и народов, выстраивать собственную позицию в разногласиях и спорах о культурно-цивилизационной принадлежности России;

  • знать основные зарубежные и отечественные этико-философские учения и их место в системе современного гуманитарного знания;

  • уметь обосновать необходимость этической составляющей и гуманитарного знания в общественном развитии современного общества;

  • быть способным и открытым к диалогу с представителями других культур, рассматривая такой способ общения как наиболее приемлемое средство взаимодействия и взаимопонимания народов;

  • понимать, что в условиях глобальной взаимозависимости выработка ценностных ориентиров и толерантного поведения с учетом национальных и общечеловеческих интересов является важнейшей задачей всей системы образования и воспитания;

  • уметь пользоваться философскими знаниями и культурным наследием для осмысления актуальных проблем глобального мира, понимать роль и значение своей страны в решении таких вопросов.


IV. Объём дисциплины и виды учебной работы
Преподавание курса предполагается  во 2-ом триместре 2011-2012 уч. года в объеме 2 зачетных единиц (2 часа в неделю, 13 ч. лекций, 13 ч. семинаров, 46 ч. самостоятельной работы, 11 часов индивидуальной работы).

Вид промежуточной аттестации – зачет




Вид учебной работы

Часы

Семестры (триместры, модули)

1

2

Общая трудоёмкость дисциплины


72




72

Аудиторные занятия


26




26

Лекции (Л)


13




13

Практические занятия (ПЗ)


13




13

Самостоятельная работа


46




46

В триместре


46




46

В сессию











V. Содержание дисциплины




Часть 1 – Содержание тем дисциплины



ТЕМА 1. Место дисциплины «Этика и философия в глобальном мире» в системе гуманитарных наук

Гуманитарная направленность предмета. Специфика гуманитарного знания и его структура. Социально-исторические предпосылки возникновения этической и философской мысли. Этическая проблематика в философских системах Востока и Запада. Развитие этико-философских идей в России. Этико-философские идеи Н.Я. Данилевского, В.С. Соловьева, В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, И.Т. Фролова и их роль в осмыслении современных процессов глобализации. Место и значение философии в осмыслении глобального мира. Этические проблемы современной науки.

Культурно-цивилизационный диалог как способ взаимодействия и взаимопонимания народов в условиях глобализации.
ТЕМА 2. Глобалистика ее предмет и место в системе научного знания

Определение предмета глобалистики. Методология и категориальный аппарат нового научного направления. Понятие системы. Системный подход к исследованию сложных объектов. Принципы и основания взаимодействия естественных, гуманитарных и прикладных наук в решении ключевых задач и проблем глобалистики. Роль и место гуманитарного знания в исследовании глобальных процессов и порождаемых ими противоречий. Гуманитарная составляющая, этические и философские аспекты глобалистики. Мировоззренческая, методологическая, культурологическая и другие функции философии в структуре междисциплинарного знания о современном мире как целостной системе. Взаимосвязь философского и частнонаучного знания. Актуальность теоретических исследований и особая значимость практических выводов современной этики в условиях возрастающей ответственности науки в принятии важнейших социальных, экономических и политических решений.


ТЕМА 3. Формирование и развитие глобальных процессов
Анализируются логика и определенная последовательность исторических событий. Показывается, как в результате поступательного развития и совершенствования культуры возникли и стали развиваться цивилизационные связи, породившие отдельные очаги цивилизации; цивилизационное развитие, в конечном счете, привело к глобализации, которая, в свою очередь, обусловила появление во второй половине XX в. глобальных проблем современности. С использованием системного подхода к пониманию социальных процессов и с опорой на новейшие научные и философские достижения в этой области, показано, как линейно-плоскостной мир уступил место миру объемному, голографическому, в котором философия и этика стали играть ключевую роль.
ТЕМА 4. Этическая составляющая глобального мира
Этическая проблема: сущность, социальная обусловленность и пути решения в современном мире. Морально-этические разногласия и противоречия мирового сообщества: причины появления и условия преодоления. Проблемы формирования общечеловеческой морали и взаимопонимания в глобальном мире. Объективные и субъективные предпосылки и условия формирования глобальной этики. Экономический и политический, мировоззренческий и этико-правовой аспекты современных глобальных отношений. Мировая политика и общественные движения в контексте глобальной нравстевнности.

ТЕМА 5. Философия культуры и цивилизации
Роль и место философии в осмыслении культуры и цивилизации. Понятие «культура» и его познавательное значение, в частности, для обозначения преобразованной человеком природы. Термин – «цивилизация», вобравший в себя часть смысловой нагрузки понятия «культура», как способ описания характера социальных и социоприродных отношений. Единство и различие культуры и цивилизации как важнейших характеристик общественного организма. Имманентная связь взаимообусловленных и взаимодополняемых понятий «культура» и «цивилизация», в условиях глобализации современного мира. Глобализация как третье измерение мировой социоприродной системы. Понятие «культурно-цивилизационная система» и ее место в системе основных категорий глобалистики

ТЕМА 6. Диалог и конфликт культур в глобальном мире
Культурное взаимодействие в глобальном мире: особенности и тенденции развития. Глобализация культуры и границы трансформации национальных культур. Рождение «массовой культуры», когда она становится индустриально-коммерческой формой производства и распространения стандартизированных и унифицированных духовных и материальных ценностей. Национальное и общечеловеческое в культуре. Диалог и конфликт как формы межкультурного взаимодействия. Мультикультурализм: теория, политика и практика сосуществования в одном социальном пространстве различных культурных сообществ.
Тема 7. Философские и этические основания учения о «ноосфере»
Учение о ноосфере как оптимальном состоянии геобиосоциосистемы. Ноосфера в изложении Э. Леруа, Тейяр де Шардена, В.И. Вернадского: сравнительный анализ. Исторический аспект появления идеи, ее осмысление и отражение в научном и общественном сознании. Этическое и философское содержание учения о ноосфере. Теоретическая ценность и мировоззренческая значимость обобщающих концепций. Глобальный мир и возможности практической реализации ноосферных идей.

Тема 8. Глобализация и космополитизм
Глобальные тенденции и общечеловеческие проблемы как фактор формирования глобального сознания. Глобализация и космополитизм - закономерные явления и важнейшие характеристики общественного развития. Позитивный и негативный контекст восприятия глобализации и космополитизма. Глобализация как объективно-исторический процесс и тенденция общественного развития, направленная на становление целостного мира. Космополитизм как нравственная позиция, культурное явление, характеризующее мировоззрение человека. Философские основания и конкретно-исторические условия появления космополитизма. Великие географические открытия и трансформация космополитических идей в глобальное мировоззрение. Космополитизм, национальные интересы, патриотизм: точки соприкосновения. Ценностный аспект космополитических идей в глобальном мире.

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тематика и планы семинаров являются примерными. Некоторые темы или вопросы могут рассматриваться более, другие – менее основательно. При подготовке к занятиям наряду с доступными, имеющими отношение к теме источниками, рекомендуется использовать, прежде всего, работы, указанные в разделе VI. «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины».



Семинар № 1

Глобалистика ее предмет и место в системе научного знания
1. Предмет, содержание и язык глобалистики.

2. Междисциплинарный характер глобальных исследований.

3. Философское и этическое содержание глобалистики.

4. Глобалистика в системе современного знания.



Семинар № 2

Этика и философия: место и роль в осмыслении глобального мира


  1. Глобализация как условие и причина формирования глобального мира.

  2. Этико-философский аспект глобализации.

  3. Этические и гуманитарные аспекты научно-технических достижений.

  4. Философское осмысление научно-технического прогресса и его роли в становлении глобального мира.



Семинар № 3

Причины появления глобализации: основные тенденции развития


  1. Смена эпох и поворотные пункты истории в контексте глобальной эволюции.

  2. Великие географические открытия и начало реальной глобализации.

  3. Фундаментальная глобализация: становление мировых связей и структур.

  4. Сущность и характерные черты многоаспектной глобализации.



Семинар № 4

Единство мира и его противоречия с точки зрения философии


  1. Специфика философского знания и его возможности.

  2. Философское понимание целостности мира.

  3. Сущность основных противоречий глобального человечества.

  4. Культурное разнообразие и цивилизационное единство мирового сообщества.



Семинар № 5

Учение о ноосфере: этико-философское содержание


  1. Учение об эволюции биосферы в ноосферу.

  2. Естественнонаучное и философское содержание концепции «ноосфера».

  3. Этическая направленность ноосферной идеи.

  4. Практическая значимость учения В.И.Вернадского.


Семинар № 6

Глобальный мир и философия космополитизма


  1. Общечеловеческие проблемы как фактор формирования глобального сознания.

  2. История космополитизма и современная глобализация

  3. Этическое содержания космополитизма.

  4. Трансформация космополитических идей в глобальное мировоззрение.


VI. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины

Литература



  1. Глобалистика: Энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков; Цетр научных и прикладных программ «Диалог». –М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.

  2. Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия.–М.: ИФ РАН, 2010.

  3. Глобализация мирового хозяйства и место России / Отв. ред. В.П. Колесов, М.Н. Осьмова. - М.: ТЕИС, 2000.

  4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990.

  5. Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. – М., 2003.

  6. Зиновьев А.А. Глобальное сверхобщество и Россия. М.: АСТ, 2000.

  7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Любое издание.

  8. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  9. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., Прогресс, 1991.

  10. Ласло Э. Макросдвиг (К устойчивости мира курсом перемен). – М.: тайдекс Ко, 2004.

  11. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантигтона. – М.: Аспект Пресс, 2004.

  12. Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980.

  13. Россия: многообразие культур и глобализация. – М.: ИФ РАН, 2010.

  14. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм / Пер. с англ. - М.:

  15. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003.

  16. Тоффлер А. Футурошок. – СПб.: Лань. 1997.

  17. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М.: АСТ, 2004.

  18. Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Д. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура. М.: Праксис, 2004.

  19. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.

  20. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. М.: Канон+, 2006.

  21. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994.




  1. Феномен глобализации в контексте диалога культур. - М.: «Канон+», 2010.

  2. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2002.

  3. Швейцер А. Культура и этика. – М.: Прогресс, 1973.

  4. Померанц Г.С. Культ этики или диалог культур? // Труды Клуба ученых "Глобальный мир": Докл. 2000-2001 гг. [Т.1.] / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений, Ин-т микроэкономики. - М.: [Новый век], 2002.

  5. Этос глобального мира. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.


Перечень обучающих, контролирующих компьютерных
программ, мультимедиа и т.п.


  1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: электронный учебник. Электрон. дан.- М.: КНОРУС, 2009.

  2. Чернобаева Т.П. Основы и особенности Российской цивилизации (Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору для студентов I курса всех специальностей очной и очно-заочной форм обучения). Электронное издание. – М.: ФА, 2006.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал