Программа дисциплины «Экология». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 6 с. Подготовлена на кафедре общественных наук



Дата24.04.2016
Размер93.6 Kb.
ТипПрограмма



Программа дисциплины
Экология

Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова

2008

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики периодической печати

С о с т а в и т е л ь – канд. тех. наук, доц. М.В. Графкина



Программа дисциплины «Экология». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 6 с.
Подготовлена на кафедре общественных наук.
Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта

© Графкина М.В., 2008


1. Цели и задачи дисциплины


Цель дисциплины – преподать будущим журналистам теоретические знания по экологии. Дисциплина представляет теоретическую основу базовых фундаментальных знаний для творческого решения проблем формирования экологического сознания человека и общества для содействия реализации концепции устойчивого развития общества.

Задачи дисциплины:

  1. Дать понятие предмета и задач экологии как науки.

  2. Раскрыть проблему взаимодействия – биосфера и человек; структуру биосферы, экосистемы, взаимоотношения живых организмов и среды их обитания.

  3. Показать взаимосвязь состояния окружающей среды и здоровья человека.

  4. Ознакомить студентов с глобальными проблемами окружающей среды, экологическими принципами рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

  5. Дать представление об основах экономики природопользования; экобиозащитных технологиях и техники.

  6. Ознакомить студентов с основами экологического права.

  7. Формировать навыки в решении проблемы экологического просвещения и образования и определить роль СМИ и коммуникационных технологий в этих процессах и реализации в целом концепции устойчивого развития общества.



2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате выполнения задач, поставленных учебным процессом, достигается приобретение студентами требуемых знаний, навыков, умений и опыта в соответствии с квалификационной характеристикой.

Будущие журналисты должны знать:



  • предмет и задачи экологии как науки;

  • связь биосферы и человека; структуру биосферы, экосистемы, взаимоотношения живых организмов и среды их обитания;

  • связь экологии и здоровья человека;

  • глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы;

  • основы экономики природопользования; экобиозащитные технологии и технику;

  • основы экологического права, профессиональную ответственность; основы международного сотрудничества в области окружающей среды;

  • проблемы экологического просвещения и образования, роль СМИ и коммуникационных технологий в этих процессах и реализации в целом концепции устойчивого развития общества.


3. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение. Предмет и задачи экологии как науки


Экология и краткий обзор ее развития. Традиционные представления о месте человека в экосистеме. Система: человек – техносфера – окружающая природная среда. Предмет, задачи и содержание курса. Основные понятия и определения. Структура науки.


Раздел 2. Теоретическая экология. Структура биосферы, экоси­стемы, взаимоотношения организма и среды обитания


Биоэкология. Уровни биологической организации и экология. Понятие экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Понятие трофической цепи.

Перенос энергии и массы в трофических цепях. Круговорот веществ в экосистемах. Биоценоз, сообщество, разнообразие видов в сообществах.

Классификация сообществ. Основные представления об адаптации организмов. Абиотические и биотические факторы среды обитания. Лимитирующие факторы. Понятие популяции. Экологическая ниша. Основные показатели популяции.

Раздел 3. Учение о биосфере


Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биооразнообразие биосферы как результат ее эволюции. Регулирующие воздействие биоты на окружающую среду. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.

Деятельность человечества как планетарный фактор.



Раздел 4. Экология человека. Экология и здоровье человека


Биосоциальная природа человека и экология. Человек как биологический вид. Популяционная характеристика человека. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека. Антропогенные экосистемы. Человек и экосистемы. Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы). Индустриально-городские экосистемы.

Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека.



Раздел 5. Глобальные проблемы окружающей среды


Изменение климата. Естественные и техногенные причины изменения климата. Парниковые газы. Влияние отдельных отраслей промышленности на этот процесс. Последствия для окружающей среды и человека.

Изменение озонового слоя. Естественные и техногенные причины разрушения озонового слоя. Последствия для окружающей среды и человека. Экономические и политические следствия борьбы с разрушением озонового слоя.

Рост населения планеты и увеличение объема добычи и переработки природных ресурсов. Темпы увеличения населения Земли. Демографическая проблема как часть национальных программ устойчивого развития.

Рост численности человечества. Ресурсы для роста. Динамика человека в терминах популяционной экологии. Факторы, регулирующие численность на разных этапах развития цивилизации.

Исчезновение лесов и опустынивание. Виды хозяйственной деятельности, влияющей на обезлесенье и опустынивание. Основные причины исчезновения лесов: промышленные рубки, лесные пожары, вредители. Промышленная рубка леса: столкновение экономических и экологических интересов.

Загрязнение мирового океана. Роль океана в биосфере. Ресурсы океана и их использование. Виды загрязнений. Источники загрязнения. Меры борьбы с загрязнением.



Раздел 6. Прикладная экология


Антропогенные воздействия на окружающую среду. Основные виды антропогенных загрязнений. Загрязнения атмосферного воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы.

Антропогенные воздействия на гидросферу. Загрязнение гидросферы. Экологические последствия загрязнения гидросферы. Истощение подземных и поверхностных вод.

Антропогенные воздействия на литосферу. Воздействия на почвы. Воздействия на горные породы и их массивы. Воздействия на недра.

Антропогенные воздействия на биотические сообщества.

Значение леса в природе и жизни человека. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир Значение животного мира в биосфере. Воздействие человека на животных и причины их вымирания. Особые виды воздействия на биосферу. Загрязнение среды отходами производства и потребления. Шумовое воздействие, радиационное загрязнение, биологическое загрязнение, электромагнитные излучения и др. Экстремальные воздействия на биосферу. Воздействие оружия массового уничтожения. Воздействие техногенных экологических катастроф.

Раздел 7. Основы экономики природопользования


Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. Лицензия, договор и лимиты на природопользование. Механизмы финансирования охраны окружающей среды.

Раздел 8. Экобиозащитные технологии и техника


Инженерная экологическая защита. Принципиальные направления инженерной зашиты окружающей природной среды. Нормирование качества окружающей природной среды. Защита атмосферы. Защита гидросферы. Защита литосферы. Защита биотических сообществ. Защита окружающей природной среды от особых видов воздействий. Основы экологического проектирования.

Раздел 9. Основы экологического права


Основы экологического права. Источники экологического права Государственные органы охраны окружающей природной среды. Экологическая стандартизация и паспортизация. Экологическая экспертиза. Понятие об экологическом риске. Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды).

Экологический контроль и общественное экологическое движение. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Международное сотрудничество в области экологии.

Раздел 10. Проблемы экологического просвещения и образования


Экологизация общественного сознания. Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания. Понятие концепции устойчивого развития. Взаимозависимость политики, экономики и экологии. Различие в традиционном и альтернативном взгляде на концепцию. Глобализация и деятельность транснациональных корпораций. Международное сотрудничество. Проблемы, связанные с переходом к устойчивому развитию.

Экологическое образование, воспитание и культура.



4. Реферат


Самостоятельная работа студентов завершается написанием реферата по одной из главных тем представленных в курсе. План работы и тема согласовываются с преподавателем.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Для проведения аудиторных занятий используются видеофильмы по охране окружающей среды, материалы размещаемые в сети интернет, приборы по визуализации радиационного и электромагнитного излучения.

Литература


Основная

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.
Дополнительная

Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). – М.: Россия молодая, 1994. – 367 с.

Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л. За пределами роста. – М.: Прогресс, 1994.

Графкина М.В. Экология: Конспект лекций. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2007. – 46 с.

Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 1995.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал