Программа дисциплины «Экономика окружающей среды»



Скачать 225.33 Kb.
Дата29.04.2016
Размер225.33 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Экономика окружающей среды»
для направления 38.03.01 «Экономика» подготовки бакалавра




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет мировой экономики и мировой политики

Департамент мировой экономики


Рабочая программа дисциплины

«Экономика окружающей среды»


для образовательной программы «Мировая экономика»

направления подготовки 38.03.01 «Экономика»

уровень бакалавр


Разработчик(и) программы

Макаров И.А., преподаватель: imakarov@hse.ru

Одобрена на заседании департамента мировой экономики

«___»____________ 2015 г.

Руководитель департамента Л.М. Григорьев________ [подпись]


Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________


Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

И.А. Макаров _________________ [подпись]

Москва, 2015



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы.
1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.01.03 «Экономика», изучающих дисциплину «Экономика окружающей среды».

Программа разработана в соответствии с:



  • Стандартом НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика»;

  • Рабочим учебным планом университета подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика», утвержденным в 2015 г.

2 Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины состоят в следующем:



  • сформировать у студентов понимание теоретических аспектов взаимосвязей между экономической деятельностью человека и состоянием окружающей среды;

  • создать у студентов представление о современном состоянии окружающей среды мира;

  • ознакомить студентов с основными инструментами экологической политики на международном, региональном и национальном уровнях;

  • сформировать у студентов навыки использования экономических инструментов анализа окружающей среды;

  • сформировать у студентов умение работы с научной литературой (в том числе, на иностранном языке), а также со статистическими базами данных по экономике окружающей среды.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные теоретические подходы к экономико-политическому анализу глобальных проблем окружающей среды;

  • Уметь использовать для решения исследовательских и практических задач, связанных с взаимодействием человека и природы, аппарат экономической теории и теории международных отношений;

  • Обладать способностью дать оценку мерам, предпринимаемым как международным сообществом, так и отдельными государствами для решения проблем окружающей среды.

    В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать данные из различных источников, необходимые для решения исследовательских задач в области экономики и политики окружающей среды

УК-5

Использует статистическую информацию при описании каких-либо глобальных экологических проблем и мер по их решению



Лекции, семинары, презентации

Способен выявлять научную сущность проблем, связанных с ущербом для окружающей среды

УК-2

Применяет научный аппарат экономической теории и теории международных отношений для анализа проблем окружающей среды и мер по их решению

Лекции, семинары, разбор кейсов, числовые задачи

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способов и методом исследования, а также оценку его качества

УК-6

Демонстрирует свою способность к исследовательской работе при написании эссе; логично структурирует материал, приходит к собственным выводам

Эссе, консультации с преподавателем

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы и процессы, связанные с взаимодействием человека и окружающей среды

ПК-3

Демонстрирует понимание ценности окружающей среды не только как носителя ресурсной функции, но и других функций, не связанных с удовлетворением первичных потребностей человека.

Лекции, семинары, консультации с преподавателем


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу социальных и экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров. Настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Дисциплина читается на третьем курсе бакалавриата по направлению «Экономика»

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- Введение в мировую экономику и международные отношения;

- Микроэкономика.




Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

- Глобальные проблемы (климат, вода, продовольствие);



- Глобальное экономическое управление

5 Тематический план учебной дисциплины


№ п/п

Название темы

Всего часов

В том числе лекций

В том числе семинаров

Самосто-ятельная работа

1

Введение в курс. Динамика состояния окружающей среды в мире

10

4




6

2

Демографический рост и окружающая среда. Устойчивое развитие

12

4

2

6

3

Экономическая оценка окружающей среды

13

4

2

7

4

Экономика экологических проблем. Экстерналии. Трагедия общих ресурсов

15

4

4

7

5

Инструменты экологической политики

15

4

4

7

6

Общие ресурсы. Рыбные ресурсы

15

4

4

7

7

Инструменты климатической политики

9

2




7

8

Россия: состояние окружающей среды, роль в решении глобальных экологических проблем

10

2

2

6

9

Экологическая справедливость и будущее окружающей среды

11

4




7

Итого

110

32

18

60

6 Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

3 год

Параметры **

1

2










Текущий

(неделя)


Контрольная работа




*







30 минут

Реферат




*







4-6 страниц

Итоговый

Экзамен




*







Устный

6.1 Критерии оценки знаний, навыков

Контрольная работа.

Контрольная работа представляет собой набор из 6-7 заданий, среди которых задачи, требующие численного ответа, а также вопросы, требующие развернутого ответа. Максимальная оценка (при выполнении всех заданий) – 10 баллов



Реферат

Реферат – письменная работа, позволяющая студентам продемонстрировать навыки самостоятельного исследования. Реферат требует работы с научной литературой, в том числе (обязательно!) на иностранном языке. При написании реферата студенты должны использовать аппарат экономического и политического анализа, изучаемый в рамках курса. Итогом исследования должен стать максимально конкретный (в форме утверждения или отрицания, числа, конкретного набора факторов) ответ на вопрос, поставленный в теме. Он должен быть подкреплен количественным (особенно приветствуется) либо качественным анализом.

Рекомендуемые темы рефератов указаны в программе. Студент может писать реферат по иной теме при предварительном согласовании с преподавателем. Максимальная оценка за реферат – 10 баллов.

Экзамен

Экзамен проходит в виде устного ответа по билету с двумя вопросами – 20 мин. на подготовку и 10 мин. на ответ.

Вопросы к экзамену содержатся в программе. Преподаватель имеет право задавать уточняющие вопросы, что позволяет составить более четкую картину знаний.

Не допускается пользоваться бумажными или электронными носителями информации в ходе экзамена. При нарушении этого правила студент снимается с экзамена. Максимальная оценка за экзамен (при полном ответе на оба вопроса билета и уточняющие вопросы преподавателя) – 10 баллов. Если студент не может ответить на один из вопросов билета, его оценка за зачет не может превышать 5 баллов.



7 Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в курс. Динамика состояния окружающей среды в мире

Экономические и политические науки, изучающие окружающую среду. Экономика окружающей среды. Экологическая экономика. Зеленая экономика. Экономика природных ресурсов. Экономика природопользования. Нормативная и позитивная экономика окружающей среды. Экологическая политика.

Природная среда. Природные ресурсы и природные условия, взаимосвязь между ними. Виды природных ресурсов.

Основные тенденции в сфере окружающей среды мира. Ограниченность природных ресурсов. Увеличение нагрузки на окружающую среду. Трансграничный характер загрязнений. Политическая экология.

Основные экологические проблемы современности. Истощение озонового слоя. Монреальский протокол. Изменение климата. Рамочная конвенция ООН и Киотский протокол. Итоги первого периода Киотского протокола. Новое климатическое соглашение Потеря биоразнообразия. Кислотные дожди. Сведение лесов.

Обязательная литература:


  1. Kolstad C. (2000 or 2011) Environmental Economics. Oxford University Press. Chapter 1.

  2. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. М.: ИНФРА-М, 2010. Введение, параграф 1.1.

  3. Романова Т.А. Что такое политическая экология? // Россия в глобальной политике. Том 9. №1. 2011.

Дополнительная литература:

  1. Lujala P. (2003) Classification of Natural Resources // 2003 ECPR Joint Session of Workshops, Edinburgh.

  2. Якуцени С., Буровский А. Политическая экология. – Красноярск: Издательство «Андрей Буровский», 2010.

  3. Пискулова Н.А. Развитие мировой экономики: экологический вектор // Мировая экономика и международные отношения. №10, 2010. С. 28-37.

  4. Обзор доклада Николаса Стерна «Экономика изменения климата» / Кокорин А.О., Кураев С.Н. (сост.). WWF, GOF. – М.: WWF России, 2007.

Тема 2. Демографический рост и окружающая среда. Устойчивое развитие.

Увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Тенденции роста населения. Экологические ограничения. Теория Мальтуса. Значение роста населения для экономики.

Кривая Кузнеца. Римский клуб. «Пределы роста». Понятие устойчивого развития. Широкое и узкое понимание устойчивого развития. Сильная и слабая устойчивость. Саммит РИО+20. Зеленый экономический рост и экологизация мировой экономики.

Показатели устойчивого развития. «Экологический след». Индекс устойчивости. Чистые скорректированные сбережения.



Обязательная литература:

  1. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. М.: ИНФРА-М, 2010. Параграфы 1.3, 2.1

  2. Solow R. (2000) Sustainability: An Economist’s Perspective / in: Stavins, Robert N. (2000). Economics of the Environment: Selected Readings, fourth edition. W.W.Norton & Company: 131-138.

Дополнительная литература:

  1. Wackernagel M. et al. (2002) Tracking the Ecological Overshoot of the Human Economy // Proceedings of the National Academy of Sciences July 9, 2002.

  2. OECD (2011) Towards green growth. Paris: OECD Publishing.

  3. Bongaarts J. (1994) Population Policy Options in the Developing World // Science, Vol. 253, No. 5148.

Тема 3. Экономическая оценка окружающей среды

Экономическая оценка окружающей среды: биоцентрический и антропоцентрический подходы. Природный капитал и экосистемные услуги.

Методы экономической оценки окружающей среды. Выявленные предпочтения и скрытые предпочтения. Метод гедонистических цен. Метод транспортных затрат. Метод выявления компенсаций. Условно-опросный метод.

Обязательная литература:


  1. Goulder L., Kennedy D. (2009) Interpreting and Estimating the Value of Ecosystem Services: http://www.stanford.edu/~goulder/Goulder%20and%20Kennedy%20-%20Ecosystem%20Service%20Values.pdf

  2. Diamond P.A., Hausman J.A. Contingent Valuation: Is Some Number Better that No Number // The Journal of Economic Perspectives, Vol. 8, No. 4, 1994.

Дополнительная литература:

  1. Tietenberg T. (2007) Environmental economics and policy. Reading Addison - Wesley. Chapters 2, 3, 5.

  2. Голуб А.А., Сафонов Г.В. Экономика окружающей среды. – М.: Издательство ВШЭ, 2003. Параграф 1.4.

Тема 4. Экономика экологических проблем. Экстерналии. Трагедия общих ресурсов

Провалы рынка. Экстерналии. Регулирование экстерналий. Налог Пигу. Необходимость государственного вмешательства. Права собственности. Теорема Коуза.

Концепция общественного блага. Виды экономических благ. Общие ресурсы. Трагедия ресурсов общего пользования. Анализ Г. Хардина. Подход Э. Остром. Роль институтов.

Обязательная литература:


  1. Thomas J.M, Callan S.J. (2004). Environmental Economics and Management: Theory, Policy, and Applications. 3rd edition (3rd ed.). Mason, OH: South-Western College Publishing. Chapter 3.

  2. Капелюшников Р.И. Множественность институциональных миров. Нобелевская премия по экономике - 2009 // Экономический журнал ВШЭ, №1, 2010. – С. 14-26.

  3. Коуз Р. Проблема общественных издержек / в книге «Фирма, рынок, право». – М.: Новое издательство, 2007. С. 92-149.

Дополнительная литература:

  1. Ostrom E. (1990) Governing the commons. Cambridge, Cambridge University Press

  2. Макаров И.А. Глобальные проблемы климата, воды и продовольствия с позиции теории общественного блага // Международная экономика, №5, 2011. С. 24-30.

  3. Tietenberg T. (2007) Environmental economics and policy. Reading Addison - Wesley, 2007. Chapter 4.

  4. Kolstad C. (2000 or 2011) Environmental Economics. Oxford University Press. Chapters 4, 5, 13.

  5. Васильева Е.Э. Экономика природопользования. Минск, 2002. С. 38-45.

Тема 5. Инструменты экологической политики

Административные и рыночные инструменты экологической политики. Налоги на продукцию. Налоги на выбросы. Субсидии на сокращение выбросов. Технологические стандарты.

Учет неопределенности. Регулирование цен и количества выбросов: разница с учетом неопределенности. Вклад М. Вейцмана.

Система “cap-and-trade”. Бесплатное размещение квот и аукцион. Сравнительный анализ различных инструментов. Распределительный эффект.



Обязательная литература:

  1. Thomas J.M, Callan S.J. (2004). Environmental Economics and Management: Theory, Policy, and Applications. 3rd edition (3rd ed.). Mason, OH: South-Western College Publishing. Chapter 5.

  2. Goulder L. (2006) Emissions Taxes, Tradable Emissions Allowances, and Technology Mandates: Comparing the Efficiency and Distributional Impacts // Working papers of Stanford University.

Дополнительная литература:

  1. Голуб А.А., Сафонов Г.В. (2003) Экономика окружающей среды и природных ресурсов. Глава 3.

  2. Weitzman M. (1974) Prices vs Quantities // The Review of Economic Studies, Vol. 41, No. 4.

  3. Образовательная инициатива по торговле выбросам. Руководство по торговле выбросами: http://fdeem.org.ua/publications/EMA-FEEEM%20ETEI_020205.pdf
    Главы 1, 4.

Тема 6. Общие ресурсы. Рыбные ресурсы

Водные ресурсы. Дефицит пресной воды в мире. Водный стресс и водный кризис. Драйверы водной проблемы: факторы, действующие со стороны спроса и со стороны предложения. Особенности воды по сравнению с другими ресурсами. Торговля физической водой. Торговля виртуальной водой. Торговля технологиями. Размещение квот на пользование водными ресурсами. Международные речные бассейны. Водные конфликты в современном мире.

Рыбные ресурсы и их истощение. Причины истощения рыбных ресурсов. Система индивидуальных квот на вылов рыбы. Свободное размещение и аукцион. Опыт России. Морские заповедники.

Лесные ресурсы. Проблема сведения тропических лесов. Механизм REDD+. Управление лесными ресурсами в странах мира.



Обязательная литература:

  1. Tisdell C. (2006) Poverty, Political Failure and the Use of Open Access Resources in Developing Countries // Economics, ecology and the environment, Working paper No. 135

  2. Safina C. (1995) The World’s Imperiled Fish // Scientific American, Vo. 273, No. 5.

Дополнительная литература:

  1. Лихачева А.Б. Проблема пресной воды как структурный фактор мировой экономики // Экономический журнал Высшей школы экономики, Т.17, № 3, 2013.

  2. Данилов-Данильян В.И. Глобальный водный кризис и роль России в его разрешении // Биосфера, Т.1, №1, 2009.

  3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Потребление воды: экологические, экономические, социальные и политические аспекты. М.: Наука, 2006.

  4. Costello C. et al. (2008) Can Catch Shares Prevent Fisheries Collapse? // Science, September 18, 2008.

  5. Frederiksen H.D. (2009) The World Water Crisis and International Security // Middle East Policy, Vol.16, No. 4, Winter 2009. Pp. 76-89.

  6. Anferova E. et al. (2005) Fish quota auctions in the Russian Far East: a failed experiment // Marine Policy, No. 29, 2005. P. 47–56.

  7. Culas R.J. (2007) Deforestation and the environmental Kuznets curve: An institutional perspective // Ecological Economics, No. 61, 2007, pp. 429-437.

Тема 7. Инструменты климатической политики

Механизмы гибкости Киотского протокола. Механизм чистого развития. Проекты совместного осуществления. Торговля выбросами. Критика МЧР и ПСО.

Национальные и глобальные углеродные рынки. Европейская система торговли квотами: ее достоинства и недостатки.

Обязательная литература:


  1. Кокорин А.О. Современная климатическая политика мирового сообщества и ее значимость для России. М.: WWF-Россия, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Макаров И.А. Глобальное изменение климата как вызов мировой экономике и экономической науке // Экономический журнал ВШЭ, №3, 2013.

  2. Stern N. (2007) The economics of climate change: the Stern review. Cambridge University Press, Cambridge.

  3. Аверченков А.А., Галенович А.Ю., Сафонов Г.В., Федоров Ю.Н. Регулирование выбросов парниковых газов как фактор повышения конкурентоспособности России. М.: НОПППУ. 2013.

  4. World Bank. States and Trends of Carbon Pricing. Washington D.C., 2014.

  5. Kollmuss A., Schneider L., Zhezherin V. (2015) Has Joint Implementation reduced GHG emissions? Lessons learned for the design of carbon market mechanisms. SEI Working Paper No. 2015-07

Тема 8. Россия: состояние окружающей среды, роль в решении глобальных экологических проблем

Окружающая среда в России. Основные тенденции. Причины неблагоприятной экологической обстановки. Потенциал ее улучшения.

Влияние изменения климата на экономику России. Россия в международном климатическом регулировании. Россия и Киотский протокол. Участие России в подготовке пост-Киотского соглашения. Потенциал сокращения выбросов парниковых газов.

Россия и глобальные экологические проблемы. Природные богатства России. Россия: мировая свалка или гарант международной экологической безопасности?



Обязательная литература:

  1. Grigoryev L., Makarov I., Salmina A. (2013) Domestic Debates on Climate in Russia Russian / in: Climate Change, Sustainable development and Human Security: Comparative Analysis. Plymouth : Lexington Books. Ch. 9. P. 249-280.

  2. Henry L., Douhovnikoff V. (2008) Environmental Issues in Russia // Annual Review of Environment and Resources, Vol. 33. Pp. 437-460.

Дополнительная литература:

  1. Charap S., Safonov G. (2010) Climate Change and Role of Energy Efficiency / in: Russia after the Global Economic Crisis. Chapter 6.

  2. Лихачева А.Б., Макаров И.А., Савельева А.В. На хлеб и воду // Россия в глобальной политике. Том 8, №4, 2010.

  3. Устойчивое развитие и «зеленая» экономика в России / под ред. С.Н. Бобылева, Р.А. Перелета. Берлин, СПб., 2013.

  4. Макаров И.А. Окружающая среда как фактор экономического и духовного развития России / в: Стратегия XXI Совета по внешней и оборонной политике. Глава 7. М.: СВОП, 2013.

  5. Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. М.: Росгидромет, 2014.

  6. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2014 г. / М.: Росгидромет, 2015.

Тема 9. Экологическая справедливость. Научно-технологический прогресс и окружающая среда

Внутренняя и инструментальная ценность экологической справедливости. Концепция максимина в отношении экологической справедливости. Справедливость между поколениями. Справедливость между странами. Справедливость между индивидами. Кто должен платить за сохранение окружающей среды?

Будущее окружающей среды. Научно-технологический прогресс и окружающая среда. Внедрение, коммерциализация, инновации. «Переломный момент» во внедрении зеленых технологий. Зеленые технологии в современном мире. Технологии двойного дивиденда. Философия «зеленого» будущего.

Обязательная литература:


  1. Harper K., Rajan R. (2004) International Environmental Justice: Building the Natural Assets of the World’s Poor // Anthropology Department Faculty Publication Series. Paper 71: http://scholarworks.umass.edu/anthro_faculty_pubs/71

  2. Порфирьев Б.Н. «Зеленая экономика»: реалии, перспективы и пределы роста. М.: Московский Центр Карнеги, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Ролз Дж. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010.

  2. Gosseries A. (2008) Theories of intergenerational justice: a synopsis // Surveys and Perspectives Integrating Environment and Society, No.1, 2008. Pp. 39-49.

  3. Porter M., Kramer M. (2011) Creating Shared Values. The Big Idea // Harvard Business Review. No. 1-2.

  4. Пискулова Н.А. Развитие мировой экономики: экологический вектор // Мировая экономика и международные отношения. №10, 2010. С. 28-37.

  5. Браун Л. Как избежать климатических катастроф? План Б 4.0. Спасение цивилизации. М.: ЭКСМО, 2010.

  6. World Economic Forum (2009) Green Investing. Towards a Clean Energy Infrastructure.

8 Образовательные технологии

Используются:



  1. активные формы проведения занятий: игровые эксперименты с участием студентов;

  2. разбор кейсов: студенты разбирают примеры из реальной практики экологической политики в России и за рубежом (проведение аукционов разрешений на вылов рыбы на Дальнем Востоке; оценка экологического ущерба от аварии танкера Эксон Вальдез в США и др.)

  3. групповая работа по выработке рекомендаций лицам, принимающим решения: студенты пытаются предложить свои рекомендации по внедрению тех или иных инструментов экологической политики;

  4. в рамках курса предусмотрены мастер-классы экспертов и специалистов в области тех или иных проблем окружающей среды



9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля


Список рекомендованных тем реферата

  1. Какие уроки можно извлечь из пари П.Эрлиха и Дж. Саймона?

  2. В чем заключаются противоречия концепции сильной устойчивости?

  3. Отражает ли экологическая кривая Кузнеца ситуацию в современном мире? (на примере конкретной экологической проблемы)

  4. Опровергает ли пример Науру концепцию слабой устойчивости?

  5. Развивается ли мир в соответствии с концепцией слабой устойчивости?

  6. Эволюция концепции «устойчивого развития»: с доклада Брундтланд до наших дней

  7. Как объективно оценить «экологический след» человеческой деятельности?

  8. Различия между использованием показателей «готовность платить» и «готовность принять компенсацию» при экономической оценке объектов окружающей среды

  9. Оценка объекта окружающей среды методом транспортных затрат (на примере какого-либо объекта окружающей среды).

  10. Оценка объекта окружающей среды методом гедонистических цен (на примере какого-либо объекта окружающей среды).

  11. Оценка эффективности условно-опросного метода оценки объекта окружающей среды (на одном или нескольких примерах).

  12. Достоинства и недостатки использования показателя чистых скорректированных сбережений (на примере конкретной страны).

  13. Трагедия общих ресурсов как модель истощения рыбных ресурсов в мире

  14. Применение теоремы Коуза для анализа глобальной экологической проблемы (на выбор студента)

  15. Применение анализа Э.Остром для анализа глобальной экологической проблемы (на выбор студента)

  16. В каких случаях локальные институты эффективны для решения трагедии ресурсов общего пользования?

  17. Является ли неопределенность прав собственности фактором неблагоприятной экологической обстановки в России?

  18. Могут ли административные инструменты экологической политики быть эффективными?

  19. Сравнительный анализ налога на выброс и системы cap-and-trade как инструментов климатической политики

  20. Перспективы внедрения национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в России.

  21. Насколько эффективна система индивидуальных квот на вылов в рыбном хозяйстве? (на примере конкретного региона)

9.2 Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины


Перечень вопросов к экзамену

  1. Экологическая экономика и экономика окружающей среды: сходства и различия.

  2. Окружающая среда, природные условия и природные ресурсы. Классификация природных ресурсов.

  3. Демографический рост и проблемы окружающей среды.

  4. Сильная и слабая устойчивость.

  5. Индикаторы устойчивости.

  6. Биоцентрический и антропоцентрический подходы к оценке окружающей среды: достоинства и недостатки.

  7. Виды стоимости (ценности) природных объектов.

  8. Методы оценки окружающей среды.

  9. Условно-опросный метод оценки элементов окружающей среды

  10. Понятие экстерналий. Налог Пигу.

  11. Теорема Коуза в контексте экономики окружающей среды.

  12. Трагедия общих ресурсов.

  13. Вклад Э. Остром в решение трагедии общих ресурсов.

  14. Административные и рыночные инструменты экологической политики.

  15. Налог на выбросы и субсидии на сокращение выбросов.

  16. Технологические стандарты.

  17. Принципы системы “cap-and-trade”.

  18. Сравнение количественных и ценовых инструментов экологической политики в условиях неопределенности.

  19. Национальные системы торговли квотами на выбросы парниковых газов.

  20. Окружающая среда в России: динамика и современное состояние.

  21. Рыбные ресурсы и их истощение.

  22. Система индивидуальных квот на вылов рыбы.

  23. Проблема истощения лесных ресурсов. Управление лесными ресурсами.

  24. Место России в решении глобальных экологических проблем.

  25. Экологическая справедливость между поколениями.

  26. Экологическая справедливость между странами.

  27. Технологический прогресс и решение глобальных экологических проблем.

  28. Технологии двойного дивиденда.

10 Порядок формирования оценок по дисциплине

Итоговая оценка складывается из следующих компонентов:



  1. оценка за активность на семинарских занятиях и качество выступлений во время дискуссий (20%);

  2. оценка за контрольную работу (20%);

  3. оценка за реферат (20%);

  4. оценка за ответ на экзамене (40%).

Все вышеперечисленные оценки выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценка за курс определяется как средневзвешенная по приведенной ниже формуле и округляется до целого числа.



Осредняя = 0,2хОс + 0,2хОк/р + 0,2хОэссе+ 0,4хОзач

где Ос – оценка по итогам семинаров, Ок/р – оценка за контрольную работу, Ореф – оценка за реферат, Озач – оценка за ответ на экзамене.

Если на экзамене студент получил меньше 4-х баллов, этот результат является блокирующим для вычисления средневзвешенной оценки, т. е. все предыдущие результаты не учитываются, и студент получает неудовлетворительную оценку.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература по курсу содержится в ридере «Экономика и политика окружающей среды». Базовый учебник - отсутствует

Программе курса в наибольшей степени соответствуют следующие учебники:


  1. Tietenberg T. (2007) Environmental economics and policy. Reading Addison - Wesley.

  2. Голуб А.А., Сафонов Г.В. Экономика окружающей среды. – М.: Издательство ВШЭ, 2003.

  3. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. – М., ИНФРА-М, 2010.

Основная и дополнительная литература к каждой теме представлена в программе

12 Материально-техническое обеспечение дисциплины

В ходе лекций используется проектор для демонстрации презентаций и видеоматериалов. К одному из семинаров студенты должны посмотреть видеофильм. Кроме того, курс предполагает использование специализированных компьютерных программ для подсчета «углеродного следа» (онлайн)





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал