Программа дисциплины Феноменология муниципальных образований для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра



Скачать 116.61 Kb.
Дата02.05.2016
Размер116.61 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет


Программа дисциплины

Феноменология муниципальных образований
для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Автор программы: проф. Кордонский С.Г. (kordonsky@gmail.com)


Одобрена на заседании кафедры местного самоуправления «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой С.Г.Кордонский


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специалистов по направлению 080500.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину Феноменология муниципальных образований.

Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики» и рабочим учебным планом на 2012-2013 учебный год направление 080200.62 «Менеджмент».


2 Цели освоения дисциплины

Данная дисциплина ставит перед собой задачу углубления у студентов знаний о местном самоуправлении и муниципальном управлении в России в их фактическом проявлении, объяснения социальных (демографических), экономических, административных, и прочих различий между видами муниципальных образований.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать вариацию различных социально-экономических и административных показателей и особенностей в муниципальном образовании в зависимости от его вида (муниципалитеты на внутригородских территориях городов федерального значения, городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения)

  • Уметь применять полученные знания на практике, в том числе, в процессе полевых исследований.

  • Обладать навыками комплексного анализа положения муниципального образования.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ОС НИУ-ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач

СК-Б5

Знает и умеет применять разнообразные способы оценки социально-экономического положения муниципалитета, анализировать положение в муниципалитете с точки зрения соответствия законодательству.

Лекции, семинары

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

СК-Б6

Способен выполнить исследование на основе эмпирических данных по конкретным муниципальным образованиям

Семинары, эссе

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-Б9

Знает пореформенные трансформации территориальной организации, способен понять и объяснить причины возникавших дисфункций.

Лекции, семинары, эссе, реферат

Способен осуществлять поиск, сбор, первичную обработку и хранение статистических данных, иной информации, необходимых для решения поставленных задач.

ИК-Б2

Успешно справляется с написанием эссе и реферата.

Эссе, реферат


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина рассчитана на студентов 4 курса бакалавриата Факультета Государственного и Муниципального Управления НИУ ВШЭ. Предполагается, во-первых, знание студентами базовых экономических, социологических, правовых и управленческих понятий, во-вторых, основных дисциплин кафедры местного самоуправления, в частности, курсов «Теория и история местного самоуправления», «Муниципальное управление и местное самоуправление», «Административные рынки», «Территориальная организация муниципальных образований».



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знать законодательные основы функционирования местного самоуправления в Российской Федерации;

  • знать историю государственного управления России.


5 Тематический план учебной дисциплины

№ п/п

Название темы

Всего часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Нижние уровни административно-территориального деления в ретроспективе

18

4

4

10

2

Территориальная организация муниципальных образований и ее правовые основы

28

8

4

16

3

Административно-властная сфера в муниципальных образованиях

20

4

6

10

4

Экономическое положение муниципальных образований

24

4

6

14

5

Местное общество

18

4

4

10




Итого




24

24

60


6 Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

Эссе







*




10 – 15 тыс. знаков

Реферат










*

25 – 30 тыс. знаков

Итоговый

Зачет











*

Устный, 10 мин. на студента

Все формы контроля, как текущего, так и итогового оцениваются по 10-бальной шкале.

Эссе и реферат предполагают не только обращение к научным трудам и монографиям, но и применение и обработку статистической информации для выдвигаемых гипотез.

Зачет предполагает знание и умение формулировать ответы как на теоретические, так и на практические вопросы, освещенные в рамках дисциплины.



Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4 *·Озач

Тип контроля

Элемент

Вес

Текущий

Посещаемость лекций

0,1

Посещаемость семинаров

0,1

Эссе

0,2

Реферат

0,2

Итоговый

Зачет

0,4

Итого

1


7 Содержание дисциплины

Тема 1. Нижние уровни административно-территориального деления в ретроспективе

Земства, местные советы, переходный период, муниципальные образования в 1995 – 2003 (154 ФЗ), муниципалитеты после принятия 131 ФЗ – принципы организации, функции, экономическая основа, особенности территориального устройства.



Литература к теме 1

        1. Кордонский С.Г., Плюснин Ю.М. Обязательства без ресурсов // Независимая газета. 28.12.2010 http://www.hse.ru/data/2011/09/29/1270038176/2010%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9F%D0%BB%D1%8E%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%9E%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5..%D0%BE%D0%B2%20%D0%9D%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0%2028%D0%B4%D0%B5%D0%BA2010.pdf

        2. Кордонский С.Г. Самоуправление реальное и мнимое // Регион 86. Журнал государственного и муниципальногоуправления Югры (Ханты-Мансийский автономный округ), 2009. № 1(9). C. 98—100 http://www.region86.ugrariu.ru/arhive/may_2009/samoupravlenie_realnoe_i_mnimoe_


Тема 2. Территориальная организация муниципальных образований и ее правовые основы

Официальный порядок образования, изменения границ, слияния, выделения муниципальных образований. Территориальная организация внутригородских территорий городов федерального значения, городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений – входящие населенные пункты, расположение административных и социальных центров и проч.



Литература к теме 2

  1. Каганский В.Л. Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии http://www.biosemiotica.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=80&Itemid=67

  2. Каганский В.Л. Пространство в теоретической географии школы Б.Б. Родомана: итоги, проблемы, программа http://www.biosemiotica.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=81&Itemid=67

  3. Каганский В.Л. Вопросы о пространстве маргинальности http://magazines.russ.ru/nlo/1999/37/kagan.html

  4. Родоман Б.Б. Научные географические картоиды http://www.geograf.com.ua/pdf/rodoman/B_B_Rodoman_Kartoidy.pdf

  5. Родоман Б.Б. Гуманизм, экология и рыночные отношения http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/44/rodoman.htm

  6. Родоман Б.Б. Россия – административно – территориальный монстр http://www.polit.ru/article/2004/11/04/rodoman/


Тема 3. Административно-властная сфера в муниципальных образованиях

Функции местного самоуправления (властные, общественные, экономические) и их распределение между органами местного самоуправления (Глава МО, Представительный орган МО, Исполнительно-распорядительный орган (Администрация) МО, контрольно-счетный орган).

Баланс власти в муниципалитете в зависимости от вида муниципального образования.

Литература к теме 3


  1. Плюснин Ю.М. Структура муниципальной власти в муниципалитетах разного вида. // Регион 86, журнал государственного и муниципального управления г. Югры Ханты-Мансийский автономный округ, 2009. № 2 (10). C. 63—68 http://www.hse.ru/data/2011/10/03/1270779971/2009_Plusnin%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%20%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD-86%20N%202.pdf


Тема 4. Экономическое положение муниципальных образований

Зависимость от региональных и федеральных трансфертов. Объем «нефинансируемых мандатов». Изношенность муниципального имущества.

Экономическая основа МСУ (доходные полномочия муниципалитетов различных видов), расходные обязательства.

Развитость частного сектора в муниципалитете.

Зависимость движения ресурсных потоков в муниципалитете от вида МО.

Литература к теме 4


  1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава 3 (ст. 14 – 17)

  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ст. 15, гл. 9 (ст. 61 – 64)


Тема 5. Местное общество

Сословная компонента социальной структуры муниципалитетов различных видов.

Демографическая структура населения, миграционные процессы.

Дифференциация социального пространства в населенных пунктах.



Литература к теме 5






  1. Содержание семинарских занятий (24 часа)

        1. Трансформация роли и статуса нижнего уровня публичной власти

        2. Организация территории муниципалитетов различных видов

        3. Распределение административно-властного ресурса между органами местного самоуправления

        4. Муниципальное имущество (объем, управление)

        5. Доходные полномочия и расходные обязательства муниципалитетов

Структура местного общества

8 Образовательные технологии

Материал, преподаваемый в рамках данной дисциплины, должен лечь в основу навыка практического применения полученных знаний и навыков. В связи с этим предполагается использование и разбор большого количества практических заданий (в том числе, в качестве переходных зон в процессе лекционных занятий). На семинарах проводится разбор учебных кейсов, в том числе, в дискуссионной форме. Применяется большое количество схематичных иллюстрационных материалов, с помощью которых анализируются реальные муниципальные образования.


9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика эссе и рефератов

              1. Результаты принятия 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (сфера рассмотрения по выбору – для социума в муниципалитете, для экономики и проч.)

              2. Сравнение территориальной организации различных видов муниципалитетов (количество населенных пунктов, границы, расположение земель разного назначения).

              3. Зависимость схема транспортной инфраструктуры муниципалитета от вида МО (с использованием карт).

              4. Сравнение расположения зданий органов местного самоуправления в различных видах муниципалитетов (с использованием карт).

              5. Баланс власти в муниципалитете (на примере конкретного муниципального образования).

              6. Способы привлечения дополнительных ресурсов муниципалитетами (сравнение для различных видов МО).

              7. Движение ресурсных потоков в муниципальном образовании (на конкретном примере).

              8. Структура собственных доходов муниципального образования (на примере нескольких муниципалитетов).

              9. Расчет сословной компоненты социальной структуры в муниципалитете (на конкретном примере).

              10. Собственная тема – по согласованию с преподавателем.


9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Причины постоянного дефицита ресурсов на уровне муниципальных образований (объективные (в связи с дисбалансами системы) и формальные (формирование имиджа для вышестоящих))

  2. Построение веерных матриц

  3. Сущность и значение угроз для органов государственной власти и органов местного самоуправления

  4. Нормативные правовые акты как закрепление статуса отдельных сословий или формализация элементов административного рынка

  5. Собственные доходы и полномочия муниципальных образований

  6. Реализация фискального федерализма в РФ

  7. Мотивы муниципалитетов к увеличению налоговой базы

  8. Способы фильтрации и ранжирования угроз


10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1.Основная литература:

  1. Кордонский С.Г., Плюснин Ю.М. Обязательства без ресурсов // Независимая газета. 28.12.2010 http://www.hse.ru/data/2011/09/29/1270038176/2010%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9F%D0%BB%D1%8E%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%9E%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5..%D0%BE%D0%B2%20%D0%9D%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0%2028%D0%B4%D0%B5%D0%BA2010.pdf

  2. Родоман Б.Б. Россия – административно – территориальный монстр http://www.polit.ru/article/2004/11/04/rodoman/

  3. Каганский В.Л. Пространство в теоретической географии школы Б.Б. Родомана: итоги, проблемы, программа http://www.biosemiotica.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=81&Itemid=67

  4. Кордонский С.Г. Самоуправление реальное и мнимое // Регион 86. Журнал государственного и муниципальногоуправления Югры (Ханты-Мансийский автономный округ), 2009. № 1(9). C. 98—100 http://www.region86.ugrariu.ru/arhive/may_2009/samoupravlenie_realnoe_i_mnimoe_


10.2. Дополнительная литература:

  1. Каганский В.Л. Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии http://www.biosemiotica.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=80&Itemid=67

  2. Каганский В.Л. Вопросы о пространстве маргинальности http://magazines.russ.ru/nlo/1999/37/kagan.html

  3. Родоман Б.Б. Научные географические картоиды http://www.geograf.com.ua/pdf/rodoman/B_B_Rodoman_Kartoidy.pdf

  4. Родоман Б.Б. Гуманизм, экология и рыночные отношения http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/44/rodoman.htm

  5. Родоман Б.Б. Россия – административно – территориальный монстр http://www.polit.ru/article/2004/11/04/rodoman/

  6. Плюснин Ю.М. Структура муниципальной власти в муниципалитетах разного вида. // Регион 86, журнал государственного и муниципального управления г. Югры Ханты-Мансийский автономный округ, 2009. № 2 (10). C. 63—68 http://www.hse.ru/data/2011/10/03/1270779971/2009_Plusnin%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%20%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD-86%20N%202.pdf

  7. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава 3 (ст. 14 – 17)

  8. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ст. 15, гл. 9 (ст. 61 – 64)


11 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для преподавания дисциплины необходимы лекционная и семинарская аудитории, оснащённые компьютером и мультимедийным проектором с экраном.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал