Программа дисциплины Философия и методология науки для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра



Скачать 153.33 Kb.
Дата27.04.2016
Размер153.33 Kb.
ТипПрограмма курса
Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет Философии




Программа дисциплины




Философия и методология науки


для направления 030100.62 - Философия

подготовки бакалавра

Автор Пружинин Б.И.




Рекомендовано секции УМС


_______«философия»_______

Председатель

_________ Кашников Б.Н.

« » 2010 г

Утверждено УС факультета

философии

Ученый секретарь

______________ Макарова И.В.

« » ноября 2010 г

Одобрено на заседании кафедры


онтологии, логики и теории познания

зав. кафедрой Порус В.Н.

« 10 » сентября 2010 г



Москва


1. Цели и задачи дисциплины

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Программа курса «Философия и методология науки» предназначена для студентов 4 курса (бакалавриата) очного отделения философского факультета ГУ-ВШЭ и должна привить им навыки научного мышления и познакомить с основными проблемами и историческим развитием мировой философско-методологической традиции, раскрыть содержание основных концепций философии и методологии науки, выделить приоритетные темы, проблемы и направления философии науки.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершению обучения дисциплине студент должен:



  • овладеть системой знаний об историческом развитии философии и методологии науки;

  • уметь ориентироваться в школах, течениях и тенденциях философско-методологической мысли;

  • овладеть навыками использования философской методологии;

  • приобрести необходимую эрудицию: терминологическую и концептуальную;

  • уметь анализировать философско-методологические и научные тексты, обосновывать своё отношение к изложенным в них оценкам, составлять краткие конспекты, тезисы прочитанного.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Модули

Общая трудоемкость




3, 4 модуль

Аудиторные занятия

50 часов

3, 4 модуль

Лекции

28 часов

3, 4 модуль

Практические занятия (семинары)

22 часа




Лабораторные работы

не предусмотрены




Самостоятельная работа







Курсовые работы / рефераты

26 часов




Вид итогового контроля

10 часов

Зачет (4 модуль)


4. Содержание работы

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия, семинары

Лабораторные работы

1.

Наука в системе культуры

8

6




2.

Методология научного знания

10

8




3.

Научная картина мира и общенаучные подходы

10

8





4.2. Содержание разделов дисциплины


  1. Наука в системе культуры (14 часов)

Лекции (8 часов)

Философия, философия науки, методология: общая характеристика. Предмет философии науки, ее структура и функции. Образы науки: философский, повседневный, науковедческий. 2 часа

Возникновение науки – культурные условия и обстоятельства. Восток и практическое знание. Запад и теория 2 часа

Наука и техника: сциентистские и антисциентистские трактовки науки. Наука как основание современных технологий 2 часа

Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт. Наука и гуманизм. Роль современной науки в развитии общества и глобальные проблемы современности. Влияние общества на развитие науки: наука и власть 2 часа

Семинары (6 часов)

Возникновение науки. Практическое знание и наука в Греции (Пифагор, Фалес, Евклид, Эмпедокл). Эллинистический период в развитии научного знания 2 часа

Наука и образование в Средние века. Наука на арабском Востоке. Наука эпохи Возрождения: опытное знание и формирование системы образования 2 часа

Наука Нового времени и контуры современной науки. Галилей как основатель науки Нового времени. Ньютон и формирование классического идеала научного знания. Становление дисциплинарной науки в XIX веке. 2 часа


II. Методология научного знания (18 часов)

Лекции (10 часов)

Общие характеристики научного мышления. Проблема рациональности: современные дискуссии. Истина в науке. Понятие научного метода: опыт и эксперимент в структуре научного знания 4 часа

Логическая структура науки. Критерии научности: верификация и фальсификация. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение 4 часа

Язык науки как философско-методологическая проблема. Критика логического позитивизма. Анализ языка науки (логико-методологическая, семиотическая и аналитическая стратегии). Гипотетико-дедуктивная модель теории 2 часа



Семинары (8 часов)

Общие модели истории науки: кумулятивистская модель (позитивизм), развитие через научные революции (постпозитивизм) 2 часа

Модели динамики научного знания. Понятия: «парадигма», «нормальная наука» и «научная революция» (Т. Кун), «научно-исследовательская программа» (И. Лакатос), «методолгический анархизм» (П. Фейерабенд), «личностное знание» (М. Полани). Понятие научного сообщества 4 часа

Понятие социокультурной детерминации познания. Этос науки, наука и ценности. Историзм и релятивизм в научном познании («case study») 2 часа


III. Научная картина мира и общенаучные подходы (18 часов)

Лекции (10 часов)

Культурно-исторический подход в современной науке. Наука как целостный феномен и ее методологические основания. Специфика социально-гуманитарного знания. Условность дихотомии: социально-гуманитарное – естественно-научное знание 4 часа

Прикладное и фундаментальное в современной науке. Прикладные функции науки. Фундаментальные и прикладные исследования. Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки 2 часа

Научные подходы, исследовательские стратегии, стили научного мышления. «Стили научного мышления» и «парадигмы». Идеи Л. Флека. Понятие внутренней формы слова Г. Шпета. Стиль как смысловая характеристика научного знания 2 часа

Научная этика и псевдонаука. Методологические характеристики псевдонауки. Специфика псевдонауки в ХХ веке 2 часа

Семинары (8 часов)

Системный подход: 4 часа



  • Понятийный аппарат системного исследования. Инструменты системного анализа.

  • Вспомогательный аппарат системного анализа (методы моделирования и анализа)

  • Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях.

Синергетический подход: 4 часа

  • Общенаучная методология синергетики универсальной теории о законах самоорганизации систем.

  • Основные принципы и понятия теории самоорганизации (порядок, хаос, открытые системы, неравновесность, флуктуация, бифуркация, когерентность, нелинейность, режимы рождения и сохранения порядка и др.)



5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Учебные пособия:

  1. Микешина Л.А. Философия науки. Учебное пособие. 2-е изд. М., 2006.

  2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. М., 2010.

  3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учебное пособие для ВУЗов. М., 1995.

  4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2007.

  5. Философия науки. Хрестоматия. Отв. ред.-сост. Л.А. Микешина, науч. ред. Т.Г. Щедрина. М., 2006.

  6. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура; Хрестоматия / Отв. ред.-сост. Л. А. Микешина, науч. ред. Т. Г. Щедрина. М., 2007.

Энциклопедии:

  1. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2001.

  2. Энциклопедия по философии и методологии науки. М., 2009.


Литература к семинарским занятиям:

  1. Автономова Н. С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М., 2008.

  2. Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.

  3. Агацци Э. Переосмысление философии науки сегодня // Вопросы философии. 2009. № 1.

  4. Аналитическая философия: становление и развитие. Под ред. А. Ф. Грязнова. М., 1998.

  5. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки М., 1999.

  6. Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента. М., 1975.

  7. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.

  8. Бажанов В. А. Диалектические основания творчества И. Лакатоса // Вопросы философии. 2008. № 9.

  9. Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.

  10. Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. № 1. 2004.

  11. Бибихин В. В. Внутренняя форма слова. СПб., 2008.

  12. Бурдье П. За рационалистический историзм // СоциоЛогос–97. М., 1996.

  13. Вирт С. Почему люди стали бояться реакторов // Вопросы философии. 1992. № 2.

  14. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 2008.

  15. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.

  16. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989.

  17. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

  18. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

  19. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

  20. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII–XIX вв. М., 1999.

  21. Гибсон Дж. Экологическая теория зрительного восприятия. М., 1988.

  22. Гусейнов А. А. В каком смысле мы можем говорить о кризисе образования // Наука и образование на пороге третьего тысячелетия. Минск, 2001; Социология. № 1. Минск, 2001.

  23. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию (главы из книги) // Вопросы философии. 1992. № 7.

  24. Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М., 2010.

  25. Касавин И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М., 2008.

  26. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М., 2006.

  27. Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке. Под ред. В.А. Лекторского. М., 2009.

  28. Косарева Л. М. Внутренние и внешние факторы развития науки (историографический аспект проблемы). М., 1983.

  29. Косарева Л. М. Генезис научной картины мира (социокультурные предпосылки). М., 1985.

  30. Куайн У. ван О. Слово и объект. М., 2000.

  31. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

  32. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  33. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

  34. Лебедев М. В. Перспективы современных концепций надежности знания // Вопросы философии. 2007. № 11.

  35. Лекторский В. А. Дискуссия антиреализма и реализма в современной эпистемологии // Познание, понимание, конструирование. М., 2008.

  36. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

  37. Либера А. де. Средневековое мышление. М., 2004.

  38. Макеева Л. Б. Научный реализм и проблема истины // История философии. № 13. Отв. ред. И. И. Блауберг. М., 2008.

  39. Малкей М. Наука и социология знания. M., 1983.

  40. Мамчур Е. А. Объективность науки и релятивизм: (К дискуссиям в современной эпистемологии). М., 2004.

  41. Меркулов И. П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980.

  42. Микешина Л. А. Эпистемология ценностей. М., 2007.

  43. Найдыш В. М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994. № 2.

  44. Наука и научность в исторической перспективе. СПб., 2007.

  45. Никитин Е. П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся вселенная? М., 2004.

  46. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре», материалы (круглого стола) // Вопросы философии. 2003. № 12.

  47. Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1980.

  48. Патнэм Х. Разум, истина и история. М., 2002.

  49. Пирс Ч. С. Закрепление верования // Вопросы философии. 1996. № 12.

  50. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

  51. Порус В. Н. К вопросу о междисциплинарности философии науки // Эпистемология и философия науки. 2005. Т. IV. № 2.

  52. Порус В. Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002.

  53. Пружинин Б. И. Прикладное и фундаментальное в этосе современной науки // Философия науки. Вып. 11. Этос науки на рубеже веков. М., 2005.

  54. Пружинин Б. И. Рациональность и историческое единство научного знания. М., 1986.

  55. Пружинин БИ. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. М., 2009.

  56. Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979.

  57. Розин В. М. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных реальностей. М., 2001.

  58. Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск, 2006.

  59. Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М., 1997.

  60. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.

  61. Смит Р. Разнообразие историко-научных исследований в Великобритании // Вопросы истории естествознания и техники. 2000. № 2.

  62. Сноу Ч. О двух культурах. М., 1972.

  63. Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. 2008. № 2.

  64. Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000; 2-е изд. 2003.

  65. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  66. Филатов В. П., Никифоров А. Л., Ивин А. А., Порус В. Н. «Обсуждаем статью “Рациональность”» // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. II. № 2.

  67. Философия науки: проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2006. № 10.

  68. Флек Л. ван. Теоретическое и прикладное материаловедение. М., 1975.

  69. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

  70. Фундаментальная наука в XXI веке (материалы дискуссии) // Вопросы философии. 2008. № 5.

  71. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

  72. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2.

  73. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

  74. Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова // Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. Отв. ред.-сост. Т. Г. Щедрина. М., 2007.

  75. Щедрина Т. Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. М., 2008.


6. Вопросы к зачету


  1. Понятие научного знания его структура и функции

  2. Специфика античной и средневековой науки

  3. Наука Нового времени: основные принципы, эксперимент.

  4. Понятие о рациональности. Основные формы мышления, их взаимосвязь

  5. Критерии научности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение.

  6. Общие модели истории науки.

  7. Модели динамики научного знания. Понятие научного сообщества.

  8. Понятие социокультурной детерминации познания.

  9. Основные формы развития знания: факт, проблема, гипотеза, теория. Их роль в развитии знания.

  10. Гипотетико-дедуктивная модель теории.

  11. Понятийный аппарат системного исследования. Инструменты системного анализа.

  12. Моделирование как метод системного анализа.

  13. Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях.

  14. Общенаучная методология синергетики универсальной теории о законах самоорганизации систем.

  15. Основные принципы и понятия теории самоорганизации.

  16. Прикладное и фундаментальное в современной науке.

  17. Научная этика и псевдонаука.

  18. Стиль научного мышления как смысловая характеристика научного знания



7. Темы эссе

  1. Образы науки: философский, повседневный, науковедческий.

  2. Возникновение науки – культурные условия и обстоятельства.

  3. Наука и техника: сциентистские и антисциентистские трактовки науки.

  4. Наука эпохи Возрождения: опытное знание и формирование системы образования

  5. Галилей как основатель науки Нового времени.

  6. Ньютон и формирование классического идеала научного знания.

  7. Становление дисциплинарной науки в XIX веке.

  8. Проблема рациональности: современные дискуссии.

  9. Понятие научного метода: опыт и эксперимент в структуре научного знания

  10. Критерии научности: верификация и фальсификация.

  11. Критика логического позитивизма.

  12. Общие модели истории науки: кумулятивистская модель (позитивизм), развитие через научные революции (постпозитивизм).

  13. Понятие социокультурной детерминации познания.

  14. Этос науки, наука и ценности.

  15. Специфика социально-гуманитарного знания. Условность дихотомии: социально-гуманитарное – естественно-научное знание.

  16. Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки.

  17. Специфика псевдонауки в ХХ веке

  18. Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал