Программа для подготовки к вступительному собеседованию для поступающих в магистратуру



Скачать 181.44 Kb.
Дата27.04.2016
Размер181.44 Kb.
ТипПрограмма
Утверждено советом ИЕСЭН

(протокол от 11 апреля 2011 г. № 7)

Порядок конкурсного отбора и программа

для подготовки к вступительному собеседованию

для поступающих в магистратуру
Направление подготовки: 050100.68 Педагогическое образование

Магистерские программы: Географическое образование,

Образовательный туризм

Конкурсный отбор кандидатов, желающих пройти обучение по программе магистерской подготовки, осуществляется на основе итогового рейтингового балла.

Итоговый рейтинговый балл рассчитывается как сумма среднего балла приложения к диплому о высшем профессиональном образовании (бакалавра или дипломированного специалиста), умноженного на коэффициент k=10 (максимально 50 баллов), и баллов, набранных по результатам вступительного собеседования (максимально 50 баллов). Максимальный итоговый рейтинговый балл – 100.

При принятии решения об отборе также учитывается наличие у кандидатов дипломов и наград научных конференций, выставок, конкурсов, олимпиад, научных публикаций. Копии подтверждающих документов представляются в приемную комиссию при подаче заявления.

Вступительные испытания проводятся в форме собеседования.

Абитуриенты, имеющие диплом бакалавра по направлению, соответствующему направлению магистерской подготовки или однопрофильный диплом специалиста, в качестве вступительного испытания проходят собеседование по теме выпускной квалификационной работе или профессиональному проекту учителя.

Критерии оценки результатов собеседования:

50 баллов – в ходе собеседования доказана актуальность проблемы исследования, раскрыта ее суть с позиции современного уровня развития педагогической и географической наук. В ответе предлагаются пути решения проблемы исследования с учетом современной парадигмы образования.

Абитуриенты, имеющие диплом бакалавра по направлению, не соответствующему профилю магистерской подготовки либо непрофильный диплом проходят собеседование по вопросам содержания «Программы вступительных испытаний для поступающих в магистратуру».

Критерии оценки результатов собеседования:

а) по педагогике (до 10 баллов);

б) по методике обучения географии (до 10 баллов);

в) по физической географии (до 10 баллов);

г) по экономической и социальной географии России (до 10 баллов);

д) по экономической и социальной географии зарубежных стран (до 10 баллов).

10 баллов – ответ полный, правильный, отражающий основной материал каждого из вопросов: правильно раскрыто содержание понятий, педагогических и географических закономерностей, причинно-следственных связей, современных фактов и событий в области научной и школьной географии. Ответ аргументирован и обоснован с позиции современного уровня развития педагогической и географической наук. В ответе вариативно решаются методические задачи с учетом современной парадигмы образования.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Раздел 1. Педагогика и методика обучения географии

Теория обучения. Современное понимание сущности и специфики обучения в целостном педагогическом процессе. Единство обучающей, воспитательной и развивающей функций образования. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Характеристика подходов современной дидактики (личностный, деятельностный, технологический и др.). Законы и закономерности обучения. Характеристика принципов концепции развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Современное представление о педагогических целях. Технология образовательного целеполагания.

Понятие содержания образования. Современные отечественные концепции содержания общего среднего образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский). Нормативные документы, отражающие содержание современного школьного образования.

Сущность процесса модернизации образования на современном этапе. Характеристика национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Профильное обучение как один из инновационных проектов модернизации российского образования.

Современные образовательные технологии. Технология и творчество в деятельности педагога. Классификация педагогических технологий (Г.К. Селевко).

Психолого-педагогические основы обучения географии. Сущность гуманизации образовательного процесса. Современная этика отношения к детству в нормативных документах (Конвенция о правах ребёнка). Культура педагогического общения. Учитель и ученик – субъекты учебного процесса. Влияние стиля педагогического общения на личностное развитие учащихся. Особенности построения конструктивных взаимоотношений с учащимися различного возраста. Содержание приоритетных стратегий воспитания.

Познавательные ресурсы личности в подростковом и юношеском возрастах, развитие познавательных процессов (внимание, воображение, память, мышление, речь) в процессе обучения. Индивидуально-типологические особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность) как основание индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Понятия об одарённости и её проявлениях в учебной деятельности. Характеристика методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Влияние оценки и отметки на формирование учебной деятельности и личностное развитие учащегося.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом и юношеском периодах развития, определяющие особенности организации обучения.



Методики и технологии обучения географии. Предмет методики обучения географии. Краткая история методики обучения географии (Д.Д. Семёнов, В.Г. Эрдели, Н.Н. Баранский, А.Е. Бибик, А.В. Даринский, М.К. Ковалевская, Л.М. Панчешникова, В.П. Максаковский). Перспективы развития методики обучения географии.

Цели, содержание и структура базового географического образования. Место географии в учебном плане основной и средней школы. Методический анализ учебных программ по географии для общеобразовательных учреждений (МПГУ, РГПУ, РАО). Характеристика современных линий учебников географии («Сферы», «Полярная звезда», «Вентана-граф», «Русское слово», «Мнемозина»). Концепция УМК для основной и средней (профильной) школы (В.П. Дронов, А.М. Кондаков, В.В. Николина, И.В. Душина, В.Н. Холина).

Методика формирования эмпирических знаний (фактов, географической номенклатуры, географических представлений). Методика формирования теоретических знаний (понятий, причинно-следственных связей и закономерностей). Методика формирования умений. Развития опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.

Разнообразие средств обучения географии, их классификация. Учебник географии: структура, организация работы с текстом и методическим аппаратом. Карта на уроках географии. Технические средства в обучении географии. Методика применения мультимедийных средств обучения. Характеристика современного кабинета географии в школе.

Характеристика современных методов обучения географии: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод.

Понятие интерактивных методов обучения, их сущность, значение (игра, проект, дискуссия, кейс-стади, тренинг), примеры применения на уроках географии (преимущества и трудности в реализации на практике).

Технология применения логических опорных конспектов. Технология проблемного обучения. Технология проектной деятельности школьников. Лекционно-семинарская система обучения.

Урок географии: типология, структура, тенденции развития. Нетрадиционные уроки, их классификация и характеристика. Внеурочные формы организации обучения географии.

Особенности обучения географии в основной школе. Методика изучения начального курса географии («Землеведение»), курса «Материки, океаны, народы и страны» («Страноведение»), курса «География России» («Отечествоведение»). Методика изучение курса «Экономическая и социальная география мира» в средней школе.

Характеристика и анализ основных видов проверки и контроля результатов обучения географии (устный контроль, графический контроль, тестовый контроль). Единый государственный экзамен по географии.




Рекомендуемая литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.

  2. География. Программа: 6-10 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Винтана-Граф, 2008.

  3. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: Уч. пособие для студентов вузов / Под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.

  4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебник. – М., 2001.

  5. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Ученое пособие. – Ростов н/Д, 2003.

  6. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб.-метод. пособие. – М., 2001.

  7. Летягин А.А. Современный кабинет географии: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2009.

  8. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология: Учебник. – М., 2004.

  9. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. – М., 1996.

  10. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 кл. (проект). – М.: Просвещение, 2010.

  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М., 1998.

  12. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие. – М., 2006.



Раздел 2. ГЕОГРАФИЯ

Объект, предмет и содержание географической науки. Основы учения о географической среде как объекте единой географии.

Структура географии и ее место в системе наук. Система географических наук. География ХХ столетия. Основные научные школы. Труды Д.Н.Анучина, А.И. Воейкова, Л.С. Берга, А.А. Григорьева, И.П. Герасимова, С.В, Калесника, К.К. Маркова, В.Б. Сочавы, Н.А. Солнцева, Н.Н. Баранского, И.М. Маергойза, В.П. Максаковского.

Методы в географии. Системный подход в географии и основы учения о геосистемах. Свойства геосистем. Природно-территориальный комплекс (ПТК) – геосистема – объект изучения физической географии. Основные свойства ПТК. Вертикальная и горизонтальная структура ПТК.

Учение о географической оболочке. Географическая оболочка как природная система, ее основные черты и пространственные пределы, структура, взаимодействие компонентов. Круговорот вещества и энергии. Динамика и эволюция географической оболочки. Дифференциация географической оболочки.

Учение о ландшафте. Понятие о ландшафте. Границы ландшафта. Морфология ландшафта. Систематика ландшафтов. Типы ландшафтов Земли: полярные и приполярные, бореальные и суббореальные, субтропические, тропические и субэкваториальные, экваториальные. Ландшафты и человечество. Ресурсный потенциал ландшафта.

Теории физической географии. Теория физико-географического районирования. Теоретические основы, сущность и содержание физико-географического районирования. Многорядная система таксономических единиц физико-географического районирования. Система таксономических единиц в физической географии.

Крупнейшие физико-географические регионы материков и России их свойства и особенности как ПТК. Природно-территориальные комплексы Новосибирской области. Роль рельефа в дифференциации природы физико-географических регионов. Воздействия климатического фактора на природные компоненты и его роль в функционировании и дифференциации природных комплексов. Общие географические закономерности.

Политическая карта мира. Современная политическая карта мира и России. Основные процессы формирования современной политической карты мира.

Группировка и типология стран современного мира. Место России среди стран мира по величине территории, численности населения, географическому положению, формам правления, государственному устройству, административно-территориальному делению, социально-экономическим признакам.

Международные отношения и современная политическая карта мира. Геополитическое устройство мира с начала 90-х годов и место России в нем,

Политико- и экономико-географическое положение как историческая категория. Современное политико- и экономико-географическое положение России.



География природных ресурсов мира и России. Взаимодействие общества и природы. Основные аспекты, проблемы и характер природопользования. Проблема ресурсообеспеченности и экологическая проблема как глобальные проблемы человечества, причины их возникновения и пути решения.

Виды классификаций природных ресурсов. Значение природных условий и ресурсов для развития и специализации хозяйства стран и районов. Экономико-географическая оценка природных условий и ресурсов России. Основные региональные проблемы природопользования в России.



География населения мира и России. Численность и воспроизводство населения. Динамика роста численности населения мира и России. Типы воспроизводства населения, их основные особенности, демографические и социально-экономические последствия, география распространения.

Концепция (теория) демографического перехода. Демографический прогноз в мире и России. Гипотеза стабилизации численности населения мира.

Половой и возрастной состав населения, его особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Изменения в возрастно-половой структуре населения России. Трудовые ресурсы России и их использование.

Расовый состав населения. Национально-этнический состав населения мира и России. Наиболее крупные народы и языковые семьи, ареалы их распространения. Межнациональные отношения в странах мира и России.

Религиозный (конфессиональный) состав населения.

Размещение населения по территории Земли. Анализ плотности населения в России: зона Севера и Основная полоса расселения.

Миграции населения. Особенности миграционных процессов в мире и России.

Географические формы расселения. Урбанизация как глобальный процесс. Показатели, формы, основные черты развития процесса урбанизации в мире и России. Формы городского и сельского расселения в мире и России. Система расселения населения в России.



Современное мировое хозяйство и место России в нем. Понятие о современном мировом хозяйстве. Мировое хозяйство это совокупность национальных хозяйств экономически развитых (ЭРС) развивающихся стран (РС). Основные черты развития и размещения производительных сил в ЭРС и PC. Темпы роста экономики в ЭРС и PC. Индустриализация РС как отражение «географического перераспределения» производства между ЭРС и PC в мировом хозяйстве. Глубокие различия в уровнях экономического развития между ЭРС и PC. Сильно различающиеся типы отраслевой структуры хозяйства в ЭРС и PC: аграрный, индустриальный и постиндустриальный.

Экономика России как составная часть мирового хозяйства. Структура экономики России. Сдвиги в функциональной структуре уменьшение доли занятых в первичном и вторичном секторе и увеличение доли занятых в третичном и четвертичном секторах. Территориальные различия функциональной структуры хозяйства. Отраслевая структура и отраслевые сдвиги в хозяйстве России.

Сильно различающиеся типы территориальной структуры хозяйства в ЭРС и PC: каркасный, очаговый, переходный от очагового к каркасному. Географические рисунки территориальной структуры хозяйства. Региональная политика и ее задачи в ЭРС и PC. Особенности территориальной структуры хозяйства России: широтная зональность, европейско-азиатская асимметрия, наличие тыловых баз для освоения северных территорий, контраст между «центром» и «периферией», наличие обширной Зоны Севера. Сдвиги в территориальной структуре хозяйства России. Сужение интенсивно используемого пространства. Отстающие, депрессивные, кризисные и районы особого стратегического значения в России.

Международное географическое разделение труда (МГРТ). Понятие о международном географическом разделении труда, о международной специализации и ее видах, об отрасли международной специализации. Черты, характерные для международного географического разделения труда.

Международная торговля, ее динамика, товарная структура и география развития. Внешняя торговля России. Динамика и товарная структура экспорта и импорта России. Основные ее торговые партнеры. Внешнеторговая политика России. Прибрежная и приграничная торговля России.

Экспорт капитала: главные центры экономического соперничества мира, их ведущие направления вывоза капитала. Экспорт капитала России («бегство капиталов» за рубеж). Кредитование российской экономики. Внешний долг России.

Научно-техническое сотрудничество и его основные формы в мировом хозяйстве. Совместное осуществление научных разработок, прогнозирование и координация научно-технической деятельности, сотрудничество в области научно-технической информации и подготовки кадров, обмен учеными и специалистами, материально-техническое обеспечение НИОКР, торговля лицензиями, лизинг и др. Россия в мировом научно-техническом сотрудничестве.

Международная миграция рабочей силы: «утечка мускулов» и «утечка умов», их особенности и роль для стран-экспортеров и импортеров иностранной рабочей силы. Россия крупный экспортер квалифицированной рабочей силы. Интенсивность и направление основных эмиграционных потоков из России. Международная иммиграция в Россию. Международная миграционная интенсивность и основные направления. Проблемы нелегальной иммиграции в России. Государственная миграционная политика в стране.

Международное производственное сотрудничество и его формы: межотраслевая и внутриотраслевая специализация и кооперирование производства, сотрудничество в капитальном строительстве, создание совместных предприятий. Россия в международном производственном сотрудничестве.



Международная экономическая интеграция. Понятие о МЭИ как высшей форме объединительной тенденции МГРТ. Условия развития МЭИ. Основные виды экономических объединений по степени развития интеграционных процессов: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, валютный союз, политический союз. Представление о географии развития международной экономической интеграции. Отношения России с региональными интеграционными группировками и крупнейшими соседями. Отношения России и США, России и ЕС, России и АТЭС, России и стран СНГ, России и Китая.

Географическая модель современного мирового хозяйства. Страны центра, полупериферии и периферии мирового хозяйства. Место России в географической модели современного мирового хозяйства. Модель «центр-периферия» в контексте развития хозяйства регионов России. Задачи региональной политики.

Региональная характеристика России. Экономическое районирование России. Территориальная асимметрия российского пространства. Несовпадение размещения природно-ресурсного, демографического, научно-технического и производственного потенциалов между Основной зоной расселения и хозяйственного освоения и зоной Севера, между Западной и Восточной экономическими зонами.

Характерные общие черты, тенденции и проблемы районов Западной экономической зоны. Сосредоточие политических, религиозных, образовательных, технологических, информационных, культурных центров страны. Высокая концентрация населения на преимущественно староосвоенной территории. Концентрация высокоразвитой промышленности с преобладанием обрабатывающих отраслей, при все более растущем дефиците топливно-энергетического баланса. Интенсивное сельское хозяйство. Развитие промышленной и социальной инфраструктуры. Благоприятные природно-климатичес-кие условия на большей части территории при разнообразии состава природно-ресурсного потенциала. Усиливающиеся интеграционные связи со странами Европейского региона. Общая интенсификация народного хозяйства и стабилизация территориальной структуры при формировании отдельных мощных ресурсных комплексов. Формирование единой инфраструктурной системы Западной зоны, составляющей вместе с городами и городскими агломерациями опорный каркас народного хозяйства (единая энергетическая, единая транспортная, единые газопроводная, нефтепроводная системы, единая система расселения), постепенно внедряющийся в Восточную экономическую зону. Формирование новых транспортных «входов» и «каналов проникновения» «Финского» и «Брестского» транспортных коридоров, реконструкция и строительство новых портов на Балтике (Усть-Луга, Приморск), Балтийской трубопроводной системы, газопровода «Голубой поток» и др. Состав Западной зоны: Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Запад, Европейский Юг, Урало-Поволжье. Государственная региональная политика.

Характерные общие черты, тенденции и проблемы районов Восточной экономической зоны. Слабая освоенность и заселенность Ближнего и Дальнего Севера со сложными и экстремальными природными условиями, составляющими преобладающую часть территории зоны, при хорошей освоенности и заселенности узкой южной полосы. Концентрация топливно-энергетических, минерально-сырьевых, лесных и водных ресурсов, необходимых для эффективного развития экономики России. Наличие мощных ТПК ресурсного типа. Развитие энергетических баз для улучшения энергоснабжения страны. Усиление интеграционных связей с Западной зоной и странами Азиатско-Тихо-океанского региона. Формирование единого коммуникационного пространства. Развитие региональных научных центров. Региональные проблемы заселения и формирование систем расселения. Социальные проблемы, связанные с необходимостью улучшения условий жизни. Состав Восточной экономической зоны: Сибирь и Дальний Восток.

Особенности формирования территориально-производственного комплекса Новосибирской области как субъекта Российской Федерации. Новосибирская область в географическом разделении труда. Факторы территориальной организации экономики области. Исторические условия формирования экономики. Экономико-географическое положение на древнем и современном транзите. Отсутствие на территории области природных ресурсов общероссийского значения. Население как важнейший фактор экономического развития области и ее интеллектуальное богатство. Экономический фактор развития. Общая характеристика ТПК области. Материальное производство основа ТПК. Сочетание науки, промышленности и сельского хозяйства. Привозное сырье и вывоз готовой продукции. Сочетание разных форм собственности. Сотрудничество с зарубежными партнерами. Структурная перестройка. Структурные сдвиги.

Межотраслевые комплексы: машиностроительный, комплекс конструкционных материалов, топливно-энергетический, агропромышленный, социальный комплексы. Отраслевые сдвиги. Сибирская ярмарка. Сибирское соглашение. Ассоциация Сибирских городов. Внешнеэкономические связи.

Особенности территориальной структуры Новосибирской области: линейный рисунок размещения вдоль Транссиба и высокая концентрация населения и производства в Новосибирске. Интеграция науки и производства. Сибирский технополис. Новосибирский технопарк, наукоград «Кольцово». Проблемы формирования Новосибирского мультимодального транспортного узла. Выбор стратегических приоритетов устойчивого развития Новосибирска и области.

Географическое прогнозирование. Общие принципы и задачи геопрогнозирования. Методы геопрогнозирования. Взаимосвязи глобальных и региональных географических прогнозов. Мониторинг окружающей среды.

Глобальные изменения и география. Глобализация проблем и подходов. Географическое мышление. Эколого-географические проблемы в мире и России. Международное сотрудничество географов.

Географическая картина мира как важнейшая составная часть естественно-научной и социально-экономической картины мира.


Рекомендуемая литература

  1. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. – М.: Гардарика, 2000.

  2. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география. Регионы и страны: Учебник. – М.: Гардарика, 2002.

  3. Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Чкерванев И.Г. Общее землеведение. – СПб., 1998.

  4. Гвоздецкий Н.А. Основные проблемы физической географии. – М.: Высшая школа, 1979.

  5. Гладкий Ю.Н. и др. Социально-экономическая география России: Учебник для вузов. – М.: Гардарика, 2000.

  6. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2006.

  7. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008.

  8. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. – М.: Просвещение, 1996.

  9. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. – М.: Высшая школа, 1991.

  10. Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. – М., 1970.

  11. Котляков В.М. География в меняющемся мире: Избр. Соч. – М.: Наука, 2001. – Кн.3.

  12. Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 кн. – М.: Дрофа, 2007. – Кн. I, II.

  13. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2009.

  14. Общественная география России: экономическая, социальная и политическая география России / Под общей ред. В.П. Дронова. – М.: Классикс Стиль, 2003.

  15. Пономарева Н.Н. Современные процессы в мировом хозяйстве: Уч.-метод. комплекс. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007.

  16. Сочава В.Б. Учение о геосистемах. – Новосибирск, 1975.







База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал