Программа экологического кружка «экологическая тропа»



Скачать 184.94 Kb.
Дата02.05.2016
Размер184.94 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокуровская СОШ

Лаишевского района

Республики Татарстан


Утверждаю: Директор МБОУ СокуровскойСОШ» ________ Е.В. Дебердеева




Программа экологического кружка

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»
Разработчик: ГАЛИЕВА Э. Р.

2012 год



«Нужно учить так, чтобы люди,

насколько это возможно,

приобретали знания не из книг,

но из неба и земли, из дубов

и буков, то есть знали и изучали

самые вещи, а не чужие

только наблюдения и

свидетельство о вещах».
Ян Амос Каменский.


Цель программы:


  • сформировать экологическое мировоззрение и культуру

поведения воспитанника в окружающей природной среде.


  • расширить объем интереса к природе.




  • развить личностно – значимое отношение к познанию

природы, понимая и уважая её, определить место человека в

окружающем мире.




  • формирование экологического целесообразного поведения

личности.




Задачи программы:

  • Обучающая:

углубить и расширить знания об экологии и

задачах экологии, об экологических факторах

и их влияние на всё живое.




  • Развивающая:

− развивать умения самостоятельно добывать

знания и стимулировать свою познавательную

активность;


− научить анализировать информацию;
− выделять главное в изучаемом материале.


  • Воспитательная:

− привлечь внимание воспитанников к проблемам

охраны природы;
− помочь ощутить красоту и гармонию в природе;
−воспитать экологическую культуру,

ответственное отношение к природе.






Ожидаемые результаты:



  1. Исследовательские умения:

− Приобретение учащимися практических экологических

и природоохранительных навыков;
− Выполнение простейших экологических исследований

в полевых условиях.




  1. Организационно – пропагандистские умения:

− Применение знаний законодательства об охране

природы;
− Планирование практических дел по охране природы;
− Пропаганда здорового образа жизни.


  1. Поведенческие умения:

− Формирование умений правильного поведения в природе.




  1. Опознавательные умения:

− Распознание объектов природы.


5. Воспитанники должны уметь наблюдать за

природными явлениями, за взаимосвязями

живых организмов и объяснять увиденное.
6. Воспитанники должны проявлять бережное

отношение к живым организмам.


  1. Развивать в процессе общения память, внимание,

речь, мышление, эмоционально - волевую

сферу. Развивать умение анализировать

глобальные, региональные экологические

проблемы.

Актуальность программы:

Самой актуальной и проблемной из всех наук является сегодня экология.



Экология – это наука о нашем общем доме, она охватывает жизнь на планете, в стране, регионе. Это наука о доме, в котором живем все мы – и люди, животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.

Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается. Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушал равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова "Собачье сердце": "Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!". До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь ее часть, и что природа жила без вида Homo Sapiens и будет жить, решить нависшую угрозу просто невозможно. Когда проблемы окружающей среды в 1960-х годах оказались в центре внимания общественности, встал вопрос: сколько времени у нас в запасе? Когда мы нажнем пожинать трагические плоды пренебрежительного отношения к окружающей среде? Ответ гласил: 30-50 лет. Сейчас, когда этот срок близится к завершению, такой ответ преследует нас как кошмар. Мы стали свидетелями потепления климата, образование дыр в озоновом слое появление токсических химических веществ в грунтовых водах, загрязнение пищевых продуктов остатками пестицидов, гибели лесов, вымирания видов, голода. Наверное, мрачные предсказания были недалеки от истины. Мы просто не можем по-прежнему жить еще 30 лет, обсуждая и изучая скопившиеся проблемы.

Для преодоления экологического кризиса необходимо формирование нового, экоцентрического сознания. В современной школе наблюдается активный поворот на формирование именно такого сознания. Экологические конкурсы, факультативы, кружки, олимпиады, исследовательские работы - вот далеко не полный перечень различных форм работы по экологическому образованию школьников.
"Что же я могу сделать? Один слабый человек из 5 млрд.?" Конечно, если только задавать такие вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе могут одним днем. За днем сегодняшним придет день завтрашний. О нем необходимо думать.
Мы хотим, чтобы в нашей школе заработала программа по воспитанию школьников , целью которой является поэтапное создание условий для развития личности ребенка. В основе работы должны прививаться принципы гуманистического воспитания, которая определяет приоритетные направления развития, среди которых одним из ведущих является формирование потребности в здоровом образе жизни, сохранение и восстановление природы. В ходе реализации программы должны будут достигнуты цели, основой которого является экологическое воспитание школьников и пропаганды здорового образа жизни.

Структура программы

экологического воспитания

«Экология – наука о доме».
Программа включает в себя четыре основных направления:

- познавательно-занимательные занятия по экологическому воспитанию.

Воспитанники центра, играя познают основы экологии. На занятиях

я даю образовательный материал;

- нравственно-экологическое воспитание учит воспитанников бережному

отношению к природе, животным;

- наглядная деятельность подразумевает совместное изготовление стенгазет,

информационных листов, плакатов;

- практическая деятельность формирует у детей навыки поведения на

природе.









Наглядная деятель

ность

Практические занятия по экологии


Познавательно – занимательная экология.

Как известно, экологическое образование служит одним из важнейших условий обеспечения экологической безопасности, сохранения и укрепления здоровья всех возрастных и социальных групп населения. При этом особенно важно обеспечить экологическую образованность школьников – детей и подростков, будущих граждан России.

Каждому человеку с ранних лет необходимо постичь искусство общения с природой, окружающей средой и учиться хозяйствовать на земле.

Полученные знания на занятиях, беседах нужно подкреплять делом. Например, это может быть наблюдения за изменениями в природе. Игры наиболее радостный вид деятельности для изучения экологии. Игры и игровые моменты позволяют развивать у ребят экологически правильную деятельность.







Цель:
− формирование ответственного отношения к окружающей среде.

− воспитание начальных навыков экологической культуры.



Задачи:
− формирование системы знаний об экологических проблемах

современности и пути их разрешения;


− формирование мотивов, потребностей и привычек экологически

целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;


− развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей

среды.


Ожидаемые результаты.
− воспитать добрых, отзывчивых людей, ценителей прекрасного;
− формирование умений правильного поведения в природе;
− обогатить знания о природе.


ИГРЫ



Формы и методы работы познавательно-занимательного раздела


ЗАНЯТИЯ



ДИСПУТЫ


БЕСЕДЫ



Нравственно- экологическое воспитание.
Нравственно – экологическое воспитание – это становление нравственно – экологической позиции личности, объем и качество её взаимодействия с окружающей средой.

Самоценность природы – вот основная черта новой, экологической культуры, нового мировоззрения, которые мы должны формировать у детей с самого раннего возраста. Бережно относиться ко всему окружающему, охранять не потому, что это принесет пользу человеку, а потому, что это – природа, в которой всё взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного и которая, несмотря на кажущееся могущество человека, живет по своим законам. Изменять эти законы никто не может и не должен. Если мы не изменим своё мировоззрение, а главное – не воспитаем новое поколение с новым, экологическим мышлением, на нашей планете вполне может наступить период, когда человечества «уже не будет».



Обычно под нравственно – экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, содержали в неволе диких животных, или без должного ухода – морских свинок, хомячков, которые страдают на глазах у детей.
Становятся летней забавой ловить на полянах бабочек, стрекоз, рвать много цветов. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат не любить, а уничтожать живую природу. Экологическое воспитание определяется такими понятиями, как «ценности», «отношение», «поведение».

Цель:


  • Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе, к людям, как к части природы;




  • Донести до сознания детей серьезность характера экологических проблем, возможные пути их предотвращения и преодоления;



  • Вызвать у детей стремление защищать, помогать всему живому в окружающей природе.


Задачи:


  • Воспитание человека, живущего в согласии с природой и понимающего остроту экологических проблем;




  • Формировать у воспитанников диалектический и системный способ мышления, развивать воображение;



  • Формировать у воспитанников осознанно – правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой.


Ожидаемые результаты:


  • Формирование бережного отношения к природе;




  • Повышение уровня нравственного экологического воспитания;




  • Привитие рационального использования ресурсов природы;




  • Формирование экологической ответственности.




Основные понятия по теме.
Бережливость – личностное качество, формирующееся главным образом в процессе трудовой деятельности человека и проявляющееся в умении и способности экономно расходовать природное сырье и материалы, принимать во внимание возможные негативные последствия хозяйственной деятельности, намечать наиболее экономные способы хозяйствования, рассчитывать и обосновывать эффективные пути снижения материалоемкости и энергопотребления, осознавая при этом тот факт, что природа не есть бесконечная кладовая богатств, но система, требующая бережного использования и отношения. Однако в этом свойстве не отражаются вопросы восстановления нарушенных природных равновесий, не подразумевается необходимость возврата природе у нее взятого. Отмеченное противоречие разрешает категория «рачительность».


Рачительность - нравственно-экологическое качество, формирующееся в различных видах трудовой деятельности и появляющееся в ситуациях, когда человек, нанося в процессе своего труда определенный ущерб природе, предпринимает ряд действий, направленных на восстановление ее целостности. Рачительность особенно ярко проявляется в трудовой деятельности сельских тружеников: в чувстве хозяина земли, в нормах трудовой крестьянской этики, в любви и преданности своей родной земле, в сохранении вековых традиций, в национальной специфике отношения к природе и т.д. Формула рачительного отношения к земле проста: «Возвратить земле взятое у нее, не дать земле истощиться».


Рациональность – качество, проявляющееся в умении и способности личности разумно и научно обоснованно планировать и использовать имеющиеся природные ресурсы и материалы, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять основные (разумные и необходимые) потребности личности, группы, общества в целом.


Ответственность – интегративное личностное качество, обладающее максимально высоким уровнем осознанности и обобщенности, характеризующееся нравственно-правовым содержанием, представляющее собой единство духовно-нравственного и рационально-практического аспектов отношения личности к природе. Экологическая ответственность проявляется в чувстве долга, в таких действиях, поступках и отношениях личности к природе, которые соответствуют не только моральным принципам, но и правовым нормам.

Качества, которыми должен обладать каждый современный человек.


Практическая экология.
Формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с экологическими проблемами. Необходимо расширение контактов воспитанников с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране природоокружения. Одной из форм такой деятельности является экскурсия.

Экскурсия – это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из сложных форм обучения. Экскурсии знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы. Велика роль экскурсий в воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

Как писал В.А. Сухомлинский, у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».




Экскурсии Экспедиции




Трудо-

вые

десан-ты

При-

клад-

ное твор-чество



Формы и методы практической экологии



Походы




Наглядная экология.

Ребенок по своей природе пытливый

исследователь, открыватель мира.

Так пусть перед ним открывается

чудесный мир в живых красках,

ярких и трепетных звуках – в

сказке, в красоте.

(В.А. Сухомлинский)


Наглядность (плакаты, стенгазеты, видеофильмы, рисунки, схемы), являются источником базовых знаний по экологии. Преимущество наглядных пособий в том, что экологию можно изучать в ярких красках, что повышает интерес ребёнка к науке, делая её более интересной и простой. Я в своей работе ставлю основную задачу – сделать общение с воспитанниками интересным и полезным. Наглядные пособия дают целостное представление о современном состоянии экологии как науки и о том, как решаются проблемы взаимоотношения человека и среды его обитания, общества и природы. Знакомство с экологическими новостями в виде наглядной информации, наверное, самый интересный и действенный способ проникнуться темой сохранения живой природы.


Формы и методы работы наглядной экологии.


ПЛАКАТЫ,



СТЕНГАЗЕТЫ

Формы и методы работы наглядной экологии.


СХЕМЫ

КОНКУРСЫ РИСУНКОВ


НАБЛЮДЕНИЯ





II ГОД ОБУЧЕНИЯ



ТЕМА

1.

Экология села

а) планировка и застройка

б) зеленные насаждения
в)транспорт

г) бытовые отходы



2.

Экология жилища

а) Интерьер и микроклимат

б) строительные и отделочные материалы

в) вредные бытовые организмы

г) препараты бытовой химии

д) вода живая и мертвая



3.

Здоровье человека

а) Основы рационального питания

б) витамины

в) пищевая аллергия. Растения - аллергены

г) природная аптека


4.

Паукообразные

5.

Насекомые

6.

Оставшиеся в море

7.

Потомки динозавров

8.

Их стихия небо

9.

Избравшие сушу

III. Экскурсии.



IV. Практические работы

1) Роль растений в формировании плодородного слоя почвы.

2) Роль животных в формировании плодородного слоя почвы.



VII. Совместная работа с начальной школой

III ГОД ОБУЧЕНИЯ



ТЕМА

1.

Лес в нашей жизни

а) Общее понятие о лесе

б)Многосторонняя ценность леса

в) Лес и искусство

г) Лес и здоровье

д) Экологическое значение леса

е) История взаимоотношений леса и человека


2.

Леса планеты Земля

а) Общая характеристика лесов мира

б) Лесотундра

в) Леса умеренного пояса

г) Лесостепь и степь

д) Саванна и редколесье

е) Жестколиственные вечнозеленые леса

ж) Переменно-влажные и муссонные леса

з) влажные экваториальные леса


3.

Проблемы лесопользования

а) Лесопользование

б) Принципы лесопользования

в) Рубки главного лесопользования

г) Комплексное использование древесины

д) Лесная рекреация

е) Экскурсия на мебельную фабрику и ДОК


II.Совместная исследовательская работа с Лаишевским лесничеством

III. Совместная работа с начальной школой

IV. Практические работы

1) Изучение снежного покрова

2) Качественный анализ снежного покрова

3) Распределение температур по вертикальному профилю снежного

покрова



IV ГОД ОБУЧЕНИЯ



ТЕМА

1.

Влияние человека на состояние лесов

а) Загрязнение окружающей среды и леса

б) Лесные пожары

в) Болезни вредителей леса

г) Лесовосстановление и лесоразведение

д) Влияние рекреационной деятельности человека на лес

е) На службе у леса. Встреча с лесниками Лаишевского лесничества.


2.

Будущее лесов

а) Методы изучения лесов

б) Международное сотрудничество по охране лесов на планете.


3.

Экскурсия в лесничество.Оказание помощи лесникам.

II.Совместная исследовательская работа с Лаишевским лесничеством

III. Совместная работа с ДОУ №20

IV. Практические работы

1) Разнообразие деревьев и кустарников Лаишевского района.



2) Особенности внешнего строения коры деревьев.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал