Программа «Экология Омской области»



Скачать 271.75 Kb.
Дата01.05.2016
Размер271.75 Kb.
ТипПрограмма
Казенное образовательное учреждение Омской области

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Завьяловский детский дом»

Программа «Экология Омской области»

(для занятий с детьми 7 – 16 лет в течение трёх лет)

В помощь воспитателю.

Выполнила:

воспитатель

СивокозМ.А

с.Завьялово 2013

Оглавление


  1. Пояснительная записка……………………………………………….4

  2. Тематический план……………………………………………………9

  3. Содержание программы………………………………………………15

  4. Литература…………………………………………………………….18

  5. Литература для детей………………………………………………….20

  6. Приложение……………………………………………………………21


Аннотация

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины. Поэтому как никогда актуально изучение экологии Омской области, того края в котором мы живём.



Пояснительная записка

Люди - человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы.

(Н. Заболоцкий)

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, ребёнок обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, вод. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины. Поэтому

как никогда актуально изучение экологии Омской области, того края в котором мы живём. Воспитанники должны видеть, каким образом человек преобразует компоненты природы: изменяет рельеф, загрязняет реки, создает искусственные водоемы, строит города и дороги, уничтожает растения и животных. В Омской области практически не осталось природных ландшафтов, не испытавших на себе воздействия человека и его хозяйственной деятельности. Поэтому при их изучении важно оценивать степень изменения и преобразования ландшафтов человеком. Полезно знать методы оценки таких воздействий, так как они часто неблагоприятны для здоровья. Мы должны знать, как наводить порядок в нашем общем доме, имя которому – Земля, но прежде мы должны научиться правильно соседствовать с природой в своём маленьком уголке, на своей малой Родине.

Главными целями программы «Экология Омской области» являются: изучение природных объектов окружающей среды своего региона; формирование умения оценивать воздействие хозяйственной деятельности человека на природу.

Изучение программы направлено на выполнение следующих задач:

- освоение знаний о многообразии природы и географических объектов Омской области;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статические материалы; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов своего региона;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения практических работ, наблюдений за компонентами природы, работы с различными источниками информации;

- воспитание ценностного отношения к окружающей среде; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни по сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории Омской области; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Знания о природе, об организме человека и охране его здоровья воспитанники получают на уроках окружающий мир (начальные классы), природоведение (5 класс), биология (6-9 класс). Но программы по этим предметам недостаточно полно отражают проблемы экологии как науки о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой, поэтому возникла необходимость в разработке программы «Экология Омской области».

Содержание курса «Экология Омской области» разработано с учетом психофизических возможностей воспитанников, их знаний, умений, навыков.

Основными методами и формами организации занятий по экологии являются: рассказ, беседа, сюжетная игра, экскурсия, показ видеофильмов, работа с таблицами, проектирование. Можно проводит конкурсы творческих работ по пройденным разделам. Проводить конкурсы рисунков, плакатов на тему «Охрана природы».

Занятия в рамках программы будут проходить 1 раз в 2 недели. Структура занятий включает как теоретическую часть (30 минут), так и практическую (от 30 минут до 1,5 часов).

Требования к знаниям и умениям воспитанников

В результате прохождения программного материала к концу 1 года воспитанники должны знать:

- понятия «экология», «взаимосвязь человека с природой»;

- называть некоторые растения, животных, птиц, внесенных в «Красную книгу Омской области»;

- находить сходство и различие диких и домашних животных;

- какие птицы и когда улетают от нас;

- назвать садовые и лесные ягоды Омской области;

- значение леса, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы, ягоды, охотится на диких животных, наслаждается красотой природы).

Уметь:

- наблюдать явления природы, объяснять их взаимосвязь с человеком, обществом;

- правильно вести себя в лесу, парке (не нарушать покой обитателей);

- получать информацию из различных источников (радио, телевидение, литература);

- применять свои навыки и умения на практике.

В результате прохождения программного материала к концу 2 года воспитанники должны знать:

- понятия «экология», «природа», «природные условия и ресурсы», «взаимосвязь живой и неживой природы»;

- названия некоторых растений и животных, внесенных в «Красную книгу»;

- значение леса, парка в жизни человека, в решении экологических проблем.



Уметь:

- наблюдать явления и объекты природы, определять и объяснять их взаимосвязь с человеком и обществом;

- оценивать (на элементарном уровне) отношение людей к природной среде;

- получать элементарную информацию из различных источников;

- правильно вести себя в лесу, на реке и т.д.

В результате прохождения программного материала к концу 3 года воспитанники должны знать:

- в чем заключается взаимосвязь природы и человека;

- причины экологического кризиса;

- 5 – 7 пословиц и поговорок о явлениях природы;

- общие признаки экологических проблем современности;

- значение международного сотрудничества в отношении глобальных экологических проблем.



Уметь:

- элементарно оценивать состояние окружающей среды своего села, а также состояние собственного здоровья;

- предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды, применять свои знания и умения на практике.

Учебно-тематический план

1 год.

Тематический план

п\п

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Природа и мы

Что такое экология? Вводное занятие


Связь живой и неживой природы. Беседа
Водоемы нашего края. Проект
«Красная книга Омской области» – жалобная книга природы.





1 час
1 час

1 час

1 час



2.

Растительный мир
Роль растений в природе и их значение в жизни человека. Занятие
«Лекарственные растения нашей области» Занятие

«Луговые растения Омской области» проект

Значение леса в природе и жизни людей. Занятие
Растения, внесенные в «Красную книгу Омской области».
«Мой любимый край» конкурс рисунков и стихотворений.






1 час


1 час



1 час

1 час

1 час


1 час

3.

Животный мир

Дикие и домашние животные Омской области.

Животные, внесенные в «Красную книгу Омской области».

Зимующие птицы. Проект

День птиц. (Неделя птиц) Открытое итоговое занятие

Птицы, внесенные в «Красную книгу Омской области».







1 час
1 час


1 час



1 час
1 час



3.

Помощь природе

Охрана водоемов Омской области.

Обитатели водоемов (рыбы, внесенные в «Красную книгу Омской области»).
Заповедные места нашего края.

Международный праздник охраны окружающей среды. История






1 час

1 час
1 час

1 час
1 час






Итого_:__19_часов__9_часа__10_часов__2_год'>Итого:

19 часов

9 часа

10 часов

2 год

Тематический план

п\п

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Природа и мы

Экология и мы. Место человека в мире природы. Беседа.

Берегите воду. Почему ее надо беречь.

Боль природы: р.Волга, о.Байкал.

Боль природы: р.Иртыш. проект





1 час
1 час

1 час

1 час



2.

Влияние хозяйственной деятельности на природу

Почва и круговорот веществ


а) круговорот в экосистемах;

б) отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на агроэкосистемы;

в) промышленное загрязнение и разрушение почв;

г) промышленные и бытовые отходы и их утилизация.


Значение воздуха для жизни на Земле.
Природа в опасности. Экологические катастрофы:

а) природные экологические катастрофы;

б) антропогенные экологические катастрофы;

в) причины экологических катастроф.


«Климат и его особенности в Сибири» - беседа
Природа в опасности. Выставка рисунков

Экскурсия в природу.





1 час


1 час
1 час

1 час
1 час


1 час

3.

Лес и человек
Лес и человек.

а) значение леса в природе и жизни человека;

б) истребление лесов – экологическая трагедия.

Лесные ремесла. Народные промыслы, связанные с лесом (резьба по дереву, бересте, плетение из лыка, из ивового прута). Творческий час

«Энергия жизни» - конкурс рисунков и стихотворений.




1 час


1 час
1 час



3.

Помощь природе

«Помоги своей реке» - тематическая акция «Помоги реке»


Заказники Омской области.

Памятники природы


Экология парка. Значение парков в жизни человека.

Народные приметы. Не веришь? Поверь!







1 час
1 час

1 час
1 час


1 час




Итого:

18 часов

9 часов

9 часов


3 год

Тематический план

п\п

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Природа и мы

Народные пословицы и поговорки о явлениях природы.

Предметы для краткосрочного и долгосрочного прогнозирования (растения-синоптики, синоптическое поведение беспозвоночных, животных и птиц, и т.д.).

Охрана природы – глобальная проблема человечества.

Зоопарки. Природа – часть окружающей среды.





1 час


1 час

1 час



1 час



2.


Здоровье человека и окружающая среда

Отношение человека к своему здоровью.

Оценка состояния своего здоровья. Тестирование.

Природа, искусство и здоровье. Здоровые потребности и «потребности здоровья».

Милосердие.




1 час


1 час
1 час



1 час

1 час



3.

Факторы здоровья
Влияние на здоровье людей достижений цивилизаций (транспорт, промышленные предприятия и т.д.).

Здоровый образ жизни. Помоги себе сам.

О вредном влиянии никотина, спиртных напитков и наркотиков на здоровье человека.

Загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения.

Эффективные меры защиты окружающей среды от загрязнений. Конкурс рисунков

Новые виды транспорта, способы утилизации отходов и т.п.






1 час


1 час

1 час

1 час

1 час


1 час

3.

Здоровье

Ответственность каждого человека за свое здоровье.

Помоги себе сам. Профилактика нарушения зрения.

Экологические катастрофы.







1 час

1 час


1 час







Итого:

18 часов

11 часов

7 часов

Содержание учебно-тематического плана

1 год

Природа и мы

Введение «Что такое экология».

Природа и мы. «Красная книга Омской области» – жалобная книга природы. Связь живой и неживой природы. Водоемы нашего края.

Растительный мир

Растения вокруг нас. Лекарственные растения нашей области. Луговые растения Омской области. Значение леса в природе и жизни людей. Растения, внесенные в «Красную книгу Омской области». «Мой любимый край» конкурс рисунков и стихотворений.



Животный мир

Дикие и домашние животные. Животные, внесенные в «Красную книгу Омской области». Зимующие птицы. День птиц. Птицы, внесенные в «Красную книгу Омской области».



Помощь природе

Охрана водоемов в Омской области. Обитатели водоемов (рыбы, внесенные в «Красную книгу Омской области»). Заповедные места нашего края. Международный праздник охраны окружающей среды.



2 год

Природа и мы

Экология и мы. Место человека в мире природы. Берегите воду. Почему ее надо беречь. Боль природы: Волга, Байкал, Иртыш.



Влияние хозяйственной деятельности на природу

Почва и круговорот веществ. Значение воздуха для жизни на Земле. Природа в опасности. Климат и его особенности в Сибири. Природа в опасности. Экскурсия в природу.



Лес и человек

Лес и человек. Значение леса в природе и жизни человека. Многообразие лесных растений. Вредители и болезни леса. Борьба с ними. Лесные пожары и мероприятия по защите леса. Лесные ремесла. Народные промыслы, связанные с лесом (резьба по дереву, бересте, плетение из лыка, из ивового прута). «Энергия жизни» - конкурс рисунков и стихотворений.



Помощь природе

«Помоги своей реке» - тематическая акция «Помоги реке». Заказники Омской области. Памятники природы. Экология парка. Значение парков в жизни человека. Народные приметы. Не веришь? Поверь!



3 год

Природа и мы

Народные пословицы и поговорки о явлениях природы. Предсказания изменений погоды. Предметы для краткосрочного и долгосрочного прогнозирования (растения-синоптики, синоптическое поведение беспозвоночных, животных и птиц, и т.д.). Охрана природы – глобальная проблема человечества. Зоопарки. Природа – часть окружающей среды.



Здоровье человека и окружающая среда

Отношение человека к своему здоровью. Оценка состояния своего здоровья. Тестирование. Природа, искусство и здоровье. Здоровые потребности и «потребности здоровья». Милосердие.



Факторы здоровья

Влияние на здоровье людей достижений цивилизаций (транспорт, промышленные предприятия и т.д.). Факторы здоровья. Здоровый образ жизни. Помоги себе сам. О вредном влиянии никотина, спиртных напитков и наркотиков на здоровье человека. Загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения. Эффективные меры защиты окружающей среды от загрязнений. Новые виды транспорта, способы утилизации отходов и т.п.



Здоровье

Ответственность каждого человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Помоги себе сам. Профилактика нарушения зрения. Экологические катастрофы.



Библиографический список:

  1. Богоявленский Г.П. Физическая география. Библиографическое пособие для учителей. М. Учнедгиз, 2003г.

  2. Бороздинов Н.М. Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1990г.

  3. Возрождение//ЭКОС – 2004г. – №1, с.8-11

  4. Гвоздецкий Н.А. Вопросы общего и регионального картоведения. Географгиз, 2000г.

  5. Грахов А. Бесценное богатство. Л. Гидрометеоиздат, 1998г., с.144

  6. Губарев А. Иртыш – знак вопроса//Природа прииртышья, 1997г., №3, с.37

  7. Измайлов И.В., Михлин В.Е. Книга для учителя. М. «Просвещение», 1993г.

  8. Кмытюк Л.В. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. М. 2003г.

  9. Колесников А. Как умирают озера// Омская правда, 1990г. – 20 октября, с.3

  10. Контроль окружающей среды. М. Знание, 1993г., с.96//нау. ун-т, ФАИ «Человек и природа», №11

  11. Куракин Л.Ф., Зайков Г.И., Воробьева З.В., Смирнов В.И. География Омской области, г. Омск, 1991г.

  12. Малышев А.Н. Охрана растительного мира Западной Сибири, г. Новосибирск, 2001г.

  13. Новиков Ю.В., Сайфутдинов М.М. Жизнь на земле. М. Наука, 1991г., с.181

  14. Общество и природная среда: сборник. М. Знание, 2000г., с.240

  15. Помусс Е.Е. Западная Сибирь. М. 1996г.

  16. Природа и экономика Омской области, г. Омск, 1998г., с.210

  17. Соколов А.А. Проблемы на рубеже XXI века. Л. Гидрометеоиздат, 1996г., с.168

  18. Соколова Н.А. Человек – лес – климат – реки//человек и стихия, научно-популярный сборник, 2006г., с.89-90

  19. Чепкин А. Это только начало// Иртышская правда, 1990г. – 19 июля (Возрождение озер)

  20. Что спасет р. Иртыш? Экологическое состояние реки. Беседа с профессором И.А. Сохошко//Омская правда, 1993г. – 8 июля, с.3

  21. Экологическая оценка природных ресурсов Омской области, г. Омск, 2008г., с.80

  22. Яковлев А.А. Внеклассное чтение по географии в старших классах средней школы. М. «Просвещение», 1994г.


Литература для детей

  1. Атлас Омской области «Люби и знай свой край». Омск. Картографическая фабрика, 1996г.

  2. Гайсина Р.С. Изучение экологической ситуации своей местности. Омск, 1998г.

  3. Зензин В.В. «Прииртышье. Край любимый». Стихи для детей и подростков. Омск. Авре, 1995г.

  4. Кожухов А.А., Большанник П.В. Занимательная география Омской области. Омск, 2001г.

  5. Жуков Н.А. Лекарственные растения Омской области. Омск, 1983г.

а так же пособия для учителя:

  1. Атлас Омской области «Люби и знай свой край». Омск. Картографическая фабрика, 1996г.

  2. Агаркова А.О. Наедине с природой (тематические экскурсии в природу). Омск. Городской дворец пионеров, 1990г.

  3. Богданов И.И., Мальков М.Т. Млекопитающие Омской области. Омск. ОмГПУ, 1998г.

  4. Красная Книга Российской Федерации. М. Россельхозиздат, 1998г.

  5. Красная книга Омской области. Омск, 1999г.

  6. Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области, часть 2. Омск. ОмГПУ, 1999г.

  7. Чащин В.П. Состояние окружающей среды. Омск, 2002г.

  8. Экология и охрана природы. Омск. Аркор, 1998г.

Приложение

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Промежуточная аттестация

Тест 1 .


1. Почему комнатные растения всегда зеленые?
а) люди ухаживают за ними
б) привезены из теплых стран, где не бывает зимы
в) растут в комнатах

2. Какие из перечисленных растений размножаются семенами?


а) картофель
б) огурцы
в) смородина

3. Какова роль леса в природе?


а) воздухоохранная
б) материал для изготовления мебели
в) почвозащитная
г) место отдыха

4. Какое из перечисленных растений занесено в Красную книгу Омской области?


а) ромашка лекарственная
б) мать-и-мачеха
в) венерин башмачок

5. Вычеркни лишнее слово в каждой группе:


а) традесканция, ландыш, бегония, хлорофитум
б) подорожник, мята, зверобой, алоэ
в) нарцисс, сирень, тюльпан, астра 

6. Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?


а) открытую поляну
б) берег реки
в) хвойный молодняк
г) березовую рощу

7. Узнай природную зону по её описанию: «Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. В южной части растут типчак, ковыль, полынь. Почвы очень плодородны».


а) тундра
б) степь
в) лесная зона

8. Срежешь гриб и вскоре увидишь, что ножка его на срезе потемнела, а у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может, поэтому получил гриб своё название. Подчеркни правильный ответ:


а) подберезовик
б) белый гриб
в) подосиновик 
г) маслёнок

9. Какие из данных растений можно использовать для заварки чая? Подчеркни:


Зверобой, полынь, малина, мята, первоцвет, липа, вороний глаз, смородина, одуванчик, лебеда.

Тест 2 .


1. Домашние сельскохозяйственные животные – это:
а) млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые
б) звери, птицы, земноводные, рыбы
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы

2. К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде?


а) рыбы
б) пресмыкающиеся
в) земноводные

3. Какие из указанных животных относятся к пресмыкающимся?


а) жаба
б) черепаха
в) тритон
г) змея

4. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?


а) можно повредить яйца
б) птица бросит гнездо
в) птица испугается

5. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?


а) боятся дождя
б) намокают крылья от влажного воздуха
в) ищут пищу

6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?


а) клесту, белке, дятлу
б) рябчику, лосю, зайцу
в) рыси, медведю, ястребу

7. Цепи питания заканчиваются:


а) хищными животными
б) растениями
в) растительноядными животными

8. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?


а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

9. Какие из перечисленных птиц занесены в Красную книгу?


а) змееяд
б)зимородок
в) скворец
г) черный аист
д) скопа

10. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясните, почему?

Тест 3 .
1. Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
а) овраги
б) шахты
в) месторождения
г) горы

2. Каково значение болот для очистки природной воды?


а) выделяют химические вещества, освежающие воду и улучшающие её вкус;
б) проходя через толстый слой торфа, заросли мха и травы, освобождается от пыли, вредных веществ, микробов;
в) в воде становится больше полезных минеральных веществ.

3. Почему дым на пожаре опаснее для здоровья человека, чем огонь?


а) застилает глаза
б) затрудняет дыхание
в) содержит ядовитые вещества – продукты горения
4. В какое состояние переходит вода при её охлаждении до 0 0С?
а) твердое
б) жидкое
в) газообразное
г) любое

5. Какие камни называются драгоценными? 


а) изумруд, рубин, сапфир, жемчуг, янтарь
б) бирюза, гранат, аметист, коралл
в)горный хрусталь, изумруд, яхонт 

6. Какое значение имеет для человека кровь?


а) помогает увидеть место пореза
б) переносит воздух и питательные вещества ко всем органам тела
в) помогает при лечении болезней
г) поддерживает вертикальное положение тела

7. Что происходит с пищей в желудке?


а) пережевывание пищи
б) переваривание
в) перемешивание с желудочным соком

8. Как проверить, бьется ли сердце человека, находящегося без сознания?


а) по пульсу сонной артерии
б) приложить ухо к грудной клетке
в) по дыханию

9. Какая информация обязательно должна быть на упаковке продукта, который можно покупать в магазине?


а) масса и состав продукта
б) способ приготовления и дата изготовления
в) название, срок годности, ингредиенты 

10. Зачем нужно знать свой организм?


а) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье
б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться
в) чтобы умело использовать свои возможности

 
Итоговая аттестация



Задание 1

Выбери правильный ответ и обведи кружком соответствующую букву.

1. У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?

А) для защиты от врагов;

Б) для добывания корма;

В) для борьбы с соперниками.

2. Что такое почва?

А) земля, на которой стоят дома;

Б) то, что у нас под ногами;

В) среда обитания растений и животных.

3. Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы?

А) им не хватает тепла;

Б) становится меньше пищи;

В) они не могут дышать, так как в почве недостаточно воздуха.

4. Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей;

Б) перерабатывают опавшие листья;

В) роют подземные ходы.

5. Определите признаки живого:

А) движется, питается, размножается, растет, дышит;

Б) питается, размножается, растет, умирает, дышит;

В) размножается, дышит, растет, питается, летает;

Г) дышит, видит, растет, умирает, размножается.

6. По особенностям строения разделите животных по группам и в каждой группе отметьте цифрами особенности строения.

 

ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ

Насекомые

Птицы

Звери

()

()

()

А) тело покрыто перьями;

Б) тело покрыто шерстью;

В) три части тела: голова, грудь, брюшко;

Г) два крыла, две ноги;

Д) три пары ног;

Е) крылья и ноги прикрепляются к груди;

Ж) развиваются из яиц;

З) рождают живых детенышей, вскармливают их молоком.

7. Где дом названных ниже животных? (Соедини стрелками)

А) большого пестрого дятла                                  вода

Б) лягушки                                                               почва

В) жука короеда                                                      травы

Г) дождевого червя                                                 вода

8. Можно ли животных уголка живой природы, например, черепаху, щегла и других назвать домашними?

А) да, они живут у нас в доме;

Б) да, они принесет нам пользу;

В) нет, это дикие животные.

9. Определи правильно составленную цепь питания:

А) растительный опад - дождевые черви - лисицы - кроты;

Б) дождевые черви - растительный опад - кроты - лисицы;

В) растительный опад - кроты - дождевые черви - лисицы;

Г) растительный опад - дождевые черви - кроты -лисицы.

10. Поджигая сухую траву на лугах мы...

А) даем расти молодым побегам;

Б) повышаем плодородие почвы за счет золы;

В) наносим непоправимый вред всему сообществу.

11. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи?

Ежевика - лемминг - белая сова

А) в степи;

Б) в пустыне;

В) в лесу;

Г) в тундре.



Задание 2

Определи среду обитания организма по перечисленным признакам

1. Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.

2. Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности - плавники.

3. Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.

4. Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности - лопаты, шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.



Задание 3

Реши экологическую задачу

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

2. Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?



Задание 4

Перечисли приспособления рыбы к жизни в водной среде (5-6 признаков).



Задание 5

Можно ли утверждать, что батареи в твоем доме нагреваются за счет энергии Солнца? Ответ обоснуй.



Задание 6

Подчеркни совершенно бесполезных, по твоему мнению, животных:


зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, муравьи, лисицы...

Задание 7

Вспомни луг, пестрящий красивыми цветами. Но кому нужны эти дивные цветы там, где нет человека? Напиши, что ты думаешь об этом?



Задание 8

Составь цепь питания с этим животным.

    ёвк

_________  а



      2

Задание 9

Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их.



ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.



Задание 10

Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? Покажи это на схеме, которую постарайся придумать сам.

   Ответы

Задание 1 (оценивается по 1 баллу за правильный ответ)


  1. Б

  2. В

  3. В

  4. Б

  5. Б

  6. Насекомые (В, Д, Е) Птицы (А, Г, Ж) Звери (Б, З)

  7. А - деревья, Б - вода, трава, В - деревья, Г - почва.

  8. В

  9. Г

  10. В

  11. Г

Задание 2 (оценивается по 2 балла за правильный ответ)

  1. Воздух, летучие мыши.

  2. Вода, рыба.

  3. Вода, киты.

  4. Почва, кроты.

Задание 3 (оценивается по 3 балла за правильный ответ)

1.      Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак  -ночными. Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути.

2.      Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно.

Задание 4 (оценивается по количеству названных признаков)

Обтекаемая форма тела, чешуя, слизь, плавники, жабры и плавательный пузырь, расчлененная окраска тела.



Задание 5 (оценивается в 3 балла)

Солнце дает энергию зеленым растениям. Растения при отмирании образуют каменный уголь, которым и отапливаются наши батареи.



Задание 6 (оценивается в 2 балла)

Таковых нет, т.к. любое животное в природе выполняет определенную функцию.



Задание 7 (оценивается в 3 балла)

Цветы нужны насекомым, птицам и другим животным луга.



Задание 8 (оценивается в 2 балла)

Полёвка.
Рожь - полевка - сова (ёж, уж, лисица, ястреб)



Задание 9 (оценивается по количеству найденных ошибок)

9 ошибок:


сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.

Задание 10 (оценивается в 5 баллов)

Максимальное количество баллов - 55



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал