Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества»



Скачать 70.87 Kb.
Дата01.05.2016
Размер70.87 Kb.
ТипПрограмма
Глобальные проблемы человечества
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества»

Пояснительная записка
Актуальность введения курса «Глобальные проблемы человечества» в учебные планы связана с всё более обостряющимися противоречиями в современном мире, возникающими между человеком и обществом, обществом и окружающей средой; между странами с высокоразвитой экономикой и развивающими странами с отсталой экономикой.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности в глобальном масштабе.

В наибольшей степени это связано с концепцией перехода на профильное обучение в старшей школе, направленное на развитие, формирование социально зрелой личности. Изучение данного курса будет способствовать формированию мировоззрения учащихся.

Элективный курс « Глобальные проблемы человечества» рекомендован для учащихся 10-11 классов.

Ограничением будет ведение курса в 10 классе во втором полугодии, так как к этому времени учащиеся будут знакомы с темами курса социально-экономической географии мира: «Политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», «География населения мира».

Курс рассчитан на 34 часа.



Его цель: сформировать у учащихся представления о сущности глобальных проблем и возможных способах их решения.

Задачи:

Расширить и углубить предметный материал по теме: «Глобальные проблемы человечества». Сформировать способы анализа глобальных проблем. Формировать ценностные позиции по отношению к глобальным проблемам человечества.

Специфика содержания курса предполагает использование различных методов и форм обучения. На занятиях применяются групповые и индивидуальные формы обучения, используются следующие методы: беседа, дискуссия, ролевая игра, работа с периодической печатью, статистикой и т. д.

Виды деятельности учащихся: анализ статистических и картографических материалов, построение графиков, составление классификаций. Установление причинно-следственных связей, подготовка устных сообщений с использование различных источников информации, проектная деятельность.

Ожидаемый результат: учащиеся должны уметь по заданному алгоритму рассмотреть проблему современности, доказать что она является глобальной, показав её географические аспекты, и находить обоснованные пути её решения.





п/п

Темы разделов и уроков

Кол-во часов

  1. Введение

Тема 1.Геоглоболистика и география.

2

1

Понятие о глобальных проблемах человечества. Глобальная география: наука и научные дисциплины.

1

2

Геоглобалистика. Классификация глобальных проблем

1

Тема 2. Демографическая проблема.

6

3-4

Демография. Воспроизводство населения. Факторы рождаемости и смертности.

2

5

Демографическая проблема и пути ее решения.

1

6

Демографическая проблема – проблема развивающихся стран: Азии, Африки, Латинской Америки.

1

7

Идейно – духовное состояние общества как фактор демографического развития.

1

8

Демографическая специфика России.

1

Тема 3. Север- Юг: Проблема отсталости.

4

9

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран как крупнейшая общемировая проблема. Корни отсталости.

1

10

Отсталость и колониализм.

1

11

Отсталость и географическая среда. Параметры отсталости. Внешняя задолженность как фактор отсталости.

1

12

География отсталости. Африка. Азия. Латинская Америка.

1

Тема 4. Продовольственная проблема.

4

13

Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения.

1

14

Качество питания: нормы и факты.

1

15-16

География недоедания. Региональные типы питания. Причины голода.

2

Тема 5. Энергетическая и сырьевая проблемы

5

17

Энергетическая и сырьевая проблемы. Их географическое аспекты.

1

18

Обеспеченность нефтью и переход к энергосберегающему типу экономики. Природный газ. Уголь.

1

19

Гидроэнергетика.

1

20-21

Минеральные ресурсы. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы.

2

22

Энергетические проблемы России. Россия и глобальный сырьевой кризис.

1

Тема 6. Проблемы Мирового океана.

3

23

Проблема использования Мирового океана. Использование биологических и минеральных ресурсов.

1

24

Проблема использования энергии океана.

1

25

Другие проблемы океана.

1

Тема 7. Глобальный этнический кризис




26-27

Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы.

2

28

Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернации.

1

29

Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств.

1

30

Экология и этнические распри.

1

31

Россия и глобальный этнический кризис.

1

Тема 8. Глобальные проблемы человечества (деловая игра)

2

32-33

Практическая работа 1. Разработать проект решения одной из проблем (энергетической, сырьевой), опираясь на гипотезы, теории, концепции.

2

34

Урок-резерв

1


Литература для учащихся:

Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Дайте планете шанс!: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1995. – 207с. Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география.11 кл.: Учебник для общеобразоват. учебных заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 352с. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В. П. Максаковский – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2003.-350с.
Литература для учителя:

1.  Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социал. География мира»: (10 кл.). – Ярославль: Верх. –Волж. кн. изд-во, 1995.



2.  Ратанова М. П., Сиротин В. И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозика, 1998. – 160с.

3.  Шинкарчук С. А. География.10 класс.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64с.: ил. – (Серия «Доклады, рефераты, сообщения»).

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал