Программа элективного курса «Я и мое здоровье»



Скачать 136.69 Kb.
Дата27.04.2016
Размер136.69 Kb.
ТипПрограмма

МОУ « Малозайкинская средняя общеобразовательная школа»



Программа элективного курса

« Я и мое здоровье»

9 класс.


Жубанова У.Ж учитель биологии.

2006 г.


Материалы программы элективного курса «Основы валеологии: Я и мое здоровье» разработаны на основе авторской программы «Золотой ключ», при методической поддержке Зам. Ген директора. Областного Дома творчества им В.П. Полиничко Ю.Е. Назаровой, научный консультант профессора ОГИИ им. Л и М Растаповичей профессором И.И. Буевой, при содействии начальника Первомайского РОО Березовского Ю.К., зам. нач. РОО, главного специалиста РОО Качаевой Н.М.


Жубанова У.Ж. Элективный курс «Основы валеологии: Я и мое здоровье». Программа рассчитана для работы с учащимися 9-11кл.

Программа дает возможность выработать у учащихся

правильное отношение к здоровью, обьединяет сферы деятельности врачей и педагогов, содействует переходу в воспитании к другой парадигме: забота о здоровье- обязанность каждого. Основная задача программы- помочь

молодым людям противостоять негативному давлению

среды, воспитать соответствующие мотивы здоровья.

Программа может быть использована также как дополнительный материал к курсу Н.И.Сонина Биология. Человек. 8кл.


Элективный курс: « Основы валеологии: я и мое здоровье»
ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье - не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу.

Здоровый образ жизни- это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих-

от правильного питания, занятия спортом, закаливания и т. д.

Физический, психический, моральный, экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания и курение. Все эти пороки, к сожалению, сегодня широко распространены среди молодежи. Реалии нашего времени таковы: в России рост наркомании за последние три года возрос в 5,5 раза, 13%-дети 12-13 лет, 60%-подростки.

Статистика утверждает: ежегодно люди выкуривают 3600 миллиардов сигарет, 3,5 миллиарда жителей планеты пропускают через легкие ядовитый дым от 5 миллионов тонн табака. Курение, пьянство - уродливые привычки. Установлено, что 89% алкоголя принятого внутрь, всасывает слизистая желудка, больше всего алкоголя поглощает ткань головного мозга. Женский организм сильнее страдает от ядов табака, а также алкоголя и наркотиков.

Неспособность рожать выявлена у 41% курильщиц.

Анализ причины гибели 18 тысяч новорожденных выявил, что 1,5 тыс. случаев смертности обусловлено курением или пьянством матери. Как же уберечься от этих пристрастий? Как воздвигнуть вокруг себя стену, препятствующую проникновению этих пороков? Курс « Я и мое здоровье» нацелен помочь подросткам противостоять отрицательному давлению социальной среды; подготовить подростков к принятию разумных решений.

Элективный курс: « Я и мое здоровье» предназначен для учащихся 9 -11 классов, рассчитан на 35 часов и реализируется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения, программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования, а также на уроках валеологии, на факультативных занятиях или кружках.

Программа составлена на основании анализа программно-методического материала «Экология 5-11кл.», составленного В. Н. Кузнецовым, авторской программы Б. Б. Прохорова «Экология человека», пособием В. А. Бухванова «Введение в антропологию»,

пособием для классных руководителей «Обучение жизненно важным навыкам» Н.П. Майорова, наглядно-методическим пособием «Профилактика подростковой наркомании» С.Б Белогурова, В.Ю. Климович, а также на основе авторской программы « Золотой ключ».

-1-

Курс « Я и мое здоровье» будет способствовать

формированию здорового образа жизни подростков и познакомит с системой адаптации в окружающей среде.

Несмотря на то, что в последние 2-3 года работа по созданию пособий по профилактике вредных привычек существенно активизировалась, дефицит учебно-методической литературы по организации занятий, а тем более наглядных пособий в этой области остается значительным. С целью расширения методической базы для проведения профилактической работы в этом направлении создан элективный курс «Я и мое здоровье».

Курс логически продолжает программный материал

Н.И.Сонина «Биология. Человек и его здоровье», расширяя и углубляя знания учащихся о приемах сохранения здоровья, преодоления инерции вредных привычек. Важно, чтобы сам процесс обучения способствовал этому, поэтому при проведении занятий необходимо учитывать следующие требования валеологии:

  • в ходе занятий исключать все действия, вызывающие отрицательные эмоции;

  • не дать возможности проявления обратного эффекта при изучении наркотиков и не спровоцировать подростков на эксперимент;

  • требовать от учащихся выполнения всех санитарно-гигиенических норм на занятиях.

Курс учитывает возрастные особенности детей и опирается на те аргументы в пользу здорового образа жизни, которые значимы для подростка и могут быть использованы для социальной адаптации.
После изучения курса « Я и мое здоровье» учащиеся должны знать:


  • о факторах формирующих здоровье;

  • о факторах разрушающих здоровье;

  • знать способы укрепления здоровья;

  • о болезнях «поведения» и их последствиях;

  • о наследственности и здоровье;

  • элементарные санитарно-гигиенические нормы, способствующие сохранению здоровья.


После изучения курса « Я и мое здоровье» учащиеся должны уметь:
- понимать причины состояния своего здоровья в определенное время и в определенной ситуации;

  • воспроизводить нужную информацию и противостоять вредным привычкам и пристрастиям;

  • избегать стрессовых ситуаций, плохого настроения, неумеренности и невоздержания во всех проявлениях;

  • учиться рефлексии и навыкам укрепления и улучшения своего здоровья.


-2-

В процессе изучения курса вырабатываются определенные навыки:


  1. Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать себя, свой характер, свои возможности.

  2. Навыки самооценки, которые позволяют правильно вести себя и уметь оказывать само- и взаимопомощь.

  3. Навыки правильного поведения в стрессовых ситуациях.

  4. Навыки творчества – способность творчески решать различные задачи в любом виде деятельности.


ОСОБЕННОСТИ КУРСА

«Я и мое здоровье» определяются:

  1. Возможностью проведения профилактических занятий в период критического переходного возраста.

  2. Возможностью личного участия школьников в оценивании и контролировании своего здоровья.

  3. Возможностью приобретать умения и навыки укрепления своего здоровья, формирования умений проводить самонаблюдения и коррекцию (тренировка, закаливание, релаксация)


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование культуры

здоровья.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. Введение подростка в пространство человеческой культуры с целью формирования самим индивидом готовности к восприятию окружающего мира через проблему собственных ценностей.

  2. Развитие стремлений к получению дополнительной информации по вопросам сохранения и укрепления здоровья своего и своих близких.

  3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни, активной гражданской позиции, любви и умении жить в гармонии с самим собой, людьми и окружающем мире.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: после обучения учащихся по программе «Я и мое здоровье» , образовательный потенциал учащихся должен отвечать следующим требованиям:

Общие требования к образованию учащихся.

  1. Выпускник имеет активную гражданскую позицию

2.Понимает сущность ответственности за свое здоровье.

3.Умеет противостоять опасному давлению окружающей среды.

4.Умеет находить выход в нестандартных опасных для жизни ситуациях.

5. Умеет на научной основе организовать свой труд, владеет приемами релаксации, заботится о здоровье своем и своих близких, владеет компьютерными операциями по сбору и хранению

необходимой информации.
-3-
Тематическое планирование элективного курса.



  1. Введение. Валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья. Здоровье духовное, физическое, нравственное, социальное, психическое.




  1. Физическое здоровье и окружающая среда. (10ч.)




  1. Социальное здоровье и социальная среда. (7ч.)




  1. Питание и здоровье человека. (6ч.)




  1. Психическое здоровье человека. (6ч)




  1. Я и мое здоровье. (3ч)




  1. Заключение. Природа. Человек. Техника. (2ч).



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья.Критерии здоровья человека .Понимание сущности здоровья. Факторы среды влияющие на здоровье Показатели здоровья . Основные направления сохранения здоровья. Понятие о наследственных болезнях. Роль среды в возникновении мутаций. Влияние алкоголя на возникновение заболеваний наследственных заболеваний. Способы сохранения здоровья. Защита человека от воздействия загрязнителей из окружающей среды. Ритм – универсальное свойство живых организмов. –8-

Оценка образа жизни (практикум). Основные элементы ЗОЖ:

двигательная активность;

рациональное питание;

отказ от вредных привычек;

умение управлять своим здоровьем.

Оздоровительные системы народов мира. Занятие спортом - основа ЗОЖ. Варианты физкультуры и их виды. Степень физической подготовки (пробы Купера).Упражнения, релаксация, самоконтроль.

Современные достижения биотехнологии и генной инженерии. Проблемы трансплантации. Исскуственная реконструкция человека: миф или реальность. Возможности медицины. Основы гигиены. Способы сохранения «спортивной формы)

и двигательной активности в течении времени.

Иммунная система человека на защите здоровья.

Виды иммунитета. Механизм аллергического процесса. Как включить защиту от рака.

Методы профилактики аллергии.

Понятие о вирусных инфекциях. Пути передачи, способы защиты организма от вирусных инфекций.

Паразитарные системы человека. Здоровая среда - здоровый человек. Советы П. Иванова «Детка». Тренинги и упражнения: «Бодрость», «Тест бега и ходьбы.», «Релаксация» ( из ушу), «Разминка», «Мой пульс». «Моя мечта», «Советы от меня», «Возьмемся за руки, друзья»

-4-

Роль социальных связей в адаптации человека.

Экологическая медицина. Аспекты воздействия окружающей среды на здоровье человека. «Средовые » заболевания. Факторы, разрушающие здоровье. Курение и его вред для здоровья. Влияние вредных факторов на здоровье женщин и потомство. Злокачественные новообразования. Алкоголь, стадии опьянения, возникновение алкогольной зависимости.

Этапы образования алкогольной зависимости. Несовместимость алкоголя и семьи. Алкогольная деградация личности.

Наркотическая зависимость. Наркотики и преступления , их взаимосвязь. Профилактика подростковой наркомании.

Навыки противостояния и сопротивления употреблению и распространению наркотиков.

Активный образ жизни, хобби, занятия спортом, музыкой, туризмом - возможность противостоять вредным привычкам. Болезни «поведения». Профилактика СПИДа. Пути передачи. Как не заболеть - советует доктор.

Тренинги: «Я умею сказать – «нет»

«Я - особенный и себя уважаю», «Билль о правах человека», «Моя вершина», « Мой запас прочности», «Мафия», «Узник замка ИВ», «Выбор решения».

« Антиреклама», «Быстрый круг»,

Дыхательные упражнения на ходу.

Точечный массаж при ОРЗ. Народные способы лечения ангины. Лекарственные растения дома: алое, коланхое и т. д.

Этическое отношение к здоровью. Усилия человека по сохранению и укреплению здоровья. Факторы риска здоровья: гиподинамия, вредные привычки, избыточная масса тела. Неправильное питание - одна из причин сердечно-сосудистых заболеваний. Болезни неправильного питания- гастрит, ожирение, гипертония, сахарный диабет.

Диета и культура питания. Практические советы на кухне. Профилактика желудочно – кишечных заболеваний. Расчет веса по Броксу. Гигиена питания. Состояние возрастного соотношения веса и роста подростков.

Духовность – как основа психического здоровья. Понятие о психике. Сознание и его роль в развитие личности. Нравственное здоровье. « Письма к дочери» В.Д. Сухомлинского.

Темперамент , виды темперамента. Умение управлять эмоциями. Эмоции и здоровье. Некоторые сведения о ряде эмоций. Стресс- состояние психического напряжения. Стресс, виды стресса, стадии развития. Способы преодоления стресса. Вред психоактивных веществ. Эмоциональное состояние и чувства других людей. Регуляция собственных эмоций, умение контролировать свои желания.

Программа самовоспитания: я и мой характер.

Исследуем сами: « От чего зависит мое здоровье?»,

«Влияние эмоций на психическое состояние.»

Тренинги: « Признаки уверенного человека»,

« Море волнуется…». «Придумай эмоцию».

Стратегия твоей жизни. Внутренняя гармония – основа психического здоровья. Психологические портреты «птиц». Тренинги: «Волшебный стул». «Общение жестами». «Разговор через стекло».

« Убить дракона». «Рефлексия». «Испорченный телефон». «Психологический портрет».


-5-
ЗОЖ – основа устойчивости к негативным влияниям среды. Спорт и здоровье. Активный отдых. Рекреационные зоны нашей местности.

Правило поведения в природе. Гармония человека и природы.

Деловая игра : « Мы выбираем мир, мы выбираем здоровье».

Фотовыставка: « …И мир прекрасен вокруг нас »

«Зимняя лыжня»

«Мы - туристы»

Выставка творческих работ: «антиреклама», «мой

портрет в лучах солнца», «остров сокровищ».

Защита исследовательских проектов.

Методические рекомендации по проведению занятий.

Курс « Я и мое здоровье» требует несколько отличной от общепринятой в школе формы проведения занятий.

Это могут быть:

  • тренинги,

  • практикумы,

  • защита исследовательских проектов,

  • упражнения, игра,

  • анкетирование,

  • конференции и семинары,

  • интервью,

  • быстрый круг,

  • дискуссии.

Требование к организации занятий.

Возраст - от 12 – 13 до 16ти лет.

Размер группы - от 8 – 15 человек.

Расписание: одно занятие за 45 мин.

Место проведения: постоянное, обычный класс, в котором по необходимости проводятся выставки работ, освобождается место для проведения игр.

Желательно чтобы ведущий занятия учитель имел хорошую подготовку по медицине и психологии.
Тема предлагаемых практических работ:

  1. Расчет веса по Броксу.

  2. «Десять правил снятия стресса».

  3. Профилактика ОРЗ. Навыки и приемы точечного массажа.

  4. Оценка образа жизни.

  5. Программа самовоспитания.

  6. Я и мой характер.

  7. Я и моя диета.

  8. Советы от меня.

  9. Замеряю свой день.

Исследовательские проекты.

  1. Состояние возрастного соотношения веса и роста подростков.

  2. Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня.

  3. Влияние эмоций на состояние здоровья.


-6-

Тренинги:

-Я умею сказать «нет».

-Мой запас прочности.

-Разговор через стекло.

  • Общение жестами.

  • Волшебный стул.

  • Как снять тревожность.

  • Остров сокровищ.

  • Убиваю дракона.

  • Моя мечта.

  • Мафия(игра).

  • Испорченный телефон.

  • Комплимент. Пульс.


Примерные темы рефератов.

  1. СПИД: сущность и проблемы.

  2. Мифы о наркомании.

  3. Человек и окружающая среда.

  4. Искусственная реконструкция человека.

  5. Евгеника: вечный монстр или надежда человечества?.

  6. Алкоголь, мы и наше потомство.

  7. Духовные традиции народов мира

  8. Учение об иммунитете: состояние и проблемы.

  9. Биосфера и научно-технический прогресс.

10. Закаливание и его влияние на здоровье.

11.Социальная роль женщины в современном обществе

12.Социально-демографические процессы в России.

13. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

14. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

15. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

16. Факторы, влияющие на здоровье и благополучие

17. Подлинные и мнимые ценности.

18. Курение- фактор риска.

19. Глобальные проблемы- глобальные решения.




-7-

Литература для педагогов и учащихся.
1. Агаджанян Н.А. Катков А.Ю. Резервы нашего

организма.-М.: знания.1990.-240с.

  1. Алексеев С.В., Грудзеева Н.В. Практикум по экологии.-М.:АО МДС, 1996. 3. Бухвалов В.А. и др. Введение в антропоэкологию.- Рига,1993.

  2. Белогуров С.Б, Климович В.Ю.Профилактика подростковой наркомании.-

  3. М.:Центр»Планетариум»,2002.-96с.

5. Гущин Н. Непобедимая аллергия.Наука и жизнь.- 1991.№10 – с60-64.

6. Группа авторов. Лучшие психологические тесты.

Петрозаводск, 1992.

7. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости.-М:1990.

  1. Ильницкий А.П. Канцерогенные факторы жилища-М.:1995.

  2. Марютина Т.М. Питание, поведение, интеллект-Природа-1992.№4 с110-111

  3. Майорова Н.П. и др. Обучение жизненно важным навыкам:Пособие для классных руководителей-СПб.: «Образование-Культура»,2002.-288с.,прил.

  4. Макеева А.Г, Не допустить беды: Разумный выбор:Пособие для работы с учащимися 8-9 кл.-М.:Просвещение, 2003.-48с.

  5. Тульчинский А. Учиться жить здоровым – свет.-1992 №12-с34-35.

  6. Ротенберг В.С.,Бондаренко С.М. Мозг, обучение здоровью. М.,2000.


-8-

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал