Программа элективного курса



Скачать 78.64 Kb.
Дата30.04.2016
Размер78.64 Kb.
ТипПрограмма
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №19» ГО САРАНСК



Природа и человек в мордовской литературе

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА



(5-6 класс)

Автор-составитель: Миронова М.Н.,

учитель мордовского языка и литературы

МОУ «Гимназия №19» г.о.Саранск



САРАНСК 2013

Пояснительная записка

Этнокультурное образование в Республике Мордовия является приоритетным направлением воспитания школьников, оно способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

Введение этнокультурного материала на уроках и во внеурочной работе с учащимися формирует у детей чувства патриотизма, гордости за свой народ, за его мастерство, трудолюбие, за свою малую родину и за своё Отечество.

Программа элективного курса «Природа и человек в мордовской литературе» предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений, изучающих мордовские (мокшанский, эрзянский) языки. Курс рассчитан на 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю. Данный курс призван вызвать живой интерес учащихся к мордовской литературе, через осмысление историко-культурных сведений, рассмотрение нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами мордовской литературы.

Программа включает наиболее ценные с точки зрения воспитательного потенциала высокохудожественные произведения устного народного творчества, произведения мордовских писателей и поэтов. В изучаемых текстах заложен нравственный, познавательный и воспитательный потенциал, что позволяет успешно выполнить задачи нравственного, эстетического, этнокультурного воспитания, приобщения школьника к самостоятельному чтению литературных произведений.

Цель курса - воспитание нравственных качеств школьников: любовь к малой родине, природе, своему народу, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, привитие детям художественного вкуса, знакомство с устным народным творчеством мордвы, с детской литературой мордовских писателей и поэтов; формирование навыков научно-исследовательской работы, творческого подхода к данной деятельности.

Тематика произведений открывает большие возможности для того, чтобы силой художественного слова воспитать у детей любовь к малой и большой Родине, трудолюбие, доброту, толерантность, честность.

Данный курс предполагает реализацию следующих задач:

- формировать общеучебные умения работы с текстом;

- формировать интерес к самостоятельному чтению литературы;

- развивать и совершенствовать навык чтения;

- развивать образное мышление учащихся через понимание художественного образа;

- развивать творческое воображение учащихся, формировать умение воссоздавать и рисовать словесную картину художественного образа в литературном произведении;

- расширять кругозор средствами литературы в области национальной проблематики, истории и культуры мордовского народа.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны уметь:

-определять тему, главную мысль прочитанного произведения;

-высказывать своё отношение к прочитанному тексту, эмоционально переживать прочитанное;

-пересказывать кратко, подробно, выборочно;

-пересказывать от лица автора, от лица героя произведения;

-использовать элементы описания, рассуждения, цитаты;

-находить составляющие, из которых складывается художественный образ.

Учащиеся должны знать:

- мордовские загадки, пословицы, песни, сказки, мифы (по содержанию программы);

- авторов, названия и содержание изученных произведений мордовских писателей и поэтов;

- наизусть 5-6 стихотворений.


СОДЕРЖАНИЕ


1

2


Введение в курс «Природа и человек в мордовской литературе» - 1 час.

Зарождение мордовской литературы.

Мифологические образы в сказках – 2 час.

Проблемы человека и природы в необрядовой лирике - 3 час.

Обожествление явлений природы – 2 час.



3

Взаимоотношения человека и природы в творчестве зачинателей мордовской литературы.

Обычаи и поверья мордвы – 2 час.

Родная природа в творчестве мордовских писателей и поэтов Аникина С.В., Дорофеева З.Ф., Евсевьева М.Е., Безбородова М.И. – 4 часа.


4

Выражение нравственного и эстетического идеала в произведениях мордовских писателей по проблеме человека и природы.

Одушевление природы, наделение её чертами, присущими характеру человека в повести Т.Раптанова «Татю». – 1 час.

Изображение жизни природы и человека в движении. Образ реки в рассказе Ф.Чеснокова «Вперед течет река Сура» – 1 час.

Поведение человека в экстремальных условиях в повести В.Виарда «Приключения Кеши» - 2 часа.

Уважение к маленькому человеку. Любовное отношение взрослых к миру детства на примере рассказов В.Мишаниной «Сёрмав катоня», Г.Пинясова «Паксянь нармоннясь» - 1 час.


5

Принципы, приёмы создания образов в художественной литературе

Тревога за судьбу окружающего мира, его сохранение в Роман И.Янюшкина «Вишни зацветут завтра». Своеобразие положительных и отрицательных образов в романе. - 2 часа.

Рассказ Г.Пинясова «Лебеди». Проблема добра и зла. – 1 час.

Рассказ Г.Пинясова «Яблоня трёх братьев». Образ деда Логи - 1 час.



6

Тема малой родины в мордовской литературе

Гармонизация взаимоотношений человека с природой на примере рассказа «Берёзкина песня» Я.М. Пинясова - 1 час.

Философия и поэтика романа И.Девина «Трава-мурава». – 2 часа.

Единство человека и природы в творчестве М.Имярекова, Н.Циликина, П.Алёшиной, Р.Орловой – 2 часа.

Повесть Ю.Кузнецова «Коряй пайгонят». Своеобразие национального характера героя. Поэтичность описания природы - 1 час.


7

Отражение экологических проблем в современной мордовской литературе




Судьба окружающего мира, его сохранение в романе С.Ларионова «Три ветра» – 1 час.

Роман А.Доронина «Кочколдысь – паксянь нармонь». Взаимоотношения человека и природы – 2 часа.



Трилогия К.Абрамова «Степан Эрьзя». Роль пейзажа в романе. Истоки творчества С.Эрьзи. - 3 часа

8. Итоговое занятие - 1 час.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Количество часов

1

Введение.

1 час

2

Зарождение мордовской литературы

6 часов

3

Взаимоотношения человека и природы в творчестве зачинателей мордовской литературы

6 часов

4

Выражение нравственного и эстетического идеала в произведениях мордовских писателей по проблеме человека и природы

5 часов

5

Принципы, приёмы создания образов в художественной литературе

4 часа

6

Тема малой родины в мордовской литературе

5 часов

7

Отражение экологических проблем в современной мордовской литературе

7 часов

8.

Итоговое занятие

1 час.




ИТОГО

34 часа

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азыркина Е.И., Природа и человек в мордовской прозе: Программа курса по выбору/ Мордов.гос.пед.ин-т, Саранск, 2003. – 11 с.

  2. Азыркина Е.И. Тема природы в произведениях мордовских писателей: Филологические заметки: Межвузовский сб. науч.трудов: Выпуск 5.-Саранск: Изд-во Морд. гос.пед.инс-та. – 1998. С.29-33.

  3. Азыркина Е.И. «Человек и природа» в фольклоре и в творчестве зачинателей мордовской прозы: Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: Сб.науч.работ.Вып.1. – Саранск: Изд-во Морд.гос.пед.инс-та, 2000. –С.

  4. Азыркина Е.И. Родной литература 5 (мокшень школань ветеце классонди учебник-хрестоматия). – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 2003. – 240 с.

  5. Алёшкин А.В. Пейзажсь художественнай произведенияса// Мокша. – 1961. №4. – С.99-103.

  6. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы. – Саранск, 1995.- С.

  7. Брыжинский А.И., Пашутина О.В., Чернов Е.И. Писатели Мордовии: Библиографический указатель. – Саранск, Мордов. кн.изд-во, 2001. – 592 с.

  8. Горбунов В.В. Пейзажнай лирикась// Мокша. – 1970. - №1. – С.83-90.

  9. Горбунов В.В. Поэзия – душа народа/ - Саранск, 1973. – 310 с.

  10. Девяткин Г.С. Мордовский рассказ. – Саранск, 1987.

  11. Евдокимов С.П., Фролов А.Ф., Каверин А.В. Природа обид не прощает// Мордовия- 7 дней. – 1995. – 1-7 июня (№22). – С.3.

  12. Залыгин С.П. Литература и природа//Залыгин С. Проза. Публицистика. – М.: Мол.гвардия, 1991.-С.381-397.

  13. Зиновьев Н.В. Человек и время: Мордов. лит. И нац. Шк. – Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1994. – с.272.

  14. Кочеваткина, О.В. Роль регионального компонента в литературоведческом образовании современных школьников. – Саранск: Изд-во МРИО, 2005.

  15. Липин С.А. Человек глазами природы. – М.: Сов.писатель, 1985.

  16. Ломшин М.И. Большак Андрея куторкина// Современная мордовская литература (60-80-е годы). –Саранск, 1991.

  17. Макушкин В.М.Встреча с Эрьзей// Сов.Мордовия. -1974.-19 июня

  18. Макушкин В.М.Обретение зрелости.-Саранск, 1984.

  19. Миронова М.Н. Использование краеведческого материала на уроках родной литературы //Материалы Международной научно-практической конференции «Финно-угры как часть мировой культуры». - Саранск, 2008. - С.135-136

  20. Мордовская литература/А.И. Брыжинский, Е.И. Чернов. – Ч.1. – Саранск, 1989.- 352 с.

  21. Мордовская литература/А.И. Брыжинский, Е.И. Чернов. – Ч.2. – Саранск, 1990. – 384 с.

  22. Мокшин Н.Г. Религиозные верования мордвы. –Саранск, 1998.

  23. Сухомлинский В.А. Природа и красота// Сухомлинский В.А. Избр.произ.: В 5 т. Т.3. –Киев, 1980.

  24. Черапкин Н.И. Притоки. М.: Современник, 1973. 196 с.

  25. Чернов Е.И. Современная мордовская литература. – Саранск, 1992.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал