Программа «Физическая культура и основы здорового образа жизни»



Скачать 411.53 Kb.
страница1/3
Дата26.04.2016
Размер411.53 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3


ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Программа «Физическая культура и основы здорового образа жизни»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программой предусматривается комплексный подход к проблеме сохранения и развития здоровья студента, к созданию собственной жизненной системы здоровья, адаптационной к профессиональной деятельности специалиста.

При составлении программы учитываются следующие факторы:

- в связи со слабым здоровьем студентов необходимо многостороннее физическое развитие и полноценная функциональная подготовка;

- в связи с большим процентом ортопедических проблем физическая подготовка должна иметь коррекционную или лечебную направленность;

- необходимость решения психологических проблем, важность психологического компонента здоровья студента определяют рассмотрение социально-психологических вопросов, включение личностного фактора в формировании здоровья;

- в связи с большой долей заболеваний внутренних органов, возможным травматизмом студентам необходимо дать знания и умения по диетологии, фототерапии, основы массажа и первой медпомощи;

- студентам необходимо дать знания необходимые для создания семьи и воспитания будущих детей.

Особое внимание обращается на здоровье студента и роль конкретных условий жизнедеятельности в формировании здорового образа жизни его самого и будущих членов его семьи. Даются рекомендации по анализу влияния факторов среды и различных режимов жизнедеятельности на здоровье студента и специалиста.

Результатом завершения обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта при создании собственной жизненной системы здоровья.
1.1. Цель и задачи физического воспитания
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психологической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на ведение здорового образа жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- создание собственной жизненной системы здоровья;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
1.2. Базовые документы программы
Рабочая учебная программа «Физическая культура и основы здорового образа жизни» дисциплины «Физическая культура» составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:

- инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, утвержденная приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26.07.1994 г. за № 777;

- федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. за № 80-ФЗ;

- приказ Министерства образования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.1999 г. за № 1025;

- приказ Министерства образования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 г. за № 686;

- примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения – М., 2000 г.


1.3. Базовые дисциплины
Дисциплина «Физическая культура» на предыдущем уровне образования.
1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.4.1. Знания
В результате обучения студент должен знать основные понятия, такие как:

- физическая культура и спорт, физическое воспитание, самовоспитание и самообразование, ценности физической культуры, ценностные отношения, ориентации, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность, психофизическая подготовка, жизненно необходимые умения и навыки, физическое совершенство, профессиональная направленность физического воспитания;

- организм человека и его функциональные системы, саморегуляция и совершенствование организма, адаптация, социально-экологические факторы, показатели состояния основных функциональных систем;

- здоровье, здоровый образ и стиль жизни, основы жизнедеятельности, двигательная активность;

- методические принципы и методы физического воспитания, общая и специальная физическая подготовка, физические качества, двигательные умения и навыки, спортивная тренировка, разделы спортивной подготовки, тренированность, формы занятий, структура учебно-тренировочного занятия, разминка, врабатывание, интенсивность физической нагрузки;

- формы организации занятий, методы и средства тренировки, физическая и функциональная подготовленность, основы планирования учебно-тренировочного процесса;

- формы самостоятельных занятий, мотивация выбора, направленность самостоятельных занятий, планирование самостоятельных занятий и особенности их проведения в зависимости от возраста и пола, спортивной подготовленности и функционального состояния;

- диагностика состояния здоровья и его оценка, врачебный контроль, самоконтроль, массовый спорт, студенческий спорт, спорт высших достижений, системы физических упражнений и мотивация их выбора, группы видов спорта, новые виды спорта;

- реабилитационно-восстановительные мероприятия, методы и средства восстановления работоспособности в профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности;

- психофизиологическая характеристика умственного труда, работоспособность, утомление и переутомление, усталость, рекреация, релаксация, самочувствие;

- профессионально-прикладная физическая культура, основы физиологии труда, мотивация в освоении профессии, профессиональный отбор, производственная физическая культура, физическая культура в рабочее и свободное время, профессиональные утомления и заболевания, профилактика травматизма, профессиональная адаптация;

- профессионально-прикладная физическая подготовка, ее формы (виды), условия и характер труда, прикладные физические, психофизиологические, психические и специальные качества, прикладные умения и навыки, прикладные виды спорта, воспитание профессионально важных психофизических качеств и их коррекция.


1.4.2. Практические умения и навыки
Студент должен уметь

- использовать средства и методы физической культуры в развитии и формировании основных физических качеств и свойств личности;

- использовать виды, формы и средства физической культуры для самоопределения в ней, творческого развития личности;

- использовать значения особенностей функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды;

- применять здоровый стиль жизни, рациональные способы и приемы сохранения физического и психического здоровья, профилактики психофизического и нервно-физического и психического здоровья, профилактики психофизического и нервно-эмоционального утомления;

- определять индивидуальный уровень развития своих физических качеств, владеть основными методами и способами планирования направленного формирования двигательных умений, навыков и физических качеств;

- применять индивидуальный выбор вида или системы физических упражнений, раскрыть их возможности для саморазвития и самосовершенствования;

- использовать методы самоконтроля физического развития, физической подготовленности, функционального состояния для разработки индивидуальных программ оздоровительной и тренировочной направленности;

- владеть средствами, методами и способами восстановления организма, организации активного отдыха и реабилитации после травм и перенесенных заболеваний;

- применять формы и виды физической культуры в условиях избранной профессии (производственная гимнастика);

- применять организационные формы, средства и методы профессионально-прикладной психофизической подготовки в соответствии с требованиями специальности;

- эффективно реализовать мировоззренческий компонент формирования физической культуры личности в составлении собственной, лично ориентированной комплексной программы реабилитации и коррекции здоровья.

Студент должен освоить методы:

- эффективных и экономичных способов владения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание и др.);

- применения средств физической культуры для развития отдельных физических качеств;

- самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их коррекции;

- составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической, тренировочной или реабилитационно-восстановительной направленности;

- оценки состояния здоровья, физического развития, функционального состояния и физической подготовленности;

- обучения двигательным умениям и навыкам, техническим приемам в избранном виде спорта;

- организации и проведения массовых спортивных, спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований по избранным видам спорта;

- направленного использования современных педагогических, медико-биологических и психологических средств реабилитации и восстановления;

- проведения производственной гимнастики и применения «малых форм» физической культуры;

- подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки, коррекции профессионально важных качеств.
1.5. Структура дисциплины
Для очной формы обучения


Направление

(код)


Специальность (код)

Семестр

Объем учебных часов

КП, КР, РГР, Р

Вид контроля

Всего

Аудиторных, в т.ч.

Сам. раб.




Лекц

Лаб.

Практ.

Семин.

по всем направлениям и специальностям

1-2

136

136

68

-

68

-







зачет, зачет

3-4

136

136

2

-

134

-







зачет, зачет

5-6

68

68

-

-

68

-







зачет, зачет

7-8

68

68

68

-

-

-







зачет, зачет

ИТОГО:_____408__408__138'>ИТОГО:




408

408

138




270












КП – курсовой проект, КР – курсовая работа, РГР – расчётно-графическая работа, Р – реферат
Для заочной формы обучения


Направление

(код)


Специальность (код)

Семестр

Объем учебных часов

КП, КР, РГР, Р

Вид контроля

Всего

Аудиторных, в т.ч.

Сам. раб.




Лекц

Лаб.

Практ.

Семин.

по всем направлениям и специальностям

1-2

136

2

2

-




-

134




текущий контроль

3-4

136

2

2

-




-

134




текущий контроль

5-6

68

2

2

-




-

66




текущий контроль

7-8

34

2

2

-

-

-

32




текущий контроль

9-10

34

2

2










32




зачет

ИТОГО:




408

10

10










398






КП – курсовой проект, КР – курсовая работа, РГР – расчётно-графическая работа, Р – реферат
1.6. Организация занятий
Практические занятия по физической культуре проводятся:

- на 1 курсе – кафедрой валеологии;

- на 2 курсе – кафедрой физической культуры;

- на 3 курсе – кафедрой физической культуры.

Лекционные занятия по физической культуре проводятся:

- на 1 курсе: в 1 семестре – кафедрой педагогики и психологии;

во 2 семестре – кафедрой медицины, здоровья и развития;

- на 2 курсе – кафедрой физической культуры;

- на 4 курсе – кафедрой медицины, здоровья и развития.

Для занятий физической культурой студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное.

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы.

В спортивное учебное отделение зачисляются студенты второго и старших курсов основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия которым организованы в вузе. Студенты спортивного отделения выполняют обязательные требования и нормативы (тесты), установленные для основного отделения в те же сроки. В отдельных случаях к занятиям в спортивном отделении могут быть допущены студенты 1 курса, имеющие достаточную спортивную подготовленность в избранном виде спорта.

Перевод студентов из одного учебного отделения (или учебных групп по видам занятий основного отделения) в другое, осуществляется по их желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим занятиям по физической культуре не допускаются.

К сдаче контрольных нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку. Студенты, освобожденные от практических занятий по физической культуре на длительный период, выполняют письменную контрольную работу (реферат) связанную с характером их заболевания.
1.7. Организация занятий для студентов заочной формы обучения

и очно-заочной формы обучения направления ТУРИЗМ (бакалавриат) и специальности Социально-культурный сервис и туризм
Учебные занятия по физической культуре проводятся на 1 – 5-х курсах в форме лекций в объеме 10 аудиторных часов:

- на 1, 2 курсах – кафедрой педагогики и психологии;

- на 3, 4 курсах – кафедрой медицины, здоровья и развития;

- на 5 курсе – кафедрой физической культуры.

Вместе с направлением на сдачу зачетов и экзаменов студенты 1, 2, 3 и 4 курсов получают листы-тесты для контроля самостоятельной работы, которые сдаются в деканат по завершению теоретического обучения в конце каждого года обучения.

На 5 куре студенты сдают зачет в форме собеседования по результатам отчетов (см. п. 4.2. Приложения) и тест-листов (см. п. 4.3. Приложения)


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Разделы дисциплины, виды занятий и их объем
Для очной формы обучения

№ п/п

Раздел дисциплины

Вид занятий и их объем в ауд. часах

Лекции

Лаборат.

Практ.

Семин.



Коррекционно-оздоровительное и психологическое направление

68




68






Физическая культура, общая физическая и спортивно-техническая подготовка

2




134






Физическая культура, общая физическая, спортивно-техническая и профессионально-прикладная физическая подготовка

-




68






Физическая культура и создание собственной системы здоровья

68




-



Для заочной формы обучения



№ п/п

Раздел дисциплины

Вид занятий и их объем в ауд. часах

Лекции

Лаборат.

Самост.

Семин.



Коррекционно-оздоровительное и психологическое направление

2




134






Физическая культура, общая физическая и спортивно-техническая подготовка

2




134






Физическая культура, общая физическая, спортивно-техническая и профессионально-прикладная физическая подготовка

2




66






Физическая культура и создание собственной системы здоровья

4




64






2.2. Содержание разделов дисциплин
Раздел 1
Коррекционно-оздоровительное и психологическое направление. Основные факторы здоровья. Здоровый образ жизни. Психофизиологические основы формирования здоровья (диагностика здоровья, анализ и освоение оздоровительных технологий, профилактика заболеваний и вредных привычек, основы ортопедии).

Курс предусматривает знакомство студента с позитивными и негативными факторами среды, их воздействием на организм. Ставит задачей формирование у студента активной здоровьесберегающей жизненной позиции на основе получения медико-биологических и психологических знаний и навыков.

“Здоровье” и образ жизни. Медицина, профилактика и валеология. Норма, вариант, аномалия, уродство, болезнь. Здоровье и болезнь, профилактика заболеваний. Здоровье - микро и макросоциальные факторы. Мотивация здоровья. Овладение психологическими знаниями. Овладение с целью самосознания интегративным подходом к понятиям “здоровье” и “здоровый образ жизни” с точки зрения их психической, физической и социальной составляющих. Создание предпосылок для применения психологических знаний в профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии. Помощь в адаптации студентов к динамичным современным условиям жизни. Развитие способности к самопознанию, самоанализу и к поиску наиболее адекватного стиля поведения в профессиональной деятельности и межличностных отношениях в повседневной жизни.

Системные представления об организме и здоровье, факторах формирования. Экология и здоровье, культура и здоровье. Развитие организма, лимитирующие периоды и факторы. Резервы организма и здоровья, иерархия здоровья. Конституция.



Содержание практического раздела предусматривает

  1. Прохождение комплексного медико-биологического обследования: психологическое анкетирование, тепловидение, ортопедическое обследование, функциональное исследование органов брюшной полости и сердца (ЭКГ, УЗИ), исследование по методу Фолля.

  2. Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

  3. Овладение базовым комплексом упражнений на тренажере «Качели».

  4. Контрольные тесты по общей физической подготовке.





  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал