Программа физкультурно-оздоровительной работы



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ

Укрепление материальной базы для спортивно-оздоровительной работы

Методическая подготовка учителей; освоение современных технологий

Организация учебного процесса

Организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы

Организация мониторинга личностного физического развития школьников

Организация взаимодействия с педагогами школы, учреждений дошкольного и дополнительного образования, спортивных учреждений

Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье

Творческие контакты МО

Приложение № 1: Примерные комплексы гимнастики до занятий

для учащихся 1-2 классов

для учащихся 3-4 классов

Приложение № 2: Комплексы физкультурных минуток

для учащихся 1-2 классаов

для учащихся 3-4 классов

ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение

Физическое воспитание и сохранение здоровья учащихся - одно из важнейших направлений деятельности нашей школы. Оно осуществляется в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы, в котором подчеркивается, что охрана здоровья учащихся - забота всего педагогического коллектива. Но ведущую роль в этой работе играют учителя физической культуры и ОБЖ.



Цели:

Формирование у учащихся здорового образа жизни.

Сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образовательного процесса.

Задачи:

Создавать в школе необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

Формировать у учащихся систему знаний о здоровом образе жизни средствами уроков физкультуры, ОБЖ и организации внеурочной деятельности.

Способствовать правильному физическому развитию школьников и укреплению их здоровья.

Организовать мониторинг личностного физического развития школьников.

Способствовать методической работе педколлектива по освоению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Укреплять взаимодействие с учреждениями дошкольного и дополнительного образования, другими образовательными учреждениями, спортивными организациями в ходе физкультурно-оздоровительной работы.

Направления работы:

Укрепление материальной базы для спортивно-оздоровительной работы

Методическая подготовка учителей; освоение современных технологий

Организация процесса обучения физической культуре и ОБЖ

Организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы

Организация мониторинга личностного физического развития школьников

Организация взаимодействия с педагогами школы, учреждений дошкольного и дополнительного образования, спортивных учреждений

Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье



Формы работы:

Урок физкультуры и ОБЖ; индивидуальный подход к детям с ослабленным здоровьем

Занятия физическими упражнениями в течение учебного дня (гимнастика перед началом уроков, физкультминутки, игры на переменах в начальном звене)

Мониторинг физического развития и спортивных достижений учащихся; оформление индивидуальных карт физического развития/

Спортивные секции и кружки: баскетбол, футбол, волейбол, теннис, лыжи.

Спортивные соревнования, праздники, игры, конкурсы

Участие в работе школьного научного общества учащихся «МЫСЛЬ» (создание рефератов, проектов, компьютерных презентаций на тему здорового образа жизни)

Работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы, открытые уроки, совместные спортивные праздники



Приемы деятельности:

Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена школьных помещений)

Компенсаторно-нейтрализующие (зарядка, физкультминутки, организация двигательного режима на переменах)

Стимулирующие (регулирование физической нагрузки на уроках, организация работы спортивных секций, спортивных соревнований, игр)

Информационно-обучающие (пропаганда здорового образа жизни, ознакомление учащихся и родителей с возрастными нормами физического развития.

Способы индивидуализации и осуществления личностного подхода:

Изучение состояния здоровья и физического развития учащихся

Индивидуальный уровень физической нагрузки на уроках физкультуры

Индивидуальные домашние задания

Ведение индивидуальных карт физического развития школьника

Учет интересов и способностей учащихся при создании спортивных секций, кружков и клубов

Индивидуальные беседы с родителями и рекомендации по дальнейшему физическому развитию детей

Отслеживание личных результатов спортивных выступлений учащихся на соревнованиях разного уровня



Укрепление материальной базы для спортивно-оздоровительной работы

В школе действует два спортзала, спортивная площадка. Уроки физкульуры и ОБЖ необходимым оборудованием обеспечены не полностью. Для приобретения необходимого оборудования и спортивного инвентаря необходимо дополнительное финансирование.

Педагоги постоянно работают над обогащением методического и учебно-дидактического содержания кабинетов.

Методическая подготовка учителей, освоение современных технологий

Вопросы о теоретико-методических основах здоровьесберегающей педагогики, о личностном подходе к сохранению здоровья и физическому развитию учащихся постоянно рассматриваются на заседаниях методического объединения. Учителя физкультуры и ОБЖ выносят их обсуждение на совещания всего педагогического коллектива школы. Рекомендуют проведение гимнастики до начала уроков и физкультурных пауз в ходе урока. Педагоги участвуют в разработке уроков, внеклассных мероприятий по здоровьесбережению и пропаганде ЗОЖ. Учителя методического объединения привлекаются к взаимопосещению и анализу уроков со здоровьесберегающих позиций.



Организация учебного процесса

Особое внимание при организации учебного процесса в школе уделяется составлению расписания учебных занятий, факультативов и кружков в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Перед первым уроком, в начале учебного дня, в классах проводится гимнастика. Для учащихся 1-2 классов ее проводят классные руководители. Для 3-4 и старших классов гимнастику проводят физорги. Учителя физкультуры разрабатывают комплексы, которые выдают каждому классному руководителю, проводят инструктажи для физоргов классов. Комплекс гимнастики до занятий состоит из пяти-восьми упражнений для различных мышечных групп. Смена комплекса производится примерно через 2-3 недели.

Физкультминутка - обязательный элемент уроков в младшем и среднем звене. Комплекс упражнений для физкультминуток также предложен учителями физкультуры. Физкультурные минутки проводятся в классе под руководством учителя, по продолжительности они не превышают 1-2 минуты. Проводятся они при первых признаках утомления учащихся, когда снижается активность, нарушается внимание. В 1-2 классах физкультурные минутки проводятся 3-4 раза в день, в 3-4 классах - 2-3 раза.

В физкультурные минутки включаются обычно три упражнения. Комплексы составляют учителя физкультуры. Часто учащиеся начальной школы выполняют комплексы, сопровождая их речитативом.

Школа осуществляет личностный подход к сохранению здоровья учащихся. Каждый учитель начинает учебный год с изучения листка здоровья каждого школьника, чтобы в соответствии с рекомендациями медицинских работников организовать образовательную деятельность учеников. Например, есть случаи, когда, по рекомендации врача, все контрольные работы проводятся в домашних условиях.

Учитель физкультуры ведет индивидуальные карты физического развития школьников, регулирует индивидуальную физическую нагрузку учащихся на уроках физкультуры в зависимости от уровня подготовки ребенка, для дальнейшего физического совершенствования и укрепления здоровья предлагает индивидуальные домашние задания на отработку тех или иных навыков.

Значительное внимание вопросам здорового образа жизни и обеспечения безопасности жизнедеятельности уделяется на занятиях ОБЖ. Ребята разрабатывают проекты, сочиняют сказки и стихи, составляют кроссворды, сами становятся пропагандистами здорового образа жизни среди сверстников.

В начальной школе учителя уделяют серьезное внимание организованному проведению перемен. Перемены должны использоваться для разумного отдыха детей и наиболее эффективной подготовки их к очередному уроку. Дежурные учителя следят за дисциплиной на перемене, за очередностью выполнения упражнений, за тем, чтобы дети излишне не утомлялись и не возбуждались. Обычно проводятся игры с малой подвижностью: «Пустое место», «Ручеёк», "Второй лишний" и другие.

Проводя все названные мероприятия в режиме учебного дня, мы стремимся к сохранению здоровья школьников и их правильному физическому развитию.



Организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы

Внеклассная спортивно-оздоровительная работа - одно из важнейших направлений системы воспитательной работы школы в целом. Разработана ежегодная циклограмма физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В её рамках в школе проводятся Дни здоровья, походы, спортивные праздники. Школьники участвуют в спортивных соревнованиях школьного, муниципального, районного уровней. Проводятся межшкольные спортивные соревнования.

Образовательное учреждение рассматривает участие школьников в спортивных соревнованиях как прекрасную возможность для их самовыражения, самореализации, самоутверждения.

Большая работа ведется работа по профилактике вредных привычек, формированию гигиенических навыков и ЗОЖ школьников.

Организация мониторинга личностного физического развития школьников

Преподавателями физического воспитания совместно с медицинским работником проводится мониторинг состояния здоровья и физического развития каждого школьника. Учитель физкультуры ведет индивидуальные карты физического развития школьников. Их цель - отслеживание индивидуального физического развития каждого ученика, организация индивидуальной работы с учащимися и их родителями в целях укрепления здоровья детей.



Организация взаимодействия с педагогами школы, учреждений дошкольного и дополнительного образования, спортивных учреждений

В школе организовано тесное сотрудничество и соблюдается преемственность в физическом воспитании и развитии детей с дошкольными образовательными учреждениями.



Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и

укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье

Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о физической культуре. На первом родительском собрании учителя объясняют родителям, что одним из эффективных средств повышения уровня физической подготовки, укрепления здоровья, улучшения работоспособности школьников являются домашние задания по физической культуре, о том, что регулярные занятия физическими упражнениями имеют большое профилактическое и лечебное значение: повышают жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям, улучшают сон, аппетит.

В первых и вторых классах проводятся открытые уроки для родителей, на которых им предоставляется возможность оценить физическое развитие своего ребенка, сравнить его физическую подготовленность с подготовкой других детей.

На примере хорошо подготовленных детей демонстрируются комплекс утренней гимнастики и упражнения домашнего задания по развитию двигательных качеств, учителя физкультуры ориентируют родителей на занятия детей в определенной спортивной секции, знакомят с режимом работы спортивных секций на базе школы.

Педагоги беседуют с родителями по вопросам физического воспитания, знакомят их с учебной программой, с требованиями, которые предъявляются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома, обучают их систематическому контролю за выполнением детьми домашних заданий.

Между семьей и школой вырабатывается единство взглядов в отношении к здоровью и физическому развитию ребенка. К счастью, большинство родителей наших учеников понимают необходимость этого.

Наиболее эффективными формами сотрудничества педагогов с родителями в физическом воспитании детей стали открытые уроки физкультуры, спортивные занятия с дошкольниками, соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья".

Результаты работы

Результатами спортивно-оздоровительной работы должны стать:

Стабилизация уровня состояния здоровья школьников

Укрепление материальной базы для физкультурно-оздоровительной работы в школе

Включенность каждого педагога в деятельность по сохранению здоровья школьников

Повышение роли учащихся в пропаганде здорового образа жизни

Сотрудничество с родителями учащихся при организации урочной и внеурочной спортивно-оздоровительной работы

Расширение круга социальных партнеров в спортивно-оздоровительной работе

Стабильно высокие результаты учащихся в спортивных соревнованиях

Личные успехи учащихся школы в спорте

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования

(разработана с учетом ФГОС начального общего образования)

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:



  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

В школе организовано бесплатное горячее питание для школьнико. Питание получали 100 % обучающихся 1-11 классов. Приусадебный участок, на котором выращивают сельскохозяйственную продукцию учащиеся 2-11 классов, полностью обеспечивает столовую картофелем, овощами и ягодой.

В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

Одна из главнейших задач спортивно-оздоровительного направления – показать роль здорового образа жизни в организации жизнедеятельности, осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием, понимать себя.

Проводится работа по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья.

Особое внимание при организации учебного процесса в школе уделяется составлению расписания учебных занятий, факультативов и кружков в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Перед первым уроком, в начале учебного дня, в классах проводится гимнастика. Для учащихся 1-2 классов ее проводят классные руководители. Для 3-4 и старших классов гимнастику проводят физорги. Учителя физкультуры разрабатывают комплексы, которые выдают каждому классному руководителю, проводят инструктажи для физоргов классов. Комплекс гимнастики до занятий состоит из пяти-восьми упражнений для различных мышечных групп. Смена комплекса производится примерно через 2-3 недели.

Физкультминутка - обязательный элемент уроков в младшем и среднем звене. Комплекс упражнений для физкультминуток также предложен учителями физкультуры. Физкультурные минутки проводятся в классе под руководством учителя, по продолжительности они не превышают 1-2 минуты. Проводятся они при первых признаках утомления учащихся, когда снижается активность, нарушается внимание. В 1-2 классах физкультурные минутки проводятся 3-4 раза в день, в 3-4 классах - 2-3 раза.

В физкультурные минутки включаются обычно три упражнения. Комплексы составляют учителя физкультуры. Часто учащиеся начальной школы выполняют комплексы, сопровождая их речитативом.

Школа осуществляет личностный подход к сохранению здоровья учащихся. Каждый учитель начинает учебный год с изучения листка здоровья каждого школьника, чтобы в соответствии с рекомендациями медицинских работников организовать образовательную деятельность учеников. Например, есть случаи, когда, по рекомендации врача, все контрольные работы проводятся в домашних условиях.

Учитель физкультуры ведет индивидуальные карты физического развития школьников, регулирует индивидуальную физическую нагрузку учащихся на уроках физкультуры в зависимости от уровня подготовки ребенка, для дальнейшего физического совершенствования и укрепления здоровья предлагает индивидуальные домашние задания на отработку тех или иных навыков.

В начальной школе учителя уделяют серьезное внимание организованному проведению перемен. Перемены должны использоваться для разумного отдыха детей и наиболее эффективной подготовки их к очередному уроку. Дежурные учителя следят за дисциплиной на перемене, за очередностью выполнения упражнений, за тем, чтобы дети излишне не утомлялись и не возбуждались. Обычно проводятся игры с малой подвижностью: «Пустое место», «Ручеёк», "Второй лишний" и другие.

Проводя все названные мероприятия в режиме учебного дня, мы стремимся к сохранению здоровья школьников и их правильному физическому развитию.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

3 учителя физической культуры, логопед, школьный медицинский работник

школа тесно сотрудничает с Калтайским ФАПом, Тимирязевской ЦРБ

2. Использование возможностей УМК «Перспективная начальная школа» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Перспективная начальная школа».

Система учебников «Перспективная начальная школа». » формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).



В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков. Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Перспективная начальная школа», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Проведение педагогических советов по вопросам нормирования домашней работы учащихся, замеры объема времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Наша новая школа» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

В школе имеется в наличие 1 компьютерный класс. Режим работы с компьютерной техникой распределен строго согласно требованиям САНПИНа. Для 1-2 классов-7-15 минут для просмотра диафильмов, 15-20 минут – для просмотра кинофильмов, 15 минут – для просмотра телепередач.

Для 3-4 классов -15-20 минут для просмотра диафильмов, 15-20 минут – для просмотра кинофильмов, 20 минут – для просмотра телепередач.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Перспективная начальная школа» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности к учебной.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает: реализацию программы физкультурно-оздоровительной работы (см. выше)



Мероприятия по программе « Здоровье». физкультурно – оздоровительное направление.



Содержание мероприятий

Сроки

Ответственный

Результаты



1

2.

3.



4.

5.

6.



7.

8.

9.



10.

11.


12.

13.


14.

15.


16.

17.


18.

19.


Общие мероприятия, проводимые медработником

Плановый медосмотр первоклассников. Укомплектование школы дезинфицирующими и моющими средствами

Плановый медосмотр 2-11 классов

Родительское собрание. Здоровый образ жизни наших детей.

Организация горячего питания , витаминных блюд.

Введение дополнительного часа оздоровительной физкультуры в 1-9 классах.

Укомплектование аптечек в каждом кабинете.

Работа сан. кружка « Школьная неотложка» в школе, отвечающих за санитарное состояние школы, профилактическую работу.

Проведение медико –педагогической комиссии

Утепление здания школы..

Корректировка освещения школы в связи с сокращением светового дня.

Оформление общешкольного санбиллютеня, биллютеней по классам, где бы отражалась профилактическая работа «Вредные привычки», профилактики заболевания гриппа, туберкулеза, инфекционных заболеваний.

А)Беседы, мероприятия по профилактическим акции ( план мероприятий отдельно).

Б)День « Здоровья»

Плановый осмотр обучающихся на педикулез и чесотку. Профилактика гриппа.

Месячник , посвященный здоровому образу жизни. (план отдельно)

Профилактические прививки от клещевого энцефалита.

Беседа с обучающимися о клещевом энцефалите. Профилактическая беседа о паводке.

Санитарная уборка территории школы

Подготовительные мероприятия по организации и открытию летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Информация о состоянии медицинского обследования уровня заболеваемости обучающихся.

Работа летней оздоровительной площадки.



Август

Сентябрь октябрь

октябрь

Сентябрь- май



Сентябрь –май

Сентябрь


Октябрь

Октябрь


Октябрь

Октябрь


Откябрь-ноябрь

октябрь- март

Октябрь, ноябрь,декабрь.

декабрь


Январь

Февраль, март

Апрель, май

май


май

июнь- июль

июнь


Школьный медик

Синтюрина М.М.

.

Школьный медик



Синтюрина М.М

Школьный медик

Школьный медик

Школьный медик

Синтюрина М.М

Школьный медик

Зам. дир. По ВР

Кл.рук.


Зам. дир. По ВР

Школьный медик

Зам.дир. по ВР

Школьный медик

Кл.рук.завзоз

Директор школы

Зам.дир.по ВР

Школьный медик

Зам.дир.по ВР




5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: «Профилактика асоциальных явлений», «Основы здорового образа жизни», «Основы здорового питания».



6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:



  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

Что могут сделать участники ПРОГРАММЫ для решения проблем в воспитании здорового человека

Рекомендации для администрации

  1. Поднять школьный коллектив, родительскую общественность и различные структуры социума на формирование и развитие целостной оздоровительной системы

  2. Подавать пример здорового образа жизни.

  3. Способствовать созданию психологического комфорта, доброжелательных взаимоотношений, взаимоуважения и взаимопомощи в коллективе.

  4. Правильно составить расписание урочной и внеурочной деятельности.

  5. Способствовать соблюдению гигиенических требований к организации урочной и

  6. внеурочной деятельности.

  7. Найти и пригласить к сотрудничеству специалистов здоровья.

  8. Увеличить время на занятия спортивно-оздоровительной работой, включить физкультминутки в систему жизнедеятельности школы.

  9. Способствовать созданию условий для реализации идеи, взятой школой за основу, найти возможности укрепить материально-техническую базу школы и обогатить методическое обеспечение программы воспитания здорового человека.

  10. Предоставить помещение для создания и деятельности кабинета психологической и эмоциональной разгрузки для ребят и взрослых.

  11. Организация летнего оздоровительного отдыха воспитанников.

  12. Осуществлять контроль за горячим питанием в школьной столовой.

  13. Оказывать моральную и материальную поддержку учителям, воспитанникам и их родителям.

  14. Предъявлять требования к учителям и воспитанникам в разумных пределах и на основе нравственных отношений.

  15. Меньше загружать бумажной работой, давая возможность работы на результат.

  16. Правильно с пользой для дела распределять полномочия и работу по реализации идеи, взятой школой за основу.

  17. Организовать работу Школы Здоровья для педагогов школы, чтобы показать пример воспитанникам и их родителям.

  18. Организовать стоматологическую помощь учителям и воспитанникам.

  19. Организовать совместные «вылазки» на природу, вечера отдыха и все, что будет способствовать восстановлению различных сил детей и взрослых.

  20. Разработать программу обучения педагогов и родителей.

  21. Подумать о создании игровых комнат для воспитанников школы.

Рекомендации для медицинского персонала

  1. Проводить диагностику заболеваемости педагогов и воспитанников.

  2. Регулярно проводить медицинский осмотр учащихся и вовремя ставить в известность родителей и классных руководителей о выявленных проблемах.

  3. Оказывать квалифицированную медицинскую помощь.

  4. Разработать и реализовывать программу просвещения педагогов, воспитанников и их родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

  5. Проводить профилактические мероприятия.

  6. Обучить конкретным действиям по оказанию первой медицинской помощи педагогов и воспитанников.

  7. Проинформировать педагогов о том, как вести себя в случае обострения серьезных болезней у воспитанников и коллег.

  8. Вести работу по предупреждению повторных заболеваний.

  9. Оказать помощь педагогам, воспитанникам и их родителям в составлении индивидуальных программ для воспитанников «Я и мое Здоровье».

  10. Оказать помощь в организации работы «Фитобара», кабинетов психологической разгрузки, программ игротерапии, физиотерапии, музыкальной терапии.

  11. Контролировать занятия учащихся на уроках физической культуры, проведение физкультминуток.

  12. Разработать программы комплексов утренней зарядки и физкультминуток для учащихся разного возраста совместно с преподавателями физического воспитания .

  13. Контролировать санитарно-гигиеническое состояние школьных помещений и двора.

  14. Своевременно делать профилактические прививки.

  15. Оформлять со своим активом «Уголки Здоровья».

  16. Участвовать в работе системных программ воспитания здорового человека.

  17. Использовать в своей работе эффективные методы оздоровления.

  18. Организовать работу медицинских постов в классах, детских объединений «Дети Гиппократа», «Юный медик», подвижников ЗОЖ, и т. п.

  19. Принимать активное участие в организации и проведении акций «Мы выбираем Здоровье!», движении «Дети и взрослые за Здоровье человека, Природы, планеты Земля».

Рекомендации для классных руководителей

  1. Создать мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с воспитанниками, их родителями и специалистами.

  2. Создать здоровый психологический климат в классе, способствовать его поддержанию.

  3. Правильно организовать жизнедеятельность воспитанников во внеурочное время, используя все многообразие форм и методов, способствующих поддержанию и укреплению здоровья человека.

  4. Вести учет заболеваемости воспитанников.

  5. Отслеживать самочувствие воспитанников в семье, школе, классе, при необходимости заниматься его коррекцией и помощью воспитанникам в решении их проблем.

  6. Вести общение-просвещение в рамках проблем, касающихся здоровья и его культуры, как с воспитанниками, так и с их родителями.

  7. Способствовать поддержанию физических, психических сил воспитанников:

  • *ходить вместе с воспитанниками на прогулки, в походы;

  • *проводить вечера отдыха;

  • *играть в различные игры и проводить спортивные соревнования;

  • *осуществлять терапевтическое общение воспитанников с природой и т.д.

  1. Проводить утреннюю зарядку, физкультминутки по договоренности с учителями-предметниками.

  2. Оказывать помощь воспитанникам в составлении индивидуализированных программ «Я и мое Здоровье», показывая им пример в этом важном деле.

  3. Разрабатывать совместно с воспитанниками и их родителями целевые, системные программы, с помощью которых все вместе учатся быть здоровыми и ведут на практике здоровый образ жизни. 

  4. Вовлекать воспитанников в занятия физической культурой и спортом.

  5. Осуществлять: контроль за соблюдением воздушного режима в классе; контроль за схемой посадки в классе с учетом заболеваний воспитанников; контроль за питанием в школьной столовой; контроль за проведением физкультурных пауз на уроках; контроль за жизнью детей в неблагополучных семьях; контроль за воспитанниками, имеющими пристрастие к вредным привычкам и асоциальным формам поведения; и т.д. по усмотрению самого классного руководителя.

  6. Защищать права воспитанников, их честь и человеческое достоинство.

  7. Уметь оказать первую медицинскую помощь.

  8. Взаимодействовать в работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников с учителями-предметниками, школьной медицинской службой, администрацией школы, руководителями детских объединений, в которых занимаются воспитанники.

Рекомендации для учителя физического воспитания

  1. Обогатить содержание уроков за счет эффективных систем оздоровления человека и за счет подвижных народных игр, забав и развлечений.

  2. Изучать и по возможности вводить в практику работы инновационные методы преподавания

  3. Вести индивидуальные карточки здоровья

  4. Проводить дополнительные уроки физкультуры.

  5. Расширить спектр дел имеющих оздоровительный характер с учетом времен года.

  6. Обеспечить эффективную работу спортивных секций.

  7. Подбирать определенные комплексы физических упражнений с учетом проблем воспитанников.

  8. Готовить тренеров-старшеклассников.

  9. Принимать участие в разработке и реализации общешкольной программы «Здоровая школа».

  10. Обеспечить развитие школьного туризма, ввести в традицию проведение туристических слетов для воспитанников, учителей, родителей.

  11. Участвовать в разработке индивидуализированных программ для учителей и воспитанников школы «Я и мое Здоровье».

  12. Участвовать в просветительской работе педагогов, воспитанников и их родителей.

  13. Организовать с помощью тренеров-старшеклассников подвижные перемены, физкультминутки, дополнительные секции по интересам ребят.

Рекомендации для родителей воспитанников

  1. Понимать, чувствовать и любить своего ребенка, опираться на его достоинства, а не на его недостатки.

  2. Вести здоровый образ жизни, показывая тем самым пример ребенку (соблюдать режимные моменты, делать зарядку, заниматься закаливанием, спортом, ходить в походы, общаться с природой в любое время года, чаще ходить на прогулки).

  3. Заниматься профилактикой заболеваний в семье.

  4. Заботиться о нравственном, психическом и физическом здоровье ребенка.

  5. Осуществлять духовное общение с ребенком, оказывать помощь в освоении различных уровней культуры (бытовой, здорового образа жизни, социальной, национальной, гражданской, культуры пола).

  6. Интересоваться проблемами ребенка, оказывать ему своевременную помощь в их решении. 

  7. Уметь встать на место ребенка в той или иной ситуации для верного ее разрешения.

  8. Научить верить в себя и свои возможности, способствовать реализации заложенных в ребенке способностей.

  9. Учиться вместе с ребенком:

  • владеть своими чувствами;

  • регулировать свое самочувствие.

  1. Своевременно информировать учителей о проблемах здоровья ребенка, обращаться за помощью к врачам.

  2. Организовать полноценный досуг ребенка.

  3. Стать активными участниками разработки и реализации программы «Школа здоровья» в школе и классе

Для включения в процесс выполнения программы «Школа здоровья» каждый школьник должен осознать необходимость конкретных действий, а именно:

  1. Вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня; соблюдать правила гигиены; гулять на свежем воздухе; закаляться; заниматься спортом, туризмом; заниматься интересным и полезным делом; бороться с болезнями своей души (невоспитанностью, грубостью, хамством, ленью, скупостью, неблагодарностью и др.); не употреблять в своей речи грубых, грязных, бестактных слов; не обижать и не оскорблять Других людей, относиться к ним с уважением; делать Добро.

  2. Меньше времени проводить у телевизора и компьютера, больше читать (в том числе и книги из серии «Золотая Библиотека Здоровья»).

  3. Участвовать в разработке и реализации программ, посвященных проблемам здоровья.

  4. Быть инициаторами и устроителями различных дел, как в семье, так и в школе:

  • Ярмарки игр, забав и развлечений;

  • Молодецкие потехи;

  • Спартакиады народных игр;

  • Веселые старты;

  • Старты Надежд;

  • Игры Доброй Воли;

  • Малые Олимпийские игры;

  • Конкурс «Мы – спортивная семья»;

  • Игры-суды над вредными привычками и пристрастиями человека.

5. Быть активными пропагандистами здорового образа жизни.

  1. Не поддаваться вредным влияниям улицы, средств массовой информации, влияниям людей, ведущих нездоровый образ жизни.

  2. Разумно проводить свой досуг.

  3. Организовывать встречи с людьми сильными духом, людьми, ведущими здоровый образ жизни.

  4. Изучать и возрождать естественные системы оздоровления.

  5. Изучать и осваивать прогрессивные методики и системы оздоровления человека.

  6. Научиться различать добро и зло в этой жизни, противостоять злу, бороться со злом, утверждать Добро в себе и окружающей жизни, делать Добро.

  7. Быть себе и другим людям Другом, а не врагом.

  8. Выполнять рекомендации врачей.

  9. Составить свою собственную программу «Я и мое Здоровье» с учетом своих нравственных и физических проблем.

  10. Приобщать родителей, друзей, учителей, сверстников, попавших в беду к здоровому образу жизни.

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.


Критерии оценки ожидаемых результатов


Признаки, на основании которых должна проводится оценка результатов работы по программе следующие:

  • Качественные изменения в состоянии физического, психического и социального здоровья

  • Изменения в поведении детей и появление в структуре ценностей - установок на здоровый образ жизни;

  • Изменение в состоянии участников эксперимента (осознание целесообразности и значимости построения здоровьесберегающей среды; овладение здоровьесберегающими технологиями, развитие их рефлексивной культуры, способностей к объективной оценке результатов деятельности).

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

Пример оценивания динамики здоровья учащихся, используемые педагогами школы:



Карточка здоровья учащегося

Фамилия, имя год рождения _________________________________________________

Школа: Калтайская средняя общеобразовательная
Показатели физического развития




класс

Рост

(см)

Вес тела

(кг)

ЧСС (уд/мин)

Артериальное

давление

(мм рт. ст.)

Медицинская

группа

Подпись

Мед. работника

До нагрузки

После нагрузки

1
























Показатели физической подготовленности




Четверть

Челночный

Бег 3*10 м

(с)


Прыжок в

Длину с

места


Наклон

Вперед из

Положения

Сидя

(см)


Подтягивание

Из виса

(кол-во раз)


Наклоны вперед за 30 сек

(кол-во раз)


I































II































III































IV






























Подпись учителя физической культуры_

_________________

Приложение № 2



Содержание работы преподавателя физкультуры по сохранению и укреплению состояния здоровья учащихся

  • обязан знать состояние здоровья учащихся;

  • должен уметь оценить состояние здоровья ребёнка в условиях работы на уроке;

  • обязан уметь оказать ребенку первую медицинскую помощь;

  • обязан строить учебный процесс и работу с конкретным ребенком, учитывая индивидуальные особенности его состояния здоровья;

  • должен научить школьников методам и тестам самоконтроля состояния здоровья во время урока физкультуры;

  • должен вести дневник наблюдений за состоянием здоровья учащихся во время урока физической культуры;

  • обязан учитывать рекомендации медицинского работника в отношении каждого конкретного школьника;

  • обязан проводить оздоровительные мероприятия;

  • обязан строго соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к проведению урока:

  • продолжительность урока, сдвоенные уроки целесообразны только в зимнее время;

  • продолжительность перемены (перемены не для переодевания, а для отдыха);

  • проветривание спортивного зала;

  • влажная уборка

  • должен заниматься профилактикой травматизма (техника безопасности);

  • обязан во взаимодействии с врачом проводить комплекс гигиенических и оздоровительных мероприятий;

  • обязан следить за осанкой детей;

  • наблюдать за детьми во время урока, должен направлять нуждающихся в экстренной помощи к медицинскому работнику школы;

  • должен формировать потребность в здоровом образе жизни у учащихся;

  • должен уметь проводить валеологический анализ урока.

Содержание работы преподавателя ОБЖ по сохранению и укреплению состояния здоровья учащихся

Как учитель - предметник обязан знать особенности состояния здоровья детей:



  • учитывать индивидуальные особенности состояния здоровья учащихся в учебном процессе;

  • информировать обо всех изменениях в состоянии здоровья учащихся классного руководителя;

  • формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни;

  • научить учащихся поведению в экстремальных ситуациях;

  • научить учащихся само- и взаимопомощи; саморегуляции психического состояния;

  • организовывать специальные тренинги по формированию адаптивности и стрессоустойчивости;

  • обязан во взаимодействии с врачом проводить комплекс гигиенических и оздоровительных мероприятий;

  • наблюдая за детьми во время урока, должен направлять нуждающихся в экстренной помощи к медицинскому работнику школы;

  • должен научить школьников приемам и методам закаливания, профилактики простудных заболеваний;

  • должен научить учащихся приемам точечного массажа для профилактики простудных заболеваний;

  • учитывая результаты психолого-педагогической и медицинской диагностики учащихся, должен корректировать программу и формы и приемы работы в интересах укрепления здоровья учащихся;

  • должен уметь проводить валеологическую экспертизу учебного процесса, выбранных педагогических технологий, проводить валеологический анализ урока.



Творческие контакты МО



Приложение № 1: Примерные комплексы гимнастики до занятий


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал