Программа города москвы «охрана окружающей среды»



страница1/8
Дата24.04.2016
Размер1.47 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8


П Р А В И Т Е Л Ь С Т В О М О С К В Ы
ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА МОСКВЫ

«ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

НА 2012-2016 ГОДЫ (ПРОЕКТ)

МОСКВА - 2011
СОДЕРЖАНИЕ







Стр.

Раздел 1

Паспорт Программы

3

Раздел 2

Характеристика текущего состояния и проблемы повышения качества окружающей среды города Москвы

12

Раздел 3

Приоритеты и цели городской политики в сфере охраны и повышения качества окружающей среды в городе Москве. Цели и задачи программы

23

Раздел 4

Прогноз конечных результатов программы

26

Раздел 5

Сроки реализации и перечень контрольных этапов с промежуточными показателями

29

Раздел 6

Характеристика подпрограмм и основных мероприятий

6.1. Охрана атмосферного воздуха города

6.2. Охрана поверхностных и подземных вод

6.3. Отходы

6.4. Охрана и развитие зеленого фонда города Москвы (особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории, зеленые насаждения), почв, сохранение и повышение биологического разнообразия. Развитие системы отдыха и туризма.

6.5. Экологическое образование и просвещение, формирование экологической культуры в городе Москве

6.6. Государственный экологический мониторинг, обеспечение государственного экологического контроля, информирование населения об экологической обстановке

6.7. Информационное и картографическое обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования

6.8. Предотвращение развития оползневых процессов

6.9. Снижение уровней шума и других физических факторов воздействия


31

31

40



46

47

67


74

80

84



87


Раздел 7

Обобщенная характеристика мер государственного регулирования

92

Раздел 8

Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы

93

Раздел 9

Методика оценки результативности и эффективности государственной программы

94

Приложения

96

  1. Паспорт Государственной программы города Москвы

охраны окружающей среды на 2012 - 2016 годы


Ответственные исполнители Программы



- Департаменты:

- природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;

- жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;

- строительства города Москвы



Соисполнители Программы




- Департаменты:

- топливно-энергетического хозяйства города Москвы;

- информационных технологий города Москвы;

- науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы;

- культуры города Москвы;

- транспорта и развития транспортной инфраструктуры города Москвы;

- социальной защиты населения города Москвы;

- Префектуры административных округов.



Цели Программы




- сдерживание роста выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в условиях увеличения парка автотранспортных средств и увеличения протяженности улично-дорожной сети, снижение загрязнения атмосферного воздуха на территориях вблизи автотрасс;

- исключение сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий;

- экологическая реабилитация малых рек, прудов, доведение качества поверхностных водных объектов до нормативов культурно-бытового назначения;

- сохранение акустически благополучных территорий, исключение сверхнормативного шума в ночные часы (кроме шума от автотранспорта), предотвращение увеличения шума от автотранспорта;

- предотвращение активизации опасных геоэкологических процессов;

- повышение рекреационной привлекательности особо охраняемых природных территорий и развитие индустрии отдыха и туризма c восстановлением биоразнообразия в границах ООПТ, на природных и озелененных территориях города Москвы, а также восстановление и поддержание экологических функций городских почв;

- сокращение объемов захоронения отходов производства и потребления, увеличение объемов переработки отходов производства и потребления, с увеличением доли вторично используемых ресурсов;

- повышение уровня экологической культуры населения и пропаганда бережного отношения к природе;

- повышение степени охвата городской территории системами мониторинга природных сред;

- повышение адресности и доступности информации о состоянии окружающей среды для населения и заинтересованных организаций



Задачи Программы




- расширение и совершенствование нормативной правовой базы и методического обеспечения в области охраны окружающей среды;

- снижение негативного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух города за счет увеличения доли автопарка с улучшенными экологическими характеристиками (ЕВРО-4 и выше), повышения качества моторного топлива, реализуемого на АЗС города, ограничения въезда на отдельные городские территории грузового автотранспорта по экологическим характеристикам, совершенствования дорожно-транспортной инфраструктуры и т.д.;

- повышение энергоэффективности городской экономики за счет внедрения наилучших существующих технологий, использования альтернативных источников энергии, включая возобновляемые источники, использования современных энергоэффективных материалов в системе городского хозяйства и строительного комплекса;

- улучшение состояния поверхностных и подземных вод, реабилитация водных объектов с благоустройством прилегающих территорий на основе природоприближенных технологий;

- увеличение доли вторичных ресурсов, извлекаемых из отходов производства и потребления, относительно массы образующихся отходов;

- сокращение объемов захоронения отходов производства и потребления на полигонах;

- охрана, реабилитация, благоустройство, озеленение территорий зеленого фонда города Москвы;

- увеличение площади территорий зеленого фонда города Москвы, в том числе за счет создания новых особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий;

- увеличение естественного биоразнообразия и восстановление видов растений и животных, занесенных в Красную книгу города Москвы и обитающих на территории города;

- сокращение площадей загрязненных городских почв, паспортизация почв земельных участков, повышение качества почвогрунтов, используемых для благоустройства города;

- повышение уровня экологического образования и просвещения населения города Москвы;

- сохранение акустического благополучия территорий;

- развитие автоматизированных систем мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод и шума;

- осуществление мониторинга дна, берегов, водоохранных зон;

- расширение наблюдательной сети мониторинга за опасными геоэкологическими процессами при развитии автоматизированных методов наблюдений;

- расширение каналов предоставления экологической информации населению;

- разработка мероприятий по снижению негативного воздействия загрязнения атмосферного воздуха при неблагоприятных метеорологических и аномальных погодных условиях на здоровье населения;

- проведение противооползневых мероприятий;

- развитие системы информирования населения о проводимой и планируемой работе по улучшению экологической обстановки в Москве


Основные целевые индикаторы программы





- снижение объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников с 62,9 тыс. тонн в 2010 году до 58,8 тыс. тонн в 2016 году;

- стабилизация выбросов загрязняющих веществ автотранспортом на территории города Москвы на

уровне 2010 года в размере 1000 тыс. тонн в год;

- снижение среднегодовой концентрации углеводородов на территориях, прилегающих к автотрассам, с 1,66 мг/м3 в 2010 году до 1,46 мг/м3 в 2016 году;

- снижение среднегодовой концентрации диоксида азота на территориях, прилегающих к автотрассам, с 49 мкг/м3 в 2010 году до 43,8 мкг/м3 в 2016 году;

- ежегодное увеличение экономии электрической энергии с 1 530,5 млн. кВт/ч в 2010 году до 5 415 млн. кВт/ч 2016 году;

- ежегодное увеличение экономии природного газа с 990 млн. м3 в 2010 году до 1 384 млн. м3 в 2016 году;

- ежегодное увеличение экономии тепловой энергии с 3,83 млн. Гкал в 2010 году до 8,431 млн. Гкал в 2016 году;

- ежегодное увеличение экономии воды с 39,30 млн. м3 в 2010 году до 159 млн. м3 в 2016 году;

- увеличение площади реабилитируемых водоохранных территорий при благоустройстве водоемов с 0 га в 2010 году до 167,82 га в 2016 году;

- увеличение протяженности реабилитируемых участков малых рек с 0 км в 2010 году до 42,52 км в 2016 году;

- снижение объемов захоронения отходов с учетом захоронения остатков от промышленной переработки с 4637 тыс. тонн в 2010 году до 1605 тыс. тонн в 2016 году;

- снижение объемов захоронения ТБО и КГМ жилого сектора с учетом захоронения остатков от промышленной переработки с 3236 тыс. тонн в 2010 году до 1171 тыс. тонн в 2016 году;

- снижение объемов захоронения ТБО и КГМ нежилого сектора с 1152 тыс. тонн в 2010 году до 401 тыс. тонн в 2016 году;

- снижение объемов захоронения отходов ЛПУ с учетом захоронения остатков от термической переработки с 249 тыс. тонн в 2010 году до 33 тыс. тонн в 2016 году;

- увеличение площади особо охраняемых природных территорий с 16 % от площади города Москвы в 2010 году до 21 % от площади города Москвы в 2013 году;

- увеличение площади озелененных территорий с 288,11 га в 2010 году до 367 га в 2016 году;

- снижение на объектах озеленения доли проб почвогрунтов, не соответствующих установленным требованиям в городе Москве, с 50% в 2010 году до 30% в 2016 году;

- восстановление почв земельных участков ООПТ, освобождаемых сторонними пользователями, на участках площадью 53,4 га;

- увеличение доли населения, участвующего в экологическом образовании, с 3% в 2010 году до 20% в 2016 году;

- увеличение доли населения, участвующего в экологических мероприятиях, с 5% в 2010 году до 30% в 2016 году;

- увеличение плотности автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха на территории города с 3,1 станций на 100 км2 в 2010 году до 4,3 станций на 100 км2 2016 году;

- увеличение плотности пунктов наблюдения за опасными геологическими процессами на территории города с 0,52 пунктов на 1 км2в 2010 году до 1,17 пунктов на 1 км2 в 2016 году;

- увеличение доли автоматизированных государственных функций в области природопользования и охраны окружающей среды с 35% в 2010 году до 95% к 2016 году;

- увеличение доли государственных услуг в области природопользования и охраны окружающей среды, оказываемых в электронном виде, с 0% в 2010 году до 100% в 2016 году;

- увеличение доли обращения граждан и организаций за получением государственных услуг в области природопользования и охраны окружающей среды в электронном виде с 0% в 2010 году до 75% к 2016 году;

- увеличение доли документов в области охраны окружающей среды и природопользования, доступных в электронном виде, с 20% в 2010 году до 99% в 2016 году;

- увеличение площади территорий, на которых будут проведены противооползневых мероприятий, с 0,2 км2 в 2010 году до 3,36 км2 в 2016 году;

- увеличение доли строительных площадок, ведущих работы в ночное время без превышения нормативов по шуму, с 70% в 2010 году до 90% в 2016 году;

- увеличение доли зон влияния аэропортов Московского авиаузла на территории города Москвы, находящихся под наблюдением автоматических станции контроля авиашума, с 25 % в 2010 году до 50 % в 2016 году.



Сроки и этапы реализации программы


-

2012 - 2016 годы

I этап – 2012 год

II этап – 2013 год

III этап – 2014 год

IV этап – 2015 год

V этап – 2016 год



Объемы бюджетных ассигнований программы

-

Объем финансирования Программы в 2012 - 2016 годах составляет 119 216 566,1 тыс. рублей, в том числе:

2012 – 23 184 142,7 тыс. рублей;

2013 – 24 036 477,0тыс. рублей;

2014 – 24 586 872,6 тыс. рублей;

2015 – 23 077 264,5 тыс. рублей;

2016 – 24 331 809,3 тыс. рублей.

Объем финансирования подпрограммы 1 «Охрана атмосферного воздуха города» в 2012-2016 годах составляет 47 779,0 тыс. рублей, в том числе:

2012 – 13 300,0 тыс. рублей;

2013 – 19 610,0 тыс. рублей;

2014 – 7 515,0 тыс. рублей;

2015 – 3 523,0 тыс. рублей;

2016 – 3 831,0 тыс. рублей.

Объем финансирования подпрограммы 2 "Охрана поверхностных и подземных вод города" в 2012-2016 годах составляет 57 000,0 тыс. рублей, в том числе:

2012 – 19 000,0 тыс. рублей;

2013 – 19 000,0 тыс. рублей;

2014 – 19 000,0 тыс. рублей;

2015 – 0,0 тыс. рублей;

2016 – 0,0 тыс. рублей.

Объем финансирования подпрограммы 3 "Отходы" в 2012-2016 годах составляет 33 029 691,1 тыс. рублей, в том числе:

2012 – 6 901 065,2 тыс. рублей;

2013 – 6 805 999,3 тыс. рублей;

2014 – 6 566 828,0 тыс. рублей;

2015 – 6 190 796,4 тыс. рублей;

2016 – 6 565 002,2 тыс. рублей.

Объем финансирования подпрограммы 4 "Охрана и развитие зеленого фонда города Москвы (ООПТ, природные и озелененные территории, зеленые насаждения) почв, сохранение и повышение биологического разнообразия. Развитие системы отдыха и туризма" в 2012-2016 годах составляет

80 551 549,2 тыс. рублей, в том числе:

2012 – 14 858 082,6 тыс. рублей;

2013 – 15 767 142,1 тыс. рублей;

2014 – 16 531 438,8 тыс. рублей;

2015 – 16 272 781,0 тыс. рублей;

2016 – 17 122 104,7 тыс. рублей.

Объем финансирования подпрограммы 5 "Экологическое образование и просвещение, формирование экологической культуры в городе Москве " в 2012-2016 годах составляет 460 824,1 тыс. рублей, в том числе:

2012 – 86026,7тыс. рублей;

2013 – 90 531,6 тыс. рублей;

2014 – 90 167,5 тыс. рублей;

2015 – 94 629,4 тыс. рублей;

2016 – 99 468,9 тыс. рублей.

Объем финансирования подпрограммы 6 "Государственный экологический мониторинг, обеспечение государственного экологического контроля, информирование населения об экологической обстановке" в 2012-2016 годах составляет 2 327 723,3 тыс. рублей, в том числе:

2012 – 416 737,2 тыс. рублей;

2013 – 440 850,6 тыс. рублей;

2014 – 464 552,8 тыс. рублей;

2015 – 489 577,8 тыс. рублей;

2016 – 516 004,9 тыс. рублей.

Объем финансирования подпрограммы 7 "Информационное и картографическое обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования" в 2012-2016 годах составляет 205 094,4 тыс. рублей, в том числе:

2012 – 86 431,0 тыс. рублей;

2013 – 49 703,4 тыс. рублей;

2014 – 24 070,5 тыс. рублей;

2015 – 21 821,9 тыс. рублей;

2016 – 23 067,6 тыс. рублей.

Объем финансирования подпрограммы 8 "Предотвращение развития оползневых процессов" в 2012-2016 годах составляет 2 520 000 тыс. рублей, в том числе:

2012 – 800 000,0 тыс. рублей;

2013 – 840 000,0 тыс. рублей;

2014 – 880 000,0 тыс. рублей;

2015 – 0,0 тыс. рублей;

2016 – 0,0 тыс. рублей.

Объем финансирования подпрограммы 9 "Снижение уровней шума и других физических факторов воздействия" в 2012-2016 годах составляет 16 905,0 тыс. рублей, в том числе:

2012 – 3 500,0 тыс. рублей;

2013 – 3 640,0 тыс. рублей;

2014 – 3 300,0 тыс. рублей;

2015 – 4 135,0 тыс. рублей;

2016 – 2 330,0 тыс. рублей



Ожидаемые результаты реализации Программы




- сдерживание негативного воздействия от автотранспорта на состояние атмосферного воздуха;

- экономия электрической энергии в размере 17 839 млн. кВт/ч, природного газа - 4561 млн. м3; тепловой энергии – 27 625 тыс. Гкал, воды – 794 млн. м3;

- строительство очистных сооружений для снижения сброса загрязняющих веществ в водные объекты, расположенные на территории города;

- создание новых объектов озеленения на площади более 800 га;

- увеличение доли территорий зеленого фонда города Москвы;

- сохранение баланса зеленых насаждений в городе (по количеству и площади) за счет ежегодной реализации программных мероприятий по компенсационному озеленению в городе Москве;

- ускорение темпов развития городской технической базы системы обращения с коммунальными отходами;

- создание центров по сортировке, переработке и обезвреживанию ТБО и КГМ;

- создание производств по обезвреживанию опасных медицинских и биологических отходов;

- строительство предприятий для переработки промышленных отходов с целью получения из них вторичного сырья;

- внедрение системы раздельного сбора отходов и вторичного сырья в жилом секторе с обязательным привлечением к данной работе префектур административных округов и управ районов;

- увеличение сети стационарных и передвижных пунктов приема вторсырья от населения;

- создание отдельных участков сбора отходов электротехнического и электронного оборудования;

- привлечение к селективному сбору отходов, образующихся как в жилом, так и промышленном секторах, предприятий малого бизнеса;

- создание производственных участков по переработке вторичных материальных ресурсов;

- строительство предприятий, использующих отходы как альтернативное топливо для выработки тепловой и электрической энергии;

- решение вопроса о выделении площадей (в Московской области) для строительства современных полигонов для захоронения отходов;

- обеспечение проведения ежегодного мониторинга состояния почвенного покрова, на основании результатов которого проводить первоочередную рекультивацию земельных участков (снижение доли проб почв с превышением ПДК по содержанию бенз(а)пирена и нефтепродуктов до 35%);

- совершенствование Московской системы добровольной сертификации «Экологичные почвогрунты»;

- внедрение системы управления качеством городских почв путем проведения обследования земельных участков, оформляемых в собственность, аренду и на иных правах, а также находящихся в собственности (пользовании) сторонних землепользователей, не подлежащих выводу с ООПТ, на площади до 6,5 тыс. га;

- пресечение незаконного использования земельных участков на ООПТ, приводящего к загрязнению естественных городских почв;

- восстановление почв земельных участков ООПТ, освобождаемых сторонними пользователями, на участках площадью 53,4 га;

- создание адресной системы информирования населения и автоматизация процессов обеспечения населения и органов власти природоохранной информацией, а также разработка мероприятий для активного привлечения населения к решению экологических проблем г. Москвы;

- предупреждение угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие возможной активизации геоэкологических процессов










2. Характеристика текущего состояния и проблемы повышения качества окружающей среды города Москвы
Значительная величина антропогенных воздействий (более 1 млн. тонн выбросов в атмосферный воздух, более 2 млн. м3 сбросов в водные объекты без учета объемов поверхностного стока на рельеф местности, 40 км коммуникаций на 1 км2 территории), более высокая концентрация населения на площади меньшей, чем у большинства других мегаполисов (плотность населения в Москве составляет около 10 тыс. чел на 1 км2, что сравнимо с Нью-Йорком, но в 2 раза выше, чем в Лондоне, и в 8 раз выше, чем в Пекине), близкое соседство объектов промышленного и транспортного комплексов с жилыми кварталами и природными территориями обуславливают приоритетность вопросов экологии и охраны окружающей среды, как необходимых для качественной, комфортной и здоровой жизни людей, сохранения и развития природных особенностей территории (30% зеленых территорий, в т.ч. 17 тыс. га ООПТ, 140 рек и ручьев и более 400 прудов, 486 видов растений и животных, занесенных в Красную книгу города Москвы).
Качество атмосферного воздуха

Основной проблемой качества атмосферного воздуха является высокое его загрязнение вблизи автотрасс. Жалобы населения на уровень загрязнения атмосферного воздуха стоят на первом месте в списке причин обращения жителей к природоохранным органам города. По данным ГПУ «Мосэкомониторинг», средние концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на примагистральных территориях в среднем в полтора-два раза выше, чем на жилых и природных территориях. Вблизи наиболее крупных автотрасс, таких как третье транспортное кольцо, 306 дней в году превышены нормативы по оксидам азота. Проблемные вещества - также углеводороды и взвешенные частицы. Основные причины – «старт-стоповый» режим движения, при котором выбросы загрязняющих веществ возрастают в 2-3 раза, присутствие на дорогах не экологичных транспортных средств, в особенности автобусов и грузовиков, использование некачественного моторного топлива. Следствием неразвитости улично-дорожной сети является ее перегруженность транспортными средствами. Разработан План приоритетных мер Правительства Москвы по решению транспортных проблем столицы. Его реализация позволит не только усовершенствовать транспортную систему города, но и приведет к улучшению состояния окружающей среды.

Учитывая имеющийся положительный опыт использования моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, предлагается ужесточить требования к реализуемому моторному топливу. Переход на использование в Москве моторного топлива экологического класса 4 и выше позволит уменьшить выброс загрязняющих веществ от автотранспортных средств, что приведет к снижению содержания в атмосферном воздухе бенз(а)пирена, твердых веществ, диоксида серы.

Другая проблема – это периодическое сверхнормативное загрязнение воздуха на отдельных территориях города. Карта локализации жалоб и результаты проводимых экологических обследований позволяют выделить 14 территорий города (19 микрорайонов), где сверхнормативное загрязнение воздуха связано с постоянным негативным воздействием известных промышленных предприятий.

Сверхнормативное загрязнение воздушного бассейна периодически фиксируется в микрорайонах, прилегающих к МНПЗ (Марьино, Капотня), где были отмечены превышения нормативов по сероводороду (до 28 раз), взвешенным частицам, углеводородам и в микрорайоне Кожухово, который находится под воздействием одновременно нескольких источников (полигон захоронения бытовых отходов «Некрасовка», мусоросжигательный завод, Люберецкие очистные сооружения, завод «Эколог»). Как результат – превышения по сероводороду (до 8 раз), взвешенным частицам (в 2 раза больше, чем на других городских территориях), повышенное содержание метана и других углеводородов. Не менее острой является проблема сверхнормативного загрязнения воздушного бассейна в районах, прилегающих к Курьяновским очистным сооружениям (Печатники, Нагатинский затон).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» повышение энергоэффективности не может быть реализовано без внедрения энергоэффективных технологий в производстве, при транспортировке и на конечной стадии – потреблении электроэнергии.

Основные причины неэффективного потребления ресурса кроются в транспортных потерях, конструктивных особенностях зданий и сооружений, включая строительные материалы и оборудование, используемые при строительстве, а также в нерациональном использовании электрической и тепловой энергии конечными потребителями.

Работа городских энергетических объектов сопровождается выбросами в атмосферу загрязняющих веществ и имеет прямую пропорциональную зависимость: больше использования топлива для выработки энергии - больше вредных веществ попадает в атмосферу города.

При выработке энергии в объемах, превышающих потребности города, все вредные вещества, полученные в результате сжигания топлива, поступают в воздушный бассейн города.

Для урегулирования проблем в части использования теплового ресурса необходимо ввести порядок использование регулирования температуры отопления для общественных зданий, т.е. понижение температуры воздуха в помещении в нерабочие, праздничные дни, дни школьных каникул, ночное время.

Одним из основных направлений повышения энергоэффективности городского хозяйства является широкое внедрение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

В целях сокращения вредных выбросов в атмосферу при производстве тепло и электроэнергии необходима система конкретных мер по стимулированию использования альтернативных источников электроэнергии путем установления льготных тарифных ставок для субъектов ведения хозяйств на объектах электроэнергетики, которые используют альтернативные источники энергии.


Качество поверхностных и грунтовых вод

Качество воды водных объектов, расположенных в городе Москве, в целом соответствует нормативам, установленным для водных объектов культурно-бытового водопользования. Превышения нормативов культурно-бытового водопользования наблюдаются по 5 показателям: железо, марганец, нефтепродукты, органика по БПК и ХПК.

Можно выделить следующие проблемы:

- устойчивое загрязнение реки Москвы в центральной части города нефтепродуктами, взвешенными веществами, что делает ее не только не соответствующей рыбохозяйственным нормативам, но и визуально не привлекательной:

- загрязнение реки Москвы на выходе из города сбросами органических веществ от Курьяновской станции аэрации;

- поступление в поверхностные водные объекты сбросов централизованных систем водоотведения (хозяйственно-бытовой и ливневой), неорганизованного поверхностного стока (ливневые, талые воды, атмосферные осадки), сбросов через водовыпуски предприятий-водопользователей. Это приводит к тому, что загрязнение вод малых рек становится не только значительно выше рыбохозяйственных нормативов, но даже культурно-бытовых;

- отсутствие элементов благоустройства берегов на многих участках открытых водоемов, что делает невозможным рекреационное использование водных объектов;

- отсутствие наличия четко разграниченных полномочий собственности на водные объекты Москвы и Российской Федерации, что не позволяет осуществить меры по реабилитации и охране рек и прудов в полном объеме за счет бюджета города.

Выполнение мероприятий программы позволит частично разрешить имеющиеся проблемы в части повышения качества поверхностных и грунтовых вод.

Отходы

Из 17,8 млн. тонн отходов, образовавшихся в городе в 2010 году, собрано и переработано порядка 770,0 тыс. тонн различных видов отходов (медицинских, биологических, промышленных и пр.). Из них на территории Москвы переработано около 20,0 тыс. тонн, что составляет менее 3% от объема переработки. Остальные отходы вывезены в Московскую область и другие области для захоронения.

Термически обезврежено на мусоросжигательных заводах только 0,77 млн. тонн твердых бытовых отходов.

Все остальные отходы (около 15,0 млн. тонн) захоронены на полигонах и в карьерах Московской области.

В последние годы в городе не создано ни одного нового производства по переработке отходов. Созданные ранее два производства по переработке ПЭТФ - тары общей мощностью 11,0 тыс. тонн/год не функционируют. В течение нескольких лет не задействованы две линии по переработке автомобильных шин на 149-м механическом заводе. Остается нерешенной задача создания системы сбора электронного и электротехнического лома и организации производства по переработке данного вида отходов как наиболее коммерчески привлекательного вторичного ресурса. В городе функционирует только одно предприятие, занимающееся переработкой данного вида отходов, - Экоцентр МГУП «Промотходы».

Одним из основных факторов, тормозящих развитие данного направления, безусловно, является отсутствие соответствующей правовой базы. Дело в том, что существующее в настоящее время законодательство не позволяет рассматривать отходы в качестве доступного вторичного сырья, в связи с чем к селективному сбору отходов, образующихся как в жилом, так и промышленном секторах, недостаточно активно привлекаются предприятия малого бизнеса.


Охрана и развитие территорий зеленого фонда города Москвы, почв, сохранение и повышение биологического разнообразия. Развитие системы отдыха и туризма

Законодательными нормативными актами Правительства Москвы, в частности Градостроительным кодексом города Москвы, вступившим в силу в 2008 году:

- закреплен перечень территорий зеленого фонда города Москвы (особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории);

- установлена обязательность сохранения баланса территорий зеленого фонда города Москвы при разработке документации по планировке (развитию) территорий либо увеличение их доли.

В частности, перечень озелененных территорий всех категорий и видов утвержден постановлениями Правительства Москвы от 19.01.1999 № 38 «О проектных предложениях по установлению границ природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий (вместе с перечнем территорий природного комплекса города Москвы (кроме особо охраняемых природных территорий и объектов природного комплекса ЦАО и ЗелАО)», от 26.03.2002 № 203-ПП «Об утверждении схемы объектов природного комплекса центрального административного округа с установлением режимов регулирования градостроительной деятельности» (территория Центрального административного округа), от 03.02.2004 № 46-ПП «О природном комплексе Зеленоградского административного округа» (территория Зеленоградского административного округа).

Корректировка границ территорий зеленого фонда и изменение действующих на них режимов использования и охраны производится только:

- в целях актуализации Генерального плана города Москвы и градостроительных планов развития территорий районов города Москвы;

- при необходимости размещения предусмотренных городскими программами объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и при отсутствии альтернативных вариантов их размещения вне границ указанных территорий с применением процедуры публичных слушаний при участии общественных организаций (в том числе экологических организаций) и населения районов города, примыкающих к территориям зеленого фонда.

Обеспечение открытости принимаемых в городе решений по сохранению и развитию указанных территорий, организация свободного доступа населения к информации о деятельности органов исполнительной власти осуществляется через размещение на сайтах Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и Мэрии Москвы соответствующей информацией.

Кроме того, корректировка территорий зеленого фонда города Москвы выполняется только при сохранении их баланса при разработке документации по территориальному планированию.

При разработке документации по реорганизации производственных территорий предусматривается выделение участков, составляющих не менее 30 % от площади территории, подлежащей реорганизации, для организации озелененных территорий общего пользования с последующим присвоением более ужесточенного статуса, например «природная территория».

В соответствии с возложенными полномочиями Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее – ДПиООС) осуществляется контроль за сохранением баланса территорий зеленого фонда при корректировке границ и выполнением озеленительных работ, утверждаемых правовыми актами Правительства Москвы с ежегодной их актуализацией.

В пределах резервных городских территорий осуществляется формирование новых участков рекреационного назначения, в приоритетном порядке проводится их экологическая реабилитация, озеленение и благоустройство.

Генеральной схемой озеленения города Москвы до 2020 года (постановление Правительства Москвы от 13.11.2007 № 996-ПП) утвержден перечень объектов озеленения общего пользования, в том числе на резервных территориях города (создание до 2020 года) с выделением первоочередных объектов (создание до 2015 года). Однако анализ поступающих обращений Департамента земельных ресурсов города Москвы о пролонгации земельно-правовых отношений в границах территорий зеленого фонда, в том числе в границах озелененных территорий, показал, что фактическое состояние, цели использования территорий, на которых Генеральной схемой предусмотрено новое озеленение, реставрация, реконструкция и капитальный ремонт зеленых насаждений, не соответствуют природоохранному статусу территорий, которые в основном используются для эксплуатации автостоянок, складских комплексов и прочих целей.

В городе Москве ведется учет зеленых насаждений в порядке, установленном Правительством Москвы. Для целей учета создан реестр зеленых насаждений, порядок ведения которого определяется Правительством Москвы. Обязательный учет зеленых насаждений должен производиться при регистрации сделок с земельными участками и переходе прав на них. При этом должны учитываться наличие зеленых насаждений, занимаемая ими площадь, видовой состав и возраст деревьев и кустарников.

Однако данные положения не учитываются при оформлении земельно-правовых отношений, что делает невозможным учет зеленых насаждений на территориях, находящихся в собственности, аренде, и провоцирует их деградацию.

В настоящее время площадь земельных участков ООПТ согласно Генеральному плану города Москвы – порядка 17 тыс. га, территории, планируемые к образованию ООПТ, площадью – 4,5 тыс. га.

Среди наиболее острых проблем следует выделить:

- несанкционированное расширение кладбищ на планируемые ООПТ (например: ландшафтный заказник «Бутовский», природный заказник «Северный»);

- отказ сторонних пользователей от соблюдения природоохранных режимов природопользования и вхождения в состав ООПТ;

- отсутствие механизма вывода сторонних землепользователей, чье функциональное назначение не соответствует статусу ООПТ.

Система мониторинга состояния почвенного покрова включает в себя 1333 пункта наблюдения, ежегодно отбор проб почв осуществляется на более чем 250 пунктах.

За последние годы (2007-2010 гг.) в результате активного использования искусственных почвогрунтов, которыми заменяют верхние загрязненные горизонты почв, уровень загрязнения почв в Москве тяжелыми металлами значительно снизился за исключением отдельных очаговых точек. При этом на половине точек наблюдения уровень загрязнения почв нефтепродуктами и бенз(а)пиреном остается на уровне, превышающем ПДК.

Созданная в городе Московская система добровольной сертификации «Экологичные почвогрунты» позволяет контролировать производство, поставку и использование искусственных почвогрунтов на объектах благоустройства и озеленения. Однако до настоящего времени доля использованных некачественных почвогрунтов, выявляемых в результате государственного экологического контроля, достигает 45-48 %.

Согласно принятому в Москве Закону «О городских почвах» (от 4 июля 2007 г. № 31) городские почвы представляют собой сохранившиеся естественные образования (в основном в границах особо охраняемых природных территорий), а также искусственно созданные и преобразованные почвогрунты (субстраты для роста и развития растений в городе).

В соответствии с вышеупомянутым Законом в Москве в 2012 году должна быть начата паспортизация городских почв на земельных участках, входящих в границы особо охраняемых природных территорий, а также при оформлении земельных отношений на земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы и на которые государственная собственность не разграничена. За счет этого планируется закрепить ответственность землепользователей по сохранению и недопущению ухудшения состояния городских почв.

В результате выполнения мероприятий Программы не будет допущено использование в городе некачественных искусственных почвогрунтов на объектах благоустройства и озеленения, будут восстановлены естественные почвы, нарушенные в результате хозяйственной деятельности выводимых сторонних пользователей на ООПТ, а также будут предложены современные технологии очистки почв от стойких органических загрязнителей.

Проведение паспортизации будет способствовать повышению мотивации землепользователей к рациональному использованию почв земельных участков города Москвы.



Государственный экологический мониторинг

В настоящее время система государственного экологического мониторинга Москвы включает подсистемы мониторинга атмосферного воздуха, выбросов промышленных предприятий, поверхностных водных объектов, почв, опасных геоэкологических процессов, уровней шума.

Мониторинг состояния атмосферного воздуха осуществляется на 35 автоматических станциях контроля загрязнения атмосферы, которые круглосуточно, в режиме реального времени измеряют содержание в атмосферном воздухе более 26-ти загрязняющих веществ.

В целях оперативного реагирования на обращения жителей эксплуатируются 2 передвижные экологические лаборатории, позволяющие автоматически контролировать до 20-ти загрязняющих веществ.

Существующая сеть позволяет получать информацию об уровне загрязнения атмосферного воздуха на различных функциональных территориях города, однако требует развития на отдельных проблемных территориях. Передвижные лаборатории позволяют осуществлять рейды длительностью не более рабочего дня, в то время как во многих случаях для подтверждения жалоб и выявления источников загрязнения требуется проведение наблюдений в течение одной и более недель. Для этих целей необходимо создание мобильных автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха на базе автомобильных прицепов, способных работать длительное время в режиме стационарного поста.

В городе Москве также развивается система прямых инструментальных измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на источниках. В настоящее время в Единую систему экологического мониторинга города Москвы поступают оперативные данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух с 58-ми промышленных предприятий (ТЭЦ, РТС и КТС, табачные фабрики, мусоросжигательные заводы). В целях снижения количества сверхнормативных выбросов целесообразно дальнейшее развитие данной системы, увеличение числа предприятий, передающих данные о выбросах в Единую систему экологического мониторинга города Москвы.

С 2002 года осуществляется сбор данных о загрязнении водных объектов города Москвы по 47-ми контрольным створам, 14 из которых на реке Москве, по 23-м загрязняющим веществам.

В навигационный период качество водных объектов контролируется с помощью измерительного комплекса теплохода «Экопатруль», который позволяет проводить экспресс-анализ 11 загрязняющих веществ и осуществлять отбор проб воды и донных отложений для дальнейшего лабораторного анализа. Учитывая, что срок эксплуатации теплохода «Экопатруль» заканчивается, необходимо предусмотреть его замену. Кроме того, требуется закупка катеров с большей проходимостью для контроля качества воды в малых водоемах и реках.

На «проблемных» участках реки Москвы и малых рек контролируется состояние берегов. В целях обеспечения федеральных органов исполнительной власти (Московско-Окское бассейновое водное управление) информацией о состоянии дна, берегов и водоохранных зон водных объектов города Москвы необходимо проведение мониторинга состояния дна и берегов по всей длине открытых русел.

С августа 2008 года в Москве начала функционировать автоматическая станция контроля загрязнения вод, которая круглосуточно контролирует 9 показателей, включая аммоний, нитриты, фосфаты, химическое потребление кислорода. Станция расположена на выходе реки Москвы из города, что позволяет оценивать его интегральное воздействие на загрязнение реки и влияние Курьяновской станции аэрации. Требуется дальнейшее развитие автоматизированных методов контроля загрязнения водных объектов в черте города Москвы.

Мониторинг почв ежегодно осуществляется на 200-400 площадках постоянного наблюдения и 150 временных площадках наблюдения по таким загрязняющим веществам, как металлы, нефтепродукты и др. В данном направлении необходимо сохранять существующие объемы мониторинга.

В рамках мониторинга опасных геоэкологических процессов контролируются 14 оползневых участков, 152 скважины гидрологических наблюдений за температурой, уровнем и химическим составом подземных вод различных горизонтов.

На северо-западе города под наблюдением находятся более двухсот участков, подверженных карстово-суффозионным процессам. На двух наиболее проблемных оползневых участках (Коломенское и Воробьевы горы) развернута наблюдательная сеть в составе 38 наблюдательных скважин для инклинометрических и тензометрических наблюдений и 164 топогеодезических реперов. Это позволяет с высокой точностью определять скорости подвижек грунта на поверхности и на глубинах до 80-ти метров.

Однако плотность существующей сети не соответствует нормативной. Для обеспечения достоверности и своевременности получения информации об опасных геоэкологических процессах необходимо существенное развитие системы их мониторинга, в том числе автоматизация мониторинга грунтовых вод, развитие системы наблюдательных скважин, создание автоматизированных систем контроля на территориях города, подверженных оползневым процессам.

Мониторинг уровней шума осуществляет круглосуточная акустическая служба, которая ежегодно обследует уровни шума от автотранспорта, промышленных предприятий и строительных объектов более чем на 200 территориях города. В данном направлении на ближайшую перспективу необходимо обеспечить проведение измерений по всем поступающим жалобам, а также сохранить объемы работ по мониторингу.

Информация экологического мониторинга на регулярной основе используется при осуществлении органами власти таких государственных функций, как разработка природоохранных мероприятий и оценка их эффективности, государственный экологический контроль, социально-гигиенический мониторинг, разработка документации территориального планирования, нормирование качества природных сред.

С целью обеспечения конституционного права граждан на информацию о состоянии окружающей среды организовано предоставление экологической информации через Интернет-каналы, телевидение, радио, печатные средства массовой информации. Развитие системы позволит повысить качество информационного обеспечения органов государственной власти экологической информацией, повысить выявляемость природоохранных нарушений.

Данные экологического мониторинга о состоянии окружающей среды лежат в основе выбора приоритетных направлений природоохранной политики города Москвы. Они же являются показателем эффективности принимаемых мер и позволят отслеживать достижение целевых показателей программы в части состояния окружающей среды.


Оползневые процессы и гидрогеологическое состояние территории

В Москве зарегистрировано 14 участков с глубокими и 77 с поверхностными оползнями. В зоне оползневой опасности - административные и жилые здания, мост Курской железной дороги, памятники истории, спортивные объекты, инженерные коммуникации (в т.ч. крупный водовод и теплотрасса). Следует отдельно выделить участок «Москворечье», где под воздействием оползневых процессов происходит выдавливание радиоактивных материалов из погребенной свалки завода «Полиметаллы».

Противооползневые мероприятия в городе практически не проводятся. Не регламентируется хозяйственная деятельность по освоению оползневых склонов. Не организована либо находится в плохом техническом состоянии система отвода поверхностного стока, каждую весну размывающего склоны. Все это привело к активизации оползневых процессов на всей территории, наблюдаемой в рамках мониторинга за последние 10 лет.

Система геоэкологического мониторинга, в отличие от других систем экологического мониторинга, наименее развита. Инструментальные сети созданы лишь на двух склонах и не по всему оползневому амфитеатру.

В результате интенсивного строительства на всей территории города нарушены гидродинамический, температурный и гидрогеохимический режимы грунтовых вод. Химический состав наряду с ростом температуры увеличивают агрессивность грунтовых вод и, как следствие, сокращают срок службы подземных сооружений и коммуникаций.

По результатам анализа проб, отобранных на гидрогеологических скважинах наблюдательной сети, в 92% скважин постоянно выявляются превышения ПДК по нефтепродуктам, в 36% - по аммонию и в 18% скважин обнаружено повышенное содержание радионуклидов.

Высокий уровень загрязнения создает угрозу подземным водам питьевого назначения из нижележащих водоносных горизонтов, которые являются резервным источником водоснабжения Москвы, особенно на территориях, где отсутствуют породы, являющиеся естественным водоупором, и где происходит водообмен между водоносными горизонтами (так называемые «литологические окна», в основном они приурочены к рекам).
Снижение уровней шума и других физических факторов воздействия

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» шум и другие факторы физического воздействия (вибрация, электромагнитное излучение) являются объектами экологического нормирования, охраны и мониторинга.

Превышение допустимых уровней шума занимает второе место среди жалоб населения по вопросам качества окружающей среды. Основными источниками сверхнормативного шума на территории города являются автотранспорт, железнодорожный и авиатранспорт, строительные объекты промышленные предприятия, инженерное оборудование зданий. По данным мониторинга, превышения установленных нормативов составляют до 30 дБА, в том числе в ночное время. В зоне сверхнормативного воздействия шума расположено 70% территории города.

В 2010 году Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы профинансирована разработка технологии производства и укладки асфальтобетона с модифицированной резиновой крошкой, обеспечивающего снижение шума от трения колес с дорожным покрытием. Уложен экспериментальный участок для контроля его эксплуатационных и шумопоглощающих свойств. Эффективность по разным оценкам - около 4 дБА, по самым верхним оценкам – снижение на 10-11 дБА (не компенсируется величина сверхнормативного шума от автотранспорта, составляющая порядка 25 дБА).

Для жилых территорий, прилегающих к автотрассам, основная задача -не защита территорий, а снижение шума в жилых помещениях, т.е. шумозащитное остекление. В настоящее время в Москомархитектуре проводится работа по составлению Адресного перечня жилых домов, для которых требуются шумозащитные меры. Составлен перечень объектов социальной сферы, где также требуются меры по шумозащите.

Программой предусмотрена разработка шумозащитных мероприятий для жилых домов и объектов социальной сферы, расположенных в зоне шумового дискомфорта.

В целом ряде случаев превышения уровней шума связаны с нарушением природоохранного законодательства и нормативных правовых актов в области ведения строительных работ, осуществления авиаперелетов и т.д. Программой предусмотрено создание технической базы для сбора доказательной базы указанных правонарушений, а именно: создание мобильных станций контроля шума и их поэтапное размещение на «проблемных» территориях города, что позволит проводить измерения шума в круглосуточном режиме в течение длительного времени.

В связи с поступлением обращений населения и природоохранных организаций программой предусмотрено проведение оценки уровней электромагнитного излучения, по результатам которой будет принято решение о целесообразности разработки и реализации защитных мероприятий.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал