Программа и методы исследования



Скачать 351.52 Kb.
Дата29.04.2016
Размер351.52 Kb.
«Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности», тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.01, кандидат психологических наук Ширяева, Ольга Сергеевна

диссертация и автореферат на тему «психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности». dissercat — научная электронная библиотека.

Год

2008


Автор научной работы

Ширяева, Ольга Сергеевна



Ученая cтепень

кандидат психологических наук



Место защиты диссертации

Петропавловск-Камчатский



Код cпециальности ВАК

19.00.01


Специальность

Общая психология, психология личности, история психологии



Количество cтраниц

254


Оглавление диссертации кандидат психологических наук Ширяева, Ольга Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Теоретико-методологические подходы к проблеме психологического благополучия личности в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Среда как фактор психологического благополучия личности

1.3 Проблема психологического благополучия личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Программа и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация эмпирических данных. Описание структурных и содержательных особенностей психологического благополучия личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности"

Актуальность исследования. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки. Традиционно психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью и неблагополучию. Вместе с тем, на рубеже XX и XXI веков под влиянием активно развивающегося экзистенциально-феноменологического подхода к личности формировалось представление о недостаточности медицинской модели психологического благополучия. В этот период потребность выхода за пределы дихотомии «здоровье-болезнь» и обращение исследователей к позитивным аспектам функционирования личности обусловили актуальность исследования данного феномена в его взаимосвязи с различными сторонами человеческого бытия.

В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными ориен-тациями, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется также влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (М.Аргайл, Н.Брэдберн, Э.Динер, К.Рифф, М.Селигман, Р.Эммонс, Н.К.Бахарева, М.В.Бучацкая, А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко, Т.Д.Шевеленкова и др.). г

Особенно востребованным на современном этапе развития общества становится изучение психологического благополучия личности в экстремальных условиях жизнедеятельности, что, прежде всего, обусловлено значительным увеличением числа антропогенных и природных экстремальных воздействий на человека, а также невозможностью нивелировать негативное воздействие природно-климатической среды, в отличие от влияний среды социальной, образовательной, информационной. В России, две трети площади которой отнесены к территориям с экстремальными природно-климатическими условиями и приравненным к ним, подобного рода исследования наиболее актуальны. Обсуждение вопроса о влиянии экстремальных условий жизнедеятельности на развитие и функционирование личности осложняется его неоднозначностью и противоречивостью: в исследованиях отмечается как негативное влияние экстремальных условий на благополучие личности (Дж.Беннет, С.Бейкер, Дж.Голд, Дж.Глезер, Д.Джанис, Дж.Милн, Х.Мор, Т.Николс, У.Парентон, Т.П.Симпсон, А.Тейлор, К.Фогельман; Н.С.Арутюнова, Т.И.Алексеева, Ю.А.Александровский, Т.И.Андронова, О.В.Бароян, Н.М.Воронин, Н.М.Дементьева, Ц.П.Короленко, А.Лепихов, Е.К.Мясников, И.И.Олейник, А.Т.Пшоник, В.И.Покровский, Л.С.Потылчанский, В.В.Синелыциков, И.С.Семенова, Н.С.Ягья и др.), так и их особая роль в мобилизации личностных ресурсов, необходимых для психологического благополучия и личностного роста (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Ясперс; А.Г.Асмолов, Д.А.Леонтьев, А.В.Петровский, В.В.Столин, В.Э.Чудновский). Поэтому, наряду с изучением характеристик личности!, изменяющихся под воздействием экстремальных условий (Л.Р.Правдина, Ю.С.Прошутинский, Д.В.Сочивко, М.В.Трофимова, О.Г.Фатхи), сегодня активно исследуются личностные характеристики, обеспечивающие оптимальное совладающее поведение и выступающие в качестве ресурсов для полноценной жизнедеятельности в экстремальных условиях (Л.А.Александровская, Е.Б.Весна, Х.Гави, Н.П.Дедов, Р.Р.Ишмухаметов, М.П.Миронов, Е.В.Михайленко, Е.И.Погорелова, И.П.Стрельцова, Г.Ю.Фоменко).

Таким образом, актуальность проблемы психологического благополучия личности в экстремальных условиях жизнедеятельности определяется ее высокой значимостью для решения важнейших вопросов конструктивного развития и функционирования личности, с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области - с другой.

Цель исследования: выявить и описать содержательные и структурные особенности психологического благополучия личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности.

Объект исследования: психологическое благополучие личности.

Предмет исследования: структурные и содержательные особенности психологического благополучия личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности имеет ряд содержательных и структурных особенностей, которые обусловлены спецификой взаимодействия в системе «субъект-среда», детерминированной относительной дефицитарностью внешних ресурсов для развития и функционирования личности.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа уточнить содержание понятия «психологическое благополучие», выявить ключевые факторы, условия и критерии психологического благополучия личности, рассмотреть его структуру.

2. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме жизнедеятельности личности в экстремальных условиях и факторы, определяющие гармоничность системы «субъект-среда».

3. Эмпирически определить структурные и содержательные характеристики психологического благополучия лиц, проживающих в различных по степени экстремальности природно-климатических условиях.

Теоретическая и методологическая основа исследования:

- анализ психологического благополучия опирается на сформированные в рамках гуманистического подхода представления о позитивных аспектах функционирования личности (Дж.Бюдженталь, С.Джурард, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Шостром; А.Б.Орлов, Л.А.Петровская и др.); концепции психологического благополучия Н.Брэдберна, К.Рифф,

A.В.Ворониной; концепцию субъективного благополучия Э.Динера; теорию самодетерминации Р.Райана, Э.Деси; исследования различных аспектов психологического благополучия в отечественной психологии (Н.К.Бахарева, А.Е.Созонтова, П.П.Фесенко); представления о личностном потенциале, разработанные Д.А.Леонтьевым, Е.Ю.Мандриковым, Е.Н.Осиным;

- изучение психологического благополучия личности в экстремальных условиях основывается на положениях субъектного подхода (К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, В.Э.Чудновский и др.), средового подхода (Дж.Гибсон, В.И.Панов, М.Черноушек и др.) и субъектно-средового подхода (С.К.Нартова-Бочавер), раскрывающих идею о действии внешних факторов через внутренние условия; идеях «ресурсной составляющей» экстраординарного опыта личности (А.Маслоу, В.Франкл, К.Юнг, К.Ясперс, В.А.Ананьев, А.Г.Асмолов, Д.А.Леонтьев,

B.Э.Чудновский, Ф.Р.Филатов); положениях об общественно-исторической природе личности, ее социокультурной детерминации (Л.С.Выготский,

C.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев); принципе системности в изучении личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов и др.); исследованиях человека в экстремальных условиях, особенностях адаптации к ним (Ю.А.Александровский, Л.А.Китаев-Смык, Ц.П.Короленко, В.И.Лебедев, М.М.Решетников, И.А.Сапов, Н.В.Тарабрин).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования.

2. Эмпирические методы исследования: «Тест смысложизненных ори-ентаций» (СЖО) Дж.Крамбо в адаптации Д.А.Леонтьева, «Опросник самоо-отношения» (ОСО) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева, «Самоактуализационный тест» (CAT) Э.Шостром в адаптации Л.Я.Гозмана, М.В.Кроза и др., «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (СПА) К.Роджерса и Р.Даймонда в адаптации А.К.Осницкого, «Шкала личностной тревожности» А.М.Прихожан, «Методика диагностики самооценки» Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, опросник «Депрископ» П.Хейманса, А.И.Подольского, субъективное шкалирование «Оценка региона».

3. Статистический анализ (корреляционный анализ, факторный анализ, статистические критерии различия - t-критерий Стьюдента, критерий углового преобразования Фишера).

4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.

Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и пакета статистического анализа SPSS for Windows 13.0.7.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, репрезентативностью выборки, применением комплекса методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, использованием математи-ко-статистических процедур обработки данных в соответствии с целью и задачами исследования, соблюдением требований, предъявляемых к валид-ности и надежности используемых методов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Конкретизировано и операционализировано понятие «психологическое благополучие», которое рассмотрено как совокупность личностных ресурсов, обеспечивающая субъективную и объективную успешность личности в системе «субъект-среда».

Уточнено психологическое содержание понятия «экстремальная среда жизнедеятельности личности», которое трактуется как среда, депривирую-щая значимые для личности потребности.

Разработана теоретическая модель психологического благополучия, включающая в себя пять взаимосвязанных компонентов: мировоззренческий, метапотребностный, интрарефлексивный, интеррефлексивный, аффективный.

Показано, что специфика экстремальных условий определяет особенности психологического благополучия личности в данной среде.

Установлено, что длительное воздействие экстремальных условий может привести к мобилизации личностных ресурсов и формированию определенных способов поведения, позволяющих личности осуществлять полноценную жизнедеятельность.

Описаны структурные и содержательные особенности психологического благополучия личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности.

Практическая значимость исследования. Описанные модели психологического благополучия личности в регионах с различными по степени экстремальности природно-климатическими условиями жизнедеятельности позволяют адресно направить внимание специалиста на компоненты, способствующие гармонизации системы «субъект-среда».

Полученные данные о структурных и содержательных особенностях психологического благополучия личности в экстремальных условиях могут выступить основой для создания и внедрения в практику целевых программ психологического сопровождения личности в экстремальных регионах.

Результаты исследований могут быть использованы при разработке спецкурсов по психологии личности, экстремальной психологии, экзистенциальной психологии, экологической психологии, психологии трудных ситуаций, психологическому консультированию для студентов колледжей и вузов, программ дополнительного обучения для специалистов, осуществляющих сопровождение личности в экстремальных условиях жизнедеятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическое благополучие представляет собой совокупность личностных ресурсов, которая обеспечивает субъективную и объективную успешность личности в системе «субъект-среда».

2. В содержании психологического благополучия выделяются характеристики, не зависящие от условий проживания, и характеристики, степень выраженности которых дифференцируется в зависимости от экстремальности условий существования и их субъективной оценки личностью.

3. Для достижения субъективной и объективной успешности личности при различном уровне воздействия на нее объективных факторов экстремальной среды задействуются разные модели психологического благополучия: в экстремальных природно-климатических условиях,депривирующих потребности личности, - асимметричная модель психологического благополучия, характеризующаяся преимущественным обращением к внутренним ресурсам; в условиях с менее интенсивным экстремальным воздействием - симметричная модель психологического благополучия, построенная на гармоничном взаимодействии личности со средой и предполагающая равноценное обращение личности как к внутренним, так и к внешним ресурсам развития. В случае субъективной оценки среды жизнедеятельности как неэкстремальной личность в объективно экстремальных условиях жизнедеятельности использует симметричную модель психологического благополучия.

Эмпирическую базу исследования составили учащиеся юношеского возраста (16-17 лет), проживающие в регионах с различными по степени экстремальности природно-климатическими условиями. В экспериментальную группу вошли 320 респондентов г. Петропавловска-Камчатского, в контрольную группу - 120 респондентов г. Омска. Общий объем выборки составил 440 человек. Выборки уравнены по половозрастному признаку.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях Лаборатории психологических исследований проблем развития личности

НИИ регионально-гуманитарных проблем Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга в 2005-2008 гг. Основные положения диссертации были представлены в докладах и сообщениях на методологических семинарах кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ им. Витуса Беринга и на научно-теоретических и научно-практических конференциях в 2005-2008 гг.: «Вузовская наука - региону» (2005), «Личность в экстремальных условиях» (2005), «Дальний Восток России: перспективы развития» (2007), «Духовно-нравственное развитие России на современном этапе» (2007), «Камчатка разными народами обитаема» (2007), «Университет XXI века: достижения и перспективы» (2008). Материалы исследования были использованы автором при подготовке и проведении лекционного курса «Экологическая психология», при разработке и реализации регионального проекта «Личность в экстремальных условиях» и при составлении и апробации междисциплинарной программы сопровождения школьников, проживающих на территории с экстремальными природно-климатическими условиями. Результаты исследования вошли в научно-исследовательские отчеты по междисциплинарному мониторингу здоровья учащихся г. Петропавловска-Камчатского, проведенному совместно с научно-методическим центром «Диагностика. Адаптация. Развитие»» им. Л.С.Выготского (г. Москва) в 2004-2006 гг., а также по проекту Министерства образования и науки Российской Федерации «Междисциплинарное исследование психологического и соматического здоровья учащихся, проживающих на территории с экстремальными природно-климатическими условиями» (код ГРНТИ 15.21.61; 87.24.27), реализуемому с 2006 г. и по настоящее время.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 272 источника, и 10 приложений. В тексте диссертации содержится 5 рисунков, 13 таблиц. Содержание работы изложено на 168 страницах.



Заключение диссертации по теме "Общая психология, психология личности, история психологии", Ширяева, Ольга Сергеевна

Выводы


Теоретический анализ позволяет прийти к заключению, что психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности представляет собой специфическую совокупность ресурсов, которая позволяет личности достигать гармоничности отношений в системе «субъект-экстремальная среда».

К таким ресурсам исследователи относят характеристики, изменяющиеся в результате экстремального воздействия в первую очередь и выполняющие ведущую роль в успешной адаптации личности. К ним в разных исследованиях относятся: личностная тревожность, эмоциональная устойчивость, локус-контроля (Ю.А.Александровский, Л.И.Анцыферова, Л.Г.Дикая, Л.А.Китаев-Смык, В.И.Лебедев, Ю.С.Прошутинский, Е.Н.Погорелова, Т.Н.Щербакова); самоактуализация (Р.Р.Ишмухаметов, А.Маслоу, К.Рождерс, Э.Фромм, Э.Шостром, У.Шутц); осмысленность жизни и социальная зрелость, целеустремленность (В.А.Ананьев, Л.А.Александрова, Л.В.Куликова, Л.А.Китаев-Смык, В.А.Лищук, Г.Ю.Фоменко, В.Э.Чудновский); самооценка, уровень притязаний, самопознание, самоотношение, самопринятие (Ф.Е.Василюк, Ю.С.Прошутинский, Л.Р.Правдина, В.В.Столин, Г.Селье, О.А.Шалев,); система отношений личности к себе и к миру (А.Г.Асмолов, Х.Гави, Н.П.Дедов, Р.Лазарус, Д.А.Леонтьев, А.Маслоу, Г.Олпорт, А.Н.Подъяков, К.Ясперс).

При этом, как показал анализ исследований, психологическое благополучие одновременно выступает и условием, и индикатором полноценного функционирования личности в экстремальных условиях жизнедеятельности.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Программа и методы исследования

Исходя из гипотезы и поставленных целей работы, были сформулированы основные задачи эмпирического исследования, которые определили логику эксперимента и его основные этапы (см. табл. 2).

Исследование проводилось в течение 2004—2007 годов и предполагало решение ряда следующих основных задач: формирование выборки (отбор респондентов, характеризующихся объективной и субъективной успешностью), сопоставление эмпирических данных исследования психологического благополучия с ранее описанной теоретической моделью, изучение структурных и содержательных характеристик психологического благополучия личности в регионах с разными по степени экстремальности природно-климатическими условиями жизнедеятельности.

Программа эмпирического исследования представлена в таблице 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полноценное функционирование человека в экстремальных условиях жизнедеятельности во многом определяется возможностью достижения в них психологического благополучия личности, которое, в свою очередь, обретает ряд особенностей под воздействием экстремальной среды. При этом следует отметить, что данные особенности не всегда учитываются при работе с лицами, проживающими в различных по степени экстремальности природно-климатических условиях жизнедеятельности.

На основании теоретического анализа определено, что психологическое благополучие представляет собой совокупность личностных ресурсов, которую можно представить в пятикомпонентной модели психологического благополучия: аффективный компонент, метапотребностный компонент, мировоззренческий компонент, интрарефлексивный компонент, интеррефлексивный компонент. Каждый из компонентов психологического благополучия личности отражает определенную сторону субъектно-средового взаимодействия. Функцией психологического благополучия выступает про-страивание внутреннего пространства субъекта, итогом которого является субъективная успешность личности, проявляющаяся в переживании счастья и общей удовлетворенности жизнью, и внешнего пространства среды, критерием гармоничности которого выступает объективная успешность, измеряемая по наличию у субъекта социального, психосоматического, психологического и физического здоровья.

Также на основании теоретического анализа показано, что любая среда, которая содержит потенциальную угрозу для реализации значимых потребностей личности, может быть обозначена как экстремальная среда жизнедеятельности, а значит, несущая угрозу психологическому благополучию личности. Особенность природно-климатической экстремальности заключается в том, что содержащиеся в ней объективные факторы экстремальности не могут быть нивелированы и устранены как в социальной, информационной и образовательной средах.

Взаимодействие субъекта и экстремальной среды жизнедеятельности рассмотрено с точки зрения субъектно-средового подхода, в котором субъект и среда предстают как две части единой, взаимосвязанной системы. Мы предполагали, что в случае дефицитарности среды, ее депривирующего воздействия на личность субъекту потребуются специфического рода личностные ресурсы для достижения гармонии в системе «субъект-среда». По результатам исследований личности в различных экстремальных условиях было установлено, что психологическое благополучие личности одновременно выступает и условием, и индикатором достижения гармонии в системе «субъект-среда».

Проведенное исследование и его результаты позволили обозначить особенности психологического благополучия личности в экстремальных условиях жизнедеятельности.

На основании эмпирического исследования выявлено: наличие у субъекта объективной и субъективной успешности может являться критерием психологического благополучия личности в разных по степени экстремальности природно-климатических условиях жизнедеятельности; психологическое благополучие представляет собой совокупность личностных ресурсов, которая обеспечивает гармоничность взаимоотношений в системе «субъект-среда»; совокупность личностных ресурсов, представляющих собой психологическое благополучие личности, претерпевает качественные изменения в зависимости от степени экстремального воздействия на личность и позволяет достигать гармоничности системы «субъект-среда» в любых условиях жизнедеятельности; высокая интегрированность, гибкость структуры психологического благополучия, ее относительная устойчивость является для личности в экстремальных условиях жизнедеятельности одним из главных условий достижения гармоничных взаимоотношений в системе «субъект-среда»; психологически благополучные личности в разных по степени экстремальности природно-климатических условиях жизнедеятельности отличаются по характеристикам взаимоотношений в системе «субъект-среда», которые смещаются по отношению друг к другу к разным полюсам системы «субъект-среда», что проявляется в разных способах взаимодействия со средой, разном положении в системе «субъект-среда», разном реагировании на воздействия среды.

Кроме того, установлено, что в зависимости от степени экстремального воздействия на личность используются разные модели психологического благополучия: в менее экстремальных условиях жизнедеятельности - симметричная модель, которая предполагает обращение личности как к внутренним, так и к внешним ресурсам развития; асимметричная модель задей-ствуется в более экстремальных условиях жизнедеятельности, и предполагает преимущественное обращение личности к внутренним ресурсам, обусловленное относительной дефицитарностью внешних ресурсов. В случае, если экстремальная среда жизнедеятельности субъективно воспринимается личностью как неэкстремальная, задействуется симметричная модель психологического благополучия. Таким образом, в экстремальной среде жизнедеятельности личность для достижения гармонии в системе «субъект — экстремальная среда» может использовать две модели психологического благополучия, в основе выбора модели находится соотношение между потенциальной экстремальностью среды и ее субъективной оценкой личностью.

Психологическое неблагополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности в первую очередь характеризуется несоответствием модели взаимодействия со средой условиям проживания, что приводит к ограниченности обращения как к внутренним, так и к внешним ресурсам развития. В качестве индикаторов дисгармонии в системе «субъект-среда» в экстремальных природно-климатических условиях выявлены следующие: в аффективном компоненте - недостаточный уровень магической тревожности, высокая школьная тревожность; в мировоззренческом компоненте — низкая компетентность во времени, более высокая степень разделения ценностей, присущих самоактуализирующейся личности; в интрарефлексивном компоненте - низкая самооценка.

Достижение психологического благополучия возможно в условиях среды, депривирующих значимые потребности личности, а следовательно, экстремальность среды жизнедеятельности может выступать не только угнетающим фактором, но и ресурсом развития.

На наш взгляд, полученные результаты могут стать началом новых теоретических и эмпирических исследований. В частности, представляется интересным продолжить изучение психологического благополучия личности экстремальных условиях жизнедеятельности, рассмотреть его специфику в зависимости от длительности проживания на экстремальных территориях. Кроме того, изучение возрастной динамики психологического благополучия личности, а также его тендерной специфики может дополнить представления об изучаемом феномене. Также спектр исследований психологического благополучия личности необходимо расширить выявлением особенностей моделей психологического благополучия в зависимости не от природной, а антропогенной экстремальности, а также от различных сочетаний субъективной и объективной экстремальности среды и т.д.

Целью исследований психологического благополучия личности, его связи с различными объективными и субъективными критериями должно стать расширение представлений о возможностях и путях достижения психологического благополучия личности в любых условиях жизнедеятельности.



Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Ширяева, Ольга Сергеевна, 2008 год

1. Абрамова, Ю. Г. Психология среды : источники и направления развития /Ю. Г. Абрамова // Вопросы психологии. 1995. - № 3. - С. 130-137.

2. Абульханова, К. А. О субъекте психической деятельности : методологические проблемы психологии Текст. / К. А. Абульханова. — М. : Наука, 1973.-288 с.

3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М. : Мысль, 1991. - 299 с.

4. Авдеева, Н. Н. Здоровье как ценность и предмет научного знания / Н. Н. Авдеева, И. И Ашмарин, Г. Б. Степанова // Мир психологии. 2000. - № 1. - С. 68-75.

5. Агажданян, Н. А. Уровень здоровья и адаптации у населения крайнего Севера Текст. / Н. А. Агаджанян, JI. В. Саламатина, Е. Н. Леханова. -М. : Вертикаль. 2002. - 160 с.

6. Агафонова, М. Ю. Философия / М. Ю. Агафонова, Д. В. Обухов, С. В. Шефель. Ростов н/Д., 2003. - 416 с.

7. Адлер, А. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результаты Текст. / А. Адлер // Психология личности : хрестоматия. Самара. : БАХРАХ-М, 2000. - 448 с.

8. Адлер, А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер. СПб. : Питер, 2000.-253 с.

9. Александровский, Ю. А. Психогении в экстремальных условиях Текст. / Ю. А. Александровский, О. С. Лобастов, Б. П. Щукин. М. : Медицина, 1991. - 96 с.

10. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) / Ю. А. Александровский. М. : Наука, 1976. - 272 с.

11. Алексеев, Н. А. Стихийные явления в природе. Проявления, эффективность, защита Текст. / Н. А. Алексеев. М. : Мысль, 1998. — 254 с.

12. Алексеева, Т. И. Географическая среда и биология человека Текст. / Т. И. Алексеева. М. : Мысль, 1977. - 301 с.

13. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -Л. : ЛГУ, 1968.-339 с.

14. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. -М. : Аспект Пресс, 2005. 303 с.

15. Андреева, Г. М. Социальная идентичность : временные и средовые компоненты / Г. М. Андреева // Психология личности в трудах отечественных психологов. Спб. : Питер, 2000. - С. 344-357.

16. Антипов, В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 176 с.

17. Антипов, В. В. Психология активного отражения : учебное пособие / В. В. Антипов. М. : Ассоциация «ВЫМПЕЛ-СОЮЗ», 1995. - 237 с.

18. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях : переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. - № 1. -С. 3-18.

19. Аргайл, М. Психология счастья Текст. / М. Аргайл. СПб. : Питер, 2003.-271 с.

20. Аристотель. Метеорологика. В 4-х т. / Аристотель. — Москва : Мысль, 1981.-Т.-С. 441-558.

21. Асмолов, А. Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М. : Смысл, 2001. -416 с.

22. Асмолов, А. Г. Психология личности : Принципы общепсихологического / А. Г. Асмолов. М. : Смысл, ИЦ «Академия», 2002.-416 с.

23. Баксанский, О. Е. Функциональная автономия субъекта / О. Е. Баксанский Электронный ресурс. Режим доступа : http://localhost/mdex.php?name=News&op=article&sid=9317.

24. Бандура, А. Подростковая агрессия : изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура; пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 508 с.

25. Барсова, И. В. Экологические аспекты формирования городского ландшафта / И. В. Барсова // Экология человека в больших городах. — Л. : Наука, 1988.-С.98.

26. Березин, Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. JI. : Наука, 1988. - 270 с.

27. Бехтерев, В. М. Личность и условия ее развития и здоровья / В. М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб. : Питер, 2000. С. 146-151.

28. Битюцкая, Е. В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях Текст. : автореф. на соиск. учен. степ, канд. психол. наук по спец. 19.00.01 психология личности / Е. В. Битюцкая. - М., 2007. - 30 с.

29. Бодалев, А. А. О человеке в экстремальной ситуации (эмоциональная и интеллектуальная составляющая отношения в выборе поведения) // Мир психологии. 2002. - № 4. - С. 127-134.

30. Борисенков, Е. П. Климат и деятельность человека Текст. / Е. П. Борисенков. М. : Наука, 1982. - 133 с.

31. Братусь, Б. С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М. : Мысль, 1988.-304 с.

32. Братченко, С. JI. Экзистенциальная психология глубинного общения : уроки Джеймса Бюджентала Текст. / С. JT. Братченко. М. : Смысл, 2001.- 197 с.

33. Бурлачук, JI. Ф. Психология жизненных ситуаций Текст. / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. М. : Российское педагогическое агентство, 1998.-262 с.

34. Бурлачук, JL Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / JT. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб. : Питер Ком, 1999. - 528 с.

35. Вагин, Ю. Психология жизни и смерти Текст. / Ю. Вагин. СПб. : Питер, 2001.- 160 с.

36. Василевский, Н. Н. Психофизиологические аспекты адаптации человека в Антарктиде Текст. / Н. Н. Василевский. JI. : Медицина, 1978.-206 с.

37. Васильева, О. С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О. С. Васильева, Е. А. Демченко // Вопросы психологии. 2001. - № 2. - С. 74-85.

38. Васильева, О. С. Конструктивное проживание экстремальной ситуации как фактор развития личности / О. С.Васильева, JI. Р. Правдина // Прикладная психология. — 2002. № 3. - С. 38 - 53.

39. Васильева, О. С. Экзистенциальный смысл экстремальных ситуаций / О. С. Васильева // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». -Ростов-н/Д., 2001. С. 7-11.

40. Васильева, О. С. Экстремальные ситуации и предельные возможности человека / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатова // Психологический журнал. 2002.- Т. 23. - № 3. - С. 130.

41. Василюк, Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. -1995. -№3.- С. 90-101.

42. Василюк, Ф. Е. Психология переживания Текст. / Ф. Е. Василюк. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

43. Вернадский, Н. И. Биосфера и ноосфера Текст. / Н. И. Вернадский. -М. : Наука, 1989.-260 с.

44. Волович, В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды Текст. / В. Г. Волович. М. : Мысль, 1980. - 190 с.

45. Воронина, А. В.Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы Электронный ресурс. : дис. . канд. психол. наук : 19.00.04 /

46. Воронина А. В. Томск, 2002. - 220 с. - Режим доступа : http://diss.rsl.ru/diss.aspx?orig=/rslO 1002000000/rsl01002336000/rsl010023 36295/rslOl 002336295.pdf

47. Гави, X. Адаптация к стрессовым жизненным событиям и преодоление трудностей детьми и подростками с разным уровнем интеллектуального развития и когнитивной гибкости Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Хасан Гави. М., 2004. - 132 с.

48. Гаврилова, Т. А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте / Т. А. Гаврилова // Вопросы психологии. 2004. - № 6. - С. 63-71.

49. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию Текст. / Дж. Гибсон. М. : Прогресс, 1988. - 464 с.

50. Голд, Джон. Психология и география. Основы поведенческой географии Текст. / Джон Голд. М. : Прогресс, 1990. - 304 с.

51. Голубчиков, Ю. Н. Движение к высоким широтам Электронный ресурс. / Ю.Н. Голубчиков // Независимая газета. Приложение «НГ Наука» 2007. - 24 января. - Режим доступа : http://www.ng.ru/gazeta/2007-01-24/

52. Гостюшин, А. В. Человек в экстремальной ситуации Текст. / А. В. Гостюшин. М. : Армада-Пресс, 2001. - 384 с.

53. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций Текст. / А.

54. B. Гостюшин. М. : Зеркало, 1994. - 251 с.

55. Гумилев, JI. И. Этнос и биосфера земли Текст. / JI. И. Гумилев. JI. : Гидрометиоиздат, 1990. - 527 с.

56. Данишевский, Г. М. Акклиматизация человека на Севере Текст. / Г. М. Данишевский. М. : Медгиз, 1955. - 358 с.

57. Данишевский, Г. М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере Текст. / Г. М. Данишевский. М. : Медгиз, 1968. - 412 с.

58. Дедов, Н. П. Диагностирующая и регулирующая роль юмора в экстремальных условиях Электронный ресурс. : дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Дедов Н. П. М., 2003. - 174 с. - Режим доступа : http://diss.rsl.ru

59. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-н/Д., 1996. - 480 с.

60. Дерябо, С. Д. Экологическая психология : диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо ; Акад. пед. и социал. наук ; Моск. психолого-социал. ин-т. М. : Изд-во МПСИ, 1999. - 310 с.

61. Джидарьян, И. А. Проблема общей удовлетворенности жизнью : теоретическое и эмпирическое исследование Текст. / И. А. Джидарьян, Е. В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе. М. : РАИ, 1995.-С. 125-137.

62. Джидарьян, И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания / И. А. Джидарьян // Психологический журнал. 2000. - Т. 21. - № 2.1. C. 40-48.

63. Диагностика эмоционально-нравственного развития Текст. / ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб. : Изд-во Речь, 2002. - 176 с.

64. Дикая, JI. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности : дис. . д-ра психол. наук : 19.00.03. / Л. Г. Дикая. М., 2002. - 342 с.

65. Дикая, Л. Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности / Л. Г. Дикая // Принцип системности в психологических исследованиях. М. : Наука, 1990. -С.103-114.

66. Дубровина, И. В. Психологическая служба в образовании / И. В. Дубровина // Психологическая наука и образование. 2001. - № 2. - С. 83-93.

67. Душков, Б. А. География и психология. Подход к проблеме Текст. / Б. А. Душков. М. : Мысль, 1987. - 285 с.

68. Журавлев, А. Л. Динамика представлений личности о себе в экстремальных условиях жизнедеятельности группы / А. Л Журавлев, Е. В Журавлев, В. А. Хащенко // Психическая напряженность в трудовой деятельности. М. : ИП АН СССР, 1989. - С. 23-37.

69. Завалова, Н. Д. Психические состояния человека в особых условиях деятельности / Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко // Психологический журнал. 1983.-№6.-С. 23-31.

70. Исследование когнитивной сферы детей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях / Н. М. Сараева, Н. М. Дьячкова, Т. П. Ежевская, А. А. Суханов // Психологическая наука и образование. 2002. - № 1. - С. 73-79.

71. Ишмухаметов, Р. Р. Депривация потребности в самореализации как фактор миграционной готовности личности Текст. : дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Ишмухаметов Руслан Радифович. — Чита, 2004. 196 с.

72. Каган, В. Е. Внутренняя картина здоровья термин или концепция / В. Е. Каган // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 37-40.

73. Каганов, Г. 3. Проблемы восприятия городской среды населением / Г. 3. Каганов // Урбоэкология. М. : Наука, 1990. - С. 38-45.

74. Калинина, Н. В. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях / Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. 2000. - № 3. - С. 16-25.

75. Калитеевская, Е. Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире : от объяснения к переживанию / Е. Р. Калитеевская // Психология с человеческим лицом / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М. : Смысл, 1997.-С. 231-238.

76. Канеп, В. В. Адаптация человека в экстремальных условиях среды / В. В. Канеп, Д. С. Слуцкер, Л. М. Шафран. Рига : Звайгзне, 1980. - 184 с.

77. Киреев, М. П. Экстремальные ситуации, конфликты, согласие : сб. ст. / М. П. Киреев, Акад. упр. МВД России, ин-т социологии РАН. М. : Б.и., 1998.-97 с.

78. Китаев-Смык, JI. А. Психология стресса Текст. / JI. А. Китаев-Смык. -М. : Наука, 1983.-367 с.

79. Климат, рельеф и деятельность человека Текст. / под ред. А. А. Асеев, А. П. Дедков. М. : Наука, 1981.-278 с.

80. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. 1993. - № 1. - С. 13-23.

81. Кожевникова, Е. Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации Текст. : дис. канд психол. наук : 19.00.01 / Кожевникова Е. Ю. Краснодар, 2006. - 241 с.

82. Комаров, В. Л. Путешествие по Камчатке Текст. / В.Л. Комаров. — Спб., 1912.-452 с.

83. Короленко, Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях Текст. / Ц. П. Короленко. Л. : Медицина, 1978. - 271 с.

84. Короленко, Ц. П. Фролова Г.П. Вселенная внутри тебя : эмоции, поведение, адаптация / Ц. П. Короленко, Г. П. Фролова. Новосибирск : Наука, 1979.-205 с.

85. Кроник, А. А. Каузометрия : Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути Текст. / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. М. : Смысл, 2003. - 284 с.

86. Куликов, J1. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л. В. Куликов // Общество и политика / ред. В. Ю. Большаков. СПб. : Изд-во С. - Петербургского ун-та, 2000. - С. 476-510.

87. Куликов, Л. В. Психология настроения Текст. / Л. В. Куликов. СПб. : Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. - 228 с.

88. Лазарева, Л. П. Психология жизнеустойчивости : монография / Л. П. Лазарева. Хабаровск, Изд-во ДВГУПС, 2002. - 106 с.

89. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви, В. Н. Мясищева. -Л. : Медицина, 1970. С. 178-206.

90. Лебедев, В. И. Личность в экстремальных условиях Текст. / В. П. Лебедев. М. : Политиздат, 1989. - 303 с.

91. Лебедев, В. И. Психогенные факторы некоторых измененных условий существования / В. И. Лебедев // Вопросы психологии. 1979. - № 5. — С. 62-71.

92. Лебедев, В. И. Экстремальная психология. Психология деятельности в технически и экологически замкнутых системах Текст. / В. И. Лебедев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 431 с.

93. Лебедев, В. И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования / В. И. Лебедев // Вопросы психологии. — 1980. № 4. — С. 50-59.

94. Левин, К. Теория поля в социальных науках Текст. / К. Левин. СПб. : Речь, 2000.-368 с.

95. Леонтьев, А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского (критическое исследование) / А. Н. Леонтьев //Психологическая наука и образование. 1998. — № 1. - С. 5-21.

96. Леонтьев, Д. А. «Онтология жизненного мира» как методологическая основа психологии среды / Д. А. Леонтьев // Социальнопсихологичские основы средообразования. Таллин, 1985. - С. 103105.

97. Леонтьев, Д. А. Курт Левин : в поисках нового психологического мышления Текст. / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Патлеева // Психологический журнал.-2001.-№5.-С. 5-16.

98. Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2003. -487 с.

99. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом / под ред. Д. А. Леонтьева, В Г. Щур. М. : Смысл, 1997. - С. 156-176.

100. Лидерман, Р. Р. За гранью психического здоровья Текст. / Р. Р. Лидерман, М. : Знание, 1992. - 192с.

101. Линч, К. Образ города Текст. / К. Линч. М. : Стройиздат, 1982. - 328 с.

102. Линч, М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации / М. Линч // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. - Т. 1. - № 3. - С. 137-142.

103. Личность в экстремальных условиях : материалы междунар. науч.-практич. конференции / Камчатский гос. ун-т ; Адм. Камч. обл. ;

104. Дальневост. ассоц. психологов. — Петр.-Камч. : Изд-во КамГУ, 2005. -Ч. 1.-129 с.

105. Ломов, Б. Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях : Сборник. / Б. Ф. Ломов. М. : Наука, 1985. - 232 с.

106. Лукьянов, Е. А. Экстремальные ситуации в природе Текст. / Е. А. Лукьянов. СПб. : ГУМП, 1994. - 4.2. - 64 с.

107. Лутошкин, А. Эмоциональные потенциалы коллектива Текст. / А. Лутошкин. М. : Педагогика, 1988. - 125 с.

108. Магомед-Эминов, М. Ш. Личность и экстремальная ситуация / М. Ш. Магомед-Эминов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1996.-№4.-С. 48-56.

109. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. - Т. 22. - № 1. -С. 16-24.

110. Максимов, А. Л. Концептуальные и методические подходы к комплексному районированию территорий с экстремальными условиями проживания / А. Л. Максимов Электронный ресурс. -Режим доступа : http://www.congress-syktyvkar.ru/rus/material2congress.html

111. Малейчук, Г. И. Психическое и психологическое здоровье: сравнительный анализ понятий / Г.И. Малейчук // Психология и школа. 2004. - № 3. - С.24-35.

112. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации : справочник практического психолога Текст. / И. Г. Малкина-Пых. М. : ЭКСМО, 2005.-958 с.

113. Маралова, Е. А. Попытка семантической конкретизации понятия среды Текст. / Е.А. Маралова // Психология и архитектура. Ч. 1./ под ред.Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. Таллин, 1983. - С. 35-38.

114. Мардер, А. П. Материальная среда и средовые системы Текст. / А. П. Мардер // Психология и архитектура. Ч. 1. / под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. Таллин, 1983. - С. 16-17.

115. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Маслоу. Спб.: Евразия, 1997. - 430 с.

116. Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб. : Евразия, 2001.-478 с.

117. Маслоу, А. Психология бытия Текст. / А. Маслоу. М. : Рефл-бук; Киев : Ваклер, 1976. - 304 с.

118. Махнач, А. В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности / А. В. Махнач // Психологический журнал. 1991.-№ 1.-С. 66-75.

119. Медведев, В. И. Психологические реакции человека экстремальных условиях / В. П. Медведев // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М. : Наука, 1979.-С. 625-672.

120. Медведев, В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при воздействии экстремальных ситуаций Текст. / В. И. Медведев. Л. : Наука, 1982. - 104 с.

121. Медведев, В. И. Экологическое сознание : учебное пособие Текст. / В. П. Медведев, А. А. Алдашева. М. :Логос, 2001. - 376 с.

122. Менегетти, А. Система и личность Текст. / А. Менегетти ; пер. с итал. 2-е изд., испр. и доп. — М. : Онтопсихология, 2003. - 328 с.

123. Миракян, А. И. Начало трансцендентальной психологии восприятия / А. И. Миракян // Философские исследования. 1995. - № 2. - С. 7794.

124. Миронов, М. П. Выбор профессии риска и его влияние на жизненное самоопределение молодежи Текст. : дис. канд. социол. наук : 20.00.04. / Миронов М. П. Еатеринбург, 2006. - 191 с.

125. Моляко, В. А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия / В. А. Моляко // Психологический журнал. -1992. Т. 13. - № 2. - С. 66-73.

126. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования Текст. / Р. Мэй. М. : Класс, 1999. - 144 с.

127. Наенко, Н. И. Психическая напряженность Текст. / Н. И. Наенко. М. : Наука, 1979.-360 с.

128. Нартова-Бочавер, С. К. Онтогенез психологической суверенности личности Текст. / С. К. Нартова-Бочавер // Психология зрелости и старения.-2005.-№ 1-- С. 102-113.

129. Нартова-Бочавер, С. К. Человек суверенный : психологическое исследование субъекта в его бытии Текст. / С. К. Нартова-Бочавер. — СПб. : Питер, 2008. 400 с.

130. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие Текст. / А. Д. Наследов. СПб. : Речь, 2004. - 392 с.

131. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения Текст. / Т. А. Немчин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 165 с.

132. Носуленко, В. Н Психологические характеристики человека и изменения окружающей среды / В. Н. Носуленко // Психологические аспекты глобальных изменений в окружающей среде. М. : Изд-во «Начала-пресс», 1992. - С. 104-109.

133. Овчинникова, Н. П. Человек в социально-экологическом пространстве города Текст. : дис. . канд. филос. наук : 09.00.11 / Овчинникова Н. П.-М, 2003.- 151 с.

134. Оллпорт, Г. Личность в психологии Текст. / Г. Оллпорт. М. : КСП+; СПб. : Ювента, 1998. - 345 с.

135. Ольшанский, Д. В. «Психологический образ» жизни и субъективное пространство жизнедеятельности личности Текст. / Д. В. Ольшанский // Психология и архитектура. Ч. 1. / под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю.Круусвалла. Таллин, 1983. - С. 53-56.

136. Опыт структурной диагностики личностного потенциала / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Е. Н. Осин и др. // Психологическая диагностика. 2007. - № 1. - С. 8-32.

137. Орлов, А. Б. Личность и сущность : внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1995. - № 2. - С. 5-19.

138. Отдельные показатели, характеризующие положение детей в Камчатской области в 2005 году // Социально-экономический доклад. Камчатстат- Петропавловск-Камч., 2006. 70 с.

139. Панов, В. И. Экологическая психология. Опыт построения методологии Текст. / В. И. Панов. М. : Наука, 2004. - 96 с.

140. Пахальян, В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. 2002. - № 5-6.-С. 83-96.

141. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания Текст. / Ф. Перлз, Р. Хефферлин, П. Гудмэн. М. : Гиль-Эстель, 1993. - 195 с.

142. Петровский, В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности /В. А. Петровский. -Ростов-н/Д., 1996. 512 с.

143. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности Текст. / В. А. Петровский. М. : Смысл, 1992. - 224 с.

144. Петропавловск-Камчатский : Историко-географический атлас. -Петропавловск-Камч. : АО "Камчаткнига", 1994. 96 с.

145. Погорелов, А. Г. Экстрем и модели его исследования / А. Г. Погорелов // Материалы всерос. научно-практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». Ростов-н/Д/ : Изд-во РГУ, 2001.- С. 36- 38.

146. Погорелова, Е. И. Тревога как фактор развития личности на примере преодоления экстремальных ситуаций Текст. : дис.канд. психол. наук : 19.00.13. / Погорелова Е. И. Таганрог, 2002. - 151 с.

147. Подольский, А. И.Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика Текст. /А. И. Подольский, О. А. Идобаева, П. Хейсман. -Спб.: Питер, 2004. 2002 с.

148. Посохова, С. Т. Психология адаптирующейся личности Текст. / С. Т. Посохова. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - 240 с.

149. Правдина, JI. Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности Текст. : дис. . канд. психол. наук 19.00.05. / Правдина JI. Р. Ростов-н/Д., 2004. - 233 с.

150. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снетковой. СПб. : Речь, 2003. - 448 с.

151. Прошутинский, Ю. С. Психологическая модель адаптации и дезадаптации человека в экстремальных условиях существования Текст. : дис. . канд. психол. наук 19.00.01. / Прошутинский Ю. С. — СПб., 2003.- 126 с.

152. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никофорова. СПб. : Питер, 2003. - 607 с.

153. Психология социальных ситуаций : хрестоматия / сост. и отв. ред. Н. В. Гришина. СПб. : Питер, 2001. - 416 с.

154. Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия / сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Мн. : Харвест, 1999. - 415 с.

155. Пуховский, Н. Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. Клиническая динамика и патогенез Текст. / Н.Н. Пуховский. М. : Изд-во «Москва», 1997. - 214 с.

156. Развитие личности в экстремальных условиях : коллективная монография / Е. Б. Весна, А. А. Алискеров, Е. В. Прозорова и др.. -Петропавловск-Камч. : Изд-во КГПУ, 2004. 136 с.

157. Райгородский, Д. Я. Психология личности : хрестоматия. Т. 1. / Д. Я, Райгородский. 2-е изд., доп. - Самара : Изд. Дом «БАХРАХ», 1999.-448 с.

158. Реймерс, Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) Текст. / Н. Ф. Реймерс. М. : Россия Молодая, 1994. - 367 с.

159. Решетников, М. М. Психофизиологические аспекты состояния пострадавших в очаге стихийного бедствия / М. М. Решетников Электронный ресурс. — Режим доступа : www.aquamn.m/psih/extrem/default.htm/

160. Розин, В. М. Психическая реальность, способности и здоровье человека Текст. / В. М. Розин. М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 224 с.

161. Росс, Л. Человек и ситуация (уроки социальной психологии) Текст. / Л. Росс, Р. Нисбетт. М. : Аспект Пресс, 1999. - 429 с.

162. Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности Текст. / С. Л. Рубинштейн // Психология личности : хрестоматия. Т. 2. Самара : БАХРАХ-М, 2000. - С. 227-240.

163. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. М. : Наука, 1997.- 191 с.

164. Рупняк, М. В. Жизнетворческая среда как фактор развития студентов Текст. : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.01. общая педагогика, история педагогики и образования / М. В. Рупняк. - Ростов-н/Д., 2007. - 33 с.

165. Русалов, В. М.Биологические основы индивидуально-психологических различий Текст. / В. Русалов. М. : Наука, 1979. - 352 с.

166. Рягузова, Е. В. Психологическое конструирование ситуации в повседневных и экстремальных условиях Текст. : дис. . канд. психол. наук : 19.00.01 / Рягузова Е. В. Саратов, 2004. - 155 с.

167. Сапов, И. А. Неспецифические механизмы адаптации человека Текст. / И. А. Сапов, В. С. Новиков. JI. : Наука, 1984. - 146 с.

168. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой Текст. /Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси : Мецниереба, 1989. -206 с.

169. Секач, М. Ф. Смилык И.М. Психология здоровья руководителя / М. Ф. Секач, И. М. Смилык // Акмеология. 2004. - № 3. - С. 87-93.

170. Сслигман, М. Новая позитивная психология : научный взгляд на счастье и смысл жизни Текст. / М. Селигман ; пер. с англ. М. : Изд-во «София», 2006. - 368 с.

171. Селье, Г. Стресс без дистресса Текст. / Г. Селье. М. : Прогресс, 1982.- 124 с.

172. Селье, Г. Стресс жизни / Г. Селье // Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия / сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. М. : ACT, 2000.-С. 6-38.

173. Семенова, И. С. Влияние суровых и экстремальных климатический условий на расселение населения в Северный и Восточный районах

174. России Электронный ресурс. : дис. . канд. геогр. наук : 25.00.36 / Семенова Инна Сергеевна. СПб., 2003. — 208 с. - Режим доступа http://diss.rsl.ra/diss.aspx?orig=/rslO 1002000000/rsl01002623000/rsl010026 23856/rslO 1002623856.pdf

175. Сигов, И. И. Прогностические оценки эволюционной среды обитания под воздействием социальных и технико-экономических факторов / И. И. Сигов // Экология человека в больших городах. JI. : Наука, 1988. -С. 45.

176. Скрипкина, Т. П. Доверие к себе как условие развития личности / Т. П. Скрипкина // Вопросы психологии. 2002. - № 1. - С. 95-103.

177. Слободчиков, В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов //Вопросы психологии. 2001. - № 4. -С. 91-105.

178. Словцов, П. А. Историческое обозрение Сибири Текст. / П. А. Словцов. СПб, 1838. - 679 с.

179. Собольников, В. В. Развитие личности в особых условиях деятельности Текст.: дис. . д-ра психол. наук : 19.00.01 / Собольников В. В. -Новосибирск, 1997. 419 с.

180. Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия Текст. / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. 2006. - № 4. - С. 105-115.

181. Созонтов, А. Е. Основные жизненные стратегии российских студентов / А. Е. Созонтов // Вестник Моск. ун та. Сер. 14. Психология. - 2003. -№ 3. - С. 15-23.

182. Соколова, M. В. Шкала субъективного благополучия Текст. / М В. Соколова. Ярославль, 1996. - 11 с.

183. Сокольская, М. В. Личностное здоровье человека (теоретический аспект : моногр. Текст. / М. В. Сокольская. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2007. - 223 с.

184. Соловьева, С. Л. Психология экстремальных состояний Текст. / С. Л. Соловьева. Спб. : ЭЛБИ, 2003. - 128 с.

185. Социальная сфера Камчатки : статистический сборник / Камчатстат. -Петропавловск-Камч., 2008г. 151 с.

186. Социоэкономические и экологические проблемы устойчивого развития территорий с уникальными и экстремальными природными условиями : материалы международной конференции 22-25 мая 2001 года. — Петропавловск -Камч. : Изд-во КГПУ, 2001. 236 с.

187. Сочивко, Д. В. Психодинамика личности в экстремальных условиях жизнедеятельности Текст. : дис.д-ра психол. наук : 19.00.06 / Сочивко Д. В. М., 2003. - 355 с.

188. Сочивко, Д. В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности Текст. / Д. В. Сочивко. М. : ПЕРСЭ, 2002. - 304 с.

189. Статистический сборник / Камчатстат. Петропавловск-Камч., 2007. -74 с.

190. Столяренко, А. М. Экстремальная психопедагогика / А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 607 с.

191. Стрелков, И. А. О проблеме психологического благополучия / неблагополучия в современной психологии Электронный ресурс. // Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова. -Режим доступа: conf2001.dem.ru/strelkov.html

192. Счастная Т. Содежание страхов у детей вынужденных мигрантов / Т. Счастная, О. Хухлаев // Развитие личности. 2002. - № 1. - С. 227255.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskoe-blagopoluchie-lichnosti-v-ekstremalnykh-usloviyakh-zhiznedeyatelnosti#ixzz3O25GT5Ti





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал