Программа кружка для младших школьников «экология» Учитель географии высшей квалификационной категории



Скачать 110.72 Kb.
Дата30.04.2016
Размер110.72 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ № 12 МО г-к Анапа



ПРОГРАММА

КРУЖКА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ЭКОЛОГИЯ»

Учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 12 МО г-к Анапа

Кочанович Л.М.

Анапа 2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка для младших школьников «Экология» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Она призвана решать следующие задачи:

1) расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

2) углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;

3) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Кружок для младших школьников «Экология» предназначается для З-го класса четырехлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 ч в неделю). Он изучается параллельно курсу природоведения и подготовлен с учетом программы и учебника по данному предмету (автора А. А. Плешакова). Предусмотрено, что в качестве учебного материала для учащихся по курсу «Экология для младших школьников» будет использоваться дополнительный раздел учебника природоведения («Что такое экология»), а также ряд разворотов этого учебника, представляющих редкие, нуждающиеся в охране виды растений, животных, грибов.

В программе выделено 14 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определенных познавательных, практических задач. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов, однако учитель может перераспределять часы по своему усмотрению. Первые четыре темы («Выясняем, что такое экология», «Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения», «Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение», «Изучаем способы охраны природы») являются дополнением к теме «Природа и мы» основного курса природоведения. Следующие две темы («Выясняем роль неживой природы в жизни живого», «Открываем жизнь в почве») изучаются параллельно теме «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву» курса природоведения. Пять последующих тем («Пополняем наши знания о разнооб- разии живой природы», «Изучаем экологические связи в природе», «Знакомимся с охраняемыми растениями и животными», «Мастерим домики для птиц», «Учимся передавать свои знания другим ребятам») дополняют тему «Сохраним удивительный мир растений и животных» основного курса. Еще две темы («Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека», «Обсуждаем примеры экологических катастроф») изучаются параллельно с темой «Будем беречь здоровье» курса природоведения. В конце учебного года проводится обобщение изученного материала в самостоятельную тему: «Подводим итоги нашей работы за год».



ПРОГРАММА (34 ч)
1. Выясняем, что такое экология (2 ч)

Организм и окружающая среда.

Экология — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.

Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан. (С помощью ядохимиката ДДТ уничтожили малярийных комаров. Однако яд, передаваясь по пищевой цепочке «тараканы — ящерицы — кошки», вызвал гибель кошек, что привело к появлению множества крыс. Для восстановления равновесия пришлось завозить на остров кошек.)

2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (3 ч)

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Использование с этой целью имеющихся в распоряжении учителя и учащихся атласов-определителей.

Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

3. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение (1ч)

Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)



4. Изучаем способы охраны природы (2 ч)

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 3—4 конкретными заповедниками по выбору учителя и учащихся).

5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого (3 ч) Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и теневыносливые растения.

Роль света в жизни животных.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.

Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

6. Открываем жизнь в почве (1ч)

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты — типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.



7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (4 ч)

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках природоведения групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.



8. Изучаем экологические связи в живой природе (4 ч) Экологические связи в живой природе на примере дубового леса («Дуб и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

Сеть питания, или пищевая, сеть (рассматривается на примере дубового леса и других примерах по усмотрению учителя).

Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни дубового леса: желуди дуба — лесные мыши — сова).

Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух-осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры на выбор учителя).

9. Знакомство с охраняемыми растениями и животными (5 ч) Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Лекарственные растения (например: валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила их сбора. Охрана лекарственных растений.

Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности данных животных и меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)

История спасения бобра, соболя, стерха — примеры активных действий человека по охране животного мира.

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (знакомство с 3-4 конкретными ботаническими садами и зоопарками нашей страны и мира по выбору учителя и учащихся).

10. Мастерим домики для птиц (1ч)

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.



11. Учимся передавать свои знания другим ребятам (3 ч) Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.

12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (2ч)

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка воды, используемой в быту, фильтром типа «Родничок», использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке без применения опасных веществ, и т. д.).

13. Обсуждаем примеры экологических катастроф (2 ч)

Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязненного района из использования как места отдыха людей. Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна.

Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС).

Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры по данной местности, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.



Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

14. Подводим итоги нашей работы за год (1ч) Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов обучения.

Календарно-тематическое планирование




п\п

Тема занятий

Время

Вид деятельности

1

История с комарами и кошками







2

Что такое экология







3-5

Природа вокруг нас







6

Они могут исчезнуть







7

Как охраняют природу







8

По заповедным тропинкам







9

Тепло, свет и жизнь







10

Воздух и жизнь







11

Вода и жизнь







12

Живое в почве







13

Вот какие растения!







14

Это все животные!







15

По грибы без лукошка







16

Полюбуйтесь: лишайники!







17

Дуб и все вокруг него







18

Невидимая сеть







19

Невидимая пирамида







20

Кто как защищается







21

Растения просят о помощи







22

«Зеленая аптека» может закрыться?







23

Животные должны жить







24

Операция «Стерх»







25

По ботаническим садам и зоопаркам







26

Прилетайте, птицы!







27-29

Хотим сказать всем...







30-31

Экология и здоровье







32

Экологическая катастрофа







33

Что будет, если...







34

Итоги нашей работы








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Дик Н.Ф. «Весёлые классные часы во 2-3 классах» ООО «Феникс» Ростов-на-Дону 2011г.

2.И.Г.Сухин «Новые занимательные материалы» 1-4 классы «Вако» Москва, 2010 г.

3. С.А.Шин «»Сценарии школьных праздников» 1-4 классы ООО «Феникс» Ростов-на-Дону 2011г.

4. Л.С.Бескоровайная «Второклассники любят праздники» ООО «Феникс» Ростов-на-Дону 2012 г.

5. И.А.Агапова «Праздники в начальной школе» «Айрис-пресс»Москва 2010г.

6. Э. Крутинская «Экология» познавательная энциклопедия, Кристина и Ко Москва, 2009 г.

7. С.А Ушаков «Экологическое состояние территории России», АСАДЕМА, Москва, 2010 г.

8. Г.С.Гужин «Экология Кубани» Краснодар, 2008 г.

9. В.Борисов «Занимательное краеведение» Кубанское книжное издательство, 2008



10. «Утриш. Год спустя»журнал Анапа, 2011





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал