Программа летнего эколого-краеведческого лагеря Начальник лагеря Иванова Любовь Валентиновна



Скачать 109.12 Kb.
Дата01.05.2016
Размер109.12 Kb.
ТипПрограмма

«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР МБОУ Цивильская СОШ №1

___________ Шефер М.А..

« » 2012 г.



«Утверждено»

Директор МБОУ Цивильская СОШ №1

__________Баранова Т. В.

Приказ №

от « » 2012 г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Цивильская средняя общеобразовательная школа №1

им. М.В. Силантьева»

Цивильского района Чувашской Республики
Программа летнего

эколого-краеведческого лагеря



Начальник лагеря

Иванова Любовь Валентиновна



Скажи мне – и я не забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица

Пояснительная записка.

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Программа включает в себя следующие направления:


  • образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);

  • воспитательное;

  • спортивно-оздоровительное направление.

Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа.

Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение населенных пунктов и школ, очистка рек, работа на пришкольных учебно-опытных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.

Экологический лагерь это ещё и школа жизни: в походах и экспедициях дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.

Задачи:


  • воспитательные:

    • вовлечение каждого участника смены в процессе организации коллективно

    • творческой и исследовательской деятельности;

    • приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;

    • формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;

    • формирование у детей здорового образа жизни.

  • организационно – практические:

    • развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской деятельности у детей;

    • формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;

    • изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения и составление экологического паспорта станицы

Кадровое обеспечение: учителя естественно – научного цикла.
Участники: учащиеся школы 7-8 класс.
Форма проведения: лагерь с дневным пребыванием учащихся и двухразовым питанием (завтрак и обед). Количество учащихся: 15 человек.

Программа разработана с учетом ежедневной нагрузки с 9.00 до 14.00 и рассчитана на период с 01.06 по 21.06 июня 2012 года


Принципы деятельности лагеря.

1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает:  посильность и конкретность любой деятельности для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.

2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.

3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений  и вредных привычек, формирование чувства ответственности  за свои поступки и действия.



4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности

Режим работы

8.00 – 8.15

- утренняя зарядка

8.15 – 8.30

- линейка, организационный момент «План на день»

8.30 – 9.00

- завтрак

9.00 – 11.00

- трудовой десант

11.00 – 12.30

- экологический ликбез, практические занятия







12.30 – 13.00

- обед

13.00-14.00

- оздоровительные мероприятия




- интеллектуальные игры




- развлекательные мероприятия
- организационный момент «Подведение итогов дня»







I Эколого-краеведческое направление



Наименование темы

Теоретическое занятие

Практические занятия

В помещении

На местности

1

Экология. Цивилизация. Культура

1

1

1

2

Экология окружающей среды

2




4

3

Экологический паспорт населённого пункта

1

1

2

4

Охрана природы и туризм

2

 1

4-9

 

Итого

6

3

17

 

Итого 26 часов

1. Экология. Цивилизация. Культура (3 часа)

Теоретическая часть - 1 час

Глобальные экологические проблемы человечества. Режим природы – основа жизни. Значение природы в жизни населения Цивильского района. Региональные экологические проблемы.



Практическая часть - 2 часа

Дискуссия – практикум «Экологические проблемы Земли и пути их решения».


Игра на местности «Посвящение в экологи».

2. Экология окружающей среды (6 часов)

Теоретическая часть -2 часа

Атмосферный воздух, водные ресурсы: проблемы их использования и охраны.


Влияние шума на организм человека. Взаимодействие организмов в природе. Животные и растения населённого пункта. Опасные и ядовитые грибы и растения Чувашии. Растения индикаторы окружающей среды. Лекарственные растения населённого пункта.

Практическая часть - 4 часа

Практикум «Оценка состояния воды в реке. Морфометрические показатели водоёма: промеры глубин, определение скорости течения реки. Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах».

Практикум «Заготовка лекарственных растений». Экскурсия «Флора и фауна населённого пункта».
Экскурсия – практикум «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам».
Практикум «Озеленение территории школьного двора»

3. Экологический паспорт населённого пункта (3 часа)

Теоретическая часть 1 час

Населённый пункт, в котором я живу. Методы изучения экологического состояния среды. Эстетическая роль и значение зелёных насаждений.



Практическая часть - 3 часа

Экскурсия. Антропогенные факторы, влияющие на экологическое состояние г. Цивильск».


Экскурсия «Экологическое изучение растительности. Биологические особенности основных пород деревьев, используемых в озеленении территории и в парке».
Творческий конкурс «Моя малая родина».
Практикум «Составление экологического паспорта населённого пункта»

4. Охрана природы и туризм (12 часов)

Теоретическая часть - 2 часа

Правила поведения в природе. Теоретические основы туризма. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях. Погода и её предсказания.



Практическая часть - 10 часов

Экскурсия в краеведческий музей.


Выезд в зоопарк г. Казань.
Экологический патруль «Влияние туризма на видовой состав растительного сообщества».

II Воспитательное направление

Направления деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Самоуправление

Выборы актива, ежедневное и итоговое подведение итогов. Организация жизнедеятельности звеньев

Общественно-полезная

-Благоустройство школьной территории
- Трудовой десант «Чистая среда»

Трудовой десант
КТД «Эко-реклама»

Трудовой десант Акция «Памятник»

Художественно-эстетическая

- Конкурс рисунков и фотографий: «Моя малая родина»
- Выпуск стенгазеты

- Конкурс рисунков «Природа родного края»

-Конкурс стихов о природе



- Фотоконкурс «Зелёная планета»
- Конкурс кроссвордов

Диагностика

Ежедневное подведение итогов на экране настроения

Познавательная

Игра «Ноев ковчег»

Игра «Аукцион»

Викторина: «Что? Где? Когда?»

III Спортивно-оздоровительное направление

  1. Ежедневная утренняя зарядка «Мы проснулись!».

  2. Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»

  3. Беседы: «Первая помощь при укусе насекомым»; «Чем опасны клещи»; «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»; «Первая помощь при переломах, ожогах. кровотечениях».

  4. Конкурсная спортивная программа «Малые олимпийские игры».

  5. Конкурс «Мы - Робинзоны»

Механизм реализации программы

Содержательная часть программы реализуется в течении 21 дня. Основное время отводится проектно – исследовательской работе, сочетающей, как учебно – трудовую, так и образовательную деятельность.

Каждый день, в течении 1 часа, проводится теоретическое изучение материала образовательной части, которое завершается занятием из практической части (практикум, экскурсия, игра и т.д.), продолжительностью от 1 до 4 часов, большая часть из которых проводится на открытом воздухе, в природе. Программой предусмотрено выполнение конкретных посильных практических дел (экологический патруль, озеленение и уборка школьной территории и т.д. ) и исследований.

На проведения мероприятий воспитательной и оздоровительной части отводится ежедневно по 1 часу.



Ожидаемые результаты

  1. 1. Исследовательские умения:

    • Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях;

    • Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.

  2. Организационно - пропагандистские умения:

    • Применение знаний законодательства об охране природы;

    • Планирование практических дел по охране природы;

    • Пропаганда эколого – туристической культуры;

    • Пропаганда здорового образа жизни.

  3. Поведенческие умения:

    • Формирование умений правильного поведения в природе;

    • Умение выбора места и устройства бивака.

  4. Опознавательные умения:

    • Распознавание объектов природы;

    • Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.

  5. Преобразовательные умения:

    • Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.

Список использованной литературы

  1. «Закон об образовании»

  2. «Конвенция о правах ребенка»

  3. Махалова И.В., Е.И. Николаева . «Воспитание здорового ребенка» -М. Просвещение, 2001.

  4. Рассыпное В.А., Патрушева Л.И. Методика экологического образования уча щихся Б. 2001.

  5. Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2007.

  6. Шпотова Т. В. Гармония Природы. Центр экологического образования. г. Обнинск, Барнаул 2001.

  7. Целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи»




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал