Программа модельных лесов: инструмент сохранения биоразнообразия и развития сельской местности



страница1/12
Дата02.05.2016
Размер1.14 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Программа модельных лесов: инструмент сохранения биоразнообразия и развития сельской местности

Кологривский модельный лес




BBI-MATRA / 2005 / 027


Alterra proj.nr. 5 232 350




Реализация программы модельного леса в Костромской области 2

В Биоразнообразие 11

Гражданское общество и развитие сельских территорий 39

Лесное хозяйство 42

Заключение 62

Опубликованные работы 64




Реализация программы модельного леса в Костромской области


Программа «Кологривский модельный лес» — продолжение двух успешно завершенных проектов в рамках BBI MARTA в Костромское области: «Кологривский лесной заповедник» и Кострома-ЭКОНЕТ.

Государственный природный заповедник «Кологривский лес», созданный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 №21, для сохранения уникальных и типичных экосистем европейской южной тайги, стал институциональной опорой для осуществления проекта модельного леса, и специалисты, принимавшие участие в разработке проекта заповедника, а также ряд сотрудников заповедника, приняли непосредственное участие в работе модельного леса.

Программа «Кологривский модельный лес» направлена на воплощение в жизнь принципов устойчивого управления лесами для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, эффективного использования лесных ресурсов и создания социально ответственного лесопользования. Были проведены работы по широкомасштабному изучению состояния лесоуправления в Кологривском районе Костромской области и намечены пути ее преобразований на базе принципов модельного леса.

Кологривский модельный лес расположен в зоне южной тайги, в районе с очень значительной долей лесопокрытой площади (78,1%). Леса в районе длительное время подвергались интенсивному хозяйственному освоению. К Кологривскому модельному лесу приписана территория Кологривского участкового лесничества Кологривского лесничества (бывшее ОГУ "Кологривское лесничество" Кологривского лесхоза). Его площадь составляет    270513 га.

Ключевая роль в организации модельного леса принадлежала Максиму Синицыну, исполнительному директору проекта и директору Государственного заповедника «Кологривский лес». 1 декабря 2008 года М.Г. Синицын скоропостижно скончался. В знак признания вклада М.Г. Синицына в организацию и становление заповедника «Кологривский лес» Министерство природных ресурсов РФ присвоило заповеднику его имя. Скоропостижная кончина Синицына стала трагедией для сотрудников заповедника и модельного леса. Тем не менее, работа по запланированным проектам продолжается его соратниками, с тем, чтобы мероприятия были завершены в срок и в полном объеме.

Проблемы, возникшие при реализации проекта


Принятие нового лесного кодекса, последовавшая за этим реформа лесхозов по всей стране и отказ от проведения нового лесоустройства в Кологривском лесничестве (бывшем Кологривском лесхозе) создали определенные проблемы для деятельности модельного леса в рамках намеченных планов. В частности, лишение Кологривского лесничества ряда хозяйственных полномочий, сокращение штата его сотрудников и изъятие части его собственности в пользу филиала Государственного Предприятия «Костромахозлес», и временные организационные сложности, возникшие в связи с этим, вынудили Кологривский модельный лес отказаться от размещения штаб-квартиры в здании бывшего лесхоза. Замораживание планов по проведению нового лесоустройство также помешало некоторым мероприятиям. Модельный лес планировал, сотрудничая с лесхозом, провести углубленное лесоустройство (в частности с мероприятиями по инвентаризации биоразнообразия) в пределах Кологривского участкового лесничества, на территорию которого распространяются задачи модельного леса. Временное сворачивание планов по проведению лесоустройства вынудило модельный лес вносить предложения в лесной план Костромской области, т.е. программный документ регионального уровня, определяющий лишь стратегию развития лесного хозяйства, но не регламентирующий рубок на уровне выделов, в отличие от проектных ведомостей по лесничествам (бывшим лесхозам), разрабатываемых на основе данных лесоустройства.

Проблемой на начальных этапах было неприятие местным населением принципов устойчивого природопользования и последствий их внедрения. Все три проекта экологической направленности, реализованные на территории Кологривского района, поначалу сталкивались с враждебностью со стороны местного населения и, порой, администрации. Так, создание гусиного заказника вызвало сопротивление со стороны местного фермера, выпасавшего на пойме коров. Но после переговоров и дебатов в администрации было найдено компромиссное решение. Самому крупному проекту района — созданию Государственного природного заповедника «Кологривский лес» оказывала поначалу противодействие не только местная, но и региональная администрация. Впрочем, позже противоречия были сглажены, заповедник был создан, местная администрация оценила такую положительную сторону его создания как появление новых, зачастую высокооплачиваемых по меркам района, рабочих мест. Постепенно местное сообщество приходит к пониманию того, что привлечение к деятельности заповедника высококлассных специалистов, в том числе и из ведущих исследовательских организаций Москвы, является очень желательным для района, потому что создает для него уникальные конкурентные преимущества. В этом году население стало ощущать прямую пользу от непосредственных функций заповедника. Так, по наблюдению егерей, увеличилась численность многих видов зверей, и началось их расселение по окрестностям заповедника. Это дает основание предположить, что через два-три года большая часть населения оценит прямую пользу от заповедника, поскольку ощутит прирост охотничьих ресурсов в тех районах, где охота разрешена. Такая же судьба ждет, судя по всему, модельный лес. Сама по себе концепция модельного леса довольно сложна и не сразу бывает понята даже чиновниками, не говоря о местном населении. И если поначалу проект модельного леса вызвал у населения непонимание и индифферентность, то позже удалось донести до людей, что эффекты функционирования модельного леса окажут прямое позитивное воздействие на их качество жизни. У проекта появились активные сторонники. В случае долговременного и бесперебойного функционирования модельного леса в течение еще нескольких лет, местное население, обладающее инерционным, консервативным мышлением, станет воспринимать его как неотъемлемую и необходимую часть местного сообщества.



Вопрос долгосрочной работы модельного леса является третьей проблемой, которая вызывает озабоченность у работников проекта. В Канаде — родине концепции модельных лесов — сеть из 11 модельных лесов получала стабильное финансирование по линии Канадской лесной службы в течение 15 лет. Реализация проектов была разделена на три этапа продолжительностью 5 лет, и первый этап был полностью посвящен установлению контактов с местными сообществами, сбору научных данных о местных природных и социальных системах и созданию на их основе концептуальной научной базы деятельности модельного леса. Аналогично строилось развитие двух модельных лесов России, добившихся самых существенных результатов — Гассинского и Псковского. Первый финансировался по линии Канадской сети модельных лесов, второй — по линии WWF. Тем не менее, в обоих случаях стратегия финансирования предусматривала долгосрочность проектов (не мене 10 лет). Программа финансирования Кологривского модельного леса рассчитана только на 3 года и подходит к концу. За эти три года модельный лес, благодаря блистательному руководству директора заповедника Максима Синицына, сумел установить прочные контакты с местным сообществом и чиновниками с создать концептуальный научный фундамент будущей деятельности, на что модельным лесам Канады отводилось 5 лет. Таким образом, сотрудники проекта опасаются, что прекращение трехлетней программы без запуска новой программы обрекает концептуальные наработки, сделанные выдающимися специалистами центральных исследовательских организаций, в том числе Московского государственного университета им. М.В.Ломоноса, останутся невостребованными, и их колоссальный потенциал не будет реализован. В результате 3 лет работы была подготовлена почва для деятельной фазы проекта, которая позволила бы реализовать на практике научные рекомендации по решению экологических, экономических и социальных проблем в пределах модельного леса. Прекращение проекта будет означать, что сложная и многообразная работа, проведенная за эти три года, будет, по сути, потеряна. Это обусловлено тем, что местное сообщество недостаточно привыкло за эти годы к модельному лесу, и не проявит инициативы по поддержке проекта. Кроме того, местному сообществу не хватит компетенции для того, чтобы вести проект. Нынешние исполнители проекта не уверены в том, что они смогут найти в России стабильные источники финансирования дальнейшей деятельности модельного леса. Этот прогноз основан на опыте модельных лесов Канады, которые получили финансовую самостоятельность только спустя 15 лет деятельности. При этом большая часть модельных лесов заключила на пять лет крупные контракты с Канадской лесной службой, которая финансировала их напрямую предыдущие 15 лет. Поэтому нынешние исполнители проекта считают, что переход на самостоятельный поиск источников финансирования пока преждевременен и, в любом случае, должен происходить постепенно. Исполнители выражают надежду на то, что финансирование по линии BBI-MATRA будет продолжаться в последующие годы, так что модельный лес сможет крепко встать на ноги и реализовать наработанный потенциал.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал