Программа по окружающему миру для 3 класса на 2014 2015 учебный год Пояснительная записка к курсу



Скачать 315.16 Kb.
Дата01.05.2016
Размер315.16 Kb.
ТипПрограмма
Рабочая программа по окружающему миру

для 3 класса

на 2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка к курсу.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.



Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:


  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе.

Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, - так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведе- ния и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.


Содержание программы

3 класс (68 часов)

Природные условия Земли (12 часов)

Человек и природа

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).

Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края.

Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.

Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек в далеком прошлом (9 часов)

Человек и общество

Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.

Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-тысячелетие.

Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы... ) в жизни человека.

Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с учетом возможностей).

Земли восточных славян (22 часа)



Человек и природа

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.

Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Человек и общество

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.

Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.

Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.

Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).

Московское государство (12 часов)



Человек и природа

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.



Человек и общество

Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.

Культура Московской Руси. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России.

Иван IV Грозный.



Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту (с учетом возможностей).

Путь от Руси к России (13 часов)

Человек и общество

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири.

Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.

Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.



Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.



Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

Тематическое планирование.

3 класс (68 часов)

Природные условия Земли (12часов).

Приглашение к путешествию.

Что такое погода. Народные приметы погоды. Климат. Почва.

Природные зоны суши Земли.



Человек в далеком прошлом (9 часов).

Где зародилось человечество .

Климат и природные зоны.

Родина человечества. Как появился человек. Жизнь древних людей.

Самые древние государства.

Расширение знаний о мире. Первые шаги в изучении природы . Духовная жизнь древнего человека.



Земли восточных славян (15 часов).

Географическое положение Европы. Первые люди на нашей земле. Восточно-Европейская равнина.

Степи. Лесостепь. Лесная зона.

Как жили наши далекие предки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».

Обожествление природы . Защита славянами своих земель.

Образование Древнерусского государства ( 7часов).

Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Расцвет Древнерусского государства. Древнерусская культура. Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие. Угроза с Запада.



Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов)

Залесская земля.

Что такое природное сообщество.

Возвышение Москвы. Куликовская битва. Стояние на Угре.

Создание Московского государства. Грозный царь.

Развитие русской культуры.



Какая она, Азия (6часов)

Русские первопроходцы .Географическое положение Азии.

Сибирь. «Хожение за три моря».

Россия в XVII веке (7 часов)

Смутное время. Спасители земли Русской

Расширение пределов страны.

Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

Россия накануне реформ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:



1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

4. Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

5.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».

6.Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».

7.Чутко Н.Я. Я - гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов. - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

Специфическое сопровождение (оборудование)

Наглядные пособия:



  • натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;

  • изобразительные:

  • муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;

  • таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

  • физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

  • атлас для начальных классов;

  • настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

  • рисунки, слайды, диафильмы;

  • самодельные наглядные пособия;

интерактивная доска.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

- интерес к познанию окружающего мира;

- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе

предложенных критериев;

- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства

сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

- принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.





Обучающийся получит возможность для формирования:


- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,

понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

- выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;

- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- реализации основ гражданской идентичности в поступках;

- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни;

- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;


эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-об- разным (рисунками, картой, таблицей,

схемой, диаграммой), словеснообразным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на

наглядно- образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно- образным и словесно-логическим материалом;

- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.




Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:


- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях,

рекомендуемых учителем;




- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;


- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной

литературе;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

- умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов

(в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным

основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- устанавливать причинно-следствен- ные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа;

природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием

ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;


- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- находить разнообразные способы решения учебной задачи;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно

выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).



Коммуникативные универсальные учебные действия




Обучающийся научится:


  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и позицию;

  • умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

  • контролировать действия партнера;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.


- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

- контролировать действия партнера;


Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),

владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ

и дистанционного общения;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной,

и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- использовать речь для планирования своей деятельности.






Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:



- устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе:

между растениями и животными, между разными группами животных;

- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

- природы (солнечный свет, воздух, вода, почва);

- приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;

- выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

- выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

- узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

- соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

- узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

- следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и (при возможности) на электронных носителях, в том числе в Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы;

- использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в т.ч. (при возможности) и медиаресурсы;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения не
Обучающийся получит возможность научиться:


- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием

(в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные

сообщества, оценивать их последствия;

- планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


Человек и общество


Обучающийся научится:

- различать прошлое, настоящее, будущее;

- соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»;

- пользоваться историческими картами;


- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни,

обычаям и верованиям

своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников,

этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

- устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных

природных зонах;

- выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научиться:


- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту



и доказательность;

- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием

(в случае необходимости ) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными

группами;

- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи,

в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила,

участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Обучающийся получит возможность узнать:

- о древнейшей истории человека, о первых государствах;

- об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны

в изучаемые исторические периоды;

- об особенностях быта, труда, духов- но-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые

исторические периоды;

- имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир,

Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин,

Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

- об истории и выдающихся людях родного края.









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал