Программа по предмету «биология» для 5 9 классов (фк гос)



Скачать 371.49 Kb.
Дата02.05.2016
Размер371.49 Kb.
ТипПрограмма
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«БИОЛОГИЯ»

для 5 - 9 классов (ФК ГОС)

(уровень основного общего образования)

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе примерной программы по биологии (ФК ГОС 2004 года), с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.



Основой для составлении рабочей программы для 6-9 классов являются следующие нормативно-правовые инструктивно-методические документы

нормативно-правовые и инструктивно-методические документы:
 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МОРФ № 1089 от 05.03.2004г. № 2783 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

 Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования»);

Методические рекомендации по реализации примерного базисного плана Новосибирской области (региональный компонент), Новосибирск, НИПКиПРО, 2008 год;

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у уча­щихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного под­хода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребован­ные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в эко­системах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущно­сти человека, его роли в окружающей среде.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение сле­дующих целей:



  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельно­сти и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи­вой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биоло­гическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растения­ми, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и ок­ружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собствен­ному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных при­вычек, ВИЧ-инфекции.


Место предмета в базисном учебном плане
На реализацию программы по биологии отводится 245 часов, в том числе в 6 классе - 35 часов (1 час в неделю), 7-9 классах - по 70 часов (по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесо­образно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представите­лей растений, животных, грибов конкретного региона. Для обеспечения реализации регионального курса «Живая природа Новосибирской области», данный модуль интегрирован в школьный учебный предмет федерального компонента биология. На курс «Живая природа НСО» отводится 35 часов.

Предмет «биология» на уровне основного общего образования изучается с 6 по 9 класс.

.

Согласно ОП ООО МБОУ СОШ №159 продолжительность учебного года составляет 35 недель в 5-7 классах, 36 учебных недель в 8 классе, 34 учебные недели в 9 классе.



Таким образом, общее количество времени на пять лет обучения по биологии составляет 280 часов.


Года

обучения на уровне ООО (классы)

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

6 класс

2

35

70

7 класс

2

35

70

8 класс

2

36

72

9 класс

2

34

68

Всего за 5 лет







  1. часов


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и на­выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приори­тетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распо­знавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.


Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение уча­щимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребован­ными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для со­хранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования, ориентированные главным образом на воспро­изведение усвоенного содержания.

В рубрику "Уметь" входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на ре­шение разнообразных жизненных задач.


Основное содержание (245 час)
Биология как наука. Методы биологии ( 3 час)

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и изме­рение биологических объектов.

Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.



Демонстрации:

Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.

Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

Лабораторные и практические работы

Наблюдение за ростом и развитием растений и животных. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных. Опыты по изучению состава почвы.


Система органического мира (25 час)
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические катего­рии: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненностъ1.

Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение - целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболе­ваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использова­ние бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.

Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профи­лактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии.

Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищ­ные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энер­гии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира.

Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.



Демонстрации:

Классификация организмов Строение растительной клетки

Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных) Строение и многообразие бактерий Строение шляпочного гриба Многообразие грибов Грибы - паразиты

Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего) Животные - возбудители и переносчики заболеваний Строение вируса



Лабораторные и практические работы

Изучение органов цветкового растения Выявление роли света и воды в жизни растений Размножение комнатных растений Изучение строения плесневых грибов Распознавание съедобных и ядовитых грибов Изучение внешнего строения млекопитающего Изучение внутреннего строения млекопитающего Наблюдение за поведением животных


Многообразие и эволюция живой природы (62 час)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный от­бор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голо­семенные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосе­менных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообра­зия растений. Сельскохозяйственные растения.

Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение живот­ных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости био­сферы. Сельскохозяйственные животные.

Демонстрации^

Многообразие видов

Приспособления у организмов к среде обитания Растения разных отделов, семейств, видов Одноклеточные животные

Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных

Строение и многообразие червей

Строение и многообразие моллюсков

Строение и многообразие членистоногих

Строение и многообразие рыб

Строение и многообразие земноводных

Строение и многообразие пресмыкающихся

Строение и многообразие птиц

Строение и многообразие млекопитающих



Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения водорослей

Изучение внешнего строения мхов

Изучение внешнего строения папоротника

Изучение строения и многообразия голосеменных растений

Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих

Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни

Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни

Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни

Распознавание растений разных отделов

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности

Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использова­нием справочников и определителей (классификация)

Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использова­нием справочников и определителей (классификация)

Выявление приспособлений у растений к среде обитания

Выявление приспособлений у животных к среде обитания

Распознавание животных разных типов

Распознавание домашних животных
Признаки живых организмов (34 час)
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточ­ное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Гены и хромосомы. Деление клетки -основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии - признак живых организмов. Питание. Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продук­тов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и разви­тие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследствен­ность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследст­венности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выра­щивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.

Демонстрации:

Приспособления к среде обитания у организмов Клетки растений, животных, грибов и бактерий Хромосомы Деление клетки

Половое и бесполое размножение Половые клетки Оплодотворение Изменчивость у организмов Порода, сорт

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Признаки вида

Экосистема



Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание Изучение клеток бактерий



Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

Распознавание органов у растений

Распознавание органов и систем органов у животных

Выявление изменчивости у организмов




Взаимосвязи организмов и окружающей среды (28 час)
Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищниче­ство, симбиоз, паразитизм).

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Биосфера-глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Грани­цы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление "Озоновых дыр", загрязнение ок­ружающей среды.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Демонстрации: Экологические факторы Структура экосистемы Пищевые цепи и сети

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, парази­тизм)

Агроэкосистема Границы биосферы

Лабораторные и практические работы

Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах) Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

Изучение и описание экосистемы своей местности

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы


ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (60ч. )

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохра­нения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изу­чения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от животных.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной сис­темы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегета­тивная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция дея­тельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные же­лезы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепа­тита.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Забо­левания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболе­ваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасе­нии утопающего.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутрен­ней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные со­суды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное крово­течения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лим­фообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохра­нения здоровья.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их при­чины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилакти­ка.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматиз­ма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окру­жающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилак­тика.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безус­ловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в по­коление информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельно­сти. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и вос­питания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.



Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлажде­ние, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных си­туациях как основа безопасности собственной жизни.

Демонстрации:

Сходство человека и животных

Строение и разнообразие клеток организма человека

Ткани организма человека

Органы и системы органов организма человека Нервная система

Железы внешней и внутренней секреции Пищеварительная система Система органов дыхания Механизм вдоха и выдоха

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении

утопающего

Состав крови

Группы крови

Кровеносная система

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

Лимфатическая система

Мочеполовая система

Строение опорно-двигательной системы

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы Строение кожи

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях Анализаторы

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты

крови человека и лягушки)

Измерение массы и роста своего организма

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

Определение норм рационального питания

Выявление влияния статической и динамической работы на утоление мышц

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

Определение частоты дыхания

Измерение кровяного давления

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал Изучение внешнего вида отдельных костей Изучение изменения размера зрачка

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье


Примерные темы экскурсий Многообразие растений своей местности Сезонные явления в природе

Способы размножения растений, распространение плодов и семян Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека Экосистема своей местности ( лес, луг, водоем). Агроэкосистема своей местности ( парк, сад, сквер, поле, пруд). Эволюция органического мира ( палеонтологический музей).



Резервное время - 33 часов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; расте­ний, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельно­сти и поведения;


уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволю­цию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных орга­низмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружаю­щей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния ок­ружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных забо­леваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведени­ем животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее рас­пространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних живот­ных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимо­действия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, пред­ставителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоро­вье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справоч­никах значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алко­голизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболева­ний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен



Знать/понимать:

* Основные биологические понятия и термины; результаты выдающихся биологических открытий.

* Признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и органов растений, грибов и бактерий; биосферы.

* Строение, многообразие, значение растений.

* Химический состав растений.

* Сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, способы размножения растений.

* Классификацию растений.

* Основные экологические факторы и их влияние на растения.

* Основные этапы развития растительного мира.

- строение органов растения, клеточного строения растений; части растительной ткани и растительной клетки (цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли, оболочка);

- основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;

- способы размножения растений;

- взаимосвязь растений и факторов живой и неживой природы;

- роль растений в природе и их значение в жизни человека;

- мероприятия по охране и рациональном использование растений.

Уметь:

* Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;

* Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения биологических объектов и явлений.

* Приводить примеры многообразие растений; усложнения растений в процессе эволюции; способы размножения; использования и охраны растений, влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

* Составлять краткую биологическую характеристику разных типов биологических объектов, явлений и процессов, на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представлении.

* Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и вирусами;

- оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями;

- соблюдения правил поведения в окружающей природе;

- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

- соблюдения правил по приготовлению микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений;

- бережного отношения к организмам, видам;

- здорового образа жизни человека; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

- распознавать органы цветкового растения;

- проводить рыхление, полив, окучивание;

- проводить наблюдения в природе за сезонными явлениями;

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты, рассматривать их под микроскопом;

- ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен



Знать:

- характерные признаки царства животных;

- строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);

- роль простейших в биосфере и жизни человека;

- многоклеточность и ее биологический смысл;

- отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);

- основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;

- особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;

- особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;

- основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;

- основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека;

- важнейшие отряды насекомых;

- о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;

- роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);

- важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»;

- насекомые человеческого жилища на примере своего региона;

- роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;

- классы позвоночных животных;

- приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;

- особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;

- роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;

- о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов;

- особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;

- роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;

- о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;

- основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих;

- основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;

- основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона; характерных животных своего региона;

-об охране животных, роли заповедников и заказников.

Знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона.

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных.

Уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать готовые микропрепараты и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части, органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных,

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

-оказания первой помощи при укусах животных;

-соблюдения правил поведения в окружающей среде.



Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов


В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

Знать/понимать:

  • систематическое положение человека и его происхождение,

  • особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ,

  • особенности индивидуального развития организма человека,

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека,

  • факторы, разрушающие здоровье человека,

  • этические нормы межличностных отношений

Уметь:

  • распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека,

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях,

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены,

  • пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты,

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов

В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен



Знать/понимать

  • Основные биологические понятия и термины; результаты выдающихся биологических открытий.

  • Биологические явления и процессы в природе и живых организмов, взаимодействия между ними; изменение окружающей среды в результате деятельности человека; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды; охрана природы и перспективы рационального природопользования.

  • Образование Земли, этапы ее формирования, их характеристика, появление первых живых организмов и их эволюция.

  • Многообразие живого мира; основные свойства живой материи; уровни организации живой материи; критерии живых систем.

  • Химическая организация клетки; неорганические вещества, входящие в состав клетки; органические вещества, входящие в состав клетки.

  • Строение и функции клеток; прокариотическая клетка; эукариотическая клетка; деление клеток; особенности строения растительной клетки; клеточная теория строения организмов; неклеточные формы жизни; вирусы.

  • Размножение организмов; бесполое размножение; половое размножение.

  • Индивидуальное развитие организмов; эмбриональный период развития; постэмбриональный период развития; сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков; биогенетический закон; развитие организма и окружающая среда.

  • Основные понятия генетики; гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя; законы Менделя; хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов; генетика пола; наследование признаков сцепленных с полом; генотип как целостная система; взаимодействие генов; решение генетических задач.

  • Закономерности изменчивости; наследственная (генотипическая) изменчивость;

зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость).

  • Основы селекции; создание пород животных и сортов растений; методы селекции растений и животных; селекция микроорганизмов; достижения и основные методы направления современной селекции.

  • Возникновение жизни на Земле, этапы развития жизни и их характеристика, происхождение человека, основные расы человека.

  • Эволюционное учение Ч. Дарвина; формы естественного и искусственного отбора; эволюционная роль мутаций; основные закономерности биологической эволюции.

  • Биосфера, ее структура и функции; круговорот веществ в природе.

  • Жизнь в сообществах, основы экологии; история формирования сообществ живых организмов; основные биомы суши, их флора и фауна; взаимодействие организма и среды; абиотические и биотические факторы, воздействующие на живые организмы; основные типы взаимоотношений между организмами.



Уметь

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;

  • Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения биологических объектов и явлений.

  • Приводить примеры многообразие живого мира; метаболизма; прокариотических клеток; эукариотических клеток; размножения организмов; закономерности наследования признаков; использования и охраны окружающей среды, адаптации живых организмов к условиям местообитания; влияние абиотических и биотических факторов на живые организмы.

  • Составлять краткую биологическую характеристику разных типов биологических объектов, явлений и процессов, на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Учета биологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными биологическими явлениями, объектами и процессами, их изменений в результате биотических, абиотических и антропогенных воздействий; оценка их последствий;

  • Приблизительно определять фенотипы поколений, по фенотипам родителей; определять периоды развития животных организмов; вегетативно размножать растения.

рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среде; определять пищевые цепи и сети своей местности, образ жизни живого организма по его внешнему облику; рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среде.






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал